Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Составлена учителем
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением математики»
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
Составлена
учителем начальных классов
высшей категории
Королевой Е. В.
город Магнитогорск
2009-2010 учебный год
Нормативно- правовая база
-
Областной базисный учебный план от 1.06.2004 г. (Приказ ГУО № 02678). -
Экспериментальный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 06.03.2001г. № 834). -
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004г. (Приказ МО РФ № 1089). -
Школьный учебный план на 2009-2010 учебный год.
Система обучения Л.В. Занкова. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова – Самара: « Федоров. Учебная литература», 2008
Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
Количество часов в неделю по программе 3
Количество часов в неделю по учебному плану 3
Количество часов в год 102
Из них:
- Развитие речи 20
- НРК 14
- Произведения наизусть 15
- Проверка техники чтения 3
- Диагностических работ 3
Программа и материал УМК рассчитан на 102 часа в год, 3 часа в неделю, что соответствует ОБУП во 4-х классах (1-4).
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развивать воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.
Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей « по законам красоты».
Более конкретная цель- воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано « жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
В основе данного курса лежит единый методологический подход- изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития.
Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом, драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выделением позиции автора, вычитыванием авторской оценки изображаемого.
Особенность четвертого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведения разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы.
Учебник 4 класса продолжает постепенное и последовательное формирование у младших школьников представление о литературе как об искусстве слова; как об одном из видов искусства в контексте других его видов; как о явлении художественной литературы. Учебник 4 класса предусматривает на материале фольклорных текстов и произведений авторской литературы разных народов сформировать представление о едином поле художественной литературы. Это позволит учащимся обнаружить единство мира ценностей их издателей, позволит увидеть разнообразие и неповторимую художественную ценность отечественных памятников фольклора и литературы.
Особенность учебника 4 класса состоит в том, что он завершает формирование того минимального инструментария, который необходим в основной школе для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы. Одна из основных идей учебника 4 класса состоит в том, чтобы на материале фольклорных текстов показать школьникам проникновение фабульных элементов истории.
Другая главная идея учебника показать младшему школьнику особенности авторского, собственно литературного произведения, в котором содержится авторская точка зрения.
Отбор литературного материала подчиняется задаче вывести младшего школьника в мир разнообразных литературных текстов.
Итогом 4 года обучения должны стать:
-
начальные умения анализа литературного произведения; -
умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); -
первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; -
эстетическое переживание ценности художественных произведений.
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Литературное чтение» 4 класс, автор Н. А. Чуракова, 2008 г., а также пособия: для учителя «Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», Н. А. Чуракова, 2008 г.
Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературному чтению:
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, -
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, -
формирование эстетического отношения к искусству слова; -
совершенствование всех видов речевой деятельности, -
умений вести диалог, -
выразительно читать и рассказывать, -
импровизировать; -
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; -
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; -
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, -
потребности в общении с миром художественной литературы; -
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; -
развитие нравственных чувств; -
уважение к культуре народов многонациональной России.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Литературное чтение», Н. А. Чуракова,2008 г. в объеме 102 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».
Цели и задачи предмета
Система обучения Л.В. Занкова
Цель курса:
Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно- эстетического опыта младшего школьника
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; -
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; -
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи начального курса:
-
расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; -
воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; -
развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора интересным; -
создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями; -
развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А-Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения национального характера России и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.
Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей добре и зле, о приключениях.
Понимание содержания литературного Произведения. Тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и Понимание их переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров Произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение басня. Выделение ЯЗЫКОВЫХ средств художественной выразительности (без использования терминологии).
Литература по НРК
Реализация национально-регионального компонента на уроках литературного чтения
Дидактическое обеспечение НРК:
А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. «Хрестоматия по литературе родного края», Челябинск, ООО «Издательский дом «Взгляд», 2002
Реализация НРК осуществляется при изучении произведений детских поэтов и писателей Южного Урала, что помогает учителю познакомить учащихся с творчеством писателей родного края, воспитать их патриотами своей малой родины, обогатить содержание уроков литературного чтения и позволяет полностью реализовать региональный компонент областного базисного учебного плана.
В практическую часть курса включено:
- написание сочинений (письменные, устные, творческие, мини-сочинения);
- сочинение стихов;
- аннотации статей, художественных произведений;
- экскурсии в природу
№ п/п |
№урока |
Тема урока |
Тема НРК |
1 |
1 |
Природа и происхождение жанра пословицы. Время, природа, история. Сказки А.Афанасьева. |
На полях нашей области. |
2 |
14 |
Дж. Родари. Старинный календарь Планеты Новогодних Ёлок. |
Календарь отлета птиц Южного Урала. |
3 |
15 |
А.Вознесенский. «Тихо-тихо...». Ф.Тютчев «Весенние воды». |
Наступление весны на Урале |
4 |
21 |
Л. Андреев «Петька на даче» |
С чего начался наш город |
5 |
27 |
В.Берестов Стихи «Драконий», «Разлука», «Фантики», «Девочка». |
Составить древо своей семьи |
6 |
30 |
Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик». Ёлка. Подарки |
Сказы Бажова |
7 |
43 |
М.Волошин, «Зелёный вал отпрянул...» |
Водоём - природное сообщество |
8 |
44 |
Д. Самойлов. «Красная осень» |
Стихи об осени уральских поэтов |
9 |
45 |
В.Маяковский. «Тучкины штучки». А.Пушкин «Зимняя дорога». А. Белый «Весна»
|
Наступление зимы на Урале |
10 |
53 |
Государственный гимн России |
Урал - опорный край державы |
11 |
70 |
К.Бальмонт «Аромат солнца». |
Лес – природное сообщество |
12 |
75 |
А. Чехов «Белолобый» |
Животный мир лесов Челябинской области |
13 |
88 |
Ф.Тютчев. «В небе тают облака» |
Реки Челябинской области. |
14 |
101 |
Наедине с книгой. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" |
Чудеса рядом Карагайский бор |
Учебно- методический комплекс,
обеспечивающий реализацию рабочей программы
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
Н.А. Чуракова. Литературное чтение 4-й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2007г |
Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. |
А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. «Хрестоматия по литературе родного края», Челябинск, ООО «Издательский дом «Взгляд», 2002 |
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2,3,4 кл.- Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом « Федоров» |
CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей». |
Н.В.Нечаева. «Изучение результативности речевой деятельности младших школьников». М., «ЦОР», 2000г. М.В.Зверева. «Изучение результативности обучения в начальных классах». Методические рекомендации для учителей. М., «ЦОР», 2000г. Сборник контрольных и проверочных работ. М., «ЦОР», 2001г.
|
Требования к уровням подготовки
по итогам изучения данного предмета
Знать/понимать:
- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
- некоторые факты из биографии любимого писателя или поэта, изученные в классе;
- художественные приёмы: контраст, олицетворение, сравнение;
- сатира как олицетворение жизни;
- типы рифм;
- деление литературы на разные виды повествования: проза, поэзия, драма;
- способы выражения авторского отношения в разных видах повествования;
Уметь:
- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя, темп чтения 100-120 слов в минуту;
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении;
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести;
- практически различать эпические, лирические и драматические произведения;
- рассказывать о любимом писателе и поэте;
- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
- ориентироваться в тексте, находить нужный отрывок, абзац;
- описывать предмет живым, выразительным словом;
- сравнивать произведения разных авторов на одну тему;
- пересказывать различные художественные произведения (подробный, сжатый, выборочный пересказ).
Читательские умения:
-правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту)
- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100слов в минуту);
-ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
- самостоятельно читать тексты большого объема;
Кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе.
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4 года обучения
Иметь общее представление:
о делении литературы на разные виды повествования:
прозу, поэзию, драму;
о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Знать:
наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
Уметь:
читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
рассказывать о любимом писателе, поэте;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения
правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
самостоятельно читать текст большого объема;
кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика
отличать художественный текст от научно-популярного;
давать самую элементарную характеристику литературного произведения (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общее представление о времени жизни- наш современник или чей- то современник, можно описательно; о чем пишет);
давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.
Развитие творческих способностей
К концу четвертого класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
писать небольшие по объему сочинения по картине;
устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смысло-поисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Формы контроля |
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
итого |
Итоговый |
|
|
|
|
Тематический |
|
|
|
|
Текущий |
|
|
|
|
Приложения:
Стартовая диагностика
Тематические и итоговые контрольные работы
Нормативный документ « Контроль и оценка результатов обучения»
«Организация оценивания учебных достижений младших школьников» из методического письма об организации обучения в начальной школе в 2009-2010 учебном годуКалендарно- тематический план реализации рабочей программы
Название разделов программы |
Количество часов по программе |
Коррекция часов |
Количество часов по календарно- тематическому планированию |
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком. |
13 часов |
|
13 часов |
Авторская литература: время во власти человека. |
8 часов |
|
8 часов |
Крутим барабан времени. |
9 часов
|
|
9 часов
|
Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке. |
15 часов |
|
15 часов |
Авторская поэзия: мастерская стиха. |
8 часов |
|
8часов |
Планета поэзии. От великого до малого. |
6 часов |
|
6 часов |
Мир драмы. Где искать автора? |
14 часов
|
|
14 часов
|
Вселенная прозы. Автор и великий актер, и поэт. |
11 часов |
|
11 часа |
Поэт, природа и время. |
7 часов |
|
7 часов |
Перекресток прозы, поэзии. Позы и драмы. Человеческая душа. |
11 часов |
|
11 часов |
ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5