Авиапромышленность
Гл. конструктор (1955 г.)- П.П. Пустынцев,43 (1974-83 г.-)- академик (1987) И.Д. Спасский. Ген. конструктор (1983-2006 г.-)- И.Д. Спасский, (1983 г.-)- академик С.Н. Ковалев, (2002-08 г.-)- Е. Горигледжан; неатомных ПЛ (-1995-2005 г.-)- Ю.Н. Кормилицын. вп"4/02
Гл. инженер (1933-39 г.)- Б.М. Малинин, (1939-43 г.)- З.А. Дерибин, (1943-47 г.)- А.Н. Соловьев.
Зам. ген. конструктора (2003 г.)- А. Баранов.
Гл. конструкторы: (1936 г.-)- М.А. Рудницкий (пр. 41, «К»), (1930-е)- Г.В. Светаев («Ленинец»), (-1939-46 г.-)- Ф.Ф. Полушкин (пр. 96, 612), (-1940-50 г.-)- Ф.А. Каверин (пр. 97, П-2, 624), (-1943-64 г.-)- Я.Е. Евграфов (пр. 607, 613, 632, 640), (-1943-56 г.-> С.А. Егоров (пр. 604, 610, 611, 641, 649), (-1945-68 г.-> З.А. Дерибин (пр. 613, 641, И641, 683), (1946 г.)- В.Н. Перегудов (пр. 613), (-1946-60 г.-)- А.С. Кассациер (пр. 615, А615, 630, 637, 651, 660, 667), (-1950-83 г.-)- С.Н. Ковалев (пр. 631, 635, 643, 658, 658М, А658, 667А, 667БДР, 667БДРМ, 677, 702, 941), (-1951-56 г.-)- И.Б. Михайлов (пр. 96М, 622, 628, 658), (1953 г.)- А.А. Антипин (пр. 618), (-1955-67 г.-)- П.П. Пустынцев (пр. П611, П613, 644, 644Д, 644-7, 646, 659, 675, 949), (1956 г.)- П.З. Голосовский (пр. 658), (-1958-68 г.- )- Н.А. Климов (пр. 659, 659Т, 685), (-1968-82 г.-> О.Я. Марголин (пр. 659Т, 667AM, 667М), (1970-е)- И.Л. Баранов (пр. 949), (-1965-80-е)- Ю.Н. Кормилицын (пр. 639, 641Б, И641, И641К, 677, 685, 877, 877ЭКМ), (1990 г.- )- В.А. Здорнов (пр. 955), (1990-е)- А. Арсентьев. Ген. конструктор РПКСН- В. Здорнов.
Зам. гл. конструкторов: В.А. Здорнов.
Начальники отделов: механического (-1937 г.)- Э.Э. Крюгер (репрессирован), (1937 г.-)- Н.В. Анучин.
Зам. начальника отдела: В.А. Здорнов.
Начальники секторов: В.А. Здорнов.
Создано: ПЛ: I серии типа «Декабрист» (1927), II серии типа «Ленинец» (1929), III серии типа «Щука» (1930), IV серии типа «Правда» (1930), V серии типа «Щука» (1932), VI серии типа «М» («малютка») (1932), VI6hc серии (1933), VIII серии типа «Щука-Б» (1933), IX серии типа «Н» (1934), ГХбис серии типа «С» (1935); X серии типа «Щ» (1934), XII серии (1935),61 XIII серии типа «Ленинец» (1935), XIV серии пр. 41 крейсерская эскадренная «КЭ-9» (1936), XIV6hc серии пр. 41а (1937), «КУ» (1939-41), «М» XV серии пр. 96 (1939), пр. 96М (1951-52, не реализован), XVI серии пр. 97 «СМ» (1941), пр. 1Хбис-2 серии (1941), пр. 99 (1942), пр. 101 (1942); «упрощенные» пр. 105, 106 (1942, не реализованы); пр. 96бис (1946), пр. 601 (1943), пр. 602 (1942), минзаг пр. 604 (M3-XII) (1944), подводная баржа пр. 605 (1942, не реализован), сверхмалая пр. 606 (СМ-30) (1942, не реализован), пр. бОббис (1943, не реализован), подводный транспорт пр. 607 (1943-44, не реализован), средняя пр. 608 (1944-45, не реализован), пр. 609 (1943), сверхмалая пр. 610 (1943, не реализован); большая торпедная пр. 611 (1947-48, пив 15.04.1954 г.), пр. 611бис (1950, не реализован), пр. П611 с КР П-10 (1955); малая пр. 612 (1944-46, не реализован); средняя пр. 613 (1946-47), пр. В613 с БР (1956), пр. П613 с КР П-5 (1950-е); пр. 614 достройки лодок XXI серии (1946, не реализован), малая с ПГТУ пр. 615 (1946-50), А615, пр. 616 (немецкая XXVI серии с двигателем Вальтера- парогазовой турбиной, ПГТУ) (1946, не реализован), пр. 617М с ПГТУ (1950-е, не реализован), малая с единым двигателем пр. 618 (1948-53, не реализован), десантно-транспортная пр. 621 (1948, не реализован), малая пр. 622 (1951-52, не реализован), пр. 624 с КР Лавочкина (1950-, не реализован), десантно-транспортная арктическая пр. 626 (1952-53, не реализован), пр. 628 с КР 10ХН (1952-53, не реализован), малая с единым двигателем пр. 630 (1955, не реализован), пр. 631 с ПГТУ (1954, не реализован), минный заградитель-танкер пр. 632 (1956-58, совместно с ЦКБ-16, не реализован), пр. 635 с ПГТУ (1950-е, не реализован), пр. 636, малая с единым двигателем пр. 637 (1954-55), РЛ дозора пр. 640 (1955), большая торпедная пр. 641 (1956), пр. 641Б (1965- 67), для Индии И641 (1965), экспортная пр. И641К (1972), пр. И641М (1976); пр. 643 с ПГТУ (1956-58, не реализован); пр. 644 переоборудования пр. 613 под КР П-5 (1956-57), пр. 644П (1950-е, не реализован), пр. 644Д с КР П-5Д (1961), пр. 644-7 с КР П-7 (1962); пр. 646 с КР Г1-10 (1956, не реализован), пр. 647 с ПГТУ (1950-е, не реализован), транспортная пр. 648 (1957-), пр. 649 (1956-57, не реализован); ракетная пр. 651 с П-5 (1958-59), с космическим целеуказанием пр. 651К (1960-е); ракетная с Д-5 пр. А658 (1960-е, не реализован), малая с единым двигателем и БР Р-13 пр. 660 (1958, не реализован); 677 «Лада» (1989-); экспортная пр. 677Э «Амур 1450»; пр. 683 с КР П-5 и П-6 (1960, не реализован); торпедная пр. 877 «Палтус» (1975-80-е), экспортные пр. 877Э, пр. 877ЭКМ; пр. П-2 с БР Р-1 и КР 10ХН «Ласточка» (проект, 1949); АПЛ: ракетная крейсерская пр. 658 (1956-58), пр. 658М с комплексом Д-4 (пнв 30.05.1966 г.); с КР П-5 пр. 659 (1956-58), торпедная пр. 659Т (1968), ретранслятор пр. 659Р (1970-е, не реализован); транспортная пр. 664 (1959-); РПКСН: с Р-21 пр. 667 (1960, не реализован), с Д-5 пр. 667А (1960-е), с Д-5У пр. 667АУ (1972), с опытным Д-11 пр. 667АМ (1977), с Д-9 пр. 667Б (1965-71), пр. 667БД (1974), с РСМ-50 пр. 667БДР «Кальмар» (1973-75), с РСМ-54 пр. 667БДРМ (1977-83), с КР пр. 667М (1983); крейсерская пр. 675 с КР П-6 (1958-60, пнв 21.01.1966 г.), пр. 675МУ, пр. 675МК, пр. 675МКВ (1960-е); титановая глубоководная пр. 685 (1977); с КР «Базальт» пр. 688 (1963-65, не реализован); с Д-8 пр. 702 (1964, не реализован); РПКСН с МБР РСМ-52 пр. 941 «Акула» (1976), пр. 941УМ; с КР «Гранит» пр. 949 (1967-), 949А (1970-е); торпедная пр. 971, пр. 971И для Индии;
гражданские ПЛ «Нептун» (1993), «Садко» (1997); морские буровые платформы (11982).
В 1918 г. Охтинский снарядный цех Адмиралтейского завода, созданный на базе «Петрозавода», был передан в ведение ВСНХ, в 1920 г. передан в ведение Управления военно-морской промышленности Петроградского СНХ («Петровоенпром») и вскоре переименован в Охтинский снарядный отдел «Крейтон» (Завод № 370 НКСП, Охтинский снарядный завод «Крейтон» ВСНХ, Охтинский снарядный и судостроительный завод ВСНХ, Петроградский снарядный завод «Фугас» ВСНХ, Механический литейный и снарядный завод «Петрозавод» ВСНХ, Механический завод «Петрозавод», судостроительный завод «Петрозавод» НКОП, НКСП, Ленинградский государственный завод № 370 ЛенСНХ, ОАО «Предприятие «Петрозавод» /г. Ленинград Новочеркасский пр., 1/ /195027 г. Санкт-Петербург Красногвардейская пл., 2/). В 1921 г. отдел преобразован в самостоятельный Охтинский снарядный завод «Крейтон». В 1922 г. переименован в Охтинский снарядный и судостроительный завод, в 1923 г. - в Петроградский снарядный завод «Фугас», в 1924 г. - в механический литейный и снарядный завод «Петрозавод».
В 1921-25 г. завод был арендован частными предпринимателями, в 1925-26 г. был сдан в аренду Охтинскому металлургическому заводу. В 1928-32 г. проведена реконструкция корпусного цеха, начато строительство стапелей для крупносерийной постройки буксиров. Строились буксиры, пассажирские катера и теплоходы, плавмастерские.
В 1927 г. механический завод «Петрозавод» вошел в состав треста «Онежский металлургический и химический завод», в 1929 г. - Онежского металлургического и механического треста. В 1930 г. судостроительный завод «Петрозавод» передан в ведение «Союзверфи» ВСНХ, в 1932 г. - НКТП. В 09.1937 г. «Петрозавод» - в ведении треста № 14 2ГУ НКОП, в 02.1939 г. передан из 2ГУ НКОП в ведение 1ГУ НКСП.
В 1941 г. часть завода № 370 НКСП (84 чел.) была эвакуирована на заводы НКСП № 661, № 646, № 402, а также, вероятно, на горьковские СРЗ «Теплоход» и завод им. 25 Октября.
В годы ВОВ - переоборудование буксиров в тральщики и ремонт кораблей.
В 1947 г. было принято решение специализировать завод № 370 на крупносерийной постройке морских буксиров 500 л.с., которые строились по 1973 г. Для этого создан производственный комплекс для крупносерийной постройки судов поточно-позиционным методом. С 1976 г., после реконструкции, завод перешел на выпуск технологического оборудования для судостроения (сборочно-сварочные посты, стапельные посты, средства малой механизации). Судостроение было полностью прекращено. Были построены новые производственные корпуса, которые «отрезали» территорию завода от Невы.
С 1946 г. завод - в ведении МСП, в 06.1957 г. Ленинградский государственный завод № 370 передан в ведение Управления судостроительной промышленности ЛенСНХ. В 1973 г. «Петрозавод» вошел в состав НПО «Ритм»131 (входил в 1991 г.).
В 1994 г. завод преобразован в ОАО «Предприятие «Петрозавод», в 2001 г. оно обанкрочено. К 2007 г. предприятие ликвидировано, на его месте построен бизнес-центр «Паллада».
Численность персонала (1931 г.)- около 500 чел., (1937 г.)- 1396 чел., (06.1941 г.)- 2600 чел.
Директор (21.09.1937-38 г.-)- Д.Е(Г). Морозов, (-1941-42 г.-> К.В. Шевченко.
Гл. инженер (1938 г.)- Я.В. Бердников.
Гл. строители: (1942 г.)- В.Д. Мацкевич, (1943 г.)- Б.В. Плисов, (1944 г.)- И. Г. Гинсбур г.
Гл. конструктор (1959 г.)- М.П. Цветков, (1962 г.)- Г.Ф. Андреев.
Корабельные мастера (1727 г.)- В. Соловьев, (1855 г.)- С. Г. Кудрявцев. Строители кораблей: (-1856-65 г.-)- поручик А.А. Иващенко, (1900-е)- В.П. Лебедев.
Производство: буксиры: типа «Мартиец» (12.1931-40)- 39; 400 л.с. типа «Беломорский» (БМ) (зак. 74, 75, 1938), (1933-40)- всего 20; морской спасательный 800 л.с. типа «СП» пр. 135 (1939-41)- 3; 200 л.с. (1930-е)- 6; пр. 730 (1948); портовые 600 л.с. пр. 737П «Марс» (1960), 1200 л.с. пр. 498 (1963); рейдовые 900 л.с. пр. 737К, пр. 737М (1960-е); морские 500 л.с. «Эскандерани», «Агами» (1965), «Дохилля», «Макс» (1966), 2000 л.с. пр. 733 (1958-68)- около 60; тральщики: пр. 53у Т-213 «Крамбол», Т-214 «Бугель» (1938-40), достройка кораблей завода 363 Т-219 («Контр-адмирал Хорошкин») (1944), Т-220 (1946); типа «Мина» (1940); пр. 59 Т-250 («Владимир Полухин») (05.1939-03.1940), Т-254 («Василий Громов») (1940), Т-251 («Павел Хохряков»), Т-252 («Александр Петров»), Т-253 («Карл Зедин»), Т-255 («Андриан Зосимов»), Т-256 («Владимир Трефолев»), Т-257 («Тимофей Ульянцев»), Т-258 («Михаил Мартынов»), Т-259 («Федор Митрофанов»), Т-260 («Лука Паньков»), Т-261 («Павел Виноградов»), Т-262 («Степан Грядупнсо»), Т-263 («Семен Пелихов») (-1941), в 1945-50 г. 11 тральщиков достроены по пр. 73К; пр. 253л (МТ-1) (1943-44)-7, МТ-2 (1944); речной трамвай (1930-е)- 10; плавмастерские (1940-41)- 5; самоходные плашкоуты (1942), сухогрузные 1000-тонные баржи (1943)- 2; катер рыбоохраны пр. 18627 «Мустанг» (1990-е, достройка на ОАО «Редан»); пехотные мины МШ-50 (1941-), авиабомбы, корпуса снарядов для «Катюш» (ВОВ);116
Охтинская верфь, Охтинское адмиралтейство, «Петрозавод» Охтинская верфь основана в 1721 г. в месте слияния Невы и Большой Охты на месте шведской крепости Ниеншанц. Строились речные гребные и парусные суда- соймы и шверботы. В начале XIX в.- Охтинское адмиралтейство. Верфь арендовалась заводом Крейтона в 1899-1913 г., здесь строились миноносцы, эсминцы, ПЛ, минные заградители. В 1913 г. договор аренды расторгнут, завод получил название «Петрозавод». Далее на его базе создан Охтинский снарядный цех Адмиралтейского завода (после революции - вновь «Петрозавод»).
Производство: лоц-галиоты «Лоцман», «Штурман» (-1726-27)- 2; шхерботы (1720-е)- 10; бомбардирский корабль «Этна» (-06.1727); ластовые суда (1727)- 4; шлюпы: 24-цушечный «Смирный» (1824); «Камчатка», «Восток»; винтовые линейные корабли «Константин» (1835-37), «Выборг» (1839-41); фрегаты: «Паллада» (- 1832), винтовые «Архимед» (-07.1848), «Ослябя» (-1860), «Александр Невский» (1858-61); пароходы: «Скорый» (1839), «Грозяший» (1844); винтовые корветы: «Боярин», «Новик», «Медведь», «Посадник», «Гридень», «Воевода», «Вол», «Рында» (1855-)- 14; клиперы (1856-65)- 6; миноносцы: типа «Сокол»- «Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный» (08.1899-09.1901); № 212, 213, 219, 220 (1901-03); эсминцы серии «Т»- «Инженер-механик Анастасов», «Лейтенант Малеев» (1906, собраны во Владивостоке); серия ПЛ типа «Кайман» (до революции); малые теплоходы-минзаги M.I, М.2, М.З, М.4, М.5 (1914); капремонт: эсминцы типа «Финн» (1909-Ю).112
КБ-370 НКСП, ЦКБ-370 В 1943 г. в инициативном порядке разработан эскизный проект среднего базового тральщика пр. 254. Затем в конкурсе на развитие этого проекта победило ЦКБ-17. Гл. конструктор (1943 г.)- В.Д. Мацкевич.
Гл. конструкторы: (1960-е)- Е.С. Васильев (пр. 498), (1960-е)- Г.Ф. Андреев (пр. 498).
Создано: тральщик пр. 254 (1943); самоходный плашкоут (тендер) (1942);61 буксиры: пожарный 2450 л.с. пр. 364 типа «Пламенный» (1950-е); портовые: с крыльчатыми движителями 600 л.с. пр. 737п (1950-е), с ВРШ в поворотных насадках 1200 л.с. пр. 498 (1962).116
Судостроительный завод «Охтинская судоверфь» / г. Шлиссельбург Ленинградской обл. Красный пр., 1/ В 1994 г. ОАО «Предприятие «Петрозавод» учредило «Охтинскую судоверфь». Первой продукцией были эксклюзивные деревянные копии судов. В 2004 г. производственная база переведена в Шлиссельбург на площади бывшего цеха № 3 Невского ССЗ.
Производство (2000-е): стальные суда и понтоны; алюминиевые скоростные моторные катера (11982).
Другие оборонные отрасли:
В 1918-21 г. на заводе (Завод № 235 НКОП, НКВ, Воткинский железоделательный, металлургический завод, Боткинский завод паровых машин, Камско-Воткинский завод, боткинский машиностроительный завод НКМ, Боткинский завод МОП, Государственное ПО, ФГУП «Воткинский завод» РАКА /Удмуртская АССР г. Воткинск ул. Кирова, 1 (1938 г.)/ /Удмуртия 427430 г. Воткинск ул. Кирова, 2 тел. 65-251/) осуществлялось коллегиальное управление, затем назначен директор. В 1922 г. завод, в связи с разрухой, законсервирован. 9.09.1925 г. вновь запущено производство. В 1931 г. построен первый в стране паровой гусеничный экскаватор. В 1934 г. освоен выпуск золотодобывающего оборудования, построена первая драга. С 1935 г. начат выпуск землечерпалок, железнодорожных кранов.
Производство: экскаваторы: паровые (1936 г.)- 40, (1937 г.)- 36; с драглайном (1936 г.)- 24, (1937 г.)- 1; драглайны (1936 г.)- И, (1937 г.)- 24; вагонетки (1936 г.)- 70, (1937 г.)- 100; прессы для кирпича (1936 г.)- 22, (1937 г.)- 23; запчасти для экскаваторов; сталь сортовая, костыли ж/д.
В соответствии с решением правительства № 21 сс от 13.11.1937 г. Боткинский машиностроительный завод с 1.01.1938 г. передан из Главсредмаша ШСМ в ведение ЗГУ НКОП. По пр. № 81сс от 11.03.1938 г. он переименован в завод № 235. В 02.1939 г. завод № 235 ЗГУ передан в ведение ЗГУ НКВ.
В составе завода действовало КБ (1938 г.), по пр. ЗГУ № 147 от 13.08.1938 г. в КБ завода направлено 23 конструктора. По пр. ЗГУ № 143 от 5.08.1938 г. на заводе на базе ОКСа создано УКС и введена должность начальника УКС/зам. директора по капстроительству.
С 1938 г. начато освоение выпуска артиллерийских орудий. Приказом № 147сс от 4.05.1938 г. заводу поручено к 1.07.1939 г. развить мощности по выпуску корпусов авиабомб АОХ-15 до 500 тыс. шт. в год. Пр. № 150с от 5/7.05.1938 г. требовалось: к 1.10.1938 г. разработать техпроект реконструкции завода (ГПИ-7) на мощность по производству тяжелой дивизионной гаубицы М-10 - 900 шт. в год, производство боеприпасов оставить в прежнем объеме; установить программу на 1938 г.: М-10 - 10 шт.; передков МЛ-20 - 100 шт.; землечерпалок - 3 шт., паровых экскаваторов- 34 шт.; производство землечерпалок, экскаваторов свернуть к 1.01.1939 г.; выделить заводу в 1938 г. 155 станков; направить на завод 10 чел. на руководящие должности (гл. инженер, гл. конструктор, гл. технолог, гл. механик, гл. энергетик) и 20 молодых специалистов. По пр. № 203с от 8.06.1938 г. было необходимо к 15.06.1938 г. разработать проектное задание по реконструкции завода (ГПИ-7), реконструкцию завода завершить к 1.08.1939 г.; заводу было заказано 47 ед. импортного оборудования.
В 1941 г. после начала войны на завод № 235 НКВ эвакуирован киевский завод № 393 «Арсенал» (1100 вагонов, более 2500 чел.), в 10.1941 г. - часть завода № 8 из Подлипок, затем - заводы из Ленинграда, Сталинграда и Новочеркасска. В 1941 г. было введено в строй 11 новых цехов. В 1942 г. пущен первый в стране цех центробежного литья орудийных стволов. В соответствии с пост. ГКО № 2456 от 30.10.1942 г. на заводе организовано производство пушек ЗИС-З. Разработан и внедрен фрезерный станок Ф-3. В 1945 г. разработана мощная 85-мм самоходная пушка.
В годы войны - производство пушек, корпусов авиабомб. До конца 1941 г. выпущено 1625 пушек и гаубиц; в 1942 г. - 16 тыс. (в т.ч. 11 тыс. противотанковых); в 1943 г. - 18, 5 тыс.; в 1944 г. - 10 тыс.; в 1945 г. - 8 тыс. За годы войны всего изготовлено 52 тыс. пушек.
После войны начат выпуск узкоколейных паровозов, локомобилей, экскаваторов, машин для добычи торфа, фрезерных станков.
Разработаны пушки В-10, В-11 для ОСУ-76.
С 1958 г. завод перепрофилирован на производство ракетной техники, когда была выпущена первая ракета 8А61. С 1960-х г. перешел на выпуск жидкостных ОТРК. С 1966 г. - производство твердотопливных ракет. В связи с освоением производства «Темп-С», построен цех № 95, была создана камера для сварки титана «Атмосфера». В 1971 г. начата подготовка к производству МБР 15Ж42 «Темп-2С», с 1974 г. - серийный выпуск. На заводе организовано представительство МИТ. В 1973 г. начата подготовка, а с 1976 г. - серийный выпуск БРСД 15Ж45 «Пионер». В соответствии с ПСМ № 1275-340 от 28.12.1984 г. начато серийное производство МБР «Тополь». В 2000-е г. завод - головной производитель ракет.
В 1945 г. завод награжден орденом Ленина, в 1976 г. - вторым орденом Ленина.
В 1976 г. внедрена технология сварки активных металлов в среде защитных газов, построена обитаемая сварочная камера «Атмосфера-20».
В 1992 г. начат выпуск нефтепромыслового оборудования; в 1990-е г. созданы производства по станкостроению, ТНП. Совместно с американской фирмой DPI в 1996 г. создано производство буровых долот с алмазными резцами.101 В 1997 г. начат выпуск газового оборудования для «Газпрома». Завод стал ведущим в отрасли производителем оборудования для агро-промышленного комплекса. В 2001 г. были изготовлены узлы исследовательского ядерного реактора, комплекс для переработки твердых радиоактивных отходов, позднее начато изготовление оборудования для ускорителя частиц в Женеве и для ИЯФ СО РАН в Новосибирске. В 2004 г. начато освоение производства оборудования газоперекачивающих агрегатов, ГТУ.
Имелись производства (2000-е г.): литейное, инструментальное, сборочное, вспомогательное.
В составе предприятия (2000-е г.): Испытательный центр «ПрикамТест».
По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошло в перечень стратегических оборонных предприятий. По указу № 526 от 11.05.2009 г. предприятие исключено из перечня стратегических.
Численность персонала (1936 г.)- 8420 чел., (1937 г.)- 8027 чел.
Руководитель (1759-62 г.)- П.И. Шувалов, (1762-63 г.)- А.П. Шувалов, (1763-64 г.)- А.С. Москвин, (1764-69 г.)- А.А. Ирман, (1769-74 г.)- Ф.Ф. Вензель, (1796-1801 г.)- Н.Ф. Аврамов, (1801-13 г.)- А.Ф. Дерябин, (1813-19 г.)- Н.Р. Мамышев, (1819-24 г.)- А.И. Соколов, (1824-ЗЗ г.)- К.Я. Нестеровский, (1833-37 г.)- Э.Б. Грозгоф, (1837-48 г.)- И.П. Чайковский, (1848-55 г.)- В. И. Романов, (1855-63 г.)- А.А. Иосса, (1863-65 г.)- Давидович-Нашинский, (1865-68 г.) - A. И. Арсеньев, (1868-89 г.)- В.И. Тимофеев, (1891-97 г.)- К.К. Милковский, (1897-1902 г.)- П.А. Троян, (1902-08 г.)- B.В.Воронцов, (1908-12 г.)- А.И. Афанасьев, (1912-14; 1916-17 г.)- Г.И. Бострем, (1914-16 г.)- Н.М. Бухтеев, (1917- 18 г.)- В.А. Пшеничников. Директор (1921-22 г.)- В.И. Фокин, (1922 г.)- В.П. Боярников, (1923 г.)- И.К. Козлов, (1923-24 г.)- С.С. Клименко, (1924-25 г.)- И.Н. Киляков, (1925 г.)- И.В. Ильин, (1925-26 г.)- Н.А. Белоусов, (1926- 28 г.)- И.Ф. Феоктистов, (1928-29 г.)- Т.С. Кузнецов, (1929-31 г.)- А. Г. Бледнов, (1931 г.)- Н.А. Аникишин, (1931- 32 г.)- М.В. Жуков, (1932 г.)- П.К. Юшков, (1932-37 г.)- И.В. Иванов; и.о. (1937-02.1938 г.)- Ф.М. Фролов; (13.02.1938-41 г.)- Д.И. Фирсов, (1941-43 г.)- А.П. Золотарев, (1943-46 г.)- Ф.К. Чеботарев, (1946 г.)- П.А. Сысоев, (1946-55 г.)- Е.А. Гульянц, (1955-66 г.)- В.А. Земцов, (1966-88 г.)- В. Г. Садовников, (1988-95 г.)- А.И. Пальянов. Гендиректор (1995-2005 г.-)- В. Г. Толмачев.
1-й зам. Гендиректора (2002 г.)- Н.В. Козлов, (2000-е)- С.М. Проскурин. Зам. гендиректора: по коммерческим вопросам (2000-е)- В.К. Сизов; по маркетингу и договорной работе (2000-е)- В.Я. Погудин.
Технический директор (2000-е)- Р.Ф. Кузин.
И.О. гл. инженера (21.04.1938 г.-> А.В. Беликов. Гл. инженер (19.06.1938 г.-)- А.В. Беликов, (1944 г.)- Е.А. Гульянц, (2002 г.)- Н.В. Козлов, (2000-е)- Р.Ф. Кузин.
Гл. конструктор (1961 г.-)- Е.Д. Раков, (2002 г.)- И.Н. Савельев.69
Гл. технолог (25.07.1938 г.-)- B.C. Войновский. Гл. сварщик (1967 г.)- Н. Г. Картышов.
Заведующий производством (25.07.1938 г.-)- В.Т. Дроздов.
Начальники отделов: маркетинга и договорной работы (2000-е)- В.Т. Гончарук; комплектации (2000-е)- А.А. Девятых; снабжения (2000-е)- М.Н. Бармин.
Начальник лаборатории (25.07.1938 г.-)- В. Г. Кушнер.
Производство: пароходы: «Астробад» (1847-), «Работник» (1865), «Самодержец» (1901), «Сплавщик» (1937), нефтеналивное судно «Президент Крюгер» (-1902), грузопассажирское № 49 «Бакинец» (1901); речные земснаряды (1930-е); паровозы (1868-)- 630; тепловозы узкоколейные (1957-); пушки: 152-мм гаубица М10 (1938- ), 100-мм зенитная КС-19 (1950-), 85-мм самоходная (1945), 76-мм дивизионная ЗИС-З (1942-45-), 76-мм для СУ- 76 (-1944-45-), 57-мм ЗИС-2 (1944-45-), 45-мм противотанковая 2243-А (1941-44), корабельная 45-мм 21К (1942- 44-), 45-мм танковая (ВОВ); БРТ: Р-Н (8А61, 1958-), Р-11М (1959-), Р-17 «Скад» (8К72, SCUD) с ракетой 8К14 (1959-85) с ЯБЧ 269А, 9М21 для «Луна-М» (1964-), «Темп-С» (1965-), «Ока» (1976-), «Точка» (начало 1980-х), «Точка-Р», «Точка-У» (1989-), 9К720 «Искандер» (-2004-10-); МБР: 9М76Б «Темп-С» (1966-)- более 1200, 15Ж42 «Темп-2С» (1974-) -70, РС-12М «Тополь» (1984-), «Тополь-М» (1998-2009-), РС-30 «Булава» (ЗМЗО, -2004-09-); БРСД: 15Ж45 «Пионер» (1976-), «Пионер-УТТХ» (1979-); ПКР МПТ-1У «Медведка» (1980-е);58 РН «Старт» (1992-2006-); комплексы средств преодоления ПРО для БР;
Узлы атомного реактора для ледокола «Ленин» (1959); металлообрабатывающие станки: вертикально- фрезерные (1956-), фрезерные ВМ 127М, ВМ 130М (2000-е), широкоуниверсальный с ЧПУ ВМ 133 (2000-е); «обрабатывающий центр» (1983-); малогабаритный токарный «Универсал-В» (2000-е); радиаторы и отопители для автомобиля «Москвич» (1965-); холодильные установки для авторефрижераторов (1993-); высоконапорные насосы для нефтепромыслов ЦНС (1995-); стиральная машина СМ-1,5 «Фея» (1987), «Фея-2» (2000-е), центрифуга «Фея» (2000-е), автоматические «Фея» МСМА-18, -19, -21 (2000-е); мотоблок DIGGER (1994-).
Камские горные заводы
Казенные заводы. Производство сортового железа (1790-е-1860-е г.). В 1864 г. объединены с Боткинским заводом.1Ь
ОКБ-235
Работы по внедрению в серию ОТРК (1960-е).
Начальник (1961 г.-)- Е.Д. Раков (11982).
Авиация стала превращаться в романтическую любовь большевиков, символ техники, которая принесет на крыльях мировую революцию.
ч. 1 ... ч. 41 ч. 42 ч. 43 ч. 44