Андрей Николаевич Басов Сказки старого дома

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ... ч. 18 ч. 19

* * *
За столом всё те же. Только Крис уже клюет носом.

- Крис, может спать пойдешь?

- Пожалуй, пойду, - и, слегка запинаясь, побрел к лестнице на второй этаж.

- Мой братец, наверное, решил прогуляться от избытка чувств?

- Ага. Жозеф, у меня такое предчувствие, что вы не прочь меня расспросить о чем-то.

Жозеф достал трубку, не спеша набил ее табаком, прикурил от свечи, затянулся и пустил в потолок густой клуб дыма.

- Серж, а у меня такое предчувствие, что вы мне не скажете даже, ни кто вы, ни откуда, ни зачем.

- Пожалуй, не скажу.

- Поймите, - это не просто досужее любопытство. На мне защита государства. Мне известно, что вы никогда не были в Верне, а принцесса не покидала Верна. Вдруг вы появляетесь неизвестно как, и оказывается, что вы чем-то связаны с принцессой. Причем до такой степени, что мне кажется, вы имеете прямое отношение к событию, произошедшему сегодня за этим столом. Мало того. Вы очень похожи на нас с братом. Хотя, например, он этого не заметил. Всё это очень странно. Не находите?

- Нахожу. Но странность не преступление.

- Верно. Успокаивают две вещи. Вы не волшебник - это точно. И от вас не исходит никакой опасности. Уж я-то в этом разбираюсь.

- Жозеф, если опасности от неизвестности не исходит, то пусть она неизвестностью и остается.

- Вы думаете, что волшебники до такой степени не любопытны? - с улыбкой спросил Жозеф. - Ладно, пусть будет по-вашему. Храните свою тайну. Однако и у вас есть вопросы ко мне. Правда?

- Совершенно справедливо. А вопросов два. Вы совсем не похожи на волшебника. И второе. Как вам такую благополучную страну удается сохранять без армии и флота?

- Вы, Серж, наверное, представляете себе седобородых, умудренных годами, опытом и учением волшебников из сказок. На самом деле волшебником нужно просто родиться, и возраст тут играет малое значение. Что вызывает рождение волшебника и почему он может явиться на свет в любой семье? Этого никто не знает, и я в том числе. Может, просто потому, что в нем возникает нужда? Мы не живем больше других людей и так же, как все, болеем и умираем. Мой предшественник умер семнадцать лет назад в возрасте всего шестидесяти пяти лет.

- Вы хотите сказать, что...

- Совершенно верно. Я занял должность королевского волшебника в двенадцать лет. Ну, а что касается вашего второго вопроса, то наша страна потому и благополучная, что не тратит ничего на армию и флот. Нападать на кого-то с целью грабежа побуждает корысть. А если эта корысть еще имеет и власть, то жди большой беды. В обязанности королевского волшебника входит наблюдение за появлением в сопредельных странах опасных корыстных побуждений у людей, облеченных властью. Когда знаешь, что и у кого, то не сложно и воспрепятствовать заранее.

- Как это невинно звучит - воспрепятствовать. Я уж не рискую спрашивать, что за этим кроется.

- И правильно делаете. А теперь я отвечу на не заданный вами вопрос. Постеснялись, наверное, спросить. У волшебника должна быть определенная этика. Волшебник может многое, но он должен хорошо понимать, во что вмешиваться можно, а во что - никогда.

- Это вы к чему?

- К тому, почему я не вмешиваюсь в отношения между принцессой и братом. Хотя и мог бы.

- Жозеф, вы просто кладезь мудрости. Это я совершенно без иронии.

- Спасибо. Вы когда отбываете, Серж?

- Завтра где-нибудь во второй половине дня. Нужно еще успеть кое-что сделать.

- Ну да, ну да, в порту. Я приду посмотреть, как вы справитесь с тем, с чем не справился я. До свидания.

- Жозеф положил трубку в карман и вышел из таверны.

Таверна уже почти опустела. Только в углу небольшая компания доигрывает в кости. Колин дремлет за стойкой. Легонько пихаю его пальцем.

- А, что? - вскидывается он.

- Колин, мне бы тоже поспать.

- Сейчас устроим. Жанна, Жанна, проводи синьора в его комнату.

Какая симпатичная и стройная девица! Даже более чем симпатичная. Тонкие черты лица, на котором синие глаза кажутся просто огромными. Нежные губки совершенно правильной формы. А какие прелестные ножки взбираются впереди меня по лестнице! Просто не верится, что такие ножки доводят постояльцев только до комнат. Попытать счастья?

- Вот, синьор, ваша комната. От портного принесли ваш костюм.

На крючке висит кожаное великолепие. Льюис постарался на славу. Пуговицы вообще бесподобные. Сделаны из монет в один солентино.

- Синьору еще что-нибудь нужно?

- Нужно, - и начинаю приближаться к ней с видом, не оставляющим никакого сомнения в моих побуждениях.

Оплеуха была такой силы, что я полетел на кровать. Жанна погрозила мне кулачком и исчезла за дверью. Нет худа без добра. И ложиться не надо - уже лежу. Хотя и обидно. Я же с хорошими намерениями...
* * *
Утром, подавая завтрак, Колин ухмыляется во всю физиономию.

- Что, Жанна разболтала?

- Ей и разбалтывать ничего не нужно. Все постояльцы ведут себя одинаково и всегда получают от Жанны одно и то же. А у тебя одна щека еще пока толще другой.

Быстро расправляюсь с куриной ножкой, крылышком, пирогом и кружкой напитка, похожего на компот. Подхожу к стойке и спрашиваю у Колина:

- Крис еще спит?

- Спохватился! Он уже давно домой уехал.

- Вот незадача! Я с ним еще не рассчитался.

Достаю из кармана серебряную монету.

- Вот передай ему, пожалуйста, а то я скоро отправлюсь домой, - Колин сгребает монету в ящик.

- Что еще?

- Еще посчитай, сколько я тебе должен за всё вчерашнее и прочее. А также мне нужно три больших бочонка твоего вина с доставкой в порт к часу дня. Да, и еще кое-что передать на словах мастеру цеха грузчиков в порту, - и я сказал, что передать.

- Сделаю, - и пошевелил губами, глядя в потолок. - Всё будет стоить дексту и семьдесят пять солентино.

Выкладываю две дексты. Они отправляются в тот же ящик. В карманах еще полно денег. Вспоминаю вчерашний разговор с принцессой.

- Колин, если бы я захотел купить маленький домик в Верне, сколько это могло бы стоить и что бы ты посоветовал?

- Каменный или деревянный?

- Всё равно. Лишь бы понравился.

- Ну, например, каменный из пяти комнат и кухни может обойтись от сорока до шестидесяти золотых. Нестарый деревянный такого же размера - на десять-пятнадцать золотых дешевле.

Возвращаюсь в свою комнату, опустошаю карманы и пересчитываю капиталы. Сорок восемь золотых и сорок декст. Непостижимо. За книжку сказок на неведомом языке? Вполне могу стать домовладельцем. Нужно только вычесть из этого богатства расходы на содержание дома хотя бы в течение трех лет. Да и оставить на непредвиденное тоже нужно. Спускаюсь обратно в зал.

- Колин, а сколько нужно платить приходящей служанке? Ведь нужен же присмотр за домом в отсутствие хозяина.

- Сорок-пятьдесят солентино в месяц. И не забывай о дровах. Это еще семьдесят-восемьдесят солентино за зиму. Живет хозяин или не живет, а топить надо. Иначе дом быстро стареет, разрушается. Жанна, Жанна!

- Что хозяин?

- Твой дядя свой второй дом еще не продал?

- Нет.

- Наш постоялец может его сейчас посмотреть?

- Ключ у меня.

- Тогда проводи его, - и, обращаясь уже ко мне, добавил: - Это здесь рядом, на соседней улице. Домик очень неплохой, - и уже в самое ухо шепотом: - Если задумаешь брать, то больше сорока золотых не давай.

Пока идем, Жанна молчит и не смотрит на меня. Улочка светлая и тихая. Домик в два этажа, как на рождественской открытке - славный и веселый. Только без снега. Июнь ведь! Первый этаж кирпичный, а второй деревянный. Балкончик с ажурным ограждением, весь в цветах. Дубовая дверь с окошечком. Красная черепичная крыша с крошечными башенками по углам. Соседние дома чуть повыше.

В первом этаже просторная прихожая с лестницей на второй этаж. Комната побольше - столовая с изразцовым камином и окнами на улицу, и комната поменьше - рядом с кухней, окнами во двор. Туалет здесь же, рядом с кухней. Размером обширнее, чем я видел у Льюиса, и вдобавок еще с огромной деревянной лоханью рядом с вазой-унитазом. Наверное, заменяет ванну.

На втором этаже две одинаковые большие комнаты на улицу и во двор. Великолепная резная мебель, включая большую кровать с пологом в комнате, выходящей окнами во двор. Критиковать нечего. Как же я буду торговаться?

Спускаемся с Жанной вниз и выходим во двор. Премиленький садик. Несколько вишневых деревьев, кусты шиповника, жасмина, сирени и цветочные клумбы. Две широкие скамейки и небольшая статуя амура в центре всего этого великолепия. Кованый забор с калиткой на соседнюю улицу, сплошь увитый плющом, как и вся задняя стена дома, кроме окон. Прилегающие боковые стены соседних домов слепые - без окон. Так что происходящее во дворике из посторонних видеть некому и неоткуда.

- Сколько твой дядя хочет за свое владение? - спрашиваю я Жанну.

- Пятьдесят золотых, - отвечает она, пряча глаза.

- Недурно. Мне нужно с ним поговорить. Как у вас в Верне оформляются сделки?

- Здесь немного дальше по улице - контора стряпчего. Вы можете подождать там, а я схожу за дядей.

Стряпчий есть стряпчий, где бы и когда бы он ни был. Это относится и к синьору Имриху. И внешность у него стряпчего, и контора у него стряпчего, и повадки у него стряпчего. Разумеется, он не хочет, чтобы сделка сорвалась. Не будет сделки - не будет барыша.

- Синьор Имрих, я готов без торга заплатить сорок золотых за дом, но никогда не буду платить пятьдесят. Вы понимаете ситуацию?

- Очень хорошо понимаю, синьор Серж. Взаимопонимание - основа моего дела.

Продавец пришел довольно быстро. По нему не заметно, насколько скоро он двигался. Но Жанна запыхалась. Значит, он может быть очень заинтересован в быстрой продаже, раз так спешил.

Надо сказать, что синьор Имрих довольно энергично и умело взялся за дело. Буквально через три минуты дом стоил уже сорок восемь золотых. Еще через три минуты - сорок шесть. А еще через три минуты я стал его владельцем со всем содержимым за сорок четыре золотых.

Однако возникло небольшое препятствие. Одного имени Серж недостаточно для оформления купчей. Нужна еще и фамилия. Записали «Серж Андерсен», и формальная сторона дела была соблюдена. Приложили к купчей большие пальцы правой руки. Я отсчитал сорок четыре желтые монеты, а дядя Жанны передал мне связку из шести ключей и ушел. Два ключа от парадной двери, два от задней и два от калитки в заборе.

- Жанна, - спросил я, - ты могла бы, работая в таверне, присматривать за домом в мое отсутствие?

- Да, я и сейчас это делаю.

Тут же господин Имрих составил договор о найме на три года. Мы с Жанной приложили пальцы. Я отсчитал синьору Имриху на хранение необходимую сумму для выплаты Жанне ежемесячного жалованья в течение трех лет и покрытия хозяйственных расходов. Синьор Имрих написал расписку в получении денег на хранение. Жанна получила свои первые пятьдесят солентино, ключи от дома и отправилась в таверну. Я раздумывая смотрел ей вслед, пока она не скрылась за уличной дверью.

У синьора Имриха тоже неплохое начало дня.

- Синьор Серж, с вас за оформление сделок одна декста и пятьдесят солентино.

Вполне разумная цена. Учитывая, что он сэкономил мне шесть золотых!

- Синьор Имрих, а сколько вы берете за составление завещания?

- Двадцать солентино.

- Тогда давайте займемся делом, и я заплачу вам за все услуги две дексты.

Как опытный стряпчий, синьор Имрих быстро состряпал завещание Сержа Андерсена. По этому завещанию имущество в виде дома со всем содержимым переходит в собственность Жанны. При условии, что синьор Серж не будет замечен присутствующим на территории города Верна непрерывно в течение трех лет. На этом мы с синьором Имрихом благополучно расстались.

Я вернулся в теперь уже собственный дом. Совсем другое ощущение. Медленно осмотрел все комнаты, мебель, предметы. Посуда, белье, полотенца, статуэтки, ящики, сундучки и шкатулки. Вот одна подходящая шкатулка в шкафчике в спальне наверху. Купчая, договор о найме, расписка, завещание прекрасно в ней поместились. Сюда же высыпал оставшиеся деньги. Четыре золотых и маленькую горсточку серебра. Нет, одну беленькую монетку оставлю в кармане на всякий случай. Убрал шкатулку в шкафчик.

Спустился во дворик. Сел на скамейку, достал блокнот и карандаш, нарисовал принцессу. Нет, это я хорошо придумал с домом. Отсюда можно исчезать незаметно и появляться здесь тоже. Ну, ладно, вроде пока всё.
* * *
Во дворе таверны меня уже ждет довольно емкая двухколесная тележка, запряженная лошадью. Бочонки погружены. Мальчик-возница на своем месте. Взгромождаюсь на бочонки, и мы трогаемся к порту. На причалах обычная, будничная суета. Соскакиваю с тележки и иду искать мастера цеха грузчиков. Он стоит на причале и лениво переругивается, похоже, с боцманом одного из кораблей. Увидев меня, он отмахнулся от собеседника и подошел ко мне.

- То, что вы просили, готово.

- Тогда, наверное, пора выносить. Что нужно, я привез.

Мастер побежал к складам и буквально через минуту на песчаном берегу, как и вчера, стоял стол, но размером побольше, два стула и корзина стаканов. Я указал на повозку - и привезенные бочонки мигом оказались на столе с уже ввинченными краниками. Я уселся на стул и принялся ждать. Как и вчера, несколько человек забрели посмотреть на аттракцион. А вон и Жозеф среди них. А подальше, похоже, и Герц, наблюдающий за происходящим из своей коляски.

Наконец, море забурлило. Из глубины высунулась бородатая голова в остроконечном шлеме-шишаке и внимательно осмотрелась. Убедившись в отсутствии очевидной опасности, голова повлекла за собой мощное тело, заключенное в кольчугу, и не только свое. Все тридцать витязей следом потянулись на берег. Интересно - как это им удается выходить сухими из воды?

Бородатый дядька тяжелой поступью подошел к столу и уставился на меня вопросительным взглядом. Затем перевел взгляд на бочонки, а потом опять на меня. Затем снова на бочонки и опять на меня.

- Узнали?

- Узнали.

- Смотри-ка, по говору ты русич, а по обличью не пойму.

- Русич, русич.

- Спиридон.

- Сергей.

- Слава Богу! А то эта немчура кругом. Говорят вроде по-нашему, а о чем - не поймешь. Ты князь?

- Нет, не князь. Садись, Спиридон, поговорим.

Витязи столпились вокруг нас и переминаются с ноги на ногу в ожидании развития событий. Спиридон потрогал сиденье стула и с опаской присел на заскрипевший предмет мебели. Стул выдержал. Спиридон откинулся на спинку, поставив огромный меч меж колен.

- Выпьем за знакомство, - предложил я.

Налил стакан и подал бородачу. Себя тоже не забыл, но чуть-чуть.

- Благодарствую.

Чокнулись, и Спиридон одним махом опрокинул стакан себе в рот. Почмокал с изумлением губами и констатировал:

- Знатная медовуха. Ребята, можно! - и ребята занялись самообслуживанием.

Я налил второй стакан и сунул в руку гиганту.

- Благодарствую.

Теперь он не стал пить залпом, а стал прихлебывать по глоточку, смакуя запах и вкус. Вот-вот - так и надо!

- Знаешь, Спиридон, я понимаю, с какой трудностью вы столкнулись.

- И не говори, браток. Сам не пойму, что произошло. И Маньки нет - сестры нашей, чтобы подсказать. А ведь всегда была рядом с нами.

- Какая еще Манька? Это Царевна-лебедь, что ли?

- Она самая. Головастая бабёнка. И сама из себя тоже ничего. Ей бы мужа хорошего сыскать.

- Сыщется. Если не сыскался уже.

- Ты это о чем, Сергей? - подозрительно спросил Спиридон и дважды приложился к стакану. После чего тот опустел.

- Так ты не слышал? - я подлил Спиридону новую порцию. - Остров Буян знаешь?

- Конечно, как не знать!

- Так вот, неподалеку от Буяна ещё другой остров на море лежит и град на острове стоит. Как положено - со златоглавыми церквами и всё такое прочее. А правит там князь Гвидон. Вот как раз за него-то ваша Манька и собирается замуж, если уже не выскочила.

- Вот стерва! А нам ни слова.

Столпившиеся вокруг нас витязи возмущенно загалдели. В избытке чувств, смахнув со стола один из бочонков. По звуку удара о песок - уже пустой.

- Вот как раз по этому острову вы и должны бы ходить дозором, охранять Гвидона с Марьей, а оказались почему-то здесь. Наверное, происки недобитого злого чародея.

Между тем витязи, поначалу опешив от такой новости, решили взяться за второй бочонок, а Спиридон уже сам долил свой стакан и хватил сразу половину.

- Так нам же нужно туда! - сообразил он и прикончил содержимое стакана. - И поскорее. Как зовется-то гвидониев остров? Мы его враз достигнем!

- В том-то и дело, что остров безымянный.

- Ага, прячутся!

- Да нет, просто остров новый и его еще не успели обозвать. Но тебе-то это не помешает найти его. Раз ты знаешь, где Буян. Надо просто пошуровать в окрестностях Буяна, и только.

- И пошуруем! Нам да не пошуровать! Пошуровать мы завсегда сможем!

Произнося со смаком «пошуровать», Спиридон налил себе еще стакашок. Видно «пошуровать» у старика одно из самых любимых выражений, связанных с какими-то очень приятными воспоминаниями.

И тут у меня мелькнула мысль, что может произойти крайне неприятная накладка. Раз Маньки с ними нет, то она в другом месте. А раз не связывается со своими братьями, то может просто не подозревать об их существовании, если эта группа витязей - клоны. Рядом с ней братья есть, а передо мной - их копия, сделанная Домом. Если эти дубли появятся около Маньки и столкнутся с оригиналами, то черт знает что может произойти. Их ни в коем случае нельзя пускать на гвидониев остров прямо так сразу. Потом, когда станет ясно, есть ли еще и другая группа братьев или нет, то пусть сами и поступают по обстоятельствам.

- Знаешь что, Спиридон, я вот что подумал. Сразу видно, что ты очень достойный мужик и твои младшие братья тоже. Вот так и будете всю жизнь на побегушках, охранять чужие владения?

- Обидеть хочешь? Хотя твоя правда. Чужое охраняем, а своего не имеем.

- Я вот что подумал. Остров Буян ведь свободный. Ничего не мешает вам занять его как вотчину. Сядешь там князем.

- Князем, говоришь? - Спиридон приосанился, расправил усы.

- Город поставите. Народ поселится. Мужики там, бабы...

- Бабы это хорошо, - сверкнув глазами заметил потенциальный князь. - Для города я имею в виду.

Из задних рядов витязей послышался чей-то не очень трезвый голосок:

- Про баб что там грят? Подробней, пжалста, и громче.

- Смущаешь ты нас, Серега, смущаешь, - покачал головой старый дядька.

- Так и Манька у вас будет рядом, неподалеку. Если что, то быстро ей поможете чем или совета спросите.

Спиридон встал во весь рост. Окинул взглядом дружину.

- Что скажете, братья?

- На Буян, на Буян...

- Ладно, так тому и быть. На Буян так на Буян. Наливайте разгонную на дорожку.

Разлили. Получилось остатков по полстакана на брата. Молча выпили. Спиридон приложил руку к груди и поклонился.

- Спасибо тебе, Сергей, за помощь и ласку. Окажешься в наших краях, то загляни на Буян. Дорогим гостем будешь, - и, обращаясь уже к своим, проорал:

- Пошли!

И нетвердой походкой направился к воде. Остальные, не соблюдая строя, двинулись за ним. Двоих тащили за подмышки, волоча ногами по песку. Через минуту уже почти ничто не напоминало о визите сюда грозной дружины. Только забытые шлем и два щита валялись на песке.
* * *
Крикнул мальчика-возчика и велел ему погрузить пустые бочонки в тележку и подождать меня. Жозеф призывно помахал рукой. Я подошел. Жозеф внимательно и понимающе, как лекарь, присмотрелся ко мне.

- Жанна, - констатировал он. Ничего, уже почти всё прошло.

Я промолчал. Уже вместе мы присоединились к синьору Герцу.

- Думаете они больше не вернутся? - спросил Жозеф.

- Не должны. Они просто заблудились, а я подсказал, где они на самом деле должны быть.

- И для этого нужно было напоить их допьяна? - вступил в разговор Герц.

- Синьор Герц, вы, наверное, мало что понимаете в национальных особенностях некоторых народов. Эти люди - русские витязи. А у русских выпитое совместно вино является признаком доверия и уважения друг к другу. Чем больше выпито - тем больше доверия и уважения.

- Интересно, вы-то сами выпили с ними всего каплю и доверия к вам должно бы быть не больше капли.

- У вас математический склад ума, синьор Герц. А общность людей арифметикой не описать. В данном случае, если я из бочки вина выпью чайную ложку, а мой собеседник - всё остальное, то всё равно вместе мы выпили бочку вина. Понимаете?

- Начинаю понимать. Ну, что ж, будем надеяться на лучшее.

- Как вы думаете, синьор Герц, если надежды оправдаются, то я отработал кошелек принцессы?

- Э-э-э, пожалуй, да. Извините, синьоры, мне пора, - и он ткнул тростью в спину кучера. - Поехали!

Мы с Жозефом пошли вверх по улице, а тележка с бочонками покатила за нами.

- Что это за история с кошельком принцессы? Или это тоже секрет?

- Принцесса заплатила мне за увлекательную книгу, а Герц считает, что цена была слишком высока.

- Герц хороший человек, но очень прижимистый. Должность обязывает. В бытность свою кузнецом он был совершенно другим. Знаете, Серж, очень жаль, что вы уезжаете. С вами интересно.

- Спасибо. Мне с вами тоже очень интересно.

Мы пожали друг другу руки, я опять взгромоздился на бочонки и лошадь затрусила к «Морскому дракону».

Свернуть и связать веревочкой мой новый костюм не составило труда. Спустившись вниз, я выпросил у Колина бутылочку его непревзойденного вина. Мгновенно получил темный, пузатенький сосуд с залитой воском пробкой. Крикнул Жанне «до свидания», попрощался с Колином и отправился в свой новоприобретенный дом.

Уже перевалило за три, и особо рассиживаться тут нельзя, если я хочу попасть домой до возвращения мамы и бабушки. Дворик, скамеечка, цветы... Не хочется уходить. Да, а что делать с новым костюмом? Все питерские франты, конечно же, сдохнут от зависти. А как объяснить маме его появление? А можно ли будет его вообще протащить через Дом? Не корысть ли тут мной движет? Не хотелось бы потерять репутацию, а с ней и возможность путешествовать в мечты. Оставлю здесь для переодевания. А вот бутылочку-то заберу с собой. Какая тут корысть!

Поднимаюсь в спальню и вешаю костюмчик в шкаф. Спускаюсь обратно во дворик. Проверяю, все ли ключи в кармане. Прижимаю к себе бутылочку. Дом, Дом, где ты, Дом...
ГЛАВА 3

Новелла о сумасбродном изобретателе


Улицу разрыли так, что даже в сумерках, а не только в темноте здесь лучше не появляться. Можно шею свернуть. На дверях парадной объявление, что в связи с прокладкой трубопровода в Доме будет отключена вода такого-то числа со стольки до стольки. Плевать. Пусть отключают. Мы запаслись. Копают днем и ночью, в будни и выходные. Пятничный день уже к вечеру, а работы не прерываются.

Негромко наигрывает магнитофон. Стою у окна и смотрю, как маленький экскаватор уродует и наш двор тоже. Это называется комплексным ремонтом сетей. На улице меняют трубопроводы, а во дворе - трубы. Вот так! Понимаете разницу между трубопроводом и трубой. Нет? Так вот, трубопровод - это труба, по которой что-то течет. А труба - это трубопровод, по которому ничто не течет. У нас в Доме происходят постоянные превращения трубопровода в трубу и обратно.

Черт, какая только дурь не лезет в голову! Хочу в Верн. Уже третий месяц пошел, как я вернулся оттуда. Да вот ничего не получается. Незаметно могу исчезнуть только ночью на несколько часов. А что в Верне делать ночью, когда все спят? Жителей пугать? Александр объяснил, что исчезать и появляться можно только находясь в Доме. Вне Дома какая-то связь с ним на каком-то расстоянии чувствуется, но возможность перемещаться в другой мир пропадает. Жаль...

Похоже на эффект экрана или решетки. Словно сам Дом является объемом, заключенным в какую-то сетку. И внутри нее может что-то происходить, а снаружи - нет. Но ведь экран, сетка, решетка должны быть металлическими, а Дом-то из кирпича. Так что и чего-нибудь вроде арматурной сетки, характерной для панельных домов в стенах, быть не может. Странно всё как-то, и ухватиться не за что, чтобы уловить происхождение явления.

Внизу, в яме у экскаватора раздался оглушительный треск, сопровождаемый ослепительной вспышкой. Погас свет и замолк магнитофон. Приехали! Перерубили электрический кабель. Тракторист-то хоть как? Вроде живой. Как слепой вылезает из кабины и тут же садится на землю. Повезло. Испугом мог бы и не отделаться. Рабочие столпились около тракториста. Что-то орет прораб.

Кабель - это не перегоревшие пробки. Надолго окажемся без света.

Со свечой в руке в комнату заглядывает мама.

- Сережа, не посмотришь, что со светом?

- Во дворе электрический кабель повредили. Это надолго.

- Значит, сегодня света не будет?

- Боюсь, что и завтра тоже.

- Вот же напасть какая! Ни почитать, ни телевизор посмотреть. Мы тогда с бабушкой поедем к Татьяне. Там и заночуем. Ты позвони, когда свет дадут. Ладно?

- Ладно. Я тогда тоже куда-нибудь удеру до завтра.

Татьяна - это старшая, замужняя сестра. Мéста для гостей у них достаточно. С мужем детьми еще не обзавелись. Удачно как-то подоспела эта авария! Слетаю в Верн прямо сегодня. Вечер - не ночь.

Наблюдаю из маминой комнаты, как мои старушки перебираются через рытвины на другую сторону улицы и возвращаюсь к себе. Напяливаю джинсу. Ощупываю в кармане ключи от своего сказочного владения. В «Морском драконе» вечернее оживление, наверное, еще только в самом начале. Сажусь в кресло, закрываю глаза и вызываю в воспоминаниях маленький, зеленый дворик с мраморным амурчиком посередине. Что-то не то и не так. Ощущение легкости, полета какое-то очень слабое и не законченное. Открываю глаза - я дома. Пробую еще раз. Вообще ничего! Я похолодел. Неужели кончилось? Насовсем? Только без паники!. Может, это временное явление?

Слышу, как в маминой комнате звонит телефон. Бегу.

- Да.

- Сергей, - басит Капитан, - скучно во тьме одному. Если ты не занят, приходи посидеть. И Александр сейчас придет.

Капитан пару дней как вернулся из голубых далей, и вчера я у него вечером уже был. Ну, и что с того? Ситуация изменилась, а посидеть у него я всегда с удовольствием хоть каждый день, если не занят. Иду к входной двери и, взявшись за ручку, вспоминаю, что ключи от двери в других брюках. Возвращаюсь к себе, беру ключи и на момент задумываюсь. Ай, чего там! Открываю шкаф и достаю заветную бутылочку.

Выскочив из своей квартиры, обнаруживаю у капитановой двери Александра с фонариком, нажимающего кнопку звонка.

- Да, сразу видно гуманитария, не подозревающего, что звонки тоже работают на электричестве.

- Вот черт, это просто машинально. Рефлекс.

Стучу ногой в дверь. Открывает сам Капитан.

- Заползайте.

Заползаем в дверь и при свете фонаря ползем дальше до комнаты. На столе канделябр о трех горящих свечах. Красиво. Таинственно. Интимно. Садимся вокруг стола. Ставлю бутылочку.

- Капитан, что вы об этом думаете? - Капитан осторожно берет сосуд в руки. Осматривает дно, горлышко.

- Оттуда?

- Оттуда.

- Я думаю, что нужно открыть. А, Александр?

- Я того же мнения.

- Владельца не спрашиваем. Он затем ее сюда и притащил.

Капитан достает из серванта бокалы и штопор. С многолетней сноровкой ввинчивает инструмент в пробку и с хлопком ее выдергивает. Подносит горлышко к носу и с удивлением смотрит на меня.

- Ага, оно самое, - отвечаю я на немой вопрос.

- Что это, что это, что это? - засуетился Александр.

Капитан еще раз поднес горлышко к носу, глубоко втянул воздух и произнес:

- Есть предложение закупорить эту бутылку, не тратя содержимого, и использовать сей сосуд в дальнейшем только для услаждения обоняния. Кто против? Трое. Разливаем.

И опытной рукой наливает всем точно поровну пальца на два. Александр сразу сует свой нос в бокал и на некоторое время застывает в такой позе. С неохотой вынув нос из бокала, Александр заявляет:

- Не предполагал, что такие ароматы существуют в природе. По крайней мере, у нас в школе их нет.

Капитан усмехается, но и сам не приступает к дегустации, водя бокалом вокруг носа. Подаю пример, наклоняя прислоненный к губам бокал так, чтобы жидкость слегка коснулась языка. Остальные делают то же самое. Долго молчим, время от времени манипулируя бокалами.

- Сказочное вино, - наконец в состоянии выговорить Александр.

- Я думаю, ты не далек от истины, - поддерживает Капитан, с подозрением поглядывая на меня, - можешь еще добыть?

- Не знаю. Сегодня почему-то мне не удалось туда войти. Хотел спросить: у вас не бывало ли такого раньше?

- Не припоминаю, - произнес Александр. - Но это и меня беспокоит. Мне тоже сегодня не удалось уйти никуда.

- Вы оба меня пугаете, честно говоря, - Капитан весь как-то подобрался. - Когда вы пытались?

- Ну, я буквально перед вашим звонком.

- И я тоже.

- Может быть, вы оба пытались одновременно и Дом этого не осилил, - высказал предположение Капитан. - Хотя это не логично. Если Дом допускает наличие одновременно существующих нескольких избранных им, то и совпадение попыток перемещения не должно быть для него сюрпризом и бременем.

- Логика логикой, - заметил Александр, - но налицо и факт, что всё безукоризненно работало десятки лет и вдруг прекратилось без всякого видимого или ощущаемого катаклизма. Тоже ведь странно. Ни землетрясений, ни извержений, ни бомбежек даже поодаль не было. А улицу копают уже месяц, и всё до сих пор было ничего.

У меня в голове промелькнул вопрос: «А какое, собственно, событие и для кого или чего можно считать катаклизмом?»

Затрезвонил телефон, и Капитан схватил трубку.

- Слушаю. Здравствуйте, Анна Петровна... Да, знаю... Не знаю... И они здесь у меня с тем же вопросом... Конечно... Ждем, - и обращаясь к нам: - Сейчас придет. У нее то же самое, что и у вас.

Капитан взял фонарик и вышел в коридор. Хлопнула входная дверь. Осторожные шаги.

- Здравствуйте, Сережа. Здравствуйте, Александр.

- Здравствуйте, Анна Петровна.

Капитан пододвинул гостье стул и достал из серванта еще один бокал.

- Нет-нет, я не буду.

- Это не для питья, Анна Петровна, а для наслаждения. Непременно нужно попробовать.

- Ну, мои наслаждения далеко все в прошлом.

- Вы напрасно так думаете.

Анна Петровна осторожно взяла бокал, поднесла к лицу и, как заправский дегустатор, повела им по кругу перед носом и замерла, удивленно взглянув на Капитана. Затем повторила манипуляцию, глубоко вдохнув аромат. Поднесла бокал к губам. Сделала глоточек. Мы не шевелимся, давая ей время спокойно прийти в себя.

- Откуда это чудо, Капитан?

- Сергей откуда-то притащил.

- Королевский напиток. Сережа, вы ограбили дворцовые погреба?

- Нет, презентовал один кабатчик.

- Можно представить, что за сказочные места вы посещаете, если такое там подают даже в кабаках. Жалко было бы утратить такой источник. Не правда ли?

- Истинная правда.

- Вот и меня очень беспокоит сегодняшний сюрприз. А также удручает, что ничего мы и сделать-то не можем. Поскольку не знаем ни что произошло, ни с чем произошло.

- Ну, с чем произошло, мы можем предполагать. С Домом, - произнес Александр.

- Не факт, - возразил я. - У меня возникла одна гипотеза после того, как ты заговорил об отсутствующих катаклизмах, которые могли бы вызвать утрату наших необыкновенных возможностей.

- Ну-ка, ну-ка, Сережа, что вам пришло в голову?

- Понимаете, Анна Петровна, единственное заметное событие, которое произошло поблизости непосредственно перед тем, как мы с Александром попытались недавно переместиться, - это повреждение электрического кабеля у нас во дворе.

- И что? Какое это имеет отношение к Дому?

- Никакого, если источник нашего беспокойства именно Дом.

- Что вы имеете в виду?

- Очень простую вещь. Связь, в общем-то, на поверхности, если отказаться от стереотипа восприятия Дома как источника каких-то эффектов. Отключилось электричество - исчезли эффекты. Тут уже просто логика подсказывает, что между электричеством и эффектами должна быть машина, преобразующая электричество в эффекты. Отключили энергию и остановилась машина.

Дом совершенно не при чем. Это просто от неизвестности происхождения эффектов и того, что они происходят только в Доме, мы наделяем Дом свойствами, которыми он на самом деле не обладает. В действительности же, я полагаю, что в Доме или под Домом существует гениально сконструированная и качественно сделанная, почти автономная некоторого рода электрическая машина, которую никто не видел и о которой никто ничего не знает. Починят кабель - и машина заработает опять.

За столом воцарилось молчание. Каждый старался переварить услышанное. Первым пришел в себя Александр.

- Да-а-а, трудновато поверить в такую машину.

- А в то, что кирпичная кладка может материализовать воображение, тебе поверить легче? - спросил Капитан.

- Аргумент убойный, - согласился Александр, - хотелось бы взглянуть на эту машину.

- Искать надо. Только осторожно, чтобы никто не заметил.

- А надо ли? - опасливо спросила Анна Петровна. - Если машина есть и после ремонта кабеля включится, то зачем ее искать?

- Интересно же, Анна Петровна, - вкрадчиво осведомил ее Капитан. - А вам не интересно взглянуть бы на такое чудо?

Анна Петровна задумалась на несколько секунд.

- Пожалуй, тоже было бы интересно. Но меня беспокоит, как бы не повредил наш интерес чему-либо. А вы, Сережа, почему молчите?

- А ему нечего сказать. Он же технарь, и в таком вопросе у него позиция может быть только одна - увидеть и изучить.

- Фигушки, мне есть, что сказать. Во-первых, правильно заметили, что тут нужно действовать с осторожностью, не светиться кучей на людях при поисках. Чтобы никому не пришло в голову за нами следить. Или придумать подходящую легенду.

Во-вторых, опрометчиво бросаться в практические поиски, не разузнав, что возможно, из истории дома и его владельцев. Я думаю, наиболее интересен период между тысяча девятисотым годом и Октябрьской революцией. После этого ничто в доме уже не могло происходить, кроме смены жильцов. А до этого технический уровень вряд ли тот, который нужен.

В-третьих, нужно осведомить обо всём Ахмеда. Его помощь может оказаться очень важной. Он не привлекает внимания и всё знает о состоянии Дома.

В-четвертых, ничего нельзя начинать, пока во дворе не кончатся работы. Слишком много людей, сующихся в каждую щель. Кроме того, посмотрим, восстановится ли всё после ремонта кабеля. Гипотеза есть гипотеза.

- Пожалуй, весьма разумно, несмотря на вашу молодость, Сережа, - заметила Анна Петровна. - Я со своей стороны разузнаю всё, что возможно, о последних владельцах особняка и поговорю с Ахмедом. Только, Бога ради, осторожнее. Сами понимаете, на какой риск решаемся всего лишь ради любопытства. Мне страшновато.

- Пожалуй, лучше Сергея никто не проведет это дело, - размышляет вслух Капитан, - и склад ума рациональный, технический, и осторожности не занимать. Пусть будет главарем, а мы поддержкой. Никто не против? Вот и хорошо.

Анна Петровна поднялась, собираясь уходить, но я останавливаю ее.

- Анна Петровна, а вы не можете ничего рассказать о двух внезапно пропавших жильцах?

Она опускается обратно на стул.

- Вряд ли. То, что они были избранными, - мое предположение по разным случайным наблюдениям, косвенным признакам. Исчезли одинаково с промежутком примерно в год. Просто их видели возвратившимися домой, а когда заинтересовались долгим отсутствием, то дома не обнаружили. Мужчина был отставным военным, и его спохватились на службе довольно быстро. Девушка - студентка Института культуры - исчезла во время летних каникул. Так что до осени об этом никто и не подозревал. Вещи все были на месте, кроме тех, что они носили на себе. Документы тоже дома. Стало быть, не уехали.

- Нашли более счастливый для себя мир, - прокомментировал Капитан. - Хотя может быть и другое - погибли там.

Анна Петровна ушла, а мы втроем еще долго сидели и болтали о всякой всячине.
К вечеру воскресенья свет всё-таки дали. Позвонил сестре и оповестил об этом. Мама сказала, что они уж на ночь глядя домой не поедут. Лучше завтра утром. Ладно, опять облачился в джинсу, похлопал себя по карманам. Сел в кресло. Закрыл глаза. Дворик, скамейка, амур...

Второе, предосеннее цветение жасмина. В воздухе ни ветерка. Во дворике аромат просто обалденный. Сумерки. Тишина. Значит, моя гипотеза подтвердилась. Машина существует! Ну и Бог с ней! Она не здесь. Разваливаюсь на скамейке. Благодать! Небо уходит в какую-то бездну вверх. Звёзды еще не очень четко видны.

Вроде хлопнула наружная дверь. Тень мелькнула в кухонном окне. Открылась дверь во двор.

- Серж, это вы здесь?

- Я, Жанна. Ненадолго. Скоро уйду.

- В доме ничего нет. Может, сходить в таверну, принести что-нибудь на ужин?

А ведь это отличная идея. Поднимаюсь в спальню. Открываю шкатулку. Женское любопытство неистребимо. Монетки, высыпанные мною поверх бумаг, теперь под бумагами. Спускаюсь вниз. Даю Жанне серебряную монету.

- А ты будешь есть?

- Если только чуть-чуть.

- Ладно, принеси жареную курицу, кувшин пива и бутылочку вина. Колин знает, какого.

Не прошло и десяти минут, как мы сидим внизу за столом, уплетаем горячую курицу и запиваем пивом. Видно, Жанна свистнула курицу, предназначенную для клиента. Тот долго еще будет ждать своего заказа!

Спрашиваю Жанну:

- Ты случаем не слышала, выходят ли сейчас в порту из моря рыцари?

- Нет. После вашего отъезда их никто больше не видел.

Отлично. Значит, кошелек принцессы я отработал. Допиваю пиво, и Жанна понесла посуду на кухню.

- Жанна, сегодня убирать не надо. Лучше завтра, и запри за собой дверь.

Опять сижу на скамейке и смотрю вверх. Бездонное небо вот-вот упадет прямо на меня. Вместе со звездами. Надо спасаться. Прижимаю к себе бутылочку. Дом, Дом, где ты, Дом...
ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ... ч. 18 ч. 19