Методические указания и варианты заданий контрольных работ для студентов
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации
Кубанский государственный аграрный университет
Кафедра органической и физколлоидной химии
ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ
Методические указания и варианты заданий контрольных работ для студентов заочной формы обучения биологических специальностей
Краснодар
2007
УДК 541.18(076.5)
Составители: доц. Губанова Н.Я., доц. Третьякова О.Н.
Рецензент: профессор, д-р хим. наук Доценко С.П. (КубГАУ)
Одобрено на заседании кафедры органической и физколлоидной химии (протокол № от )
Утверждено методической комиссией факультета защиты растений, агрохимии и почвоведения
(протокол № от )
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Программа по изучению курса физической и коллоидной химии……..
Методические указания для изучения дисциплины. Варианты для
контрольных заданий……………………………………………………..
Тема 1. Агрегатное состояние вещества…………………………………
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач …….
Задачи для индивидуальных заданий…………………………..
Тема 2. Химическая термодинамика и термохимия……………………..
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач……..
Задачи для индивидуальных заданий……………………………
Тема 3. Химическая кинетика……………………………………………..
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач………
Задачи для индивидуальных заданий……………………….
Тема 4. Химическое равновесие…………………………………………..
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач…
Задачи для индивидуальных заданий……………………….
Тема 5. Фотохимические процессы………………………………………
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач…….
Задачи для индивидуальных заданий……………………………
Тема 6. Растворы неэлектролитов………………………………………
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач……..
Задачи для индивидуальных заданий……………………………
Тема 7. Растворы электролитов…………………………………………..
Основные законы и уравнения. Примеры решения задач………
Задачи для индивидуальных заданий…………………………….
Тема 8. Водородный показатель. Буферные растворы………………….
Основные формы и уравнения. Примеры решения задач……..
Задачи для индивидуальных заданий……………………………
Тема 9. Электрохимия…………………………………………………….
Основные формулы и уравнения. Примеры решения задач……
Задачи для индивидуальных заданий……………………………
Тема 10.Поверхностные явления. Адсорбция……………………………
Основные формулы и уравнения. Примеры решения задач……
Задачи для индивидуальных заданий……………………………
Тема 11. Коллоидная химия…………………………………………………
Основные формулы. Примеры решения задач……………………
Задачи для индивидуальных заданий……………………………..
Приложение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ
для высших сельскохозяйственных учебных заведений по направлениям
110101 Агрохимия и почвоведение;
110201 Агрономия;
110202 Плодоовощеводство и виногрдарство;
110203 Защита растений;
110102 Агроэкология
ВВЕДЕНИЕ
Предмет физической и коллоидной химии. Значение физической и коллоидной химии в биологической и сельскохозяйственной науках. Роль физической и коллоидной химии в выполнении работ по химизации сельского хозяйства и защиты окружающей среды.
1. АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА
Состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое. Законы идеальных газов. Уравнение состояния идеального газа. Кинетическая теория газов. Скорость молекул и закон распределения скоростей. Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Твердое состояние. Кристаллические системы. Различные типы решеток. Аморфное состояние. Жидкое состояние.
2.ХИМИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА И ТЕРМОХИМИЯ
Система и внешняя среда. Изолированная, закрытая и открытая системы. Обмен энергией и веществом между системой и внешней средой. Различные формы энергии. Параметры состояния. Обратимые и необратимые превращения. Функции состояния.
Первый закон термодинамики. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия. Процессы при постоянном объеме. Процессы при постоянном давлении. Энтальпия. Приложение первого закона термодинамики к хими-ческим процессам. Тепловой эффект реакции. Стандартное состояние. Термохимия. Закон Г. И. Гесса. Реакции образования. Энтальпия образования. Определение теплот реакций из энтальпий образования.
Второй закон термодинамики. Энтропия, ее изменение в обратимых и необратимых процессах. Энтропия изолированной, закрытой и открытой системы. Энтропия Вселенной. Энтропия в биологических системах. Изменение энтропии при синтезе органического вещества зеленым листом растений. Статистическая интерпретация энтропии. Формула Больцмана.
Третий закон термодинамики. Абсолютная энтропия Расчет абсолютной энтропии чистых веществ. Энтропия и структура вещества.
Свободная энергия при постоянном давлении (энергия Гиббса). Полезная работа (энергия Гельмгольца). Свободная энергия и направление химических реакций. Стандартная свободная энергия образования соединений.
3. ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА И КАТАЛИЗ
Скорость химических реакций в газах и растворах: Средняя и мгновенная скорость химических реакций, Влияние концентрации на скорость реакций. Порядок и молекулярность реакций. Элементарные моно-, би- и тримолекулярные реакции. Определение порядка реакции. Количественные соотношения между скоростью реакции и концентрацией реагентов. Константа скорости химической реакции.
Влияние температуры на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Теория Аррениуса. Активированный комплекс. Энергия активации. Определение энергии активации.
Катализ и его значение в современной химической технологии. Основные принципы катализа (неизменность положения равновесия, участие катализатора в химической реакции, снижение энергии активации и избирательность действия). Классификация каталитических процессов. Гомогенный катализ.
Гетерогенный катализ. Роль неоднородности поверхности в катализе. Роль адсорбции в гетерогенно-каталитических реакциях. Теории каталитических процессов.
Ферментативный катализ, его особенности и значение в биологических процессах.
4. ФОТОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Фотохимические, темновые и радиационно-химические реакции. Законы Гротгуса-Дрепера и Ламберта-Бера. Возбуждение, ионизация и диссоциация молекул при взаимодействии света с веществом. Энергия поглощенных квантов. Закон фотохимической эквивалентности Эйнштейна. Понятие о квантовом выходе. Сенсибилизированные реакции.
Синтез органического вещества растениями под воздействием хлорофилла как сенсибилизатора. Работы К. А. Тимирязева. Значение фотосинтеза.
5.ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Равновесное состояние. Истинное устойчивое химическое равновесие и изменение термодинамических функций. Динамический характер равновесия. Влияние внешних условий на равновесие, принцип Ле-Шателье. Изменение свободной энергии химической реакции между идеальными газами в зависимости от парциальных давлений этих газов. Константа химического равновесия и связь ее с изменением свободной энергии.
6. РАСТВОРЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТОВ
Определение понятия «раствор». Способы выражения состава растворов.
Разбавленные растворы. Понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором. Температура замерзания разбавленных растворов. Криоскопия. Законы Рауля. Применение криоскопического метода для определения концентрации раствора и молекулярной массы растворенного вещества. Температура кипения разбавленных растворов. Эбулиоскопия. Осмос. Осмотическое давление разбавленных растворов. Закон Вант-Гоффа. Биологические процессы и осмос. Определение осмотического давления растворов с помощью криоскопии.
7. РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Возникновение ионов в растворах. Процессы сольватации (гидратации). Слабые и сильные электролиты. Теория Аррениуса. Развитие теории сильных электролитов в работа Дебая и Хюккеля. Активность, коэффициент активности, ионная сила раствора. Развитие понятия кислоты и основания. Сила кислот и оснований. Количественное определение кислотности водных растворов. Понятие рН , рОН и рК растворов. Расчет рН кислых и щелочных растворов. Буферные системы, их состав и механизм буферного действия. Расчет рН буферных систем. Буферная емкость, влияние на нее различных факторов. Природные буферные системы.
Проводники первого и второго рода. Удельная электропроводность, зависимость от разбавления. Эквивалентная электропроводность, Эквивалентная электропроводность при бесконечном разбавлении. Применение закона действующих масс к слабым электролитам. Закон разбавления Оствальда. Скорости движения ионов. Закон независимости движения ионов (закон Кольрауша). Подвижность ионов.
Практическое применение электропроводности. Определение степени и константы диссоциации слабых электролитов, определение коэффициента электропроводности сильных электролитов. Определение растворимости труднорастворимых солей, кондуктометрическое титрование. Применение электропроводности для определения влажности сельскохозяйственных продуктов и почв, а также динамики солевого режима почв.
8. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Возникновение потенциала на границе раздела фаз. Двойной электрический слой и его строение; влияние концентрации, заряда металла и температуры. Уравнение Нернста. Электродные потенциалы и ЭДС гальванических элементов. Нормальный (стандартный) потенциал. Водородный электрод. Ряд напряжений. Хлорсеребряный, каломельный электроды. Электроды индикаторные (измерительные) и вспомогательные (сравнения). Окислительно-восстановительные электроды и цепи. Окислительно-восстановительный потенциал почв, его измерение. Измерение электродвижущих сил. Диффузионный потенциал.
Потенциометрический метод измерений рН. Стеклянный электрод с водородной функцией. Потенциометрическое титрование. Стеклянные электроды с другими функциями.
Мембранные электроды с различными функциями. Биологические мембраны, их роль в жизни растений и животных.
9. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Свободная энергия системы и величина поверхности. Поверхностное натяжение жидкостей и твердых тел. Способы уменьшения свободной энергии системы. Физическая и химическая адсорбции.
Адсорбция на поверхности раздела твердое тело-газ и твердое тело-раствор. Изотерма адсорбции, уравнение Фрейндлиха, Ленгмюра, БЭТ-изотерма. Адсорбция на границе раздела жидкость-газ, раствор-газ. Уравнение Гиббса. Поверхностно- активные и поверхностно- неактивные вещества. Ориентация молекул в поверхностном слое. Гидрофильные и гидрофобные поверхности. Смачивание. Краевой угол смачивания. Уравнение Лапласа. Поверхностное натяжение на границе раздела трех фаз. Коэффициенты растекания. Адсорбция электролитов. Правило Фаянса-Пескова. Обменная адсорбция. Уравнение Никольского.
Адсорбционные процессы в почвах, растениях.
10. КОЛЛОИДНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА
Возникновение, предмет и значение коллоидной химии. Коллоидные системы и их получение
Дисперсная фаза и дисперсная среда. Природа коллоидных систем. Гетерогенные высокодисперсные системы и высокомолекулярные соединения.
Вязкость растворов ВМС; зависимость от рН среды. Изоэлектрическое состояние. Нарушение устойчивости растворов. Расслоение, высаливание, коацервация. Лиотропные ряды. Растворы полиэлектролитов. Коллоидные электролиты.
Гели. Студни. Полуколлоиды
Процессы структурообразования в растворах ВМС. Получение студней и гелей. Застудневание. Свойства студней. Синерезис. Полуколлоиды. Коллоидные поверхностно-активные системы. Белковые, белково-коллоидные и другие мембраны и их роль в живом организме. Тиксотропия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания, примеры решения задач и задание для контрольной работы даны по отдельным разделам программы.
К выполнению контрольного задания приступайте только после проработки данной темы или раздела по учебнику, согласно вопросов программы, а также, рассмотрев решения типовых задач, приведенных в методических указаниях.
Каждый студент выполняет задание согласно своему варианту, определяемому по двум последним цифрам шифра своей зачетной книжки.
Обратите внимание на то, что данные некоторых задач представлены в обобщенных таблицах и имеют общее условие ( например, задачи N 1-15, 21-25, 21-31 и другие). Для каждой из этих задач числа для расчета нужно брать в таблице против номера задачи, соответствующей вашему варианту.
Если в задачах не приводятся соответствующие табличные данные, их следует искать в приложении в необходимых таблицах.
При выполнении контрольной работы обязательно необходимо:
- указывать свой вариант,
- записать номер соответствующей ему задачи и условия задачи и вопроса,
- письменно дать подробный ответ на вопрос и решение задачи. При решении задачи необходимо указывать единицы измерений взятых для расчета величин.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Вари- НОМЕРА ЗАДАЧ
ант
-
00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
12
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
13
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
13
14
29
59
79
131
149
169
219
235
255
14
15
30
60
80
132
150
170
220
236
256
15
1
31
61
81
133
151
171
221
237
242
16
2
32
62
82
134
152
172
206
238
243
17
3
33
63
83
118
153
173
207
239
244
18
4
34
64
84
119
154
174
208
240
245
19
5
35
65
89
120
155
175
209
241
246
20
6
36
46
90
121
136
176
210
222
247
21
7
16
47
91
122
137
177
211
223
248
22
8
17
48
92
123
138
178
212
224
249
23
9
18
49
93
124
139
179
213
225
250
24
10
19
50
94
125
140
180
214
226
251
25
11
20
51
95
126
141
186
215
227
252
26
12
21
52
96
127
142
187
216
228
253
27
13
22
53
97
128
143
188
217
229
254
28
14
23
54
98
129
144
189
218
23»
255
29
15
24
55
99
130
145
190
219
231
256
30
1
25
56
100
131
146
191
220
232
242
31
2
26
57
101
132
147
192
221
233
243
32
3
27
58
102
133
148
193
206
234
244
33
4
28
59
103
134
149
194
207
235
245
34
5
29
60
104
135
150
195
208
236
246
35
б
30
61
105
118
151
196
209
237
247
36
7
31
62
66
119
152
197
210
238
248
37
8
32
63
67
120
153
198
211
239
249
38
9
33
64
68
121
154
199
213
240
250
39
10
34
65
69
122
155
201
214
241
251
40
11
35
46
70
123
136
203
215
222
252
41
12
36
47
71
124
137
204
216
224
253
42
13
16
48
72
125
138
205
217
225
254
43
14
17
49
73
126
139
156
218
226
255
44
15
18
50
74
127
140
157
219
227
256
45
1
19
51
75
128
141
158
220
228
242
46
2
20
52
76
129
142
159
221
229
243
47
3
21'
53
77
130
143
160
206
230
244
48
4
22
54
78
131
144
161
207
231
245
49
5
23 *
55
79
132
145
162
208
232
246
50
6
24
56
80
133
146
163
209
233
247
51
7
25
57
81
134
147
164
210
234
248
52
8
26
58
82
135
148
165
211
235
249
53
9
27
59
83
134
149
166
212
236
250
54
10
28
60
84
133
150
167
213
237
251
55
11
29
61
85
132
151
168
214
238
252
56
12
30
62
86
131
152
169
215
239
253
57
13
31
63
87
130
153
170
216
240
254
58
14
32
64
88
129
154
171
217
241
255
59
15
33
65
89
128
155
172
218
222
256
60
1
34
46
90
127
136
173
219
223
242
61
2
35
47
91
126
137
174
220
224
243
62
3
36
48
92
125
138
175
221
225
244
63
2
16
49
93
124
139
176
206
226
245
64
3
17
50
94
123
140
177
207
227
246
65
4
18
51
95
122
141
178
208
22
247
66
5
19
52
96
121
142
179
209
229
248
67
6
20
53
97
120
143
180
210
230
249
68
7
21
54
98
119
144
181
211
231
250
69
8
22
55
99
118
155
182
212
232
251
70
9
23
56
100
119
141
183
213
233
252
71
10
24
57
101
120
142
184
214
234
253
72
11
25
58
102
121
143
185
215
235
254
73
12
26
59
103
122
144
186
216
236
255
74
13
27
60
104
123
145
187
217
237
256
75
14
28
61
105
124
146
188
218
238
242
76
15
29
62
66
125
147
189
219*
239
243
77
1
30
63
67
126
148
190
220
240
244
78
2
31
64
68
127
149
191
221
241
245
79
3
32
65
69
128
150
192
206
222
246
80
4
33
46
70
129
151
193
207
223
247
81
5
34
47
71
130
152
194
208
224
248
82
6
35
48
72
131
153
195
209
225
249
83
7
36
49
73
132
154
196
210
226
250
84
8
16
50
74
133
155
197
211
227
251
85
9
17
51
75
134
136
198
212
228
252
86
10
18
52
76
135
137
199
213
229
253
87
11
19
53
77
118
138
200
214
230
254
88
12
20
54
78
119
139
201
215
231
255
89
13
21
55
79
120
140
202
216
232
256
90
14
22
56
80
121
141
203
217
233
242
91
15
23
57
81
122
142
204
218
234
243
92
1
24
58
82
123
143
205
219
235
244
93
2
25
59
83
124
144
156
220
236
245
94
4
26
60
84
125
145
157
221
237
246
95
5
27
61
85
126
146
158
206
238
247
96
6
28
62
86
127
147
159
207
239
248
97
7
29
63
87
128
148
160
208
240
249
98
8
30
64
88
129
149
161
209
241
250
99
9
31
65
89
130
150
162
210
239
251
Тема 1. Агрегатное состояние вещества
Агрегатное состояние вещества характеризуется двумя факторами – силами межмолекулярного взаимодействия и кинетической энергией теплового движения молекул.
Существуют три основных агрегатных состояния: газообразное, жидкое и твердое, между которыми возможны взаимопереходы.
Основными законами характеризующими состояние вещества являются:
закон Бойля-Мариотта:

закон Гей-Люссака (следствие):


закон Авогадро, из которого следует, что в равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении содержится одинаковое число молекул NА = 6,025 ∙ 1023 (число Авогадро);
уравнение Менделеева-Клайперона:
или
.
Скорость движения молекул () в газообразной среде равна:
где R,T,V – соответственно давление, температура и объем;
n – число молей;
М – молекулярная масса;
m – масса вещества;
R – универсальная газовая постоянная, см. табл. 2. Приложения
Эти основные законы открывают возможность при помощи математического аппарата осмыслить поведение газа и решать практические вопросы и задачи.
Задачи и вопросы для контрольной работы.
1 – 15. Чем характеризуется агрегатное состояние вещества? Что меняется при переходе одного агрегатного состояния в другое? Всегда ли вещества могут находится в трех агрегатных состояниях, как называются переходы из одного состояния в другое? Дайте характеристику основных газовых законов. Используя данные таблицы рассчитайте недостающие данные в соответствие со своим вариантом.
№ |
Формула газа |
Давление, атм. |
Давление Па |
Число молей |
Объем л
|
Масса кг
|
Число молекул |
Т, К |
T С |
1 |
CO2 |
|
|
|
2 |
0,040 |
|
273 |
|
H2 |
|
105 |
0,5 |
|
|
|
|
0 | |
2 |
N2 |
|
|
|
10 |
|
6,021020 |
|
15 |
CH4 |
|
|
|
30 |
0,5 |
|
400 |
| |
3 |
O2 |
|
|
2,5 |
100 |
|
|
350 |
|
Ne |
5 |
|
|
|
1,2 |
|
|
300 | |
4 |
Cl2 |
|
104 |
|
|
0,35 |
|
500 |
|
CO |
2 |
|
|
40 |
|
|
|
25 | |
5 |
N2O |
1 |
|
1 |
|
|
|
290 |
|
NO |
|
106 |
0,75 |
2 |
|
|
|
| |
6 |
SO2 |
3 |
|
|
|
0,32 |
|
|
700 |
SO3 |
|
|
|
1 |
0,08 |
|
100 |
| |
7 |
NO2 |
|
102 |
|
89,6 |
0,46 |
|
|
|
N2O5 |
|
|
|
15 |
|
61019 |
|
23 |
№ |
Формула газа |
Молекулярная масса |
Т, К |
T, С |
Скорость движ. молекул, м/с |
8 |
CO2 |
|
|
40 |
|
9 |
H2 |
|
298 |
|
60947 |
10 |
N2 |
|
|
20 |
|
11 |
Ne |
|
|
30 |
|
12 |
Cl2 |
|
|
100 |
|
13 |
CO |
|
|
|
1000 |
14 |
NO |
|
450 |
|
|
15 |
N2O |
|
|
- 20 |
|
Тема 2. Химическая термодинамика и термохимия.
Термодинамика изучает взаимные превращения различных видов энергии, связанные с переходами энергии между телами или системами в форме теплоты и работы.
Химическая термодинамика также дает возможность определить вероятность и направление реакций. Законы химической термодинамики устанавливают взаимосвязь между внутренней энергией, теплотой, работой, свободной энергией, энтальпией, энтропией и химическим потенциалом.
Термодинамической системой (просто системой) называют тело или совокупность тел, мысленно или экспериментально ограниченных в пространстве.
Остальная часть пространства называется окружающей средой.
Системы подразделяются на простые и сложные, гомогенные и гетерогенные, изолированные, закрытые и открытые.
Фаза - однородная часть системы, отделённая от других частей системы видимой границей раздела, при переходе через которую физические и химические свойства резко меняются.
Компонентом системы называют наименьшее число составных частей системы, с помощью которых можно выразить состав любой её фазы.
Всякое состояние системы характеризуется совокупностью её физических и химических свойств. Любое свойство системы называется термодинамическим параметром соcтояния, если оно рассматривается как одна из независимых переменных, или функцией состояния, если оно не включено в число таких независимых переменных. Совокупность параметров состояния позволяет количественно описывать состояние системы.
Число параметров, необходимых для однозначного описания системы, то есть число степеней свободы, определяют по правилу фаз Гиббса:
= k - ф + 2 ,
где - число параметров (степеней свободы),
k - число компонентов,
ф -число фаз системы.
Состояние системы может быть равновесным (стационарным) и неравновесным.
Равновесным называется такое состояние системы, в котором с течением времени параметры не изменяются без каких-либо внешних воздействий на систему.
Равновесные состояния системы возможны только при определённых сочетаниях параметров состояния. Математическое выражение, показывающее взаимосвязь параметров состояния для данной равновесной системы называют уравнением состояния. Простейшим уравнением состояния является уравнение Менделеева - Клайперона.
PV = RT
Всякое изменение, происходящее в системе, связанное с изменением хотя бы одного параметра состояния (свойства) системы, называется термодинамическим процессом.
Основные термодинамические процессы:
изотермический (T=const), изобарический (P=const), изохорический (V =const) , адиабатический (Q =const).
Первый закон (первое начало) термодинамики является частным случаем закона сохранения энергии. Этот закон рассматривается как постулат, вытекающий из суммы всего человеческого опыта и не требующий теоретических доказательств. Предложено много формулировок, одна из которых читается так:
Подведённая (+Q) или отданная (-Q) системой энергия идет на совершение работы (А) и изменение её внутренней энергии (U).
Математическое выражение:
Q = U + A
В зависимости от того, какой процесс происходит в системе, первое начало термодинамики может быть записано по другому.
Для изохорического процесса: QV = U
Для изобарического процесса: Qр = Н
Для изотермического процесса: QT = RT ln (V2/V1)
Здесь Н = рV + U - изменение энтальпии - функции, характеризующей внутреннюю энергию системы при изобарическом процессе и равное тепловому эффекту процесса, взятому с противоположным знаком
(Н = -Qp).
Раздел физической химии, изучающий изменения тепловой энергии при химических реакциях, называется термохимией.
Основной закон термохимии (закон Гесса) гласит:
Тепловой эффект химической реакции зависит только от начального и конечного состояния реагирующих веществ и не зависит от пути, по которому реакция протекает.
Этот закон описывает процессы, протекающие при постоянном объёме и давлении. Его математическое выражение можно записать так:
Hореакции=Hо образ.продуктов - ΣHо образ.реагентов
(Изменение энтальпии реакции равно разности сумм энтальпий образования продуктов и исходных веществ из простых веществ). Закон Гесса применяют для расчета тепловых эффектов в биохимических и биологических процессах.
Основным экспериментальным методом определения тепловых эффектов реакций является калориметрический.
Внутренняя энергия любой системы может быть представлена как сумма свободной (F) и связанной (Д) энергии. Связанная энергия системы - это та энергия, за счет которой система не может совершать работу, она рассеивается в форме тепловой энергии. Мерой связанной энергии является энтропия (S):
Д =ST
Энтропия - это функция состояния, которую в обратимых изотермических процессах можно определить:
S = Q/T
Энтропия уменьшается с повышением упорядоченности системы.
Свободная энергия - это та часть внутренней энергии, за счет которой система может совершать полезную работу.
Свободная энергия системы при стандартных условиях выражается изменением изобарно-изотермического потенциала (потенциалом Гиббса- G) и определяется уравнениями:
G = H - TS
G = U + PV - TS
Изменение всех функций состояния системы - энтропии, энтальпии, потенциала Гиббса определяют по закону Гесса.
Второе начало термодинамики устанавливает направление превращения энергии, то есть показывает, в каком направлении процесс может протекать без подведения энергии извне. Одна из формулировок:
Невозможен самопроизвольный переход энергии в форме теплоты от тела менее нагретого к более нагретому.
Математическое выражение:
U = TS - A
Третье начало термодинамики:
При абсолютном нуле энтропия правильно образованного кристалла индивидуального вещества равна нулю.
GT0 НТ0 lim S Т0=0
Равновесное состояние системы при постоянных давлении и температуре соответствует минимуму изобарно-изотермического потенциала. Согласно второму началу термодинамики, самопроизвольно идут процессы только с уменьшением свободной энергии (потенциала Гиббса, химического потенциала). То есть для того, чтобы узнать, пойдет ли самопроизвольно какой-либо процесс или реакция, необходимо рассчитать изменение G.
Для химической реакции:
mA + nB = pC + qD
по закону Гесса запишем:
Gореакции= Gо образ.продуктов -Gо образ.реагентов
то есть, Gореакции= (pGоC + qGoD ) - (mGоA - n GоB)
Если GО, то реакция идет самопроизвольно, если G О, для проведения реакции необходимо подводить энергию из окружающей среды.
Примеры решения задач.
Задача № 1
Определите теплоту образования метана (Н°обр.), если теплота сгорания его известна Н °сг. = -893,2 кДж/моль, а энтальпии образования углекислого газа и воды равны:
Н°со2 = -393,5 кДж/моль, Н°H2о = -285,8 кДж/моль.
Решение.
Составим уравнение реакции сгорания метана:
СН4 +2О2 = СО2 +2Н2О, Н°сг. = -893,2 кДж/моль.
Согласно закону Гесса:
Н°реакции = (Н°прод - Н°реагентов), поэтому
Н°сг. = ( Н°со2 + 2Н°н2о) - (Н°сн4 + 2Н°о2).
Так как Ноо2 =О, можно записать:
Н°сг. = ( Н°со2 + 2Н°н2о) - Н°сн4 .
Отсюда, Н°сн4 = (Н°со2 +2 Н°н2о) - Н°сг.
Н°сн4 = (-393,5) +2(-285,8) – (-893,2) = -71,9 кДж/моль.
Ответ: энтальпия образования метана
Н°сн4 = -71,9 кДж/ моль.
Задача № 2
Вычислить изменение энтропии при парообразовании 1 моль хлористого этила при 12,3°С, если тепловой эффект процесса парообразования составил 376 Дж/г.
Решение.
Составим термодинамическое уравнение:
С2Н5Cl(ж.) = C2H5Cl(пар), S° = ?
1. S° =Q / Т,
где Q - количество теплоты, необходимое для перевода в пар жидкого вещества, Т – температура по шкале Кельвина.
2. Найдем массу одного моля хлористого этила:
М (С2Н5Cl) = 64,5 г/моль
3. Найдем температуру по Кельвину:
Т = 273 + °С = 273+12,3=285,3 К
4. Вычислим изменение тепловой энергии при парообразовании 1 моля хлористого этила
Q°пар = 376Дж/г 64,5г/моль = 24252Дж/моль
5. Вычислим изменение энтропии при парообразовании 1 моля хлористого этила
S° = Q / Т = 24 252 / 285,3 = 85,005 Дж/моль К
Ответ: парообразование 1 моль хлористого этила при 12,3°С сопровождается возрастанием энтропии:
Sо =85,005 Дж/моль К.
Задача № 3
Вычислите изменение свободной энергии реакции получения уксусного альдегида:
С2Н2 + Н2О = СН3СОН. Идет ли эта реакция?
Решение:
1. Расчет изменения свободной энергии проводим, исходя из закона Гесса: Gореакции= Gо обр.продуктов -Gо обр.реагентов,
следовательно:
Gореакции = Gообр.(сн3сон)–[ Gообр (с2н2) + Gообр.(н2о)]
2. Пользуясь справочной литературой, находим стандартные мольные энергии Гиббса образования соединений.
Gообрс2н2 = 209 кДж/моль
Gообр н2о = -237,8 кДж/моль
Gообрсн3сон = -132,8 кДж/моль
3. Рассчитаем изменение энергии Гиббса реакции:
Gообр = (-132,8) –[209 + (-237.8)] =-132.8 –209 +237.8 =
= -104,0 кДж/моль.
4. Так как Gообр 0, в согласии со вторым началом термодинамики, реакция протекает самопроизвольно.
Ответ: при получении 1 моль уксусного альдегида из ацетилена энергия Гиббса реакции уменьшается:
Gообр = -104 кДж/моль, что указывает на возможность протекании этой реакции.
Задача № 4
При сгорании 1 моль глюкозы, изменение энтальпии составляет 2538,6 кДж/моль, а изменение химического потенциала равно –2818,6 кДж/моль (Т = 298°К). Вычислите изменение энтропии.
Решение.
Воспользуемся уравнением : G = H - TS,
из которого выразим S = (H-G)/ T.
Подставив в полученное выражение данные величины, рассчитаем:
S= [2538,6 кДж/моль - (–2818,6 кДж/моль)]/298 К = =17.98кДж/мольград.
Ответ Изменение энтропии составило S=17.98кДж/мольград.
Задачи И ВОПРОСЫ для контрольной работы.
При решении задач учтите, что стандартные энтальпии образования для СО2 и Н2О соответственно равны:
кДж/моль и
кДж/моль.
16 – 29. Дайте определение системы, фазы, среды, компоненты. Какие бывают системы? Запишите правило фаз или правило Гиббса.
Задача№16
Даны следующие термохимические уравнения:
а) FeS2(тв.) =FeS(тв.) + S(тв.) ΔHо1= 51,83 кДж
б) S(тв.) = S(г.) ΔHо2= 65,2 кДж
в) S(г.) + O2(г.) = SO4(г.) ΔHо3= -361,57 кДж
г) 4FeS(тв.)+ 7O2(г.)=2Fe2O3(тв.)+ 4SO2(г.) ΔHо4= -2492,2 кДж
Вычислить: а) энтальпию окисления одного моля пирита; б) энтальпию образования SO2.
Задача №17
Даны следующие термохимические уравнения:
2C2H2(г.)+5O2(г.) 4CO2(г.)+2H2O(г.) ΔHо1= -2510 кДж
C2H4(г.)+ 3O2 (г.) 2CO2(г.)+2H2O(г.) ΔHо2= -1322 кДж
2H2(г.)+ O2 (г.)2H2O(г.) ΔHо3= -484 кДж
Вычислить энтальпию реакции гидрирования ацетилена с образованием этилена.
Задача №18
Теплоты сгорания ацетилена и ацетальдегида в стандартных условиях (25 °C, 1атм) равны 1308 и 1171 кДж/ моль соответственно. Вычислите энтальпию гидратации ацетилена по реации Кучерова в стандартных условиях.
Задача № 19
Зная энтальпии следующих процессов:
C(алмаз) + 2H2(г.) CH4 ΔHо 1= -18 ккал/моль
C(графит) C(алмаз) ΔHо2= -124,2 ккал/моль
2H(г.) H2(г.) ΔHо3= -103,3 ккал/моль,
вычислите среднюю энергию связи C-H в метане.
Задача № 20
Даны термохимические уравнения:
C2H4(г.) + H2(г.) C2H6(г.) ΔH°1= -137 кДж/моль
C2H2(г.) + 2H4(г.) C2H6(г.) ΔH°2= -311 кДж/моль
и энергии связей C-H, C-C и H-H : 414,337 и 429,5 кДж/моль соответственно. Вычислите: а) энергию двойной связи C=C; б) энергию тройной связи.
Задача № 21
Ниже представлены энтальпии образования и энтропии для некоторых неорганических веществ в стандартных условиях:
Вещество Hообр. кДж / моль Sо Дж/моль· К
Mg (тв) 0 32,55
С (тв) 0 5,74
CO2 (г.) -393,51 213,6
MgO (тв) -601,24 26,94
Что можно на основе этих данных сказать о возмож-ности взаимодействия магния с диоксидом углерода в стандартных условиях?
Ответ: G = -743,68 Дж/мольК. Взаимодействие возможно.
Задача № 22
Рассчитайте изменение свободной энергии при стандартных условиях в системах:
CaCO3(г.) = CaO (г.) + CO2 (г.)
N2 + 3H2 = 2NH3
Какой вывод можно сделать о возможностях самопроизвольного протекания этих реакций?
Задача № 23
Стандартная энтальпия сгорания ΔHо298 твердого нафталина C10 H8 равна -1231,6 ккал/ моль. Найдите стандартную энтальпию образования нафталина при 25оС
Задача № 24
В стандартных условиях (25оС, 1 атм) теплоты сгорания щавелевой кислоты до H2O (ж.) и CO2(г.), графита до CO2(г.), водорода до H2O (ж.) равны 252 кДж,395 кДж и 286 кДж соответственно. Рассчитайте стандартную энталь-пию образования щавелевой кислоты.
Задача № 25
Используя термохимические данные, представленные ниже, укажите, в каком направлении протекают следующие реакции в стандартных условиях:
C2H4 +HJ = C2H5J (1);
CH2 = CH – CH3 + HJ = CH3 – CHJ – CH3 (2)
Вещество Hообр. кДж/ моль Sº, Дж/мольK
C2H4 52,8 219,4
CH2 = CH – CH3 20,41 226,9
HJ 25,94 206,3
C2H5J -45,73 296,6
CH3 – CHJ – CH3 78,86 324,8
Задача № 26
Коксовый газ имеет следующий объемный состав: 60% H2, 7% CO, 1% N2, 25% CH4, 7% CO2.При сжигании одного моля H2, CH4, CO выделяется 58 ккал, 213 ккал и 69 ккал соответственно. Вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании 1м3 коксового газа (н.у.).
ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5