Доклад независимого эксперта по вопросу о положении в области прав
Организация Объединенных Наций |
|
A/HRC/25/73 | ||
![]() |
Генеральная Ассамблея |
Distr.: 13 January 2014 Russian Original: |
Двадцать пятая сессия
Пункт 10 повестки дня
Техническая помощь и создание потенциала
Доклад независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека
в Кот-д'Ивуаре Дуду Дьена
Резюме |
В настоящем докладе независимый эксперт сообщает о результатах своей пятой поездки в Кот-д’Ивуар, состоявшейся 14−23 октября 2013 года. Опираясь на свои предыдущие рекомендации, независимый эксперт описывает положение в области прав человека в этой стране за период после завершения его четвертой поездки, т.е. с 4 мая по 30 декабря 2013 года. |
Эта поездка проходила на фоне чрезвычайно значимых событий: в частности, в августе 2013 года было освобождено около 15 задержанных из окружения бывшего президента Лорана Гбагбо, президентом Республики был издан указ о помиловании лиц, осужденных за мелкие правонарушения, а также были опубликованы законы, касающиеся таких значимых вопросов, как гражданство и землевладение в сельских районах. Независимый эксперт и другие механизмы Организации Объединенных Наций дали по этим вопросам многочисленные рекомендации. |
Независимый эксперт принял к сведению тот факт, что положение в сфере безопасности в стране продолжает улучшаться, хотя и остается в настоящее время непрочным, с одной стороны, из-за сохраняющихся масштабов насилия и большого числа бывших комбатантов, которые пока не смогли воспользоваться программами по разоружению, демобилизации и реинтеграции, а с другой – из-за того, что группы "дозо" по-прежнему выполняют в некоторых регионах функции по обеспечению безопасности, являющиеся прерогативой государства. |
Независимый эксперт с озабоченностью констатировал, что, несмотря на создание постоянного форума для диалога, политический диалог до сих пор остается заблокированным. Самым тревожным признаком отсутствия политического диалога является возврат к агрессивной и тенденциозной политической риторике, которая была характерна для предвыборного и послевыборного периодов. В рамках предвыборной президентской кампании 2015 года и на фоне применения различных избирательных стратегий эти тенденции могут полностью выхолостить институциональные демократические преобразования, которые были проведены в стране за два последних года. Следовательно, политическому классу нужно без промедления активизировать свою деятельность и предпринять мощные и значимые политические инициативы для возобновления политического диалога и создания благоприятных условий для того, чтобы президентские выборы прошли мирно, демократично и дали достоверные результаты. Целью недавнего восстановления контактов между правительством и Ивуарийским народным фронтом должно являться не стремление "успокоить страсти" предвыборной кампании, а создать условия, способствующие не только прочному и стабильному национальному примирению, но и совместному устранению глубинных причин кризиса и построению демократии, характеризующейся плюрализмом и всеохватностью. С другой стороны, независимый эксперт полагает, что прочное и стабильное национальное примирение должно достигаться коллективными усилиями как со стороны учреждений, созданных в период кризиса − таких, как Комиссия по диалогу, установлению истины и примирению (КДИП) и Национальная программа социального единения, − так и со стороны политических субъектов, организаций гражданского общества, общинных и религиозных лидеров. Независимый эксперт выступает за продление мандата КДИП и за более четкое определение сферы ее деятельности. |
Независимый эксперт выразил глубокую озабоченность в связи с ростом масштабов сексуального насилия в Кот-д’Ивуаре и с банализацией этого правонарушения, которое относится к компетенции судов присяжных, но которое по-прежнему передается на рассмотрение уголовных судов из-за отсутствия судов присяжных. |
Независимый эксперт вновь выражает убежденность в том, что основное внимание нужно уделять вопросам безнаказанности и справедливого отправления правосудия в процессе национального примирения, демократического восстановления и поощрения прав человека. Несмотря на весьма заметное институциональное восстановление судебной системы и профессиональный уровень судей, с которыми встречался независимый эксперт, в стране постоянно ощущается наличие двойных стандартов в правосудии, объясняемое тем фактом, что как национальные суды Кот-д’Ивуара, так и международные судебные органы преследовали до настоящего времени только тех виновных в нарушениях прав человека, которые были близки к прежней власти. Кроме того, независимый эксперт также обращается к властям с просьбой следить за легальностью содержания под стражей лиц, задержанных сотрудниками Департамента территориального надзора. |
Независимый эксперт подчеркивает необходимость безотлагательного уделения самого приоритетного внимания тяжелому положению лиц, пострадавших от затяжного кризиса в Кот-д’Ивуаре, чтобы не жертвовать их интересами в угоду политическим договоренностям. С этой целью в феврале 2014 года независимый эксперт организует проведение конференции. |
Независимый эксперт призывает тщательнее учитывать экономические и социальные права населения, в частности их право реально пользоваться результатами активного макроэкономического роста в Кот-д’Ивуаре. Настоящий доклад будет обновлен для устного выступления независимого эксперта в ходе двадцать пятой сессии. |
|
Содержание
Пункты Стр.
I. Введение. 1–9 5
II. Недавние события: динамика положения в институциональной
и политической сферах и в области безопасности 10–23 6
A. Восстановление институциональной сферы государства 10 6
B. Политический диалог 11–14 7
C. Процесс национального примирения 15–18 7
D. Межобщинные конфликты и регулирование землевладения
в сельских районах 19–23 8
III. Положение в области безопасности 24–33 9
A. Достижения и проблемы 24–26 9
B. Вопрос о "дозо" 27–29 10
C. Положение бывших комбатантов 30–31 11
D. Реформа сектора безопасности 32–33 11
IV. Функционирование системы правосудия 34–48 12
A. Борьба с безнаказанностью и равенство в вопросах правосудия 34–41 12
B. Военная юстиция 42–43 13
C. Взаимодействие между внутренними и международными
судебными органами. 44–48 14
V. Нарушения прав отдельных групп 49–71 15
A. Положение жертв 49–50 15
B. Продолжение нарушений прав человека, совершаемых
Республиканскими силами Кот-д’Ивуара 51 15
C. Положение лиц, содержащихся под стражей 52–58 15
D. Дело Симоны Гбагбо 59–61 17
E. Положение альбиносов 62–63 17
F. Продолжающееся сексуальное насилие 64–68 18
G. Свобода ассоциаций и собраний 69–71 18
VI. Экономические и социальные права 72–77 19
A. Нестабильность социально-экономического положения населения 72–73 19
B. Право на образование 74–76 19
C. Право на здоровье 77 20
VII. Институциональное укрепление механизмов защиты прав человека 78–82 20
A. Деятельность международного сообщества в Кот-д’Ивуаре 78–79 20
B. Международные обязательства Кот-д’Ивуара в области прав
человека 80 21
C. Национальная комиссия по правам человека Кот-д’Ивуара 81–82 21
VIII. Выводы ……….. 83–87 21
IX. Рекомендации 88–89 21
I. Введение
1. Настоящий доклад представлен во исполнение резолюции 23/22 Совета по правам человека, в которой Совет продлил на один год мандат независимого эксперта по вопросу о положении в области прав человека в Кот-д’Ивуаре и просил его представить свой доклад на его двадцать пятой сессии, а свои рекомендации – на его двадцать шестой сессии.
2. В настоящем докладе приводятся обновленные сведения о положении в области прав человека в Кот-д’Ивуаре за период с мая по декабрь 2013 года; он основан на информации, полученной от государственных органов власти, учреждений системы Организации Объединенных Наций, национальных и международных неправительственных организаций, политических субъектов и от ряда задержанных лиц. Независимый эксперт хотел бы выразить признательность правительству Кот-д’Ивуара, которое содействовало осуществлению его пребывания в стране, а также проведению его встреч с национальными и местными органами власти. Независимый эксперт встретился с председателем Конституционного совета; с Государственным министром, министром иностранных дел; с хранителем печати, министром юстиции, по правам человека и общественным свободам; с Государственным министром, министром внутренних дел и безопасности; с министром национального образования и технического образования; с министром здравоохранения и по борьбе со СПИДом; с министром солидарности, по делам семьи, женщин и детей; с министром-делегатом при президенте Республики по вопросам обороны; и с первым заместителем председателя Национального собрания.
3. Кроме того, независимый эксперт имел беседы с начальником общевойскового штаба, с председателем Комиссии по диалогу, установлению истины и примирению (КДИП), с координатором Национальной программы социального единения (НПСЕ), с председателем Национальной комиссии по правам человека Кот-д’Ивуара, с генеральным прокурором Апелляционного суда Абиджана, с прокурором Республики суда первой инстанции Абиджана, со старшим следственным судьей, с представителем правительства в военном трибунале, с главой Органа по вопросам разоружения, демобилизации и реинтеграции (ОРДР), с руководителем Центра координации оперативных решений, с председателем Национального совета прессы, а также с председателем Независимой избирательной комиссии (НИК). Он с удовлетворением отмечает плодотворность сотрудничества с этими должностными лицами.
4. Независимый эксперт далее встретился со специальным представителем Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) в Кот-д’Ивуаре и с ее заместителем, а также с различными участниками Операции Организации Объединенных Наций в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ).
5. Независимый эксперт имел встречи с техническими и финансовыми партнерами Кот-д’Ивуара, включая систему Организации Объединенных Наций и ряд дипломатических миссий в этой стране, в частности с миссиями Европейского союза, Канады, Сенегала, Соединенных Штатов Америки и Франции.
6. Независимый эксперт выражает признательность начальнику отдела по правам человека ОООНКИ, который, как и в ходе предыдущих поездок независимого эксперта, предоставил своих сотрудников в его распоряжение, а также обеспечил ему техническую поддержку и информацию, которые в значительной мере способствовали успешному проведению поездки и подготовке настоящего доклада.
7. Как и в ходе предыдущих поездок, независимый эксперт отправился в Одиенне, где встретился с Симоной Гбагбо, супругой бывшего президента страны Лорана Гбагбо. Независимый эксперт посетил пенитенциарно-исправительное учреждение Абиджана и военный следственный изолятор Абиджана. Ему удалось побеседовать с Шарлем Бле Гуде, Жаном Ноэлем Абехи и Ивом Дибопье.
8. Независимый эксперт также провел беседы с Паскалем Аффи Нгессаном, бывшим премьер-министром и генеральным секретарем Ивуарийского народного фронта (ИНФ), который незадолго до этого был предварительно освобожден из-под стражи, и с генеральным секретарем Объединения республиканцев Кот-д’Ивуара (ОР). Вопреки ожиданию, ему не удалось встретиться с представителями Демократической партии Кот-д’Ивуара и партии "Свобода и демократия во имя Республики" (ЛИДЕР).
9. В ходе поездки независимый эксперт ознакомился с позициями ряда организаций гражданского общества, таких как Конгресс ивуарийского гражданского общества, Международная федерация лиг прав человека (МФПЧ), Ивуарийская лига прав человека (ИЛПЧ), "Международная амнистия", Федерация свободных профсоюзов Кот-д’Ивуара, организация "Благосостояние альбиносов в Кот-д’Ивуаре" (БАКД), организации по защите прав женщин и жертв, и т.д.
II. Недавние события: динамика положения в институциональной и политической сферах
и в области безопасности
A. Восстановление институциональной сферы государства
10. Независимый эксперт с удовлетворением отмечает, что в Кот-д’Ивуаре постепенно создаются демократические республиканские учреждения. Так, была учреждена Комиссия по правам человека и назначены ее члены, на всей территории страны в настоящее время восстанавливаются основные государственные органы. Позитивными проявлениями текущей динамики развития институциональной сферы являются принятие Национальным собранием 23 августа 2013 года трех законов – о гражданстве, о безгражданстве и о землевладении в сельских районах, а также принятие правительством законопроекта о правозащитниках. К этим же проявлениям можно отнести формирование Конституционного совета и парламента. Независимому эксперту хотелось бы, чтобы в процессе институционального и законодательного налаживания взаимоотношений между ветвями власти соблюдались основные принципы функционирования демократического правового государства. Проводимое в настоящее время укрепление демократических институтов представляет собой решающее достижение на пути восстановления демократии и важнейшую основу для обеспечения стабильной нормализации в политико-институциональной сфере Кот-д’Ивуара.
B. Политический диалог
11. Обнадеживающими признаками являются состоявшееся предварительное освобождение 14 человек, содержавшихся под стражей после предвыборного кризиса, среди которых бывший премьер-министр и генеральный секретарь ИНФ Паскаль Аффи Нгессан, а также Мишель Гбагбо, сын бывшего президента Лорана Гбагбо, и недавнее возобновление прямого диалога между правительством и ИНФ.
12. Независимый эксперт отмечает представленный ИНФ документ "Общереспубликанское совещание", цель которого, в частности, состоит в том, чтобы "сформировать новый консенсус, способствующий примирению и являющийся фактором мира и стабильности"1.
13. Независимый эксперт с удовлетворением отмечает выраженную представителями обеих сторон готовность к обсуждению кардинальных вопросов жизни страны и призывает их считать не подлежащими обсуждению вопросы о преследовании лиц, виновных в совершении серьезных нарушений прав человека с любой из сторон, об учете положения жертв в процессе примирения и о стабильности республиканских институтов. Возобновление диалога в Кот-д’Ивуаре предполагает решение основных институциональных проблем, связанных с выборами, в частности достижение консенсуса относительно определения границ избирательных округов, избирательных списков и состава НИК.
14. Успешное проведение муниципальных выборов в апреле 2013 года является важным показателем восстановления демократии; будущие президентские выборы должны закрепить достигнутое. Тем не менее с приближением срока проведения выборов 2015 года политическая обстановка в стране характеризуется возвратом к напряженности и поляризации. Независимый эксперт предостерегает от искушения воспользоваться краткосрочными избирательными стратегиями, нацеленными исключительно на завоевание или на удержание власти, в ущерб основной цели ивуарийского народа – примирению, сосуществованию, совместному и стабильному процветанию.
C. Процесс национального примирения
15. Независимый эксперт подчеркивает, что нужно без промедления повысить динамизм и охват процесса национального примирения, в частности, подключив к нему политических субъектов, гражданское общество и учреждения, созданные в период кризиса, к числу которых относятся КДИП и НПСЕ. Учитывая, сколь долго и болезненно протекали кризисные события в Кот-д’Ивуаре, национальное примирение приобретает еще большее значение для того, чтобы выборы 2015 года прошли мирно, демократично и дали достоверные результаты. Проведение выборов должно являться единственной демократической платформой для соперничества и столкновения позиций, чтобы выбить почву из-под ног сторонников применения насилия. Процесс достижения необходимых договоренностей между политическими лидерами должен сопровождаться и подпитываться инициативами и усилиями по обеспечению примирения на местах, в глубинке, при участии основных субъектов: местных властей, традиционных и религиозных вождей, а также местных общественных организаций.
16. Независимый эксперт принял к сведению несогласие ряда субъектов, в частности, с графиком работы КДИП, мандат которой истек 28 сентября 2013 года. Промежуточный доклад КДИП президенту Республики, представленный 21 ноября 2013 года, указывает на повышение уровня активности и участия населения в процессе планомерного создания на всей территории страны структур и механизмов, которые дают возможность на местах наполнить реальным содержанием этот основополагающий этап примирения и установления истины. На этом стартовом этапе КДИП создала благоприятные условия для выявления всех трех компонентов установления истины в зависимости от степени тяжести ивуарийского кризиса, как это было предложено независимым экспертом в его первом докладе: объективное и тщательное установление фактов нарушений, нахождение лиц, виновных в их совершении, и выяснение истинных причин, подтолкнувших их к этим действиям (A/HRC/19/72, пункт 94). Бесспорная неудача большинства органов традиционного правосудия, помимо договоренностей в угоду политическим интересам и случаев показного поверхностного примирения, позволяет нам сделать фундаментальный вывод о том, что тот длительный срок, который необходим для прочного примирения, не соответствует краткосрочности политических договоренностей. Процесс примирения не менее важен, чем судебные, социальные и экономические решения: он позволяет достичь зрелости сознания, которая является единственным фактором, гарантирующим искренность примирения. Поэтому независимый эксперт рекомендует продлить мандат данного учреждения, чтобы дать ему возможность перейти к оперативной деятельности для выполнения своей миссии, причем в таких правовых и финансовых условиях, которые обеспечивают его независимость.
17. Правительство должно принять необходимые меры во избежание дробления структур, на которые возложено осуществление процесса примирения и компенсации, и способствовать взаимодополняемости и взаимодействию между КДИП, НПСЕ, Управлением по оказанию помощи жертвам войны и Национальной комиссией по правам человека. Соответствующие полномочия этих структур должны быть закреплены политическим консенсусом и опираться на единодушную общественную поддержку со стороны всех субъектов политической и социальной жизни.
18. В этой связи независимый эксперт подчеркивает, что НПСЕ призвана сыграть важную роль в процессе примирения и восстановления демократии в Кот-д’Ивуаре. Он призывает власти в ходе содействия социальному единению принимать во внимание традиционные ценности и культуру сосуществования ивуарийского народа, привлекая традиционных и религиозных лидеров к участию в процессе диалога и примирения. Именно на основе такого сочетания удастся обеспечить интеграцию современных прав человека в систему традиционных ценностей ивуарийского общества. Социальное единение в интересах национального примирения предполагает взаимное сопереживание между всеми общинами, коллективное психологическое очищение и повышенное внимание к положению жертв.
D. Межобщинные конфликты и регулирование землевладения в сельских районах
19. Независимый эксперт с удовлетворением отмечает принятие законов от 13 сентября 2013 года: Закона № 2013-653 об отдельных положениях о приобретении гражданства путем декларации, Закона № 2013-647 о наделении президента Республики полномочиями по ратификации Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства и Закона № 2013-655 о сроке для констатации обычных прав на владение исконными землями. Эти законы представляют собой решительный отход от ситуации, для которой длительное время были характерны политиканство и этнический подход – настоящие "мины замедленного действия", которые приводили к распространению насилия, размыванию ценностей и традиций сосуществования и разрушению структуры этой страны-региона с масштабной и давней иммиграцией.
20. При этом независимый эксперт подчеркивает, что указанные вопросы требуют глубокого осмысления и прочных решений. Он призывает власти Кот-д’Ивуара стремиться к достижению национального консенсуса по этим основным вопросам и включить их в процесс всеохватной демократизации и политического диалога.
21. В июне 2013 года правительство Кот-д’Ивуара, действуя через Ассоциацию по развитию лесной промышленности в Кот-д’Ивуаре (СОДЕФОР), провело операцию по выселению жителей из заповедного леса Ньегре (в 88 км от Сасандры)2, в ходе которой произошли серьезные инциденты, в том числе гибель трех человек, случаи жестокого обращения, изнасилования, вымогательства и уничтожения имущества военнослужащими Республиканских сил Кот-д’Ивуара (РСКИ) и сотрудниками СОДЕФОР. По полученной информации, 20 000 жителей покинули лес и расположились в окрестных деревнях и лагерях.
22. Независимый эксперт отмечает, что начиная с июля произошло семь межобщинных конфликтов: в населенных пунктах Анговиа (в 80 км от Далоа), Диво, Факобли (в 25 км от Мана), Гойа 2 (в 10 км от Гило), Ньенессо (в 13 км от Одиенне) и в Одиенне. Сообщалось, что в ходе этих конфликтов четыре человека были убиты и один ранен. Независимый эксперт выражает озабоченность в связи с сохранением конфликтов между животноводами и растениеводами и отмечает наличие напряженности, связанной с доступом к природным ресурсам в районах горных разработок.
23. Независимый эксперт отмечает усилия президента Республики Кот-д’Ивуар, предпринимаемые для возвращения лиц, ставших беженцами вследствие кризиса. В частности, 19 октября 2013 года Алассан Уаттара принял участие в заседании Объединенного совета вождей и старейшин приграничных общин Либерии и Кот-д’Ивуара. Президент Уаттара объявил о том, что до конца 2013 года в страну возвратятся 16 000 ивуарийских беженцев. С другой стороны, независимый эксперт обращает внимание властей на основные вопросы, связанные с реальным возвращением людей из изгнания, в частности с захватом их домов и разграблением их плантаций.
III. Положение в области безопасности
A. Достижения и проблемы
24. Независимый эксперт отмечает повышение общего уровня безопасности в стране. После нападения, совершенного в марте 2013 года, не было отмечено ни одного серьезного инцидента, связанного с внешними угрозами. Такой результат был достигнут, в частности, благодаря усилиям властей Кот-д’Ивуара, сформировавших два новых батальона (на юго-западе – в Сан-Педро и на севере – в Одиенне), и совместным патрулям ОООНКИ и Миссии Организации Объединенных Наций в Либерии, которыми были усилены подразделения сил безопасности в городах, расположенных вблизи границы между Кот-д’Ивуаром и Либерией. В политической сфере такому улучшению положения с безопасностью способствовало состоявшееся в августе 2013 года освобождение ряда деятелей бывшего режима.
25. Независимый эксперт принял к сведению заключительный доклад Группы экспертов по Либерии Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в котором сообщалось об использовании властями Кот-д’Ивуара либерийских наемников в приграничных районах, а также информацию о том, что ивуарийские руководители явились заказчиками убийства беженцев из числа сторонников Гбагбо, находившихся в Гане (S/2013/683, пункты 30−40). Независимый эксперт считает, что, учитывая тяжесть этих обвинений, власти Кот-д’Ивуара должны дать международному сообществу четкий ответ. Он принял к сведению тот факт, что правительство Ганы отвергло эти обвинения.
26. Положение в области безопасности внутри страны остается непрочным из-за активных действий групп бывших комбатантов, которые требуют от властей выполнения данных им обещаний, в частности относительно Программы по РДР. Ситуацию усугубляют нападения и вооруженные ограбления, совершаемые в основном бывшими комбатантами и "дозо", а также оборот оружия, появившегося в результате кризиса. Только в районе Ямусукро было совершено три нападения – 10, 12 и 15 сентября 2013 года; их участниками предположительно являлись "дозо" и бывшие комбатанты. По имеющимся данным, аналогичный случай произошел 1 июля 2013 года, когда при нападении на автомобиль начальника ОРДР был убит сотрудник жандармерии. Недоверие некоторых общин к РСКИ − это важный фактор, который нужно учитывать при выработке любой глобальной стратегии в области безопасности.
B. Вопрос о "дозо"
27. За период после предыдущей поездки независимого эксперта в страну был отмечен целый ряд других инцидентов, совершенных "дозо". Так, они применили жестокое обращение к трем лицам, подозревавшимся в совершении различных правонарушений в Корого, а также совершили ряд суммарных казней в Корого.
28. Независимый эксперт приветствует опубликование доклада ОООНКИ о злоупотреблениях "дозо" в Кот-д’Ивуаре за период с марта 2009 года по май 2013 года, подготовленного совместно с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. В нем говорится, что за указанный период было убито не менее 228 человек, 164 человека были ранены огнестрельным или холодным оружием и 162 человека были арестованы и незаконно удерживались "дозо". Кроме того, было проверено и подтверждено не менее 274 случаев грабежей, поджогов домов и вымогательства, совершенных "дозо", в частности в районах Сан-Педро, Нава, Гбокле, Го, Кавалли, Идени-Джуаблен, Марауэ, Верхняя Сасандра, Тонкпи, Морону и Гемон3.
29. Власти объявили об осуществлении ряда инициатив по урегулированию этой ситуации, в частности разъяснительных мероприятий, а также по идентификации "дозо" при содействии Национального управления по вопросам идентификации. По мнению независимого эксперта, нужно срочно подготовить правовую основу, регулирующую деятельность "дозо" и опирающуюся на следующие принципы: признание традиционного культурного статуса "дозо" в соответствии с четкими критериями, регистрация их культурных видов деятельности, определение исключительного географического района этих видов культурной деятельности, разработка и выдача под контролем государства внутреннего документа об идентификации "дозо", оформляемого признанными органами власти "дозо", и принятие со стороны "дозо" обязательства полностью соблюдать законы и подчиняться исключительно власти представителей государства и его местных и национальных институтов.
C. Положение бывших комбатантов
30. Различные представители Кот-д’Ивуара и международные наблюдатели полагают, что проблема бывших комбатантов является для страны мощным источником дестабилизации как с точки зрения уровня безопасности, так и в плане национального примирения и социального единения. Бывшие комбатанты становятся все более причастными к самым серьезным инцидентам. Подавляющее большинство бывших комбатантов, по-прежнему вооруженных, утратили свою первоначальную мирную профессию, лишились работы и дохода и подвергаются стигматизации из-за своего прежнего статуса. Независимый эксперт призывает государственных и частных партнеров в Кот-д’Ивуаре активнее помогать правительству в урегулировании положения бывших комбатантов, которое чревато реальной опасностью дестабилизации страны.
31. Независимый эксперт принял к сведению упорные слухи о коррупции и непотизме в сфере реинтеграции бывших комбатантов и обращается к ивуарийским властям с просьбой обеспечить конструктивный, справедливый и транспарентный характер этого процесса. Необходимо принять срочные меры по недопущению того, чтобы бывшие командиры зон (иногда называемые "комзонами") пытались в процессе РДР оказывать предпочтение тем, кто воевал под их началом, подменяя собой ОРДР или затрудняя его работу. Независимый эксперт считает, что для содействия работе ОРДР властям следует положить конец связям между бывшими командирами зон и бывшими комбатантами.
D. Реформа сектора безопасности
32. В условиях, когда военнослужащие РСКИ и "дозо" продолжают совершать серьезные нарушения прав человека и когда значительное число все еще не разоруженных бывших комбатантов по-прежнему считает насилие единственно возможным решением, исключительно важным мог бы стать механизм аттестации (проверки на благонадежность) органов безопасности, проводимой при содействии ОООНКИ. Независимый эксперт с большой надеждой принял к сведению заверения начальника общевойскового штаба вооруженных сил Кот-д’Ивуара в том, что военнослужащие РСКИ, причастные к нарушению прав человека, будут продолжать преследоваться в судебном порядке.
33. Независимый эксперт призывает власти Кот-д’Ивуара включить курс о межкультурном общении в программу обучения военнослужащих, жандармов и сотрудников полиции, чтобы отразить в ней многонациональный характер ивуарийского общества и его сил безопасности.
IV. Функционирование системы правосудия
A. Борьба с безнаказанностью и равенство в вопросах правосудия
34. Предварительное освобождение 14 арестантов из числа близких сторонников прежнего режима, состоявшееся по решению суда в августе 2013 года, является особо значимой мерой, которая может способствовать продвижению политического диалога и национального примирения. Президентское помилование примерно 3 000 лиц, осужденных за мелкие правонарушения, направлено на обеспечение социального спокойствия и снижение уровня переполненности центров содержания под стражей. Однако такое решение должно сопровождаться срочными мерами социального характера, чтобы смягчить его социально-экономические последствия.
35. Независимый эксперт по-прежнему озабочен графиком осуществления текущего процесса. Установление истины и борьба с безнаказанностью должны быть в числе главных приоритетов судебной системы. Для обеспечения справедливого отправления правосудия необходимо, чтобы − как отмечалось в рекомендациях Международной конференции по борьбе с безнаказанностью и справедливому правосудию в Кот-д’Ивуаре, состоявшейся в Ямусукро в феврале 2013 года, − органы юстиции могли полностью завершить текущие судебные процедуры и привлекать к ответственности лиц с обеих сторон. 10 июля 2013 года обвинительная палата вынесла постановление по делам 84 подсудимых из числа сподвижников бывшего президента Гбагбо, но при этом ни одно из лиц, близких к нынешнему правительству, не предстало перед судом за деяния, совершенные в период послевыборного кризиса, хотя в докладе Национальной следственной комиссии сообщается о том, что они виновны в гибели более 500 человек. Арест одного Амаде Уереми в связи с событиями близ Монт Пеко в Дуэкуэ4 представлен властями как признак равновесия в области текущих уголовных дел. Следственный судья, занимавшийся этим делом, был переведен на должность исполняющего обязанности прокурора в Буаке.
36. В этой связи независимый эксперт вновь выражает озабоченность по поводу влияния ротации судей на расследование уголовных дел. Он напоминает, что принцип независимости судей закреплен в Конституции Кот-д’Ивуара, в частности в ее статье 103, которая гласит: "Судьи при исполнении своих обязанностей подчиняются только власти закона". Все лица, совершившие серьезные нарушения прав человека, независимо от их этнического происхождения или политической принадлежности, должны преследоваться по закону.
37. Независимый эксперт по-прежнему обеспокоен медленной работой органов правосудия, в частности по резонансным делам о серьезных нарушениях прав человека, таких как расследование дел о массовых убийствах в Нахибли и о коллективном захоронении в Тургей. Независимый эксперт принимает к сведению завершение мероприятий по эксгумации тел лиц, убитых в период кризиса в общине Йопугон. И хотя при поддержке ОООНКИ эти мероприятия были завершены, дальнейших действий со стороны органов правосудия пока не последовало.
38. Независимый эксперт принимает к сведению решение ИЛПЧ и МФПЧ об обращении в Международный уголовный суд с иском в рамках рассматриваемого дела бывшего президента Лорана Гбагбо и его соратников, а также о возбуждении исковой процедуры в судах Кот-д’Ивуара в связи с событиями в Нахибли. Независимый эксперт призывает эти организации продолжать действия в этом направлении, чтобы обеспечить более эффективную защиту потерпевших.
39. Назначение лиц, которые подозреваются в причастности к нарушениям прав человека, на руководящие должности в сферах политики и безопасности вызывает у национальных и международных правозащитных организаций закономерные вопросы, касающиеся воспрепятствования отправлению правосудия. Независимый эксперт призывает принять специальный закон о защите потерпевших и свидетелей в Кот-д’Ивуаре.
40. Судьи и представители правозащитных организаций, с которыми встречался независимый эксперт, единодушно признают необходимость продления мандата Специальной группы по расследованиям (СГР), срок действия которого истекает в декабре 2013 года. Независимый эксперт принял к сведению и противоположную позицию, выраженную министром юстиции, по правам человека и общественным свободам, который заявил, что "СГР больше не нужна, поскольку она была создана вместо обычных учреждений, а не параллельно им. СГР представляет собой юридическую аномалию". Учитывая сложный характер текущих судебных разбирательств, уже достигнутые положительные результаты и хорошее знание материалов дел следственными судьями СГР, независимый эксперт призывает правительство Кот-д’Ивуара не только принять меры по возобновлению мандата этой структуры, но и выделить ей дополнительные средства для ускорения темпов ее работы. Продление срока деятельности СГР – это фактор, свидетельствующий о стремлении ивуарийского правительства бороться с безнаказанностью и повышать уровень справедливости правосудия.
41. Независимый эксперт призывает власти страны принять меры для ускорения процедур рассмотрения дел лиц, имущество которых заморожено в интересах обеспечения им и их семьям средств к существованию, не ущемляя при этом прав потерпевших и руководствуясь принципами борьбы с безнаказанностью и повышения уровня справедливости правосудия.
B. Военная юстиция
42. Что касается военной юстиции, то полностью завершить разбирательство удалось лишь по двум делам: процесс по делу генерала Брюно Догбо и четырех его подчиненных – в октябре 2012 года, и процесс по делу четырех военнослужащих, осужденных за убийство нигерийского солдата из ОООНКИ Мамаду Иди – в декабре 2012 года.
43. Независимый эксперт обеспокоен несоответствием процедур военной юстиции международным стандартам. В Военный процессуальный кодекс 1974 года ни разу не вносились поправки. Независимый эксперт призывает власти Кот-д’Ивуара привести необходимые реформы на нормативном и структурном уровнях, чтобы гарантировать справедливость военной юстиции. Ему хотелось бы отметить профессиональный уровень сотрудничества с уполномоченным представителем правительства.
ч. 1 ч. 2