Авиапромышленность
23 декабря 1918 Берлин. Столкновение матросов "Народной морской дивизии" с комендантским патрулем у здания комендатуры Берлина; 2 чел.убито, 3 ранено. Матросы ворвались в комендатуру, арестовали коменданта Берлина Вельса и захватили здание Манежа (7446).
23 декабря 1918 Части советской Латышской сд Я.Фабрициуса 7А взяли г.Венден. Рига. Совещание на борту английского флагманского крейсера "Принцесса Маргарита" уполномоченных правительства Великобритании Босенкета с уполномоченным Германии А.Виннигом и нач.штаба 8А(н) ген.Бюркнером. Британский представитель потребовал от германских войск отбросить советские части за линию г. Валк-Вольмар-Фридрихштадт-Бауск-Митава (7593).
23 декабря 1918 Румыния захватила Бессарабию (2443,393).
Авиапромышленность:
24 декабря 1918 г. была подготовлена Докладная записка отделения военной промышленности Отдела металла ВСНХ в коллегию отдела о передаче в его ведение авиационных заводов
Коллегия Отдела металла ВСНХ в заседании от 29 ноября сего года постановила все самолетостроительные и моторостроительные заводы (авиационные) передать в Отдел металла, объединить их в одну группу авиационных заводов и назначить Главное правление для управления объединенными авиационными заводами. В интересах более планомерной работы коллегией был предуказан постепенный метод объединения авиационных заводов, причем в первую очередь должны были быть объединены следующие четыре завода:
“Дукс” и “Моска” - аэропланостроительные и “Мотор”, Ильин[а] - моторные. Все подготовительные работы по национализации и объединению этих четырех заводов были закончены, когда от Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии было получено распоряжение передать завод Ильина в ведение автосекции, и таким образом названный завод д[олжен] б[ыть] выделен из группы объединенных авиационных заводов.
Вместо завода Ильина в группу авиационных заводов д[олжен] б[ыть] включен завод “Гном и Рон”, как представляющий первоочередной интерес в деле снабжения авиации моторами и обеспеченный заказами от Главного управления военного воздушного флота2".
Ввиду этого отделение военной промышленности просит коллегию Отдела металла сделать соответствующее постановление о включении завода “Гном и Рон”*в группу объединенных авиационных заводов. В связи с включением завода “Гном иТ^он” в группу объединенных заводов полагалось бы соответственно ввести в число членов Главного правления авиационных заводов представителей от рабочих и служащих завода “Гном и Рон”.
Докладывая о сем, отделение просит постановления коллегии отдела о вышеизложенном.
Заведующий отделением Швецов
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 250. Л. 88-88 об. Подлинник (10711,87).
24 декабря 1918 г. было подготовлено Письмо авиачасти отделения военной промышленности ВСНХ в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной армии об опытной станции Пороховщикова
На № 4788/276 от 19 декабря авиачасть отделения военной промышленности сообщает, что отношения ее с опытной станцией Пороховщикова должны ограничиваться разработкой новых проектов самолетов под существующие моторы. В этой области опытная станция получила от Главного управления Военного воздушного флота запрос и предложение на разработку самолетов под двигатели “Рено” 220 сил и “Санбиб” 150 сил, причем Главное управление военного воздушного флота намерено оказать финансовую поддержку опытной станции лишь после того, как Пороховщиковым будут представлены общие чертежи и расчеты опытных (пробных) аппаратов.
Что же касается опытной станции как мастерской, то таковая, по мнению авиачасти, как самостоятельная единица использована быть не может и в части своего оборудования влита в крупные авиационные заводы (Русско-Балтийский или “Лебедев”).
Заведующий отделением военной промышленности Швецов
За заведующего авиачастью
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 250. Л. 78. Заверенная копия (10711,88).
Армия:
К 24 декабря 1918 г. по данным агентурной разведки штаба Отдельной Оренбургской армии, в Бузулуке выстроены ангары на 15 самолётов. Сюда для налётов на Уральск и Оренбург дополнительно переброшены 3 самолёта, в том числе 1 тяжелый четырехмоторный бомбардировщик “Илья Муромец” и 2 истребителя для борьбы с белой авиацией, на бортах которых замечены особые опознавательные знаки - “изображения черепа и костей”. Над Уральском также появлялся советский самолёт, в Самаре - 2 самолёта, в Актюбинске - 1 самолёт. Всего - до 7 самолётов.
Кроме этих сил, в Самаре имелось 3 советских самолёта, а в составе группировки 4-й армии, наступавшей на Уральск с запада, действовали советские 1-й и 5-й авиаотряды, на базе которых с 1 января 1919 г. был сформирован 26-й разведывательный авиаотряд, считавшийся “по своим боевым качествам и по выполнению работы... самым ценным на фронте Южной группы Восточного фронта”.
Таким образом, очевидно превосходство сил советской авиации на фронте Уральской армии. С 1 по 23 января самолёты 26-го отряда совершили 7 налётов на Уральск, в ходе которых на город была сброшена 51 бомба.20 3 января 1919 г. самолёт Фарман совершил очередной налёт на Уральск и на город сброшено 6 бомб, которые легли по центральной улице: одна у подъезда штаба белых, другая - у угла того же здания. Две роты построились на большой площади и открыли ружейный огонь по самолёту.21 В результате налётов самолётов 26-го авиаотряда “...после удачных попаданий бомб в Штаб генерала Савельева (командующего Уральской армией — прим. авторов) он был наполовину эвакуирован” (11607).
24 декабря 1919 приказом Колчака была развернута Сибирская армия нового формирования. Всего 56.6 тыс. штыков, 3.9 тыс. сабель, 600 пулеметов. 164 орудия, 4 бронепоезда, 9 самолетов (4084).
24 декабря 1918 армия А.В.Колчака захватила Пермь (3908,289).
24 декабря 1918 г. Консультант Теодори, комиссар Павулан писали: <Из опросов агентов выяснено, что в поездах и на станциях жел. дор. Великороссии красноармейцами и лицами низшего командного состава очень открыто высказываются сведения военного характера о местонахождениях штабов, частей войск на фронте и в тылу; называются участки фронта, кои занимаются теми или иными частями. Агентами во многих случаях указывается на явное злоупотребление своей осведомленностью чинов действующей армии и тыловых частей. В последнее время на Курском вокзале в Москве один из агентов отдела (№63) часто замечал спорящие группы красноармейцев в присутствии штатской публики, из состава которой некоторые лица задавали вопросы спорящим группам с явной целью детального выяснения частей войск и их местонахождения. О вышеизложенном сообщается для принятия зависящих мер..> Через несколько дней (31 декабря) последовал секретный приказ главкома о недопустимости подобного положения. Уже в 1922-м тогдашний помощник начальника Разведывательного отдела Штаба РККА А.И.Кук отмечал, что в Гражданскую войну <откровенность и болтливость на фронте процветали> (7559).
Внешняя политика:
24 декабря 1918 ВЦИК объявил, что в связи с аннулированием Брестского договора Россия больше не признает Украину самостоятельным государством (4962).
За рубежом:
24 декабря 1918 Берлин. Правительственные войска при поддержке артиллерии атаковали захваченное 23.12.1918 г. матросами здание Манежа, но были оттеснены от здания матросами совместно с подошедшими им на помощь "спартаковцами". Вечером между сторонами было достигнуто соглашение об урегулировании конфликта (7446).
Другие оборонные отрасли:
25 декабря 1918 г. был создан Институт чистых химических реактивов (ИРЕА). Институт переименовывался: 1934 г. - в Научно-исследовательский институт чистых химических реактивов (ИРЕА), 1946 г. - во Всесоюзный научно-исследовательский институт чистых химических реактивов (ИРЕА), январь 1961 г. - во Всесоюзный научно-исследовательский институт химических реактивов и особо чистых химических веществ (ИРЕА). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1967 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени (12102).
Армия:
25 декабря 1918 мы сдали Пермь - "Пермская катастрофа". А.В.Колчак, сосредоточивший 50 тыс. человек, нанес удар по левому флангу 3-й армии 29 ноября 1918 (278,177).
За рубежом:
25 декабря 1918 в Берлине началось восстание (2100).
25 декабря 1918 Берлин. Митинги и демонстрация протеста против действий правительственных войск 23-24.12.1918 гг (7446).
25 декабря 1918 на конгрессе в Дурресе албанцы сформировали временное правительство, которое назначило выборы в законодательное собрание - Албанский Национальный Конгресс (7594).
Авиапромышленность:
26 декабря 1918 года А. Д. Карпека, который вернулся в Киев с намерением закончить высшее образование умер от свирепствовавшей в Киеве эпидемии испанки, прожив всего лишь 23 года и построив четыре аэроплана (553).
Армия:
26 декабря 1918 Постановление ЦК РКП(б) "О политике военного ведомства". В нем указывалось, что политика военного ведомства, как и всех других ведомств и учреждений, ведется на точном основании общих директив, даваемых партией в лице ее Центрального Комитета и под его непосредственным контролем (4216).
За рубежом:
26 декабря 1918 коммунистические немецкие группы “Спартак” заняли офисы социалистической газеты “Форвартс” (4962).
Армия:
27 декабря 1918 в приказе РВС говорилось: “Патрон и сухарь для каждого солдата должны являться предметом особой бережливости....” (5484,113)
За рубежом:
27 декабря 1918 Берлин. Выход членов НСДПГ из состава правительства (7446).
27 декабря 1918 Польша оккупировала Позен (Познань) (3907,99).
Армия:
28 декабря 1918 белая Юго-Западная армия была переименована в Отдельную Оренбургскую армию под командованием г-л А.И.Дутова. Всего было 15ю2 тыс. штыков, 12 тыс. сабель, 7 тыс. чел. невооруженных, 247 пулеметов и 27 орудий (4084).
Армия:
29 декабря 1918 войска 1-й армии освободили Стерлитамак (4216).
29-31 декабря 1918 КА захватила Стерлитамак и Уфу (2239).
За рубежом:
29 декабря 1918 состоялся учредительный съезд компартии Германии (3481).
29 декабря было заключено соглашение между Латвией и Германией (Ульманиса-Виннига) о признании права гражданства Латвии для всех германских подданных, прослуживших "не менее 4-х недель в добровольческих частях, сражающихся за освобождение латвийской территории от большевиков" (7593).
Авиапромышленность:
30 декабря 1918 г. Постановлением Президиума Высшего совета народного хозяйства заводы авиапромышленности “Дукс”, “Моска”, “Мотор”, “Гном и Рон” национализированы и приняты в ведение Высшего совета народного хозяйства в отделение военной промышленности Отдела металла. Для управления этими заводами создан особый центральный орган - Главное правление объединенных заводов авиапромышленности. Того же 30 декабря Президиумом Высшего совета народного хозяйства лица входящие в него утверждены в следующем составе: от Высшего совета народного хозяйства - т. Корзун, т. Глинка, т. Мирочников, от Центрального исполнительного комитета Союза металла - т. Михайлов, т. Кутьин, т. Захаров и т. Власов.
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 7. Д. 55. Л. 9-9 об. Подлинник (10711,88).
11 янваяр 1919 Главного правления объединенных авиационных заводов пислало Циркулярное письмо о национализации и организации управления заводами “Дукс”, “Моска”, “Мотор”, “Гном и Рон”:
Постановлением от 30 декабря 1918 г. Президиума Высшего совета народного хозяйства заводы авиапромышленности “Дукс”, “Моска”, “Мотор”, “Гном и Рон” национализированы и приняты в ведение Высшего совета народного хозяйства в отделение военной промышленности Отдела металла. Для управления этими заводами создан особый центральный орган - Главное правление объединенных заводов авиапромышленности. Того же 30 декабря Президиумом Высшего совета народного хозяйства лица входящие в него утверждены в следующем составе: от Высшего совета народного хозяйства - т. Корзун, т. Глинка, т. Мирочников, от Центрального исполнительного комитета Союза металла - т. Михайлов, т. Кутьин, т. Захаров и т. Власов.
Объявляя об этом постановлении Высшего совета народного хозяйства, правление объединенных заводов авиапромышленности сообщает помянутым заводам, что с сего 30 декабря оно приступило к исполнению своих обязанностей по управлению заводами “Дукс”, “Моска”, “Мотор”, “Гном и Рон”, причем впредь до особого своего объявления оставляет прежние заводоуправления на своих местах и при прежней ответственности за ведение дела на заводах.
В дальнейшем, по рассмотрении и утверждении Отделом металла положений об общих схемах заводоуправлений, будут реформированы эти аппараты главным правлением на заводах и утверждены лица соответствующих коллегий, а также и установлен общий для этих заводов тип отчетности.
Председатель Главного правления объединенных] авиационн[ых] заводов В. Корзун
Секретарь
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 7. Д. 55. Л. 9-9 об. Подлинник (10711,88).
30 декабря 1918 г. вышло постановлением Президиума Высшего совета народного хозяйства, которым заводы авиапромышленности “Дукс”, “Моска”, “Мотор”, “Гном и Рон” были национализированы и приняты в ведение Высшего совета народного хозяйства в отделение военной промышленности Отдела металла. Для управления этими заводами создан особый центральный орган - Главное правление объединенных заводов авиапромышленности. Того же 30 декабря Президиумом Высшего совета народного хозяйства лица, входящие в него утверждены в следующем составе: от Высшего совета народного хозяйства - т. Корзун, т. Глинка, т. Мирочников, от Центрального исполнительного комитета Союза металла - т. Михайлов, т. Кутьин, т. Захаров и т. Власов.
Объявляя об этом постановлении Высшего совета народного хозяйства, правление объединенных заводов авиапромышленности сообщает помянутым заводам, что с сего 30 декабря оно приступило к исполнению своих обязанностей по управлению заводами “Дукс”, “Моска”, “Мотор”, “Гном и Рон”, причем впредь до особого своего объявления оставляет прежние заводоуправления на своих местах и при прежней ответственности за ведение дела на заводах.
В дальнейшем, по рассмотрении и утверждении Отделом металла положений об общих схемах заводоуправлений, будут реформированы эти аппараты главным правлением на заводах и утверждены лица соответствующих коллегий, а также и установлен общий для этих заводов тип отчетности.
Председатель Главного правления объединенных] авиационн[ых] заводов В. Корзун
30 декабря 1918 г. «Дукс» национализировали, и он стал именоваться Государственным авиационным заводом № 1 (ГАЗ № 1). Впрочем, национализация помогла не особо. В 1919-1921 гг. завод страдал от недостатка заказов и, соответственно, безденежьем. Происходило разложение коллектива, уходили грамотные, технически образованные работники. Снабжение техотдела завода, ведающего конструкторскими и чертежными работами, практически отсутствовало, достаточно сказать, что для изготовления чертежей бумага имелась только газетная, а карандаши — плотницкие. Среди служащих укрепилось мнение, что техническая документация и чертежи самолетов - лучший материал для упаковки продовольственных пайков, например, селедки (12295).
30 декабря 1918 г. после национализации завод Дукс получил название Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ-1). Продолжен выпуск самолетов зарубежных конструкций. В 1923 г. выпущены первые самолеты отечественной конструкции Р-1 и ИЛ-400.
Завод создан в 1893 (4) г., когда Ю.А. Меллер открыл мастерскую на Садово-Триумфальной площади для производства велосипедов. Далее- это слесарно-механическая фабрика. В 1899 г. она переведена в Ямскую слободу, а через год было учереждено АО "Дукс". Началась постройка моторных самодвижущихся средств: железнодорожных дрезин, паромобилей, мотоциклов, электромобилей, автомобилей и аэросаней.
Через 10 лет успешной работы новым профилем предприятия стал выпуск аэропланов. В 1910 г. выпущен первый “Фарман”, тогда же построен один из первых русских дирижаблей “Кречет”, а затем- “Ястреб” (конструктор- А.И. Шабский). В 1913 г. собран первый “Newport-IV”, затем этот самолет строился под названием “Дукс-моноплан” и “Дукс № 3”. Строились авиамоторы. I-я Мировая война послужила толчком для расширения производства на заводе, увеличения его мощностей и темпов развития. Строились аэропланы “Farman”, “Newport”, “Morane”, “Voisin”. В период 1910-17 г. построено более 1700 самолетов (в 1915 г. выпущено 450 машин).
С 1915 г. на заводе выпускались велосипеды для армии конструкции Ю. Меллера под маркой “Дукс боевой”.
В 1916 г. заведующим гидропланным отделом завода был А.Н. Туполев.
В 1923 г. присвоено имя ОДВФ, в 1925 г.- им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод № 1 им. Авиахима, с 1941 г.- им. И.В. Сталина.
В 1926 г. прекращен выпуск велосипедов. Развивалось самолетостроение, производились авиаагрегаты.
В 1930 г. построен корпус самолетостроительного цеха на новой территории- у Ходынского поля со стороны Боткинской больницы. Здесь же организованы заготовительные цеха. В 1930-33 г. завод располагался на двух площадях. В 10.1931 г. из состава завода выделилось вспомогательное производство в самостоятельные заводы: № 8, № 32 (вооружение), № 34 (металлургическое производство), № 217. Кроме того, из части мощностей завода № 34 выделен самостоятельный завод № 219 (переведен в Балашиху). К середине 1933 г. самолетостроительное производство переведено на новую территорию - на Боткинский пр-д и получило название Завод № 1 им. Авиахима (полностью вступил в строй в 1936 г.), а на старой площадке (ул. Правды) остались заводы № 32 и № 34.
На заводе в разное время действовал ряд конструкторских бюро и групп.
В 1918-28 г. и в 1939 г. работал Н.Н. Поликарпов (см. ОПО-1).
С 02.1923 г. Д.П. Григорович- начальник КБ завода, с осени 1923 г. по осень 1924 г. он- технический директор/гл. конструктор завода. Затем Григорович работал здесь в 1930-х г. (строил пикирующий бомбардировщик ПБ-1).
В 07.1923 г. на заводе впервые создано подразделение по проектированию установок пулеметного и бомбардировочного вооружения под руководством В.Ф. Савельева. Работы по пулеметной установке ПУЛ-10 (1926 г.), турелям Тур-4, Тур-5, Тур-6, бомбовым держателям Дер-3бис, Дер-5, Дер-6, Дер-7, Дер-9. Со второй половины 1920-х г. Савельев работает по стрелковым установкам в КБ завода № 25.
В 1933 г. на заводе построены конструкции В.К. Грибовского: самолет Г-10; первый в мире планер-“летающая цистерна” Г-14 ЦЛ-2А для дозаправки в воздухе самолета-буксировщика.
В 1934-40 г. при заводе – КБ С.А. Кочеригина.
Конструктор В.П. Яценко работал на заводе в 1934-37 г. (в ОКБ Кочеригина), затем- с 07.1941 по 1948 г. Занимался постановкой серийного производства МиГ-3. С 08.1941 г. возглавил вновь созданное СКБ завода (по приказу НКАП № 925сс от 29.08.1941 г.) по внедрению в серию Ил-2. После войны продлжал деятельность на заводе, был начальником КБ завода (07.1946 г.). Затем работал на заводе № 30 МАП.
В 1940 г. в качестве филиала заводу № 1 передан завод № 89 НКАП.
По приказу № 317сс от 27.06.1940 г. все работы по организации серийного выпуска ББ-22 переданы с завода № 1 на завод № 81, там образовано КБ под руководством инженера Курбала.
По приказу НКАП № 712с от 19.07.1941 г. территория эвакуированного завода № 81 НКАП в Тушино со всеми сооружениями передавалась заводу № 1. В 03.1942 г. на этой территории организован завод № 82 НКАП (ТМЗ).
В 10.1941 г. по Постановлению ГКО № 741с от 8.10.1941 г. (приказы № 729сс от 22.07.1941 г. и № 1053сс от 9.10.1941 г.) завод № 1 НКАП был эвакуирован в г. Куйбышев,47 ст. Безымянка на территорию завода № 122 1ГУ НКАП и объединен с ним (по приказу № 1084сс от 28.10.1941 г.) под названием завод № 1 НКАП. К тому времени в состав завода № 122 были влиты по приказу № 705с от 17.07.1941 г. эвакуированный из Ступино завод № 35, заводы № 453, № 463 (г. Таллинн), № 464 (г. Рига), № 465 и завод № 8 ОАП (приказ № 984с от 16.09.1941 г.). В состав завода № 1 включены также завод № 89 и № 483 7ГУ НКАП.
Завод № 1 имел филиал в г. Куйбышеве, образованный в 1941 г. на базе бывшей мебельной фабрики. По приказу № 306с/203пс от 24.07.1945 г. филиал передан в ведение Наркомлеса.
С 10.1941 г. на территории завода № 1 в г. Москве образованы Самолетные ремонтные мастерские при Ремотделе НКАП. Начальник мастерских- А.Т. Карев. В 12.1941 г. на территории завода образован новый Завод № 30 НКАП.
В 03.1943 г. на завод передана часть оборудования завода № 381 НКАП, реэвакуированного из Нижнего Тагила.
В начале 1944 г. часть оборудования передана для формирования нового завода № 473 НКАП.
С 1.11.1948 г. завод передан из 10ГУ в 1ГУ, а с 1.01.1953 г.- обратно в 10ГУ.
В 1958 г. завод № 1 перепрофилирован на производство ракетной техники, действовал в системе ГКОТ.
Для конструкторского сопровождения серийного производства ракет при заводе образован отдел № 25, подчиненный ОКБ-1 МОП. По постановлению СМ от 23.06.1960 г. на базе отдела № 25 образован филиал № 3 ОКБ-1 Королёва, с 1967 г. получивший название Куйбышевский филиал ЦКБЭМ. По приказу МОМ от 30.06.1974 г. филиал преобразован в самостоятельное ЦСКБ (центральное специальное КБ).
В 1965 г. завод № 1 передан из системы СНХ в подчинение 3ГУ МОМ и по приказу от 6.03.1966 г. преобразован в завод “Прогресс” (с 1992 г.- Самарский завод “Прогресс”). В 1989 г. на базе завода создано ПО “Прогресс”. 12.04.1996 г. в результате слияния ПО “Прогресс” и ЦСКБ преобразовано в Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНП РКЦ ) "ЦСКБ-Прогресс".
В 1960-е г. создан филиал на Байконуре для работ по Н1-Л3. В 2004 г. существовал Московский филиал.
В 1970-е г. завод был основным исполнителем по сборке и испытаниям МКС “Энергия”-“Буран” в целом, по изготовлению центрального блока. Был создан стенд для криогенных испытаний баков.
Имеет корпуса: сборочный “Ю” (высотой 80 м), узловой сборки, химфрезерования.
По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. предприятие вошло в перечень стратегических оборонных предприятий.
На 2002 г.: создание, модернизация, производство ракетно-космических комплексов, систем зондирования Земли, исследований в области астрофизики, ядерной физики, микрогравитации, космического материаловедения, биотехнологии, космической медицины; создание перспективных комплексов управления и программно-математического обеспечения.
В 2005 г.- работы по КА для МО: “Барс”, “Лиана”, “Персона”; разработка РН повышенной грузоподъемности “Союз 2-3”.
Директор завода (1916 г.)- Ю.А. Меллер, (02.1940 г.-)- П.В. Дементьев, (-08.1941-03.1944 г.-)- А.Т. Третьяков, (-1951-59 г.-)- В.Я. Литвинов, А.Я. Леньков, А.Т. Абрамов. Гендиректор (-1977-середина 90-х-)- А.А. Чижов, (-2002-05 г.-)- А.Н. Кирилин.
Гл. конструктор (1923-24 г.)- Д.П. Григорович, (3.12.1940 г.-)- А.И. Микоян. Ген. конструктор (-2002-06.2003 г.)- Д.И. Козлов, С. Петренко.
Зам. гл. конструктора (12.1939 г.)- А.И. Микоян.
Технический директор (1923-24 г.)- Д.П. Григорович. Заведующий производством (1924-25 г.)- Н.Н. Поликарпов, (1928 г.)- И.М. Косткин.
Гендиректор “ЦСКБ-Прогресс” (-2002-06.2003 г.)- Д.И. Козлов, (09.2003-05 г.-)- А.Н. Кириллин.
1-й зам. гендиректора (2002 г.)- Г.П. Аншаков, (2002 г.)- Б.Н. Мелиоранский, (2002 г.)- А.Н. Кирилин, (2002 г.)- В.Д. Козлов, (-2003 г.)- А. Кириллин. Зам. Гендиректора (-2002-03 г.)- Г.П. Аншаков, (2005 г.)- Г.Я. Сонис.
1-й зам. Ген. Конструктора (2002 г.)- Г.П. Аншаков, (2002 г.)- А.В. Чечин. Зам. ген. Конструктора: по экономике и координации (2002 г.)- Б.Н. Мелиоранский; по ВЭС (2002 г.)- В.Д. Козлов; (-2002-03 г.)- Г.П. Аншаков.
Производство: самолеты: “Newport-IV” (1912-16)- 55, “Меллер-1” (1913)- 1, “Меллер-3” (1913)- 1, SPAD S-VII (1917), Р-1 (1923-30), “Конек Горбунок” (1923), ИЛ-400 (1923), И-2 (1924-28)- 60, Б-1 (1925)-1, Р-2 (1926-30)- 1501, И-2бис (1927-29)- 102, И-3 (1927-31)- 389, И-4 (1927-28)- 172, Р-5 (1930-37)- 5645, И-5 (1931-32)- 142, И-7 (1931-34)- 131, Г-10 (1933)- 1, Г-14ЦЛ-2А, МР-5 (1934-35), Р-Z (1935-37)-1031, И-15 (1934-36)- 335, ССС (1935-37), ДИ-6 (1937)- 61, СР (1937), “Vultee” (1938), И-15бис (1938-39)- 2408, И-153 (1939-41)- 3437, ББ-22 (1939-40)- 81, МиГ-1, МиГ-3 (1940-42)- 3242, Ил-2 (1941-45)- 11929, Ил-10 (1945-46)- 1121, МиГ-9 (1946-49), МиГ-15 (1949-53)- 3390, МиГ-17 (1952-53), Ил-28 (1953)- 50, Ту-16 (1954-1960-е), Ту-154М, Ту-142, Ту-95МС;
КР 10Х (1940-е, опытная партия); МБР: Р-7 (8К71, 1958-), Р-7А (8К74, 1959), Р-9А (8К75); РН: Н-1 (1963-74)- 10, “Восток”, “Восход”, “Молния”, “Энергия”, “Союз” (1965-)- более 1500, “Союз-У”, “Союз-ТМ”, “Молния-М” (8К78М), “Прогресс-М1”; КА: “Бион”, “Ресурс”, “Фотон”, “Зенит”.
Создано: спутники: фоторазведки “Зенит”, “Кобальт” (“Космос-2410”, запущен 24.09.2004 г.), “Октан”, “Орлец”, “Феникс”, “Янтарь”, “Дон” (“Космос-2399”); “Меридиан”; оптико-электронной разведки “Неман” (“Янтарь-4КС1М”, запущен в 2003 г.), “Терилен”; топографической съемки “Комета”, “Силуэт”; гражданского назначения “Бион”, “Облик”, “Ресурс-Ф”, “Фотон”, “Фрам”, “Наука”; блок выведения “Икар” (запущен в 1999 г.).69
Завод № 1 НКАП, МАП, СНХ, Завод “Дукс”, ГАЗ-1 им. ОДВФ ГУВП ВСНХ, им. Авиахима, Завод № 1 им. Авиахима, им. И.В. Сталина, Куйбышевский завод “Прогресс” МОМ, Самарский завод “Прогресс”, Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНП РКЦ ) "ЦСКБ-Прогресс" РАКА, ФКА
г. Москва; г. Куйбышев, ст. Безымянка
443009 г. Самара ул. Псковская, 18 тел. (8462) 55-13-61, 92-65-31 www.samspace.ru (10776).
КБ завода, ОПО-1 при ГАЗ-1
Н.Н. Поликарпов с 1918 г. был начальником техотдела завода "Дукс", в 01.1923 г. назначен начальником КБ завода. Но уже в 02.1923 г. на эту должность назначен Д.П. Григорович, а Поликарпов переведен в Главкоавиа.
Отдел опытного сухопутного самолетостроения (ОПО-1) образовался в 05.1926 г. как часть ЦКБ на ГАЗ-1. В 01.1928 г. ОСС переведено на завод № 25, который стал его производственной базой. В 10.29 г. Поликарпов арестован.
Начальник КБ (01.1923 г.)- Н.Н. Поликарпов, (02.1923 г.-)- Д.П. Григорович.
Гл. конструктор ОПО-1 (ОСС) ЦКБ (10.1926- 01.1928 г.)- Н.Н. Поликарпов.
Работали: (1924 г.)- А.Н. Сидельников, (1926-28 г.)- В.С. Пышнов, В.Л. Корвин, В.В. Калинин, Сутугин, Успасский, Широков.
ОКБ завода № 1 гл. конструктора С.А. Кочеригина
В 1934 г. на завод переведена бригада № 1 С.А. Кочеригина из расформированного ЦКБ завода № 39 (бригада разведчиков, легких бомбардировщиков и двухместных истребителей), образовав самостоятельное ОКБ.
Работы по самолетам ДИ-6, СР, Ш-1, Ш-2, ОКБ-2, ОБШ, ОПБ.
В 1937 г. из ОКБ выделилось ОКБ В.П. Яценко и переведено на завод № 81 в Тушино.
В соответствии с приказом № 106с от 5.03.1940 г. ОКБ переведено на завод № 156 НКАП, где ему предоставлена опытная база.
ОСК (отдел спецконструкций) при заводе № 1 гл. конструктора А.Я. Щербакова
В 1926-35 г. А.Я. Щербаков работал в ОКБ К.А. Калинина. Затем возглавил ОСК на заводе № 1.
Работы по высотной авиации. Построена и испытана первая в СССР гермокабина (стратокамера) на планере Г-14 (1936 г.), гермокабина для самолета И-15; проекты стратосферного планера (1937 г.), истребителя ИВС (1937-40 г.) с дополнительным ПВРД И.А. Меркулова.
В середине 1939 г. ОСК во главе со Щербаковым переведен в КБ-29, затем- на заводе № 289 НКАП.
ОКБ завода № 1 гл. конструктора Н.Н. Поликарпова
В 02.1939 г. КБ Поликарпова переведено с завода № 156 на завод № 1.
Работы по самолетам И-153, И-180, И-185, ДИТ, СПБ., И-195, И-200.
ОКБ имело филиал на заводе № 22. Руководитель- Н.А. Жемчужин. Работал (1939 г.)- М.И. Гуревич.
В 12.1939 г. на заводе № 1 из части ОКБ Поликарпова и СКБ завода (Поликарпов в это время был в командировке за границей) образован ОКО (ОКБ-1) под руководством А.И. Микояна для реализации проекта "Х"- высотного истребителя (И-200). Далее это- ОКБ-155.
ОКБ Поликарпова в 10(07).1940 г. переведено на новую площадь- завод № 51, образованный на части территории завода № 1.
ОКО (опытно-конструкторский отдел) завода № 1, ОКБ-1 НКАП
В 11.1939 г. на совещании у И.В. Сталина принято решение о выделении из состава ОКБ Н.Н. Поликарпова группы конструкторов для организации отдельного КБ, которое должно было довести проект нового истребителя "К" до производства. По приказу НКАП № 401 от 8.12.1939 г. "для создания большей четкости в работе опытного производства..., подготовки новых машин в серию и постройки первых серий..." в помещении бывшего 8 отдела ЦАГИ организовывался опытный цех завода для выполнения программы по опытному строительству двух истребителей и модификаций по ним. Кроме того, предписывалось гл. конструктору завода № 1 усилить и укомплектовать в составе ОКБ завода № 1 КБ № 1 по маневренным истребителям с сохранением подчинения его Гл. Конструктору завода. Начальником КБ-1 назначается зам. гл. конструктора завода № 1 по маневренным истребителям А.И. Микоян.
Одновременно по приказу директора завода № 1 от 8.12.1939 г. на заводе из части ОКБ Поликарпова и СКБ завода (Поликарпов в это время был в командировке за границей) образован опытно-конструкторский отдел (ОКО, далее- ОКБ-1) для реализации проекта "Х"- высотного истребителя (И-200). Из состава ОКБ Поликарпова в ОКО переведено 60 специалистов.
Начальник ОКО- А.И. Микоян, с 1940 г.- гл. конструктор ОКБ. Приказом НКАП № 530к от 3.12.1940 г. Микоян назначен гл. конструктором завода.
Зам. гл. конструктора- М.И. Гуревич, В.А. Ромодин.
Был закончен проект И-200, и по приказу НКАП от 31.05.1940 г. запущен в серию под обозначением МиГ-1 с планом выпуска в 1940 г. 125 машин. Одновременно с этим прекращался выпуск ББ-22, и в ОКБ Поликарпова возвращена часть конструкторов в связи с окончанием проектных работ по И-200. До эвакуации были созданы и начали испытываться ДИС и МиГ-3- М-82.
15.08.1941 г. ОКБ-1 эвакуировано в Куйбышев на одну площадку с заводом № 1. Основной задачей стало налаживание серийного выпуска МиГ-3.
В соответствии с постановлением ГКО № 1436с от 13.03.1942 г. и приказом НКАП № 207с от 16.03.1942 г. ОКБ-1 гл. конструктора Микояна с опытным цехом переведено в Москву на территорию завода № 480. Все сооружения, оборудование и кадры этого завода были переданы для образования нового самостоятельного опытного завод № 155 НКАП и ОКБ-155.
Опытно-экспериментальная группа завода № 1
Образована выделением из отдела изобретений по приказу № 779с от 27.12.1940 г.
Руководитель- И.А. Меркулов. Работы по ВРД, оснащению ими истребителей Як-7 и др.
По приказу № 296с от 4.04.1941 г. специальная конструкторская группа А.И. Меркулова вместе с КБ А.Я. Щербакова переведена на завод № 482 НКАП.
ОКБ-1 МАП при заводе № 1 гл. конструктора В.В. Кондратьева
См. ОКБ-1 МАП.
Филиал № 3 ОКБ-1 ГКОТ, Куйбышевский филиал ЦКБЭМ, ЦСКБ (центральное специальное КБ) МОМ
Для конструкторского сопровождения серийного производства Р-7 при заводе 23.06.1959 г. образован отдел № 25, подчиненный ОКБ-1 МОП. Начальник отдела- Д.И. Козлов. По постановлению СМ от 23.06.1960 г. на базе отдела № 25 образован филиал № 3 ОКБ-1 Королёва. По приказу от 6.03.1966 г. филиал № 3 переименован в Куйбышевский филиал ЦКБЭМ. По приказу МОМ от 30.06(7).1974 г. филиал преобразован в самостоятельное ЦСКБ (центральное специальное КБ), а из него часть коллектива выделена в новый филиал при заводе под руководством Б. Пензина.
12.04.1996 г. ЦСКБ слилось с ПО “Прогресс” в РКЦ “ЦСКБ-Прогресс”.
Начиная с 1961 г., было построено 18 производственных корпусов.
Постановлением правительства от 1964 г. филиалу поручено создание спутника наблюдения “Зенит”.
В 1960-е г. являлось также головным предприятием по созданию технических комплексов для подготовки и запусков ракет. Под руководством филиала созданы технические комплексы в Плесецке для РН “Союз”, “Молния” и “Восток”. Принимало участие в создании РН Н1.
По решению правительства от 3.02.1977 г. начались работы по комплексу обзорного наблюдения и картографирования “Янтарь-1КФТ”. В соответствии с постановлением СМ СССР от 01.1978 г. началась разработка комплекса оперативного высокодетального наблюдения “Янтарь-6КС”.
В начале 1989 г. при ЦСКБ создано КБ “Фотон” как открытая организация для работы с иностранными специалистами.
Численность персонала (начало 1976 г.)- 3309 чел.
Гл. конструктор (1960-07.1983 г.)- Д.И. Козлов. Ген. конструктор (07.1983-06.2003 г.)- Д.И. Козлов.
Начальник, Гендиректор (1960-06.2003 г.)- Д.И. Козлов.
Зам. гл. конструктора (1960-е)- В.И. Крайнов.
1-й зам. Начальника (2002 г.)- А.В. Чечин. Зам. начальника (1960-е)- А.Г. Рахнович.
Работали: (1970-е)- Г.П. Аншаков, А.М. Солдатенков, В.М. Сайгак, М.Ф. Шум, Г.Е. Фомин, Ю.В. Яременко, В.С. Савинов, М.Г. Татко, В.И. Крайнов, В.А. Жуков, В.Ф. Агарков, Ю.Г. Антонов, В.Д. Капитонов, В.С. Кандалов, И.В. Смирнов.
Создано: РН на базе Р-7: “Восток” (8К72, 8А92), “Восток-М”, “Молния” (8К78), “Восход-3КВ” (11А57), “Восход-2” (11А59), “Союз” (7К1, 11Ф615), “Союз-У, -У2, -2, -ФГ” (11А511); КА: фотонаблюдения “Зенит-2М” (пнв в 1970 г., в 1962-70 г. 82 запуска), “Зенит-4М (пнв в 1971 г., в 1963-70 г. 76 запусков), “Зенит-4МТ” (запуски в 1971-75 г., пнв в 1976 г.), “Зенит-6” (пнв в 1978 г.), “Зенит-8” (в 1978-81 г. 6 запусков), “Янтарь-1КФ”, “Янтарь-2К” (1970-е), “Янтарь-4К” (пнв в 1982 г.), “Фрам” (1975); орбитальная станция “Салют” на базе “Алмаза” (запущена в 1971 г.); медико-биологических исследований “Бион-605, -670, -782” (1973-); проект боевого спутника “Звезда” (7К-ВИ) (1965-67 г.), вооруженного пулеметом (10776).
30 декабря 1918 г. завод Дукс был передан из Увофлота НКВМ в ведение Главкоавиа ВСНХ и получил название ГАЗ-1. 25.08.1924 г. заводу присвоено имя ОДВФ (Общество друзей воздушного флота), в 1925 г. - им. Авиахима. В 1924 г. ГАЗ-1 - ведении ГУВП ВСНХ. В соответствии с пост. СТО № 121 от 28.01.1925 г. и приказом ВСНХ № 415 от 10.02.1925 г. завод передан в ведение вновь созданного «Авиатреста» Главметалла ВСНХ. По пр. Авиатреста № 15 от 13.04.1925 г. завод № 1 им. ОДВФ переименован в ГАЗ-1 им. ОДВФ. В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926 г. по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927 г. и Авиатреста № 114сс от 4.08.1927 г. ГАЗ-1 им. Авиахима с 1.10.1927 г. переименован в завод № 1 им. Авиахима. Приказом Авиатреста № 131 от 27.09.1927 г. действие приказа № 114сс было приостановлено до особого распоряжения. С 1930 г. завод - в ведении ВАО ВСНХ, с 1932 г. - в самолетном тресте ГУАП НКТП, в 02.1937 г. - 1ГУ НКОП. В 02.1939 г. передан в ведение НКАП. С 1941 г. - завод № 1 им. И.В. Сталина. Имел наименования: «п/я 2402» (1936 г.), «п/я 208» (1939 г.). В 1924 г. из-за недостатка заказов было принято решение о слиянии ГАЗ-1 и ГАЗ-5; ввиду окончания работ по слиянию приказом Авиатреста № 22 от 25.04.1925 г. ГАЗ-5 полностью подчинен директору ГАЗ-1 (11982).
30 декабря 1918 завод Дукс национализировали и назвали ГАЗ 1 (1774,38).
За рубежом:
30 декабря 1918 прошла общегерманская конференция Союза Спартака (2443,393) и основали КПГ (3907,99).
30 декабря 1918 Берлин. Общегерманская закрытая конференция "Союза Спартака" продолжила работу как Учредительный съезд КПГ. Съезд послал приветствие правительству РСФСР (7446).
30 декабря 1918 была основана Германская коммунистическая партия и в программе, написанной Р.Люксембург, непосредственной задачей пролетариата ставилось построение социализма и уничтожение корней капитализма (2101).
30 декабря 1918 г. на съезде, провозгласившем создание Коммунистической партии Германии на базе коммунистического союза «Спартак» выступил К. Б. Радек, уроженец Галиции, подданный Австро-Венгрии, член СДПГ и РСДРП, один из ближайших соратников Ленина (11784).
30 декабря 1918 английские войска высадились в Батуми (3186).
Авиапромышленность:
31 декабря 1918 г. Президиумом Совнархоза был утвержден состав правления Авиачасти (Главкоавиа). В это время на Авиачасти лежали функции снабжающего, контролирующего и надзирающего органа, действия коего распространялись не только на национализированные заводы Московского объединения, но и на заводы Петроградского района, Пензенский завод и ненационализированные заводы Московского района, а также на все подобные заводы (“Шарикоподшипник”, “Искромет”, аэролаковые заводы и прочие).
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 323. Л. 82-89 об. Подлинник (10711,118).
31 декабря 1918 г. был завершен процесс создания первого советского специального государственного органа по управлению предприятиями авиационной промышленности, который стал именоваться Главным правлением объединенных авиапромышленных заводов (586) - Главкоавио.
Главкоавио представляло собой типичное для той поры специализированное объединение, имевшее в своем составе предприятия одной отрасли, которые не располагали никакой самостоятельностью и находились в полной зависимости от главка. (Эта система управления, возникшая под воздействием политики военного коммунизма, известна под названием "главкизма"). В структуре Главкоавио для управления подведомственными предприятиями были образованы отделы - общий, технический, материально-заготовительный (587).
По другим данным 31 декабря 1918 при ВСНХ было образовано ГУ авиапромышленных заводов - Главкоавиа (62,17). Президиум ВСНХ постановил национализировать Моска, Дукс, Мотор и Гном-Рон (80,19) со всеми их капиталами и прочим имуществом, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни состояло (585).
Среди моторных заводов в это время были:
Гном-Рон - ГАЗ-2, а с 1922 - Икар
Мотор - ГАЗ-4 (с 1919), в 1924 присоединили ГАЗ-6 (бывший Сальмсон или АМСТРО-6).
ДЕКА - ГАЗ-9
Магнето и свечи делал подольский Зингер и московский Искромет (80,49).
Для управления заводами образовали Главное правление объединенных заводов авиапромышленности (Главкоавиа) - первый советский гос. орган по управлению авиапромышленностью (237,134).
Главкоавио представляло собой типичное для той поры специализированное объединение, имевшее в своем составе предприятия одной отрасли, которые не располагали никакой самостоятельностью и находились в полной зависимости от главка. (Эта система управления, возникшая под воздействием политики военного коммунизма, известна под названием "главкизма"). В структуре Главкоавио для управления подведомственными предприятиями были образованы отделы - общий, технический, материально-заготовительный (275).
Во главе Главкоавио стояло правление, сформированное из представителей подведомственных предприятий, профработников и военных летчиков. На крупных авиазаводах также образовывались правления (276).
По другим данным 31 декабря 1918 на заседании Президиума ВСНХ 4 авиазавода: Моска, Дукс, Мотор и Гном и Рон со всеми их капиталами и пр. имуществом, где бы оно не находилось (1647,3).
31 декабря 1918 г. Пост. Президиума ВСНХ создано ГУ объединенных авиапромышленных заводов («Главкоавиа») в ведении Отдела металла ВСНХ. Пост, президиума ВСНХ от 22.12.1919 г. «Главкоавиа» передано в ведение Промвоенсовета Чусоснабарма, с 17.03.1921 г.в ведении Промвоенсовета ВСНХ, с 6.06.1921 г.в составе ГУВП. Пост. СТО от 16.06.1920 г. авиапредприятия отнесены к ударной группе оборонных заводов по степени снабжения. На конец 1921 г. в состав «Главкоавиа» входило 14 предприятий. Однако, Главкоавиа было не единственным органом управления авиазаводами: с 18.11.1921 г. часть заводов находилась в ведении Правления фабрично- заводскими предприятиями ВВС «Промвоздух». Пост, президиума ВСНХ от 17.07.1929 г. Правление «Промвоздух» влито с 1.10.1929 г. в состав Авиатреста, на тот момент в его ведении находилось 6 заводов (11982).
31 декабря 1918 появился и существовал до 6 июня 1921 Главкоавиа:
Главное правление объединённых авиапромышленных заводов.
Его подчинённость (входимость) менялась многократно: …при ВСНХ; …Отдела металла ВСНХ; …Совета военной промышленности при ЧУСОСНАБАРМ; …Совета военной промышленности ВСНХ РСФСР.
Первый Председатель Главного Правления Главкоавиа (1918/1919 гг.) - Вячеслав Карлович Корзун (1879 – 1938), плодотворно работавший во многих отраслях отечественной промышленности, в том числе: в 1920 – 1922 гг. - управляющим авиазавода «Дукс» (будущий ГАЗ-1 им. Авиахим), а в конце 20-х годов - членом коллегии ГВПУ.
После В.К. Корзуна Главкоавиа возглавил Георгий Михайлович Михайлов (1919/1921 гг.).
Располагалось Главкоавиа на Страстном бульваре, дом 6, почти напротив Страстного монастыря, на месте которого сейчас кинотеатр «Пушкинский» (б. «Россия»). В те годы это был 2-этажный «Дом статского советника (полковника) И.И. Бенкендорфа», племянника шефа жандармов (эскиз слева). В 1930 году надстроены 3 этажа, раздвинуты стены фасада (фото в центре); с 1987 года в доме вход в метро «Чеховская» (фото справа).
Источник: Движение Архнадзор, Источник: «Комсомольская правда»,12.03.2012 Источник: Движение Архнадзор,
Архив А.А. Иванова-Терентьева. Архив Леонида Репина Архив А.А. Иванова-Терентьева.
Известны яркие воспоминания Ирины Вячеславовны Корзун
о своём отце, эпохе (фото 1919 – 1920 гг.):
На Страстном бульваре 6 Учрежденьице там есть,
Главкоавиа оно
Прозывается давно.
С 6 июня 1921 Главкоавиа ста Авиаотделом (№4) ТПУ ГУВП:
Летом 1921 г. Главкоавиа упразднили, входившие в него авиапредприятия вернули из Совета военной промышленности при ЧУСОСНАБАРМе обратно в ВСНХ, в котором одновременно было образовано Главное управление военной промышленности (ГУВП), и подчинили Авиаотделу (Отделу №4) Техническо-Производственного управления (ТПУ) ГУВП ВСНХ.
Руководили Авиаотделом последовательно Михаил Иванович Хахарев (1921 и 1922/1923), Василий Васильевич Субботин (1921/1922), Владимир Васильевич Кутовой (1923), Александр Александрович Ширямов (1923/1925).
С 28 января 1925 Авиаотдел стал Авиатрестом:
28 января 1925 году авиапредприятия Отдела №4 ГУВП ВСНХ, были выделены в Государственный трест авиапромышленности (Авиатрест) Главного управления металлической промышленности (ГУМП) ВСНХ.
Общепризнан тезис: «Создание Авиатреста, просуществовавшего 5 лет, привело к консолидации отечественного авиастроения».
Руководило Авиатрестом Правление в составе Председателя и четырёх членов (один или два из них - зам. председателя), назначаемых ВСНХ по согласованию с ЦК профсоюза (Председатель утверждался Реввоенсоветом). Персональный состав Правления, прежде всего его Председатель, за время существования Авиатреста менялся неоднократно.
Помимо Правления имелись Технический директор, Коммерческий директор, два Главных инженера по направлениям – самолётостроительному и моторостроительному, а также Заведующий техническим отделом.
В 1926 году в Авиатресте появился Техсовет, который, в свою очередь, сформировал Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) с разветвлённой структурой по направлению деятельности и территориальному размещению.
Авиатрест обладал широкой самостоятельностью, был на полном хозрасчете, являлся членом Московской товарной и фондовой бирж. Первоначально в него входило 11 подведомственных предприятий, в основном номерных заводов. Они были лишены права юридического лица, не имели своих балансов, отчётности и не могли выходить на рынок.
А в оперативном плане руководство всей деятельностью заводов осуществляли их директора.
Разместили Авиатрест также в центре Москвы, в Большом Черкасском переулке, дом 2/10 (угол Никольской улицы). Впечатляющая размерами вывеска на угловом торце дома… Но занимал он всего четыре комнаты с общим коридором, выходившим на лестничную площадку.
Писатель Игорь Чутко приводит подробность, похожую на байку: у входа в коридор сидел инвалид с наганом и выписывал пропуска, только фамилию надо было назвать погромче, так как инвалид был глуховат после контузии.
В октябре 1927 Авиатрест стал частью ГВПУ:
В октябре 1927 года авиастроение было включено в состав оборонных отраслей промышленности. Авиатрест переподчинён от ГУМП ВСНХ - Главному военно-промышленному управлению (ГВПУ) ВСНХ.
ГВПУ имело коллегию и несколько отделов, в их числе – Авиаотдел (IV отдел, по другим данным – V отдел), и просуществовало до мая 1930 года.
Председатель ГВПУ с середины 1926 по октябрь 1929 года – Александр Фёдорович Толоконцев (1889 – 1937).
При нём промышленность была засекречена, и все авиазаводы, кроме ГАЗ-1 им. Авиахим («Дукс»), перенумерованы. Например, в Ленинграде ГАЗ-3 («Красный лётчик») стал Завод №23, в Москве ГАЗ-5– Завод №25 и ГАЗ-7 – Завод №22 им. Х-летия Октября, а ГАЗ-2 («Икар») и ГАЗ-4 («Мотор») слиты в Завод №24 им. Фрунзе, в Рыбинске ГАЗ-6 – Завод №26 им. Павлова, в Запорожье ГАЗ-9 – Завод №29, и т.д.
27 ноября 1929 г. Толоконцев указан посетителем кремлёвского кабинета Сталина. Здесь, возможно, решалось его новое назначение…
А на месте Начальника ГВПУ его сменил Урываев Михаил Георгиевич (1887 – 1937), перед тем работавший Председателем Правления Авиатреста.
ВСНХ, Наркомтяжпром… Все эти организации – монстры и некоторые другие организации размещались, каждая в своё время, тоже в центре Москвы на территории, издавна называвшейся «Деловой двор» и застроенной солидными зданиями, образующими замкнутое кольцо.
Сама территория располагалась между площадью Варварские ворота (она же – площадь Ногина, она же, ныне, Славянская площадь) и набережной Москвы-реки; справа её ограничивал Китайгородский проезд, слева – Солянский тупик.
ч. 1 ... ч. 33 ч. 34 ч. 35 ч. 36 ч. 37 ... ч. 43 ч. 44