Придумайте название для своей команды. Не забудьте указать фамилии

ч. 1 ч. 2 ч. 3

11 вопрос. Имя какого русского военачальника связано с последним в истории парусным сражением?

Ответ: Последнее сражение в истории парусного флота связано с именем русского адмирала Павла Степановича Нахимова (1802-1855). Оно произошло во время Крымской войны 18 ноября 1853 года в Синопской бухте (база турецкого флота), когда турецкая эскадра оказалась блокирована русской эскадрой. После битвы, длившейся 4 с половиной часа, были уничтожены все турецкие корабли, кроме одного, спасшегося бегством.









2009

Задания 1 тура.

1задание.
Придумайте название для своей команды. Не забудьте указать фамилии и имена всех членов команды и фамилию, имя и отчество преподавателя. Составьте небольшой рассказ о своей школе и о себе. Будет здорово, если вы красочно оформите свой ответ и дополните фотографиями. Для удобства обработки материалов, пожалуйста, используйте программы Microsoft Word или Microsoft Power Point.

При оценке заданий учитываются:

• Содержание и полнота ответа

• Творческий подход в изложении материала

• Оригинальное оформление.
2 задание.

Ответьте на вопросы шутливого теста. Сложив буквы правильных вариантов, вы узнаете название одного из философских течений, господствовавших в XVII – XVIII веках.


1. Путь в страны Востока за пряностями назывался:
Э) «Путь ароматов»
П) Путь «из варяг в греки»
О) «Шёлковый путь»
С) Млечный путь

2. Путешествие Ф.Магеллана доказало, что Земля:


Л) треугольник
И) прямоугольник
М) шар
А) сфера

3. Название «Эльдорадо» означает:


Т) «гора, покрытая лесом»
У) «магазин техники»
П) «земля, изобилующая золотом»
И) «молочная река»

4. Падение татаро-монгольского ига на Руси связывают с событием, получившим название:


Д) сидение на Угре
И) стояние на Угре
А) ползанье на Угре
С) пикник на Угре

5. Солдат армии Оливера Кромвеля называли:


П) однобокие
Е) кривобокие
Р) железнобокие
У) безбашенные

6. Название корабля «Виктория», совершившего первое кругосветное путешествие, переводится как:


В) « Ура!»
И) «Победа!»
Г) «Нашли!»
И) «Приплыли…»

7. При Иване III утвердился государственный герб, на котором был изображён:


Г) сибирский медведь
Ё) тамбовский волк
З) двуглавый орёл
Ы) змей Горыныч

8. В Европе XV века, желая сказать, что человек очень богат, говорили:


М) мешок с перцем
А) крутой перец
Й) мажорный чел
Я) клёвый чувак

Ответ: Из букв правильных ответов складывается слово ЭМПИРИЗМ.

Эмпиризм (от. греч. "эмпирио" - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Основателем этого направления считают Френсиса Бэкона(1561-1626).
Эмпиризм противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII – XVIII веках.

Для самых наблюдательных - слова, которые складываются из вариантов ответов на каждый вопрос теста: эпос, Лима, тупи, Диас, Перу, виги, гёзы, майя.


3 задание. Конечно же, все вы знаете, что в русском языке существует множество крылатых выражений, смысл которых скрыт в глубинах истории. Для того, чтобы их объяснить, необходимо представлять себе как жили наши предки, каковы были их занятия, особенности быта и даже образ мысли.
Например, выражение «после дождичка в четверг» возникло ещё в стародавние времена, когда наши предки поклонялись языческим богам. Главным божеством был бог грома и молнии Перун, ему молились в «свой» день – четверг, просили о дожде в засуху. А так как часто просьба оставалась неисполненной, то и выражение «после дождичка в четверг» стало означать что-то несбыточное, что неизвестно когда сбудется.
Другое выражение « как с гуся вода», оказывается, часть древнего наговора, который использовался для отвода болезни. Обливая больного ребёнка специальной «наговорной водой», приговаривали: «С гуся вода, а с нашего дитяти худоба (болезнь)».
Попробуйте объяснить, как появились следующие выражения:
1) Аника-воин;
2) Бить баклуши;
3) Прийти к шапочному разбору;
4) Уйти несолоно хлебаши;
5) Делать что-то спустя рукава;
6) Не лыком шит.







Ответ:
1) «Аника-воин» - от греческого слова "непобедимый» (по-гречески «а» - отрицание «не», «ника» - «победа») - это герой русского народного стиха об Анике и Смерти. В стихе молодой Аника-воин хвастается своей силой и разоряет беззащитных людей. Аника хотел разорить Иерусалим.
В пути ему встречается Смерть и упрекает его за хвастовство. Аника-воин нисколько её не боится и вызывает на поединок. Смерть быстро одолевает его и он, раскаявшись о необдуманном слове, начинает умолять её дать ему хоть сколько-нибудь времени, но Смерть расправилась с ним. В переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности. Аника-воин перешёл в поговорку "Аника-воин сидит да воет". Его имя упоминается в сказках, притчах. Его нередко изображали на лубочных картинках.
Имя героя, скорее всего, взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Русские переписчики, могли посчитать эпитет за имя собственное.



2) «Бить баклуши» - Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!»
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла наша поговорка.
Существует и другая версия происхождения этого выражения: баклушами называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами - вот это уж настоящее бездельничество!



3) «Прийти к шапочному разбору» - значит: опоздать, явиться, когда все уже кончилось. Поговорка возникла в те времен, когда на Руси люди, являясь в церковь в теплой одежде и зная, что входить внутрь в шапке нельзя, складывали свои треухи и колпаки у самого входа. По окончании церковной службы, выходя, все разбирали их. «К шапочному разбору» приходил только тот, кто явно не торопился в церковь.



4) «Уйти несолоно хлебавши» - значит уйти, не получив удовлетворения, ничего не добившись, уйти ни с чем. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и труднодобываемым продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие, налоги на соль высокие. Соль ценили на вес золота. Ее берегли, и поэтому пищу, как правило, заранее не солили. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по своему вкусу. А если гость оказывался нежеланным, то солонку ему не предлагали. Просыпать соль считалось дурной приметой, что означало разбазаривать богатство. Кстати, в старину за праздничным столом усаживались в строго определённом порядке: почётные гости ближе к хозяину, остальные – подальше. Часто хозяин солил пищу сам, своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Так он и уходил «несолоно хлебавши».

5) «Делать что-то спустя рукава» - т. е. работать, делать что-либо небрежно, кое-как.
Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть.
Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.



6) «Не лыком шит» - Лыком называют внутреннюю часть коры молодых лиственных деревьев - липы, дуба, вяза или ивы. Из лыка плелись коробки, а главное, основная обувь русских крестьян - лапти. Каждый крестьянин должен был уметь если не плести, то хоть «вирать» лапти, «подковыривать» их, то есть ремонтировать. В то же время лапти, лычная обувь была верным признаком бедности, крестьянского происхождения.


Кроме того, в старину дырявые, прохудившиеся в разных местах крыши крестьянских изб, за неимением кровельного железа или теса, крыли, чинили, иначе говоря - шили лыком. Заплаты из коры бросались в глаза всякому прохожему. Дешевизна материала и невысокое мастерство прямо связывались с примитивностью: что-де требовать от человека, если у него дом лыком шит!
Выражение лыком шит вызывало обиду; каждому хотелось доказать, что он не так-то прост, что он тоже многое знает и понимает. Так появилось выражение с отрицанием: Не лыком шит - "не лишен знаний, способностей; понимает не хуже других", "не так-то он и прост".






Задания 2 тура.

1 задание. «Остановивший Солнце, двинувший Землю». Эту надпись можно прочитать на надгробии этого великого человека.
Кто этот ученый? О каком открытии говорят эти начертанные слова? Кто стал продолжателем его идей?
Ответ: 2010 год объявлен годом астрономии и именно астрономическим открытиям в истории Нового времени было посвящено первое задание этого тура.

«ОСТАНОВИВШИЙ СОЛНЦЕ — ДВИНУВШИЙ ЗЕМЛЮ» - написано на постаменте памятника, что стоит в городе Торуни. Этот памятник установлен в 1830 году великому польскому астроному Николаю Копернику (1473-1543). Коперник первый сформулировал положение о неподвижности солнца и о движении вокруг него земли и планет (гелиоцентрическую систему). Почти полтора тысячелетия, астрономия изучалась по Птолемею, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Коперник неустанно размышлял над истинным устройством солнечной системы и постепенно пришел к своему великому открытию. Более тридцати лет Коперник не решался публиковать результаты своих наблюдений. Свою систему мира великий польский астроном изложил в книге “О вращениях небесных сфер”, которая была запрещена католической церковью с 1616 по 1828 год. Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства Вселенной. Своей гелиоцентрической системой мира совершил переворот в естествознании. Выдвинулись другие крупные ученые - продолжатели дела Коперника. Они развивали и распространяли идею бесконечности Вселенной, в которой Земля - как бы песчинка, а миров - бесчисленное множество. Джордано Бруно (1548-1600) - выдающийся итальянский философ, поэт, астроном, развивая учение Коперника, высказывал гениальную догадку о том, что звезды - такие же солнца, как наше, причём вокруг бесчисленных звезд движутся планеты, на многих из которых существует разумная жизнь. Джордано Бруно был сожжен в Риме как еретик по приговору инквизиции в 1600 году. Развили идеи Коперника также датчанин Тихо Браге (1546-1601) и Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский ученый, физик,  механик и астроном, родившийся через 20 лет после публикации трактата Николая Коперника. Галилео Галилей активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Николая Коперника. Церковь еще более 100 лет отрицала гелиоцентрическую систему и уступила лишь в конце XVII века.
Для передовых ученых было ясно, что учение Коперника правильно, но надо было глубже исследовать и выяснить законы движения планет. Эту задачу решил великий немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630). Открытые Кеплером три закона движения планет полностью подтвердили правильность гелиоцентрической системы Коперника.
Продолжателем идей Коперника можно назвать и Исаака Ньютона (1643-1727), который открыл закон всемирного тяготения и так говорил о себе ««Если я видел дальше других, то потому только, что стоял на плечах гигантов...». В России учение Коперника смело поддерживал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), который открыл атмосферу на Венере, защищал идею о множественности обитаемых миров. Среди русских астрономов ещё можно назвать Василия Яковлевича Струве (1793-1864). Расстояния от нас даже до ближайших звезд оказались настолько большими, что еще спустя три века после Коперника они не поддавались точному определению. Только в 1837 г. русский астроном Василий Яковлевич Струве положил начало точному определению расстояний до звезд.


2 задание. Путешественник обнаружил земли, жителей которых он назвал в честь уже известной страны. Позже выяснилось, что это часть неизвестного континента.
Кто был этот путешественник? Как мы сейчас называем этот континент и почему?


Ответ: Путешественником, обнаружившим земли, жителей которых он назвал в честь уже известной страны, был Христофор Колумб (1451-1506). Португальцы искали морской путь в Индию - страну богатств, огибая берега Африки, а испанцы пытались найти западный путь в Индию через Атлантический океан. В 1492-1493 годах Христофор Колумб руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию. Во время этой и последующих экспедиций (1493-96, 1498-1500, 1502-1504) Колумб положил начало открытию материка Южной Америки и перешейков Центральной Америки.
Колумб до конца своей жизни был уверен, что открыл путь в Индию и жителей открытых земель стали называть
индейцами.

Уроженец Флоренции, предприниматель и мореплаватель Америго Веспуччи (1454-1512) участвовал как астроном, навигатор и картограф в морских экспедициях в западное полушарие. Природа и образ жизни местного населения убедили его, что это не Азия, а какой-то новый материк. В письмах знатным друзьям Веспуччи описывал свои путешествия и географические открытия. А друзья Веспуччи старались распространять сведения о его путешествиях. В 1507 молодой ученый Вальдзеемюллер из Лотарингии написал небольшой трактат «Введение в космографию» и опубликовал его в 1507 году с приложением двух писем Веспуччи, переведенных на латынь. В этой книге впервые появилось название «Америка», а имя Колумба вовсе не упоминалось. Вальдзеемюллер объявил Веспуччи первооткрывателем этих земель и внес предложение назвать четвертую часть света землей Америго или Америкой.
• Однако, есть и другая версия, что континент был назван по фамилии итальянского мецената Ричарда Америка из Бристоля, финансировавшего вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота в 1497г., а Веспуччи взял себе прозвище в честь уже названного континента.



3 задание. В логическом ряду вычеркните лишнее слово, объясните свой выбор.

а) астролябия – аркебуза - портолан - компас


б) картофель – какао – чай - помидоры – табак
в) галеон - каравелла - бирема

ч. 1 ч. 2 ч. 3