Авиапромышленность

ч. 1 ... ч. 32 ч. 33 ч. 34 ч. 35 ч. 36 ... ч. 43 ч. 44

14 декабря 1918 КА сформировала коммунистическое правительство Латвии. Хотели идти в Германию поднимать революцию (3908,288).
14 декабря 1918 войска С.Петлюры, который сверг гетмана П.Скоропадьского, заняли Киев (3908,288).
Жизнь и внутренняя политика:
14 декабря 1918 гетман Украины П. Скоропадский отрекся от власти и бежал в Германию (этот день описан в “Днях Турбиных” М. Булгакова) (4962).
За рубежом:
14 декабря 1918 на выборах в Великобритании впервые голосовали женщины старше 30 лет, а для мужчин снизили до 21 лет. Женщины шли не охотно (3263,730).
14 декабря 1918 принц-регент Александр провозгласил Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с династией Карагеоргиевичей (3481).
14 декабря 1918 был убит президент Португалии Сидонио Паес (3907,99).
Другие оборонные отрасли:
15 декабря 1918 в Ленинграде основан ГОИ (3960, 488).
15 декабря 1918 года по Постановлению Наркомпроса был организован ГОИ. Базой для организации института послужил оптический отдел КЕПС (Комиссия по изучению естественных и производительных сил России) при АН СССР. Основное ядро КЕПС составляли оптики Физического института Петроградского университета. В 1919 году институт было передано помещение бывш. конфетной фабрики, которая находилась в доме № 4 по Биржевой линии В.О. В дальнейшем институту были переданы дома (жилые и служебные) ранее принадлежавшие купцу Елисееву, расположенные рядом с д. № 4 по Биржевой линии (10298).
Армия:
15 декабря 1918 Севастополь. Восстание на болгарском крейсере "Надежда" под руководством С.Спасова. К вечеру восстание было подавлено английской морской пехотой, вызванной командиром крейсера Стателовым (7447).
Жизнь и внутренняя политика:
15 декабря 1918 к власти на Украине пришла Директория (4962).
За рубежом:
15 декабря 1918 Берлин. Программное заявление "спартаковцев" в газете "Роте Фане" "Чего хочет "Союз Спартака" (7446).
Другие оборонные отрасли:
До середины декабря 1918 г. из Петрограда на Симбирский патронный было вывезено 37 барж и 600 вагонов с оборудованием, около 1200 рабочих и членов их семей. В декабре 1918 г. завод выпустил 2,5 млн патронов. Совет Обороны неоднократно обсуждал работу Симбирского патронного завода, принимал действенные меры к обеспечению его металлом, топливом, продовольствием, квалифицированными рабочими. По предложению В. И. Ленина на Симбирский патронный завод были направлены рабочие с предприятий Петрограда, Ижевска и Тулы для введения третьей смены. Был назначен чрезвычайный комиссар завода К. Н. Орлов [21, с. 547, 548] (5484).
Армия:
В первой половине декабря 1918 приказом РВСР N 364 потребовали каждой дивизии придать по одному авиаотряду. Составили 45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских и 1 фоторазведывательный. Все распылили, хотя истребителей свели в 4 дивизиона (278,160).

Во, мечтатели.


В середине декабря 1918 г. в Озинки прибыло звено 5-го Социалистического авиаотряда, и с 25 декабря авианалёты на Уральск стали регулярными (РГВА, Ф.184, Оп.3, Д.512, Л.100). Город являлся основной базой Уральской Армии, единственным значительным политическим, экономическим и культурным центром. Удары советской авиации должны были не только нанести ущерб, но и подорвать моральный дух защитников и населения (12056).
Другие оборонные отрасли:
16 декабря Артком ГАУ сформировал КОСАРТОП под руководством В.М.Трофимова (9527,260).
За рубежом:
16 декабря 1918 Берлин. Открытие Всегерманского съезда представителей рабочих и солдатских Советов (СДРГ - 288 делегатов, НСДПГ - 87, "Союз Спартака" -10). Массовая 250-тысячная демонстрация в поддержку съезда, с призывом провозгласить Германию Советской Социалистической республикой (7446).
С 16 по 21 декабря 1918 был проведен Всегерманский съезд советов (2443,393).
16 декабря 1918 Хельсинки. Завершена эвакуация германских войск из Финляндии. В последнем транспорте с 2-мя уланскими полками отбыл ген.Р.Гольц (7450).
16 декабря 1918 вышел закон о всеобщем избирательном праве в Румынии (3960, 489).
16 декабря 1918 была образована КП Польши (3960, 489).
Авиапромышленность:
С 17 декабря 1918 г. завод (Завод № 23 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Русско-Балтийский воздухоплавательный завод АО РБВЗ, Завод «Авиа-Балт», Петроградский государственный соединённый авиазавод (ПГСАЗ), Завод № 3 «Красный летчик» ВСНХ, Государственный авиационный завод № 3 (ГАЗ-З) «Красный летчик» ВСНХ /г. Рига; г. Петербург, г. Петроград, г. Ленинград Новая Деревня, Строгановская наб., 1 «ГАЗ третий» (1925- 27 г.)/), национализированный 25 сентября 1918, вошел в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, с 04.1919 г. - правления Северной районной группы авиазаводов. В 12.1919 г. - в ведении Главкоавиа. В 11.1920 г. вошел как Русско-Балтийский авиазавод № 2 (отделение № 2) в состав Петроградского государственного соединённого авиазавода в ведении Петроградского СНХ. Туда также вошли заводы «Гамаюн» (отделение № 1), Лебедева (отделение № 3) и В.В. Слюсаренко. Объединение заводов было утверждено приказом ГУВП ВСНХ от 14.05.1921 г. Основу завода составили: оборудование и кадры завода «Гамаюн», оборудование завода Лебедева и часть оборудования завода «Авиа-Балт» не отправленная в Сарапул. В 11.1922 г. объединенный авиазавод переименован в ГАЗ-З «Красный лётчик» в ведении Севзапвоенпрома. В 1924 г. - в ведении ГУВП ВСНХ. В соответствии с пост. СТО № 121 от 28.01.1925 г. и приказом ВСНХ № 415 от 10.02.1925 г. завод вошел в состав вновь образованного Авиатреста Главметалла ВСНХ. По пр. Авиатреста № 15 от 13.04.1925 г. завод № 3 «Красный летчик переименован в ГАЗ-З «Красный летчик». В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926 г. по приказам ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927 г. и Авиатреста № 114сс от 4.08.1927 г. ГАЗ-З «Красный летчик» с 1.10.1927 г. переименован в завод № 23. Приказом Авиатреста № 131 от 27.09.1927 г. действие приказа № 114сс было приостановлено до особого распоряжения. С 02.1931 г. завод - в ведении BOA ВСНХ, затем ВАО, с 1932 г. - в самолетном тресте ГУАП НКТП. В 02.1937 г. - в ведении 1ГУ НКОП (и на 12.1938 г.), с 01.1939 г. - НКАП.

Производственная программа на 1923-24 г.: 28 М-24 (выпущено 28), 12 Морских АВРО (МУ1-М2) (0). В 1925 г. план по авиапроизводству выполнен на 27%, выпущено У-2 - 20 шт., МУР - 1, И-2 - 63 шт. В 1927 г. мощность завода - 120 И-2бис в год.

С 1922 г. Д.П. Григорович - шеф-конструктор завода, с 05.1926 г. на заводе действует ОМОС Григоровича, в 1927 г. отдел переведен на завод № 22.

С 1936 г. - на заводе база ОКБ В.В. Никитина. В разное время на заводе работали также А.С. Москалев, В.Б. Шавров, Г.И. Бакшаев.

В 1930-х г. на заводе проводились работы по модификации планирующих торпед.

Производственная программа завода на 1937 г.: 1500 У-2. В 1939 г. проектная мощность завода составляла 3000 У-2 в год. План производства на 1941 г.: 510 ЛаГГ-3.

С 03.1940 г. гл. конструктор завода- O.K. Антонов, здесь в 10.1940 г. он заканчивает проект «самолета № 4», в 09.1940 г.- разработан ОКА-38 «Аист». По приказу № 564с от 15.10.1940 г. O.K. Антонов освобожден от должности гл. конструктора завода № 23 и назначен начальником ОКО завода № 380 для продолжения работ по самолету ОКА-38 «Аист». Вместе с Антоновым переведена группа ИТР с завода № 23.

В соответствии с приказами НКАП № 652сс от 9.07.1941 г. и № 729сс от 22.07.1941 г. завод эвакуирован к 08.1941 г. в г. Новосибирск и влит в состав завода № 153 НКАП, часть завода эвакуирована в Казань (в 12.1941 г. в Ленинграде действовало отделение завода № 23).65

В 11.1944 г. на его месте образован завод № 272 НКАП.

Количество оборудования: (1925 г.)- 120 ед., (1926 г.)-194 ед., (11.1940 г.)- 358 металлорежущих станков.

Площадь: территории (1925 г.)- 35 тыс. м2; производственная (1925 г.)- 4,5 тыс. м2; вспомогательная (1925 г.)- 2,4 тыс. м2.

Численность персонала (1914 г.)- 270 рабочих, (11.1915 г.)- 490 рабочих, (1.04.1917 г.)- 869 чел., (12.1926 г.)- 733 чел.

Директор (-1918 г.)- В.И. Ярковский (расстрелян). Управляющий (11.1924 г.)- Афанасьев. Директор (-09.1925- 26 г.)- Н.А. Афанасьев, (1926-10.1928 г.-> А.С. Савельев, (-19.07.1937 г.)- Д.А. Орлов, (19.07.1937-29.08.1938 г.)- П.Н. Балабанов, (14.08.1938 г.-)- В.П. Воронин, (-07.1940 г.)- С.С. Баринов, (07.1940 г.-)- П.В. Фролов, (-04.1941 г.)- П.П. Скарандаев, (07.1941 г.)- Обозный.

Зам. директора (07.1928 г.)- Соколов. Помощник директора: по техчасти (1925 г.)- Сивальнев, (10.1928 г.)- Пашкевич; и.о.- Зверев; по коммерческой части (1925 г.)- С.А. Заблоцкий; по найму и увольнению'(06.1937 г.)- В.С, Козин.

Директор: технический (1912 г.-)- И.И. Сикорский, (1927 г.)- Пашкевич, (-10.06.1937 г.)- Е.Ф. Амбольт; коммерческий (1923 г.)- С.А. Заблоцкий.

Гл. инженер (-21.11.1938 г.)- Н.Е. Попов, (21.11.1938 г.-)- П.С. Брылин.

Гл. конструктор (04.1912-03.1918 г.)- И.И. Сикорский {6.06.1889-26.10.1972}, (1922-27 г.)- Д.П. Григорович, (- 03.1940 г.)- А.А. Дубровин, (03-10.1940 г.)- O.K. Антонов.

Начальник производства (1912-14 г.)- Г. Адлер.

Заведующие отделами: техническим (-09.1925-07.1927 г.-)- Зверев; ремонтно-строительным (1925 г.)- Зобнин; материальным (1925 г.)- Рыбин; контрольным (1927 г.)- Зверев; ОЭТ (10.1927 г.)- Жигулев, (10.1928 г.)- Боровский.

Заведующий бюро: организации и производства (-11.1924-25 г.-)- Н.В. Пирамидов; технико-нормировочного (1925 г.)- Берхен; мобилизационным (04.1928 г.)- Десмитнек.

Комендант (11.1924 г.)- Николаевский.

Производство: самолеты: «Гаккель-IV» (1911)- 2, "Newport-IV" (1912-14)- 38, С-5А, С-10 (1913)- 16, С-12 (1913)- 12, С-16 (1915-16)- 33, С-19 (1916)- 4, С-20 (1917)- 4, «Русский витязь» (1913)- 1, «Илья Муромец» (1914- 18)- 85, М-23бис (1923)- 1, М-24 (1923-24)- 60, СУВП (1925)- 1, И-2 (1925-29)- 63 (1925), И-2бис (1928), МРЛ-1 (1925)- 1, МР-2 (1926)- 1, МУР-1 (1926)- 1, У-1 (Авро 504-К, 1926-30)- 482, МУ-1 (Авро 504-Л, 1927-29)- 61, РОМ-1 (1927)- 1, МУ-2 (1928)- 1, П-2 (1928), РОМ-2 (1929)- 1, МР-3 (1929)- 1, У-2 (1929-40)-10972, АП (1930-40)- 1235, СП (1934-39)- 831, СС (1934-36)- 99, АИР-6 (1935-36)- 107, ВС (1935-36)- 468, ЛИГ-10 (1937)- 1, УТ-2 (1938-41)- 677, ЛаГГ-3 (1941)- 65, Ш-2, МУ-3, Як-12 (11982).


С 17 декабря 1918 г. завод завод «Гамаюн» 1-го Российского общества воздухоплавания С.С. Щетинина (Товарищество «Биплан ЯМГ», «Первое Российское общество воздухоплавания С.С. Щетиннна и К0», «Первое Российское общество воздухоплавания С.С. Щетинина и К0/Аэротехническое АО М.А. Щербакова и К0 - Гамаюн», завод «Гамаюн» ВСНХ, Авиазавод № 1 ВСНХ / г. Петербург/), национализированный 28 сентября 1918 г., вошел в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, с 04.1919 г. - правления Северной районной группы авиазаводов. В 12.1919 г. - в ведении Главкоавиа. В 11.1920 г. вошел в состав Петроградского государственного соединённого авиазавода как авиазавод № 1 (отделение № 1). В 11.1922 г. завод вновь стал самостоятельным, подчинялся Севзапвоенпрому, с 1925 г. - в ведении «Авиатреста» ГУМП ВСНХ.

В 1920 г. завод полностью сгорел и был закрыт. Затем был восстановлен, в 1930 г., вероятно, опять закрыт.131

Численность персонала (1915 г.)- более 900 чел.84

Технический директор (1912-17 г.) - Д.П. Григорович (М-1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10, -11, -12, -15, -16, ГАСН).

Начальник КБ (1916 г.)- М.М. Шишмарев (ГАСН).

Зав. чертежным бюро (1913 г.) А.Н. Седельников.

Создано: гидросамолеты: М-1 (14.06.1914 г.), М-5 (01.1915 г.), М-9 (7.01.1916 г.), М-11 (22.08.1916 г.), ГАСН (6.09.1917 г.).

Производство: самолеты: «Россия-А» (1910)- 5, «Россия-Б» (1910)- 5, "Newport-IV" (1912-14)- 57, М-1 (1913)- 1, М-2 (1914)- 1, М-3 (1914)- 1, М-4 (1915)- 4, М-5 (1915-23)- 300, М-6 -1, М-7 -1, М-8 -1, С-2 (1916)- 1, М-9 (1916-)- 500, М-10 (1916)- 1, М-11 (1917-)- 60, М-12 (1916), М-15 (1916), М-16 (1916-)- 40, МК-1 (1916)- 1, ГАСН (1916)- 1 (11982).


С 17 декабря 1918 г. завод (Авиазавод «Лебедь», «Акционерное общество воздухоплавания В.А. Лебедева» /г. Петербург, район Комендантского аэродрома/) вошел в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, в 01.1919 г. был национализирован. С 04.1919 г. - в ведении правления Северной районной группы авиазаводов, в 12.1919 г. - в ведении Главкоавиа. В 11.1920 г. завод в Петрограде вошел в состав Петроградского государственного соединённого авиазавода в качестве отделения № 3.

Численность персонала (1915 г.)- около 890 чел. (11982).


С 17 декабря 1918 г. завод В.В. Слюсаренко вошел в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, с 04.1919 г. - правления Северной районной группы авиазаводов. В 1919(21) г. завод в Петрограде вошел в состав Петроградского государственного соединённого авиазавода.

В 1918 г. зайод был закрыт, затем вновь начал действовать (11982).


С 17 декабря 1918 г. Фабрике «Ф. Мельцер» вошла в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, с 04.1919 г. - правления Северной районной группы авиазаводов. В 1919 г. переименована в Ленинградскую мебельную фабрику им. Халтурина (Завод № 162 НКАП, НКлеса , Петроградская авиационная фабрика Ф. Мельцера, Мебельный завод им. Халтурина, Мебельный завод № 4 ПО «Ленмебельдревпром», ОАО «Экспериментальный мебельный комбинат «Интурист» ПО «Ленпроектмебель» /г. Петроград, г. Ленинград ул. Карповка, 27 (1942 г.)/ 197022 г. Санкт-Петербург наб. р. Карповка, 27/). В 1921 г. с началом востановления промышленности начат выпуск корпусов самолетов.

В 1930-х г. передана в Авиапром и получила название завод № 162 (был в 08.1939 г.). Производство авиационных винтов, спеиукупорок. Действовал в 6ГУ НКАП.

По приказу № 931сс от 31.08.1941 г. планировалась эвакуация в Саратов на площадку завода № 449, но эвакуирован не был. В конце 1941 г. выпускал в/винты для М-11.

По приказу № 470с от 3.08.1943 г. завод передан из 6ГУ в 14ГУ, началось восстановление производства деревянных в/винтов. По приказу № 306с/ 203пс от 24.07.1945 г. завод с 1.07.1945 г. передан в НКлеса. Личный состав и оборудование переведены на завод № 383 НКАП. Далее завод № 162 Министерства бумажной и деревообрабатывающей промышленности выпускал в/винты для По-2 (1955 г.). Затем переименован в мебельный завод № 4 (далее- ОАО «Экспериментальный мебельный комбинат «Интурист»),

Численность персонала (1890 г.)- 200 чел.

Директор (01-08.1940 г.-; 07.1945 г.)- С.И. Ведехин, (1942 г.)- Бондарев. Гендиректор (2003 г.)- В. Г. Кремов (12082).


С 17 декабря 1918 г. Петроградский машиностроительный завод вошел в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, с 04.1919г. правления Северной районной группы авиазаводов. Пост. ВСНХ от 25.03.1919г. завод национализирован и переименован в Петроградский государственный завод точного машиностроения (с 09.1920г. № 36). В 05.1922г. переименован в Государственный трест (завод) точного машиностроения им. Макса Гельца, в 07.1938г. - в ГС ленинградский машиностроительный завод им. Макса Гельца, в 02.1939г. - в Государственный завод точного машиностроения им. Макса Гельца. (Макс Гелъц {1889-ЗЗг.}- немецкий революционер).

В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. Завод Макса Гельца НКОМ подлежал эвакуации в г. Пензу на площадки Мебельной фабрики, спиртоводочного завода и 3-го часового завода. Но завод (или его часть) продолжил действовать в Ленинграде. В 07.1942г. - завод № 810 им. Макса Гельца в ведении ЗГУ НКМВ. Боеприпасное производство. Действовал в Ленинграде в 01.1943г.

18.05.1946г. завод № 810 переименован в ГС ордена Отечественной войны I степени Ленинградский завод полиграфических машин «Линотип» в ведении ГУ точного машиностроения ММиП, в 1947-48г. - в ведении Главполиграфмаша ММиП, с 12.09.1953г. - ордена Отечественной войны I степени Ленинградский завод полиграфических машин в ведении ММ, ММиП (1954-56г.), МПиСА (1956-57г.). В соответствии с ПСМ № 839 завод с 10.07.1957г. передан в ведение Управления общего машиностроения ЛенСНХ. С конца 1965г. Государственный ленинградский завод полиграфических машин - в ведении Минлегпищемаша.131

В составе предприятия (1947г.) цехи: основные: станкостроительный № 1, сборки линотипов № 3, вспомогательного производства № 4, механический линотипов № 5, заготовительный № 6, нормалей № 8, модельный № 9, опытных машин № 10, механических приборов № 19, гальванический № 20; вспомогательные: паросиловой № 11, инструментальный № 12, ремонтно-механический № 13, ремонтно-строительный № 14, электро-ремонтный № 15, транспортный № 17.

По приказу № 18 от 31.01.1986г. вошел в состав Ленинградского ПО полиграфического машиностроения «Ленполиграфмаш».

Количество оборудования: (1939г.)- 990 ед., (1946г.)- 1339 ед., (1947г.)- 1649 ед.

Площадь: территории (1947г.)- 3.8 га; застройки (1947г.)- 16073 м ; производственная (1939г.)- 14466 м2, (1946г.)- 18048 м2, (1947г.)- 19716 м2.

Численность персонала: (1939г.)- 3169 чел., (1946г.)- 2520 чел., (1947г.)- 2592 чел. Директор (1948г.)- Цветов. Гл. инженер (1948г.)- Балаян.



Производство: линотип Н-2, матрицы МН, монотип МК, МО; станки токарные ВЦ-175, РМЦ-1000; замки висячие (1947).129

Завод «Ленполиграфмаш», и/я 487, Ленинградское ПО полиграфического машиностроения (ПО «Ленполиграфмаш») Минэнерготяжмаша, ОАО «Ленполиграфмаш», ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» /г. Санкт-Петербург/

Завод полиграфических машин после начала войны эвакуирован в Шадринск на площадку Мотороремонтного завода, где создан завод № 815 НКМВ.

В начале 1950-х г. назывался «Ленполиграфмаш». С 1951г. началось освоение производства аппаратуры для войск ПВО - станции передачи команд на ракеты ЗРК С-25. Для этого создана новая производственная база, освоены новые технологии. Далее радиотехническое производство выделено в самостоятельный Ленинградский завод радиотехнического оборудования.

Вероятно, завод имел наименование «п/я 487» (или это завод № 779). В 01.1966г. предприятие «п/я 487» было слито с ЗРТО.

По приказу № 18 от 31.01.1986г. в состав Ленинградского ПО полиграфического машиностроения «Ленполиграфмаш» вошел Ленинградский завод полиграфических машин. В соответствии с распоряжением СМ СССР № 443 от 27.02.1987г. и приказом Минэнерготяжмаша № 80 от 10.03.1987г. ПО «Ленполиграфмаш» передано в ведение Минэнерготяжмаша. На основании решения учредительной конференции представителей трудовых коллективов от 27.11.1990г. и по приказу № 580 от 5.12.1990г. завод вошел в состав Концерна, куда вошли также машиностроители металлургической, черной, энергетической, подъемно-транспортной и полиграфической промышленности.



29.05.1991г. ПО «Ленполиграфмаш» преобразовано в АООТ «Ленполиграфмаш» (зарегистрировано в Минфине под № 41). По решению регистрационной палаты Санкт-Петербурга № 51520 от 16.09.1996г. АООТ было преобразовано в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. 3.04.2007г. ОАО «Ленполиграфмаш» переименовано в ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» (11982).
Другие оборонные отрасли:
17 декабря 1918 в составе ГАУ создали Комиссию особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП) - первый научный центр артвооружения (359,25) во главе с В.М.Трофимовым (1073,21).
17 декабря 1918 года в составе Арткома ГАУ формируется Комиссия особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП) (9641).
17 декабря 1918 г. в составе Артиллерийского комитета создана Комиссия особых артиллерийских опытов (Косартоп) - первый советский научный центр для разработки вопросов развития артиллерийского вооружения (председатель В. М. Трофимов). В работе комиссии активно участвовали академики А. Н. Крылов, П. П. Лазарев, профессора Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, Г. А. Забудский, С. Г. Петрович и др. В феврале 1919 г. РВСР утвердил первый штат ГАУ. Местными органами ГАУ были окружные артиллерийские управления. После Гражданской войны работники ГАУ приводили в порядок артиллерийское вооружение, занимались его модернизацией (10711,666).
17 декабря 1918 года организуется первый советский научно-экспериментальный центр по вооружению – Комиссия особых артиллерийских опытов (Косартоп) во главе с выдающимся ученым-артиллеристом В. Трофимовым. В работе комиссии принимали участие известные академики: А. Крылов и П. Лазарев; профессора Н. Жуковский, С. Чаплыгин, Н. Дроздов; конструкторы Ф. Лендер, В. Рдутловский и другие. Первым орудием, созданным советскими конструкторами, освоенным отечественной промышленностью и принятым на вооружение Красной Армии, стала 76-мм полковая пушка образца 1927 года, разработанная коллективом Косартопа. Созданием этой пушки был подведен итог дискуссии о том, нужна ли пехоте своя артиллерия, которая, находясь в ее руках, сопровождала бы ее в наступлении «не только огнем, но и колесами». Некоторые специалисты считали, что полковая артиллерия лишь утяжелит пехоту и снизит темп наступления. Однако Первая Мировая война показала, что в позиционной войне близость укреплений воюющих сторон друг к другу часто сковывала огонь дивизионной артиллерии, которая, составляя основную мощь огневой поддержки пехоты, не всегда могла уничтожать мелкие цели – пулеметные гнезда, малокалиберные орудия и т.д. К тому же тоненькая ниточка телефонного провода, связывавшая пехотного командира с артиллерией, в бою часто обрывалась, и порой в самый трудный момент боя из-за боязни поразить своих артиллерия смолкала, а пехота оставалась без поддержки один на один с противником. Поэтому в дополнение к дивизионной артиллерии возникла необходимость в артиллерии ближнего боя – батальонной и полковой, которая, передвигаясь в боевых порядках пехоты и не теряя с ней связи, была бы готова в любой момент оказать ей огневую поддержку. Естественно, главное требование к орудиям сопровождения – малый вес, который позволял бы боевому расчету своими силами передвигать орудия на поле боя и по бездорожью. В середине 1920-х годов на смену Косартопу создается целая сеть конструкторских артиллерийских бюро и научно-исследовательских институтов. Но по-прежнему слабость производственной базы оказывает серьезное препятствие внедрению новой артиллерийской техники. И тогда принимается решение: осуществлять перевооружение армии двумя путями – модернизацией старых и созданием новых орудий. Модернизация орудий заключалась в удлинении стволов, увеличении зарядных камор, усовершенствовании лафетов и прицельных приспособлений. Так, удлинением ствола 76-мм дивизионной пушки образца 1902 года и изменением конструкции лафета конструктору Н. Сидоренко удалось повысить дальность стрельбы с 8 500 до 13 295 м. В результате модернизации 107-мм пушки образца 1910 года предельная дальность стрельбы увеличилась с 11 700 до 16 250 м. А введение металлических обрезиненных колес повысило допустимую скорость передвижения с 6 до 12 км/ч. Для уменьшения отката ствола при выстреле был введен дульный тормоз (11818).
17 декабря 1918 Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии поставила перед Федоровым, как перед техническим директором, вопрос о производстве ружей-пулеметов его системы и системы Мадсена. 22 июня 1919 г. было принято решение сосредоточить силы на производстве отечественной системы, известной как "автомат Федорова". Так история ружья-пулемета Мадсена сомкнулась с историей отечественного автоматического оружия (11404).
С 17 декабря 1918 г. Авторемонтный завод ПОГАРЗ (АО «Русский Рено», Авторемонтный завод ПОГАРЗ, Петроградский объединенный государственный авторемонтный завод им. Плетнева ВСНХ, Государственный авторемонтный завод «Авторемонт» ВСНХ, Мотоциклетный завод Г.Е. Зиновьева, Ленинградский объединенный государственный авторемонтный завод (ЛОГАРЗ) /г. Петроград, г. Ленинград/) вошел в состав Авиаправления Секции по металлу СНХ Северного района, с 04.1919 г. - правления Северной районной группы авиазаводов. В 09.1920 г. завод реорганизован в 9-е отделение ПОГАРЗ, находился на консервации. В 1922 г. Авторемонтный завод переименован в Петроградский объединенный государственный авторемонтный завод им. Плетнева в ведении Севзаппромбюро ВСНХ, в 1924 г. - в Государственный авторемонтный завод «Авторемонт» Маштреста ВСНХ. В 1924-26 г. завод сдавался в аренду и назывался мотоциклетным заводом Г.Е. Зиновьева.ы Упоминается также название завода- ЛОГАРЗ.

С 1918 г. велся ремонт автомобилей и мотоциклов.

В 1927 г. частично законсервированный ЛОГАРЗ слит с заводом «Красный Октябрь» (на своей промплощадке) (11982).
17 декабря 1918. Протокол № 69 заседания Реввоенсовета.6. Революционный военный совет Республики констатирует: а) острую неотложность потребностей армии на фронте и в тылу в теплом обмундировании, в частности, в шинелях; б) наличие в Республике очень значительных запасов шинельного сукна; в) полную возможность сшить из этого сукна в огромном количестве шинели; г) полную и явную неряшливость главных довольствующих управлений, которые не приняли всех необходимых мер к своевременной пошивке шинелей, не взяли даже вовремя на учет имеющегося на складах сукна; и предлагает трибуналу при Революционном военном совете Республики произвести расследование по поводу этой преступной небрежности и несознательной недобросовестности. (РГВА. Ф. 6. Оп.12. Д.1. Л. 67-68.) (10711,632).
Армия:
17 декабря 1918 Авиадарм обратился в Совет Главвоздухфлота с предложением отменить круговую поруку, которая стала приносить большой вред (3690).
17 декабря 1918 года.

Саратов начокруг воздухфлот Васильеву

Тов.Петрожицкий был приговорен трибуналом Южного фронта к расстрелу. Все основано на лжи и клевете. Баландин и я (Акашев) взяли его на поруки. Во имя истины и чести всех авиаработников предлагаю вам дать характеристику товарища Петрожицкого и выразить протест против подобного безобразия и гнусных интриг.

Начавиа Южфроита Акашев”. [171]

Иван Петрожицкий, о котором идет речь в телеграмме, стал членом партии большевиков еще до Ок-тябрского переворота, весной 1917 года. Что, впрочем, не помешало товарищам по парши заподозрить в нем “контру”. В данном случае все обошлось — Петрожицкого освободили. Впоследсгвии он был награжден орденом Красного Знамени, стал начальником авиации Южного фронта, занимал в ВВС СССР видные посты, пока не смыла его в лагерь ГУЛАГа кровавая волна сталинских репрессий (553).

Подводя черту к рассказу об отношениях большевиков к собственным военлетам, приведем цитату из газеты того времени:

“Перелет каждого из них на сторону белой гвардии и прочей гуманной сволочи будет немедленно отражаться на близких, друзьях и на тех, кто их рекомендовал. Пусть знают, что на каждого из них имеются заложники, с которыми поступят как с гнусными предателями”.

Подобная атмосфера вокруг летного состава, большей частью состоящего из бывших офицеров, не могла сказаться на эффективности боевой работы авиации. Если учесть к тому же тяжелое техническое состояние самолетного парка Красного Воздухофлота, то стоит ли удивляться, что в среднем за боевой вылет красные летчики сбрасывали на головы врага лишь по четыре с половиной килограмма боевого груза (бомб, стрел, листовок). В 144 воздушных боях, проведенных красными военлетами, было сбито всего 20 самолетов противника. Для примера следует вспомнить, что известный летчик Е.Н.Кругень сбил в первую мировую 16 немецких аэропланов, а воевавший под его началом штабс-капитан Б.В.Сергиевский — только за лето-осень 1917 года уничтожил 11 самолетов и 3 аэростата противника (553)


17 декабря 1918 в Одессе высадился англо-французский десант (4216).
Жизнь и внутренняя политика:
17 декабря 1918 украинская Директория объявила сбежавшего с немцами гетмана П. Скоропадского вне закона (4962).
За рубежом:
17 декабря 1918 в Латвии была провозглашена советская власть, но одновременно было и правительство во гласе с К.Ульманисом (1563,2).
17-18 декабря 1918 Валк. Вооруженное восстание, бои с немецкими и белогвардейскими частями. В город вступили советские части 7А Северного фронта. Захвачен немецкий бронепоезд (7593).
17 декабря 1918 началось сосредоточение польских войск на границе с Чехословакией (7558).
Другие оборонные отрасли:
18 декабря 1918 года, согласно приказу Революционного военного совета республики № 416/57, подписанному Троцким, бронированный поезд с численностью поездной команды 136 человек состоял из паровоза, двух бронированных платформ, вооруженных пушками и пулеметами, подвижной базы из шесть-семь вагонов с черным паровозом для перевозки технического имущества и боеприпасов. Позднее при каждом бронепоезде были сформированы десантные отряды численностью 321 человек. Стараясь привести все имеющиеся бронепоезда к общему знаменателю, Реввоенсовет в тот же период выпустил специальную инструкцию, по которой все бронепоезда делились на две части: боевую: поезд № 1 - две бронированные платформы с паровозом посередине. Вооружение: два трехдюймовых или зенитных орудия, 12 пулеметов и два миномета. Поезд № 2 - две платформы (желательно бронированные) с паровозом. Вооружение: два тяжелых четырех- или шестидюймовых орудия; резерв: поезд № 3 - железнодорожный состав для перевозки экипажа и имущества (11149).
18 декабря 1918 вышло Постановление Совета обороны “О постройке пушечного завода в Царицыне”. (Из истории Гражданской войны в СССР Т. 1. М., 1960. С. 265.) (10711,616).
Армия:
18 декабря 1918 приказом РВСР N 394 вся структура РККФ существенно реорганизовывалась. Упразднили коллегию наркома по морским делам и в составе РВСР образовали морской отдел во главе с Командующим Морскими Силами Республики (1085,82).
18 декабря 1918 РВС утвердил нарукавные знаки различия и цветные петлицы для военнослужащих (3398,441).
Жизнь и внутренняя политика:
18 декабря 1918 украинские сечевые стрельцы арестовали министров Центральной Рады и киевского митрополита Андрея (4962).
Другие оборонные отрасли:
19 декабря 1918 г. вышел Декрет СНК “Об учете и мобилизации технических сил Российской Советской Федеративной Социалистической Республики”. (СУ. 1918. № 98. Ст. 1002.) (10711,616).
Армия:
19 декабря 1918 В.И.Л. утвердил доклад Главнокомандующего морскими силами республики В.М.Альтфатера о том, что Управление морской авиации должно быть упразднено, а вместо него образовали Авиационный отдел Главкора (ГУ кораблестроения) в составе, обычном для других технических отделов и В.И.Л. в тот же день утвердил приказ РВС от 18 декабря (1849,68).
С 19 по 24 декабря 1918 г. советская авиация была существенно усилена. По данным агентурной разведки штаба Отдельной Оренбургской армии, к 24 декабря 1918 г. в Бузулуке выстроены ангары на 15 самолётов. Сюда для налётов на Уральск и Оренбург дополнительно переброшены 3 самолёта, в том числе 1 тяжелый четырехмоторный бомбардировщик “Илья Муромец” и 2 истребителя для борьбы с белой авиацией, на бортах которых замечены особые опознавательные знаки - “изображения черепа и костей”. Над Уральском также появлялся советский самолёт, в Самаре - 2 самолёта, в Актюбинске - 1 самолёт. Всего - до 7 самолётов.

Кроме этих сил, в Самаре имелось 3 советских самолёта, а в составе группировки 4-й армии, наступавшей на Уральск с запада, действовали советские 1-й и 5-й авиаотряды, на базе которых с 1 января 1919 г. был сформирован 26-й разведывательный авиаотряд, считавшийся “по своим боевым качествам и по выполнению работы... самым ценным на фронте Южной группы Восточного фронта”.

Таким образом, очевидно превосходство сил советской авиации на фронте Уральской армии. С 1 по 23 января самолёты 26-го отряда совершили 7 налётов на Уральск, в ходе которых на город была сброшена 51 бомба.20 3 января 1919 г. самолёт Фарман совершил очередной налёт на Уральск и на город сброшено 6 бомб, которые легли по центральной улице: одна у подъезда штаба белых, другая - у угла того же здания. Две роты построились на большой площади и открыли ружейный огонь по самолёту.21 В результате налётов самолётов 26-го авиаотряда “...после удачных попаданий бомб в Штаб генерала Савельева (командующего Уральской армией — прим. авторов) он был наполовину эвакуирован” (11607).
19 декабря 1918 вышло постановление ЦК РКП(б) об объединении военного контроля и фронтовых ВЧК в особые отделы контразведки ВЧК (3908,289).
19 декабря 1918 в Одессу прибыли французские войска (4962).
Жизнь и внутренняя политика:
19 декабря 1918 ЦК большевиков принял резолюцию, запрещающую большевистской прессе критиковать работу ЧК (4962).
Армия:
20 декабря 1918 г. были подготовлены СООБРАЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ РККА ГВИУ ПО СОХРАНЕНИЮ АВТОТРАНСПОРТА

г. Москва

Меры, предлагаемые Главным военно-инженерным управлением для сохранения автотранспорта:

- изъятие из употребления частей фронта 75% автомобилей, моторов и самокатов;

- сосредоточение всего этого имущества для ремонта в автобазах фронтов и окружных военно-инженерных управлений;

- новый порядок распределения отремонтированного имущества — являются мерами, совершенно неприемлемыми.

В настоящее время на фронте производится грандиозная работа: войска не только сражаются, но и созидаются и реорганизуются по новым штатам. Теперь более, чем когда-либо, командный состав нуждается в средствах быстрого передвижения, чтобы иметь возможность чаще посещать свои части и налаживать работу. Надо иметь в виду, что одна из особенностей настоящей войны - это небывалая разбросанность частей: дивизии занимают по фронту многие десятки верст. Осенью многие начальники, начиная с бригадных командиров, не имели возможности вследствие продолжительного бездорожья осмотреть свои части. Только начавшиеся морозы, скрепившие грязные дороги, и снег, уровнявший глубокие дорожные колеи, дали возможность командному составу использовать свои автомобили. Зачем же теперь, в самый нужный момент, лишать начальников средств передвижения и создавать затруднения для созидательной работы. Не сокращать надо автомобили на фронте, в которых там и без того громадный некомплект, а увеличивать их, для чего надо использовать все средства тыла. Это требуется для пользы дела - работа на фронте не ждет.

Нет никакой уверенности [в том], что сосредоточение 75 процентов автотранспорта армий фронта в одном - двух местах приведет к сохранению машин, а не к гибели их. Где найти гаражи для такого большого числа автомобилей? Даже в Москве, где много гаражей, не все машины стоят под крышей. Кто гарантирует, что ремонт будет в надежных руках. Не выгоднее ли будет для осмотра и ремонта машин выслать на фронт хорошо оборудованные автомастерские с опытными техниками? Этот способ, во-первых, проще и дешевле. Во-вторых, ремонт будет произведен быстрее, так как к работе будут привлечены и местные силы. В-третьих, лица, заинтересованные на местах в сохранении автомобилей, получат от специалистов-техников ценные указания по сбережению и ремонту машин. После осмотра машин техниками в тыл будут отправлены только те машины, которые, безусловно, нуждаются в большом ремонте на заводах.

Предложение сосредоточить отремонтированные машины в авторотах, которые обслуживали бы армии, не жизненно. Подобная централизация может привести, например, к таким явлениям: войсковая часть, нуждающаяся в спешной рассылке боевых приказов, не в состоянии это сделать за неимением мотоциклов или самокатов; надо предварительно требовать их из армейской автороты, находящейся в глубоком тылу... Контроль за эксплуатацией автосредств и технический надзор надо уметь организовывать на местах, а не стягивать для этого все машины в тыл, оставляя войска без средств передвижения. К тому же вопрос о распределении автотранспорта на фронте и об организации технического надзора уже решен новыми штатами (приказ Реввоенсовета Республики с.г. № 220') вполне определенно: меньшая часть автотранспорта распределяется между отдельными частями, большая — сосредоточивается в автомотоциклетной роте, входящей в состав батальона связи дивизии. “Все автомобильные, мотоциклетные и самокатные команды, не входящие в состав батальона (связи), в техническом отношении подчиняются командиру батальона и состоят в отношении снабжения специальным имуществом и специалистами при батальоне связи”. Изменять только что установленный порядок нет никакого основания.

Что касается предложения приступить с 15 января 1919 г. к отобранию автосредств у тыловых учреждений и комиссариатов и передаче их в действующие армии, то, конечно, осуществление этой меры вполне желательно.

Управляющий делами Высшей военной инспекции Ягода

Руководитель Военного отдела Генерального штаба Новицкий

Правитель канцелярии Турин

РГВА. Ф. 10. Оп. 2: Д. 606. Л. 3 - 4. Подлинник (11210).


За рубежом:
20 декабря 1918 Берлинская конференция рабочих и солдатских депутатов потребовала национализации правительства (3907,99).
20 декабря 1918 Берлин. Конференция СРСД потребовала от правительства Ф.Эберта национализации промышленности (7446).
Другие оборонные отрасли:
21 декабря 1918 г. Пост. СНХ Северного района Трубочный завод АО «Промет» (ГС завод № 357 НКВ, MB, МОП, Трубочный завод АО «Промет», Выборгский механический завод, Ленинградский механический и штамповочный завод, Опытный трубочный завод РККА, Завод «Прогресс» ВСНХ, НКТП, Государственный механический завод «Прогресс» НКТП, ГСЗ «Прогресс» НКОП, НКВ, п/я 825, ОАО «Завод «Прогресс» /г. Ленинград; г. Омск; г. Ленинград/ /г. Санкт-Петербург/), основанный в 1911 г., был секвестрирован (см. также завод № 684 МПСС) и передан в ведение секции по металлу СНХ, в 1921 г. - в ведение треста «Тремасс». В 1923 г. переименован в Выборгский механический завод, в 1924 г. - в Ленинградский механический и штамповочный завод. До 1926 г. находился на консервации (хотя, по некоторым данным, на этих производственных площадях еще в начале 1920- х было организован широкомасштабный выпуск артиллерийских снарядов для германского рейхсвера), в 04.1926 г. восстановлен и получил название «Опытный трубочный завод» Артиллерийского управления Штаба РККА. В 11.1927 г. переименован в завод «Прогресс», с 1930 г. - в ведении Патрубвзрыва ВСНХ, с 1932 г. - НКТП. В 1933 г. переименован в Государственный механический завод «Прогресс», с 01.1936 г. - в ведении ВТОМП НКТГ1. По пр. № 09с от 23.01.1937 г. ГС завод «Прогресс» передан в ведение 9ГУ НКОП, приказом № 69 от 23.02.1937 г. утвержден Устав завода. В 02.1939 г. передан из 9ГУ НКОП в ведение 9ГУ НКВ и получил статус особорежимного предприятия, а к 05.1940 г. переименован в ГС завод № 357. В 06.1940 г. - в ведении 2ГУ НКВ. В начале 1936 г. завод перепрофилирован с производства взрывателей на оптико-механические приборы. По пр. ВТОМП № 253с от 14.02.1936 г. сюда с Опытного завода ВТОМП передано оборудование, незавершенное производство и кадры во главе с мастером Владимировым по производству биологического микроскопа; требовалось к 1.05.1936 г. разработать техпроцесс, а к 1.08.1936 г. начать изготовление приспособлений, чтобы в 12.1936 г. выпустить 1000 микроскопов. С ГОМЗ на завод был переведен (с 15.02.1936 г.) персонал по конструированию и разработке техпроцесса по затвору во главе с Захарьевским для организации лаборатории. Этим же приказом требовалось наладить выпуск деталей винтовочного прицела; организовать бюро техпроцессов.

Приказами НКТП № 152сс от 16.05.1936 г. и ВТОМП № 762с от 26.05.1936 г. заводу поручено изготовить в 1936 г. 45 комплектов деталей досылателей к 130-мм палубным установкам Б-13. Пр. № 806с от 29.05/2.06.1936 г. - изготовить в 1936 г. 300 шт. оптических пеленгаторов для магнитных компасов; разработать и изготовить 10 опытных пеленгаторов для гирокомпасов.

По пр. ВТОМП № 890с от 16.06.1936 г. на заводе организовано Бюро по проектированию и разработке стабилизированного поста МПУАЗО под руководством А.Ф. Колосова.

Пр. НКТП № 151сс предписано организовать на заводе цех морского приборостроения и развернуть производство прицелов Б-13 и Б-34. Для этого по расп. ВТОМП № 932с от 23.06.1936 г. из ГОИ на завод переданы импортные приборы: для исследования шестерен «Цейсс», кольцевой сферометр «Аскания» и интерферометр; с завода «Геофизика» передано 2 теодолита и 2 нивелира (расп. № 933с); с JIOM3 переданы чертежи Б-13 и приборы: динаметр Рамсдена, динаметр для проверки удаления входного зрачка, прибор для поверки параллакса, коллиматор для проверки разрешающей силы (расп. № 934с); с ГОМЗ переданы фрезы и зубострогальные резцы для изготовления зубчатых шестерен, импортные приборы: широкоугольный коллиматор, машинка для сушки ТО-6, 2 фотоаппарата с объективами Индустар-135, оптическая скамья (расп. № 935с).

Разработка и производство оптической техники: до ВОВ - дальномеры, визиры, перископы.61 Выпускал также микроскопы и объективы.

По Постановлению ГКО № 99сс от 11.07.1941 г. завод эвакуирован в г. Омск в помещения Сельскохозяйственного института, где выпускал оптические прицелы для снайперских винтовок.

На площадке эвакуированного завода в Ленинграде был организован завод № 787 НКВ.

В 1945 г. завод № 357 вернулся из Омска в Ленинград на площадку завода № 787, и был создан единый завод № 357. С 1946 г. - в ведении MB. С 03.1953 г. Ленинградский государственный завод № 357, п/я 825, в ведении МОП, с 1957 г. - Управления машиностроения ЛенСНХ. 2.10.1962 г. завод № 357 вошел в Ленинградское объединение оптико-механических производств (ЛООМП).

Далее - ОАО «Завод «Прогресс».

Директор (1930 г.)- Я.А. Савельев, (1931-37 г.)- A.M. Кауфман, (-05.1938-49 г.)- Н.И. Манин, (1950-51 г.)- А.Л. Никитин, (1951-62 г.)- Е.К. Иванов.

Помощник директора по найму и увольнению (-13.11.1937 г.)- Л.А. Граудин, (13.11.1937 г.-)- Л.Я. Белицкий.

Производство: прицелы: оптические для стрелкового оружия: «ПБ» (1936), «ПЕ-1» (1936-40)- 110.371, «ПУ» (1940-45)- 315.383;4 «МО» к зенитным системам Б-34, к 130-мм палубной установке, центральный автоматический ЦАП (1937); приборы ПМП-3, Ф-51, Б-6, Б-13, МО, М-9 (1938); микроскоп М-9 (1936-); детали для минометов (1942).

КБ завода «Прогресс»

В 1930 г. КБ завода «Прогресс» объединено с КБ завода № 4 им. Калинина и преобразовано в ЦКБ (далее - ЦКБ-22).

Бюро по проектированию и разработке стабилизированного поста МПУАЗО завода «Прогресс»

Бюро под руководством А.Ф. Колосова (бывшего начальника КБ ЛОМЗ) организовано к 20.06.1936 г. по пр. ВТОМП № 890с от 16.06.1936 г. для создания поста для эсминцев со сроком представления на утверждение к 1.09.1936 г. Для этого из ЛОМЗ командированы конструкторы Н.В. Сафонов и Д.И. Скорняков, из ГОИ - инженер Е.В. Коршунов и конструктор М.М. Леонтьев.147

КБ завода № 357, ОКБ-357

После войны создан комплекс приборов для СЗУ «Шилка». Разработка ИК ГСН (совместно с ГОИ) для первого ПЗРК «Стрела-2» (гл. конструктор- Артамонов).

ОКБ-357 вошло в состав ЛОМО.



Гл. конструктор- В.Э. Пиккель (11982).
Жизнь и внутренняя политика:
21 декабря 1918 в Киеве на Софийской площади у памятника Богдану Хмельницкому петлюровцами расстрелян русский генерал Ф. Келлер, герой первой мировой войны, командующий войсками гетмана Скоропадского (4962).
За рубежом:
21 декабря 1918 Берлин. Завершил работу Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских Советов (16-21.12.1918), назначивший дату выборов в Учредительное Собрание Германии. Новая демонстрация в столице, организованная "спартаковцами" (7446).
Другие оборонные отрасли:
22 декабря 1918 вышло Постановление Совета обороны “О поднятии производительности фабрик, изготавливающих предметы обмундирования и вооружения”. (Из истории гражданской войны в СССР Т. 1. М., 1960. С. 265,266.) (10711,616).
Армия:
22 декабря 1918 Латышские советские части освободили Вольмар (ныне Валмиера) и Юрьев (ныне Тарту) (4216).
22 декабря 1918 Директива СНК Главкому ВРС И.Вацетису об остановке движения советских войск на запад при достижении ими границ бывшего Царства Польского (7451).
22 декабря 1918 г. Английский линкор “Агамемнон” привел линкор “Император Александр III ” из Севастополя в турецкий порт Измит на Мраморном море (11454).
Жизнь и внутренняя политика:
22 декабря 1918 была попытка большевистского восстания в Омске. Восставшие освободили из тюрьмы арестантов и захватили железнодорожную станцию Куломзино. Поднятые по тревоге части омского гарнизона полностью подавили восстание (9870).
22 декабря 1918 петлюровцы разгромили в Киеве Центральное бюро профсоюзов (4962).
Внешняя политика:
22 декабря 1918 СНК признал независимость Литовской ССР и СР Латвия (3186).
22 декабря 1918 СНК признал независимость Эстонской республики (3186).
22 декабря 1918 был протест Польши против вступления КА в Белоруссию и Прибалтику (3908,289).
За рубежом:
22 декабря 1918 корабли английского флота появились на рейдах Либавы, Ревеля и Риги (3186).
22 декабря 1918 от имени сербского короля Петара 1 наследник престола Александр 1 Карагеоргиевич провозгласил создание королевства сербов, хорватов и словенцев - будущей Югославии (3186).
22 декабря 1918 в США были отменены ограничения на покупку продовольствия (2100).
Жизнь и внутренняя политика:
23 декабря 1918 Коллегия ВЧК приняла решение о создании Оперативного отдела (3398,450).
За рубежом:

ч. 1 ... ч. 32 ч. 33 ч. 34 ч. 35 ч. 36 ... ч. 43 ч. 44