Авиапромышленность: Выполнение плана

ч. 1 ч. 2 ... ч. 126 ч. 127
1935
Авиапромышленность:
Выполнение плана:







1934







1935







1936







план

факт

%

план

факт

%

план

факт

%

самолеты

3595

3109

86

2337

1612

69

4169

2688

64

- истребители

770

570

74

911

776

85

1805

938

52

- бомбардировщики

395

392

99

231

59

26

960

341

36

бомбы

377000

369000

98

369

154

42

1170000







танки

4110

3565

87

3295

3055

93

4052

4804

119 (1566,91)

К началу 1935 на Г-37 установили новые моторы М-17 (342,28).


К 1935 в КОСОС сидели следующие бригады (346,4):

1 - тяжелых самолетов - В.М.Петляков,

2 - гидросамолетов - И.И.Погосский, после гибели - А.П.Голубков;

3 - истребителей и рекордных самолетов - П.О.Сухой;

5 - скоростных военных и пассажирских самолетов - А.А.А.;

6 - экспериментальных самолетов - В.М.Мясищев;

10 - торпедных катеров - Н.С.Некрасов;

7 - винты - В.Л.Александров;

8 - мотоустановки - Е.И.Погосский;

9 - шасси - М.Н.Петров (346,4).


К 1935 г. ОКБ Гроховского отработало универсальную подвеску ПГ-12 («подвеска грузовая», хотя «Г-12» могло расшифровываться и как «12-й объект Гроховского») для переброски габаритных грузов на штатных внешних бомбодержателях четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 — тем более что ТБ-3 уже переделывался в транспортно-десантный. Наиболее массовыми были бомбардировщики с двигателями М-17Ф по 175 л.с., но для десантов предпочитали ТБ-3 с двигателями М-34 и М-34Р (по 830 л.с.), способный нести 30-35 парашютистов (11915).

Комплект ПГ-12 включал 8 верхних узлов, 16 пар подвесных стержней разной длины, 4 расцепных и 4 расчалочных узла (два узла с тросами для самолета ТБ-3-4М-17 и два для самолета ТБ-3-4М-34), устройство аварийного отцепления, подъемное приспособление. Верхние узлы ставились на 8-ми внешних бомбодержателях самолета. Расцепные узлы служили для освобождения груза после посадки или «в полете в особых случаях». Для подвески груза к подвесной системе на него крепились специальные узлы, в комплект подвески входили 22 узла на семь типов грузов.



С помощью ПГ-12 на знаменитых Киевских маневрах 1935 г. доставили три малых танка Т-37А, легкие бронеавтомобили Д-12 и автомобили посадочного десанта. На корпус танка болтами крепились «по месту» четыре специальных узла. Для этого приходилось срубать часть заклепок корпуса, делать вырезы в бортовых поплавках. На Т-37А узлы крепились 6 болтами, к этим узлам через расцепные узлы крепились 4 пары стержней длиной 595, 680, 690 и 785 мм. На Т-38 задние узлы крепились болтами на броню, передние — на переходные кронштейны. С помощью ручной лебедки и полиспастов танк подтягивали к фюзеляжу, стержни верхними узлами крепили на бомбодержатели. Бронеавтомобили, как и входившие в вооружение десанта автомобили ГАЗ-А, ГАЗ-А «Пикап», 1,5-тонный ГАЗ-АА, подвешивали за ступицы колес. Та же подвеска служила для переброски грузовой платформы ГП-1, рассчитанной на груз до З,5 т (45-мм и 76-мм пушка, двигатели, два мотоцикла, грузы в ящиках), 45-мм противотанковой или двух 76-мм полковых пушек — эти орудия так же состояли на вооружении ВДВ. Высокое шасси ТБ-3 с клиренсом около 2,5 м вполне допускало такие процедуры, однако грузы под фюзеляжем создавали большое аэродинамическое сопротивление и сильные вибрации, сильно уменьшали клиренс самолета, требовали особого искусства при взлете и, особенно, при посадке, росли нагрузки на двигатели и фюзеляж. Обтекателя, который могбы улучшить ситуацию, так и не создали. Инструкции требовали ровной посадочной площадки «600x800 м при открытых подходах». Гроховский считал, что внутри машин можно перебрасывать и экипажи, но слишком высокая опасность и тряска заставляла отказываться от этого на учениях (11915).
Другие оборонные отрасли:
К 1935 г. руководителям отечественной электрослаботочной промыш ленности стало очевидно, что сократить существующее отставание от уровня развития передовых иностранных фирм-производителей электровакуумных изделий собственными силами в короткие сроки не представляется возмож ным. В записке за подписью исполняющего обязанности начальника Главэс прома, направленной в Ленинградский обком ВКП (б) в октябре 1934 г., отме чалось, что «… отставание в области вакуумной техники является особо ре шающим и особо тормозящим развитие всей техники связи не только беспро волочной, но и проволочной» (ЦГАИПД СПб., ф. 24, оп. 13, д. 834, л. 5.). Настоятельные рекомендации С.А. Векшинского об использовании ино странной технической помощи, наконец, были услышаны. Необходимо отме тить, что Векшинскому и его коллегам приходилось прилагать значительные усилия, чтобы довести до руководства свою озабоченность состоянием элек тровакуумного производства. Как вспоминает один из сотрудников ОРПУ З.И.Модель, «… обсуждая перспективы развития мощных генераторных ламп, С.А.Векшинский и С.А. Зусмановский неоднократно жаловались мне, что руково дство советской промышленностью считает производство электровакуумных приборов лишь небольшой и маловажной отраслью электропромышленности, притом предъявляющей излишне много специфических требований» (Модель З.И. Воспоминания. – СПб.: СПб ГУТ, 1995. С. 70.) (11870).

Не ранее 1 января 1935 г. [8] Из отчета Всесоюзного треста качественных и высококачественных сталей и ферросплавов Наркомтяжпрома СССР за 1934 г.


Трест «Спецсталь» в 1934 г. выполнил программу по всему металлургическому циклу (чугун, сталь, прокат, холоднотянутый калиброванный металл,авиапоковки) с перекрытием потерь от неввода нового оборудования.

Результаты годовой работы следующие [табл. 1].



[ТАБЛИЦА 1]

[Виды продукции]

Выполнение плана

Рост по отношению к 1933г., %

тыс. т

%

По чугуну

626,4

104,7

357,8

По ферросплавам

66,8

96,8

321,5

По стали

1035,8

103,8

119,6

В том числе:

мартеновской

851,4

105,8

111,8

электрической

184,4

94,8

176,6

По готовому прокату

743,7

108,3

122,7

В том числе по качественному

544,5

106,7

126,9

Калиброванный металл

41,5

111,4

128,6

Авиапоковки

7,05

108,4

150,0

Валовая продукция в ценах 1926/ 27 г., млн. руб. (по металлургии)

504,6

107,6

149,2

В составе продукции, выпускаемой заводами «Спецстали», неуклонно продолжал расти удельный вес более квалифицированных видов стали [табл. 2].

[ТАБЛИЦА 2]




1932 г.

1933 г.

1934 г.

Удельный вес:

электрической стали в общем выпуске

8,5

12,5

17,8

качественного проката в общем выпуске

65,0

70,6

73,2

легированного проката в качественном прокате

40,5

49,5

50,6

Отношение калиброванного металла к качественному прокату

4,4

7,5

7,6

Абсолютный выпуск высококачественных марок стали и ферросплавов увеличился до следующих размеров [табл. 3].

[ТАБЛИЦА 3]

[Марки стали и ферросплавов]

1931 г.

1932 г.

1933 г.

1934 г.

Шарикоподшипниковая

0,3

5,9

17,0

45,4

Быстрорежущая

2,7

4,7

4,7

5,2

Нержавеющая и жароупорная

-

0,6

1,0

3,1

Трансформаторная

3,8

9,9

8,7

12,3

Авторессорная

8,9

14,0

6,3

11,6

Калиброванный металл

-

14,9

32,2

41,5

75%-ный ферросплавный

0,4

2,2

4,3

7,0

Безуглеродистый феррохром (0 и 00)

-

0,7

0,9

2,3

Ферровольфрам

-

0,1

0,3

0,5

На заводах «Спецстали» в 1934 г. велась упорная работа по освоению новых марок стали и ферросплавов.

Освоено производство поковок для двух новых типов моторов советских самолетов (завод «Электросталь»), производство холоднотянутой шарикоподшипниковой стали, импорт которой в связи с этим прекращен, производство автолистов весьма глубокой вытяжки нихромовой проволоки и химически почти чистого железа «Армко» («Серп и молот»), производство калиброванного листа и сложных профилей автотракторной стали («Красный Октябрь»), производство феррохрома марки 00, идущей на изготовление нержавеющих сталей и до сих пор не поддававшейся освоению (Челябинский ферросплавный завод), производство нового вида трансформаторных листов с весьма низкими ваттными потерями (Верх-Исетский завод), производство сильхрома в массовых размерах (Златоустовский завод) и пр.

Настойчивая работа треста «Спецсталь» над полным удовлетворением основных потребителей качественных сталей - автомобильной, тракторной, авиационной, шарикоподшипниковой, инструментальной отраслей промышленности - имело своим результатом выполнение заказов Стальсбыта в целом по тресту.

При абсолютном увеличении потребности в качественных сталях их импорт, составляющий в 1929/30 г. 21,5% и в 1933 г.- 9,6% от общей потребности, упал в 1934 г до 2,8%.

В свою очередь производство высококачественных сталей, ранее опиравшееся на импорт ферросплавов, в 1934 г. в значительной степени базируется на собственных ферросплавах, производство которых по сравнению с 1933 г. увеличилось более чем в 3 раза. Однако следует указать, что производство ферровольфрама и ферромолибдена базируется на сырье, которое получается нами из-за границы, так как отечественные месторождения вольфрамовых и молибденовых руд еще мало разрабатываются. Производство феррованадия почти вовсе не поставлено из-за неподготовленности сырьевой базы.

Наряду с удовлетворительным в количественном отношении снабжением потребителей уделялось огромное внимание качеству продукции, которое неуклонно улучшалось: процент вторых сортов по сравнению с 1933 г. снизился: по сортопрокату - с 10,6 до 7, по листопрокату - с 24 до 21; брак снижен: по сортопрокату - с 4 до 3,7, но листопрокату - с 10 до 7,2; в 1934 г. значительно улучшилось также по сравнению с 1933 г. использование основного оборудования на наших заводах.






За 1933 г.

За 1934 г.

По мартеновским печам

Съем в номинальное время

4,05

4,54

% горячих простоев

9,60

8,80

% всех простоев к календарному времени

27,30

24,50

Выход годного

85,05

86,60

По прокатным станам

Часовое производство в номинальный час

127,0

224,1

% простоев в номинальное время

21,5

15,5

В результате этих достижений многие основные цехи заводов «Спецстали» выполнили задания по конкурсу металлургов 1934 г.:

1) мартеновский цех завода «Серп и молот», занявший второе место в конкурсе 1933 г. и вышедший в 1934 г. на первое место среди мартеновских цехов Союза, получил знамя им. Правды;

2) мартеновский цех завода «Красный Октябрь», бывший на первом месте в результате конкурса 1933 г. и имевший знамя им. Правды, занял в конкурсе 1934 г. второе место;

3) прокатный цех завода «Красный Октябрь». Блюминг этого завода признан лучшим блюмингом в Союзе;

4) листопрокатные цехи Верх-Исетского завода;

5) доменный цех Златоустовского завода.

В 1934 г. на заводах треста производилась серьезная работа в области организации труда, сокращения излишней рабочей силы и повышения производительности труда.

По сравнению с 1933 г. имеется рост: валовой продукции - на 49,2%, количества рабочих - 15,5%, производительности труда - на 29,2%, зарплаты одного рабочего - на 11,1%.

Рост производительности труда, несмотря на увеличение трудоемкости сортамента продукции, имел место по всем цехам.

Так, выработка в натуральном выражении на одного рабочего составила:






В 1933 г.

В 1934 г.

% роста

По электроферросплавам

39,0 т

50,8 т

+30,0

По мартеновской стали

230,0 т

253,0 т

+10,0

По электрической стали

82,9 т

87,5 т

+5,5

По готовому прокату

57,0 т

64,0 т

+12,8

При общем росте рабочих и младшего обслуживающего персонала на 17,5% количество рабочих, пользующихся заводской жилой площадью, возросло по сравнению с 1933 г. на 24%.

В области борьбы за снижение себестоимости продукции в 1934 г. имеются положительные результаты: коммерческая себестоимость по сравнимой с 1933 г. товарной продукцией снижена на 5,07%, а по зависимым факторам - на 8,92% вместо 6,05% снижения, предусмотренного по плану. По всей продукции (включая и не сравнимую с прошлым годом товарную продукцию) себестоимость снижена по зависящим факторам на 0,76% против плана

Доля зарплаты в себестоимости продукции, составляющая в 1933 г. 35,4%, была снижена в отчетном году до 23,9%. [9]

Технормирование и охват сдельщиной

Работа по внедрению технического нормирования и охвату рабочих сдельщиной характеризуется следующей таблицей (в % к отработанному времени) [табл. 4].

[ТАБЛИЦА 4]


Заводы

Охват сдельщиной

Охват нормированием

1933 г.

1934 г.

1933 г.

1934 г.




56,4

60,6

62,7

-

«Красный Октябрь»

84,5

89,0

39,5

40,7




63,2

67,0

54,5

54,5

Златоустовский

71,1

78,8

23,6

43,3

Верх-Исетский

70,7

76,9

42,7

44,7




64,0

64,0

39,0

44,6

Из приведенной таблицы [4] видно, что за 1934 г. имеет место увеличение процента как по охвату сдельщиной, так и по охвату технормированием, за исключением завода «Серп и молот», у которого охват технормированием остался на прежнем уровне, а также Челябинского завода, у которого охват сдельщиной против 1933 г. не увеличился вследствие того, что проведенные мероприятия в области организации труда и уплотнения рабочего дня главным образом охватили группу рабочих-сдельщиков.

Несмотря на увеличение технически обоснованных норм, все же имеет место по ряду норм выработки значительная переработка их; так, например, по заводу «Серп и молот» мартеновские печи имеют переработку до 15-20% и на Верх-Исетском заводе - до 10-20% к концу года.

По прокатным цехам ряда заводов имеет место переработка норм до 10-15% к концу года, еще больший процент переработки норм наблюдается на вспомогательных участках, что является результатом недостаточного внимания к постановке технического нормирования на этих участках.

В 1934 г. по большинству заводов треста проведена работа по пересмотру норм выработки; так, по заводу «Красный Октябрь» пересмотрено 4878 норм с охватом рабочих 3014 человек, по Златоустовскому заводу-1913 норм с охватом рабочих 3182 человека, по Верх-Исетскому заводу-1500 норм и т.д.

Необходимо отметить, что аппараты по техническому нормированию за 1934 г. несколько усилены инженерами и техниками, но все же в их составе преобладают практики с небольшим стажем работы в этой области; вместе с тем нужно констатировать, что до сего времени инженерно-технический персонал в своей массе не занял еще должного места, какое предоставлено ему в работе по организации труда и зарплаты. [10]

ЦГАНХ СССР, ф. 4086, on. 37, д. 562, лл. 2-4,61-61 об. Копия (12356).


ч. 1 ч. 2 ... ч. 126 ч. 127