Авиапромышленность
В1918 году вся организация полевой метеорологической службы Германии охватывала около 240 частей с 2000 человек личного состава, в том числе 500 человек с научной подготовкой. Кроме того, на турецком театре войны функционировала метеорологическая сеть, обслуживающая турецкую армию; ее работой руководила центральная станция в Константинополе с германским персоналом. Сухопутная метеорологическая служба поддерживала тесную связь с метеорологической службой флота и австро-венгерскими метеочастями (11282).
В 1918 году фирма Sopwith выпустила небольшой серией (37 штук) бронированный штурмовик Sopwith TF2. Salamander, бронекоробка которого служила не только для защиты от пуль и снарядных осколков, но и воспринимала нагрузки от крыла во время полета, так как являлась внутренней частью конструкции фюзеляжа. Это новаторское техническое решение позволяло существенно уменьшить вес конструкции, повысив тем самым летные данные самолета (9649).
В 1918 и немцы, и французы, и англичане в отношении самолетов поля боя пришли к одному и тому же выводу: для эффективной авиационной поддержки наземных войск в обороне и наступлении (контр-наступлений) в составе воздушных сил необходимо иметь два типа штурмовых самолетов - легкого маневренного и тяжелого бронированного, взаимно дополняющих друг друга при решении боевых задач.
Отличие подходов немецких военных и союзников состояло лишь в том, что первые в качестве легкого штурмовика рассматривали скоростной многоцелевой самолет-разведчик, а вторые - скоростной маневренный истребитель.
Весь последующий мировой опыт, а именно/локальные и региональные войны межвоенного периода и вторая мировая война, подтвердил правильность основных положений этой концепции.
В условиях локальных войн, когда отсутствует сильная наземная оборона и, соответственно, система ПВО, практически со всеми задачами непосредственной авиационной поддержки войск вполне может справиться легкий скоростной штурмовик. Но как только на “боевой сцене” появляется глубокоэшелонированная оборона противника с сильной ПВО и хорошо защищенными наземными целями, то сразу же появляется потребность в самолете-штурмовике с усиленным бронированием и вооружением (9649).
В 1918 году был построен новый привязной вертолет, в отличие от предыдущего — с тремя ротативными поршневыми двигателями “Рон” мощностью по 120 л.с. с общим редуктором для привода несущих винтов, установленных на ферменной раме. Над винтами размещалась цилиндрическая кабина наблюдателя. Расчетная взлетная масса вертолета составляла 1600 кг, а полезная нагрузка — 300 кг (запас топлива на 1 час полета плюс наблюдатель). Вертолет поддерживался тремя тросами, натяжение которых регулировалось с помощью лебедок. Он поднимался на высоту до 50 м, устойчиво висел на этой высоте до получаса, при необходимости мог перемещаться вперед и назад. Максимальная взлетная масса при испытаниях составляла 1815 кг. В пятнадцатом по счету полете из-за ослабления натяжения тросов вертолет потерял устойчивость, при посадке ударился лопастями о землю и разрушился так, что уже не подлежал восстановлению. Профессор Теодор фон Карман не только предложил, но и разработал и построил (вместе с инженером Цуровцем) ряд моделей многовинтовых привязных вертолетов. Затем вместе с Петроцци он создал опытный вертолет с соосными несущими винтами диаметром 6 м, приводимыми в движение электродвигателем мощностью 300 л.с. Машина успешно прошла испытания, но дальнейшую ее разработку сочли нецелесообразной, поскольку подача электроэнергии по кабелю при подъеме вертолета на большую высоту была затруднительной (11389).
В 1918 в Нью-Йорке появились трехцветные светофоры (3907,101).
Другие оборонные отрасли:
В 1918-20 г. завод (Завод № 112 ИМ. А.А. Жданова НКСП, НКТП, Нижегородская машинная фабрика, Сормовский завод, АО железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово», Завод «Красное Сормово» ВСНХ, НКТП, МТМ, МТиТМ, М-5596, ОАО «Судостроительный завод «Красное Сормово» /г. Нижний Новгород, г. Горький/ /г. Нижний Новгород/) занимался ремонтом и вооружением судов Волжской флотилии, строил бронепоезда и плавучие батареи. Затем выпускал паровозы, вагоны, дизеля, буровое оборудование.
По решению СНК от 10.08.1919 г. здесь впервые в России освоено производство танков. Для этого на завод из Москвы 29.09.1919 г. передан образец танка "Renault". Для его копирования была образована бригада из 4 конструкторов во главе с Н.И. Хрулевым. В помощь им с Ижорского завода командирована «группа брони» из 4 человек под руководством Артемьева. Сборка танков организована в пушечном цехе, 31.08.1920 г. первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин» был готов.
Пост, президиума губисполкома от 17.11.1922 г. завод переименован в «Красное Сормово», в 1934 г. передан в ведение Главречпрома НКТП, в 1930-е г. получил № 112. В 1939 г. передан в ведение НКСП.
С 1927 г. начата реконструкция завода, продолжавшаяся и в 1937 г. По проекту заводского технического бюро начато строительство танкеров, с 1931 г. - грузовых теплоходов. С 1932 г. на заводе начато внедрение электросварки, создан специализированный участок. В 1933 г. построен первый цельносварной буксир «Сварщик». Выпускал речные суда, средние и малые ПЛ.
Пост. СТО от 15.01.1937 г. и пр. № 0026 от 4.02.1937 г. заводу поручено изготовить в 1937 г. 500 втулок в/винтов ВИШ-5.
В соответствии с пост. ГКО № 1сс от 1.07.1941 г. начат выпуск танков Т-34. 9.07.1941 г. вышло постановление ГКО № 82 об обеспечении производства Т-34 на заводе. Для этого за два месяца были спроектированы и построены новые бронекорпусный и бронетермический цехи общей площадью около 28 тыс. м2. Пост. ГКО № 1174 от 18.01.1942 г. заводу утвержден ежедневный план выпуска Т-34 в 10 машин. В 1942 г. выпущено 2475 Т-34, в 1943 г. -2885, в 1944 г. - 3896.
9.07.1942 г. вышло постановление ГКО № 2003 о мерах помощи заводу. К лету 1943 г. литейный участок завода был оборудован под крупномасштабное литье танковых башен, в 06.1943 г. установлены два сварочных автомата Е. Патона. 5.06.1944 г. вышло распоряжение ГКО № 6004 о поставках оборудования для судов с завода.
В 09.1941 г. завод передан из НКСП в НКТП (в 1944 г.- еще в НКТП). Кораблестроение прекращено, завод перешел на выпуск танков. После войны завод № 112 вновь передан в МСП. В 1949 г. заводу присвоено имя А.А. Жданова. В 1952 г. - в ведении МТМ, в 1953 г. - МТиТМ.
В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941 г. на завод эвакуированы ЦКБ-52 и ЦКБ-18 НКСП, в годы ВОВ сюда эвакуирована также часть завода № 189 НКСП.61
В конце 1942-начале 1943 г. работала группа специалистов НИИ-48 и завода под руководством И. Бурцева по усилению бронирования Т-34, разработана схема экранирования танка навесной броней.
В соответствии с пост. ГКО № 4776 от 15.12.1943 г. на заводе начато производство Т-34-85. Для этого было модернизировано оборудование, литейный цех, зимой 1944 г. на завод направлено 100 молодых специалистов.
С 1942 г. на заводе работал Р.Е. Алексеев по исследованию подводных крыльев. В 1943 г. по его инициативе образована Гидролаборатория, далее НИГЛ. По пр. МСП от 14.12.1954 г. НИГЛ передана в качестве филиала ЦКБ-19 МСП. Распоряжением Горьковского СНХ от 24.12.1957 г. филиал преобразован в ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово». С 1966 г. - самостоятельное ЦКБ по СПК. По пр. МСП № 75/К от 14.02.1968 г. ЦКБ по СПК, разделенное на два КБ «А» и «Б», вновь включено в состав завода.
6.08.1944 г. вышло постановление ГКО № 6332 о строительстве на заводе танкодрома. При заводе действовало танковое КБ (1948 г.).
Пост, правительства № 368 от 19.10.1948 г. заводу предписывалось в 1949 г. изготовить 40 опытных танков Р- 39 и БТР Р-40. Из-за неудовлетворительных результатов, полученных в ходе испытаний директор и и.о. гл. конструктора завода были сняты, работы по плавающему танку переданы на завод № 100.
В составе завода: цехи: № 5 (1941 г.), № 50 (1942 г.).
После войны построен новый производственный комплекс для строительства ПЛ: возведен новый эллинг; реконструирован слип, его грузоподъемность увеличена с 2000 до 6000 т; созданы производства для сборки атомных реакторов и обеспечения безопасности при загрузке ядерного топлива и пуска реакторов. Тоннаж и габариты строившихся здесь ПЛ был ограничен размерами шлюзов внутренних водных путей. Был судокорпусный цех № 2 (1956 г.). В 1980-е г. для завода построен новый транспортный комплекс в составе плавсредств пр. 20230 и пр. 20270 и дока пр. 1760ПБ.
В 1954(3) г. при заводе № 112 МТиТМ на базе КО подводного кораблестроения создано СКВ-112 для сопровождения постройки ПЛ пр. 613. При заводе действовало ЦКБ «п/я Г-4806».
В 1950-е-60-е г. завод имел сдаточную базу в Баку.
По решению МРФ РСФСР 9.09.1958 г. заложено первое серийное СПК пр. 340 «Ракета».
В 2003 г. входил в корпорацию ОМЗ, ГК МНП (2004-08 г.). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004 г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошел в число стратегических оборонных предприятий. В 2007 г. планировалось вхождение предприятия в один из 7 создаваемых в России судостроительных холдингов- ОАО «Западный центр судостроения».
Производство (2008 г.): торпедные аппараты, подъемно-мачтовые устройства для ПЛ.
Производственные площади (ВОВ)- 465 тыс. м2.
Численность персонала (1850-е г.)- более 700 чел., (1914 г.)- более 15 тыс. чел.
Директор- И. Г. Макаров, (-1941-05.1942 г.)- Д.В. Михалев, (05.1942-49 г.)- Е.Э. Рубинчик (снят), (1955 г.)- Н.Н. Смеляков. Гендиректор (-2002-05 г.-)- Н.С. Жарков.
Заведующий верфью (1920-е)- В.Т. Лебедев.
Гл. инженер-механик (1901 г.)- Н.В. Кабачинский. Гл. инженер (10.1941 г.)- Г.И. Кузьмин, Н.С. Жарков.
Зам. гл. инженера (1930-е)- В.М. Керичев.
Гл. конструктор (1942 г.-)- В.В. Крылов; и.о. (-1949 г.)- А. Окунев (снят).
Начальники цехов: судостроительного (1920-е)- В.Т. Садченко.
Начальники отделов: КО (1941 г.)- В.В. Крылов.
Начальники лабораторий: гидродинамической (1.01.1943 г.-)- Р.Е. Алексеев.
Строители кораблей: (ВОВ)- М.И. Лернер (ПЛ).
Производство: пароходы: «Орел» (1849-61-)- 60, «Переворот» (-1871), буксирно-пассажирский «Добрый», «Вел. Князь Алексей», «Вел. Князь Кирилл», «Христофор Колумб», «Петр Чайковский» (1897), «Граф» (1904); грузопассажирские типа «Баян», типа «Вел. Княгиня Ольга», «Канавино» (1913), «Люкс» (1913), типа «Военмор Ворошилов» (1933-34)- 4, типа «Иосиф Сталин» «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов», «Михаил Калинин» (1936-37); дноуглубительный снаряд (1858), землечерпалка «Волжская-9» (1900), землечерпательные караваны для Волги, Днепра и Каспия, дизель-электрические землесосы (1935)- 8, (1945-), морские землечерпалки (1930-е); танкеры: «Николай» (1901), «Алейдар Усейнов» (1905); самоходные «Вандал», «Сармат» (1903), «Русь»; типа «Ленин» «Ленин» (1930), «Профинтерн», «Цюрупа», «Агамали-Оглы», «ВКП(б)», «Коминтерн», «Андрей Жданов», «Молотов», «Сталин», «Каганович», «Берия» (1927-35), «Генерал Гази Асланов» (1950), пр. 576Т «Камгэс» (1960); буксиры: 1000 л.с. «Его превосходительство» (1890-е), 500 л.с. «Святогор», морские «Алеша Попович», «Поток-богатырь», «Илья Муромец», «Микула», «Святослав», «Добрыня» (1912), 1200 л.с. типа «Красный шахтер» («Индустриализация») (1929-32)- 4, 300 л.с. типа «Смидович» (1930-е), 150 л.с. (1930-е), сварной 150 л.с. «Сварщик» (1933), 1200 л.с. III серии «Чубарь», «Циолковский»), «Манычстрой», «Микоян» (1934-36)- 7, дизельный 600 л.с. типа «Сергей Киров» (1935); «Коммунальник» (1930-е); 600 л.с. пр. 10 «Красное Сормово» (1948); сухогрузы: теплоход «Данилиха» (1913); типа «Тюрок» «Тюрок» («Куйбышев»), «Азербайджанец», «Чеченец» («Осетин»), «Серго Орджоникидзе» (1931- 36); пр. 570 типа «Инженер Белов» (1960-е)- 1; речные пр. 576 «Шестая пятилетка» (1956), пр. 791 «Профессор Керичев», «Волго-Балт» (1962-); река-море пр. 781 «Балтийский-1» (1961); пр. 1557 «50 лет Советской власти» (1967-)- более 80 (вместе с Волгоградским ССЗ и им. Володарского); пр. 19610 «Волга-4001» (-1990)- 12; служебный теплоход «Максим Горький» (-1934); паромы: железнодорожные «Сталин» (1927), пр. 721 «Советский Азербайджан» (1962-)- 5; баржи: самоходные типа «Абхазия» (1920-е)- 5, типа «Грузия» (1930-34)- 7; бензоналивная типа «Линда» (1948-)- 18, нефтеналивные на 3700 т (1960-е); канонерские лодки: «Бурят», «Монгол», «Орочанин», «Вогул», «Вотяк», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Сибиряк», «Зырянин» (1907-08); ПЛ: III серии «Комсомолец» (02.1930-05.1931); Убис (VII) серии «Семга» (Щ-308) (1930-е); Убис (II) серии «Дельфин» (Щ-309), «Белуха» (Щ-310), «Кумжа» (Щ-311) (1930-е); 1Хбис серии С-7, -8, -9, -10, -11, -12, -13, -14, - 17, -18, -101, -102, -103 (1937-05.1941), С-18, -22, -23, -24, -25, -26 (1945-48), С-15, -16, -19, -20, -21, -104 (1941-, достройка на заводе 638); X серии Щ-322, -323, -324 (1934-36), достройка лодок Коломенского завода Щ-313 (Щ- 421), Щ-314 (Щ-422), Щ-315 (Щ-423, Щ-139) (-1937); серии XII М-57 (М-49), -58, -96, -97 (07.1937-39), -30, -31, - 32, -33, -34, -59, -60, -62, -63 (-48) (-1940), -35, -36, -111, -112, -113, -114, -115, -116, -117, -118, -120 (-1941), М-119, -121, -122 (1942), М-104, -105, -106, -107, -108 (1942-, достройка на заводе 402); пр. 96 XV серии М-214, -218, -219 (1941-, достройка на заводе 402)- всего 11 (9 достраивались на заводе 196); достройка пр. 95 с единым двигателем (ВОВ); пр. 613 (03.1950-12.1951), (1951-56)- 113; пр. 633 (10.1957-12.1959), (1959-61)- 19; пр. 636 «Варшавянка» (2005)- 1 для Китая; пр. 641Б (1972-82)- 18; пр. 651 с КР (1963-68)- 16 (вместе с заводом 189); с ПКР «Аметист» пр. 670А «Скат» К-43 (1967-72)- 11, с КР «Малахит» пр. 670М (1973-80)- 6; пр. 671РТ (1972-)- 7 (вместе с ЛАО); пр. 877 «Варшавянка» («Палтус») (1984-2000)- 21, пр. 877В Б-871 «Алроса» (1988-90); пр. 877Э «Дельфин», «Орел» (1985), пр. 877ЭКМ (1980-е)- всего 11; пр. 945 «Барракуда» (1984); спасательные аппараты пр. 1837 (1970-е), пр. 1837К; глубоководный самоходный аппарат пр. 1855 «Приз» (1986-91)- 4, пр. 18270 «Бестер»; мониторы пр. 1190 «Лазо» («Хасан») (04.1936-, достройка на заводе 368), «Симбирцев» («Перекоп»), «Серышев» («Сиваш») (-1941); ледоколы: «Серго Орджоникидзе» (1936-40); речной «Волга» (1950); пассажирские теплоходы: типа «Леваневский» «Доронин» (1936), «Леваневский» (1937), «Ляпидевский», «Молоков», «Каманин», «Слепнев» (1936-38); типа «Громов» «Громов», «Чкалов», «Беляков», «Байдуков», «Водопьянов», «Коккинаки» (1937); пассажирсие дизельэлектроходы пр. 20 «Ленин» (1958), «Советский Союз» (1959); грузовой теплоход пр. И «Большая Волга» (1948); СПК: пр. 340 «Ракета» (09.1958-), пр. 342 «Метеор» (1959), пр. 330 «Вихрь» (1962), пр. 1708 «Буревестник» (1965); плавучие погрузчики морских ракет пр. 1791 и пр. 1791Р «Кальмар» (1972-80)- 3; танкеры «река-море» пр. 19612А для Мальты (2001-)- 11; сухогрузы «река-море» для Турции (2003-06)- 6; плавдоки: (1934-35), транспортные пр. 768 (1958), пр. 1767, док-понтон пр. 1755 (1960-е); судоподъемные понтоны (1934-35); понтон пр. 755 (1957-);115 плавучий кран на 250 т «Кер-Оглы» (1960-е, сборка на базе в Баку);
паровые машины и котлы для крейсера «Очаков» (1901), паровые машины 800 л.с. для шаланд ШМ-4 (1940- 41); дизели: типа МАН (1300 л.с.) для танкеров типа «Ленин» (1920-е), 6БК-43 (350 л.с.) для грузопассажирских судов типа «Иосиф Сталин» (1936); танки: «Русский Рено» (1920-21)- 15, Т-34 (1941-44)- 9338, Т-34-85 (1944-)- всего более 12.000, Р-39 (опытный, 1949); корабельная пушка МК-85 (1946-49); детали для PC М-8 (1942); переоборудование: торпедные катера пр. 123К по пр. К123к с подводными крыльями (1950-е)- 5; ПЛ пр. 613: по пр. П613 с КР П-5 (1957); по пр. 644 с КР П-5 (I960)- 6, С-162 пр. 644 по пр. 644Д с П-5Д (08.1960-01.1961); по пр. 665 с КР П-5 (1961-63); по пр. 640 (1957-)- 4; по пр. 613С (I960)- 1; по пр. 666 (1962)- 1.ш
Техническое бюро, КБ, СКБ завода «Красное Сормово» В соответствии с пост. СНК от 2.07.1935 г. разработан проект тяжелого монитора для Амура пр. 1190. С 1940 г. проектировалась ПЛ «ОМ» (открытого моря) пр. 98, проект не завершен в связи с началом войны.
В 1953 г. КО подводного кораблестроения КБ завода выделен в самостоятельное СКБ-112.
Гл. конструкторы: (1936 г.)- В.В. Крылов (пр. 1190), (-1933-58 г.-)- В.М. Керичев («Сварщик», пр. 10, 11, 20, 576, 781, «Волга»), (1960-е)- А.И. Захаров (пр. 1570).
Создано: канонерские лодки: типа «Бурят», типа «Вогул» (1904); танкер типа «Ленин» (1926); сухогрузы: типа «Тюрок» (1931); пр. 576 типа «Шестая пятилетка» (1955), пр. 791 типа «Профессор Керичев» (1961); река-море: пр. 781 типа «Балтийский» (1957-59), типа «50 лет Советской власти» (1966), типа «Сормовский»; буксиры: сварной 150 л.с. «Сварщик» (1933); речной теплоход 600 л.с. пр. 10 (1940-е); монитор пр. 1190 (1936); ПЛ: типа «ОМ» пр. 98 (1941); проект морского катера на подводных крыльях (1944);61 морская землечерпалка (1930-е); грузопассажирское судно типа «Иосиф Сталин» (1936); бензоналивная баржа типа «Линда» (1947-48); грузовой теплоход пр. И типа «Большая Волга» (1948); речной ледокол «Волга» (1950); пассажирский дизель-электроход пр. 20 (1950-е); нефтерудовоз пр. 1570 типа «Нефтерудовоз-1» (1967).
КБ завода № 112 МТМ
Весной 1948 г. КБ было выдано задание на проектирование плавающих танка и БТР. По приказу МТМ № 237 от 16.07.1948 г. опытные образцы танка Р-39 и БТР Р-40 должны быть испытаны к 1.06.1949 г., а пост, правительства № 368 от 19.10.1948 г. предписывалось заводу в 1949 г. изготовить 40 опытных танков и БТР. Из-за неудовлетворительных результатов, полученных в ходе испытаний, работы по плавающему танку были переданы на завод № 100.128
СКБ-112 НКСП, НКТП, ЦКБ-112, СКБ «Судопроект», ЦКБ «Лазурит», ОАО «ЦКБ «Лазурит» /603003 г. Нижний Новгород ул. Свободы, 57 тел. 73-84-00/
СКБ-112 создано по приказу МТиТМ в 1953 г. на базе КО подводного кораблестроения для адаптации техдокументации по ПЛ пр. 613 к заводским условиям и модернизации этого проекта. В 1966 г. СКБ-112 переименовано в СКБ «Судопроект». В 1974 г. СКБ «Судопроект» переименовано в ЦКБ «Лазурит».
Пост. СМ СССР № 1454-808сс от 9.08.1955 г. утверждены ТТХ ПЛ пр. 633, пост. № 42-15 от 18.01.1960 г. головная ПЛ пр. 633 пнв. В 04.1957 г. ЦКБ поручено разработать проект переделки ПЛ пр. 613 под 4 ракеты П-5, создан пр. 665. пост. № 993-466 от 30.08.1958 г. утвержден техпроект ПЛ пр. 654. Пост. № 359-129 от 30.04.1965 г. утверждены ТТХ ПЛ-мишени пр. 690.
Велись работы по созданию подъемно-мачтовых, выдвижных и заваливающихся устройств, которьми оснащены практически все современные ПЛ. В 1986 г. ЦКБ определено головным по созданию глубоководных водолазных комплексов.
В рамках конверсии в 1990-х г. велись разработки: технических средств для разведки и добычи полезных ископаемых на морском шельфе; в области гражданского судостроения; медицинской баротехники. В 1991 г. совместно с Канадой проведены проектные разработки научно-исследовательской ПЛ «Оушн Шаттл». В 1991- 92 г. совместно с американской компанией SAIC разработано ТЭО подводного комплекса бурения и транспортировки продукции арктических газоконденсатных месторождений. В 1992 г. по заказу «Газпрома» разработаны проекты: изыскательско-водолазного судна, земснаряда с разрыхлителем грунта, земснаряда типа «Хоппер», грунтоотвозного судна с раскрывающимся корпусом.
По решению правительства № 22-р от 9.01.2004 г. вошло в перечень стратегических предприятий. Входило в ОМЗ, в 03.2006 г. вошло в ГК МНП.
Разработка (2005 г.): комплексы по освоению месторождений нефти и газа.
Гендиректор (-2002-05 г.-)- Н.И. Кваша.
Ген. конструктор (2002 г.)- Н.И. Кваша.
Зам. гл. конструктора (2005 г.)- Г. Болонин.
Гл. конструкторы (1939 г.)- В.В. Крылов (пр. 1190), (1954 г.)- З.А. Дерибин (пр. 633), (-1954-56 г.-)- А.И. Ноаров (пр. 633, 654), (1956 г.)- А.И. Аменицкий (пр. 654), (1958 г.)- Б.А Леонтьев (пр. 665), (-1958-66 г.-> С.Н. Якимовский (пр. 613С, 613Ш, 640Ц), А. Постнов, (-1958-67 г.-)- В.П. Воробьев (пр. 670, 670М), А. Г. Лещев (пр. 670М), (1971 г.)- Н.И. Кваша (пр. 945), (-1961-80-е)- Е.В. Крылов (пр. 690,1855).
Гл. специалист (2005 г.)- А. Постнов.
Создано: ПЛ: пр. 613В с увеличенной автономностью (1962), пр. П613 (совместно с ЦКБ-18), спасательная пр. 613С (1958), с повышенным давлением воздуха в системах пр. 613Е (1959), с серебряно-цинковыми аккумуляторами пр. 613М (1950-е), с новой ГАС пр. 613Ш (1960-е), с ПКР «Аметист» пр. 613А и пр. 613АД (1964); средняя торпедная пр. 633 (1954-56, пнв 18.01.1960 г.); РЛ дозора пр. 640 на базе пр. 613 (1955, совместно с ЦКБ-18), пр. 640Ц с системой космической связи (1966); средняя торпедная пр. 654 (1956-58, не реализован); пр. 665 с КР П-5 (1958-); спасательная пр. 666 С-63 (1950-е); лодка-мишень пр. 690 (1961-); спасательная с двумя аппаратами пр. 1837 пр. 940 «Ленок» (1968-75); многоцелевая с комбинированной энергетической установкой, включающей электрохимические генераторы пр. 947 (1971); К-58 пр. 651Э «Нерка» с вспомогательной атомной установкой ВАУ-6 (1980-е); С-273 пр. 613Э «Катран» с воздухонезависимой ЭУ (1989); мишень «Кефаль»; АПЛ: с КР «Аметист» пр. 670 «Скат» (1958-60-е), с КР «Малахит» пр. 670М (1967-72); многоцелевая титановая пр. 945 «Барракуда» (1971-), пр. 945А (1970-е); глубоководные спасательные аппараты: пр. 1837 (1970-е), пр. 1837К, пр. 1839, пр. 1839К (1980-е), самоходные пр. 1855 «Приз», пр. 18270 «Бестер»; транспортный плавучий док пр. 768 (1958), док-понтон пр. 1755 (1960-е); плавучее ремонтное средство для ликвидации аварий на газотрубопроводах; погружающееся судно подводно-технических работ; рыбопромысловые суда пр. 21280, пр. 21640, пр. 91014; блочная ГТ электростанция БГТЭС-9,5; лечебно-реанимационные барокомплексы «Барокс», «Медея» на базе КамАЗ (11982).
В 1918 г. часть завода (Завод № 189 им. Орджоникидзе НКОП, НКСП, МСП, МТиТМ, «Балтийский литейный, механический и судостроительный завод Карра и Макферсона», «Балтийский литейный, механический и строительный завод в Чекушах», завод «Русско-английского общества», «Русское Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество», Балтийский Судостроительный и Механический завод, Балтийский завод им. С. Орджоникидзе ВСНХ, НКТП, Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Балтийский завод им. Серго Орджоникидзе МСП, ОАО «Балтийский завод» / г. Ленинград, 26 п/я 821 «Винт» (1938 г.)/ /199106 г. Ленинград, Санкт-Петербург Васильевский о-в, Косая линия, 16 тел. 324-93-70/) эвакуирована в Паратск на площадку судоремонтных мастерских. После революции Балтийский судостроительный и механический завод Морского министерства передан в ведение Совета морских заводов НК по Морским делам, с 1919 г. - Чрезвычайной комиссии по ремонту железнодорожного подвижного состава, с 1920 г. - Управления военной и военно-морской промышленности Петроградского СНХ, с 1921 г. - в ведении непосредственно Президиума ВСНХ, а 26.11.1921 г. вошел в состав объединения Петровоенпром (с 1922 г. - Севзапвоенпром). В 1924 г. завод передан в ведение Судотреста, затем - Центрсудстроя Отдела металла ВСНХ, с 1930 г. - в ведении Союзверфи ВСНХ. В 1933 г. передан из Союзверфи в подчинение Главморпрому НКТП. В 1934 г. заводу присвоено имя Серго Орджоникидзе. В 12.1936 г. завод передан в ведение НКОП, по пр. № Обсс от 30.12.1936 г. Балтийский завод переименован в завод № 189 им. С. Орджоникидзе, в 02.1937 г. завод - в ведении 2ГУ, приказом № 136 от 11.04.1937 г. утвержден Устав завода. В 02.1939 г. завод № 189 2ГУ передан в ведение 1ГУ НКСП.
В 07.1922 г. в состав завода вошел Завод им. Марти на правах Адмиралтейского отделения. В 1923 г. в Тюмени создано отделение завода для сборки двух лихтеров (затем преобразовано в Тюменскую верфь).
В 1920-х г. на заводе построены два продольных железобетонных стапеля. В 1928-32 г. построены новые чугунолитейный, сталелитейный и арматурный цеха, слип для спуска траулеров. В начале 1930-х г. начато внедрение электросварки, на 1.01.1932 г. на заводе было 98 сварочных постов.
В 1926 г. на базе Техбюро завода создано Специальное техбюро для проектирования ПЛ. В 1938 г. на базе ЦКБС-2 по проектированию ПЛ создано самостоятельное ЦКБ-18. На базе КБ-4 завода создано ЦКБ-17. По пр. № 482с от 31.12.1938 г. на заводе организован отдел опытных работ.
Приказом № 0014 от 1.02.1937 г. утверждены работы по капстроительству на 1937 г.: ввод в эксплуатацию слипа, постройка нового стапеля, реконструкция восточного стапеля, постройка плаза; приказом № 0093 от 27.04.1937 г. определено дополнительно построить новый главный магазин, реконструировать медно-литейный и трубо-медницкий цеха. Приказом № 00235 от 29.10.1937 г. окончание работ по стапелям было перенесено: нового - на 02.1938 г., восточного - на 04.1938 г. В соответствии с пост, правительства № 80сс от 11.05.1938 г. и пр. № 178сс от 26.05.1938 г. заводу передана от Свердловского райсовета площадка бывшего завода им. Радищева площадью 3,1 га под склады. Во исполнение решения правительства № 142сс от 1.07.1938 г. пр. № 244сс от 13.07.1938 г. требовалось: ограничиться постройкой одного нового стапеля для линкоров; реконструкцию восточного стапеля прекратить, оставив его для постройки легких крейсеров; приступить к проектированию новых цехов: достроечного (судомонтажного), инструментального, центральной котельной, главного магазина, достроечных набережных. По пр. № 376с от 27.09.1938 г. требовалось к 3.10.1938 г. перепроектировать подводную часть нового стапеля (ГПИ-2). По пр. № 444сс от 25.11.1938 г. заводу передана территория завода «Красный гвоздильщик», занимаемая складами.
Приказом № 0088 от 22.04.1937 г. заводу предписано заложить по одному линкору типа «А» (пр. 23) в 10.1937 г. и в 12.1937 г.; приказом № 249сс от 17.07.1938 г. требовалось заложить один линкор типа «А» 15.07.1938 г., присвоив ему имя «Советский Союз»; пр. № 444сс от 25.11.1938 г. - заложить в 4-м квартале 1938 г. ПЛ типа «Л» ХШ-й серии.
С 1940 г. на заводе действовал «штаб особого назначения», или «Бюро Л», из немецких специалистов, руководивших достройкой на заводе тяжелого крейсера «Лютцов» (пр. 83), заложенного в 1937 г. в Бремене и в 05.1940 г. переведенного в Ленинград.
В соответствии с пост. ГКО № 86сс от 10.07.1941 г. строительство заложенного крейсера пр. 68 « Валерий Чкалов» было законсервировано.
В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941 г. завод подлежал эвакуации на завод № 112 НКСП; реально в 1941 г. часть завода (614 чел.) эвакуирована на заводы НКСП: № 112, № 344, № 263, № 640, № 340, № 239, № 347, № 402, № 638, № 199.
Распоряжением СНК № 5829 от 26.07.1941 г. предписано производство на заводе авиабомб ФАБ-500, ЗАБ-50, ЗАБ-2,5, минометов; пост. ГКО № 299 от 28.07.1941 г. - производство 76-мм снарядов. В 1941 г. на завод переведен участок Ижорского завода по производству броневиков.
В годы ВОВ на заводе производился ремонт от боевых повреждений кораблей и ПЛ.61
С 1946 г. завод - в ведении МСП, затем - МТиТМ (1953-54 г.), МСП (1954-57 г.), Управления судостроительной промышленности ЛенСНХ (1957-65 г.), с 01.1966 г. - вновь в ведении МСП.
После войны построен новый производственный комплекс для строительства ПЛ.
Пост, правительства от 25.03.1950 г. предусматривалась закладка на заводе тяжелого крейсера пр. 82 во втором квартале 1951 г. со сдачей в 1955 г. Крейсер пр. 82 «Москва» был заложен в 09.1952 г., по пр. МТиТМ № 00112 от 18.04.1953 г. его строительство прекращено.
В соответствии с ПСМ № 112-41 от 10.02.1969 г. строящемуся кораблю пр. 1909 было присвоено имя «Космонавт Юрий Гагарин».
С середины 1970-х г. на заводе прекращено строительство транспортных судов.
В соответствии с ПСМ от 6.04.1979 г. начато строительство головного корабля пр. 1941 «Титан».
Завод выступил учередителем ЗАО «Абсолют», занимающегося корабельным вооружением.
В 1992 г. завод акционирован и преобразован в АООТ, затем - ОАО.131 24.06.2005 г. управление заводом передано ОАО «Балтийская объединенная судостроительная компания» (БОСК). С 08.2005 г. завод входил в состав «Объединенной промышленной корпорации» (и на 2009 г.).
В 09.2003 г. на заводе отлит самый большой колокол в России массой 72 т для Троице-Сергиевой лавры.
В конце 1990-х г. перед строительством фрегата пр. 11356 был полностью реконструирован стапель «В». В 2000-е г. велась реконструкция завода. Введена в строй малярная камера площадью более 1000 м2. В 2004 г. сдан в эксплуатацию новый корпусообрабатывающий цех. В 2006 г. был выполнен проект перевода мощностей завода на площадку Северной верфи.
Имел филиалы: «Балтийская верфь» (директор (1993-94 г.)- А. Чистов); «Балтийская судостроительная компания» (директор по экономике и финансам (1994 г.-)- А. Чистов).
К 2000 г. на заводе построено всего 520 кораблей и судов, в т.ч. 134 подводные лодки (в 1917-45 г.- более 50, в 1945-66 г.- 32).
В 08.2005 г. изготовлен корпус пилотируемого батискафа для иностранного заказчика; подготовлено производство к выпуску необитаемого глубоководного аппарата.
В 08.2005 г. подписан контракт с шведской компанией Stena RoRo на постройку 4 океанских ролкеров, затем контракт разорван.
В 08.2008 на завод с «Севмашпредприятия» передан контракт на постройку плавучей АТЭС малой мощности «Академик Ломоносов» пр. 20870 (официально заложена 15.04.07) со сроком сдачи в 2012 г.
Производственные мощности (2005 г.): корпусообрабатывающее производство (два филиала мощностью 60 тыс. т в год); сборочно-сварочный цех; корпусостроительное производство (три построечных места: два наклонных стапеля- «А» (самый большой в стране) и «В», один крытый эллинг); спускоподъемный комплекс; механомонтажное производство (трубообрабатывающий, механомонтажный и такелажный цеха); достроечное производство (достроечная набережная, малярный и деревообрабатывающий цеха); Технический центр проектирования судов (ТЦПС) (более 100 конструкторов и технологов). По некоторым судовым системам и механизмам является единственным производителем в стране.
Территория предприятия (2005 г.)- 650 тыс. м2.
Численность персонала (1869 г.)- 700 чел., (1937 г.)- 11805 чел., (06.1941 г.)- 15.500 чел., (2006 г.)- около 4000 чел.
Директор (1856-72 г.)- M.JI. Макферсон. Управляющий (-1878-92 г.)- М.И. Казн. Начальник (1892-99 г.-)- С.К. Ратник, (1905-14 г.)- г-м П.Ф. Вешкурцев, (1914-16 г.-)- г-м, г-л А.И. Моисеев, (1915 г.)- п В.В. Константинов. Директор (1930 г.)- Самцов, (1934 г.)- Б.Я. Стрельцов, (-9.08.1937 г.)- И.М. Золотарь (снят); и.о. (9-29.08.1937 г.)- Л.А. Мексин; (29.08.1937-21.11.1938 г.)- Л.А. Мексин (снят), (31.12.1938-10.1939 г.)- И.И. Носенко (затем- 1-й зам. НКСП), (1941 г.)- Е.В. Товстых, (1942 г.)- И. Г. Миляшкин, (1942 г.-)- B.C. Боженко, (1945 г.)- Н.Я. Олейников,61 (1979 г.)- В.Н. Шершнев. Гендиректор (1991-2005 г.)- О.Б. Шуляковский; и.о. гендиректора (08.2005-01.2006 г.)- В. Левченко; (01-10.2006 г.)- В. Левченко; и.о. (10.2006 г.-)- И. Александров; (10.2006-15.10.2008 г.)- А. Чистов, (10.2008-09 г.-)- А. Фомичев.
Помощник начальника (1903 г.)- И.П. Павлов, (-1915-16 г.-)- г-л П.Е. Беляев. 1-й зам. директора (3.08.1937 г.-)- Л.А. Мексин. 1-й зам. гендиректора по производству (2002-04 г.)- А. Чистов. Зам. директора (21.01.1937 г.-)- М.С. Розенфланц, (-10.12.1937 г.)- С.А. Пархоменко, (10.12.1937 г.-)- И.И. Носенко. Помощник директора: по техчасти (1930 г.)- Горбунов; по найму и увольнению (-16.04-09.1938 г.-)- Ф.П. Крепак. Зам. гендиректора: по судостроительному производству (2008 г.)- Ю. Габдрафиков; по экономике и финансам (2001 г.)- А. Чистов; по коммерческой части (2007 г.)- Е. Г. Урин.
Технический директор (1924 г.)- В.К. Скорчеллетти. Исполнительный директор (2005 г.)- В. Левченко, (10.2008 г.-)- Ю. Габдрафиков. Директор по финансам (1997 г.-)- А. Чистов. Коммерческий директор (2006 г.)- Е. Г. Урин.
Гл. корабельный инженер (1856-72 г.)- М.Л. Макферсон, (-1896-1905 г.-)- п В.Х. Оффенберг, Н.Е. Титов, (1918- 29 г.)- П. Г. Гойнкис (репрессирован). Гл. инженер по механической части (1900-е)- Ф.Я. Поречкин. Гл. инженер (1930-е; 03.1942 г.)- В.Ф. Попов, (21.01.1937 г.-> М.С. Розенфланц, (3.08.1937 г.-)- Л.А. Мексин; и.о. (9- 29.08.1937 г.)- С.А. Пархоменко; (29.08-10.12.1937 г.)- С.А. Пархоменко, (10.12.1937-31.12.1938 г.)- И.И. Носенко, (1939 г.-)- Б. Г. Чиликин, (-01.2004 г.)- В. Гайдамака.
Зам. гл. инженера (-21.01.1937 г.)- М.С. Розенфланц.
Гл. конструктор (1900-е)- В.Я. Долголенко, (1939 г.)- Б. Г. Чиликин. Ведущий металлург (1900-е)- М.К. Скорчелетти. Гл. металлург (03.1938 г.)- Н.Н. Соколов.
Зав. Николаевским отделением (1912-13 г.)- штабс-капитан B.C. Лукьянов, (лето 1913-15 г.-)- поручик Б.Е. Штеллин г.
Начальники цехов: корпусообрабатывающего- А. Чистов. Начальник плаза (1930-е)- Б.П. Соколов.
Зам. начальника цеха по производству- А. Чистов.
Заведующие отделами: контрольным (1930 г.)- Игнатьев. Начальники отделов: производственного (02.1938 г.)- Дерибин; инструментального (1938-42 г.)- С.А. Семенов; финансового (2008 г.)- С.А. Карпий; информационных технологий (2006 г.)- А.К. Симонов.
Зам. начальника отдела: маркетинга судостроения (2008 г.)- Е. Г. Урин. Помощник гл. инженера ОКС (- 02.1938 г.)-B.C. Самойленко.
Гл. строители (-1906-09 г.-)- пп Н.Н. Кутейников, (1906 г.)- А.А. Штолль, (1907 г.)- С. Г. Руженцов, (1909 г.)- п В.В. Константинов, (1912 г.)- B.C. Лукьянов, (1913 г.)- К.И. Руберовский, (1913 г.)- Б.М. Малинин, (-1913-16 г.-)- П.А. Яньков, (1915 г.)- И.И. Бобров (-1932 г.)- К.Ф. Терлецкий, (1932 г.-)- Г.М. Трусов, (-1935 г.)- Н.В. Григорьев, (1935 г.-)- В.Л. Бродский, (-1935-37 г.-)- Г.А. Куиш («И. Сталин»), (1938-41 г.-)- Н.Ф. Мучкин (пр. 23, пр. 68), (1943 г.)- Д.М. Гик (МТ-1).
Строители кораблей (1866 г.)- Х.В. Прохоров, (-1888-90 г.-)- И.Е. Леонтьев, (1885 г.)- п Н.А. Самойлов, (1890 г.)- Н.В. Долгоруков, (-1892-96 г.-)- Н.Е. Титов, (-1893-95 г.-)- С.К. Ратник, (-1901-05 г.->- К Л. Аверин, (-1925-28 г.-)- Н.В. Григорьев, (1920-е)- К.Ф. Терлецкий, (-1930-33 г.-)- М.Л. Ковальский, (1934 г.)- П.М. Макаркин, (1937 г.)- Л.Н. Кабраков, (1941 г.)- А.С. Монахов, (1942 г.)- А. Г. Соколов, (ВОВ)- И.И. Нефедьев.
Зам. начальника бюро: (08.1938 г.)- Мучкин.
Ответственные сдатчики: (1937-38 г.)- B.C. Боженко, (1938 г.)- М.М. Михайловский.
Производство: канонерские лодки: «Опыт» (1861-62), «Отважный» (1890-е); типа «Тайфун» «Тайфун», «Шквал» («Сун-Ят-Сен»), «Шторм» («Ленин»), «Смерч», «Гроза», «Вихрь», «Вьюга» («Свердлов»), «Ураган» («Красный Восток») (1908, сборка на Дальнем Востоке); мониторы «Броненосец» (12.1863-03.1864), «Латник» (12.1863-03.1864); броненосная батарея (1860-е); броненосцы: «Адмирал Лазарев» (1866-09.1867), «Владимир Мономах» (02.1881-82), «Гангут» (-10.1890), «Пересвет» (11.1895-98), «Победа» (-05.1900), «Император Александр III» (05.1900-07.1901), «Князь Суворов» (1901-09.1902), «Слава» (1902-08.1903), «Император Павел I» (14.10.1904-25.08.1907); клиперы «Стрелок» (-1879), «Пластун» (-1879), «Опричник» (09.1879-07.1880); минные заградители: типа «Ерш»; минные транспорты «Енисей» (-05.1899), «Амур» (1898-), «Енисей» (05.1905-07.1906), «Амур» (07.1906-06.1907); миноноски: типа «Орел» (1877-78)- 22, типа «Галка» (1877-78)- 2, типа «Дракон» (1877-78)- 1, типа «Касатка» (1877-78)- 1, типа «Сирена» (1877-78)- 1, типа «Сорока» (1877-78)- 3, типа «Подорожник» (1877-78)- 1; миноносцы: «Котлин» (1880-е); крейсеры: «Адмирал Нахимов» (-10.1885), «Рюрик» (05.1890-10.1892), «Россия» (05.1895-04.1896), «Громобой» (-05.1899), типа «Измаил» «Измаил» (12.1913- 06.1915), «Кинбурн» (12.1913-10.1915), достройка легкого крейсера «Светлана» («Профинтерн») (1925-27), переоборудование крейсера «Адмирал Грейг» в танкер «Азнефть» (-1926), пр. 26 «Киров» (10.1935-10.1936), пр. 26бис «Максим Горький» (12.1936-04.1938); пр. 68 «Чапаев» (10.1939-04.1941), пр. 68К «Валерий Чкалов» («Комсомолец») (08.1939-10.1947)- 2, пр. 68бис «Свердлов» (зак. № 408, 10.1949-05.1952), «Жданов» (КРУ-101) (зак. № 419, 02-12.1950, 12.1952), «Адмирал Ушаков» (зак. № 420, 08.1950-09.1951, 09.1953), «Александр Суворов» (зак. № 436, 02.1951-05.1952, 12.1953), «Адмирал Сенявин» (зак. № 437, 10.1951-12.1952, 11.1954), «Дмитрий Пожарский» (зак. № 445, 02.1952-06.1953, 12.1954), «Кронштадт» (зак. № 453, 04.1953-09.1954), «Таллинн» (зак. № 454, 9.1953-05.1955), «Варяг» (зак. № 460, 02.1954-06.1956);148 достройка немецкого крейсера «Лютцов» (пр. 83, «Петропавловск», «Таллинн») (06.1940-41, не достроен); тяжелый пр. 82 «Москва» (зак. № 406, 09.1952-53-, не достроен); ТА.РК: пр. 1144 «Орлан» «Киров» («Адмирал Ушаков») (03.1973-12.1977), пр. 1144.2 «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») (-10.1984), «Калинин» («Адмирал Нахимов») (-12.1988), «Юрий Андропов» («Петр Великий») (1986-98); минный крейсер «Лейтенант Ильин» (08.1885-07.1886); крейсер-яхта «Алмаз» (02.1902-05.1903); ПЛ: И.Ф. Александровского (1864-66), «Петр Кошка» (1902-03), «Дельфин» («миноносец № 113», 1903); типа «Касатка» «Касатка», «Минога» (09.1906-10.1908), «Акула» (12.1906-08.1909), «Скат», «Налим» (-05.1904)- 6, «Окунь», «Макрель» (-1909), «Фельдмаршал граф Шереметьев»; типа «Морж» (1911-, достройка в Николаеве), типа «Барс» «Барс», «Гепард» (08.1913-07.1915), «Волк» (08.1913-09.1915), «Вепрь» (08.1913-), «Единорог», «Змея» (-1917), достройка «Ерш» (11.1915-17), «Угорь», «Форель» (11.1915-11.1917) завода «Ноблесснер», типа АГ («Американский Голланд») АГ-11, -12, -13, -14, -15 (04.1916-); типа «Д» серии I «Декабрист» (Д-1) (03.1927-11.1928), «Народоволец» (Д-2), «Красногвардеец» (Д-3) (03.1927-29); серии II «Ленинец» (Л-1) (09.1929-02.1931), «Марксист» («Сталинец», Л-2), «Большевик» («Фрунзовец», Л-3) (09.1929-); Ибис (XI) серии «Ворошиловец» (Л-7), «Дзержинец» (Л-8), «Кировец» (Л-9) (04.1934-, сборка на Дальзаводе); серии III «Щука» (Щ-301) (02-12.1930), «Окунь» (Щ-302), «Ерш» (Щ-303) (02.1930-31); IV серии «Правда» (П-1) (05.1931-), «Звезда» (П-2), «Искра» (П-3) (12.1931-); V серии «Карась» («Лосось, Щ-101) (03.1932-), «Налим» (Щ- 104), «Кета» (Щ-105), «Форель» (Щ-108), «Карась» (Щ-111), «Пескарь» (Щ-112) (1932-, сборка на Дальзаводе); Убис (VII) серии «Скат» (Щ-115), «Макрель» (Щ-117), «Кефаль» (Щ-118) (-1935, сборка на Дальзаводе), «Камбала» (Щ-203) (1930-е, сборка на заводе им. 61 Коммунара); V6hc (II) серии «Треска» (Щ-307) (11.1933- 11.1934), «Пикша» (Щ-306)- 4; IX серии типа «Н» («С») Н-1, Н-2, Н-3 (12.1934-38), 1Хбис серии Н-4 (С-4) (12.1935-05Л936), Н-5 (С-5), Н-6 (С-6) (01.1936-03.1938), С-51 (04.1937-, сборка на заводе 202), С-52, С-53 (04.1937-); X серии Щ-128, Щ-130, Щ-133 (1935, сборка на Дальзаводе), Щ-313 (Щ-401), Щ-314 (Щ-402), Щ-315 (Щ-403), Щ-316 (1Ц-404), Щ-321 (Щ-424) (1936); XIII серии Л-13 (04.1935-08.1936, достройка на заводе 202), Л- 14, Л-18, Л-19 (1935-39, достройка на заводе 202), ХШбис серии Л-20 (06.1938-, достройка на заводе 402), Л-21, Л-22 (12.1938-02.1941, достройка на заводе 402); типа «К» серии XIV (пр. 41) К-54 (02.1937-12.1940, не достроена), К-55, К-56 (10.1937-03.1941); пр. 613 (1953-58)- 19; пр. 651, пр. 665, пр. 675 (1963-68)- 16 (вместе с заводом 112); учебный корабль «Верный» (1895); линкоры: «Севастополь» (06.1909-06.1911), «Петропавловск» («Марат») (06.1909-08.1911), пр. 23 «Советский Союз» (зак. 299, 07.1938-, не достроен); эсминцы: пр. 7 «Стремительный» (зак. 291), «Сокрушительный», «Славный», «Сметливый» (зак. 294), «Летучий» («Суровый»), «Лихой» («Сердитый») (08.1936-), «Ловкий», «Легкий» (08.1936-разобраны); пр. 30 «Организованный», «Отборный», «Отражающий» (1941-), rip. 30К (1949)- 1; тральщики: пр. 253Л (МТ-1) Т-351 (06.1943-44)- 18, (1945)- 2, МТ-2 (1944-45)- 4; пр. 255 (1946-), пр. 255К (-1953)- всего 125 (вместе с заводом 341); фрегаты пр. 1135.6 для Индии: "Talwar" (10.03.1999-12.05.2000); "Trishul" (22.09.1999- 24.11.2000); "Tabar" (26.05.2000- 25.05.2001); лихтеры «Северопуть-I, -II» (1924, сборка в Тюмени), типа «Комсеверопуть» (1928)- 1; лесовозы: I серии «Товарищ Сталин», «Григорий Зиновьев» («Красный партизан»), «Михаил Томский» («Мироныч»), «Товарищ Красин» (01-11.1925); II серии «Рабочий», «Искра», «Правда», «Крестьянин» (10.1925-27); III серии «Сакко», «Ванцетти», «Товарищ Урицкий», «Володарский» (1927-29); IV серии «Микоян», «Куйбышев», «Молотов», «Бухарин» («Александр Пушкин») (1928-30); V серии «Кингисепп», «Хрущев» (1930-34); Убис серии «Сухона», «Котельщик Таланкин», «Белоруссия» (1932-36); VI серии «Кара» (1932-38), «Вага», «Вычегда» (1932- , недостроены); пр. 580 «Павлин Виноградов» (1960-е)- 6; грузопассажирские: типа «Абхазия» «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Украина» (1926-31); типа «Анадырь» «Анадырь», «Сахалин», «Север», «Сучан», «Свердловск», «Сталинград», «Саратов», «Смоленск», «Хабаровск», «Казань» («Красная газета») (1929-33); буксир «Сибкрайком ВКП(б)» (1926-28, собран в Тюмени); плаедоки: (-1934), на 1200 т пр. 76 (-1936), пр. 764 (1956-57)- 7 (вместе с заводом 199), пр. 1753 (1962-63); самоходные плашкоуты (1942); баржи: самоходные десантные СБ-1, -2, -3, 4 (1940); сухогрузные (1941), 600-т (1942, сборка в бухте Гольсмана)- 7; ледоколы: пр. 51 «Иосиф Сталин» («Сибирь») (10.1935-08.1937), «Вячеслав Молотов» («Адмирал Макаров») (-03.1939), «Санкт- Петербург» (-2009); речные (1950-е), пр. 21900 «Москва» (19.05.2005-), «Санкт-Петербург» (2006-); атомные: пр. 10520 «Арктика» (07.1971-12.1972), «Сибирь» (-1975), пр. 10521 «Россия» (-1985), «Советский Союз» (1983-89), «Комиссар» (Б-2). В 1935 г. П.И. Сердюком продолжены работы, начатые в НИВК, над проектом малой ПЛ M-III, получившим обозначение XII серии.
По приказу Главморирома от 4.04.1934 г. из состава ЦКБС-2 временно выделено Специальное КБ для разработки проекта и рабочих чертежей ПЛ Е-2 на базе немецкой ПЛ фирмы «Дешимаг» Е-1. Руководителем СКВ назначен С. Г. Турков; его помощниками по кораблестроительной, механической и электротехнической части - В.Н. Перегудов, В.Ф. Критский, Д.В. Судравский соответственно. Создана лодка типа «Н» («немецкая»).
В 1936 г. сюда из НИВК переведен М.А. Рудницкий для продолжения работ по ПЛ пр. 41. В 1936-37 г. разработано несколько предэскизных проектов подводных минных заградителей (В.Н. Васильев, Я.Е. Евграфов). В 1940-41 г. разрабатывался минный заградитель «МЗ» пр. 99 на конкурсной основе с КБ завода 196.
Приказом № 0193 от 4/7.09.1937 г. Конструкторскому отделу ЦКБ предписано к 10.09.1937 г. закончить разработку стенда по испытанию единого двигателя РЕДО для завода № 196.
В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941 г. ЦКБ-18 НКСП было эвакуировано в Горький на завод № 112 НКСП, действовало как ЦКБ-18.
В 1948 г. часть сотрудников переведена во вновь созданное СКБ-143.
В 1949 г. разработан предэскизный проект ПЛ П-2 с БР Р-1, реализован не был.
В 1952-53 г. разработан проект 628 переоборудования ПЛ XIV серии под КР 10ХН (комплекс «Волна»). Пост, правительства от 19.02.1953 г. работы по пр. 628 прекращены.
В соответствии с ПСМ № 705-308сс от 15.04.1954 г. большая ПЛ пр. 611 пив. По решению правительства от 10.06.1963 г. разработан проект переоборудования пр. 611 по пр. 611РУ с ГАК «Рубин».
Пост, правительства в 03.1955 г. ЦКБ было поручено переоборудование ПЛ пр. 613 в ПЛ РЛ дозора. 8.08.1955 г. вышло постановление СМ СССР № 1457-809сс «О разработке системы вооружения ПЛ пр. 613 реактивными самолетами-снарядами», в соответствии с которым разработана ПЛ пр. 644; пост. № 497-246 от 7.05.1957 г. утвержден техпроект ПЛ пр. 644. 7.08.1958 г. вышло постановление правительства № 904-423 о переоборудовании ПЛ пр. 613 в экспериментально-спасательную ГШ.
В начале 1956 г. начато проектирование подводного минного заградителя пр. 632, но вскоре передано в ЦКБ-16.
В соответствии с пост. СМ СССР от 17.08.1956 г. началась разработка АПЛ пр. 675 с ПКР П-6, пост. № 51-14 от 21.01.1966 г. ПЛ пр. 675 пнв. Построено 29 лодок. В 1970-е г. спроектирована самая глубоководная в мире многоцелевая титановая АПЛ пр. 685 с глубиной погружения до 1000 м.
Пост, правительства № 454-224 от 24.04.1957 г. были утверждены ТТТ на среднюю ПЛ пр. 643; пост. № 481- 236 от 30.04.1957 г. - ТТЗ на ПЛ пр. 651, техпроект утвержден в 01.1959 г.; пост. № 625-304 от 4.06.1957 г. - ТТЗ на ПЛ пр. 648. 2.01.1963 г. вышло ПСМ № 11-4 «Об усилении торпедного вооружения ПЛ пр. 651».
22.05.1957 г. вышло постановление правительства № 551-281 о постройке опытной ПЛ пр. 637.
В 09.1960 г. утвержден техпроект ПЛ пр. 675 с П-5. В соответствии с ПСМ № 408-124 от 30.05.1966 г. ПЛ пр. 658Мпнв.
В 1966 г. ЦКБ-18 переименовано в ЛПМБ «Рубин» МСП (и в 1990 г.). По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 2007 г. планировалось создать на базе ЦКБ судостроительный холдинг по разработке проектов ОАО «Инжиниринговый центр судостроения «Рубин- Малахит». Распоряжением правительства в 06.2007 г. ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» преобразовано в ОАО.
Принимало участие в космическом проекте «Морской старт». В 1990-е г. спроектирован скоростной поезд «Сокол-250» для магистрали Москва-Санкт-Петербург (гл. конструктор- А. Арсентьев).1"19 03 03
К 2005 г. по проектам бюро построено 919 ПЛ, в т.ч. 139 АПЛ.
Руководитель (1926-30-е)- Б.М. Малинин (репрессирован), (1932 г.)- А.Н. Асафов, (1933 г.)- К.К. Перцев. Начальник (1935-39 г.)- Г.В. Орлов, (1940-43 г.)- П.А. Апухтин, (1943-45 г.)- А.И. Меркурьев, (1945-49 г.)- А.А. Антипин, 61 (1951-74 г.)- ПЛ. Пустынцев, (1974-2002 г.-> И.Д. Спасский. Гендиректор (-2005-07 г.)- академик (1987 г.) И.Д. Спасский, (19.01.2007 г.-)- В.А. Здорнов.
1-й зам. гендиректора (2007 г.-)- И.Д. Спасский. Зам. начальника (1937 г.)- Б.М. Малинин.
ч. 1 ... ч. 40 ч. 41 ч. 42 ч. 43 ч. 44