Рассказы Короленко «Чудная» и«Сон Макара» Повесть Короленко «В дурном
«Черный монах» (94) и «Рассказ старшего садовника» А. П. Чехова
(1) Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов - в деревнюк подруге детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем (страстный садовод).
Живёт Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком => в Крым, по дороге, письмо от Тани с проклятьем.
(2) Михаил Карлович - легенда покойной бабушки садовника:
Лечил людей врач, кот. не тронули разбойники. Шалопай пропивал вещи покойного – убийца! Судья с приговором – нет, вера в человека.
-
Драматургия Чехова
Вернул драму к самой жизни. Он хотел открыть драматизм самой обыкновенной каждодневной действительности. "Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни: люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни".
В «Чайке» персонажи, казалось бы полярно разведенные в своем отношении к любви и искусству, на самом деле обнаруживают скрытую общность. Поэтому авторское представление о жизни раскрывает не один центральный герой пьесы, а все действующие лица.
Внешним сюжетом пьесы «Вишневый сад» служит продажа за долги имения Раневской. Ситуация из жизни отдельных людей соотнесена с ситуацией в жизни. Гибнущий сад и незамеченная любовь — две сквозные, внутренне связанные темы — придают пьесе грустно-поэтический характер.
-
Жизнь и творчество В. Г. Короленко
Владимир Галактионович Короленко (1853—1922) — прозаик, публицист. Нужда, постоянные ссылки, тюрьмы, 3 раза восстанавливался – студент. 1 рассказ «Эпизоды из жизни искателя» (79). Находясь в политической тюрьме, он пишет рассказ «Чудная» (рукопись распространилась в списках, без ведома автора). 1885 г – в Нижнем Новгороде 11 лет период расцвета творчества, активной общественной деятельности: «Сон Макара», «В дурном обществе» и др. Собранные в книгу «Очерки и рассказы». Повесть «Слепой музыкант». Рассказы - украинские и сибирские + «волжские» рассказы Волга - «колыбель русского романтизма»
В 1889 2я книга «Очерков и рассказов». Путешествие по Америке - рассказ о жизни украинца-эмигранта в Америке «Без языка» (1895).
По состоянию здоровья переселяется в Полтаву (Российская Академия наук в 1900 избирает его почетным членом). Завершает цикл сибирских рассказов. В 1903 3 книга «Очерков и рассказов». С 1905 работа над многотомной «Историей моего современника». Против революции и «дикой оргии», кот. за ней следует. Перед 1ой мировой для лечения за границу, смог вернуться лишь в 1915 году. После Февральской революции он выпускает брошюру «Падение царской власти». Борется с болезнью сердца. Занимается благотворительностью. Умер от воспаления мозга.
Одна из главных тем — путь к «настоящему народу». «Для чего, в сущности, создан человек?» —
«Человек рожден для счастья, как птица для полета», НО «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». «...Открыть значение личности на почве знания массы», — так задача лит-ры.
-
Рассказы Короленко «Чудная» (80) и «Сон Макара» (83)
Рассказ конвойного-жандарма Гаврилова о девушке - «политичке», Морозовой (прототип — Е. Л. Улановская) «волосы русые, в одну косу собраны, на щеках румянец», «у начальства попросить да в жены её взять. Ведь уж я бы из неё дурь-то эту выкурил»; «побрезгала» с ними чай пить. Рязанцев - товарищ, «настоящая боярыня Морозовой»; сломать её можно. «Вы и то уж сломали… Ну, а согнуть, — сам, чай, видел: не гнутся этакие». Жандармы назвали «чудной» за то, что она «как приехала, так прямо к ссыльному пошла». Сложность жизни «От меня она зла не видала, а я на ней зла не помню». Мать Морозовой.
Макар — главный герой, крестьянин «глухой слободки Чалган». Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (жил у крестьянина Захара Цыкунова прототип). попик Иван, суд «старого Тойона». Различные интерпретации смысла— как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки.
-
Повесть Короленко «В дурном обществе» (85) (=дикенс)
г. Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася, сын городского судьи, рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла (6). Сестра Соня (4). Замок. Старый Януш, аристократы – «порядочное общество». Изгнанники - в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе.
«Профессор»; Заусайлов; Лавровский; генерал Туркевич («обличает» почтенных горожан).
Руководитель «тёмных личностей» — Тыбурций Драб, дети: Валек (9) и Маруся (4).
-
Повесть Короленко «Слепой музыкант» (98)
Украина, богатые деревенские помещики Попельские. Петруся.
Дядя, Максим Яценко. Мать, Анна Михайловна, фортепиано. Весна – прогулка. Конюх Йохим – дудка. Яскульские, Эвелина. Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, приятель Максима. N-ский монастырь. Могильная плита, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах.
Послушник Егорий, звонарь - озлоблен на весь мир. Роман, ослепший с семи лет, добр. Нищие. В Киев - уроки у известного музыканта, но идёт с нищими слепцами, Федор Кандыба (знакомы дядя), идёт в Почаев. Успокоился. Женится на Эвелине. Сын. 3 г – музыкант. Концерт – дядя «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»
-
Рассказы Короленко «Тени» (90), «Необходимость» (98)
Сократ + богатый кожевник. ?, который задает Сократу Кронид, смущающий философа: «Какой смысл в том, что взамен веры, хотя и устаревшей и не отвечающей современности, но придающей людям силы и все-таки позволяющей им разделять добро и зло и потому уверенно совершать поступки, он предлагает одни лишь сомнения?» «Вечная ночь неисходных сомнений, мертвая пустыня, лишенная живого духа» веры, — вот к чему, по мнению Кронида, ведет скептицизм Сократа (2, 351). Легенда о сыне, искавшем отца. Неудовлетворенность и являются самым твердым основанием того, что эта истина, часто кажущаяся иллюзорной, все-таки существует и может быть найдена.
3 добрых старца: Улайя, Дарну (серьёзный) и Пурана (полный и добрый). Решили приблизить к себе истину. Бог «Необходимость», владычица всех движений), рассказ юному Кассапе. Джевака – раб.
«Если мы с Пураной умрем, - это будет неизбежно, но глупо. Если мне удастся спасти себя и товарища,- это будет тоже необходимо, но умно. Итак, будем спасаться. Для этого нужна воля и усилие.» «Необходимость - не хозяин, а только бездушный счетчик наших движений. Счетчик отмечает лишь то, что было. А то, что еще должно быть - будет только через нашу волю...»
-
«История моего современника». Кн. 1 http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl4/rl4-1432.htm
Личность и общественное движение 60—80-х гг. — вот основная тема автобиографической книги писателя. Он пишет не про себя, а историю своего современника, постоянно переходя от своей личной судьбы к судьбе своего поколения и наоборот.
«У обществ бывают свои настроения и предчувствия», — постоянно подчеркивает автор «Истории моего современника», пытается понять сложный механизм возникновения «социальных предчувствий» и зарождения общественного идеала. Чтобы понять - анализ собственного внутреннего мира — фантазий, воображения, «непонятного говора» души, которого «не выразить грубыми словами, как и речи природы».Герой «Истории моего современника». — одновременно и тип, и яркая индивидуальность.
«предвзятыми представлениями»: глубокую веру в бога, ощущение «крепостной идиллии»
Повествование то от лица своего героя, то от лица самого автора; «два голоса».
«Извечная сущность» человеческой природы является почвой, на которой «новое рождается постоянно и ежеминутно» и «которая остается одна на протяжении всей сознательной истории человечества».
«Вижу, что мог бы сделать много больше, если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими мероприятиями вроде мултанского дела или помощи голодающим… но ничуть об этом не жалею… иначе не мог… Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась без участия в жизни». Воспоминания - до приезда из сибирской ссылки в Н.-Новгород, то есть до 1885 года… Диккенс «Домби и сын».
-
Рассказы Гаршина «Четыре дня», «Трус»
«Четыре дня» (1877)
Рассказом «Четыре дня» В.М.Гаршин начал свою литературную деятельность в 1876 г. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком
Сражение с турками. Солдат Иванов от 1ого лица, ранен. Травка и муравей, небо. И фамилии не напишут, убит один рядовой как та одна собачонка. Как хороша жизнь.
Передо мной турок, труп, убитый мной – за что я его убил? мать и Маша
Рассказ был написан под впечатлением от русско-турецкой войны 1877-1878 гг., о которой Гаршин знал правду из первых рук, так как он в качестве добровольца воевал рядовым пехотного полка и в августе 1877 г. был ранен в сражении. Разочарование.
«Трус» (1878)
Автор
Львов Василий Петрович, студент медик
Львова Маша Петровна
Кузьма Фомич, флюс => гангрена
= болезнь товарища Гаршина по Горному институту Семена Кузьмича Квитки.
Его болезнью и страданиями я пробую измерить зло, причиняемое войной. Сколько муки и тоски здесь, в одной комнате, на одной постели, в одной груди - и все это одна лишь капля в море горя и мук, испытываемых огромною массою людей, которых посылают вперед, ворочают назад и кладут на полях грудами мертвых и еще стонущих и копошащихся окровавленных тел.
Смерть всегда будет смертью, но умереть среди близких и любящих, или валяясь в грязи и собственной крови, ожидая, что вот-вот приедут и добьют, или наедут пушки и раздавят, как червяка...
- Мне кажется, что нынешняя война - только начало грядущих, от которых не уйду ни я, ни мой маленький брат, ни грудной сын моей сестры. И моя очередь придет очень скоро.
- Куда же денется твоё «Я»
- В этом страшном деле я помню и вижу только одно - гору трупов, служащую пьедесталом грандиозным делам, которые занесутся на страницы истории.
-
Рассказы Гаршина «Художники», «Из воспоминаний рядового Иванова»
«Художники» 1879 г.
Самый знаменитый. Не строго автобиографический, но с личным опытом Г., страдавшего маниакально-депрессивным психозом. Интерес к искусству не оставлял Г. всю жизнь. Из воспоминаний известно, что сами художники побуждали своего "умного и сердечного друга" писать статьи об искусстве. В рассказе "Художники", как и в статьях, Гаршин размышляет о назначении искусства, о его месте в обществе.
Дедов – картина с яличника, пейзажист. На что картины? Жалованье
Рябинин – Глухарь, громадный завод – сон.
Я на рельсах; они плотно обхватывают мои колеса, и если я сойду с них, что тогда? - но сходит, учитель, не преуспел
(Д) Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?
(Р) Это - не написанная картина, это - созревшая болезнь
Назначение искусства:
(Р) толкуют о том, какое значение имеет искусство, а в моей голове при чтении их непременно шевелится мысль: если оно имеет его. Я не видел хорошего влияния хорошей картины на человека; зачем же мне верить, что оно есть?
(Д) Удивительными мне кажутся эти люди, не могущие найти полного удовлетворения в искусстве. Не могут они понять, что ничто так не возвышает человека, как творчество. Нужно только прямее относиться к делу: пока ты пишешь картину - ты художник, творец; написана она - ты торгаш; и чем ловче ты будешь вести дело, тем лучше.
Страдания на заводах…То ли дело с природою. Она не обижает, да и ее не нужно обижать, чтобы эксплуатировать ее, как мы, художники...
http://bookmate.com/books/VENvkc49
-
Рассказы Гаршина «Красный цветок», «Athalia princeps»
«Красный цветок» (1883) Памяти Тургенева
обострённая чувствительность к тому чего нет втч
Он гулял по саду до самого вечера, заводя знакомства и ведя странные разговоры, в которых каждый из собеседников слышал только ответы на свои безумные мысли, выражавшиеся нелепо-таинственными словами.
подвиг (?) Призрачную борьбу ведёт каждый, придумывая сами. 3 цветка - вселенское зло, внешне зло бывает прекрасным
«впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества. Это было таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид».
«Сказка о пальме» (1879)
Из Бразилии. Рост давал ей только горе – её считали гордою и ей завидовали. Растения – общество.
Нужно только работать дружнее, и победа за нами.Самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи: рыхлая, бледненькая, ползучая, с вялыми толстенькими листьями.
“Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю без своего серенького неба, без бледного солнца и холодного дождя, то что должно испытывать в неволе это прекрасное и могучее дерево! Зачем я не большое дерево? Я послушалась бы совета. Мы росли бы вместе и вместе вышли бы на свободу. Тогда и остальные увидели бы, что Attalea права”.
– Нет уж, куда мне! Посмотрите, какая я вялая и слабая: я не могу приподнять даже одной своей веточки. Нет, я вам не товарищ. Растите, будьте счастливы. Только прошу вас, когда выйдете на свободу, вспоминайте иногда своего маленького друга!
- Больно? Что значит больно, когда я хочу выйти на свободу? Я умру или освобожусь!
“Только-то? – думала она. – И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго? И этого-то достигнуть было для меня высочайшею целью?” – высокая цель, оказывается, не оправдывает страданий.
Пальму перепилили. Маленькая травка не хотела расстаться со своим другом и тоже попала под пилу. Когда пальму вытащили из оранжереи, на отрезе оставшегося пня валялись размозженные пилою, истерзанные стебельки и листья.
– Вырвать эту дрянь и выбросить, – сказал директор. – Она уже пожелтела, да и пила очень попортила ее. Посадить здесь что-нибудь новое. – нужность в мире
Один из садовников вырвал целую охапку травы… в корзину, вынес и выбросил на задний двор, прямо на мертвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом.
-
Рассказы Горького «Мой спутник», «Челкаш» (95), «Двадцать шесть и одна»
Все рассказы Горького 1890-х годов написаны с позиции человека, ненавидящего жизнь «нормальных» людей, сломленных или примирившихся с существующими условиями. Почти в каждом из этих рассказов можно найти такого героя, который уже объявил «войну будничной жизни» или находится накануне этого объявления. Все эти герои на вопрос, что побудило их к бродяжничеству, отвечают примерно одинаково — говорят о тоске, разъедающей душу, о скуке жизни. «Это самое мерзостное настроение из всех, человека уродующих, — утверждает герой.
(1)
(2) Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий смелый вор, его приятелю Мишке «чугунной штыкой» отдавило ногу, в больницу. Заработок – к Гавриле «был коренаст, широкоплеч, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно». На дело. Жадность. Отказываясь, Гаврила сказал, что возьмёт только если Челкаш его простит. Челкаш успокоил его: «Бери! Бери! Не даром работал! <…> Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет».
(3)
-
Повесть Горького «Фома Гордеев»
продолжил традиционную тему русской классической литературы — разоблачение античеловеческого характера власти денег (А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «...в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».
Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема — внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин — «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем. Горький продолжил тему в «Очерках об Америке», повести «Дело Артамоновых», пьесе «Васса Железнова» и других произведениях.
-
Повесть Горького «Детство»
относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)' небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
-
Драматургия Горького
Драматургия М.Горького
25 сент. 1901 – закончил пьесу «Мещане»
1902 – премьера «На дне» в МХТ, принесла известность
1904 – пишет «Дачники», 10 ноя – премьера в театре В.Комиссаржевской
1905 – премьера «Детей солнца»
1907 – «Враги», Современный театр, Пб
1910 – «Варвары», театр Незлобина, Москва
«Последние», М.Рейнгарта, Берлин
1911 – «Васса Железнова», театр Незлобина
1919 – «Старик», Малый театр.
2 параллельных дейст: 1 — социально-бытовое и 2 — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.
Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твёрдого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актёр (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».
-
Творческий путь Бунина Иван Алексеевич (1870 - 1953) – русский писатель и поэт.
Р. в дворянской небогатой семье. переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Там провёл детство. Начальное образование - дома. 1ые стихи Бунина - в 7 лет - в Елецкую гимназию (не закончил). Дальнейшее образование благодаря старшему брату Юлию.
Стихи в публикацию в 1888. В в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Б. - сб. «Стихотворения». Известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сб. «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).
Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию.
-
Повесть Бунина «Деревня»
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, — к повести о деревне (рассказ "Деревня"). Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон — крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением. У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали".
"Деревня" — одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. Авдотьи (Молодой) свадьба с «живорезом».
-
Рассказы Бунина «Братья» (14), «Легкое дыхание» (16)
(1) Рикша №7, умер от укуса змеи, после того как увидел в окошке пропавшую любимую – бегал
«все страдания этого мира — от любви...» Он бегал, жадно копил деньги — и нельзя было понять, во что больше он влюблён: в свою беготню или в те монетки, что собирал за неё. (в г. Коломбо)
Англичанин + русский пароход
В сущности, это страшно! И страшнее всего то, что мы не думаем, не чувствуем, разучились чувствовать, как это страшно - эта бездонная глубина вокруг. Да, разум наш слабей зверя.
У зверя, у дикаря есть хотя бы инстинкт, а у нас, европейцев, он выродился. Мы ничего не боимся, даже смерти не боимся по-настоящему, ни жизни, ни тайн, ни бездн, нас окружающих! Я участник бурской войны, я убивал людей сотнями — и вот нисколько не страдаю от того, что я убийца. Я даже не думаю об этом никогда...
Мы же возносим нашу Личность превыше небес, сосредоточиваем в ней весь мир, что бы там ни говорили о братстве и равенстве, — и вот только в океане, где чувствуешь, как растворяется человек в этом страшном Все-Едином, — только там понимаем в слабой мере, что значит эта наша Личность...
Плыл пароход.
ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4