«бакчарская детская школа искусств» программа учебного предмета «история

ч. 1 ч. 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«БАКЧАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

2012

«Одобрено» «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор Ларикова Ольга Николаевна

МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» _____________

__________________ _____________

Разработчик: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ»

Трофимова Ирина Сергеевна

Рецензент:

ведущий специалист Отдела образования Администрации Бакчарского района Томской области

Зелинская Елена Александровна

Рецензент: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ»

Ларикова Ольга Николаевна



Пояснительная записка

Необходимость составления программы по курсу «История театра» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. Программа позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «История театра», в соответствии с федеральными государственными требованиями.



Цель курса: овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира посредством изучения курса.

Задачи:

Образовательные:

  • составить картину последовательного развития мирового театра от античности до наших времен,

  • представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества,

  • проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла,

  • сформировать у учащихся четкое представление о роли театра в истории общества,

  • научить определять театральный стиль эпохи, соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох).

Развивающие:

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

  • развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Воспитательные:

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • воспитание художественного вкуса;

  • воспитание культуры восприятия произведений музыки, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна, и др.

Содержание материала по курсу «История театра» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века.

Возраст учащихся – 9-17 лет.

По разделу «Современный театр» предлагается система рефератов, докладов и презентаций, которые представляются учащимися по окончании изучения темы в устном и письменном виде. Усвоение материала путем самостоятельного поиска информации и возможность сделать самостоятельные выводы на основе театральных процессов, современниками которых являются сами учащиеся, представляется наиболее плодотворным.

Для контроля освоения содержания программы по курсу «История театра» в соответствии с учебным планом проводятся зачеты и экзамены. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестовой технологии.

Критерии оценки:

Зачет – верный ответ по 2-м вопросам из З-х.

Экзамен – «отлично» за полный, исчерпывающий ответ по 2-м экзаменационным

вопросам из 2-х;

– «хорошо» за верный ответ без дополнительной информации по 2-м

экзаменационным вопросам из 2-х;

– «удовлетворительно» за 1 верный ответ и 1неполный ответ по 2-м

экзаменационным вопросам из 2-х;

– «неудовлетворительно» за неверные ответы на вопросы или за отказ

от ответа на экзаменационные вопросы.

К программе прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы самостоятельных занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки учащихся.

Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Мировая художественная культура», «История», «Философия», «Литература» и др.

Особое значение в организации работы с учащимися приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Результатом освоения программы «Искусство театра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:



  • первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

  • знания основных средств выразительности театрального искусства;

  • первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;

  • знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

  • знание основных этапов развития театрального искусства;

  • знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);

  • знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;

  • знание особенностей национальных традиций театрального искусства;

  • знание театральной терминологии;

  • знание классического и современного театрального репертуара;

  • умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей.

Учебно-тематический план


№№

Наименование раздела, темы


Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторныезанятия

1 год обучения

1

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

6

2

4




1.1.Введение. Классический театр древней Греции, его истоки. Устройство театра, характер театральных

Представлений.



4

2

2




1.2.Творческая работа «Представления в античном театре».

2

2

-

2

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

6

2

4




2.1.Характеристика эпохи, развитие театра. Жанры средневекового театра. Организация спектаклей.

4

2

2




2.2.Творческая работа «Средневековая пьеса».

2

2

-

3

ТЕАТР эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ и Нового времени (XV–XVII века)

6

2

4




3. 1. Характеристика и периодизация эпохи Возрождения. Итальянский театр, условия развития. Драматургия. Жанры.

1

-

1




3.2. Театрально-декорационное искусство. Комедия дель арте

1




1




3.3. Английский театр. Исторические условия развития, бытование театра, организация спектаклей. Драматургия У. Шекспира.

1

-

1




3.4. Французский театр. Условия развития. Каноны эстетики классицизма в драматургии и сценическом искусстве. Сценическое искусство, театры Франции. Мольеровская и расиновская актерские школы. Создание театра Комеди Франсез.

1

-

1




3.5. Творческая работа «Театр эпохи Возрождения».

2

2

-

4

ТЕАТР эпохи Просвещения

4

2

2




4.1. Французский театр. Драматургия Ф-М. Вольтера, П. Бомарше. Театральные воззрения Д. Дидро. Актерское искусство.

1

-

1




4.2. Немецкий театр. Драматургия Г. Лессинга, Й.-В. Гете, Ф. Шиллера.

1

-

1




4.3. Самостоятельная работа «Театр эпохи Просвещения».

2

2

-

5

ТЕАТР конца XVIII века – 70-х годов XIX века

4

2

2




5.1.Французский театр. Влияние французской революции на сценическое искусство. Драматургия В. Гюго и французский романтизм.

1

-

1




5.2.Драматургия английских романтиков Дж. Г. Байрона, П-Б. Шелли.

1

-

1




5.3. Творческая работа «Романтический герой»

2

2

-

6

ТЕАТР XX – XXI веков

6

4

2




6.1. Французский театральный авангард начала XX века. Сюрреализм. Интеллектуальная драма.

2

1

1




6.2. Современный зарубежный театр (90-е годы XX века – начало XXI века). Экспрессионизм в театре. Театр и драматургия абсурда. Эпический театр Б. Брехта.

2

1

1




6.3. Творческая работа «Современный театр».

2

2

-




Резервное занятие

2










Всего

33







2 год обучения

7

ИСТОКИ РУССКОГО ТЕАТРА

6

4

2




7.1. Ведение в курс. Истоки театра, скоморошьи игры, создание придворного театра. Театр при Петре I.

2



2


-






7.2. Классицизм в России. Сумароков А.П., Ломоносов М.В. Театры охочих комедиантов. Ф.Г. Волков.

2




2




7.3.Творческая работа «Истоки русского театра».

2

2

-

8

РУССКИЙ ТЕАТР XVIII в.

14

8

6




8.1.Школьные театры. Театральное образование в Шляхетном корпусе. Создание первого публичного театра в Петербурге в 1756 г. Первые актеры: И. Дмитревский, Т. Троепольская, А. Мусина-Пушкина.

4

2

2




8.2. Театр эпохи Екатерины Великой. Драматургия Я.Б. Княжнина. Жанр комической оперы. А. Аблесимов, М. Попов, Н. Николев.

2

1

1




8.3. Сатирическая комедия: Д. Фонвизин, В. Капнист. Драматургия А.С. Грибоедова.

2

1

1




8.4. Создание первого публичного театра в Москве в 1765г. Актеры: Я. Шушерин, П. Плавильщиков, М. Синявская.

2

1

1




8.5. Крепостные театры России. Театр Шереметева, Воронцова, Юсупова. Актриса П. Жемчугова.

2

1

1




8.6. Творческая работа «Русский театр XVIII в.»

2

2

-

9

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

12

7

5




9.1. Характеристика исторического периода. Состояние театрального дела. Репертуар театров.

4

2

2




9.2. Сатирическая и благородная комедия. Пьесы И. Крылова, М. Загоскина, Н. Хмельницкого, А. Шаховского.

2

1

1




9.3.Актерское искусство: П. Плавильщиков, А. Яковлев, Е. Семенова, А. Колосова.

2

1

1




9.4.Русский водевиль. Особенности эстетики и сценической культуры. Ленский, Д, Ф. Кони, П. Каратыгин.

2

1

1




9.5.Творческая работа «Русский водевиль».

2

2

-




Резервное занятие

1










Всего

33







3 год обучения

10

ТЕАТР ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

7

2

5




10.1. Характеристика эстетических течений периода. Развитие романтического и реалистического направлений. Создание императорских драматических театров (Малый театр 1824, Александринский театр. Драматурги «консервативного романтизма» Н. Кукольник, Н. Полевой.

2

1

1




10.2.Актерское искусство московских театров: П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. Актерское искусство петербургских театров: В. Каратыгин, И. Сосницкий, В. Асенкова, Н. Дюр.

2

1

1




10.3. Драматургия А.С. Пушкина.

1

-

1




10.4. Драматургия М.Ю. Лермонтова.

1

-

1




10.5. Драматургия Н.В. Гоголя.

1

-

1

11

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ 50-70-Х г. XIX в.

4

2

2




11.1. Драматургия А.Н. Островского.

2

1

1




11.2.Репртуар и актеры Малого театра: Л. Никулина-Косицкая, П.М. Садовский, С. Шумский, С. Васильев. Актерское искусство Александринского театра: В. Самойлов, А. Мартынов.

2

1

1

12

ТЕАТР КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

8

1

7




12.1. Сценическое искусство Малого театра: актеры – Г. Федотова, М. Ермолова, А. Ленский, М. Садовский, О. Садовская, А. Южин.

2

1

1




12.2. К.С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. Создание Художественного театра.

1

-

1




12.3. Драматургия А.П. Чехова.

1

-

1




12.4. Драматургия М.Горького.

1

-

1




12.5. В.Э. Мейерхольд - великий режиссер –новатор.

1

-

1




12.6. А.Я. Таиров: Свободный и Камерный театр.

1

-

1




12.7. Театр и революция. Театрализованные действа. Движение «Театральный Октябрь». Академические театры в период 1917 – 20-х годов.

1

-

1

13

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР

6

3

3




13.1. Советский театр 20-30-х годов. Драматургия театрального авангарда – Группа ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский). Авангардистские поиски режиссеров Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова.

2

1

1




13.2. Театр 60-х. Драматургия - А. Арбузов, В. Розов, режиссура - Ю.Л. Любимов, А.А. Гончаров, Г.А. Товстоногов, О.Н. Ефремов, А. Эфрос.

2

1

1




13.3. Советская драматургия 30-60 годов. Режиссура А.М. Лобанова, А.Д. Попова, Н.П. Охлопкова, Н.П. Акимова.

2

1

1

14

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ТЕАТР

7










14.1.Театр 70-80-х годов. Драматургия «новой волны»: Л. Петрушевская, С. Злотников, В. Арро, А. Гельман, А. Галин,

Режиссура М. Захарова А. В.В. Фокина, Р.Г. Виктюка, А. Васильева, Э. Някрошюса.



2

1

1




14.2. Режиссура нового века.

2

1

1




14.3. Актеры российского театра начала XXI века.

1

-

1




14.4. Современные театры в России.

2

1

1




Резервное занятие

1










Всего

33








Содержание курса

Первый год обучения
Введение в предмет «История зарубежного театра»

Театр – важнейшая художественная практика, восходящая к древнейшей истории человечества. История театра утверждает непрерывность процесса взаимодействия данной культурной практики с наиболее современными формами искусства и эстетики.



Тема 1. Античный театр

Античный театр – театр больших идей и высочайшей художественной формы. Роль античного театра в становлении европейского театра. Периодизация античного театра.

Театр Древней Греции. Культ Диониса в Древней Греции, элевсинские мистерии. Зарождение трагедии. Мифология – почва и арсенал древнегреческой драматургии.

Греческая трагедия до Эсхила. Организация театральных представлений на празднествах в честь Диониса (Ленеи, Великие и Малые Дионисии). Актеры в греческом театре V–IV вв. до н.э. Маски, костюмы трагических актеров, маски и костюмы в аттической комедии.

Устройство греческого театра классического периода. (Орхестра, скена, театрон, параскении, пароды). Театр в Эпидавре. Афинский театр. Театральные декорации. Зрители.

Общая характеристика и репертуар театра императорской эпохи. Постройка новых театров в Риме в конце I в. до н.э. Витрувий о плане римского театра. «Греко-римский» тип театрального здания.

Пантомим. Мим. Бродячие труппы мимов в варварских государствах раннего Средневековья (VI–VII вв. н.э.).
Тема 2. Средневековый театр

Общая характеристика эпохи Средневековья. Связь искусства жонглеров и гистрионов с античным искусством. Гонения церкви на бродячих артистов. (Жонглеры, миннезингеры, шпильманы, трубадуры, труверы). Поэзия вагантов.

Церковный театр. Литургическая драма: Рождественский цикл. Драматургия народного календаря: Святки. Карнавал. Майские праздники. Жанры средневекового театра: мистерия, миракль, моралите, фарс. Светский театр.

Тема 3. Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XV-XVII века)

Общая характеристика эпохи Возрождения. Утверждение гуманистических идеалов, ослабление влияния церкви. Начало – в Италии на рубеже XV–XVI вв., золотой век – в Испании XVI–XVII вв., апогей развития – в Англии XVI–XVII вв.



Италия

Театр гуманистов (эрудитов). Театральные здания и декорационное искусство итальянского театра Эпохи Возрождения. Комедия дель арте. Истоки (жонглеры, карнавал). Возникновение комедии дель арте, первые труппы. Группы масок комедии дель арте. Господа: Панталоне, Доктор, Капитан. Слуги (дзанни): Бригелла, Арлекин, Фантеска, Ковиелло, Пульчинела, Скарамучча. Художественные средства комедии дель арте: маска, диалект, импровизация, буффонада. Основные эстетические принципы комедии дель арте. Влияние комедии дель арте на театр ХХ века.



Англия

Английские театры эпохи Возрождения, их устройство. «Театр», «Лебедь», «Глобус». Актеры и драматурги. Ричард Бэрбедж, Эдуард Аллейн, Тарльтон и Кэмп. Исполнение мужчинами женских ролей.



Франция

Формирование классицистического театра во Франции и его развитие в 30 – 50-е гг. XVII века. Обобщение и систематизация принципов классицизма, полемика барочной и классицистической литературы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

Роль Мольера в становлении комедиографии Нового времени. 1680 – создание театра «Комеди Франсез».
Тема 4. Театр эпохи Просвещения

Общая характеристика эпохи Просвещения. Особенности развития Просвещения в странах Европы. Идеология третьего сословия. Идея освобождения личности и ее свободного развития. Теория «разумного эгоизма», рассудочность искусства Просвещения как следствие господства разума.



Франция

Роль театральной монополии в эволюции Комеди Франсез. Влияние эстетики рококо на искусство классицистического театра. Формирование буржуазного реализма. Развитие буржуазной драмы. Дени Дидро как драматург и теоретик театра. Драматургия Пьера-Огюстена Карона де Бомарше (1732–1799) –величайший драматург эпохи Просвещения во Франции. Трилогия о Фигаро.

Театры Бульваров. Актерское искусство бульварных театров.

Германия

Развитие национальной драмы под знаком просветительских идеалов. Театральная деятельность Лессинг Готгольд-Эфраим (1729–1781). Эстетические взгляды и театрально-критическая деятельность Г.-Э. Лессинга. Иоган Кристоф Фридрих Шиллер (1759–1805). История ранних пьес Шиллера: «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и Любовь». Иоган-Вольфганг Гете (1749–1832) . Периодизация драматургии Гете.

Утверждение в немецком театре мещанской бытовой драмы. Актерское искусство Германии.
Тема 5. Театр конца XVIII века – 70-х годов XIX века

Франция

Характеристика театральной ситуации в период великой французской революции. Изменения в социальном статусе актеров.

Новые жанры – мелодрама, водевиль. Театры Бульваров. Виктор Гюго (1802–1885). Борьба классицизма и романтизма. Драматургия В. Гюго.

Англия

Джордж Гордон Байрон (1788–1824). Исключительность романтических героев Байрона. Тяготение пьес Байрона к классицизму. Перси Биши Шелли (1792–1822). Пантеизм Шелли в лирической драме.
Тема 6. Театр XX –XXI веков

Франция

Театральный авангард. Сюрреализм как ведущее направление в искусстве Франции.

Развитие традиции проблемного, интеллектуального театра в 30-40-е годы ХХ века. Экзистенциализм. Особенности французского экзистенциализма.

Германия

Экспрессионизм в литературе и искусстве. Возникновение философски напряженного «эпического театра». Зарождение социалистического реализма. Характер драматургии экспрессионизма. «Драма крика» как выражение экспрессионистской эстетики.

Творчество Бертольта Брехта (1898–1956) – одна из вершин мирового театра ХХ века. Теория эпического театра. Знаменитые пьесы-параболы, пьесы-притчи.
Второй год обучения
Тема 7. Истоки русского театра

Ритуальные действа первобытного общества, обряды и обрядовые празднества, связанные с языческой религией, скоморошьи игрища. Возникновение устной народной драмы (приблизительно XVI в.).

Возникновение театральных представлений по образцу западно-европейского театра. Первый придворный театр царя Алексея Михайловича (1672-1676). Комедийные хоромины (храмины) в с. Преображенском и Москве. Пьесы на библейские и мифологические сюжеты. Постановочная культура и широкий спектр изобразительных средств театра. Возникновение школьного театра в России (XVIII). Абстрактность и аллегоричность школьных пьес. Первые московские школьные театры. Театр Ростовской духовной семинарии, открытый ученым-монахом Димитрием Ростовским (1702 г.).

Расцвет школьного театра. Влияние иностранных актерских трупп, гастролировавших в России на стиль актерской игры русских актеров.

Появление театра «охочих комедиантов», заложившего основы будущего русского профессионального театра. Расцвет театра - 30-50-е годы XVIII века.

Драматургия русского классицизма.



Александр Петрович Сумароков (1718-1777). Роль А.П. Сумарокова в создании русской национальной драматургии. А.П. Сумароков– первый директор Русского для представления трагедий и комедий театра, созданного Указом царицы Елизаветы Петровны (1756). Ярославский театр «охочих комедиантов».

Федор Григорьевич Волков (1729-1763) – первый выдающийся русский актер-профессионал.
Тема 8. Русский театр XVIII века

Создание театров: театр на Царицином лугу (Петербург) 1779 г., Петровский театр (Москва) 1780 г., Университетский театр (Русский театр) Москва, 1759г.



Д.И. Фонвизин (1745-1792) «Бригадир», «Недоросль». Фонвизин – родоначальник критического реализма в русской драматургии. Д.И. Фонвизин, по определению А.с. Пушкина - «друг свободы» и «сатиры смелый властелин». Драматург впервые в литературе и драматургии создалдостоверную картину русской жизни.

Возникновение жанра русской комической оперы. Два направления жанра:

- реалистическое ( представители - А. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»), Я. Княжнин («Несчастье от кареты». «Сбитенщик»), Н. Николев («Розанна и Любим»), М. Попов («Анюта»). И. Крылов («Кофейница»);

- идиллическое – В. Майков («Деревенский праздник или Увенчанная добродетель».

Формирование национальной исполнительской школы. Крупнейшие актерские имена конца XVIII в. – Яков Шушерин, Василий Померанцев, Петр Плавильщиков, Сила Сандунов и др.
Тема 9. Театр и драматургия первой четверти 19 века

Преобладание героико-патриотической темы в драматическом и оперно-балетном репертуаре. «Всеобщее ополчение» С. Висковатого, «Илья Богатырь» И.А. Крылова, «Дмитрий Донской» В.А Озерова.



Комедийный жанр: сатирическая и «благородная» (светская) комедия Представители сатирической комедии: Иван Андреевич Крылов(1769-1844) - «Модная лавка», «Урок дочкам», шутотрагедия «Подщипа». Александр Александрович Шаховской (1777-1846). Художественно-полемическая направленность комедий Шаховского («Урок кокеткам или Липецкие воды»). Комедия нравов А. Шаховского и ее влияние на русскую комедиографию и актерское искусство. Талантливый представитель «благородной» комедии Николай Иванович Хмельницкий (1789-1845). Вариации на заимствованные сюжеты, изящество стихов, мастерство диалога, афористичность реплик, умение непринужденно и остро вести действие («Нерешительный», «Светский случай»). Михаил Николаевич Загоскин и его сатира на нравы русского общества - «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе».

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – поэт, дипломат, драматург. «Горе от ума» - венец творчества А.С. Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Пушкин как теоретик драмы и театра. Глубокий интерес поэта к Шекспиру и его драматургии. Театрально - эстетические взгляды А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. Интерес Пушкина к истории «смутного времени». Источники трагедии «Борис Годунов». Сценическая история «Бориса Годунова». «Маленькие трагедии» - монументальная тетралогия, рисующая образ человека в трагическом мире. Глубина и тонкость психологизма.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт и драматург. Драматургия М.Ю. Лермонтова.

Русский водевиль. Широкое распространение жанра в репертуаре театра второй половины XIX века. Влияние «натуральной школы» на водевиль. Театральность и сценичность водевиля. Комизм сюжетных положений, яркость сценических образов-масок, значение куплетов. Значение водевиля как школы актерского мастерства. Водевили Д.Т. Ленского («Лев Гурыч Синичкин или Провинциальная дебютантка»). П.А. Каратыгина («Вицмундир»), Ф.А. Кони («Петербургские квартиры»).

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - великий русский писатель, драматург. Взгляд Гоголя на театр как средство очищения мира от зла путем выявления и осмеяния общественных пороков. Теория «общественной комедии», разработанная Гоголем на основе традиции русской комедийной драматургии Фонвизина и Грибоедова. Комедия «Ревизор». Творческая история создания комедии, литературно-театральные источники сюжета. Особенности художественного метода Гоголя – преувеличение и сатирическое заострение раскрытия сути событий. Прием реалистического гротеска в сюжете и характеристике персонажей. Режиссерские комментарии Гоголя к «Ревизору». Мини- театр вокруг «Ревизора» («Театральный разъезд» и др.). Пьесы «Женитьба», «Игроки».

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – драматург, организатор театрального дела, теоретик сценического искусства, театральный педагог. Исторические пьесы Островского. Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино», «Василиса Мелентьева» и др. Фантастическая сказка «Снегурочка».

Актерское искусство Малого театра.

П. М. Садовский (1818-1872). Роли в гоголевских пьесах – Анучкин и Подколесин в «Женитьбе», Осип и Городничий в «Ревизоре, Замухрышкин в «Игроках». Роли в пьесах Островского. Русаков «Не в свои сани не садись», Любим Торцов «Бедность - не порок», Юсов «Доходное место», Брусков «В чужом пиру похмелье», Дикой в «Грозе. Садовский – первый исполнитель Расплюева в «Свадьбе Кречинского». Успех в западно - европейской драматургии – Журден в «Мещанине во дворянстве», Шут, Король Лир в трагедиях Шекспира.

Л.П. Никулина - Косицкая (1827-1868) - выдающаяся русская трагическая актрис. Дебют на сцене Малого театра в роли Параши («Параша-сибирячка» Н. Полевого). Влияние Островского на развитие ее таланта. Роли в пьесах А.Н. Островского. Катерина в «Грозе» - вершина творчества Никулиной – Косицкой.

Актерское искусство Александринского театра.

Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860) роли в водевилях. Гоголевские образы Мартынова – Ихарев («Игроки»), Хлестаков («Ревизор»). Исполнение роли Тихона в «Грозе» Островского.

Василий Васильевич Самойлов (1813-1887) – актер «школы представления», мастер перевоплощения. Искусство трансформации, филигранная сценическая техника. Роли исторического репертуара – кардинал Ришелье.

3 год обучения

ч. 1 ч. 2