Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»

ч. 1 ч. 2 ч. 3
для_просмотра_пустой_бланк2








Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1558

имени Росалии де Кастро





Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла

«28» августа 2013г.

Согласовано заместителем директора по учебной работе

С. И. Левиной

Утверждаю

Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.

Директор гимназии №1558

Г.И. Юсуповой





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА/МУЗЫКА»

6 -7 КЛАССЫ

(базовый, гимназический, профильный уровень)


(1 час в неделю, за год-34 часа)

типовая, модифицированная, авторская программа

Составлена на основе ФГОС

Составитель: Добрынина Галина Васильевна

Учебный год 2013-2014


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА\/МУЗЫКА

6 -7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа «Мировая художественная культура/Музыка для 6-7 классов» создана на основе программы Солодовникова Ю. А.«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен как часть уроков в течении всего года по соответствующим темам курса «Мировая художественная культура».

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах.
Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 5—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.

В 6-ом классе изучается Художественная культура античного мира (Древняя Греция и Древний мир) и Художественная культура Древнего и средневекового Востока, в 7-ом классе - Художественная культура стран Арабского халифата и Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси.



При создании рабочей программы учитывалась специфика предмета и возможность подбирать материал для наиболее полного раскрытия содержания темы уроков. Для успешной реализации программы при планировании учитывались следующие условия:

  • сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово - звук - цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства;

  • выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только его «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение;

  • выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств), как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).

Цели курса:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; их характерных особенностях;

  • овладение обучающимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

Задачи:
• дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира;
• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира;
• раскрыть особенности художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима;
• показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира;
• выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия;
• показать, что ответ на главный вопрос эпохи «Что есть мир?», в художественной культуре был дан в мифопоэтической форме мышления на основе изучения человеком Древнего мира и Античности объективных явлений природы;
• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействие искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к произведениям искусства должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом планировании определены виды и приемы деятельности школьников на уроках мировой художественной культуры с использованием разнообразных форм выражения:

- восприятие произведений искусства;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-экскурсии и уроки-праздники. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес учащихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений; итоговая аттестация - в форме защиты рефератов, проектов, обобщающих уроков.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.



Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Для реализации программного содержания используются учебники:

  1. Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства [Электронный ресурс] : мультимедийное учеб. пособие для общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. - М. :Новый Диск, 2004. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM).

  2. Вачъянц,А. М. Семь чудес Древнего мира-М.: Айрис-Пресс, 2010.

  3. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.А.Солодовников. – М.: Просвещение, 2007г.

  4. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч.ред. Н.И.Киященко. – М.: Просвещение, 2007 г.

Литература

  1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М. : Изобразительное искусство, 1978.

  2. Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. - М. : Просвещение, 1990.

  3. Большой путеводитель по Библии : [пер. с нем.]. - М., 1993.

  4. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.

  5. Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. - М. : Просвещение, 1993.

  6. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. - М. : ACT, 2004.

  7. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств : в 2 кн. / Н. А. Дмитриева. - М. : Галарт, 2008.

  8. Зотов, А. И. Русское искусство с древних времен до начала XVII века / А. И. Зотов. - М., 1983.

  9. Ильина, Т. В. История искусств. Русское и советское искусство / Т. В. Ильина. - М. : Высшая школа, 1989.

  10. История русского искусства : в 3 т. / под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. - М., 1991.

  11. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М., 1991.

  12. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.

  13. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2006.

  14. Рапацкая, Л. А. История русской музыки / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2001.

  15. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1987.

  16. Соколов, А. С. Музыка вокруг нас / А. С. Соколов. - М., 1996.

  17. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. - Новосибирск, 1991.

  18. Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. - М., 1989.

  19. Филатов, В. В. Краткий иконописный словарь / В. В. Филатов. - М., 1996.

  20. Христианство : энциклопедический словарь. Т. 1-3. - М., 1993-1995.

Дополнительные пособия для учащихся:

  1. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.

  2. Гуревич, Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках / Е. Л. Гуревич. - М. : ТОО «Пассим», 1994.

  3. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1982.

  4. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.

  5. Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 1-2. - М. : Советская энциклопедия, 1980-1982.

  6. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М. : Крон-пресс, 1996.

  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М. : Педагогика. 1985.

  8. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М. : Педагогика, 1989.

  9. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса.

Обучающиеся должны знать /понимать:

  • шедевры мировой художественной культуры (выдающиеся памятники мировой художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, Японии);

  • имена архитекторов, скульпторов Древней Греции и Древнего Рима, а также античных писателей и их наиболее известные произведения;

  • особенности проявления синтеза искусств Древней Греции и Древнего Рима, античного театра;

  • основные сюжеты и образы мифов народов Древнего мира;

  • характерные признаки художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, Японии ;

  • общие закономерности возникновения и становления художественной культуры Древнего мира и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры;
    уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;

  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры Древнего мира;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • различать памятники художественной культуры разных народов;

  • анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами Древнего мира, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • сравнивать произведения разных видов искусств и памятники художественной культуры народов мира, выявляя их сходство и различия;

  • ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры Древнего мира и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях;
    применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эстетической оценки явлений окружающего мира и организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству.

  • выражения собственного суждения о произведениях искусства, эстетической оценки явлений окружающего мира;

  • самостоятельного художественного творчества.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс


34 часа (учебных недель)
Раздел 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
Индия, Китай, Япония


Тема 1. Начало всех начал, или О том, как возникла цивилизация Древней Индии (2 ч)

      Проблемы. Древнейший период в истории художественной культуры Индии. Географическое описание страны и ее главные реки — Инд и Ганг. Обожествление реки Ганг и почитание ее как священной. Возникновение крупнейших рабовладельческих поселений в долинах рек Инда и Ганга. Мохенджо-Даро и Хараппа. Хронологическое совпадение культуры Хараппы с периодом расцвета государств Двуречья (Шумером и Аккадом), Древним Египтом и Вавилоном. Предположение о существовании торговых связей между ними.


      Раннеиндийский, или ведический, период в истории Древней Индии. Отсутствие материальных свидетельств художественной культуры этого периода. Веды (что значит «ведаю», «знаю») — древнейший памятник индийской литературы. Структура Вед: «Ригведа» — книга гимнов, «Самаведа» — книга напевов, «Яджурведа» — книга жертвоприношений, «Ахтарваведа» — книга заклинаний. Жреческие комментарии к Ведам, собранные индийскими брахманами в книге «Брахманы». Деление книг Вед на отдельные циклы (мандалы). Риши — создатели Вед и посредники между богом и людьми, их принадлежность к жреческим родам. Устный, импровизированный характер творчества авторов Вед. Священный характер текстов Вед, переданных богом Брахмой.
      Основные космогонические представления «Ригведы» в «Гимне о сотворении мира», поиск первопричин существующего миропорядка. Идея цикличности времени (возвращение к хаосу) и кругооборота даров между богами и людьми (жертвоприношения). Концепция мироздания в поздневедический период. Абсолютное бытие неопределимой и невыразимой сущности, правящей миром. Ее проявление в ипостасях трех богов — Брахма, Вишну, Шива (Тримурти). Их главенствующее положение и особые функции в мироздании (Брахма — создатель мира, Вишну — хранитель мира, Шива — разрушитель мира). Приоритет Брахмы как демиурга. Рождение Брахмы и происхождение мира. Существование «ничто» в беспредельной тьме первозданного хаоса. Порождение воды, огня и Золотого Яйца (мировое яйцо). Возникновение в Золотом Яйце духа прародителя Брахмы. Рождение Брахмы; разделение Золотого Яйца на две половины и начало миротворения (верхняя половина Золотого Яйца — небо, нижняя — земля). Появление между ними воздушного пространства и сотворение звезд, сторон света и тварного мира; создание человека. Жизнь Брахмы — вселенский цикл существования мира. Год, день и ночь Брахмы. Большой век, или Махаюга, его деление на четыре эпохи (Критаюга — золотой век, Третаюга — серебряный век, Двапараюга — медный век, Калиюга — железный век). Конец железного века и начало нового цикла миротворения.

      Художественные памятники. Скальный рельеф в южной части Индии, изображающий мифологический сюжет «Низведение Ганга на землю». Археологические «свидетели» Мохенджо-Даро (раскопки городских поселений, статуэтка «Танцовщица», бюст жреца, мужской торс). Сходство этих находок с художественными памятниками Двуречья.



Тема 2. Великие битвы, или О том, как древние индийцы рассказывали о своей истории (2 ч)

      Эпический период в истории художественной культуры Древней Индии. «Махабхарата» и «Рамаяна» — великие поэмы Древней Индии, их родство с эпосом древнейших цивилизаций («О все видавшем...», поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»), «огромность» эпических циклов Древней Индии. Сохранение устных традиций в распространении знаний текстов поэм в древности и у современных индусов.


      Историчность «Махабхараты» и описываемых в ней событий — войны между двумя ветвями царской власти, происходившей примерно в XIII или XII в. до н. э. Обобщение в «Махабхарате» всех древних верований и научных воззрений: мифологии и истории, политики и права, теологии и философии. («Того, чего нет в „Махабхарате“, не найдешь и в стране бхаратов».) Авторство Вьясы, его роль в собирании, редактировании и обобщении массы эпических традиций, культов героев, сцен вражды и войн. Представление об авторе как о родственнике героев «Махабхараты». Основной сюжет «Махабхараты» — история непримиримой вражды между кауравами, олицетворяющими злые силы, и пандавами, олицетворяющими силы добра. Пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира («Стойкий в битве»), Бхимасена («Войско ужаса»), Арджуна («Светлый»), Накула и Сакадева (братья-близнецы). Сыновья слепого царя Дхитараштра: Дурьодхана («Злой воин») и его 99 братьев. Эпические характеристики воинов (божественное происхождение, неимоверная сила и мощь, выделяющая их из рода обыкновенных людей). Великая заключительная битва и тема единства Индии. Косвенное и прямое участие всеиндийских богов (Брахма, Кришна, Карна и др.) в этой битве. Неизбежность победы сил добра и мира над силами зла и войны — главная идея эпоса. Сказания и легенды фольклорного характера («Повесть о Шакунтале», «Наль и Дамаянти»), включенные в структуру эпоса. Назидательность этих сказаний. Их поэтичность и лирический характер.  «Рамаяна» — вторая великая эпическая поэма Древней Индии. Семь книг поэмы, композиционная стройность, единство авторского замысла и исполнения. Сюжет поэмы — борьба Рамы против Раваны, царя демонов-людоедов, за освобождение своей жены красавицы Ситы. Рама — главный эпический герой поэмы, его идеальные характеристики. Восприятие Рамы как воплощения Вишны, принявшего земную форму для искоренения зла и насаждения добродетели. Образ Ситы, супруги Рамы. Ее красота, человечность, возвышенность любовного чувства и верность семейному долгу.

      Художественные памятники. «Махабхарата» и «Рамаяна» в популярном переложении. Фрагменты из «Махабхараты»: описание Бхишмы, погибшего на поле боя, описание войска накануне битвы, поединок Арджуны и Карны. Фрагменты из «Рамаяны»: описание города, описание зданий, рассказ о Раме.



Тема 3. Колесо бытия, или О том, как учение царевича Гаутамы стало мировой религией (2 ч)

      Проблемы. Древняя Индия накануне формирования идей раннего буддизма. Существование института отшельников, ищущих убежища от мирской суеты в тихих рощах и лесах. Государство Магадха и популярность учения отшельников, живших в Урувельском лесу. Племя шаккиев и правление Шуддходаны (Суддходаны), раджи города Капилавасту. Идеализация образа Шуддходаны как мудрого, справедливого и могущественного правителя.  Личность царевича Гаутамы Сиддхартхи, ставшего Буддой. Историческая и легендарная основа его биографии. Буддийская традиция жизнеописания Будды, его основные этапы. Решение богов о выборе времени, части света, страны, рода и матери для рождения будущего Будды. Вещий сон Майи, будущей матери Будды, о Белом Слоне, вошедшем в нее. Рождение царевича Гаутамы, ранняя смерть матери, приветствие аскета, присвоение имени Сиддхартха. Проявление божественности царевича в раннем возрасте (тень от дерева, под которым он сидит, не меняет положения, преклонение изображений богов во время его появления в храме, совершенное знание, полученное при рождении). Жизнь в трех дворцах, изолированных от мира, женитьба на прекрасной Гопе, рождение сына Рагулы. Четыре встречи-знамения: со стариком, больным, мертвецом, монахом. Размышления царевича о несовершенстве существования и решение уйти из мира. Восемь вещей для странствия, принесенных ангелом (три одежды, чаша, нож, игла, пояс, сито). Поиск смысла жизни у мудрецов и аскетов, неудовлетворенность их религиозной практикой. Размышления царевича под деревом Боди и многочисленные испытания-искушения. Достижение просветления и обозрение всех предшествующих состояний, настоящего существования и последовательности цепи причин. Решение Будды о передаче полученных знаний людям. Первая проповедь в Бенаресе. Распространение учения Будды, основание монастырей и общин монахов-буддистов на территории Северной Индии.


      Религиозно-этическая основа буддизма: учение о среднем пути к высшей мудрости, учение об отсутствии души у человека, учение о «колесе бытия» как последовательной и бесконечной цепи перерождений. Учение Будды об «арья сатьи», или о «четырех благородных истинах» (существует страдание, страдание имеет причину, существует прекращение страдания, существует путь прекращения страдания). Понятие нирваны как конечной цели освобождения от страданий. Восьмеричный путь избавления от страданий (правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильные действия, правильное усилие, правильное поведение, правильное внимание, правильное сосредоточение). Понимание Буддой трудностей своего учения и провозглашение для мирян пяти основных заповедей (воздерживайся от убийства, воздерживайся от воровства, воздерживайся от блуда, воздерживайся от лжи, воздерживайся от возбуждающих напитков).
      Смерть Будды в Кузинаре, сожжение тела, разделение останков и основание часовен для их хранения в разных местах Индии. Канонизация Будды при царе Ашоке и формирование «буддийского канона» в книгах «Трипитаки» («Три Питаки»), или «Три корзины закона». Превращение буддизма в мировую религию. Формирование культовой архитектуры буддизма. Стамбхи царя Ашоки, устанавливаемые в местах, связанных с историей буддизма, их просветительская роль — надписи основных религиозно-этических принципов буддизма. Ступа. Ее конструктивные элементы: полусферический земляной холм на высоком барабане, облицованный кирпичом, каменная ограда с четырьмя воротами-торанами, ориентированными по сторонам света, священные диски — символ «колеса закона», реликварий для хранения останков Будды. Пещерные храмы (чайтья и вихара). Устройство чайтьи: узкий вход, ведущий в глубину пещеры к ступе и статуе Будды, «солнечное окно» над входом для естественного освещения ступы, гладко отполированные стены для отражения солнечного света, сводчатый потолок в виде лепестков перевернутого лотоса. Вихара — место для уединения и молитвенных собраний.

      Художественные памятники. Стамбха царя Ашоки в Бехаре, «Львиная капитель» стамбхи из Сарнатха. Ступа в Санчи, ворота-тораны, фрагменты скульптурных изображений. Храмовый комплекс в Аджанте. Грандиозность ансамбля, совершенство архитектуры, мощь зрительных впечатлений. Скульптурные рельефы Аджанты. Обилие фигур, разнообразие поз, движений, ракурсов, объемов, создающих впечатление непрерывности жизни, ее вечности и многообразия. Изображения Будды в этих рельефах.


      Значительное место живописи в пещерах Аджанты. Содержание живописных произведений (эпизоды из жизни Будды, истории его прежних перевоплощений). Живопись пещеры № 1. «Махаджанака-джатака» — рассказ о принце Махаджанаке, повторяющем историю Будды. Разработка канонических черт облика Будды в индийской скульптуре. «Будда сидящий», «Будда стоящий».

Тема 4. Поднебесная империя, или О том, как объясняли происхождение мира в Древнем Китае (2 ч)

      Проблемы. Древний Китай, его географическое положение и климатические условия. Река Хуанхэ, ее значение в формировании первых очагов цивилизации. Представление о Древнем Китае как о Поднебесной империи и Срединной земле, со всех сторон окруженной морем. Формирование первых государств на территории Древнего Китая и основные этапы его древнейшей истории (первые поселения в бассейне реки Хуанхэ, период Шан (Инь), период династических царств — (Чжоу, Чжаньго, Цинь, Хань). Формирование в древнейший период основных черт китайской культуры и быта, не менявшихся почти до начала XX в.  Формирование религиозных представлений, их отражение в священных книгах Древнего Китая «И-цзин» («Книга перемен»), «Шу-цзин» («Книга преданий»), «Ши-цзин» («Книга песен»). Миф о творении в изложении древнекитайских источников (мировое яйцо, образование в нем светлого мужского начала Ян, олицетворяющего небо, и темного женского начала Инь, олицетворяющего землю). Рождение Пань-Гу и отделение неба от земли; происхождение из тела Пань-Гу пяти первоэлементов природы (огонь, вода, дерево, металл, земля), созвездий, рек, гор, растительности, животного мира. Роль Нюй-ва в сотворении людей. Символическое изображение неба в виде круга и земли в виде квадрата. Диалектическое взаимодействие Ян — Инь в мировом процессе.  Основные религиозные культы Древнего Китая — культ неба, культ земли, культ предков. Небо — высшее, божественное начало, олицетворяющее всеобщий разум, целесообразность, справедливость и добродетель. Абстрактность неба, его холодность и безразличие к человеку. Император — Сын Неба, имеющий право полностью совершать культовые обряды. Шань-ди — легендарный предок императорских династий. Пять мифических императоров (Фу-си, Янь-ди, Хуан-ди, Шао-хао, Чжуань-сюй), их функции как культурных героев, создавших цивилизацию Древнего Китая. Земледельческий цикл и народный характер культа земли в древнекитайском обществе. Алтарь «ше», отражение в его конструкции художественной модели мироздания. Праздник первой борозды в честь весеннего оживления природы и осенний праздник урожая. «Книга песен» — источник знаний о земледельческом культе и трудовых обрядах.



      Художественные памятники. Археологические находки древнейшего времени. Сосуды из селения Яншао — свод первобытных знаний о закономерности природных явлений, их повторяемости и цикличности. Культ предков и разработка идей загробной жизни в погребальных комплексах ханьской эпохи (наличие подземных камер, земляной холм, надземные постройки). Гробница Аньяна — крупнейший памятник культа предков Древнего Китая. Его планировка (нижний зал с саркофагом, верхний с предметами быта, телами умерших людей и животных, у входа зарывались собаки (охранять гробницу), лошади (везти колесницу в загробном мире), стояли фантастические существа (человек-тигр), отпугивающие злых духов). Погребальное помещение семьи чиновника У в Шань-дуне. Жанрово-повествовательный характер религиозных тем и сюжетов, сцены обыденной жизни (пиры, выезды, портретная галерея), внимание к деталям и подробностям. Император Цинь-Шихуанди и строительство Великой Китайской стены.

Тема 5. Запретный город, или О том, как поддерживался всеобщий порядок в Поднебесной империи (2 ч)

      Проблемы. Эра Великой чистоты, или золотой век, в истории китайской цивилизации. Духовная связь неба и земли и образ жизни людей Срединного царства. Соблюдение ими установленного богами всеобщего порядка. Начало нарушения эры Великой чистоты, потеря уважения к богам и духам, вторжение в природу, возникновение стихийных бедствий. Отделение мифологическими героями Чуном и Ли земли от неба, отсутствие сообщения между ними. Самостоятельное бытие человека в отрыве от богов. Осознание древнекитайской философией виновности человека в утрате гармонии. Эпоха «борющихся царств» и появление мудрецов «ши». Роль «ши» в формировании образованной части общества, обостренное чувство ответственности за все происходящее, участие «ши» в качестве советников при императорских дворах. Выдающиеся «ши» древности — Лао Цзы и Конфуций. Лао Цзы — основатель философской системы даосизма. Легенда как основа его биографии. «Дао дэ дзин» и учение о центральной категории Дао. Существование Дао в виде Абсолютного Всеобщего закона, которому подчиняется вся вселенная, находящаяся в состоянии постоянного изменения и движения. Познание Дао, постижение Дао, приближение к Дао — суть и смысл жизни человека. Конфуций — философ, ученый, писатель и учитель. Краткие биографические сведения о нем. Легендарная встреча Лао Цзы и Конфуция и формирование собственных философских взглядов у последнего. Отсутствие у Конфуция интереса к космогонии, разработка им этических норм и правил, направленных на формирование идеального человека. Основные идеи и категории учения Конфуция о человеке — концепция «цзюнь цы» (идеальный, благородный человек не по происхождению, а по уму и образованности); концепция «жэнь» (гуманность и любовь к людям); концепция «сяо» (сыновняя почтительность и уважение к старшим); концепция «ли» (этикет и правила благопристойности); концепция «юэ» (музыка как лучшее средство исправления плохих нравов). Особое значение в учении Конфуция концепции «чжэн мин» (исправление имен или приведение сущности вещей в соответствие с их названием). Разработка концепции идеального государства, управляемого людьми, обладающими названными качествами. Смерть Конфуция, обожествление его личности, распространение и превращение его учения в государственную религию Китая — конфуцианство. Перенесение столицы Поднебесной на север и начало строительства Пекина. Идея иерархической структуры мироздания и ее отражение в планировке столицы. Внешний город и Внутренний город. Значение стены, образующей замкнутое пространство, отделенное от внешнего мира. Строительство на территории Внутреннего города императорской резиденции — Запретного города. Особое значение «оси вселенной», центральной магистрали города, протянутой с севера на юг. Ориентация всех зданий по сторонам света (торцом, задней стороной, к северу — стране мрака, холода и смерти, входом к югу — стране жаркого солнца). Определение входа и движения по всему ансамблю с юга на север. Отождествление императорского дворца с мифической горой Меру и определение главных осей, разбегающихся по всей вселенной. Ориентация главных ворот по четырем сторонам света. Соединение прямых и криволинейных очертаний в геометрическом решении ансамбля Запретного города. Сочетание зеленых насаждений, земляных холмов и водных пространств, символизирующих основные природные элементы.

      Художественные памятники. Важнейшие элементы Запретного города (южные ворота Тяньаньмэнь, императорская дорога Юйлоу, крепостные ворота Умэнь, или Ворота полуденного солнца, площадь Тайхэмэнь, искусственная Река Золотой воды, ворота Тайхэмэнь, или Ворота высшей гармонии, дворцовая площадь, тронный зал Тайхэдянь, или Зал высшей гармонии, церемониальные палаты Чжуньхэдянь, или Палата полной гармонии, и Баохэдянь, или Палата сохранения гармонии). Расположение в северной части Запретного города личных покоев императора. Декоративная и цветовая символика Запретного города (синий — мир и покой, дарованный небом; красный — брачный союз неба и земли, юг и солнце; белый — покой и счастье; черный — мрак и душевное смятение). Преобладание в ансамбле желтого цвета — символа императорского могущества, его силы, власти и богатства. Рельефные изображения феникса, журавля, оленя, льва и черепахи, олицетворяющие силу, мудрость, могущество, благоденствие и мудрость. Ансамбль Храма земли и Храма неба в южной части пекинской магистрали. Двойное ограждение Храма неба, включение в его ансамбль элементов дикой природы в виде леса из могучих кедров и кипарисов. Три основных сооружения ансамбля — Циняньдань, или Храм богатого урожая, Хуаньцюнюй, или Храм небесного величия, Хуаньцю, или Алтарь неба. Преобладание прямых линий в Храме земли, наличие нераспаханного участка для совершения ритуальных церемоний. Ритуальное значение ансамбля храмов как символа союза Ян — Инь.



Тема 6. Синто — путь богов, или О том, как возникла Страна восходящего солнца (2 ч)

      Проблемы. Уникальность географического положения и климатических условий Японии, ее удаленность от основных континентов. Непрерываемость исторического развития японской культуры иноземными завоевателями. Влияние Древнего Китая на формирование мировоззренческих, философских, эстетических сторон японской художественной культуры, преломление и переработка в ней древнекитайского искусства и создание собственного художественного языка. Понимание своей истории как единого процесса мироздания, где естественная история является логическим продолжением мифологической. Космогонические представления древних японцев о происхождении мира и императорской власти (существование «ничто», или первобытного хаоса, в виде бесформенного яйца, не имеющего никаких частей; проявление великой божественной силы в виде побега тростника и начало миротворения; появление трех величайших божественных сущностей без признаков формы, универсально существующих одновременно везде и в каждой вещи отдельно; образование четырех божественных сил природы и начало превращения хаоса в упорядоченный космос; появление первых божественных пар для порождения богов и духов). Значение пятой божественной пары — Идзанаки и Идзанами, «призывающего мужа» и «призывающей женщины», вечно существующего мужского и женского начала. Образование островов Японии и Великий путь богов — сотворение богов моря, волн, гор, других стихий и явлений природы. Рождение бога огня и смерть Идзанами. Возвращение Идзанаки из Страны мрака в Страну света, его очищение и рождение Аматерасу, богини солнца, Цукиёми, богини луны, Сусаноо, бога ветра и морских просторов. Распределение между ними сфер влияния и рождение Нининги — первого правителя японской земли и родоначальника всех японских императоров. Династия императоров Ямато и начало земной истории Страны восходящего солнца.


      Образование государства Ямато и формирование религиозной системы синто (путь богов) в качестве официальной религии. Отсутствие антропоморфных черт синтоистских божеств. Природа (горы, скалы, водопады, реки, деревья) как символы божества. Первые письменные памятники — «Кодзики», или «Записи о делах древности», и «Нихонги», или «Анналы Японии». Их написание в VIII в. по приказу царей Ямато. Авторство принца Тонэри («Нихонги») и придворного Ясумаро («Кодзики»). Введение буддизма и приобщение Японии к мировой художественной культуре.

      Художественные памятники. Археологические свидетельства древнейших поселений на островах Японии. Культура эпохи «дзёмон» (керамические сосуды и фигурки-идолы («догу») для совершения ритуальных церемоний). Керамические сосуды стиля «яёй» и бронзовые ритуальные колокола «дотаку». Земледельческие культы и первое святилище Исэ. Разработка основных приемов архитектурного мышления в японской культуре. Деревянная основа первых святилищ, простота и легкость конструкции, сейсмоустойчивость, возможность быстрой реставрации. Императорские гробницы-курганы. Гробница императора Нинтоку. Символика планов, объемов и пространства (соединение подковообразного водоема с силуэтом холма, создание впечатления естественности и слитности с природой, впечатление формы замочной скважины с большой высоты).



Тема 7. Рукотворная вселенная, или О том, как, созерцая малое, можно увидеть вечное (2 ч)

      Проблемы. Дипломатические и культурные связи Китая и Японии, общность их исторического развития. Усвоение Японией философско-религиозных взглядов Древнего и средневекового Китая. Быстрое вхождение Японии в общее социокультурное пространство. Императорские дворцы средневекового Китая и Японии как центры развития художественной светской культуры (науки, поэзии, каллиграфии).


      Человек и природа в искусстве Китая и Японии. Способность человека через природу выразить интимные чувства и переживания. Взаимосвязь поэтического и художественного творчества в одном авторе. Сосредоточение всего многообразия природных явлений в обобщенных символах (гора — место обитания бессмертных, вода — космос, водный поток — всеобщее Дао, растительный мир — проявление древа жизни, рождение и увядание листвы — закон бесконечной повторяемости природных явлений, бамбук и сосна — символ древа бессмертия). Философское осмысление жизни в творчестве китайских и японских поэтов. Формирование поэтической формы «танка». Эстетическая категория «моно-но аварэ», или «печальное очарование вещей», обозначающая эмоциональное отношение к вещам и явлениям. Осознание общественной значимости искусства в художественной культуре Китая и Японии. Понимание живописи как возвышенного искусства, способного к философскому и поэтическому осмыслению действительности.
      Появление в художественной культуре Японии особого искусства — пейзажного сада, или сухого пейзажа. Два типа японского средневекового сада — «цукияма», или пейзажный сад с холмами, и «хиранива», или плоский сад. Главный «герой» сухого пейзажа (сад камней, сад воды, сад мхов). Понимание композиции сада как борьбы двух противоположных начал Ян — Инь в противопоставлении воды и камня. Песок и галька — символ воды в «сухом пейзаже».

      Художественные памятники. Ван Вэй — поэт, художник, музыкант, каллиграф, основатель направления «пейзажная лирика». Влияние буддизма на его творчество. Богатство языка и тонкость в передаче еле уловимых красок и оттенков в описании природы («Красные бобы», «Тропинка среди акаций», «Берег в зарослях кизила»). Умение рассказать о частном явлении так, что оно приобретало общечеловеческую значимость («Провожаю Шэнь Цзы-фу в Цзяньдун»). Первый поэтический сборник «Маньесу», или «Собрание мириад лепестков». Живопись «фигур», «цветов и птиц» в творчестве Ян Ли-беня и Хуан Цюаня. Ван Вэй и зарождение пейзажа, его философское и теоретическое осмысление у Го Си. Значение пейзажа в средневековом искусстве Японии. Роль кисти и туши, разработка «иероглифов пейзажа» — условных приемов в передаче не только «портрета» местности, но и его состояния. Тема природы как потока бытия, божественности Вселенной, ее безграничности и изменчивости во времени в грандиозном свитке Сэссю «Длинный свиток пейзажей».


      Пейзажный сад Дайсэн-ин в монастыре Дайтокудзи в Киото. Тема сада — дикая, необузданная стихия, обрывистые громады гор и шумные потоки. Задача художника — создать иллюзию бесконечного пространства и ощущение беспредельного мира. Сад Рёандзи в Киото. Отсутствие в нем прямой изобразительности, образная емкость и многозначность его художественного образа. Группировка камней, роль рисунка песка для обозначения воды. Мох как цветовое пятно и обрамление сада.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 1

Тема 8. Устоявшие в веках (1 ч)

      Общие черты в развитии культуры Южной и Восточной Азии, выраженные в особенностях географического положения, в мифологических версиях происхождения мира, в религиозных учениях, в художественно-образной основе изобразительного искусства. Переход от древнейшего периода к Средневековью как единый процесс, основанный на сохранении традиций и культе предков. Восприятие природы и Космоса как единого целого. Место человека в художественной картине мира, осознание необходимости проявления личностного, индивидуального начала.



Раздел 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
Древняя Греция. Древний Рим.


Тема 1. Остров великого Зевса, или О том, как начиналась античная цивилизация (2 ч)

Проблемы. Древняя Эллада и Древний Восток. Общие черты и принципиальные отличия. Море как специфический фактор в формировании античной цивилизации. Относительная «молодость» древнегреческой цивилизации по сравнению с древнейшими цивилизациями Востока — Древним Египтом, Месопотамией, Древним Ираном. Быстрое усвоение древними эллинами научных и художественных достижений высокоразвитых соседей и необычайный взлет собственной культуры. Источники изучения древнегреческой цивилизации (мифология, литературные произведения, архитектура, скульптура). Почти полное отсутствие подлинных произведений живописи и музыки. Греческие вазы — важнейший источник знаний о культуре Древней Греции. Бытовые, религиозные, мифологические сюжеты росписей древнегреческих ваз. Остров Крит в истории древнегреческой цивилизации. Его географическое положение и климатические особенности. Крит как родина Зевса в восприятии древних греков, сакральные места, связанные с именем бога. Кносс — столица Крита в «догомеровскую» эпоху. Внезапная гибель Крита и перемещение центра художественной культуры в Микены.

Художественные памятники. Тема освоения земли и моря в древнегреческих мифах о Геракле, Тесее, Ясоне, Одиссее. Образцы краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз. Мифология Крита («Похищение Европы», «Рождение Минотавра», «Подвиг Тесея», «Дедал и Икар»). Кносский дворец — основной архитектурный центр города и «свидетель» критской художественной культуры. Особенность его планировки (разноэтажность, чередование парадных залов и скромных жилых помещений, сочетание внутренних закрытых помещений с открытыми площадками для церемоний религиозного и театрального характера). Использование многочисленных колонн, суживающихся книзу. Роль света и цвета в художественном облике Кносского дворца. Художественное воздействие Кносского дворца на современников. Архитектурные фрагменты Кносского дворца. Образцы фресковой живописи Кносса («Парижанка», «Игры с быком», «Собиратель шафрана»).


ч. 1 ч. 2 ч. 3