Знакомить детей с комплексом характерных явлений в неживой природе

ч. 1
Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с временами года
Знакомить детей с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменениями в зависимости от сезонов.


  • Помочь детям понять связи между предметами и явлениями окружающего мира в городе, в деревне и в естественных условиях, т.е. в природе. Формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано изменение одного влечет за собой другие изменения.

Учить находить зависимость между неживой и живой природой.


  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и учёт этого в практической деятельности.




  • Развивать чувственно - эмоциональные детские реакции на окружающую среду. Формировать эмоционально – положительные отношения к окружающему миру, умение видеть красоту и неповторимость.




  • Воспитание любовного, заботливого отношения к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром.




  • Воспитывать понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать развивать речь и познавать способности.

Условия осуществления поставленных задач.

  • Создание предметно-развивающей среды

  • Осуществление ознакомление с природными изменениями в разнообразных формах; на занятиях и в повседневной жизни

  • Регулярное планирование и проведение тематических прогулок, экскурсий, помогающих детям наблюдать за природой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира

  • Активное использование развивающих, познавательных игр, дающих толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.

  • Осуществление интегрированного подхода, т.е. включения экологических занятий в другие занятия.

  • Установление чувственных контактов с природой

  • Повышение профессионального уровня педагогов

  • Проведение просветительской работы среди родителей, используя различные формы




1. Беседа о весне (обобщающая).

  • Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы).

  • Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

  • Вызвать эстетические переживания от внесенного пробуждения природы.

2. Дидактическая игра «поможем Незнайке»

  • Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году.

  • Развивающая среда: Незнайка, картины о весне.


Содержание


  1. Воспитатель читает стихотворение:

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стуже…

О каком времени года говориться в стихотворении? Как вы догадались, что в нем говориться о весне?


Вопросы:

  1. Какими стали дни весной?

  2. Как светит солнце?

  3. Почему растаял снег и лед на реках?

  4. Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой – самым теплым?

  5. Какие изменения произошли весной с растениями?

  6. Почему весной начала расти трава?

  7. Почему зазеленели деревья и кустарники?

  8. Какие цветы расцвели первыми? Где вы их видели?

  9. Каких насекомых увидели первыми?

  10. Почему появились насекомые?

  11. Какие птицы прилетели?

  12. Почему они вернулись к нам?

  13. Как изменилась жизнь животных с наступлением весны?

  14. Что делают люди весной в полях, в огородах?

  15. Почему весной все хорошо растет? (Много света, тепла, влаги.)

Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей. Весной солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинах зацвели первые весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежники, ландыши. Распустились цветки на иве, ольхе, орешнике, затем лопнули почки на других деревьях и кустарниках, и они покрылись зелеными листочками. Зазеленела трава. В мае зацветают фруктовые деревья. Цветет черемуха, сирень. Изменилась и жизнь животных. Появились насекомые: мухи, пчелы, бабочки. У белки, зайца, лисы и других зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили ее окраску. У зайце шерсть стала серой, у белки – рыжей и т.п. Из теплых стран вернулись птицы и сразу принялись за постройку и ремонт гнезд. В гнезда они отложили яйца. А некоторые – воробьи, скворцы – успели уже вывести птенцов.

Много забот весной у людей: вскапывают землю, сеют клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей. Весна – щедрое на радость время года. Любуясь красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.


Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде»два».

2. Воспитатель рассказывает о Незнайке – веселом, добром мальчике: Незнайке кажется, что он все, все знает. Такой он хвастунишка! Пришел в школу первый раз – в первый класс. Учительница его спросила: «Можешь назвать по порядку дни недели?». Незнайка засмеялся и сказал: «Конечно, могу…» И начал: «Воскресенье – день веселья… Понедельник, а потом среда – но это ерунда… А потом суббота – погулять охота. Вот и все!» Незнайка был доволен ответом. А как вы думаете, ответил он на вопрос учительнице?


Дети: Нет!

Воспитатель: Надо ему помочь. Назовем дни недели по порядку.

Начнем с понедельника…

Воспитатель просит детей одного за другим называть дни недели, ведя отсчет с понедельника и других дней.

Воспитатель: Когда учительница спросила Незнайку о том, какой день был до понедельника и будет после понедельника, Незнайка совсем развеселился: «Это проще простого!» - снова сказал он. И все перепутал.

Вот какой рассеянный! А вы знаете? (Дети отвечают) Воспитатель читает стихотворение – шутку.


Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К вам синицы прилетели,

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири,

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в соловой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетели семь сорок,

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.


А когда Незнайку спросили, месяце в году, какой месяц идет за каким, какой был предыдущий и какой последующий, Незнайка стал печальным – он этого не знал. А вы знаете? Сколько всего месяцев в году? Какой первый месяц года? (Воспитатель предлагает детям назвать месяцы по порядку. Каждый ребенок называет следующий месяц.)

Воспитатель: А теперь поиграем так: я буду называть какой-нибудь месяц, а вы отгадывайте, какой был до него и какой будет следующий (игра проходит в соревновательном характере).

Разработала: Фёдорова Н.В.


ч. 1