Варианты выполнения контрольной работы

ч. 1
Варианты выполнения контрольной работы.

Вариант 1

1. Специфические особенности растительной клетки.

2. Классификация, строение, функции механических тканей.

3. Анатомическое строение корнеплодов моркови, редьки, свеклы.

4. Аналогичные и гомологичные органы растений.

5. формирование зародыша семени.


Вариант 2

1. Клеточная теория строения организмов.

2. Классификация, строение, функции покровных тканей.

3. Типы почек, их значение.

4. Анатомическое значение стебля однодольных травянистых растений.

5. Мегаспорогенез, мегагаметогенез. Строение семязачатка.


Вариант 3

1. Клеточная стенка, ее образование, химический состав, строение.

2. Классификация, строение, функции образовательных тканей.

3. Типы корней и корневых систем.

4. Анатомическое строение стебля древесных растений.

5. Андроцей. Строение тычинки, пылинки, пыльцы.


Вариант 4

1. Цитоплазма: химический состав, структура и свойства.

2. Классификация, строение, функции основных тканей.

3. Морфологическое строение типичного побега.

4. Зоны корня. Строение и функции корневых колосков.

5. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.



Вариант 5

1. Ядро: строение, химический состав и функции.

2. Понятие о тканях. Классификация тканей.

3. Морфологическое строение корнеплодов редиса, моркови, свеклы.

4. Анатомическое строение стебля двудольных травянистых растений (на примере подсолнечника).

5. Гинецей, строение пестика, типы завязи.


Вариант 6

1. Строение, функции и типы пластид.

2. Классификация, строение, функции проводящих тканей.

3. Метаморфозы корня, значение.

4. Анатомическое строение листа двудольных растений.

5. Типы и способы опыления у покрытосеменных растений.


Вариант 7

1. Строение и функции биологической мембраны.

2. Гистологические элементы ксилемы (древесины).

3. заложение придаточных почек. Корнеотпрысковые растения, их значение.

4. Первичное анатомическое строение корня (на примере ириса).

5. Типы и строение семян.


Вариант 8

1. Группы запасных питательных веществ.

2. Гистологические элементы флоэмы (луба).

3. Стебель, его основные и дополнительные функции.

4. Вторичное анатомическое строение корня (на примере тыквы)

5. Размножение растений, способы и значение.


Вариант 9

1. Способы деления клетки.

2. типы проводящих пучков.

3. Метаморфозы побега и листа.

4. анатомическое строение листа однодольных растений.

5. Образование, строение и классификация плодов.


Вариант 10

1. Вакуоль. Клеточный сок: химический состав, значение.

2. Классификация, строение, функции выделительных тканей.

3. Метаморфозы побега: строение и значение.

4. Переход от первичного к вторичному анатомическому строению корня. Значение камбия.

5. Основные пути эволюции цвета. Привести формулы и диаграммы цветков лютика, магнолии, лилии.


Вариант 1

1. Систематика растений как наука. Таксономические единицы растительного мира.

2. Водоросли. Общая характеристика. Важнейшие представители.

3. Грибы-паразиты. Приведите примеры, укажите систематическую принадлежность, характерные признаки и значение.

4. Общая характеристика отдела Моховидные. Важнейшие представители.

5. Приведите список древесных пород класса Хвойные, являющихся основными лесообразующими породами. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида.

6. Семейство Лилейные. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.
Вариант 2

1. Филогенетическая система покрытосеменных А.А. Гроссгейма.

2. Что такое планктон? Какие водоросли входят в его состав? Значение планктона.

3. Грибы-сапрофиты. Приведите примеры, укажите систематическую принадлежность и значение в природе и жизни человека.

4. Общая характеристика отдела Папоротники. Важнейшие представители.

5. Приведите список древесных пород семейства Кипарисовые. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида.

6. Семейство Астровые. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.
Вариант 3

1. Понятие о виде. Бинарная номенклатура вида. Работы К.Линнея.

2. Что такое бентос? Какие водоросли входят в его состав? Значение бентоса.

3. Отдел Грибы. Краткая характеристика, значение в природе и жизни человека.

4. Высшие растения, их характерные признаки, классификация.

5. Приведите список древесных пород семейства Сосновые. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида.

6. Семейство Тыквенные. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.

Вариант 4

1. Историческое развитие систематики растений.

2. Отдел Зелёные водоросли. Приведите примеры одноклеточных, многоклеточных и колониальных водорослей. Их значение в круговороте веществ в природе.

3. Дайте характеристику грибам-паразитам, поражающим картофель, виноград, подсолнечник.

4. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Нарисуйте схему. Объясните понятия «гаметофит», «спорофит».

5. Приведите список декоративных растений – деревьев, кустарников, трав. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида.

6. Семейство Бобовые. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.
Вариант 5

1. Классы грибов, их краткая характеристика, представители, их хозяйственное значение.

2. Способы размножения водорослей: вегетативное, бесполое, половое.

3. Значение мхов, их экологические особенности. Роль в заболачивании и торфообразовании.

4. Приведите список травянистых кормовых растений, обитающих в луговых сообществах. Дайте краткую характеристику, укажите систематическую принадлежность.

5. Семейство Вьюнковые. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.

6. Культурная флора. Происхождение культурных растений по Н.И. Вавилову.
Вариант 6

1. Происхождение высших растений. Приспособления к жизни на суше.

2. Значение водорослей в природе и жизни человека.

3. Образование и строение семени сосны обыкновенной. Приведите рисунок семязачатка и семени.

4. Приведите список травянистых лекарственных растений из семейств Пасленовые, Яснотковые, Капустные. Укажите их биохимические и биологические особенности и использование в медицине.

5. Семейство Розовые. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.

6. Свет как экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения. Фотопериодизм.
Вариант 7

1. Способы размножения грибов: вегетативное, бесполое, половое.

2. Отдел Сосновообразные (Голосеменные). Общая характеристика, важнейшие представители.

3. Общая характеристика папоротников. Значение папоротников в природе и жизни человека.

4. Приведите список медоносных растений. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида, укажите их систематическое положение.

5. Семейство Пасленовые. Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Представители и их хозяйственное значение. Приведите рисунки.

6. Вода как экологический фактор. Типы растений по отношению к воде.
Вариант 8

1. Способы размножения растений – вегетативное, бесполое, половое.

2. Значение различных представителей отдела Сосновообразные (Голосеменные) в природе и жизни человека.

3. Микориза, её формы и роль в жизни растений. Виды грибов, образующих микоризу. Их систематическое положение.

4. Приведите список декоративных однолетних травянистых растений. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида, укажите их систематическое положение.

5. Семейство Капустные (Крестоцветные). Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Приведите рисунки. Представители и их хозяйственное значение.

6. Растительные сообщества. Агрофитоценозы.
Вариант 9

1. Ржавчинные грибы. Цикл развития линейной ржавчины злаков. Приведите рисунки различных спор.

2. Папоротник – щитовник мужской, его систематическое положение, среда обитания, строение вегетативных и генеративных органов.

3. Роль голосеменных растений в растительном покрове Краснодарского края, их использование и охрана.

4. Приведите список сорных растений семейств Мятликовые (Злаки) и Астровые (Сложноцветные). Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида.

5. Семейство Сельдерейные (Зонтичные). Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Приведите рисунки. Представители и их хозяйственное значение.

6. Почва как экологический фактор.
Вариант 10

1. Роль водорослей и грибов в круговороте веществ в природе.

2. Сосна обыкновенная, её систематическое положение, строение вегетативных и генеративных органов. Значение хвойных пород в природе и жизни человека.

3. Классификация отдела Покрытосеменные. Характерные особенности классов Двудольные и Однодольные.

4. Семейство Мятликовые (Злаки). Общая характеристика. Строение цветка, соцветий и плодов. Приведите рисунки. Представители и их хозяйственное значение.

5. Приведите список декоративных многолетних травянистых растений. Дайте краткую характеристику биологических особенностей каждого вида, укажите их систематическую принадлежность.

6. Растительность Краснодарского края. Характерные растения лугов, степей, лесов. Охраняемые виды.
Шифры вариантов контрольных заданий

для студентов-заочников



А – Б – вариант № 1

В – Г – вариант № 2

Д – Е – Ж – вариант № 3

З – И – К – вариант № 4

Л – М – вариант № 5

Н – О – вариант № 6

П – Р – вариант № 7

С – Т – вариант № 8

У – Ф – Х – Ц –

Ч – Ш – Щ – вариант № 9


Содержание дисциплины (лекционный курс)
Тема № 1. Введение. Современная ботаника как система наук о растениях. Предмет, цель и задачи ботаники.

Тема № 2. Растительная клетка. Клетка как основная структурная и функциональная единица живой материи. Теория клеточного строения организмов. Строение и функции клеток. Прокареотические и эукариотичесие клетки. Биологическая мембрана как основа структурной организации клетки. Органоиды типичной растительной клетки: цитоплазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть – их строение, химический состав, функции. Вакуоль. Состав клеточного сока. Тургор и плазмолиз. Запасные питательные вещества: белки, жиры, углеводы; места их отложения в клетке и растении. Клеточная стенка: образование, рост, строение, химический состав, видоизменения. Поры и плазмодесмы. Мацерация. Деление ядра и клетки. Типы деления: митоз, мейоз, амитоз, их принципиальные отличия и биологическое значение.
Тема № 3. Ткани растений. Понятие о ткани. Возникновение тканей в процессе эволюции. Классификация тканей. Система образовательных тканей (меристем): апикальные, латеральные, интеркалярные; первичные и вторичные меристемы. Система основных тканей: ассимиляционная, поглощающая, запасающая, воздухоносная и водоносная паренхимы. Система покровных тканей: эпидермис эпиблема, пробка, перидерма, корка. Система механических тканей: склеренхима, колленхима, склереиды. Система проводящих тканей: трахеи, трахеиды, ситовидные трубки. Проводящие пучки, их типы. Гистологический состав проводящих пучков. Система выделительных тканей. Продукты секреции: эфирные масла, смолы, камеди.
Тема № 4. Морфология и анатомия вегетативных органов.

Строение вегетативных органов высших растений. Закономерности строения: полярность, симметрия, метамерия.

Понятие о побеге. Рост побегов. Почки. Ветвление побегов. Типы листорасположения. Метаморфозы побега.

Понятие о стебле. Функция стебля. Анатомическое строение стебля одно- и двудольных растений травянистых и древесных растений. Камбий и его деятельность. Возрастные изменения в стебле и его видоизменения. Стебель - как предмет урожая.


Тема № 5. Лист. Строение листа. Простые и сложные листья. Анатомия листьев одно- и двудольных растений. Видоизменение листа. Роль листьев в формировании урожая. Лист - как предмет урожая.
Тема № 6. Корень. Строение корня в связи с функциями. Типы корней и корневых систем. Метаморфозы корней. Строение кончика корня. Первичное анатомическое строение корня. Переход к вторичному строению. Вторичное анатомическое строение корня. Видоизменения корней. Корнеплоды и корневые клубни - как предмет урожая.
Тема № 7. Генеративные органы.

Цветок. Происхождение цветка и закономерности егo строения. Типы околоцветников. Половые типы цветков и растений. Формула и диаграмма цветка. Андроцей. Формирование и строение тычинки и пыльника. Микроспорогенез. Развитие мужского гаметофита. Пыльцевое зерно и его строение. Гинецей. Строение пестика и завязи. Типы гинецея. Семязачаток. Развитие зародышевого мешка – женского гаметофита. Строение семязачатка. Цветение и опыление. Типы и способы опыления. Двойное оплодотворение. Формирование семени. Основные типы семян.

Соцветия. Типы соцветий.

Плоды. Образование, строение, классификация. Соплодия. Плоды - как объекты растениеводства.


Тема № 8. Рост, развитие и размножение растений.

Понятие о росте и развитии. Факторы, влияющие на рост и развитие растений. Фенологические фазы. Вегетативное (естественное и искусственное), бесполое и половое размножение растений.


Тема № 9. Жизненные формы растений.

Древесные (деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники), травянистые (одно-, дву-, многолетние) формы растений.


Тема № 10. Систематика.

Задачи и методы систематики. История. Искусственные и естественные филогенетические системы растений. Таксоны. Понятие о виде. Бинарная номенклатура.

Прокариоты: бактерии, цианобактерии, (синезеленые водоросли). Местообитание, строение, питание, размножение, классификация. Значение в природе и жизни человека.

Эукариоты: диатомовые, красные, бурые и зеленые водоросли. Характеристика отделов. Представители. Роль в природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика. Классификация. Представители. Роль в природе и жизни человека.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Классификация. Представители. Роль в природе и жизни человека.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Классификация. Представители. Роль в природе и жизни человека.

Отдел Магнолиеобразные. Происхож¬дение и пути эволюции. Общая характеристика. Методы филогенетической классификации. Фило¬генетические системы Энглера, Гроссгейма, Тахтаджяна. Классы: Магнолиевидные (двудольные) и Лилиевидные (однодольные), их характеристика.

Класс Двудольные. Порядок Магнолиевые: сем. Магнолиевые. Порядок Лютиковые: ceм. Лютиковые. Порядок Розовые: сем. Розовые. Порядок Бобовые: сем. Бобовые. Порядок Мальвовые: сем. Мальвовые. Порядок Аралиевые: сем. Сельдерейные. Порядок Крушиновые: сем. Виноградные. Порядок Молочайные: сем. Молочайные. Порядок Сумаховые: сем. Рутовые. Порядок Букоцветные: сем. Буковые, Березовые. Порядок Орехоцветные: сем. Ореховые. Порядок Вьюнковые: сем. Вьюнковые, Повиликовые. Порядок Норичниковые: сем. Пасленовые. Порядок Яснотковые: сем. Яснотковые. Порядок Чаецветные: сем. Чайные. Порядок Маревые: сем. Маревые, Амарантовые. Порядок Маковые: сем. Капустные. Порядок Тыквенные: сем. Тыквенные. Порядок Астровые: сем. Астровые. Общая характеристика порядков и семейств. Важнейшие их роды и виды. Значение в природе и жизни человека.

Класс Однодольные. Порядок Лилейные: сем. Лилейные. Порядок Осоковые: сем. Осоковые. Порядок Мятликовые: сем. Мятликовые. Общая характеристика порядков и семейств. Важнейшие их роды и виды. Значение в природе и жизни человека.


Тема № 11. География растений.

Флора. Понятие о флоре. Флористическое районирование Земного шара. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Ареалы растений и типы ареалов.



Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий. Растительность СНГ как зональная система.
Тема № 12. Экология растений.

Организм и среда. Учение об экологических факторах. Абиотические и биотические факторы. Экология растительных сообществ. Экология популяций. Устойчивость популяций. Синэкология – экология растительных сообществ (фитоценология, геоботаника). Понятие о фитоценозе. Структура и динамика фитоценозов. Агроценозы и их отличия от естественных сообществ. Проблемы оптимизации сельскохозяйственного ландшафта
ч. 1