Авиапромышленность

ч. 1 ... ч. 30 ч. 31 ч. 32 ч. 33 ч. 34 ... ч. 43 ч. 44

В январе сего года проведена национализация крупных заводов Петроградского района: акционерного общества воздухоплавания С.С. Щетинина (быв. “Гамаюн”), акционерного общества воздухоплавания В. А. Лебедева, Русско-Балтийского вагоностроительного завода - авиационного отделения. Мелкие заводы, как опытный завод Григоровича, опытная станция Пороховщикова, закрыты, персонал и материалы распределены между петроградскими заводами, а чертежи переданы частью “Гамаюну”, строящему морские аппараты, частью “Моске”, строящему аппараты учебного типа Пороховщиков - 4. Станки распределены между петроградскими заводами. Заводы Петроградского района объединены, возглавлены правлением, подобранным Авиачастью и Главкоавиа, и подчинены последней.

В феврале возбужден вопрос о национализации завода французского акционерного общества “Кантон Юне”, строящего моторы “Сальмсон”, и Пензенского завода В. А. Лебедева, строящего пропеллеры, лыжи и выполняющего заказы Пензенского губсовнархоза (сельскохозяйственные машины и мебель). После долгих препирательств с губсовнархозом, национализировавшим завод своей властью и подчинившим его себе, Авиачасти удалось национализировать этот завод установленным порядком и взять его в свое ведение. Ныне оба эти завода национализированы, объединены с московскими заводами под непосредственным руководством Главкоавиа.

РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 323. Л. 82-89 об. Подлинник (10711,118).
В ноябре 1918 г. для руководства авиаиндустрией создали Главное управление объединенных авиапромышленных заводов (Главкоавиа). В задачи этой организации входила разработка производственных программ и контроль за их выполнением, наблюдение за расходованием денежных средств, снабжение предприятий топливом и материалами. Последнее было особенно сложной проблемой. Дело в том, что авиационные заводы отнесли к четвертой, последней по снабжению, категории: в условиях вспыхнувшей гражданской войны основные силы и средства шли на поддержание боеспособности Красной Армии самыми необходимыми видами вооружения — стрелковым оружием, артиллерией, боеприпасами, авиация же считалась полезной, но не жизненно важной составляющей вооруженных сил. Из госбюджета на нужды военно-воздушного флота выделили около 50 млн руб., что с учетом инфляции примерно в пять раз меньше, чем в 1917 г.

Как известно, авиационная промышленность России была сконцентрирована в трех группах — северной (заводы Петрограда), центральной (Москва) и южной (северное побережье Черного моря). В годы гражданской войны судьбы предприятий этих групп сложились по-разному.



Самолетостроение северной группы к началу 1918 г. было представлено заводами Щетинина («Гамаюн»), Лебедева, Слюсаренко и Русско-балтийским авиационным заводом («Авиа-Балт»). Каждый имел свою специализацию: Щетинин работал на флот, выпуская летающие лодки конструкции Григоровича, предприятие Лебедева строило в основном копии немецких разведчиков, на «Авиа-Балте» изготавливали многомоторные машины «Илья Муромец», а маломощному производству Слюсаренко заказывали простейшие типы самолетов для авиашкол. Работа этих заводов в годы гражданской войны сопровождалась периодическими указаниями об их закрытии и эвакуации, связанными с опасностью захвата Петрограда. Первый раз это случилось весной 1918 г., накануне подписания Брестского договора. Постановление Совета народных комиссаров гласило: «Ввиду того, что германские грабители, ведя мирные переговоры, продолжают наступление по направлению к Петрограду, СНК постановил: продолжать со всей энергией оборону, принять меры к эвакуации и принять все необходимые меры к быстрому и одновременному взрыву всех запасов, которые не будут своевременно вывезены из Петрограда. …Те ведомства или учреждения, по вине которых в руки германских хищников попадет боевое продовольствие или иные запасы, будут подвергнуты расстрелу» (Очерки по истории военной промышленности. М., 2007. С. 373.) (12630).
В ноябре 1918 после эвакуации австрийцев на заводе Анатра в Одессе осталось 123 или 134 готовых самолета Анасаль и союзники передали эти машины деникинцам (5151, 14).
В ноябре 1918 в Одессе высадились войска Антанты и обнаружили на предприятии Анатра 123 самолета «Анатра» C.I, часть из которых позже попала в белогвардейские формирования. В дальнейшем власть в Одессе несколько раз переходила из рук в руки, и всякий раз «Анасали» из заводских запасов пополняли авиацию той или иной армии. Но производственная деятельность на «Анатре» практически замерла (12252).
В ноябре 1918 г. в Одессе высадились французские войска. Несколько десятков спешно собранных на заводе «Анасалей» французы передали Деникину. Белые использовали их в Севастопольской авиашколе, они участвовали в боевых действиях на Северокавказском фронте (12630).
В ноябре 1918 Георг Линно был направлен в Швецию, чтобы ПОЛУЧИТЬ авиационное оборудование, заказанное для КА, но поездка завершилась в финском лагере для интернированных лиц. Нa шведское судно поднялись финны и арестовали обнаруженных российских офицеров (7644).
Другие оборонные отрасли:
В ноябре 1918 на Симбимрском патронном начался выпуск патронов из полуфабрикатов, эвакуированных с Петроградского завода. В это время на заводе было 1100 рабочих. До середины декабря 1918 г. из Петрограда было вывезено 37 барж и 600 вагонов с оборудованием, около 1200 рабочих и членов их семей. В декабре 1918 г. завод выпустил 2,5 млн патронов. Совет Обороны неоднократно обсуждал работу Симбирского патронного завода, принимал действенные меры к обеспечению его металлом, топливом, продовольствием, квалифицированными рабочими. По предложению В. И. Ленина на Симбирский патронный завод были направлены рабочие с предприятий Петрограда, Ижевска и Тулы для введения третьей смены. Был назначен чрезвычайный комиссар завода К. Н. Орлов [21, с. 547, 548] (5484).
В ноябре 1918 г. завод (ГС завод № 176 НКОП, НКБ, Приокского СНХ, «Тульские меднопрокатные и патронные заводы», Тульский патронный завод (ТПЗ) ВСНХ, НКТП, Тульский патронный завод № 10 НКТП, Завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова, ФГУП «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова» Росбоеприпаса /г. Тула мест. Чулково (1926 г.); г. Тула п/о 14 «Штамп» (1943 г.)/ /300004 г. Тула Веневское ш., 4 тел. 46-52-32/) национализирован, в 1919 г. к нему присоединены национализированные самоварные фабрики Баташевых, Шемариных, Тейлс. В 1924 г. завод передан в ведение ГУВП ВСНХ, с 15.12.1926 г. - в ведении Патрубтреста ВПУ ВСНХ (и на 07.1927 г.). С 1932 г. ТПЗ несколько лет именовали ТПЗ № 10. Находился в ведении Патрубвзрыва, затем Патроннно-гильзового треста НКТП. По пр. ЖОП № Обсс от 30.12.1936 г. ТПЗ переименован в завод № 176. Приказом НКОП № 91 от 13.03.1937 г. утвержден Устав завода. По пр. № 0089 от 20.04.1937 г. передан из 4ГУ в новое 12ГУ, по пр. № 0180 от 15.08.1937 г. планировалось выделить гильзовое производство завода в самостоятельное предприятие в ведении 14ГУ. По пр. № 0203 от 14.09.1937 г. завод орудийных гильз № 176 передан в ведение 14ГУ, производство патронов выделено в новый завод № 38 12ГУ.139 В 01.1939 г. завод № 176 21ГУ НКОП передан в 21ГУ НКБ.105

Впервые под руководством А.Н. Ганичева, В.Н. Марьина, В.Н. Рогожина, И.В. Большакова в 1930-х г. освоена технология производства цельнотянутых стальных гильз. Приказом НКОП № 0079 от 15.04.1937 г. заводу предписано закончить опыты по изготовлению 20-, 76-, 122-, 152-мм орудийных гильз из неплакированного железа; с 15.05.1937 г. приступить к производству железных патронных гильз. В 1938 г. разработана технология свертных (сборных) гильз.

К середине 1930-х г. расширена номенклатура гражданской продукции: станки, центрифуги, примусы, посуда.

Приказом НКОП № 0025 от 4.02.1937 г. заводу предписано к 1.01.1938 г. создать мощности по выпуску патронов - 1400 млн. шт. в год; орудийных гильз - 15 млн. шт. Пр. № 97сс от 19.03.1938 г. заводу предписано освоить выпуск железных гильз в количестве: 76-мм - 200 тыс. шт. в год, 122-мм - 100 тыс. шт.; заводу выделено 10 молодых специалистов. Этим же приказом требовалось довести в 1938 г. мошнось завода: по гильзам: 45-мм - 3100 тыс., 76-мм - 5600 тыс., 122-мм - 1685 тыс., 100-мм - 85 тыс., 102-мм - 50 тыс., 152-мм - 1380 тыс., 107-мм - 1 млн., железных 76-мм - 2100 тыс. (всего - 15 млн.); металлургического производства: латунного проката - 55300 т, томпака - 2920 т, гильзовой патронной латуни - 300 т, гильзового биметалла - 16 тыс. т. Мощность производства перед эвакуацией: гильзы для пушек: 76-мм полевой - 600 тыс. шт. в год, горной -1,2 млн. шт.,

зенитной - 4,9 млн. шт.; 85-мм зенитной - 6,9 млн. шт.; 100-102-мм - 120 тыс. шт.; 107-мм - 300 тыс. шт.; 122-мм

А-19 - 1,44 млн. шт.; 152-мм Канэ - 50 тыс. шт.

Приказом № 0224 от 28.09.1937 г. заводу была установлена программа по выпуску в 1938 г. 362 спецмашин, аппаратов и приборов.

По пр. № 00252 от 28.11.1937 г. при заводе образовано Бюро опытных работ по железным гильзам.

Пр. № 97сс от 19.03.1938 г. требовалось к 1.05.1938 г. разработать проект модернизации завода (ГСГШ-4).

В 10-11.1941 г. завод № 176 5ГУ эвакуирован: основная часть (производство 57-, -76-, 85-, 100-, 102-, 107-, 122- и 152-мм орудийных гильз, всего 829 ед. оборудования, 1190 чел.) - в Орск на площадку завода № 257 НКБ; литье и прокат латуни (62 ед. оборудования) - в Новосибирск на прокатный завод НКЧМ; производство биметалла (20 ед. оборудования) - на Нытвенский металлургический завод.

В конце 1941 г. на площадке эвакуированного завода начаты работы по ремонту военной техники: танков, орудий, автомашин, «Катюш». Изготавливались минометные стволы, противотанковые ежи. В 01.1942 г. началось восстановление завода на старом месте, к концу года восстановлено производство гильз. В 12.1942-09.1944 г. завод № 176 - в ведении 5ГУ НКБ.

В составе завода основные цехи (1943 г.): электролитейный № 1, прокатный № 2, прессовые N° 3, № 4, примусный № 5, ремонтно-механический № 7, фасонно-литейный № 9, инструментальный № 14, самоварный № 17.

После войны освоен выпуск гражданской продукции, С середины 1950-х г. начато производство стиральных машин.

В 1963 г. начато освоение производства гильз для РСЗО «Град».

Крупнейший в стране производитель самоваров. На 2004 г. завод был остановлен, готовилось его банкротство. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004 г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.

Количество оборудования (1943 г.)- 518 ед.

Площадь (1943 г.): производственная- 14269 м2; вспомогательная- 20468 м2.

Численность персонала (1917 г.)- около 15 тыс. чел., (10.1941 г.)- 9349 чел., (12.1942 г.)- 3195 чел., (2002 г.)- 3100 чел.

Директор (начало 1930-х г.)- Н.В. Мартынов, (-15.02.1937 г.)- Б.С. Северный (снят), (15.02.1937-26.07.1938 г.)- И.А. Венецкий (снят); и.о. (17.07-09.1938 г.)- Г.С. Шарков; (28.09.1938 г.-> Г.С. Шарков, (1941-04.1943 г.-)- С.Н. Лялин, (2002-04 г.-> А. Хван.

Зам. директора (-11.03.1937 г.)- Д.В. Кац, (11.03.1937-21.11.1938 г.)- Ф.А. Шелихов (снят). Помощник директора по найму и увольнению (-11.07.1937 г.)- В.Ф. Иконников, (8.03.1938 г.-)- М.Н. Олимпиев.

Коммерческий директор (1938 г.)- Коробаев.

Гл. инженер (03.1926 г.)- Д.В. Кап, (начало 1930-х г.)- М.И. Железнов, (-11.03.1937 г.)- Д.В. Кац, (11.03.1937 г.-> (11.03.1937-21.И.1938 г.)- Ф.А. Шелихов (снят), (1.10.1938r.-)- В.М. Мачинский, (1941 г.)- И.В. Большаков.

Заведующие мастерскими: пушечно-гильзовой (03.1926 г.)- Э.А. Кремарж. Начальник производства деталей «Ж» (10.1938 г.)- B.C. Кудрявцев.

Начальники отделов: планового (04.1943 г.)- Глебов.132

Производство: НУР 9М22 для РСЗО «Град» (1964-89); латунь Л68 (1930-е) пушечная, гильзовая (1943); стиральная машина «Тула», «Тула-1», «Тула-2» (1950-е), «Тула-3» (1960-е); электропшцеварочные котлы (1960- е); самовары; огнетушители, газовые баллоны, электрорадиаторы, светильники, газовые плиты, изделия из пластмасс (1989-).101

Бюро опытных работ по железным гильзам при заводе № 176

Бюро опытных работ по железным гильзам образовано временно по пр. № 00252 от 28.11.1937 г. с подчинением директору завода. Бюро поручено разработать и внедрить на производстве техпроцесс изготовления железных гильз, разработать техдокументацию. В Бюро переведены специалисты: Кудрявцев, Наумов и Богачева из Гипроспеца; Серегин, Пастухов и Серова с завода № 176; два инженера с завода № 187. Этим же приказом предписано к 1.02.1938 г. создать при заводе № 187 КБ по орудийным гильзам, первичной организацией которого должно являться создаваемое Бюро опытных работ.

Начальник (11.1937 г.)- Серов (11982).


С ноября 1918 по март 1921 только основными заводами было восстановлено и изготовлено свыше 280 ба - для 80 бронеотрядов (9527,291).
С ноября 1918 по март 1921 года только основные заводы, выполнявшие централизованные военные заказы, за период изготовили 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей. Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже дивизий вплоть до середины 1919 года широко использовало различные "бронеимпровизации", которые создавались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных мастерских и депо (11406).
В ноябре 1918 г. при научно-техническом отделе Всероссийского совета народного хозяйства была образована НАЛ -научная автомобильная лаборатория. В состав ее основных сотрудников вошли доктор технических наук Н. Р. Брилинг, бывший в те годы заведующий НАЛ, инженеры Е. А. Чудаков, В. Я. Климов, Д. К. Карельских, И. А. Успенский. Три года спустя лаборатория была преобразована в Научный автомоторный институт (НАМИ) (12098).
В ноябре 1918 г. завод Бромлея был национализирован и передан в ведение ВСНХ как Государственный машиностроительный завод № 2. В 1925 г. Завод № 2 «Красный пролетарий» (Государственный машиностроительный завод № 2, Завод братьев Бромлей, Завод № 2 «Красный пролетарий» НКСС, Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова НКТП, НКМ, АООТ «Красный пролетарий» (КП), ОАО «Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» /117071 г. Москва ул. М. Калужская, 15; ул. Бутлерова, 17 тел. 952-34-23/) достиг дореволюционного уровня производства. В 1930-е г.- в ведении Главстанкоинструмента НКТП, в 12.1938 г. - в ведении НКМ.

В 1920-х г. проведена полная реконструкция завода. На базе топорного цеха организован цех приспособлений; создано бюро подготовки производства. Налажено производство двигателей «Дейц».

В 1932 г. на заводе построен опытный плавающий танк ПТ-1.124

Пост. СТО от 15.01.1937 г. и пр. № 0026 от 4.02.1937 г. заводу поручено изготовить в 1937 г. 50 втулок в/винтов ВИШ-3 (первоначально производственная программа была 100 шт.).

С 1939 г. началось освоение выпуска вертикальных многошпиндельных полуавтоматов.

В 1941 г. завод был эвакуирован на площадку ЧТЗ, в 1942 г. вернулся на старое место. Производство мин, направляющих для «Катюш».

29.08.1943 г. вышло распоряжение ГКО № 4002 о дополнительной поставке заводу «Красный пролетарий» НКСС материалов для производства паровозов. 28.03.1944 г. вышло постановление ГКО № 5491 о восстановлении на заводе производства орудийных станков.

В 1944 г. впервые в мире освоено поточно-конвейерное производство универсальных токарных станков.

В 1960-е г. построен корпус вертикальных полуавтоматов. В 1984 г. вступил в строй филиал в Новых Черемушках (ул. Бутлерова) по производству спецстанков. Освоение производства роботов и роботизированных комплексов.

23.03.1993 г. Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» преобразован в АООТ «Красный пролетарий».

В составе предприятия (1990-е): Конструкторско-технологический комплекс; механосборочные заводы: специальных и прецизионных станков; универсальных станков; малых станков, роботов и ТИП; вертикальных станков; ремонтный завод; завод технологической оснастки; комплекс капстроительства; комплекс «КП- маркетинг»; финансово-экономический центр; дочернее предприятие (1997 г.)- ЗАО «КП-НПЦ».

Основная площадка завода- квартал, ограниченный улицами: М. Калужской, Донской, Стасовой и М. Калужским пер. В 2000 г. производство с основной площадки переведено на площадку филиала, а ее территория продана.

Площадь территории (1999 г.)-12,2 га.

Численность персонала (1863 г.)- 100 чел., (1900 г.)- 1100 чел.

Директор (1937 г.)- Жбанов. Гендиректор (-1993-2006 г.-)- Ю.И. Кириллов.

Зам. директора (1925 г.-)- И.А. Тугаринов. Зам. гендиректора (12.051992-20.05.1994)- С.И. Ветров, (20.01.1995- 97 г.-)- В.И. Дериземля; по производству (-20.05.1994 г.)- В.И. Дериземля; по капстроительству (-1992- 20.05.1994 г.)- В.Р. Жарких.

Гл. инженер (1925-30 г.)- И.А. Тугаринов, (-10.08.1992 г.)- В.А. Галкин.

Гл. технолог (3.04-12.05.1992 г.)- С.И. Ветров, (22.06.1994-97 г.-)- А.В. Матросов.

Директор комплекса: конструкторско-технологического (-1992-20.05.1994 г.)- В.А. Галкин; капстроительства (-2.06.1992 г.)- В.Р. Жарких; ремонтно-строительных и подсобных предприятий (-26.01.1994 г.)- Г.П. Кузнецов. Исполнительный директор по капстроительству (20.05.2994-97 г.-)- В.Р. Жарких.

Зам. директора комплекса «КП-маркетинг» (7.08.1992-20.05.1994 г.)- Г.И. Чариков.

Гл. технолог конструкторско-технологического комплекса (12.05.1992-20.05.1994 г.)- С.И. Ветров.

Начальники Управлений: технической подготовки производства (20.05.1994-97 г.-)- С.И. Ветров; технического обеспечения производства (26.01.1994-97 г.-)- Г.П. Кузнецов; по координации обеспечения производства (20.05.1994 г.-)- В.И. Дериземля; по сбыту продукции (20.05.1994-97 г.-)- Г.И. Чариков. Начальник финансово- экономического центра (23.06.1994-97 г.-)- Д.Г. Чагадаев.



Производство: станок токарно-винторезный 1Д62 (1938) (11982).
В ноябре 1918 г. Постоянная комиссия по испытаниям кораблей была окончательно исключена из списков Народного Комиссариата по военным и морским делам (10700).
В ноябре 1918 г. Строительная часть Отдела торговых портов МПС, созданная как Временная комиссия по устройству коммерческих портов в ведении МПС 24.06.1885 г., была преобразована в Отдел портостроения. В 1929-30 г. называлась - Объединенное управление портовых изысканий и гидрометеослужбы Балтийского моря, с 1929 г. находившееся в ведении Управления по изысканиям и проектированию портов Севера и Запада («Севзаппроектпортиз»). В 1931 г. организован объединенный институт «Гипроводтранс» НКВТ (и в 1934 г. в его ведении) (Государственный институт проектирования и изысканий на водном транспорте «Гипроводтранс» НКВТ, «Центроморпроект», Ленинградская проектно-изыскательская контора «Ленморпроект», «Ленгипроводтранс», «ЛенморНИИпроект», ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта» /г. Санкт-Петербург, г. Петроград, г. Ленинград/ /198035 г. Санкт-Петербург Межевой канал, 3 к. 2 тел. (812) 703-40-10). До 1939 г. институт выполнял функции проектного бюро (конторы) при Ленинградском порте. В 1939 г. Гипроводтранс разделен на два института - Гипроречтранс и Центроморпроект, в этом же году Центроморпроект преобразован в Ленинградскую проектно-изыскательскую контору «Ленморпроект».

К 1924 г. были разработаны проекты строительства Мурманского, Кандалакшского и Диксонского портов. В 1925-45 г. разработаны проекты СРЗ: Канонерского в Ленинграде, в Мурманске, Архангельске, Керчи, Туапсе, Советской гавани, Охотске, Петропавловске-на-Камчатке. С 1934 г. велось проектирование Камыш-Бурунского ССРЗ.

Был создан отдел по проектированию железобетонных плавучих доков.

В 08.1941 г. институт эвакуирован в Куйбышев (40 чел.), где организована Куйбышевская проектно- изыскательская группа. Осенью 1941 г. организованы группы также в Архангельске, Мурманске, Гурьеве, Бугуруслане и Астрахани. В 09.1943 г. в Ленинград вернулись первые 7 сотрудников, которые начали проектные работы по восстановлению и реконструкции Ленинградского морского торгового порта. В 04.1944 г. завершена реэвакуация института из Куйбышева в Ленинград. В это время были созданы также комплексные проектно- изыскательские экспедиции в Таллинне, Риге, Клайпеде, Выборге, на Шпицберген. Институт получил статус многопрофильного проектного института.

В 1946-50 г. разработаны проекты восстановления разрушенных в годы войны портов и СРЗ Балтийского и Северного бассейнов, проекты портов на Шпицбергене и Сахалине. В 1951-65 г. по проекту института в Мурманском порту построен комплекс по перегрузке апатитового концентрата. В 1966-80 г. разработаны проекты: первые в стране контейнерных терминалов в Архангельске и Ленинграде; доков большой грузоподъемности для СРЗ Балтийского и Северного бассейнов; первой в стране глубоководной нефтегавани и комплекса для перегрузки калийной соли в Вентспилсе; реконструкции портов на Кубе (в Гаване, Сьенфуэгосе, Матансасе, Никаре); построены: в Восточном порту - установка для перегрузки технологической щепы; на Локсаском СРЗ - комплекс по изготовлению лихтеров; Олимпийский центр парусного спорта в Таллинне; завершена реконструкция Сайменского канала (Финляндия). В 1981-90 г. построены: Новоталлиннский порт (Мууга, Эстония); контейнерный терминал в Риге; Восточный перегрузочный комплекс в Тикси; разработаны конструкции судопропускных сооружений «Комплекса защиты Ленинграда от наводнений».

В 1945-53 г. институт являлся Ленинградским отделением объединения «СоюзморНИИпроект». В 1953 г. Ленморпроект вновь объединен с Ленгипроречтрансом в единый Ленгипроводтранс, в 1954 г. институты вновь разделены.

В 1960 г. в состав ЛенморНИИпроекта вошло ЦПКБ-4 по портам. В это же время институту были переданы два отдела из ЦНИИМФ. В 1966 г. ЦПКБ с опытным заводом Балтийского морского пароходства выделено из состава института.

В 1993 г. институт преобразован в ОАО.

Численность персонала (1941 г.)- 84 чел., (1944 г.)- 242 чел., (1953 г.)- 900 чел., (1960 г.)- 1200 чел., (1971 г.)- 817 чел., (2001 г.)- 347 чел., (2003 г.)- 390 чел., (2005 г.)- 415 чел., (2007 г.)- 430 чел.

Директор (1885-92 г.)- П.А. Фадеев, (8.01.1893-21.05.1895 г.)- А.Н. Столпаков, (05.1895-08.1899 г.)- Д.И. Андриевский, (1899-1902 г.)- Б.Е. Иваницкий, (1903-10 г.)- В.Н. Наумов, (1910-15 г.)- Б.Н. Кандиба, (23.02.1915- 20.11.1917 г.)- А.В. Ивановский, (05.1918-29 г.)- А.К. Рождественский (Коган) (репрессирован), (1929-30 г.)- В.Е. Ляхницкий, (1931; 1933 г.)- М.Е. Гусев (Горель) (репрессирован), (07.1931-04.1932 г.)- Н.П. Белов, (04-08.1933 г.)- А.М. Алибеков, (08.1933-11.1935 г.)- В.А. Стабровский; и.о. (11.1935-03.1936 г.)- М.В. чиж (репрессирован); (05.1936-01.1937 г.)- П.А. Осипов, (1937-02.1940 г.)- А.Т. Зимов (репрессирован), (1940-47 г.)- К.К. Тарнопольский (снят), (04.1947-53; 1955-03.1960 г.)- М.А. Соколов (в 1950 г. получил персональное звание инженер-генерал- директор морского флота III ранга), (1953-54 г.)- Н.М. Исаков, (1960-65 г.)- А.Е. Мельников, (1965-71 г.)- И.М. Парфианович, (1971-93 г.)- А.Ф. Парфенов. Гендиректор (1993-2004 г.)- А.Ф. Парфенов, (2009 г.)- А.Г. Батюня.

Зам. гендиректора (2006-09 г.-)- А.В. Рябинин, (2009 г.)- Н.Г. Млодикова, (05.2009 г.-)- А.Г. Хантий.

Директор: по производству (2009 г.)- Н.Г. Млодикова; по экономике и финансам (05.2009 г.-)- А.Г. Хантий; по развитию (2009 г.)- М.В. Минин; по общим вопросам (2009 г.)- П.П. Стахира.

Зам. директора по экономике и финансам (2008-09 г.)- А.Г. Хантий.

Гл. инженер (-1966 г.)- И.М. Парфианович, (2006-09 г.-)- А.В. Рябинин.

Начальники отделов: архитектурно-строительного (1997-2006 г.)- Н.Г. Млодикова; (1954 г.-)- И.М. Парфианович.

Гл. инженеры проектов: (1930-е)- И.Ф. Гецов (Камыш-Бурунский ССРЗ), (2000-е)- М.В. Минин.

Руководитель группы корпусных цехов (-1937 г.)- А.Е. Гадзевич (11982).
Армия:
К ноябрю 1918 было сформировано 38 авиаотрядов, к весне 1919 - 61 (45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских, 1 аэрофотографический). Всего на фронтах Гражданской войны в 1918-20 одновременно действовало до 350 советских самолётов. Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах Гражданской войны в августе 1918 было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете Республики - сокращённо Авиадарм (авиация действующей армии), начальником которого с сентября 1918 по февраль 1921 был А. В. Сергеев (11037).
В ноябре 1918 года, переформировав в так называемой “нейтральной зоне” свои повстанческие части, украинские большевики, при поддержке правительства Ленина, развернули новое наступление. С северо-запада Украине угрожали поляки, развернувшие боевые действия против УНР с целью включения в состав Польши галицких земель. Вскоре поляки заняли Львов. Галицкая армия предпринимала отчаянные попытки вернуть столицу Западной Украины и начала осаду Львова, продолжавшуюся до середины мая 1919 года. Сразу же после создания ЗУНР Народная Рада — высший орган власти — занялась формированием Галицкой армии. В составе Последней создается и авиационный отряд, командиром которого стал Петр Франко — сын известного украинского поэта и писателя И.Я.Франко. Ранее П.И.Франко прошел обучение в Сараевской летной школе, служил в Австро-Венгерской армии (553).
В ноябре 1918 В.И.Л. посетил Московскую авиашколу (356,31).
В ноябре 1918 КА наступала в Прибалтике и устанавливала советскую власть (1348,221).
В ноябре 1918 г после оккупации зоны пролива Босфор союзники получили доступ к черноморским портам Батуми и Новороссийск, которые играли важную роль в снабжении большевистких сил на Каспии (6390).
November 1918 Armistice; end of WW I and subsequent Bolshevik reoccupation of territory abandoned the Central Powers, although German forces are allowed to remain in Latvia and Estonia as a 'bulwark' against communist expansion. After the War, some aircraft are flown by volunteers of the Grenzschutz Ost (Border Protection East) force against the Red Army in defense of German nationals in the Baltic states and on Germany's eastern borders. Former Jasta ace Rudolph Bertold is one such volunteer who serves in an air unit of the para-military 'Freikorps', defending his country from the scourge of Bolshevism. It is known that these 'Police Squadrons' were equipped with Siemens-Schuckert D.IIIs and IVs, as well as Fokker D.VIIs.(Details of these operations are extremely obscure and as yet unavailable) (1349).

The Red Air Fleet re-equips some squadrons with modern aircraft (Fokker D.VIIs) abandoned on former German airfields. Red Air Fleet strength at 52 squadrons. Shielded by the Czechs, the Whites have built up powerful armies. Lenin's Bolshevik armies now face war on three fronts: Gen.Yudenich and the Allies in the north, Gens. Wrangel and DenikinТs forces in the south, as well as Adm. Kolchack and the Czech Legion in the east (1349).


В ноябре 1918 в Омск прибыл англичанин генерал Нокс. Он сообщил, что Англия обещает белым русским армиям оружие, патроны, военное снаряжение и обмундирование на 200 000 человек; кроме того посылает в Сибирь несколько сот своих офицеров в качестве инструкторов. В Омск прибыли эшелоны с частью золотого запаса России, захваченного в Казани. Министерство финансов в Омске опубликовало в своем официальном издании "Вестник финансов" данные о доставленном золоте:

"в российской монете - на 523.458.484 руб. 42 коп.,

в иностранной монете - на 38.065.322 руб. 57 коп.,

в слитках - на 90.012.027 руб. 65 коп.

Всего на сумму 651.535.834 руб. 64 коп."

Расхождение между сведениями министерства финансов в Омске и данными отделения Госбанка в Казани (645 410 610 руб. 79 коп.) составляет чуть больше 6 млн. рублей золотом. Вероятно, это те 100 ящиков с золотом, которые удалось вывезти большевикам за день до ухода из Казани (9870).


В ноябре 1918 Введено в действие “Положение по управлению военными почтово-телеграфными связями” (приказ РВСР от 13 ноября 1918 г. № 212) (11072).
В ноябре 1918 Сформирован и оборудован первый поезд связи (11072).
Жизнь и внутренняя политика:
В ноябре 1918 в Москве Съезд Мусульман Коммунистов создал Исламское Бюро в составе РКП (2955).
В ноябре 1918 лидеры Центральной Рады организовали восстание и создали новое правительство - Директорию во главе с С.Петлюрой, но большевики переформировались и начали наступление, наступал и Деникин и поляки (553,89).
В ноябре 1918 года лидеры Центральной Рады организовали восстание, в результате которого создается новое правительство — Директория — во главе с Симоном Петлюрой. Примерно в то же время в Германии вспыхнула революция, которая привела к отречению от престола кайзера Вильгельма II — главного и последнего союзника Гетмана. Просуществовав менее восьми месяцев, власть гетмана, не оказав сколь-нибудь существенного сопротивления, тихо отошла в историю, а сам Скоропадский благополучно отбыл за границу. С изгнанием гетмана Скоропадского и немецких оккупантов положение Украины не улучшилось, хотя ее территория на какой-то непродолжительный момент и увеличилась в связи с образованием ЗУНР (Западно-Украинская Народная Республика на землях, что раньше принадлежали Австро-Венгрии) (553).
Ноябрь 1918 г. Коллегией НКВД РСФСР утверждена единая форма обмундирования советской милиции (10303).
За рубежом:
В ноябре 1918 года, вскоре после перемирия, заключенного, компания “Люфтшиффбау Цеппелин ГмбХ” по инициативе доктора Хуго Эккенера начала прорабатывать идею о возобновлении воздухоплавательных пассажирских перевозок. Из имеющихся деталей боевых дирижаблей был собран новый пассажирский цеппелин LZ-120 “Бодензее” объемом 20 000 куб. м и с четырьмя моторами “Майбах” мощностью по 240 л. с. Восстановило свою деятельность общество ДЕЛАГ, которое начало регулярные перевозки пассажиров на маршруте Фридрихсхафен — Берлин, а затем и Берлин — Стокгольм. Эти маршруты, однако, были закрыты в 1921 году, сразу после подписания Версальского мирного соглашения. Итоги деятельности общества просто удивляли: за 103 полета (532 часа летного времени) было перевезено 4050 пассажиров. Еще перед подписанием Версальского договора в Германии был построен пассажирский цеппелин LZ-121 “Нордштерн”, который позже конфисковали союзники и передали Франции (11324).
По ноябрь 1918 года с января 1918 года только в течение девяти дней английские дирижабли не выполняли боевых заданий по причине нелетной погоды. Деятельность воздушных кораблей в борьбе с подводными лодками за 1917 год характеризуется следующими цифрами: в июле воздушными кораблями, предназначенными для противолодочного патрулирования, покрыто 53 000 миль, причем обнаружена и атакована 1 подводная лодка; в сентябре покрыто 83 000 миль — обнаружено 8 лодок, из них атаковано 5; за ноябрь пройдено 50 000 миль — обнаружено 6 лодок, из них атаковано 5. За весь 1917 год обнаружено 26 лодок, из них атаковано 15.

Потери британских дирижаблей были в целом невелики. Среди дирижаблей S.S.P. один был потерян над морем и еще один над материком; два N.S. потеряны над Северным морем и два потерпели крушение. Много боевых столкновений с неприятелем имели дирижабли типа “С”. Так, С. 17 был [278] сбит немцами в апреле, а С.27 — в декабре 1917 года. При розыске С.27 был потерян и С.26. Остальные британские мягкие дирижабли, после выработки налета, разобрали.

Поиск и наблюдение за подводными лодками являлся трудной и утомительной задачей. Наблюдатель, находящийся на борту дирижабля, должен был обладать большим терпением, быть бдительным и особо внимательным. По мере накопления опыта по наблюдению за германскими подводными лодками было разработано специальное наставление, содержащее различные рекомендации и полезные сведения, облегчающие их обнаружение.

В ясную погоду дирижабль мог быть обнаружен подлодкой раньше, чем она будет замечена наблюдателем с воздуха. Идущая под перископом со скоростью одного-двух узлов, подводная лодка оставляла за собой след, который виден только в спокойной воде. При этом район нахождения лодки должен был быть известен экипажу дирижабля. Даже при незначительном волнении моря засечь подводную лодку практически невозможно. В прозрачных водах (например, Средиземного моря) удавалось обнаруживать подводные лодки на глубине до 25 м. В западных подходах Ла-Манша подлодки просматривались на глубине 10 м.

Искусство обнаружения подводной лодки состоит и в том, чтобы самому дирижаблю остаться незамеченным. Для этого приходилось использовать все предоставленные природой и погодой условия. Туман, облака, яркий солнечный свет, своевременно и должным образом использованные, решали задачу неожиданного появления дирижабля над лодкой.

Много проблем вносили в работу наблюдателей плавающие на поверхности моря различные предметы. Они отвлекали внимание и вынуждали совершать лишние маневры. Трудный вопрос возникал при обнаружении масляных пятен. Исправная подводная лодка оставляла за собой незначительное количество масла, которое очень трудно обнаружить даже в спокойной воде. Однако наличие такого следа служило для наблюдателя определенным указанием на присутствие подлодки.

Применение дирижаблей как одного из эффективных средств противолодочной борьбы оказалось весьма ценным. Воздушные дозоры вынуждали командиров вражеских подводных лодок быть предельно осторожными и значительно стесняли их свободу действий. Находясь в походном охранении флота, дирижабли создавали для подводных лодок угрозу быть немедленно обнаруженными при всплытии. Вынуждая подлодки длительное время находиться в подводном положении, дирижабли тем самым значительно уменьшали их радиус действия. Простое присутствие воздушного корабля над караваном торговых судов часто заставляло подлодки противника уходить из этого района.

Английские мягкие дирижабли, предназначенные для несения разведывательной и дозорной службы, охраны побережья и борьбы с подводными лодками, никаких [279] особенностей в части вооружения пулеметами не имели. Их основным оружием являлись бомбы. Английские жесткие дирижабли типа “R” оснащались значительно слабее германских жестких дирижаблей. Их основным вооружением были легкие пулеметы Льюис, устанавливавшиеся как в гондолах, так и на верхней платформе. Подготовкой офицерских кадров британская служба воздухоплавания занималась основательно. Вначале курсанты летали на воздушных шарах воздухоплавательной станции Уормвуд Скреббе, а затем изучали навигацию в Портсмуте. И только закончив эту часть курса подготовки, приступали к обучению полетам на дирижаблях (11324).


В ноябре 1918 выяснилось, что внутри оболочки R.31 собирается влага, которая разрушала клеевые швы деревянного каркаса. R.31 долго стоял в ангаре и в июне 1919 года был продан торговцу древесным топливом из Хоудена. Только получив рекламации от своих покупателей, незадачливый торговец узнал о том, что все деревянные части дирижабля были тщательно пропитаны специальным противопожарным средством, поэтому не хотели гореть в печках... R.31 налетал всего 9 часов. Его “систершип” R.32 провел в воздухе целых 260 часов. Его построили в октябре 1919 года и вскоре передали РАФ. До 1921 года он использовался для обучения, в том числе и американских воздухоплавателей. Обладал исключительной упругостью, о чем свидетельствует следующий факт. Если на каждом конце сквозного внутреннего коридора стояло по человеку, при развороте они не видели друг друга, так сильно изгибался каркас (11324).
В ноябре 1918 года в ФортВорче был построен завод, способный производить 1400 куб. м гелия в сутки по цене 10 центов за кубический фут. До момента принятия решения о производстве гелия в мире было получено всего около 0,3 куб. м этого газа. Было даже построено судно для перевозки первой партии в 4116 куб. м гелия в Европу, но этот рейс так и не осуществился. Война закончилась, а ресурсы отечественного производства этого газа к середине 20-х годов полностью исчерпаны. Заводы в Форт-Ворче и Петроле в Техасе закрылись, а вместо них построили новый завод в Амарилло на месторождении Клиффсайд, правда только в 1929 году. Тогда и был ликвидирован дефицит в этом газе (11324).
В ноябре 1918 Вена. Сформирование "Народной армии" Австрии (фольксвер) (7449).
В ноябре 1918 София. Отставка правительства Малинова. Сформировано правительство Тодорова (7447).
В ноябре 1918 Тернополь. Обращение превительства Е.Петрушевича к президенту США В.Вильсону с просьбой о посредничестве в конфликте между ЗУНР и Польшей (7445).
В ноябре 1918 итальянские войска оккупировали всю территорию Албании (7594).
В ноябре 1918 г. имам секты зейдитов Яхья, который в результате длительной борьбы добился в 1911 г. автономии горных районов Йемена, населенных поддерживавшими его зейдитскими племенами, объявил себя королем Йемена, однако только в 1925 г. ему удалось добиться объединения горной и прибрежной частей страны (3871).
During November 1918 The NACA first recommended enactment of Federal legislation for civil aviation, enforcement to be under the Deaprtment of Commerce (1038).
В ноябре 1918 НАСА рекомендовала подчинить гражданскую авиацию министерству торговли США (1038).
В ноябре 1918 в Варшаве был основан завод, изместный как Центральная Авиационная Фабрика (11729).
Другие оборонные отрасли:
За период с ноября 1918 по март 1921 года изготовили 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей. Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже дивизий вплоть до середины 1919 года широко использовало различные "бронеимпровизации", которые создавались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных мастерских и депо (11149).
Другие оборонные отрасли:
К декабрю 1918 г. было учтено более 4 млн выстрелов к 3-дюймовым и горным пушкам, 900 тыс. выстрелов средних и крупных калибров, 85 млн 767 тыс. винтовочных патронов [22, с. 138]. С такими запасами боеприпасов начиналось строительство Красной Армии. Характерной особенностью учтенных запасов боеприпасов и артиллерийских орудий являлось многообразие образцов и калибров: на вооружении старой армии находились многочисленные образцы орудий отечественного и иностранного производства. По данным А. А. Маниковского, к осени 1917 г. в составе тяжелой артиллерии старой царской армии орудия иностранных марок составляли 23 % [31, с. 271]. Артиллерийский комитет ГАУ в начале 1918 г. выпустил журнал “Об образцах вооружения социалистической армии”, в котором все образцы орудий подразделяли на основные и их заменители с соответствующими марками боеприпасов к ним. Тактико-технические данные основных орудий и боеприпасов к ним, принятых на вооружение Красной Армии, приведены в табл. 2.1. [2; 22, с. 137]. Оружие и боеприпасы, доставшиеся от царской армии, были важным источником боевого снабжения Красной Армии. Однако с этими запасами проблему материально-технического обеспечения РККА нельзя было решить. Только восстановив и развив производство нового оружия и боеприпасов, можно было создать базу для защиты молодой Советской республики (5484).
Армия:
К декабрю 1918 г. в Омске при техническом управлении морского министерства Сибирского правительства адмирала Колчака было создано гидроавиационное отделение (начальник - старший лейтенант В.М. Марченко). В феврале 1919 г. ему поставили задачу организовать работу Красноярской станции (начальник - поручик С.Г. Микоев ), отремонтировать четыре самолёта и подготовить для них плавучую базу. Соответственно выделили две баржи: одну для базирования гидросамолётов, вторую - под воздухоплавательный парк. Имеются сведения, относящиеся к маю 1919 г., о 1-м гидроотряде (начальник - поручик по адмиралтейству В.П. Антоненко), плавучей базе гидроотряда (начальник - мичман военного времени Трапезников), 1 -м плавучем воздухоплавательном отряде (начальник - капитан Попов) и 2-м воздухоплавательном отряде. Воздухоплаватели находились в армейском подчинении, летом 1919 г. их прикомандировали к Камской речной боевой флотилии. В июне старший лейтенант В.М. Марченко выступил вместе с 1-м гидроотрядом и его баржей из Перми на фронт и до конца месяца отрядом было произведено 32 са- молёто-вылета. Затем гидроотряд перебазировался из Перми в Екатеринбург. Старший лейтенант В.М. Марченко в июле 1919 г. докладывал в Омске, что в Красноярске имеется станция и гидроотря-д из четырёх летающих лодок. После гибели адмирала Колчака, а с ним и старшего лейтенанта Марченко, командование отрядом перешло к морскому летчику М.П. Телепневу. В ноябре 1919 г. гидроавиационная станция и гидроотряд размещались в Красноярске. Эвакуировать их не удалось, и в январе 1920 г. на железнодорожной станции Енисей эшелон красноярской гидроавиастанции попал к красным. В мае 1920 г. гидроотряд (начальник - А.К. Машковский с апреля по июль 1920 г., А.А. Кривошеин - с июля 1920 г.) вошёл в состав воздушного флота 5-й армии (начальник воздушного флота - В.А Корольков). В июле 1920 г. гидроотряд выдвинулся на фронт из села Никольское на Ангаре на железнодорожную станцию Селенга на одноименной реке. В августе - сентябре подразделение перевели в Петроград в распоряжение 7-й армии, а затем передали воздушной бригаде Балтийского моря (12033).
Авиапромышленность:
1 декабря 1918 коллегией НТО ВСНХ под руководством Горбунова Н.П. был создан ЦАГИ (62,17) - по санкции В.И.Л. (80,32). В ЦАГИ предусматривалось аж 7 отделов: авиационный, ветродвигателей, средств сообщения, изучения и разработки конструкций, приложения аэро- и гидродинамики к сооружениям. ЦАГИ возглавила коллегия аэродинамической секции НТО ВСНХ. Выделили здание - по улице Вознесенского, 21 (80,32) - уже 2 декабря (273,265).

Интересно, кого выгнали и куда, хотя есть мнение, что дом пустовал

По другим данным 1 декабря 1918 ЦАГИ уже начал работать (80,6).

В.Б.Ш. всегда подчеркивал, что не было никаких ленинских декретов и все прошло по будничному бюрократично.



В декабре ЦАГИбыл занят дом по Вознесенской ул., д. 21, закрепилось название ЦАГИ (92,293).
Армия:
На 1 декабря 1918 по статистике Главвоздуха в ВВФ было 67 отрядов на фронте, 18 в округах, 1 эскадра ВК, 4 вп дивизиона, 6 впо на фронте, в округах -12 (3689).

авиаотрядов на фронте

67

авиаотрядов в округах

18

эскадр воздушных кораблей

1

воздухоплавательных дивизионов

4

воздухоплавательных отрядов на фронте

6

воздухоплавательных отрядов в округах

12

управлений боевых авиагрупп

4

управлений авиагрупп при дивизиях

30

парков-складов

3

воздухоплавательных парков

2

авиаремонтных поездов

4

подвижных авиамастерских складов (баз)

9

аэрофотографических парков

1

авиашкол

3

воздухоплавательных школ

1

(ЦГВИА, ф. 493. Оп. 3, д. 102, л. 316)
1 декабря 1918 в Киеве было сформировано Временное советское правительство (2239).
Жизнь и внутренняя политика:
1 декабря 1918 г. Издан Декрет СНК "Об организации страхового дела в Российской Республике", где Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем реорганизован в страховой отдел ВСНХ. 20 мая 1919 года этот отдел переименован в пожарно-страховой отдел (10303).
За рубежом:
1 декабря 1918 Войска Антанты в соответствии с Компьенским перемирием начали оккупацию Рейнланда (7446).
1 декабря 1918 союзная оккупационная армия вошла в Германию (2100).
1 декабря 1918 наследник немецкого престола кронпринц Вильгельм отрекся от своих прав на престол (4962).
1 декабря 1918 Берлин. Завершил работу Учредительный съезд КПГ, провозгласивший конечной целью партии победу мировой социалистической революции (7446).
1 декабря 1918 было создано королевство сербов, хорватов и словенцев (3481).
1 декабря 1918 Белград. Делегация Народного веча ГСХС вручила верноподданический адрес принцу-регенту Сербии Александру Карагеоргиевичу с пожеланием о присоединении к Сербии югославянских земель бывшей Австро-Венгрии (7449).
1 декабря 1918 съезд румын в Трансильвании провозгласил создание союзного государства с Румынией и 2 декабря сформировал Временное правительство (3907,99).
1 декабря 1918 Исландия становится суверенным государством (3907,99).
1 декабря 1918 Дания предоставила независимость Исландии (4962).
Другие оборонные отрасли:
2 декабря 1918 в соответствии с подписанным В.И. Ленином «Положением о радиолаборатории с мастерской» при активном участии М.А. Бонч-Бруевича была основана первая в России HPЛ (ГС Опытный Завод № 326 ИМ. Фрунзе НКАП, НКЭП, Нижегородская радиотехническая лаборатория (HPJI) им. В.И. Ленина, Центральная военно-индустриальная радиолаборатория (ЦВИРЛ) ВСНХ, НКТП, Центральная военная радио-техническая лаборатория НКТП, ГС Институт № 11 (ГС НИИ-11) НКОП, НКАП, п/я 429, Горьковский завод им. Фрунзе МРП, В-8201, ФГУП «Нижегородский завод имени М.В. Фрунзе» (НЗиФ) /603600 (603950) г. Горький, г. Нижний Новгород ГСП-299 пр. Гагарина, 174 тел. 66-66-00/). Он в 1915 г. создал первую в России электронно-вакуумную лампу. В 1919 г. М.А. Бонч-Бруевичем разработаны первые советские приемоусилительные лампы ПР-1, налажено первое в стране производство радиоламп. В 1919 г. создан радиотелефонный передатчик мощностью 20 Вт. В 1922 г. по заданию В.И. Ленина М.А. Бонч-Бруевич построил в Москве первую в мире мощную (12 кВт) радиостанцию им. Коминтерна.

Здесь впервые в мире был осуществлен расчет и разработка антенны направленного действия для диапазона KB, построены линии дальней радиосвязи (1924-30 г.); разработаны методы исследования ионосферы ультракороткими радиоволнами методом радиоэхо.


ч. 1 ... ч. 30 ч. 31 ч. 32 ч. 33 ч. 34 ... ч. 43 ч. 44