Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Измерение температуры. Термометры

ч. 1


Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: Измерение температуры. Термометры.

Практическая работа «Измерение температуры»
Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

Задачи:

- совершенствование базовых знаний и умений по теме «Погода»

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них

Оборудование: учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов « Окружающий мир» 2 класс (1 часть), рабочая тетрадь Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

«Окружающий мир» 2 класс (1 часть),

Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров.

Интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор.

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Картина «Осень», нарисованная с ошибками

Стаканы с холодной и горячей водой.

Предварительная работа: повесьте на окно в классе уличный термометр, а на стену в классе – комнатный.

Ход урока.


  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.


  1. Актуализация знаний.

Слайд 2 Загадка про осень, месяц октябрь.

УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.



Слайд 3 Картинка Лето

Рассмотрите картину и найдите ошибки.

ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.

УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

(дети перечисляют)

УЧИТЕЛЬ: Какова основная причина этих изменений?

ДЕТИ: Похолодание.

УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

ДЕТИ: Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?




  1. Создание проблемной ситуации.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.

Максим: Алина, ты, что все время кутаешься?

Алина: Я совсем замерзла!

Максим: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Алина: А мне кажется – холодно.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?



(У детей возникают тоже разные мнения)

Слайд 4

Учитель: Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте.

Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.


  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?

ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.

(учитель показывает различные виды термометров)

- Какова же будет тема сегодняшнего урока?



Формулировка проблемы ДЕТИ. Как определять температуру. Слайд 5


  1. Актуализация проблемы.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?

ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).


  1. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

УЧИТЕЛЬ: Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?

ДЕТИ: Он показывает температуру маме.




  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Слайд 6. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

Из чего он состоит?

ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. Слайд 6.

Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному. (Учитель записывает на доске)

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.


  1. Виды термометров.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите? Слайд 7.

ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает.

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? Слайд 7.

ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

2) Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!

УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.


  1. Практическая работа: «Принцип работы термометра»

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит. Слайд 8.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Записывают в тетрадь стр. 12

Все внимательно всматриваются.

УЧИТЕЛЬ: Почему столбик термометра поднимается вверх?

ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?

При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?

ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.

УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.

ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?

ДЕТИ: опустилась вниз. Записывают в тетрадь стр 11



Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.


  1. Применение новых знаний.

  1. Чтение и сравнение температур.

Слайд 9. Откройте тетради на стр.11, выполним задание 15.

  1. Кроссворд «Температура и термометры»

  1. Самоконтроль.

УЧИТЕЛЬ: В тетради выполните задание 16 на стр. 11.

Взаимопроверка. Сравнение с образцом(эталоном) Слайд 10.




  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).

УЧИТЕЛЬ: Какую задачу ставили на уроке.

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?



Спасибо за урок. Слайд 11.


ч. 1