Гатауллиной Гульназ Рахимановны, учителя начальных классов II квалификационной
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Кубянская средняя общеобразовательная школа” Атнинского муниципального района РТ
«РАCCМОТРЕНО» Руководитель МО ____________ /БургановаР.Н./ Протокол № 1 «28» августа 2012г.
|
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР МБОУ “ Кубянская СОШ” __________/Ганиева Л.Ф./ «28»августа 2012г.
|
« УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ” Кубянская СОШ” ___________ /Хакимзянов Х.Г./ приказ № 53,§4 от « 29 » августа 2012г |
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса
на основе примерных программ УМК
«Перспективная начальная школа»
Гатауллиной Гульназ Рахимановны,
учителя начальных классов II квалификационной категории
Кубян 2012
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.;
- Приказ МО и Н РТ от 23 июня 2012 года №7699/12 “ Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования.
-Учебный план МБОУ “ Кубянская СОШ” Атнинского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год( утвержденного решением педагогического совета протокол №1 , от 29 августа 2012 года)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
- Письма министерства образования и науки РТ от 29.08.2011 №9282/11 “Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО” 4 модель;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. От 24декабрь, 2010 №2080, номер19776 ;
- УМК «Перспективная начальная школа»
Цель курса - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка , что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения.
Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.
Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм слова.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении грамоте играет целенаправленная работа по развитию у первоклассников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Обучение грамоте осуществляется формирование предпосылок к таким общеучебных интеллектуальных умениям, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе обучения грамоте формируются первоначальные умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Основное содержание программы по обучению грамоте
Подготовительный период (9 ч)
Основной звукобуквенный период (55 ч)
Заключительный период (2ч)
Русский язык рассчитан на 99ч.( 3 часа в неделю)
Обучение грамоте (письмо) Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
К-во час |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Дата | |
1 |
Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Тетрадь по письму № 1 (с. 2-3) |
1 |
Введение новых
знаний |
Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма |
Получит возможность научиться правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями, писать короткую и длинную прямые линии |
|
3.09 |
|
2 |
Короткие и длинные прямые линии. Развитие пространственных представлений.(с.4) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо короткой и длинной прямой линии. |
Ученик научится элементам печатных и письменных букв русского алфавита. Получит возможность научиться писать короткую и длинную прямую линию |
Текущий. Проверка по образцу |
5.09 |
|
3 |
Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила (с. 5)
|
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо наклонных прямых с петлёй вверху и внизу |
Получит возможность научиться писать наклонные прямые с петлёй вверху и внизу; правильно сидеть за партой |
Текущий. Проверка
по образцу |
7.09 |
|
4 |
Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г).(с.6) Гигиенические правила. |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо наклонной прямой с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г). Гигиенические требования при письме. |
Получит возможность научиться писать наклонную прямую с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г); правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями |
Текущий |
10.09 |
|
5 |
Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху, овал(с 7) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху |
Ученик научится называть, различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Получит возможность научиться правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями |
Текущий. Проверка
по образцу |
12.09 |
|
6 |
Полуовал с петлей в рабочей строке (е). Гигиенические правила |
1 |
Введение новых
знаний |
Знакомство с элементом. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. Рисование узора-бордюра. |
Ученик научится называть, различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Получит возможность научиться писать полуовала с петлей в рабочей строке (е). Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. Иметь представления о форме, размере и пространственном положении изучаемого элемента. |
|
14.09 |
|
7 |
Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила (с. 9)
|
1 |
Комб. |
Письмо прямых линий с закруглением с одной стороны: влево и вправо |
Ученик научится элементам печатных и письменных букв русского алфавита. Получит возможность научиться писать прямую линию с закруглением с одной стороны: влево и вправо |
Текущий. Проверка по образцу |
17.09 |
|
8 |
Овалы: малые и большие: о О |
1 |
Комб. |
Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. Рисование узора-бордюра |
Получит возможность научиться писать малого и большого овала о,О. Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. Иметь представления о форме, размере и пространствен-ном положении изучаемого элемента. |
Текущий |
19.09 |
|
9 |
Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (с. 11)
|
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) |
Ученик научится элементам печатных и письменных букв русского алфавита. Получит возможность научиться правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями; писать короткую прямую линию с половинным овалом (ь)
|
Тематический |
21.09 |
|
10 |
Письмо строчной буквы а, Введение работы со звукобуквенной схемой (с. 13-14) |
1 |
Введение новых
знаний |
Гласные звуки и буквы. Письмо строчной и заглавной букв А, а. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное Конструирование буквы. Иллюстрация и объяснение технологии написания буквы, имитация начертания учениками на основе алгоритма, письмо. Речевое задание. Конструирование предложения. Рисование узора-бордюра. |
Получит возможность научиться писать строчную а,, уметь производить звуковой анализ слов и перекодировать их в графическую форму. |
Текущий. Самопроверка |
24.09 |
|
11 |
Письмо строчной и заглавной буквы а, А. Введение работы со звукобуквенной схемой (с. 13-14) |
1 |
Введение новых
знаний |
Получит возможность научиться писать заглавную и строчную а, А, уметь производить звуковой анализ слов и перекоди-ровать их в графическую форму. |
Текущий. Самопроверка |
26.09 |
| |
12 |
Письмо строчной и заглавной букв О, о ( с. 15-16) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной буквы о Письмо заглавной букв ы О |
Ученик научится что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении. Получит возможность научиться выполнять узоры- бордюры и росчерки |
Текущий. Самопроверка |
28.09 |
|
13 |
Письмо строчной буквы у (с.17) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы у |
Ученик научится правилам посадки и пользования письмен-ными принадлежностями. Получит возможность научиться соотносить и писать печатную и письменную букву |
Текущий. Самопроверка |
1.10 |
|
14 |
Письмо заглавной бук- в ы У (с. 18) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо заглавной бук в ы У |
Ученик научится правилам посадки и пользования письмен-ными принадлежностями. Получит возможность научиться соотносить и писать печатную и письменную буквы |
Текущий. Самопроверка |
3.10 |
|
15 |
Письмо заглавной и строчной буквы э, Э (с. 19-20) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы э |
Получит возможность научиться писать строчную букву, э |
Текущий. Письмо под диктовку |
5.10 |
|
16 |
Письмо строчной букв ы (с.21) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной буквы ы |
Получит возможность научиться писать букву ы; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий |
8.10 |
|
17 |
Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением |
1 |
Комб. |
Ударение. Гласные ударные и безударные. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное |
Получит возможность научиться Ударение. Гласные ударные и безударные. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное |
Текущий. Письмо под диктовку |
10.10 |
|
18 |
Письмо строчной буквы и (с. 22) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной буквы и, соединений с изученными буквами |
Ученик научится, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв. Получит возможность научиться писать буквы И, и |
Текущий. Самопроверка по образцу
|
12.10 |
|
19 |
Письмо заглавной буквы И. (С.23) |
1 |
Комб. |
Письмо заглавной буквы И, соединений с изученными буквами |
Текущий |
15.10 |
| |
20 |
Закрепление. Гласные буквы. |
1 |
Комб. |
Письмо гласных букв. Звукобуквенный анализ ,как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное |
Ученик научится правилам посадки и пользования пись-менными принадлежностями. Получит возможность научиться писать гласные буквы, производить звукобук-венный разбор слов |
Текущий |
17.10 |
|
21 |
Письмо строчной и заглавной буквы м, М № 2 (с. 1-3) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной буквы м., М Звуки и буквы: гласные и согласные. |
Ученик научится, что звуки делятся на гласные и согласные. Получит возможность научиться писать буквы М, м |
Текущий. |
19.10 |
|
22 |
Письмо строчной буквы н (с. 5) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы н |
Ученик научится ,что в начале предложения и в именах собственных пишется заглавная буква. Получит возможность научиться писать букву н |
Текущий. Взаимопроверка |
22.10 |
|
23 |
Письмо заглавной буквы Н (с. 6) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо заглавной буквы Н |
Ученик научится , что в начале предложения и в именах собственных пишется заглавная буква. Получит возможность научиться писать букв Н |
Текущий. Взаимопроверка |
24.10 |
|
24 |
Письмо строчной буквы л(с. 7) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо заглавной буквы Л. |
Ученик научится писать букву л; производить звукобуквенный разбор слов |
|
26.10 |
|
25 |
Письмо заглавной буквы Л (с8) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо заглавной буквы Л. |
Получит возможность научиться писать буквы Л, л; производить звукобуквенный разбор слов |
|
29.10 |
|
26 |
Закрепление. Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки. |
1 |
Комб. |
Звонкие согласные, различающиеся по мягкости и твёрдости |
Ученик научится алгоритму записи слов под диктовку и самопроверки |
Письмо под диктовку, самопроверка
|
31.10 |
|
27 |
Письмо строчной и заглавной буквы р, Р (с. 9 - 10) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной буквы р, Р |
Получит возможность научиться писать буквы Р, р; писать слова и предложения с изученными буквами.
|
Текущий. С/р с самопроверкой |
2.11 |
|
28 |
Письмо строчной буквы, й (с. 11) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы, й |
Получит возможность научиться писать букву й; соотносить печатную и письменную буквы |
Текущий.С/р с самопроверкой |
12.11 |
|
29 |
Письмо заглавной буквы Й (с. 11-12) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв И, й |
Получит возможность научиться писать буквы И, й; соотносить печатную и письменную буквы |
Текущий.С/р с самопроверкой |
14.11 |
|
30 |
Письмо строчной буквы я (с. 13) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы я |
Получит возможность научиться писать буквы я; производить звукобуквенный разбор слова |
Текущий С/р с проверкой по образцу |
16.11 |
|
31 |
Письмо заглавной буквы Я. (с. 14) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Я, я |
Получит возможность научиться писать буквы Я, я; производить звукобуквенный разбор слова |
|
19.11 |
|
32 |
Закрепление. Слова с буквой я. |
1 |
Комб. |
Письмо слов с буквой я. |
Получит возможность научиться писать слова с буквой я; производить звукобуквенный разбор слова |
|
21.11 |
|
33 |
Письмо строчной и главной буквы ё,Ё (с. 15 -16) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и главной буквы ё, Ё |
Ученик научится приёмам верхнего, средне плавного, нижнего соединения букв. Получит возможность научиться писать букву ё |
Текущий. С/р с проверкой по образцу |
23.11 |
|
34 |
Письмо строчной буквы ю (с. 15) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю |
Получит возможность научиться писать буквы Ю, ю; списывать предложения |
Текущий. Самопроверка |
26.11 |
|
35 |
Письмо заглавной буквы Ю (с.16) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю |
Получит возможность научиться писать буквы Ю, ю; списывать предложения |
Текущий. Самопроверка |
28.11 |
|
36 |
Письмо строчной и заглавной буквы е , Е (с. 15-16 ) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной буквы е , Е Средне плавное соединение букв |
Получит возможность научиться писать букву е; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. Взаимопроверка |
30.11 |
|
37 |
Письмо буквы ь (с. 21) |
1 |
Комб. |
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Письмо буквы ь, слов с буквой ь |
Получит возможность научиться писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение |
Текущий. Письмо под диктовку |
3.12 |
|
38 |
Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. Взаимопроверка |
1 |
Комб. |
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных |
Получит возможность научиться читать и писать предложения с именами собственными |
Тематический. Списывание с печатного текста |
5.12 |
|
39 |
Письмо строчной и заглавной буквы д, Д (с. 22-23) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной буквы д, Д |
Ученик научится написанию изученных букв. Получит возможность научиться писать букву д, слова и предложения с изученными буквами |
Текущий. Самопроверка |
7.12 |
|
40 |
Письмо строчной букв т (с. 24 ) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной букв т Парные звонкие и глухие согласные |
Ученик научится написанию изученных букв. Получит возможность научиться писать букву т; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. Самопроверка |
10.12 |
|
41 |
Письмо заглавной буквы Т (с.25) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Парные звонкие и глухиесогласные |
Ученик научится написанию изученных букв. Получит возможность научиться писать буквы Т, т; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. Самопроверка |
12.12 |
|
42 |
Письмо строчной и заглавной буквы з , З (с. 26-27) |
1 |
Комб. |
Письмо строчной и заглавной буквы з , З |
Получит возможность научиться записывать слова под диктовку и выполнять самопроверку |
Текущий. Письмо под диктовку |
14.12 |
|
43 |
Письмо строчной буквы с (с. 28 ) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы ,с |
Ученик научится написанию изученных букв. Получит возможность научиться писать букву с; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
17.12 |
|
44 |
Письмо строчной и заглавной букв С, с(с. 28-29) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв С,с |
Ученик научится написанию изученных букв. Получит возможность научиться писать буквы С, с; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
19.12 |
|
45 |
Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Тетрадь по письму № 3 (с. 3-4) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Г, г |
Ученик научится написанию изученных букв. Получит возможность научиться писать буквы Г, г; различать согласные звуки по твёрдости-мягкости |
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
21.12 |
|
46 |
Письмо строчной буквы к (с. 5) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы к |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать букву к; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. Взаимопроверка |
24.12 |
|
47 |
Письмо строчной и заглавной букв К, к (с. 5-6) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв К, к |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать буквы К, к; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. Взаимопроверка |
26.12 |
|
48 |
Письмо строчной и заглавной букв В, в (с. 7-8) |
1 |
Введение новых
знании |
Письмо строчной и заглавной букв В, в |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать буквы В, в; записывать слова и предложения с изученными буквами |
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
28.12 |
|
49 |
Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф (с. 9-10) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Ф,ф |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать буквы Ф, ф; записывать слова и предложения с изученными буквами |
Текущий. Списывание с печатного текста с самопроверкой |
11.01. |
|
50 |
Письмо строчной буквы б (с. 11) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы б |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать букву б, слова и предложения с изученными буквами |
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
14.01 |
|
51 |
Письмо строчной и заглавной букв Б, б (с. 11-12) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Б, б |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать буквы Б, б, слова и предложения с изученными буквами |
Текущий. С/р с проверкой по образцу |
16.01 |
|
52 |
Письмо строчной и заглавной букв П, п (с. 13-14) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв П, п |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать буквы П, п; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. С/р с проверкой по образцу |
18.01 |
|
53 |
Письмо строчной буквы ж. Жи - пиши с буквой и (с. 15) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной буквы ж. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи– ши |
Ученик научится написанию жи с и. Получит возможность научиться писать букву ж; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий. С/р с самопроверкой |
21.01 |
|
54 |
Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. (с. 15-16) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи– ши |
Ученик научится написанию жи с и. Получит возможность научиться писать буквы Ж, ж; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий.С/р с самопроверкой |
23.01 |
|
55 |
Письмо строчной и за-главной букв Ш, ш. Жи, ши - пиши с буквой и (с. 17-18) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш |
Ученик научится написанию ши с и. Получит возможность научиться писать буквы Ш, ш; производить звукобуквенный разбор слов |
Текущий.С/р с взаимопроверкой |
25.01 |
|
56 |
Слова с сочетаниями жи-ши (с. 19) |
1 |
Комб. |
Письмо слов с сочетаниями жи - ши |
Ученик научится , что согласные буквы Ж, Ш обозначают твердые звуки [ж], [ш]. Получит возможность научиться писать под диктовку слова с сочетаниями жи - ши |
Тематический. Письмо под диктовку |
28.01 |
|
57 |
Разделительный мягкий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков (с. 20) |
1 |
Введение новых
знаний |
Разделительный мягкий знак. Письмо слов с разделительным мягким знаком |
Ученик научится двойному роли мягкого знака в русском языке. Получит возможность научиться различать на слух звуки; писать слова с разделительным мягким знаком |
Текущий. Списывание с печатного текста с взаимопроверкой |
30.01 |
|
58 |
Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков (с. 21) |
1 |
Введение новых
знаний |
Разделительный твердый знак. Письмо слов с разделительным твердым знаком |
Получит возможность научить-ся писать слова с разделительным твердым знаком; давать краткую характеристику звукам |
Текущий |
01.02 |
|
59 |
Письмо строчной буквы х (с. 22) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной буквы X, х. Правильное начертание букв и их соединений |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать заглавную букву в именах собственных |
Текущий. Самопроверка |
4.02 |
|
60 |
Письмо строчной и заглавной букв X, х (с. 22-23) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной букв X, х. Правильное начертаниебукв и их соединений |
Ученик научится изученным буквам. Получит возможность научиться писать заглавную букву в именах собственных |
Текущий. Самопроверка |
6.02 |
|
61 |
Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу (с. 24-25) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, чу |
Ученик научится , что согласный звук [ч'] всегда мягкий; правописание ча, чу. Получит возможность научиться писать изученные буквы
|
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
8.02 |
|
62 |
Письмо строчной буквы щ. Правописание ща, щу (с. 26-27) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной буквы щ. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ща, щу |
Ученик научится , что согласный звук[щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу. Получит возможность научиться писать изученные буквы
|
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
11.02 |
|
63 |
Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу (с. 26-27) |
1 |
Введение новых
знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ща, щу |
Ученик научится, что согласный звук [щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу. Получит возможность научиться писать изученные буквы
|
Текущий.С/р с проверкой по образцу |
13.02 |
|
64 |
Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц (с. 28-29) |
1 |
Введение новых знаний |
Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. Правильное начертание букв и их соединений |
Ученик научится что согласный звук [ц] всегда твердый; изученные буквы. Получит возможность научиться списывать предложения |
Текущий. Взаимопроверка |
15.02 |
|
65 |
Закрепление технологии написания письменных букв |
1 |
Комб. |
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв и их соединений. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ьи ъ знаки |
Ученик научится письменным буквам русского алфавита. Осуществлять приёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме |
Текущий. С/р с самопроверкой |
18.02 |
|
66 |
Обобщающий урок. |
1 |
Комб. |
Диагностирование орфографической зоркости |
Ученик научится письменным буквам русского алфавита. Ученик научится писать под диктовку 20 слов |
Текущий. Диктант
|
20.02 |
|
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Ученик научится:
• на уровне образных элементарных представлений структурным единицам языка: слово, предложение, текст;
• знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Ученик получит возможность научиться:
• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода
Ученик научится :
• звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;
• слово представляет собой единство звучания и значения;
• звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
• звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;
• основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;
• устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
• элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
• форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
• формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.
Ученик получит возможность научиться:
• акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
• при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
• делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;
• читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
• читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
• перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;
• анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
• записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
• выполнять узоры-бордюры и росчерки.
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку
Требования к уровню подготовки учащихся по программе
«Обучение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте
Ученик научится:
• структуре родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
• графическим системам печатных и письменных букв русского алфавита;
• форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
• иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
Ученик получит возможность научиться:
• читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
• озаглавливать прослушанный текст;
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
• ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].
Программу обеспечивают:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред.М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2008.
.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Цель:
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять не сложные монологические высказывания
-воспитывать любовь к русскому языку.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
-
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); -
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание); -
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; -
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; -
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; -
пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Учебно-тематический план.
№ |
Содержание |
1 |
Алфавит |
2 |
Звуки речи |
3 |
Построение звуковой схемы слова |
4 |
Слова-названия |
5 |
Речь письменная и устная |
Содержание тем учебного курса
-
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях. -
Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова. -
Построение звуковой схемы слова. -
Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения. -
Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). -
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми)
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Тестовые задания– динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах; -
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями); -
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); -
наличие ошибок на изученные правила по орфографии; -
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; -
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; -
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
-
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки; -
неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило; -
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
ч. 1 ч. 2