Лекция по теме №3 «философские школы современности» принадлежит к

ч. 1 ч. 2 ... ч. 6 ч. 7
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

«Философии и социологии»

полковник полиции

Л.В. Карнаушенко

«____»__________2012 г.




Дисциплина: Философия

Специальность: 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения.

Лекция


ТЕМА 3.Философские школы современности.

Подготовил:

профессор кафедры,

майор полиции

Самойлов С.Ф.

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

протокол № 2

от «_17_»сентября2012

Краснодар 2012

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа


Место проведения: лекционная аудитория согласно расписанию

Методика проведения: словесный (лекция)
Основные термины и понятия: феноменология, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, прагматизм, психоанализ, позитивизм, постмодернизм.
Цели занятия:

  • осмыслить специфику развития западной мысли в последние полтора столетия;

  • определить фундаментальные проблемы развития интеллектуальной деятельности западного общества в последние десятилетия;

  • проанализировать истоки и смысл современного иррационализма;

  • выявить структуру современной мифологии.

  • дать сравнительную характеристику основным философским школам современности.


План лекции

Введение

1.Позитивизм, прагматизм, структурализм.

2. «Философия жизни»

3.Философская антропология.
Заключение (выводы)

Основная литература


Дополнительная литература

ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 3 «ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ I. «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии и социологии Краснодарского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения образовательных задач курса философии в целом. Лекция посвящена современной западной философии. Ее содержание поможет курсантам ориентироваться в многообразии течений западной мысли второй половины ХIХ – начала ХХI столетий. Знание важнейших философских школ современности является базовой предпосылкой университетского образования.

Теоретическая значимость лекции заключается в систематизации знаний по развитию философской мысли XIX-XXI вв., являющихся фундаментом усвоения курса в целом. Материал данной лекции выполняет методологическую роль для курса философии и целого ряда социально-гуманитарных дисциплин, способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, являющиеся обязательным компонентом получения университетского образования как вообще любого (в том числе сугубо гражданского) специалиста, так и будущего офицера милиции, изучающего соответствующие дисциплины в ведомственном вузе системы МВД.

Предметом лекции является философский анализ основных этапов, школ и направлений западной философской мысли от античности до Нового времени.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением западной мыслью интеллектуального развития мира за последние полтора столетия.

Лекция структурно включает в себя две основных предметных части:

1) философию позитивизма, прагматизма и структурализма;

2) «философию жизни», феноменологию, экзистенциализм и философскую антропологию.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне интеллектуальной культуры и ее осмысления в различных философских школах и направлениях Запада.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов лекции следует также в достаточной степени освоить материалы предыдущих тем программы курса (тема 1. «Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности»; тема 2. «История западноевропейской философии: от античности до XIX в.»).

Взаимосвязь данной лекции с последующими темами заключается в формировании концептуальных основ последующего изучения философии, выявлении базовых философских проблем, школ и направлений по всем ключевым темам курса.
Вопрос №1.ПОЗИТИВИЗМ, ПРАГМАТИЗМ, СТРУКТУРАЛИЗМ

Для философских течений периода становления капиталистического общества характерны прославление разума, вера в безграничность человеческого познания, в возможность достижения истины, в утверждение новых гуманистических идеалов. Эпоха Нового времени прославляет человека-творца, человека-деятеля, который силой своего разума может сделать социальную жизнь счастливее, наполнить ее смыслом. Эпоха Просвещения исходит из того, что по своим возможностям и способностям человек – разумное существо, которое в силу этих качеств может осознать необходимость переустройства общества и построить его на разумных началах. Но для того, чтобы осуществить это, необходимо обратиться к человеку, к изучению его природы. Господствовало убеждение, что человек способен познать окружающий его природный мир, воплотить в жизнь социальный идеал. Отсюда вытекает и лозунг Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила», который с таким воодушевлением был воспринят современниками. Локк и Гоббс, Декарт и Спиноза, Кант и Гегель, Лейбниц и Дидро – все эти философы проникнуты оптимистической верой в человека, в его способность к устройству мира. Такое положение определяет философскую мысль вплоть до середины XIX в.

Начиная с этого времени в философию проникают сомнения во всесилии разума. Познав мир, сделав новые важнейшие открытия в науке, человек не стал счастливее. Все отчетливее становится факт, что технический прогресс не идет в ногу с нравственным прогрессом. Индустриальное хозяйство, базирующееся на развитой технике, обездушивает человека. Философы все чаще задают себе вопросы: а что же такое «человек»; в чем его природа, сущность и предназначение; от чего зависят смысл и ценность человеческой жизни; каковы кардинальные проблемы и перспективы человеческого существования? С этого времени начинаются коренные перевороты в понимании предмета и прежде всего методологии философии.

Активный интерес к проблеме человека обусловлен прежде всего потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в процессе его повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, о котором предупреждали философы уже во второй половине XIX в., оскудение привычного ландшафта, накопление ядерных и других вооружений, рассчитанных на массовое истребление людей, - все это рождает ощущение тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества. Но опасности подвергается не только биологическая жизнь человека. Болезненную остроту приобретают психологические проблемы. Индивид утрачивает представление о собственной идентичности, об устойчивости своего внутреннего мира, о специфически человеческом. Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, стремительное изменение окружающей обстановки находят отражение в массово-психологических процессах.

Вся западноевропейская философия на протяжении своего развития утверждала идею ценности человека. Именно европейское самосознание пронесло персоналистскую установку через несколько столетий. Пафос исключительности человеческого предназначения имеет в европейской культуре длительную историю. В новом учении о человеке встречаются и совпадают историческая и естественнонаучная точки зрения.

На фоне этих процессов происходит разложение рационалистической традиции. Великие умы прошлого задумывались над тем, как выстроить человеческое общежитие по меркам разумности. Идеал рациональности на протяжении многих веков питал западноевропейскую философию. С середины XIX в. он подвергается сомнению и испытывает серьезные потрясения. В философии возникают новые направления, переосмысливающие традиции классической ориентации.

В XIX в. бурно развивается наука, вся интеллектуальная сфера становится более напряженной и полной, насыщенной. Большой вклад в развитие духовной культуры вносят Россия и Америка, в Европу проникает древняя и современная индийская философия. В частности, она оказала значительное влияние на формирование философских взглядов немецкого философа Артура Шопенгауэра.

Наука одерживает все новые победы, совершаются фундаментальные открытия в биологии, химии, физике, геологии, накапливается огромное количество новых фактов, которые требуют своего осмысления и философского обоснования. Большое влияние на формирование философских взглядов этого периода оказала и продолжает оказывать теория Ч. Дарвина. Дарвин, собравший значительный фактический материал, в результате его анализа пришел к теории эволюции, согласно которой различные формы жизни постепенно развивались, усложнялись, но при этом имели общих предков. Он научно обосновал идею борьбы за существование, в которой выживают наиболее приспособленные. Связав эти идеи, он пришел к выводу, что борьба за существование и выживание сильнейших является источником эволюции. Кроме того, в XIX в. в биологии была открыта клетка.

Достижения биологии, перевернувшие традиционные представления о происхождении человека и природного мира в целом, заставили пересмотреть старые механистические взгляды на мир. История вошла в науку, эволюционизм сменил механицизм, как биологический организм стали рассматриваться социальные явления, общество в целом.

Другим важным фактором, повлиявшим на становление современной философии, были те глубочайшие изменения, которые произошли в производственной сфере. Совершенствование машинного производства, проникновение науки в технику, появление новых технологий укрепили веру человека в свою безграничную мощь по отношению к природе. Техника уничтожила гармонию между человеком и миром, стала все большее влияние оказывать на человеческую культуру. Природа рассматривается как сырой материал, из которого человек может лепить все, что диктуют ему все возрастающие потребности. Она становится потребительской ценностью. Вера во всесилие человека, в его превосходство над природным бытием переносилась и в сферу социальной, политической жизни людей, рождала надежду на правителей, стоящих над судьбами людей. И если природа рассматривалась как сырой материал, то и человек, являясь прежде всего существом природным, идентифицировался с ней и рассматривался также как сырой материал, который можно и необходимо насильственно осчастливить, контролировать, которым можно манипулировать, создавая новые идеологии, используя систему образования и средства массовой информации. Политический и социальный тоталитаризм, самое ужасное порождение нашего столетия, начинает свое победное шествие по миру. Даже такое, казалось бы, вечное и неизменное понятие, как Бог, устраняется из жизни людей, и они уже не живут в согласии с небом и сами с собой. Но если оно и не исчезает, то сохраняет лишь внешние формы.

К этому времени разрастаются материальные блага современного общества, возникает сложная структура социальных институтов, учреждений и организаций, которые должны управлять и учитывать всю эту массу овеществленного труда, организовывать людей, в него вовлеченных. Для того чтобы они слаженно функционировали, создается сложный бюрократический механизм, который ведет всесторонний учет производимого, планирование и прогнозирование общественных процессов. Появляется новая специальность управленца, менеджера, который научно прогнозирует возможные пути дальнейшего развития социальных отношений, а также контролирует внутренний мир и мировоззрение человека. Возникает мощная система духовного манипулирования людьми. При этом бюрократическая система не терпит многофункциональности и самого управленца. Она берет у него то, что ей необходимо, превращая его в человека-функцию, т.е. сама манипулирует творцом манипуляции.

К середине XIX в. заканчивается формирование домонополистического капитализма. Отчетливо проявляются новые тенденции развития общества, намечаются социальные противоречия, принимающие форму классовых столкновений и революций. Массовое разорение мелких хозяйств, образование гигантских монополий, охватывающих общество жесткими экономическими связями, свидетельствовали о неосуществимости традиционных идеалов. Возникла необходимость в выработке новых нравственных ориентиров и ценностей, на которые можно было бы опереться в век крушения просветительских идеалов, тем более что наука, утрачивая пафос изначальной целостности бытия, теряет и свое нравственное измерение. Многие мыслители негативно относятся к научно-техническому прогрессу, который может превратить человека в робота, в придаток машины.

Итак, середина XIX в. – это переломная эпоха, когда начинают формироваться нетрадиционные, неоклассические типы философствования. Поэтому, когда мы говорим «современная западная философия», то имеем в виду не хронологические рамки, ограниченные исключительно ХХ в., а время становления неоклассической философии, когда в философской среде возникает протест против традиционных систем в познании, экономике, политике. Кризис классических представлений ощущают все мыслители этого времени, по-разному на него реагируя. Английский философ Бертран Рассел выделил две формы этого протеста: романтическую и рационалистическую. Романтический протест переходит от Байрона, Шопенгауэра и Ницше к Муссолини и Гитлеру. Рационалистический протест принимает глубокую форму у Маркса и завершается в Советской России.

В современной философии много школ и направлений, систематизировать которые можно, исходя из разных критериев. Мы предлагаем разделить их по отношению к науке. Одни философские течения тяготеют к сциентизму (от латинского scientia – знание, наука), другие – к иррационализму, или внелогическому познанию и восприятию мира. Как уже отмечалось во введении, к сциентистским направлениям можно прежде всего отнести позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, структурализм и философию науки. Иррационалистическое направление представлено философией «жизни», экзистенциализмом, персонализмом и т.д.

Наука сыграла и продолжает играть ведущую роль в становлении и развитии научно-технической цивилизации. Успехи научного познания привели, с одной стороны, к культу научного познания, к неоправданно завышенным оценкам его возможностей, к утверждению, что наука способна решить все человеческие проблемы, в том числе проблемы устройства мира и человеческого бытия. С другой стороны, необдуманное использование результатов научного познания привело к негативному отношению к науке, к ее отрицанию, к требованию придать забвению наиболее «опасные» области научных исследований.

Для сциентистских направлений характерны ориентация на науку, в частности на естествознание, исключение из философии ценностной и мировоззренческой ориентации. Представители этих направлений особое внимание обращали на методологию научного исследования. Они чутко уловили перемены, происшедшие в науке XIX-XX вв. в силу появления многих основополагающих открытий, применения математических методов в различных областях, изобретения компьютеров и программирования. Наука начинает проникать в мир объектов, не поддающихся непосредственному наблюдению, происходит осознание того, что теоретическое знание нельзя целиком свести к эмпирическим данным.

В то же время неудовлетворенность наукой, ее неспособностью решать смысложизненные проблемы, ее оторванность от человека переключили внимание ряда философов на иррационализм. Конечно, интерес к иррационализму не является абсолютно новым в истории философии. В XVIII в. Блез Паскаль (Франция) и в I половине XIX в. Серен Кьеркегор (Дания) обратились к иррациональному миру человека. Но эти концепции не получили тогда широкого распространения, выглядели скорее, как чудачество, не соответствующее духу времени. Кроме того, в ХХ в. благодаря новым фундаментальным открытиям в науке человечество оказалось на пороге гибели. Уже в период первой мировой войны стало ясно, что наука может быть использована для массового уничтожения человечества и его культуры. Применение отравляющих газов, бомбардировки мирных городов, бессмысленность жертв – все это уже в начале ХХ в. вынудило ряд философов заговорить о гибели цивилизации. Получают распространение иррационально-мистические представления о мире, возрождаются астрология, магия, другие оккультные науки, которые не противоречат, а дополняют фундаментальную науку тем знанием, которое невозможно получить рациональным путем.

Своеобразное решение актуальных проблем современности мы находим и в современных философско-религиозных направлениях. Всем нам известен неискоренимый интерес человечества к религиозным проблемам, многие из которых появились задолго до первых зачатков философского знания. Вечные философско-религиозные проблемы заставляют самых разных мыслителей исследовать смысл утверждений тех или иных религиозных систем и оснований, на которых покоятся эти утверждения, рассматривать критерии, позволяющие нам их оценивать; изучать вопрос, могут ли эти утверждения стать составными частями какой-либо общей теории об устройстве вселенной. Одни философы стремятся показать убедительность или обоснованность постулатов веры, другие - опровергнуть или подвергнуть сомнению религиозные подходы. Но есть и такие, которые занимают как бы среднее, нейтральное положение. Они пытаются установить, связаны те или иные воззрения с религиозной тематикой и есть ли необходимость изучать их с тех или иных устоявшихся позиций. Отсюда вытекает различное толкование философии религии: одни философы рационально обосновывают или истолковывают близкие им религиозные системы; другие - объясняют причины своего неверия; третьи - просто исследуют философию религии как одно из направлений человеческих интересов.

В данной лекции анализируются наиболее популярные западные философско-религиозные направления современной эпохи, такие как неотомизм, христианский эволюционизм и персонализм, которые оказывают заметное влияние на религиозную жизнь в странах Запада.

Философия религии отражает весь спектр современных ей философских позиций. На первых этапах своего существования философия религии носила отпечаток своей генетической связи с религией. Многие её темы и вопросы были предметом мифологических повествований, частью религиозной мудрости. Философия выполняла служебную функцию по отношению к христианству, когда оно стало господствующим мировоззрением. Становление философии Нового времени в значительной степени происходило в силу размежевания с религией. В Новое время философия освобождается от внешних авторитетов, в ней преобладает такое понимание, согласно которому философия есть совершенно самостоятельное исследование, представляющее собой высший вид познания. Соответственно все сферы человеческой деятельности подлежали осмыслению и познанию, в том числе и религия. В эпоху Просвещения формируются буржуазные представления о религии.

Религия и в XX веке остаётся объектом и целью исследования многих философских систем. Размышляя о месте религии в жизни современного человека, философы, как правило, отмечают два момента. Первый заключается в констатации кризисного положения религии. Второй - в признании необходимости идейного плюрализма в духовной жизни Запада, в том числе и религиозного плюрализма.

Все современные философско-религиозные течения отмечают кризис религии на Западе и необходимость её обновления. Речь не идёт об ослаблении религиозного чувства у людей или о падении посещаемости церкви. В современной западной философии кризис религии рассматривается в аспекте рациональности и истинности религиозных верований в связи с развитием науки и техники, переоценкой ценностей, переосмыслением роли человека в современном мире. Кроме того, в современной культуре Запада существуют разнообразные альтернативы религии, которые находят отражение в идеологических установках и доктринах, строящихся вне соотнесённости с той или иной религией.

Особое значение в культуре западного человека имеет религиозный плюрализм, который возник в силу взаимодействия различных национальных культур и их взаимопроникновения. Большое количество религиозных конфессий, каждая из которых претендует на свою исключительную религиозную истину, порождает в умах и душах людей ощущение шаткости и зыбкости религиозных догматов. В настоящее время в мире сосуществует множество различных религиозно-культурных традиций, которые должны считаться друг с другом и бороться за души верующих. В результате каждый индивид довольно свободен в своём религиозном выборе.

Философия религии - это особый тип философствования, который стремится к обретению особого и жизненно важного знания о природе окружающего мира и роли человека в нём. Притом религиозное знание принципиально отличается от информации, которую мы имеем в других областях человеческого опыта, особенно в различных областях науки. Большинство разновидностей современной западной философии религии считает, что предметом философии религии является исследование и осмысление теизма в различных аспектах, обоснование традиционного теизма или конструирование философских альтернатив классическому теизму.

Центральным положением всех философско-религиозных учений является понимание Бога как бесконечной, вечной, несотворённой, совершенной личностной реальности. Бог сотворил всё сущее, но при этом он трансцендентен по отношению к реальности, сохраняя сопричастность и присутствие в мире.

Каждое из теистических положений современной философии религии является одновременно теологическим утверждением, которое не исчерпывает представлений о живом боге. При сопоставлении философии и религии указывается, что философия религии выполняет методологические функции, поскольку всякое отношение человека к миру, в том числе и религиозное, может стать объектом философского изучения и осмысления.



ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

Итак, в Новое время начинается быстрое развитие науки: совершаются открытия, накапливается большое количество новых фактов. Все это стимулирует поиск и выработку философской методологии. Впервые такую проблему попытался решить английский философ Фрэнсис Бэкон, концепция которого была направлена на решение задач, с одной стороны, естественнонаучного познания, с другой – философского осмысления методов науки. Бэкон решает эти вопросы путем создания индуктивной логики, которая была бы в состоянии привести ученых к новым открытиям.

Успехи естествознания, в особенности механики, породили взгляд на познание как на рациональную деятельность, способную получить абсолютно достоверное знание. Сама наука стала рассматриваться как оплот этих незыблемых и непререкаемых истин. Такой взгляд на развитие науки характерен для всей последующей классической философии. Он ориентируется на накопление наукой неизменных истин, которые составляют арсенал окончательного знания. Все, что не укладывается в рамки традиционных истин, рассматривается как заблуждение и из науки удаляется как не представляющее интерес. Научное знание обособляется от других форм знания, в том числе и от философского. Развитие науки имеет линейный характер, и в ней невозможны какие-либо революционные, фундаментальные перестройки.

Но появившиеся открытия Галилео Галилея и Исаака Ньютона поколебали эти представления о науке. В XVII в. немецкий философ Г.Лейбниц систематизировал гносеологические и методологические воззрения великих естествоиспытателей. Он сделал первый шаг для осмысления единства методов научного познания, благодаря которым развивается наука. Еще дальше в этом направлении продвинулся родоначальник немецкой классической философии И.Кант, который в своем учении соединил эмпиризм и рационализм. Анализируя синтетические функции чистых априорных форм, Кант обосновал положение о том, что научному исследованию всегда предшествует определенный исходный взгляд на мир, с которого, собственно, и начинается процесс познавательной деятельности.

В конце XVIII– первой половине XIX в. происходит дальнейшее развитие логики и методологии науки. Естествоиспытатели все чаще приходили к выводу, что в науке нельзя достичь абсолютного знания, что неизменные истины – это утопия, не имеющая ничего общего с настоящей наукой. Более того, в это время наука все теснее соединяется с техникой, появляются новые технологии. Наука превращается в движущий фактор технического прогресса, приобретает социальную значимость. Философское осмысление этих процессов отстает от развития науки. Философские доктрины XVIII – начала XIX вв. развивались либо в рамках механицизма, как, например, французский материализм эпохи Просвещения, либо отличались исключительной умозрительностью, как в немецкой классической философии. Отрыв философии от науки становился все более явным. Философия уходила в сторону от обоснования и анализа новейших достижений естествознания. Таким образом, в философии ощущалась неудовлетворенность осмыслением процессов, происходящих в науке. Попытку преодолеть это отставание осуществляет новое философское направление.


ч. 1 ч. 2 ... ч. 6 ч. 7