1. Предмет акмеологии

ч. 1
Контрольный пакет заданий по дисциплине

«Акмеология физической культуры и спорта»

для студентов, обучающихся по индивидуальному графику

и для студентов заочной формы обучения

По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) - физическая культура , 032102 (65) - физическая культура для лиц

с отклонениями в состоянии здоровья.
5 курс заочной формы обучения.

Аттестация предусмотрена в виде зачета.

К зачету допускаются студенты, представившие 2 работы.


  1. Проверочная работа

(Все задания выполняются как контрольная работа.)
Ответить письменно на вопросы:

Тема 1. Предмет акмеологии.



  1. Анализ основных понятий: «акме», «развитие», «области развития», «зрелость», «потенциал».

  2. Основные понятия акмеологии применительно к спортивной деятельности: «спортивное акме», «зрелый спортсмен», «зрелая команда», «зрелое выступление (поединок, схватка)», «потенциал спортсмена».

Тема 2. Акмеология и личность.

  1. Понятие о мотивации. Мотивация достижения в узком и широком смысле слова. Внешние стимулы и внутренняя мотивация.

  2. Выделение критериев мотивации достижения/избегания неудачи.

  3. Опишите роль спортивной группы на начальном этапе и этапе кульминации спортивной карьеры.

  4. Ответить на вопросы:

- Что вы считаете своим потенциалом на начальном этапе и кульминации спортивной карьеры? Почему?

- В какой степени вы реализовали свой спортивный потенциал (по 10-балльной шкале)?

- Что помешало полностью «раскрыться» в спорте?

- Какой полезный потенциал вы «накопили» в спорте для будущей профессиональной жизненной карьеры?

Тема 3. Личность, спорт и акмеология.


  1. Раскрыть связь спорта и акмеологии.

  2. Какой период профессионального развития можно считать начальным?

  3. Какие факторы негативно влияют на профессиональную устойчивость?

  4. Какими преимуществами обладают молодые преподаватели в педагогической деятельности?

  5. По каким показателям можно определить незрелость личности?

  6. В чем проявляется педагогический кризис?

Тема 4. Проблема выбора и жизненная карьера.

  1. Понятия «жизненная карьера», ее объективные и субъективные показатели. «профессиональное самоопределение», «жизненные стратегии личности», «жизненные позиции», «компетентность специалиста по ФК и С»,

  2. Раскройте механизм формирования компетентности у студентов вузов физической культуры.



  1. Творческая работа (выполняется на листе А-4)

«Акмеологичекая характеристика спортсмена»

План.


  1. Исследовать жизненные ценности спортсмена по опроснику

« Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

  1. Используя учебное пособие исследовать профессионально-важные качества спортсмена, выбрав 2-3 методики.

- Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта/И.П. Волков.-СПб, 2001.

- Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры/Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.



- Волков И.П. Практикум по спортивной психологии/Под ред Волкова И.П..- СПб.: Питер, 2002.

Вопросы к зачету.

  1. Предмет акмеологии. Ее задачи

  2. Ключевые понятия акмеологии.

  3. Закономерности достижения «акме»

  4. Особенности целеполагания в зависимости от возраста

  5. Понятие о жизненной стратегии. Ее признаки.

  6. Жизненная позиция. Ее виды.

  7. Жизненная позиция в структуре направленности личности.

  8. Макрохарактеристики человека и виды зрелости.

  9. Зрелость и возраст в широком смысле.

  10. Особенности зрелой личности.

  11. Особенности зрелой личности в профессии.

  12. Профессиональная зрелость личности.

  13. Акмеологический подход к личности.

  14. Типы личности по критерию отношения человека к делу.

  15. Целевые ориентации: «на себя», «на задачу» и восприятие собственной компетентности.

  16. Особенности личности специалиста в зависимости от целевой ориентации.

  17. Мотивация как фактор достижения «акме».

  18. Мотивация достижения в узком и широком смысле слова.

  19. Внешняя и внутренняя мотивация. Контролирующие и информирующие внешние стимулы.

  20. Особенности личности с высоким уровнем мотивации достижения.

  21. Связь акмеологии и спортивной карьеры.

  22. Общие и частные направления исследования личности в спорте.

  23. Основные выводы по зарубежным исследованиям личности в спорте.

  24. Основные выводы по отечественным исследованиям личности в спорте.

  25. Спортивно – важные психические свойства личности как фактор достижения успеха в спорте.

  26. Спортивная группа как фактор достижения успеха

  27. Виды группового влияния на личность

  28. Факторы формирования благоприятного социально-психологического климата в группе.

  29. Критерии благоприятного социально-психологического климата в группе.

  30. Потенциал личности. Его компоненты.

  31. Адаптационный потенциал личности

  32. Адаптационный потенциал, психологическая защита и копинг-стратегии личности.

  33. Разноплановость жизненного успеха

  34. Проблема выбора и успех личности

  35. Принципы успешной жизненной философии.

ч. 1