Знакомить детей с комплексом характерных явлений в неживой природе
Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с временами года
Знакомить детей с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменениями в зависимости от сезонов.
-
Помочь детям понять связи между предметами и явлениями окружающего мира в городе, в деревне и в естественных условиях, т.е. в природе. Формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано изменение одного влечет за собой другие изменения.
Учить находить зависимость между неживой и живой природой.
-
Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и учёт этого в практической деятельности.
-
Развивать чувственно - эмоциональные детские реакции на окружающую среду. Формировать эмоционально – положительные отношения к окружающему миру, умение видеть красоту и неповторимость.
-
Воспитание любовного, заботливого отношения к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром.
-
Воспитывать понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать развивать речь и познавать способности.
Условия осуществления поставленных задач.
-
Создание предметно-развивающей среды -
Осуществление ознакомление с природными изменениями в разнообразных формах; на занятиях и в повседневной жизни -
Регулярное планирование и проведение тематических прогулок, экскурсий, помогающих детям наблюдать за природой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира -
Активное использование развивающих, познавательных игр, дающих толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности. -
Осуществление интегрированного подхода, т.е. включения экологических занятий в другие занятия. -
Установление чувственных контактов с природой -
Повышение профессионального уровня педагогов -
Проведение просветительской работы среди родителей, используя различные формы


1. Беседа о весне (обобщающая).
-
Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). -
Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. -
Вызвать эстетические переживания от внесенного пробуждения природы.
2. Дидактическая игра «поможем Незнайке»
-
Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году. -
Развивающая среда: Незнайка, картины о весне.
Содержание
-
Воспитатель читает стихотворение:
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стуже…
О каком времени года говориться в стихотворении? Как вы догадались, что в нем говориться о весне?
Вопросы:
-
Какими стали дни весной? -
Как светит солнце? -
Почему растаял снег и лед на реках? -
Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой – самым теплым? -
Какие изменения произошли весной с растениями? -
Почему весной начала расти трава? -
Почему зазеленели деревья и кустарники? -
Какие цветы расцвели первыми? Где вы их видели? -
Каких насекомых увидели первыми? -
Почему появились насекомые? -
Какие птицы прилетели? -
Почему они вернулись к нам? -
Как изменилась жизнь животных с наступлением весны? -
Что делают люди весной в полях, в огородах? -
Почему весной все хорошо растет? (Много света, тепла, влаги.)
Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей. Весной солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинах зацвели первые весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежники, ландыши. Распустились цветки на иве, ольхе, орешнике, затем лопнули почки на других деревьях и кустарниках, и они покрылись зелеными листочками. Зазеленела трава. В мае зацветают фруктовые деревья. Цветет черемуха, сирень. Изменилась и жизнь животных. Появились насекомые: мухи, пчелы, бабочки. У белки, зайца, лисы и других зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили ее окраску. У зайце шерсть стала серой, у белки – рыжей и т.п. Из теплых стран вернулись птицы и сразу принялись за постройку и ремонт гнезд. В гнезда они отложили яйца. А некоторые – воробьи, скворцы – успели уже вывести птенцов.
Много забот весной у людей: вскапывают землю, сеют клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей. Весна – щедрое на радость время года. Любуясь красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде»два».
2. Воспитатель рассказывает о Незнайке – веселом, добром мальчике: Незнайке кажется, что он все, все знает. Такой он хвастунишка! Пришел в школу первый раз – в первый класс. Учительница его спросила: «Можешь назвать по порядку дни недели?». Незнайка засмеялся и сказал: «Конечно, могу…» И начал: «Воскресенье – день веселья… Понедельник, а потом среда – но это ерунда… А потом суббота – погулять охота. Вот и все!» Незнайка был доволен ответом. А как вы думаете, ответил он на вопрос учительнице?
Дети: Нет!
Воспитатель: Надо ему помочь. Назовем дни недели по порядку.
Начнем с понедельника…
Воспитатель просит детей одного за другим называть дни недели, ведя отсчет с понедельника и других дней.
Воспитатель: Когда учительница спросила Незнайку о том, какой день был до понедельника и будет после понедельника, Незнайка совсем развеселился: «Это проще простого!» - снова сказал он. И все перепутал.
Вот какой рассеянный! А вы знаете? (Дети отвечают) Воспитатель читает стихотворение – шутку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К вам синицы прилетели,
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири,
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в соловой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетели семь сорок,
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
А когда Незнайку спросили, месяце в году, какой месяц идет за каким, какой был предыдущий и какой последующий, Незнайка стал печальным – он этого не знал. А вы знаете? Сколько всего месяцев в году? Какой первый месяц года? (Воспитатель предлагает детям назвать месяцы по порядку. Каждый ребенок называет следующий месяц.)
Воспитатель: А теперь поиграем так: я буду называть какой-нибудь месяц, а вы отгадывайте, какой был до него и какой будет следующий (игра проходит в соревновательном характере).
Разработала: Фёдорова Н.В.

ч. 1