Рассказы Короленко «Чудная» и«Сон Макара» Повесть Короленко «В дурном
«Мелкий бес» (1902, полностью вышел в 1907)
Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, статский советник, мнительный, метит на место инспектора
Павел Васильевич Володин, преподаватель ремесла в городском училище
Варвара
Княгиня Волчанская
вдова Грушина
Вершина и Марта
Рутилов и сёстры: Дарья, Людмила и
Саша Пыльников, на маскараде гейша
актёр Бенгальский
Дом Коковкиной
Николай Власьевич, директор гимназии
Наташа, бывшая служанка Передоновых, поступила на работу к жандарму.
Встреча с жандармов => посещения «отцов города»: городского глава, прокурор, предводитель дворянства, председатель уездной земской управы и даже исправника.
Кот, недотыкомка ("если угодно – это ужас житейской пошлости и обыденщины, а если угодно – угрожающий знак страха, уныния, отчаяния, бессилия" – так одним из первых определил внутреннее содержание символа А.Блок.)
, баран, колода карт | Пожар, убийство.
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102005
А.Блок: был прочитан "всей образованной Россией"
-
Романы Мережковского
Дмитрий Мережковский (1866—1941)

Р. в Петере в семье чиновника дворцового ведомства.
После гимназии - на историко-филологический фак. Петербургского ун-та.
Рано заявил о себе как о поэте: 1ые его стихи появились в печати, ему - 15 лет.
Он создает свою собственную мистико-религиозную концепцию двойственного характера бездны:
И смерть и жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Ты сам — свой бог, ты сам свой ближний,
О, будь же собственным творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.
Именно в этой двойственности, одновременном единстве и противоборстве видит поэт разгадку «тайны жизни».
Сб. стихов «Символы» (1892) дал название новому нар
ождающемуся течению рус. лит-ры.
Необходимость более полного выражения своих мыслей заставляет поэта все чаще обращаться к прозе. С середины девяностых он работает над трилогия «Христос и Антихрист», в к-ую вошли романы:
«Смерть богов. Юлиан Отступник» (1896),
«Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901)
«Антихрист. Петр и Алексей» (1905).
- слава
http://briefly.ru/merezhkovskij/hristos_i_antihrist/
2 большая книга — 2томным исследованием «Л. Толстой и Достоевский» (1901 — 1902 гг.)
В нем развивает свою концепцию единства «двух бездн».
Толстой — «ясновидец плоти», «язычник»
Достоевский — «ясновидец духа», «христианин»
воплощая извечные враждующие начала, тем не менее стремятся к синтезу и рождению новой религии.
Не принимает революцию и в 1920 г. эмигрирует во Францию, продолжая и там сражаться с «Антихристом, ввергнувшим Россию в бездну». С 1934 г. он издает журнал «Меч». Вместе с женой, 3. Гиппиус, Мережковский организует религиозно-философские вечера «У зеленой лампы», на которых не устает повторять: «Мы победим, ибо небо на нашей стороне!».
Умер Мережковский в Париже 9 декабря 1941 г.
-
Роман Андрея Белого «Петербург» http://briefly.ru/belyj/peterburg/
Андрей Белый (1880 - 1934)

(настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье профессора, известного математика. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Представитель «младшего» поколения символистов, он был одним из самых активных и последовательных сторонников символизма, который понимался им шире, чем обычная литературная школа или течение. Вместе с В. Брюсовым стал одним из создателей теории символизма в России. Одна из основных проблем деятельности и творчества - проблема «преображения жизни», «пересоздания действительности».
1ые книги: (1902 г.) «Драматическая симфония» и сб. стихов 1904 г. «Золото в лазури», в которых он выступил вполне зрелым и самостоятельным поэтом.
(!) поэма «Первое свидание» (1921), полностью переосмысляя здесь свое прошлое в соответствии с новой концепцией личного развития.
В послереволюционные годы: романы «Москва», «Москва под ударом», мемуары «В начале века», «Меж двух революций». Много времени он уделял и общественно-публицистической деятельности.
«Петербург»
Аполлон Аполлонович Аблеухов
экс-жена Анны Петровны
«Летящая в пустоту культура» — вот главная его тема.
Каждую историческую эпоху А. Белый воспринимал как определенный тип духовной атмосферы (уровень культуры), обусловленной и воплощенной искусством. Поэтому творчество русских классиков для автора романа есть высший показатель состояния прошлого.
«Петербург» и строится на реминисценциях, образах Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.
Можно представить, каким красочно-анекдотичным и остро ироничным был воссозданный мир: Евгений из «Медного всадника» превратился в душевнобольного Дудкина; любовная сцена из оперы «Пиковая дама» — в дурной анекдотец. Тема гоголевского «Невского проспекта» обернулась мотивом «ползущей, голосящей многоножки». Сложный, во многом драматичный образ Каренина из романа Толстого снизился до фигуры заводной куклы Аблеухова-старшего, а трагедия Анны Карениной — до плотских развлечений Анны Петровны. Остропсихологические конфликты «Бесов» Достоевского подменились «мозговой игрой». Сопоставления можно продолжить бесконечно. Их средствами А. Белый передал кризис своей современности, когда все противоречия прошлого достигли последней черты.
В «Петербурге» — цепная реакция ущербных побуждений, стихийных процессов — «вихрей сознания». В их лоне созрели уродливые плоды индивидуализма, нигилизма, анархизма, агностицизма, механицизма. Государственная «политика» и революционная практика как равно болезненные явления отвергнуты автором. Но тем сильнее волнует его мечта о духовном возрождении России, о новой Калке ее спасения. Для А. Белого будущее, как он сказал по окончании романа, связано с пробуждением национального самосознания — «подлинного выражения культуры». Функцией такого жизнестроения и должно было обладать новое искусство.
-
Некрополь» Вл. Ходасевича
Владислав Ходасевич (1886—1939)

Р. в Москве в семье выходца из Польши. Отец был художником и фотографом. Окончив 3-ю классическую гимназию, поступает в Московский ун-т (историко-филологическом и юридическом фак), не завершил — «отчасти вследствие обстоятельств личной жизни, отчасти из-за болезни (туберкулез)».
1ые стихи - в символистском альманахе «Гриф» в 1905 г.
1ая книга стихов «Молодость» (1908). Печатается во многих русских изданиях, пишет
критические статьи, занимается переводами с польского на русский.
2я книга стихов — «Счастливый домик» (1914).
Он пишет критические статьи о Пушкине, Державине и др. рус. поэтах.
книги стихов «Путем зерна» (1920), «Тяжелая лира» и «Статьи о русской поэзии» (1922).
По личным обстоятельствам уезжает в Берлин. В 1922— 1925 гг. работает с Горьким на Капри (редактирует журнал «Беседа»). После разрыва с Горьким уезжает в Париж, где работает в газетах «Дни», «Последние новости», а с 1927 г. — в газете «Возрождение» в качестве редактора литературного отдела и автора критических статей о литературе.
1927 г. - последняя поэтическая книга, объединившая сб. «Путем зерна», «Тяжелая лира» и написанный в эмиграции цикл стихов «Европейская ночь».
Впоследствии выступает преимущественно как критик и историк литературы («Державин», 1931, «О Пушкине», 1937). В 1939 г. издана книга мемуаров поэта «Некрополь. Воспоминания». Она, давно ставшая классикой мемуарного жанра, интересна прежде всего острыми, порой неожиданными характеристиками людей, с которыми Ходасевича сталкивала жизнь:
- Брюсов (котёнок, не любил людей, потому что прежде всего презирал их. Чувство равенства ему чуждо, умел только командовать и подчиняться «Жестоко вы написали, но — превосходно.» Любил лит-ру (безжалостное божество, вечно требующее крови) и только её, а самого себя только во имя себя)
- Андрей Белый (сестра Брюсова - мой папа обезьяна)
- Горький (ленивых он не любил и имел на то право, потому что сам работал по 10 часов в сутки а то и больше)
- Федор Сологуб (писал даже слишком много, жизнь без молодости, мастерство без заката)
- Есенин (Россия для Е. — Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас работают его дед и отец. История Есенина есть история заблуждений. Идеальной мужицкой Руси, в к-ую верил он, не было)
— и совершенно особым «макабрическим» тоном повествования, которым обусловлено и само название книги, — в революции, гражданской войне, вынужденной эмиграции многих представителей интеллигенции ХХ видел гибель русской культуры.
http://royallib.ru/read/hodasevich_vladislav/nekropol.html#0
В его творчестве Ходасевича традиции русского классического стиха и поэтика символистов.
Высокая духовная напряженность его поисков и постоянно преследовавшие поэта физические недуги во многом определили раннюю зрелость и столь же раннюю горечь его стихов. «Эти стихи порой ударяют больно по сердцу, как горькое признание, сказанное сквозь зубы и с сухими глазами...» — писал Брюсов. У него даже счастье «входит в сердце как игла».
Умер Владислав Ходасевич 14 июля 1939 г. в Париже.
-
«Живые лица» З. Гиппиус
Зинаида Гиппиус (1869—1945)

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в 1869 г. в г. Белеве. Русская писательница, критик, поэтесса, жена Мережковского, однин из идеологов и последователей декадентства в рус. лит-ре.
В 1888 г. - 1ые стихи в «Северном вестнике», вокруг к-го группировались петербургские символисты старшего поколения.
В 1903 — 1904 гг. вместе с Мережковским и Философовым участвовала в издании литературного журнала «Новый путь».
В стихах слышится проповедь чувственной любви в сочетании с мотивами религиозного смирения, страхом смерти и тлена, с одной стороны, и поистине «ницшеанским» эгоцентризмом — с другой («Люблю я себя, как бога)».
В драматургии:
пьеса «Маков цвет» - в соавторстве с Мережковским и Философовым (1908 г.).
пьеса «Зеленое кольцо» 1916 г.
Прозаические произведения
(в 1910-х гг. она выпустила несколько сборников рассказов и написала
романы: «Чертова кукла», 1911, «Роман-царевич», 1913, и др.), имели скандальную славу, как и ее стихи, и ее салоны.
(критические ее работы печатались под псевдонимом Антон Крайний)
«декадентская мадонна» - репутация талантливой, экстравагантной женщины: «Вся она была вызывающе «не как все»: умом пронзительным еще больше, чем наружностью. Судила 3. Н. обо всем самоуверенно-откровенно, не считаясь с принятыми понятиями, и любила удивить суждением «наоборот»».
Идейно-эстетическая концепция творчества и лит-ры изложила в работе «Литературный дневник», (1908 г.); свой жизненный путь и мировоззрение — в мемуарах «Живые лица» (1925).
http://www.belousenko.com/books/silver_age/gippius_live_faces.htm
Враждебно встретила события Октябрьской революции и позднее в эмиграции (с 1920 г. до самой своей смерти в Париже 9 сентября 1945 г.) резко и непримиримо выступала против всего происходящего в СССР. Ее творческое наследие в СССР не издавалось и оценивалось как «крайне реакционное, упадническое, антинародное».
Поиски идеала часто выводили символистов за пределы реальных жизненных отношений, за пределы чувственного мира вообще. Так создавался мир отвлеченной грезы, иррациональных образов и мистических «откровений».

Младшие = на первый план выдвигали философские искания (Блок, Белый, Иванов)
Старшие = резко осуждали окружающую действительность, говорили миру «нет»
(Брюсов, БальмОнт, Мережковский, Гиппиус)
ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4