Рассказы Короленко «Чудная» и«Сон Макара» Повесть Короленко «В дурном

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4

(16) 33 года вдали от Родины. Нелегко они дались писателю – ностальгия = мучила. Вот почему действие большинства произведений писателя, созданных за рубежом, происходит дома, в России. Особое место среди них занимают рассказы, посвященные любовной тематике

Оля Мещерская

Алексей Михайлович Малютин, брат начальницы

казачий офицер застрелил на вокзале – показала дневник

классная дама – брат=>Оля


  1. Рассказы Бунина «Сны Чанга», «Петлистые уши», «Старуха» (16)

(1) Чанг в Китае познакомился со своим нынешним хозяином, капитаном. Семья: жена и дочка: «Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь». «Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — ни даже простой жалости». 1 китаец 2 капитан 3 художник, знакомый капитана. «Если Чанг любит и чувствует капитана, видит его взором памяти, того божественного, чего никто не понимает, значит, ещё с ним капитан; в том безначальном и бесконечном мире, что недоступен Смерти. В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а какая она, — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг».

(2) Гл. "необыкновенно высокий человек" Адам Соколович. "Всякий, кому он попадался на глаза, испытывал чувство смутной неприязни". "вино на него совсем не действует, потому что он - выродок". "у выродков уши - в форме петли, той петли, которой и давят их", "людей, вообще, тянет к убийству женщины гораздо больше, чем к убийству мужчин", проститутка – комната №3, задушил.

(3) Святки. Старуха ревёт. квартирант – учитель прогимназии, в классах дравший детей за волосы, а дома усердно работавший над большим, многолетним сочинением: «Тип скованного Прометея в мировой литературе». В спальне – хозяева. Муж пьяница, по миру пошла после его смерти – счас была рада, Но нет. Он – сжить её хочет, она – чтоб он не налево. Мальчик – племянник хозяйки, гимназист. У караульщика сыновья погибли на войне.


  1. «Жизнь Арсеньева». Кн. 5 (1933)

Алексей родился в 70-х гг. XIX в. в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка => Батурино => Харьков = > в Крым, был в Севастополе, на берегах Донца и, решив уже вернуться в Батурино, по пути заехал в Орёл, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева». Сотрудничество с редакцией «Голоса»

Братья: Георгий, арестован за причастность к социалистам, Николай, стал соседом

сестра Оля

Баскаков 1ый учитель, обострённое чувство красоты

призвание - «поэзия души и жизни» и что, может быть, из него выйдет новый Пушкин или Лермонтов. 1ая влюблённость молоденькую девушку Анхен; горничная Николая; Лика, кузина редактора «Голоса» Авиловой, отец – доктор, хотел выдать за кожевника Богомолова.


  1. Цикл Бунина «Темные аллеи» («Руся», «В Париже», «Натали» (41), «Чистый понедельник» (44))

После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны женские образы. Любовь — высочайшее счартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной.

(1) в поезде мужик с женой, Маруся – он репетитор, она ездила с ним на лодке, Он ответил: «грущу, грущу» и произнес по латыни «возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет».

(2) он в кафе встретил Николаю Платонычу и Ольге Александровне
Не просто история двух судеб. Это история всей России. На примере двух людей, Бунин показал ту трагедию, которую переживало все общество. Сотни и тысячи семей распадались. Девушки, даже самых знатных семей, прозябали под тяжестью грязной работы. Молодые юноши, которые только начали свою жизнь, учились, получали образование, должны были бросить все и жить там, где не было места ни мечтам, ни иллюзиям. Единственное, что могло как-то украсить этот тусклый и мрачный пейзаж – любовь.

(3) Виталий Мещерский, в доме своего дяди - детская влюблённость героя в кузину Соню.



Натали Станкевич, её подруга. Чувственные отношения с Соней и невинное восхищение Натали развиваются одновременно. Просит познакомится с её родными – да. Но Натали видит их с Соней.

Через год Натали выходит замуж за Алексея Мещерского, кузена Виталия, который умирает вскоре.

Проходят годы. Мещерский заканчивает университет и поселяется в деревне. Он сходится с крестьянской сиротой Гашей, которая рожает ему ребёнка. Отказ венчаться. Видятся с Натали, когда Виталий приезжает из-за границы, взаимное искреннее объяснение и любовная сцена. Через полгода Н. умирает от преждевременных родов.

(4) в прощёное воскресенье



  1. Повести Куприна «Молох» и «Олеся»

КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1870-1938) - прозаик.1286093774_kuprin

Р. в с. Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего.Трагична судьба: раннее сиротство (отец умер, мальчику - год), непрерывное 17 затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище). Мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи 13-17 лет. Годы военной службы в провинции дали возможность узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В 1894 года выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. 



«Молох» (1896), основанная на донецких впечатлениях.

Главная тема этой повести — тема русского капитализма, Молоха, — прозвучала необычно ново и значительно. Автор попытался при помощи иносказания выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота. Практически до конца повести рабочие показаны как терпеливые жертвы Молоха, очень часто звучит сравнение их с детьми. И закономерен итог повести — взрыв, черная стена рабочих на фоне пламени. Эти образы призваны были передать идею народного бунта. Повесть «Молох» стала этапным произведением не только для Куприна, но и для всей русской литературы.


Бобров Андрей Ильич
Квашнин Василий Терентьевич
, амфитрион

Свежевский

Кучер Митрофан

Семья Зиненок: из отца, матери, Анны Афанасьевны и пятерых дочерей со своим амплуа:

Мака (девица с рыбьим профилем, ангельский характер, за 30);

Бета (умница), Шурочка (игра в дураки с холостыми инженерами), Нина (любимица) и Кася (рельефность форм).

доктор Гольдберг Осип Осипович

директор Сергей Валерьянович Шелковников и Андреа

Лошади Боброва: Фарватер – жеребец (+1), Ласточка, Черноморец

***

 Изумительный, я вам скажу, народец: младенцы и герои в одно и то же время.



***

Вот он — Молох, требующий теплой человеческой крови! 20 лет в сутки
«Олеся» (1898)— одно из первых произведений, в котором К. предстает перед читателями великолепным художником любви. В творчество писателя прочно входит и прежде близкая ему тема прекрасной, дикой и величественной природы. Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, «городского» человека.

Иван Тимофеевич, Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», молодой, образованной барин.

слуга Ярмола – охота и попытки обучить последнего грамоте.



Мануйлиха, ведьма, старуха «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос».

Олеся, внучка ведьмы, темноволосая красавица «лет 20-25», самобытный ум

Предсказание: «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, такой, который хуже смерти...

Урядник. Заболевает 6 дней. В праздник Святой Троицы. Град. Ярко красные бусы.


  1. Повесть Куприна «Поединок» (1905)

Одним из 1ых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание») (1894). С «Дознания» начинается цепочка произведений Куприна, связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к «Поединку»: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901) и др.

«П.» посвящена М.Горькому:«Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам».

Порочность армии => Я
В центре повествования — жизнь армейских офицеров - в условиях армии идет «расчеловечивание человека — солдата и офицера», как погибает русская армия.
«Да и вообще в нашем деле думать не полагается. Только вопрос: куда же мы с вами денемся, если не будем служить? Куда мы годимся, когда мы только и знаем — левой, правой, — а больше ни бе, ни ме, ни кукуреку » Веткин ПП.
ротный командир, капитан Слива - во всем мире остались только две привязанности:

строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам — «до подушки»



Ромашов Юрий Алексеевич, 9 лет Назанский: «В вас ... какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят».

Гайнан, денщик Юрия

униженный солдат Хлебников

барыня Петерсон Раиса Александровна

Николаевы: денщик Степан

Александра Петровна, гибкость души

Владимир Ефимыч

Бек - был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу.

Зегржт Адам Иванович

Назанский Василий Нилыч

Осадчий – зверь

Звери (цикл рассказов) - Рафальский


***

в густую, как рахат-лукум, грязь

- гипюр

«Когда ее что-нибудь взволнует, — подумал он, — то слова у нее вылетают так стремительно, звонко и отчетливо, точно сыплется дробь на серебряный поднос».



- Дурных людей нет

- И любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов.

- Ромашов все яснее видел, что существует только три достойных призвания: наука, искусство и свободный физический труд.


  1. Рассказы Куприна «Река жизни», «Суламифь»

О любви, которая озаряет человеческую жизнь.

«Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), изображая яркую страсть библейской красавицы Суламифи и нежное. Из 12 частей - царь Персии Соломон (45) и  Суламифь (13 лет)

1 ч - Персия при Соломоне

2 ч – о его женщинах (700 жён и 300 наложниц)

На южном склоне горы Ваал-Гамон был у царя виноградник, куда любил царь уединяться в часы великих размышлений.

6 ч. томления Суламифь, ждущей ночью своего возлюбленного.

7 дней и 6 ночей

царица Астис, верховная жрица храма, страдает чёрной завистью



Элиав, начальник царской стражи, влюблён в царицу

В Египет царица, умертвить Элиава.

"Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!"
«Река жизни»

«Сербия» - гостиница 3ьего разбора. Постоянные жильцы в ней редкость и то проститутки

Хозяйка – вдова лет 36-40 Анна Фридриховна Зигмайер, но близкие знакомые называют ее просто Фридрихом. 4 детей: Ромка «я как собака» и Алечка 13 - она, 7 Адька и 5 Эдька. Валерьян Иванович Чижевич. швейцар Арсений. Студент - Он светловолосый, худощавый, уже немолодой человек с длинным, бледным, болезненно-нежным лицом. Голубоватые глаза смотрят точно сквозь туман, добродушны, близоруки и чуть-чуть косят. Левушка.

Они иногда даже бравируют этой маленькой слабостью. А я с печалью говорю, что больше смерти боюсь этих деревянных людей, жестко застывших в своем миросозерцании, глупо-самоуверенных, не знающих колебаний. Потому что тихое оподление души человеческой ужаснее всех баррикад и расстрелов в мире. Я не трус, а людей боюсь.Все наши дела, слова и мысли — это ручейки, тонкие подземные ключи.. Река жизни — как это громадно!

«Я», мысль + звери


  1. Рассказы Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» (1898), «Ангелочек» (99), «Первый гонорар» (1900)

(1) http://www.ilibrary.ru/text/2154/p.1/index.html

Иван Акиндинович Бергамотов, по прозвищу «Баргамот», «высокий, толстый, сильный, громогласный», служит городовым на Пушкарной улице, отлично знает нравы и привычки «пушкарей», живущих на его участке. В предпасхальный вечер Баргамот стоит на посту. У него плохое настроение, так как он сможет попасть домой к обильному столу только в три часа ночи. Он с неприязнью провожает взглядом празднично одетых людей, отправляющихся в церковь: это из-за них он вынужден голодный стоять ночью на улице. Баргамот мечтает, как вернётся домой и подарит

младшему сыну Ванюшке

красивое мраморное пасхальное яичко.

Неожиданно появляется

пьяный Гараська, «не человек, а язва», особенно нелюбимый Баргамотом пушкарь.

«Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом... хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего».

Баргамот хватает Гараську за воротник и тащит в участок, надеясь таким образом упредить намерения Гараськи что-нибудь украсть. По дороге Гараська задаёт бестолковые вопросы о воскресении Христа, озадаченный Баргамот выпускает из рук засаленный ворот рубахи пьянчужки, и тот падает, давя предмет, только что вынутый из кармана. Упавший Гараська громко воет и показывает Баргамоту, что он разбил пасхальное яичко, которое хотел от чистого сердца подарить городовому.

Озадаченный Баргамот неожиданно для себя приглашает Гараську разговляться к себе домой. Удивлённая жена городового, Марья, гостеприимно потчует Гараську, называет его по имени-отчеству. Потрясённый Гараська вновь заливается слезами: ведь его отроду никто не называл так почтительно.

(2) Сашка (13) Перед Рождеством выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе. Мать, Феоктиста Петровна, работала и пила. Выражение лица Саши и воскового ангела – одно.

(3)


  1. «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) и «Мысль» Леонида Андреева

http://royallib.ru/read/andreev_leonid/rasskaz_o_sergee_petroviche.html#0

(1) Сергей Петрович — студент третьего курса естественного фак. Новиков - талантливым, умным и щедрым человеком (выслан) - читать Ницше. не хочет быть «немым материалом для счастья других» - цианистый калий.

(2)


  1. Рассказы Леонида Андреева «Призраки», «Губернатор», «Христиане»

(1)

(2)


(3)

  1. «Рассказ о семи повешенных» (1908) и «Иуда Искариот» (1907) Леонида Андреева

(1) Посвящается Толстому. Покушение на министра=> полит заключённые:

1.Сергей Головин, сын отставного полковника – встреть как офицер смерть.

2.Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам.

3.Неизвестный по кличке Вернер, зачинщик, механический человек, у к-го своё умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил, и смерти для тебя больше нет.

4.Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу.

5.Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были её взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других. Сама.

+ эстонец Янсон, батрак, осуждённый за убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки

(«Меня не надо вешать») и Михаил Голубец (разбойник) по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление 3 человек, а тёмное прошлое — уходило в загадочную глубину. Всех парами кроме него.

(2) Пётр и Иоанн – спор. Иуда из Кариот. Продаёт первосвященнику Анне за 30 серебренных, повесился, Иисус Назарей.




  1. Лирическая трилогия Александра Блока

Свою жизнь Блок всегда представлял себе в образе пути, а творчество - как отражение этого пути. все его стихи => единое целое. Подготавливая к изданию 1ое "Собрание стихотворений" (1910-1911), Б. распределил все написанное им по 3 книгам. Каждый из томов - стихотворения опр. хронологического периода, объединенные в циклы (всего в 3 томах 18 циклов). Сам называл «Романом в стихах», "трилогией вочеловечения"- путь его постижения мира.

Как истинный поэт-символист, (младший) Блок воплотил этапы своей биографии в образах.

Через страдания и боль поэт становится "честным художником, мужественно глядящим в лицо миру", завоевывает право говорить от лица поколения. В своем творчестве Блок проходит этот путь - путь от "я" к "мы".

В стихотворениях первого тома он весь углублен в свои переживания, мистические и прекрасные образы волнуют душу поэта.

Но, пройдя темные вихри страстей второго тома,

"страшный мир" третьего, поэт мужественно скажет: "…И все уж не мое, а наше, / И с миром укрепилась связь". И ценой собственной судьбы обретет право говорить от лица поколения: "Мы - дети страшных лет России"…

http://www.likt590.ru/project/blok/2.htm

***


1 том

1 цикл с"Ante Lucem" ("До света") - цикл юношеских предчувствий, исканий души, ошибок и разочарований. Центральный цикл - "Стихи о Прекрасной Даме". Любовь к Менделеевой, впоследствии ставшей его женой. В заключительном цикле, "Распутья", по-прежнему центральной темой остается тема возвышенной любви, тема Прекрасной дамы. В этих стихотворениях меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания мира. Лирических герой 1 тома - чистый отрок, целомудренный инок, нежный и отрекшийся от мира ради служения возлюбленной – Божеству. Храм.

2 том.

Это тревожный, конфликтный мир, мир, в котором не молятся, но проклинают, кощунствуют, пьют. Это мир в предчувствии катаклизмов, трагедий, это мир разрушительной и гибельной страсти. Во втором томе есть стихотворения, навеянные революционными событиями 1905 года. Он значительно более разнообразный и по настроению, и по темам, чем первый том. Герой второго тома - нищий бродяга, горький, бездомный, посетитель ночного кабака. Кабак.



3 том.

Открывается циклом «Страшный мир». Образ страшного мира был завершен во всей пугающей безысходности. Город населен "живыми мертвецами". Все чувства в них вытеснила холодная ирония. "Ночь, улица, фонарь, аптека…" «Кармен» - Он уже не инок, не отрок, не раб. Он равен своей возлюбленной по силе и свободе: "Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен".Главной темой третьего тома стала тема Родины. Даже эту уродливую, скотскую, ханжескую Россию он готов любить, любить то, что до него не прощал никто. Это и есть истинная любовь, любовь не "благодаря", а "вопреки", любовь не за что-то, а просто так. И в этой безграничной любви Б. стал великим рус. нац. поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: "Мы - дети страшных лет России…"




Servus — Reginae

Не призывай. И без призыва

Приду во храм.

Склонюсь главою молчаливо

К твоим ногам.

И буду слушать приказанья

И робко ждать.

Ловить мгновенные свиданья

И вновь желать.

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой — слуга; порою — милый;



1275731600_blok



И вечно — раб.

  1. Поэмы Блока «Двенадцать» и «Возмездие»

(1)- это мир, пронизанный ветром, вьюгой, пургой: "Черный вечер. Белый снег". Старый мир - это сатирические образы 1ой главы: старушка, не понимающая происходящего, нелепая, словно курица,

длинноволосый писатель, витийствующий на площади, "барыня в каракуле" с манерным "ужь мы плакали, плакали", буржуй и поп, трусливо прячущиеся - один за сугробом, другой - в воротнике собственного пальто. Новый мир - это коллективный образ 12 красногвардейцев, защитников новой жизни «ко всему готовы, Ничего не жаль...», впереди которых шествует Христос как символ обновления. В статье "Интеллигенция и революция" Блок с возмущением заявлял, что народ "не паинька", что революция не похожа на идиллию. Эту "не идиллию" он и нарисовал. Каторжных, жестоких, стихийных, "без креста", он освятил их неожиданно, поставив впереди отряда Иисуса Христа, и не в терновом венце мученичества, а в "белом венчике из роз" - Христа воскресшего, символизирующего возрождение, новую жизнь."музыка революции". Он никогда не отрекался от этой поэмы, твердо считал ее лучшим из всего, что он создал. буржуй = пёс голодный = старый мир (Впереди — сугроб холодный/Только нищий пёс голодный/Ковыляет позади...)

(2) Пролог, 3 главы, эпилог. В каждой гл. – проблема мирового масштаба.

1ая – 70е гг. Посвящена либеральной семье, в к-ую является некий демон с идеями индивидуализма.

(-) 2ая – не завершена. Должна была быть посвящена сыну этого демона, наследнику его мятежных порывов. (конец XIX – начало XX)

3я – конец жизни отца, что стало с бывшим демоном, куда делась его индивидуальность. Смерть его и его сына, появление внука.

(-) Эпилог – младенец на коленях матери.
Мазурка! Софья Львовна, Анна Павловна Вревская, Достоевский, красавец, похож на Байрона, младшую дочь очаровал. Россия – мать, как птица, тужит о детях; но – её судьба, чтоб их терзали ястреба


  1. Роман Сологуба «Мелкий бес»

Федор СОЛОГУБ   (1863—1927)

1275823951_sologub

(настоящее имя — Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге. Сын портного, он рано лишился отца и был воспитан матерью, работавшей прислугой. Учился в уездном училище, окончил Петербургский учительский институт в 1882 г. и в течение двадцати пяти лет преподавал математику в провинциальных городках севера России. Стихи его появились в печати в 1884 г. С 1892 г. Сологуб связан с литературным кружком «старших» символистов (Д.Мережковский, 3. Гиппиус и др.), регулярно участвует в журнале «Северный вестник». К началу XX века приобретает широкую известность.


    Сологуб - дитя эпохи восьмидесятых с ее превалирующими мотивами безнадежности и отчаяния. Лирика Сологуба тяжела, по-настоящему и глубоко безысходна. В ней нашли достаточно глубокое выражение индивидуализм и субъективизм раннего символизма. Мир его души, насыщенный мечтами о неземном счастье, фантастическими образами и видениями, во много раз ближе Сологубу, чем мир реальных людских отношений. Зло в стихах Сологуба метафизично, оно не имеет отчетливой социальной характеристики и служит символическим олицетворением темных сторон бытия, перед которыми бессилен человек. Беспомощность эта носит в стихах Сологуба роковой характер.

Ф.Сологуб, один из основоположников русского символизма, определил символ предельно кратко: "Символ – окно в бесконечность"
http://briefly.ru/sologub/melkij_bes/

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4