Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Составлена учителем

ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением математики»

Рабочая программа

по литературному чтению


4 класс

Составлена

учителем начальных классов

высшей категории

Королевой Е. В.

город Магнитогорск

2009-2010 учебный год

Нормативно- правовая база


  1. Областной базисный учебный план от 1.06.2004 г. (Приказ ГУО № 02678).

  2. Экспериментальный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 06.03.2001г. № 834).

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004г. (Приказ МО РФ № 1089).

  4. Школьный учебный план на 2009-2010 учебный год.


Система обучения Л.В. Занкова. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова – Самара: « Федоров. Учебная литература», 2008
Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

Количество часов в неделю по программе 3

Количество часов в неделю по учебному плану 3

Количество часов в год 102

Из них:

- Развитие речи 20



- НРК 14

- Произведения наизусть 15

- Проверка техники чтения 3

- Диагностических работ 3

Программа и материал УМК рассчитан на 102 часа в год, 3 часа в неделю, что соответствует ОБУП во 4-х классах (1-4).

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развивать воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей « по законам красоты».

Более конкретная цель- воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано « жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход- изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития.

Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом, драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выделением позиции автора, вычитыванием авторской оценки изображаемого.

Особенность четвертого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведения разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы.

Учебник 4 класса продолжает постепенное и последовательное формирование у младших школьников представление о литературе как об искусстве слова; как об одном из видов искусства в контексте других его видов; как о явлении художественной литературы. Учебник 4 класса предусматривает на материале фольклорных текстов и произведений авторской литературы разных народов сформировать представление о едином поле художественной литературы. Это позволит учащимся обнаружить единство мира ценностей их издателей, позволит увидеть разнообразие и неповторимую художественную ценность отечественных памятников фольклора и литературы.

Особенность учебника 4 класса состоит в том, что он завершает формирование того минимального инструментария, который необходим в основной школе для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы. Одна из основных идей учебника 4 класса состоит в том, чтобы на материале фольклорных текстов показать школьникам проникновение фабульных элементов истории.

Другая главная идея учебника показать младшему школьнику особенности авторского, собственно литературного произведения, в котором содержится авторская точка зрения.

Отбор литературного материала подчиняется задаче вывести младшего школьника в мир разнообразных литературных текстов.

Итогом 4 года обучения должны стать:


  • начальные умения анализа литературного произведения;

  • умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

  • первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;

  • эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Литературное чтение» 4 класс, автор Н. А. Чуракова, 2008 г., а также пособия: для учителя «Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», Н. А. Чуракова, 2008 г.

Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературному чтению:



  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

  • эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,

  • формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности,

  • умений вести диалог,

  • выразительно читать и рассказывать,

  • импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,

  • потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

  • развитие нравственных чувств;

  • уважение к культуре народов многонациональной России.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Литературное чтение», Н. А. Чуракова,2008 г. в объеме 102 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».



Цели и задачи предмета
Система обучения Л.В. Занкова
Цель курса:

Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно- эстетического опыта младшего школьника

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;



  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  2. воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

  3. развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Задачи начального курса:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

  • развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора интересным;

  • создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

  • развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представи­телей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А-Некрасов, Л.Н.Тол­стой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения национального характера России и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей добре и зле, о приключениях.

Понимание содержания литературного Произведения. Тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и Понимание их переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров Произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение басня. Выделение ЯЗЫКОВЫХ средств художественной выразительности (без использования терминологии).



Литература по НРК

Реализация национально-регионального компонента на уроках литературного чтения

Дидактическое обеспечение НРК:

А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. «Хрестоматия по литературе родного края», Челябинск, ООО «Издательский дом «Взгляд», 2002

Реализация НРК осуществляется при изучении произведений детских поэтов и писателей Южного Урала, что помогает учителю познакомить учащихся с творчеством писателей родного края, воспитать их патриотами своей малой родины, обогатить содержание уроков литературного чтения и позволяет полностью реализовать региональный компонент областного базисного учебного плана.

В практическую часть курса включено:

- написание сочинений (письменные, устные, творческие, мини-сочинения);

- сочинение стихов;

- аннотации статей, художественных произведений;

- экскурсии в природу



п/п

урока

Тема урока

Тема НРК

1

1

Природа и происхождение жанра пословицы. Время, природа, история. Сказки А.Афанасьева.

На полях нашей области.

2

14

Дж. Родари. Старинный календарь Планеты Новогодних Ёлок.

Календарь отлета птиц Южного Урала.

3

15

А.Вознесенский. «Тихо-тихо...». Ф.Тютчев «Весенние воды».

Наступление весны на Урале

4

21

Л. Андреев «Петька на даче»

С чего начался наш город

5

27

В.Берестов Стихи «Драконий», «Разлука», «Фантики», «Девочка».

Составить древо своей семьи

6

30

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик». Ёлка. Подарки

Сказы Бажова

7

43

М.Волошин, «Зелёный вал отпрянул...»

Водоём - природное сообщество

8

44

Д. Самойлов. «Красная осень»

Стихи об осени уральских поэтов

9

45

В.Маяковский. «Тучкины штучки».

А.Пушкин «Зимняя дорога».

А. Белый «Весна»


Наступление зимы на Урале

10

53

Государственный гимн России

Урал - опорный край державы

11

70

К.Бальмонт «Аромат солнца».

Лес – природное сообщество

12

75

А. Чехов «Белолобый»

Животный мир лесов Челябинской области

13

88

Ф.Тютчев. «В небе тают облака»

Реки Челябинской области.

14

101

Наедине с книгой. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Чудеса рядом

Карагайский бор





Учебно- методический комплекс,

обеспечивающий реализацию рабочей программы



Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Н.А. Чуракова. Литературное чтение 4-й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2007г

Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. «Хрестоматия по литературе родного края», Челябинск, ООО «Издательский дом «Взгляд», 2002


Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2,3,4 кл.- Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом « Федоров»

CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».


Н.В.Нечаева. «Изучение результативности речевой деятельности младших школьников». М., «ЦОР», 2000г.

М.В.Зверева. «Изучение результативности обучения в начальных классах». Методические рекомендации для учителей. М., «ЦОР», 2000г.

Сборник контрольных и проверочных работ. М., «ЦОР», 2001г.



Требования к уровням подготовки

по итогам изучения данного предмета

Знать/понимать:

- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;

- некоторые факты из биографии любимого писателя или поэта, изученные в классе;

- художественные приёмы: контраст, олицетворение, сравнение;

- сатира как олицетворение жизни;

- типы рифм;

- деление литературы на разные виды повествования: проза, поэзия, драма;

- способы выражения авторского отношения в разных видах повествования;



Уметь:

- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя, темп чтения 100-120 слов в минуту;

- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении;

- находить черты сходства и различия в рассказе и повести;

- практически различать эпические, лирические и драматические произведения;

- рассказывать о любимом писателе и поэте;

- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

- ориентироваться в тексте, находить нужный отрывок, абзац;

- описывать предмет живым, выразительным словом;

- сравнивать произведения разных авторов на одну тему;

- пересказывать различные художественные произведения (подробный, сжатый, выборочный пересказ).

Читательские умения:

-правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту)

- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100слов в минуту);

-ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

- самостоятельно читать тексты большого объема;

Кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе.



Требования к уровню подготовки учащихся

к концу 4 года обучения

Иметь общее представление:

о делении литературы на разные виды повествования:

прозу, поэзию, драму;

о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.



Знать:

наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;



Уметь:

читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;

выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

рассказывать о любимом писателе, поэте;

устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.


Читательские умения
правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

самостоятельно читать текст большого объема;

кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.


Литературоведческая пропедевтика
отличать художественный текст от научно-популярного;

давать самую элементарную характеристику литературного произведения (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общее представление о времени жизни- наш современник или чей- то современник, можно описательно; о чем пишет);

давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.


Развитие творческих способностей
К концу четвертого класса учащиеся должны:

пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

участвовать в конкурсах чтецов;

писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

писать небольшие по объему сочинения по картине;

устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смысло-поисковой и компетенцией личностного саморазвития.



Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно читать книги;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;

работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Характеристика контрольно-измерительных материалов


Формы контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

итого

Итоговый













Тематический













Текущий












Приложения:

Стартовая диагностика

Тематические и итоговые контрольные работы

Нормативный документ « Контроль и оценка результатов обучения»

«Организация оценивания учебных достижений младших школьников» из методического письма об организации обучения в начальной школе в 2009-2010 учебном годуКалендарно- тематический план реализации рабочей программы




Название разделов программы

Количество часов по программе

Коррекция часов

Количество часов по календарно- тематическому планированию

Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.

13 часов




13 часов

Авторская литература: время во власти человека.

8 часов




8 часов

Крутим барабан времени.

9 часов




9 часов


Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке.

15 часов




15 часов

Авторская поэзия: мастерская стиха.

8 часов




8часов

Планета поэзии. От великого до малого.

6 часов




6 часов

Мир драмы. Где искать автора?

14 часов




14 часов


Вселенная прозы. Автор и великий актер, и поэт.

11 часов




11 часа

Поэт, природа и время.

7 часов




7 часов

Перекресток прозы, поэзии. Позы и драмы. Человеческая душа.

11 часов




11 часов

ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5