К июлю 1941 на аэродромах в Борисполе (Киев) и Белой церкви была

ч. 1 ... ч. 347 ч. 348 ч. 349 ч. 350 ч. 351 ... ч. 595 ч. 596
10 октября 1941 года согласно приказа НКАП за № 106700 завод № 132 был эвакуирован из Москвы и также размещен на площадях Симского арматурного завода, где уже находился завод № 444, эвакуированный со ст. Плющево, Московской области.

При объединении трех заводов, новому объединенному заводу присвоен № 132 НКАП. С момента объединения заводов директором завода № 132 НКАП приказом от 28 января 1941 года назначен Ивайкин А.М. В 1942 году 22 апреля директором завода № 132 назначен Лурье В.С. 15 декабря 1944 года директором завода № 132 назначен Антонов В.П. 15 ноября 1947 года директором завода № 132 вторично назначен Лурье В.С. 29 мая 1950 года директором завода № 132 назначен Глинкин С.А. 10 января 1957 года директором завода № 132 назначен Фокеев Е.И.

При эвакуации завода № 132 вместе с заводом было эвакуировано ОКБ, которое в 1944 году было ликвидировано. Гл. конструктором ОКБ был Петелин. В 1947 году приказом МАП № 307 от 15 мая на заводе № 132 вновь организовано ОКБ, гл. конструктором был назначен Добротворский. В 1948 году ОКБ на заводе № 132 было ликвидировано приказом МАП № 616 от 19 августа.

В период ВОВ завод производил выпуск агрегатов для механического и воздушного запуска поршневых авиадвигвтелей, оснащения пневматических систем самолетов и т.д. В 1946-1947 гг. в связи с разработкой конструкций флюгерных воздушных винтов, было поставлено производство трех типов регуляторов винта со специальными флюгерными свойствами. В 1948-1949 гг. завод принимает активное участие в освоении агрегатов для реактивной авиатехники

Директор – Фокеев

Адрес: Сим Челябинской области

Производственный профиль – агрегатный завод (9877).
10 октября 1941 г. было письмо заместителя Наркома внутренних дел СССР Завенягина начальнику Управления особого строительства куйбышевских заводов НКВД СССР Лепилову о строительстве жилья для работников эвакуированных заводов

Сов. секретно

Государственный Комитет Обороны постановлением от 8.Х-№ ГКО-741сс об эвакуации заводов Наркомавиапрома Московской, Воронежской и Ростовской областей обязал НКВД и начальника строительства Куйбышевских заводов НКВД тов. ЛЕПИЛОВА:

A) немедленно развернуть барачное строительство двух городков на 7 тыс. человек каждый, ведя строительство бараков по упрощенным проектам;

Б) закончить строительство жилых домов в кварталах №№ 707, 709, 710 и 711 и сдать в эксплуатацию 40 тыс. кв. метров жилплощади к 25 октября и 10 тыс. кв. метров - к 1 декабря 1941 года;

B) построить деревянные дома облегченной конструкции площадью 40 тыс. кв. метров к 10 ноября с.г. и 40 тыс. кв. метров к 1 января 1942 года;

Г) передать заводам НКАП к 15 октября 1941 года не менее 30 тыс. кв. метров жилой площади за счет лагерных бараков.

Вам надлежит развернуть работы по жилстроительству для обеспечения сдачи в эксплуатацию жилплощади заводам НКАП в сроки, установленные указанным постановлением.

О ходе выполнения прошу сообщать мне телеграфно каждую пятидневку.

Заместитель Народного комиссара внутренних дел Союза ССР Завенягин

(ГАСО. Ф. Р-2064. On. 2. Д. 56. Л. 50-51. Подлинник.) (11878).
10 октября 1941 г. по приказу № 1057сс завод № 305 1ГУ НКАП (Завод № 305 НКАП, МАП, Куйбышевский арматурный завод, Куйбышевский завод гидроавтоматики, Самарский завод «Гидроавтоматика», АООТ, ОАО «Гидроавтоматика» /г. Москва Ленинградское ш., 228А; г. Куйбышев ст. Безымянка/ /443052 г. Самара Заводское ш., 53 тел. 92-60-86/) был эвакуирован в Куйбышев на площадку бытовок и складов завода № 122 НКАП. По приказу № 416с от 29.10.1945 г. завод № 305 с 1.10.1945 г. переведен и влит в состав завода № 207 НКАП в Куйбышеве.

По распоряжению СНК № 3814-рс от 6.03.1942 г. и приказу № М3-70с/180с от 8.03.1942 г. площадка эвакуированного завода № 305 со всеми сооружениями передана в НКЭП.

По распоряжению СМ СССР № 1090 от 3.02.1948 г. и приказу № 97с от 1.03.1948 г. завод № 305 МАП с 1.03.1948 г. вновь выделился в самостоятельный из завода № 207 МАП с базированием в г. Куйбышев. Производство нормалей завода № 305 переведено в Горький и влито в состав завода № 167 МАП (бывшего завода «Славянин», затем это- Горьковский завод нормалей).

В соответствии с пост. СМ СССР № 713-342 от 26.06.1957 г. передан в ведение СНХ РСФСР.

Производство электрогидравлических усилителей, систем дозаправки топливом в полете.

Производство (1997-2002 г.): агрегаты управления и регулирования (в т.ч. уникальные) для пневмо-, гидро-, и топливных систем ЛА, дорожно-строительных машин, автотранспорта и медицинских аппаратов; системы газонаполнения аврийных трапов; кислородная барокамера «Иртыш»; машины для напыления ППУ; автозапчасти для ВАЗ.

Имеет производства (2002 г.): литейно-штамповочное, окрасочно-гальваническое, механическое, сборочно- испытательное.

В 08.1969 г. получил наименование Куйбышевский завод «Гидроавтоматика». В 11.1997 г. предприятие преобразовано в АООТ, затем- ОАО «Гидроавтоматика». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошло в число стратегических оборонных предприятий.

Директор (-12.1940 г.)- А.И. Марочкин, (12.1940-41 г.-)- С.И. Павлов, (-07.1942-05.1945 г.-> Гавриленко, (1966 г.)- Шишков. Гендиректор (1997 г.)- В. Г. Маценко, (2002 г.)- Н.М. Срывный, (2005 г.)- А.Н. Воронков.

Гл. инженер (2002 г.)- В.И. Сохнышев.

Финансовый директор (2002 г.)- А.В. Казбаев. Директор УМиК (2002 г.)- Б.Р. Балабанов.69

ОКБ-305 МАП /г. Куйбышев/

Организовано в составе завода № 305 МАП с 1.03.1948 г. по распоряжению СМ СССР № 1090 от 3.02.1948 г. и приказу МАП № 97с от 1.03.1948 г. В 08.1957 г.- в ведении 1ГУ МАП.

Разработка гидро- и топливной арматуры (краны и фильтры) (-1953-57 г.-). Затем было преобразовано в серийное заводское КБ.

Гл. конструктор (1948 г.-)- В.Л. Моисеенко (11982).
10 октября 1941 г. по приказу НКАП № 1057сс ОКБ завода № 16 гл. конструктора В.А. Добрынина и опытное производство (приказ № 1053сс от 9.10.1941 г.) эвакуированы в г. Уфу на площадку завода № 384 НКАП. Здесь по приказу № 1167с от 15.11.1941 г. образовано самостоятельное ОКБ-250 НКАП под руководством В.А. Добрынина (ОКБ получило номер вне принятой системы обозначений предприятий- по марке разрабатываемого двигателя). Работы по двигателю М-250. ОКБ базировалось на части территории Протезного завода, который являлся одной из площадок объединенного завода № 26 НКАП.

По приказу НКАП № 538с от 6.09.1943 г. ОКБ-250 в полном составе с 1.09.1943 г. переведено в Рыбинск на завод № 36 НКАП для обеспечения доводки двигателя М-250. Размещение шло в 10.1943 г. на площадях бывшего ОКБ завода № 26. По приказу № 13с от 5.01.1944 г. ОКБ введено в состав завода № 36.

С 25.06.1946 г. получило название ОКБ-36-1 при заводе № 36. С 1947 г. получило название Щербаковское предприятие п/я 106 - ОКБ-36 МАП, с 1957 г.- Рыбинское предприятие п/я 106 - ОКБ-36 МАП. В 08.1957 г.- в ведении ЗГУ МАП.

Пост, правительства от 1.04.1952 г. ОКБ выдано задание на разработку ВД-5. Пост, от 6.07.1952 г. выдано задание на разработку ВД-7. Пост. СМ СССР от 30.07.1954 г. задавалось создание на базе ВД-5 двигателей ВД-5М и ВД-5Ф, пост, от 07.1955 г. их разработка прекращена в пользу ВД-7.

С 1.10.1966 г.- РКБМ (по приказу от 30.04.1966 г.), А-7970 (А-7470) (1967-69 г.), в 1984-89г,- Андроповское КБМ (АКБМ). С 1.12.1992 г.- АООТ «РКБМ», с 1996 г.- ОАО. 28.02.1997 г. влилось в ОАО «Рыбинские моторы». Численность работников (весна 1952 г.)- 1500 чел.

Гл. конструктор (11.1941-56 г.)- В.А. Добрынин {28.05.1895-78 г.}, (1960-84 г.)- П.А. Колесов {1915-}, (1984- 88 г.)- В.И. Галигузов, (1988-97 г.)- А.С. Новиков, М.Л. Кузменко. Ген. конструктор (12.1956-60 г.)- В.А. Добрынин {28.05.1895-78 г.}, (1966 г.-)- С.А. Гаврилов {1914-83 г.}.

Ответственный руководитель (1943-60 г.)- В.А. Добрынин, (1960-84 г.)- П.А. Колесов, (1984-88 г.)- В.И. Галигузов. Гендиректор (1994-98 г.)- А.С. Новиков.

1-й зам. гл. конструктора (1986 г.-)- А.С. Новиков. Зам. гл. конструктора (1944-46 г.)- Г.С. Скубачевский, (1950- е)- Е.М. Бермант; по расчетно-исследовательским работам (1984 г.-)- А.С. Новиков. Гл. конструкторы: (1962-66 г.)- С.А. Гаврилов, (1979 г.)- А.Л. Дынкин (РД-38). Начальник КО (1950-е г.)- В.Н. Кувыркин.

Создано: авиационные двигатели ВД-ЗТК (М-251ТК, 1948), ВД-4К (М-253К, 1952), ВД-5 (1954), ВД-7 (1957), ВД-7М (1960), ВД-19 (1963), РД-7М2 (1963), РД36-35 (1964), РД36-41 (1968), РД36-51 (1969), РД-38 для Як-38 (1980), РД-41 (1982), РД-43, РД-51, РД-600В (1988), ТВД-1500 (1991), PM3-320; ТРДЦ для БПЛА 36, 36МТ (2001); судовой дизель Д65А-С, дизели для экскаваторов Д65П, Д75П; маломощный авиационный дизель ДН-200 (1991) (11982).
10 октября 1941 г. на площадку завода № 384 НКАП (ГС Завод № 384 НКАП, Уфимский моторный завод НКСМ /г. Уфа/) эвакуировано ОКБ завода № 16 НКАП (приказ № 1057сс). Здесь на базе ОКБ и его опытного производства (эвакуированного по приказу № 1053сс от 9.10.1941 г. на площадку протезного завода) к 11.1941 г. образовано самостоятельное ОКБ-250 НКАП под руководством В.А. Добрынина. Кроме того, в 1941 г. в Уфу на площадку завода № 384 должен был быть эвакуирован завод № 291 НКАП (эвакуирован на площадку Завода горного оборудования) и влит в его состав. Также по приказу № 1053сс от 9.10.1941 г. на площадку литейного цеха завода № 384 должно было эвакуироваться оборудование и личный состав завода № 219 9ГУ НКАП (эвакуирован частично, часть- на площадку завода № 338). На площадку завода № 384 эвакуированы также Опытный завод и производственные лаборатории ЦИАТИМ НКАП и стройтрест № 11 НКАП.

Директор (10.1940-08.1941 г.)- Г.Д. Брусникин, (08.1941 г.-> В.П. Баландин (11982).


10 октября 1941 г. по приказу № 1057сс завод (Завод № 445 НКСП, НКАП /г. Тушино Московской обл.; г. Алапаевск Свердловской обл./) должен был эвакуироваться в Свердловск на планерный завод № 493 НКАП. Однако, этот завод был передан в ЗГУ для размещения завода № 28 НКАП. Тем не менее из-за неразберихи руководство и часть оборудования завода № 445 все же прибыли на завод № 493. Основная часть личного состава, оборудования и документации завода № 445 оказались в г. Шумерля на заводе № 471 НКАП. Здесь началось возобновление выпуска планера А-7. По приказу № 1088сс от 1.11.1941 г. планировалось влить завод № 445 в состав завода № 471. Но затем по приказу № 1179с от 31.12.1941 г. завод эвакуирован в Алапаевск на площадку деревообрабатывающего комбината НКЧМ. Здесь в его состав влит завод № 493 НКАП. С начала 1942 г. освоен выпуск десантного планера А-7. Завод № 445 действовал в системе 11 ГУ. Налажено также производство крыльев самолета Ил-2 для завода № 381 НКАП.

На площадке эвакуированного завода в Тушино образовался филиал завода № 445. Сюда реэвакуирован из Тюмени завод № 464 НКАП и в результате слияния образован единый завод № 464.

В соответствии с пост. ГКО № 3028сс от 12.03.1943 г. и приказом № 174с от 27.03.1943 г. завод № 445 был реэвакуирован в Москву и выбыл из состава действующих. Заводу № 81 НКАП были переданы кадры и оборудование по деревообработке, остальной личный состав, оборудование и материалы переданы заводу № 464 НКАП.

Директор (1941-05.1942 г.-)- П.П. Перовский.

Гл. конструктор (09.1941 г.-)- O.K. Антонов.

Гл. инженер (1942 г.)- В.И. Левков.

ЦКБ-1 гл. конструктора В.И. Левкова НКСП, НКАП

Профессор В.И. Левков начал работы по судам на воздушной подушке (СВП) в 1927 г. в Новочеркасском политехническом институте, затем руководил ОТБ при МАИ. ОТБ имело производственную базу на заводе № 84. В 1938 г. ОКБ базировалось на заводе № 84. Созданы катера: Л-1 (1934 г.); Л-5 (1937 г.), пнв как ТКЛ-1 (торпедный катер Левкова) в 1939 г. и стал первым в мире боевым СВП.

По приказу НКСП от 11.03.1939 г. Левков назначен начальником/ гл. конструктором самостоятельного ЦКБ-1 с производственной базой - заводом № 445 НКСП. Продолжены работы по созданию аппаратов на воздушной подушке и воздушных торпед. Созданы катера: Л-9 (1939 г.), Л-11, Л-13 (1941 г.).

По приказу № 1179с от 31.12.1941 г. ЦКБ-1 вместе с заводом эвакуировано в Алапаевск на площадку деревообрабатывающего комбината. Левков назначен гл. инженером завода. В 1942-43 г. Левков разработал проект торпедного катера на воздушной подушке, пр. 171. В 01.1944 г. проект был утвержден в НКСП, но дальше работы не пошли.

Гл. конструктор (11.03.1939-44 г.-)- В.И. Левков {-2.01.1954} (11982).
10 октября 1941 г. по приказу № 1057сс часть завода (ГС Завод № 49 НКАП / г. Балашиха Московской обл. ш. Энтузиастов, 19-й км; г.Уфа Сталинский район/) эвакуирована в Уфу на площадку строящегося гаража НКВД, где завод продолжил действовать под своим номером. Металлургия, производство металлорежущего инструмента.

По приказу № 69с/06 от 4.02.1943 г. производственные корпуса на старом месте переданы во временное пользование заводу № 219 НКАП.

С 1.01.1945 г. завод № 49 влит в состав завода № 150 НКАП (приказ НКАП № 9с от 16.01.1945 г.). Помещения и площади завода в Уфе переданы Уфимскому авторемонтному заводу НК автомобильного транспорта РСФСР (приказ № 1 Юс от 21.03.1945 г.) и Наркомзему Башкирской АССР (приказ № 118с от 26.03.1945 г.).

Директор (1941 г.)- Волошенко, (-08.1942-09.1943 г.-)- Антипов (11982).


10 октября 1941 г. по приказу № 1057сс на площадку завода (Завод № 124/27 НКТП, НКОП, Завод № 124 НКАП им. С. Орджоникидзе, «Казмашстрой», п/я 22 / г. Казань/) и в КАИ эвакуирована часть подазделений ЦАГИ. Затем они преобразованы в Казанский филиал ЦАГИ. По приказу № 640с от 26.10.1943 г. Казанский филиал ЦАГИ был ликвидирован, а корпуса переданы КАИ (11982).
10 октября 1941 г. в соответствии с приказом № 1057сс от на часть производственной площадки завода № 280 эвакуирован Институт авиационного приборостроения (НИИ-12). В соответствии с пост. ГКО № 4367с от 2.03.1942 г. и приказом № 177с от 8.03.1942 г. институт был возвращен из Ульяновска на старую площадку с оборудованием и личным составом (11982).
10 октября 1941 г. приказом № 1057сс в соответствии с пост. Совета по эвакуации № СЭ-147сс от 10.10.1941 г. завод № 132 4ГУ НКАП (Завод № 132 НКТП, НКОП, НКАП, Завод № 1 УВВС, нктп, Симский механический завод («Симза»), Симское агрегатное ПО, АООТ, ОАО «Агрегат» /г. Москва ул. Бутырская, 58/ /456020 г. Сим Инжерского р-на Челябинской обл. ул. Пушкина, 1 тел. 35-89-90/) эвакуируется в г. Сим Челябинской обл. на площадку арматурного завода, где к тому времени уже расположился эвакуированный из Москвы завод № 444 НКАП. По приказу № 1097с от 5.11.1941 г. заводы объединены в единый завод № 132 НКАП (Симский механический завод).

На площадке эвакуированного завода в Москве по приказу № 46с от 17.01.1942 г. образованы Агрегатные ремонтно-механические мастерские № 132. По приказу № 281с от 14.04.1942 г. они получили статус филиала завода № 132 НКАП. Ремонт изделий, выпускаемых заводом № 132. В середине 1942 г. сюда переведен агрегатный завод №451.

По приказу № 206сс от 21.03.1944 г. с завода № 132 переведено большое количество станков, рабочих и ИТР для укрепления производства на завод № 451 НКАП. В начале 1944 г. часть специалистов завода была переведена на завод № 487 для освоения выпуска топливных агрегатов.

В соответствии с пост. СМ СССР № 713-342 от 26.06.1957 г. передан в ведение СНХ РСФСР.

В 02.1981 г. на базе Симского механического завода создано Симское агрегатное ПО (САПО).

В 01.1993 г. САПО преобразовано в АООТ «Агрегат», в 1996 г.- в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004 г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 2005 г. ОАО «Агрегат» входило в состав ММПП «Салют».

Производство (2002 г.): авиационные агрегаты: антиюзовые автоматы торможения, гидроагрегаты (клапаны, реле давления, фильтры, выключатели и редукторы), агрегаты запуска двигателей, регуляторы в/винтов, регуляторы сопла и форсажа, регуляторы расхода топлива, пневморегуляторы, насосы: плунжерные, шестеренные; аврийно-спасательный инструмент для МЧС; автозапчасти; шаровые краны.

Численность персонала (2002 г.)- 3500 чел.

Директор (-05.1937-15.06.1938 г.)- Д.М. Соколов, (4.08-22.10.1938 г.)- М.И. Белгородский, (22.10.1938- 04.1942 г.)- A.M. Ивайкин, (1942-44 г.)- B.C. Лурье, (03.1946 г.)- Антонов. Гендиректор (1982-87 г.)- И.А. Пудовкин, (1987-94 г.)- В.Ф. Давыдов, (-2002-05 г.-)- В.Д. Изюмов.


ч. 1 ... ч. 347 ч. 348 ч. 349 ч. 350 ч. 351 ... ч. 595 ч. 596