В. В. Нестеров Львы стерегут город

ч. 1 ... ч. 19 ч. 20 ч. 21 ч. 22

Кони мчатся над городом


  1. В Париже до сих пор въездными воротами считается арка Сен Дени, построенная в 1672 г. в честь побед Людовика XIV во Фландрии. На площади перед Лувром в 1806 г. по повелению Наполеона была сооружена пышная трехпролетная арка работы архитекторов Ж. Персье и Ф. Фонтэна. Первоначально арку венчали античные бронзовые кони, снятые с собора св. Марка в Венеции. Когда же после падения Наполеона французам в 1815 г. пришлось возвратить скульптурную группу Венеции, на триумфальной арке была установлена бронзовая колесница, запряженная четверкой коней, исполненная скульптором Бозио. В Берлине широкую известность получили Бранденбургские ворота, украшенные колесницей, управляемой богиней мира. Следуя давней традиции, триумфальные арки (ворота) в честь военных побед на суше и море сооружались и в Санкт-Петербурге чуть ли не с первых лет его возникновения: сразу семь арок было воздвигнуто в честь Полтавской победы; постройкой арок были отмечены победы молодого русского флота над шведским при Гангуте и Гренгаме и при заключении Ништадского мира со Швецией в 1721 г.

Колесница Славы


  1. В 1773 г. по проекту придворного архитектора А. Ринальди па Петергофской дороге у Обводного канала началось сооружение кирпичных, облицованных диким тесаным камнем въездных ворот, которые простояли с 1782 г. до начала 30-х гг. XIX в. Близ этих ворот специально для встречи возвращавшихся полков построили временные триумфальные деревянные ворота.

  2. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 8. М., Изд-во АН СССР, 1948, стр. 83.

  3. Позднее речка стала называться Таракановкой. Она была засыпана в 20-х гг. нашего века в связи со строительством Дворца культуры им. М. Горького и общим благоустройством площади Стачек.

  4. Собравшиеся на торжество закладки участники Отечественной войны 1812 г. положили в углубление фундамента георгиевские кресты, кульмовские кресты и медали, после чего углубление было закрыто памятной доской. - См.: "Северная пчела", 1827, 1 сентября; "Отечественные записки", 1828. Ч. XXXIII, стр. 11, 12.

  5. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 390а.

  6. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, ед. хр. 35.

  7. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 390 б. - Распоряжением Николая I Пименов вскоре вообще был отстранен от выполнения каких-либо заказов. Причиной же тому явились бюсты государя и государыни, исполненные скульптором и не понравившиеся царю.

  8. Там же.

  9. Там же.

Колесница Победы


  1. В некоторых книгах говорится, что Нарвские триумфальные ворота украшает колесница Победы, а здание Главного штаба - колесница Славы. Такая перестановка названий необоснованна, хотя сами понятия победы и славы близки.

  2. Контракт с обоими скульпторами был подписан только в 1827 г., но работа шла столь успешно, что уже в том же году часть скульптуры была установлена на здании. Колесница Победы над аркой Главного штаба появилась раньше колесницы Славы на Нарвских триумфальных воротах.

  3. Архивные материалы по сооружению здания Главного штаба хранятся в ЦГИА СССР под шифрами: ф. 37, оп. 9, д. 522; ф. 218, оп. 1, д. 67, 75; ф. 468, оп. 35, д. 83, 98; ф. 560, оп. 22, д 534,535.

Квадрига Аполлона


  1. Первоначально скульптурных украшений было больше: так, на аттике, по краям квадриги Аполлона помещались отбронзированные статуи муз с их атрибутами; некоторые изваяния, предназначавшиеся для украшения здания театра, вообще не были установлены. Часть статуй, созданных Пименовым и Демут-Малиновским, скоро разрушилась и в середине прошлого века была снята. Ныне стоящие в нишах статуи Талии, Мельпомены и Клио исполнены заново советскими скульпторами в 1932 г. к столетию со дня открытия театра - См.: ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 35, д. 28, л. 249.

Укротители коней


  1. См.: Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М., "Просвещение", 1957; Мифологический словарь. М., "Просвещение", 1965.

  2. В. П. Урусов. Уход за лошадью. М., "Листок спорта", 1888.

"Диоскуры"


  1. В древних мифах Кастор и Полидевк - сыновья Тиндарея и Леды. Есть такие мифы, в которых говорится, что Кастор - сын Тиндарея, а Полидевк - сын Зевса. - См.: Мифологический словарь, стр. 92.

  2. Квиринал - дворец, служивший с 1870 по 1946 г. главной резиденцией итальянских королей.

  3. Паоло Трискорни исполнил в Карраре в 1810 г. (лат.).

  4. Контракт был заключен 24 августа 1806 г. не с самим Паоло, а с его братом Августином; в контракте, в частности, говорилось, что скульптор должен "по высочайше утвержденному рисунку (коего при делах не имеется). (Рисунок, копирующий римских "Диоскуров" был сделан Дж. Кваренги на его проекте здания манежа. - В. Н.) сделать две группы из каррарского мрамора и самого лучшего мастерства, изображающие каждая человеческую фигуру, держащую одной рукой лошадь". Были указаны и размеры: "вышиною фигура от пьедестала в 3/2, а лошадь 4/2 аршина" и цена: "за обе 15 000 рублей". Срок изготовления был определен в два года. Группы к назначенному сроку в основном были сделаны, размеры соблюдены. - См.: Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА). Главное инженерное управление, ф. 3, оп. 6, д. 274, л. 1, 7, 31, 32, 50, 260.

  5. В счете Августина Трискорни при его письме Дж. Кваренги говорилось, что "поставлены им были около новой манежи л. гвард. конного полка два мраморных кентавра".

  6. Ремонт и установка "Диоскуров" на подготовленные пьедесталы были поручены Августину Трискорни и выполнены им. ~См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, д. 2685, л. 1-8.

Кони Клодта


  1. Возможно, что сама мысль о создании "Коня с водничим" в какой-то степени была навеяна одним историческим фактом: укрощением юным Александром Македонским пугливого и горячего коня Буцефала. Можно также предположить, что прообразом клодтовских "Укротителей" были античные статуи Диоскуров или "Кони" французского скульптора Гийома Кусту, исполненные в 1745 г. и украсившие въезд на Елисейские поля - главную улицу Парижа. Однако, какие бы предположения ни высказывались, бесспорно, что Клодт создал оригинальные произведения. И сама композиция (все группы разные, в них нет повторения позы), и манера исполнения (жизненная правда, лепка с живой натуры), и некоторая романтическая приподнятость образов, и даже русский тип юноши-атлета создали нечто новое, своеобразное.

  2. Цит. по кн.: Ал. Алтаев, Памятные встречи. М., "Советский писатель", 1955, стр. 251. - Воспоминания сына скульптора, художника Михаила Петровича Клодта, были переработаны М. В. Ямщиковой, писавшей под литературным псевдонимом Ал. Алтаев.

  3. Цит. по кн.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 253. - Находясь в училище, Клодт с братом Владимиром жил на Выборгской стороне в дешевой квартире нижнего этажа, а по окончании учения снимал убогую квартирку на углу Академического переулка и 5-й линии Васильевского острова.

  4. Интересно отметить, что еще до получения заказа к Клодту как-то явился курьер из Зимнег° дворца с приглашением прибыть в манеж для осмотра привезенных из Англии лошадей, знаменитых Мидльтона и Адмирала. Возможно, что и они в какой-то степени послужили живой моделью для создания первых двух конных групп. - См.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 258.

  5. Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 2. Под ред. П. Н. Петрова, СПб., 1865, стр. 300, 301.

  6. Цит. по кн.: Т. Ф. Попова. Беседы о русской скульптуре. М. - Л., "Просвещение", 1964, стр. 65.

  7. Выставка Императорской Академии художеств 1839 г. - "Журнал Министерства народного просвещения". Ч. 25, 1840, стр. 88.

  8. Прусский король прислал ответный подарок: две бронзовые статуи летящих богинь Славы, отлитых в Берлине по модели скульптора X. Д. Рауха (1777-1857). Статуи увенчали две десятиметровые колонны, которые в 1845 г. были установлены на бульваре (ныне бульвар Профсоюзов) возле здания Конногвардейского манежа.

  9. В настоящее время группы находятся в Потсдаме, под Берлином.

  10. В 1840-х гг. две группы были отправлены в подмосковную усадьбу князей Голицыных Кузьминки и установлены у павильона конного двора. В середине 1850-х гг. две группы, выполненные способом гальванопластики, были помещены в Старом Петергофе у Бельведера и в Стрельне, а в годы Великой Отечественной войны похищены фашистами.

  11. А. Романов. Аничков мост. - "Ленинградская правда", 1945, 2 июня.

Кони украшают фасады


  1. Интересно отметить, что на Волновом кладбище на могиле известного дрессировщика Вильямса Трунци изображены небольшие фигурки лошадей как в виде круглой скульптуры, так и низким рельефом.

Львы стерегут город

Львы у особняка Лаваля


  1. Н. А. Некрасов. Полное собр. соч. Т. 3. М., ГИХЛ, 1949, стр. 26.

  2. Участие Воронихина в перестройке подтверждено исследованиями сотрудников ЦГИА СССР А. Л. Вайнштейн и В. II. Павловой. (См. их статью "Здание ЦГИА СССР - архитектурный и историко-культурный памятник Петербурга - Ленинграда", опубликованную в кн.: Некоторые вопросы архивоведения и источниковедения. Л., "Наука", 1967, стр. 229- 259.)

Мраморные львы Трискорни


  1. См.: Nouvelle collection de Quavante-vues de Saint-Peterbourg et de ses environs. St. Petersbourg, 1825, f. 12, 13.

Следы уводят во Флоренцию


  1. См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864, стр. 196-198, 593-612.

  2. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19-111, д. 199, 1801, л. 120. "Бухгалтерский журнал 1801 года".

  3. Рапорт формовального мастера Иванова со счетом на формовку и отливку разных статуй. - ЦГИА СССР, ф. 789, д. 69, 1819, л. 2.

  4. Гипсовая копия этого льва экспонируется в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Львы у построек А. Н. Воронихина


  1. Через год Воронихин пишет маслом картину "Вид Строгановой дачи" (хранится в Государственном Русском музее), за которую получает звание академика перспективной и миниатюрной живописи.

  2. См.: Г. Г. Гримм. Архитектор Воронихин. Л. - М., Госстройиздат, 1963, стр. 28; Историческая панорама Санкт-Петербурга. Ч. 8. Вокруг Петербурга (Елагин дворец, Строганова дача, беседка на Пулковой горе, Телла, Ропша, церкви в окрестностях Царского Села). М., изд. т-ва "Образование", 1914.

  3. Н. И. Гнедич. Стихотворения. Л., "Советский писатель", 1956.

  4. См.: Г. Г. Гримм, Архитектор Воронихин, стр. 81.

  5. Чертеж хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР, а его фотокопия помещена в книге Г. Г. Гримма "А. Н. Воронихин. Чертежи и рисунки" (Л. - М., Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1956, стр. 105).

  6. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, д. 31 (Строганова), 1800, л. 13, 16.

  7. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19, д. 29, 1801, ч. 11, л. 3.

  8. "Санкт-Петербургские ведомости", 1801, 11 января.

  9. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, д. 31, л. 41.

  10. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19, д. 1593, 1801, л. 5.

  11. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19, д. 1593, л. 18, 21.

  12. См.: Большая советская энциклопедия, т. 13, стр. 607; Н. И. Архипов, А. Г. Р а с к и н. Петродворец. Л. - М., "Искусство", 1961, стр. 150; И. В. Крестовский, Е. Н. Петрова, Н. Н. Белихов. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII-XIX веков. Л., "Искусство", 1958, стр. 338; А. Раскин, Н. Федорова, О. Чеканов а. Парки Петродворца. Л., Лениздат, 1956, стр. 76.

  13. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 19, д. 593, л. 5.

  14. См.: Нечто о жизни и произведениях Ивана Прокофьевича Прокофьева. - "Отечественные записки", 1828, ч. XXXVI, кн. СШ, стр. 252; Словарь русских художников. Составитель Н. П. Собко. Ч. 2. СПб., 1893.

  15. См.: П. Свиньин. Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб., 1816; П. Н. Столпянский. Петергофская першпектива. Пг., Гос. изд-во "Санкт-Питербурх", 1923, стр. 44; М. П. Пыляев. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., изд. А. С. Суворина, 1889.

  16. П. Н. Столпянский. Петергофская першпектива, стр. 44.

  17. См.: Г. Г. Гримм. Архитектор Воронихин.

  18. См.: Историческая панорама Санкт-Петербурга. Ч. 8. Вокруг Петербурга.

Львы на Елагином острове


  1. См.: В. И. Кочедамов. Набережные Невы. Л. - М., Госстройиздат, 1954.

  2. См.: ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 35, д. 120, 1822, л. 115.

  3. Там же, л. 156.

Львы-близнецы у построек К. И. Росси


  1. См.: ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 35, д. 113, 1826; оп. 341/501, д. 110.

  2. В 1796 г. Павел I пожаловал графу А. А. Аракчееву имение в Новгородской губернии - седо Грузине, лежащее на правом берегу реки Волхова. Усадьба начинает застраиваться, и со временем в ней создается замечательный архитектурный ансамбль. По сторонам главного входа на высоких гранитных постаментах красовались обращенные один к другому величественные сторожевые львы с шарами. В годы Великой Отечественной войны Грузино полностью разрушили фашисты, но статуи львов чудом уцелели и в 1946 г. были доставлены в Новгород и установлены перед зданием Историко-архитектурного музея-заповедника, где стоят и поныне. Чугунные плинты под ними без волют и надписей, что и отличает их от плинтов львиной пары, стоящей у здания Государственного Русского музея.

  3. ЦГИА СССР, ф. 1373, оп. 1, д. 55, 1832, л. 161, 162. См. также: А. В. Безродны и. Исторические материалы из Санкт-Петербургского сенатского архива. - "Журнал министерства юстиции", 1896, № 2.

  4. Об этих статуях львов не раз упоминается в донесениях директора Александровского завода М. Е. Кларка министру императорского двора в делах по оформлению Дворцовой пристани. Например, в донесении от 31 мая 1832 г. Кларк писал: “... Что же касается до отливки двух львов по назначенному на присланном ко мне рисунке размеру (говорится о львах для Дворцовой пристани. -В. Н.), то хотя они весьма близки к величине своей противу находящихся при заводе...”- ЦГИА СССР, ф. 472, он. 12, д. 71, 1827-1833, л. 56, 57.

  5. См.: Государственный исторический архив Ленинградской области, ф. 1365, оп. 1, д. 41, 1831-1834, л. 1, 4. (В дальнейшем - ГИАЛО); Г. И. Прибульская. Скульптурное оформление Дворцовой пристани в Ленинграде. Историческая справка. 1953 (хранится в научном архиве ленинградского Музея городской скульптуры).

Дворцовая пристань


  1. Проектировал эти сооружения и руководил строительными работами инженер путей сообщения полковник А. Д. Гетман при участии Даниловича. - См.: ЦГИА СССР, ф. 472, оп. 12, д. 71,' 1827-1833, л. 43.

  2. См.: ГИБ. Собрание Синягина, папка 20, л. 30; папка 15, л. 5.

  3. См.: ЦГИА СССР, ф. 472, оп. 12, д. 71, 1827-1833, л. 47, 48. 90; ф. 789, оп. 20, д. 8.

  4. ЦГИА СССР, ф. 472, оп. 12, д. 71, 1827-1833, л. 40.

  5. Там же, л. 46.

  6. Там же, л. 53.

  7. Там ж е, л. 55, 56, 57.

  8. Там же, л. 59.

  9. "Всемирная иллюстрация", 1873, № 217, стр. 135. См : Внутренние известия. Был принят проект В. Карловича и С. Селенина.

Львы у заводов "Пролетарский" и имени Второй пятилетки


  1. См. главу "Дворцовая пристань" и примечания к ней, а также: А. Н. Петров. Участие предприятий русской строительной и художественной промышленности XVIII- XIX вв. в строительстве Ленинграда. Историческая справка. 1946. - ГИОП, Н-135, папка 3, гл. III, стр. 102; ЦГИА СССР, ф. канцелярии Министерства императорского двора, ф. 472, оп. 81/515, д. 164, 1844, л. 2, 3.

  2. См.: Ведомость о разных работах и устройствах, произведенных Александровским Санкт-Петербургским заводом для казенных мест и частных лиц с 1827 по 1830 г. - ГИАЛО, ф. 1365, оп. 1, д. 51; Таблицы о выплавке чугуна, выделке и продаже разных изделий при СП Александровском литейном Заводе 1827-1845 гг. - Там же.

  3. См. примечания 4, 5 к главе "Львы-близнецы у построек К. И. Росси".

Понемногу о разных

Львы из Екатерингофа


  1. См.: Б. Федоров. Обозрение Екатерингофа 7 мая. - "Отечественные записки", 1824, ч. XVIII, кн. ХLIХ, стр. 316, 319, 324; И. Пушкарев. .Описание Санкт-Петербурга и уездных городов Санкт-Петербургской губернии. Ч. 3. СПб., 1841, стр. 159.

Пристань со львами на Малой Неве


  1. Реставрация статуй была произведена в начале 1950-х гг.; работу выполнили резчики по камню А. В. Головкин и В. Д. Козлов.

  2. См.: Центральный государственный архив древних актов. (В дальнейшем - ЦГАДА), ф. XVI, оп. 16, д. 19 (дополненное), л. 112. - Ссылка на архив дана по кн.: В. И. Кочеда м о в. Набережные Невы.

  3. См.: ЦГАДА, ф. XVI, оп. 16, 1809, д. 19, л. 18.

Львиная ограда


  1. В путеводителе И. Г. Георги "Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного" (СПб., 1794) при описании Полюстровской набережной не указывается ни пристани, ни львиной ограды, но в 1800 г. пристань уже существовала. - См. также: Г. Гермонт. Решетки Ленинграда и его окрестностей. М., изд. Всесоюзной Академии архитектуры, 1938, рис. 67.

  2. В период с 1946 по 1960 г. число львов на парапете меня-лось от 26 до 29. Цепь снята в начале 1960-х гг.

Львы у дворца в Шуваловском парке


  1. См.: "Зодчий", 1916, № 46, 13 ноября, таблицы 40-42.

Львы в пригородах

Петродворец


  1. См.: Н. И. Архипов и А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли. Л. - М., "Искусство", 1964, стр. 102; В. С. Шварц. Пригороды Ленинграда. Л. - М., "Искусство", 1961, стр. 30.

  2. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, д. 29, л. 178.

Павловск


  1. В. Н. Талепоровский. Павловский парк. Пг., 1923, стр. 85.

  2. См. там же.

Город Пушкин


  1. См.: А. П. Науменко. Бывший Запасный дворец в городе Пушкине. Историческая справка (хранится в научном отделе Екатерининского дворца-музея г. Пушкина); А. Н. Петров. Краткий паспорт на здание бывшего Запасного дворца. Историческая справка. 1949 (хранится в ГИОП).

Марьино


  1. П. А. Строганов не имел сыновей, и после его смерти Марьино перешло к его дочери, кн. А. П. Голицыной. Поэтому Марьино известно также как имение князей Голицыных. - См.: А. А. Трубников. Княгиня Голицына в Марьине и Городне. - "Старые годы", 1910, июль-сентябрь, стр. 161.

  2. См. архив сектора охраны памятников при Архитектурном управлении Леноблисполкома.

  3. В отделе рисунка Государственного Русского музея хранятся альбомы с видами усадьбы в Марьино. На одной акварели - художника Е. И. Исакова - изображен центральный вход, крыльцо которого украшают львы. Акварель относится к 1820 году.

Три моста в оформлении П.П. Соколова


  1. См.: П. В. Щусев. Мосты и их архитектура. М., Госстройиздат, 1953; В. И. Кочедамов. Мосты Ленинграда. Л. - М., "Искусство", 1958.

  2. Биографические сведения о П. П. Соколове скудны и противоречивы. Так, по одним источникам (И, Грабарь. История русского искусства. Т. 5. М., изд. И. Кнебель, [1913], стр. 172) год его рождения 1765, по другим (БСЭ. Т. 40. [М.], 1957, стр. 7) - 1764, а надпись надгробия (прах был перенесен со Смоленского кладбища в некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры) гласит: "Императорской Академии художеств академик ваятель Павел Петрович Соколов после 73-х летнего жития скончавшийся сентября 24-го дня 1835 года".

  3. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 3. М., Изд-во АН СССР, 1948, стр. 231.

  4. См.: ЦГИА СССР, ф. 206, д. 628, 1825, л. 45-47. (Ссылки на фонды даны по исторической справке А. И, 4ерно "Скульптурное оформление цепных мостов в Ленинграде", хранящейся в научном отделе ленинградского Музея городской скульптуры за № 52/2.)

  5. ЦГИА СССР, ф. 789, д. 33, оп. 20, 1825, л. 2.

  6. ЦГИА СССР, ф. 206, д. 625, 1826, л. 255.

  7. Провал Египетского моста. - "Новое время", 1905, 21 января.

  8. Сведения о сфинксах на Можайской улице приведены в кн.: В. Я. Курбатов. О скульптурных украшениях петербургских построек. - "Старые годы", 1914, апрель, стр. 9; Г. К. Лукомский. Старый Петербург. Пг., изд-во "Свободное искусство", 1917, стр. 68. 9 См.: ГИАЛО, ф. 513, оп. 102, д. 4961, л. 71.

Мифические существа

Сфинксы из древних Фив на берегу Невы


  1. Очень плотный розовый и красный гранит добывался в Асуанских каменоломнях на юге Египта.

  2. Отчет президента Императорской Академии художеств с 1817 по 1834 год. СПб., 1834, стр. 16.

  3. В. Брюсов. Избр. соч. в 2-х т. Т. 1. М., Изд-во художественной литературы, 1955, стр. 302, 303.

  4. Фотографические снимки иероглифических надписей и их перевод приведены в статье Е. В. Черезова "Надписи на ленинградских сфинксах", опубликованной в "Вестнике древней истории" (1949, № 1, стр. 92).

Еще сфинксы на Неве


  1. Документально авторство Дж. Кваренги не подтверждено. В путеводителе И. Г. Георги "Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного", изданном в С.-Петербурге в 1794 г., пристань не указана, а наиболее раннее из дошедших до нас изображений пристани датировано 1800 г.

  2. Акварель Сергеева хранится в отделе рисунка Государственного Русского музея, а ее фотоснимки - в архиве научно-реставрационных мастерских (инв. № 19135).

Загадки сфинксов


  1. Строгановы - богатые купцы и промышленники - в XVIII веке владели обширными землями на Урале и в Сибири.

  2. В. Чернявский. История зданий петроградского Горного института. - "Горный журнал", 1923, № 11, стр. 721.

Сказочные обитатели водной стихии


  1. См.: Мифологический словарь, стр. 159, 164, 210, 241.

  2. См.: И. Шмидт. Василий Иванович Демут-Малиновский. М., "Искусство", 1960; А. Ромм. Иван Прокофьевич Прокофьев. М. - Л., "Искусство", 1948.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду


  1. В. Г. Белинский. Избранное. М., ГИХЛ, 1959, стр. 114.

  2. Цит. по кн.: Ал. Алтаев. Памятные встречи, стр. 234.

Поиски продолжаются

Вот так быки!


  1. Хранится в Государственном Русском музее.

  2. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 1, ч. II, д. 67, 1825.

  3. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, д. 18 (Оленина), 1825.

  4. См.: "Отечественные записки", 1839, т. II, отд. 4, стр. 20.

Два зубра


  1. Н. А. Некрасов. Полное собр. соч. Т. 2. М., ГИХЛ, 1948, стр. 52.

  2. В фондах музея Н. А. Некрасова (Литейный проспект, 36) имеется картина Б. М. Кустодиева и другие картины, на которых у парадного подъезда изображены статуи лежащих львов. В действительности же таких статуй здесь никогда не было.

  3. В фондах отдела скульптуры Государственного Русского музея хранится гипсовая модель зубра (81 X 106 X 42 сантиметра) работы Г. Р. Залемана, датированная 1901 г. Поза животного такая же, как на большой статуе, но пасть зубра закрыта.

Памятник собаке


  1. Памятники собакам установлены в Париже (сенбернару, спасшему во время снежных заносов в Альпах более сорока человек), Берлине (собаке - проводнику слепых), на Аляске, в Японии и других местах.

  2. Главный фасад здания украшен рельефными изображениями шести собак, отлитыми в цементе по моделям скульптора И. Ф. Беспалова.

  3. Отливку в бронзе производил К. И. Миглиник. Карл Иванович Миглиник (1879?-1943)-искусный бронзолитейщик, отливший множество памятников и декоративных скульптурных произведений. Ученик итальянского мастера художественного литья Робетти, приехавшего в Россию в начале XX в. для отливки памятника Александру III в Петербурге, с 1908 г. он стал самостоятельно выполнять заказы скульпторов. Он отливал произведения В. И. Мухиной, В. В. Лишева и многих других выдающихся советских скульпторов. Выполненные им отливки идеально воспроизводят в металле оригинал. - См.: И, 3верина- Мастер художественного литья. - "Советское искусство", 1938, 6 августа.

Как много змей!


  1. Среди подобных памятников наиболее известны Вандомская колонна в Париже высотой 43,5 и колонна Траяна в Риме - 43,35 метра. Общая высота Александровской колонны - 47,5 метра.

  2. См.: А. Л. Ротач. Александровская колонна. Л., Стройиздат, 1966; А. Н. П е т р о в. Александровская колонна. Л., Стройиздат, 1964.

  3. См.: ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20, 1835, ед. хр. 3553; "Русский инвалид", 1838, № 30.

И птиц немало


  1. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 3. М., Изд-во АН СССР, 1948, стр. 416.

Литература

Конные монументы украшают площади

Первый в России


П. Н. Столпянский. В старом Петербурге. Памятник Петру I. - "Старые годы", 1913, июль-сентябрь, стр. 207-214.

Ю. Тынянов. Восковая персона. - Соч. Л., ОГИЗ, ГИХЛ, 1941.

А. Г. Ромм. Памятники Петру I. - В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под ред. А. И. Леонова. М., "Искусство", 1952.

Н. М. Шарая. Восковая персона. Л., Изд-во Гос. Эрмитажа, 1963.

Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли. 1675-1744. Л.-М., "Искусство", 1964.

Медный всадник


И. Бакмейстер. Историческое известие о изваянном кон-ном изображении Петра Великого, сочиненное коллежским асессором и библиотекарем Императорской Академии наук. Пер. Карандашева. СПб., 1786.

Сборник императорского русского исторического общества. Т. 17. СПб., 1876. (Переписка Фальконе с Екатериной II с 18 февраля 1767 г. по 1 сентября 1778 г., отображающая историю создания конного памятника Петру I; копии архивных документов.)

В. В. Стасов. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1894. Раздел 4. Биографии художников.

Мастера искусства об искусстве. Т. 2. Под ред. Д. Аркина и Б. Терновца. М. - Л., Изогиз, 1936. (Биографические сведения о Фальконе, его трактат "Размышления о скульптуре", переписка скульптора с Екатериной II; письмо Фальконе к Дидро 1777 г.)

Н. Коваленская. "Медный всадник" Фальконе. - В кн.: Пушкин. Сборник статей под ред. А. Еголина. М., ОГИЗ, ГИХЛ, 1941. '

А. Г. Ромм. Памятники Петру I. - В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под ред. А. М. Леонова. М., "Искусство", 1952.

Д. Е. Аркин. Медный всадник. Л. - М., "Искусство", 1958.

Д. Е. Аркин. Образы скульптуры. М., "Искусство", 1961.

Б. Бродский, А. Варшавский. Медный всадник. - "Знание - сила", 1961, № 1, стр. 14-17.

Н. Коваленская. Русский классицизм. М., "Искусство", 1964.

З. В. 3арецкая. Фальконе. Л. - М., "Советский художник", 1965.

А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. - В кн.: Из бронзы и мрамора. Л., "Художник РСФСР", 1965. ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 73/187, д. 101. ("Дело Бецкого по вылитию портрета Петра Великого".)


Памятник Николаю I


Подробное описание памятника императора Николая Павловича. Составлено В. А. Андреевым. СПб., 1859. "Иллюстрированная газета", 1859, № 76, 9 июля.

Памятник-сатира


В. М. Рогачевский. П. П. Трубецкой. Памятник Александру III. - В кн.: Из бронзы и мрамора. Л., "Художник РСФСР", 1965.

Кони мчатся над городом


А. И. Некрасов. Русский ампир. М., ОГИЗ, 1935.

Н. Вейнерт. Росси. М. - Л., "Искусство", 1939.

М. 3. Тарановская. Здание Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина в Ленинграде. Л., Госстройиздат, 1956.

Укротители коней


А. Ромм. Петр Карлович Клодт. 1805-1867. М. - Л., "Искусство", 1948.

Н.Н. Рубцов. Екимов В. П. и Клодт П. К. Выдающиеся мастера русского художественного литья. М., Машгиз, 1950.

А. Ромм. П. К. Клодт. - В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века. М., "Искусство", 1954.

Б. Павловский. Касли. Свердловское кн. изд-во, 1957. Укротители коней. Альбом. Текст

В. Н. Петрова. Л., "Худож-ник РСФСР", 1962.

Т. Ф. Попова. Беседы о русской скульптуре. М. - Л., "Про-свещение", 1964.


Мифические существа


М. Э- Матье. Древнеегипетские мифы. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1956.

Мифологический словарь. Изд. 3-е, дополненное. Составители М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. М., "Просвещение", 1965.

Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., "Наука", 1965.

Сфинксы из древних Фив на берегу Невы


В. В. Струве. Петербургские сфинксы. СПб., 1912.

Е.В. Черезов. Надписи на ленинградских сфинксах. - "Вестник древней истории", 1949, № 1, стр. 92-100.

В. И. Кочедамов. Набережные Невы. Л. - М., Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954.

Р. Рубинштейн. Загадки пирамид. М., "Советский художник", 1966.


Загадки сфинксов


В. Чернявский. История зданий петроградского Горного института. - "Горный журнал", 1923, № 11, стр. 717-733.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду


Ж. А. Мацулевич. Летний сад и его скульптура. Л., Изогиз, 1936.

И. Лазаревский. Александр Алексеевич Агин. М. - Л., "Искусство", 1946.

Т. Б. Дубяго. Летний сад. М. - Л., Госстройиздат, 1951.

И. А. Крылов. Басни. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1956.

В. Г. Белинский. Избранное. М., ГИХЛ, 1959.

О.Н.Кузнецова, А. К. Сементовская, Ш. И. Штейман. Летний сад, Летний дворец, Домик Петра I. Л., Лениздат, 1968.


Общая литература


В. Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб., 1913.

Д. Е. Аркин. Монументальная скульптура Ленинграда. М., 1948.

И. В. Крестовский, Е. Н. Петрова, Н. Н. Белехов. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII-XIX веков. М. -Л., "Искусство", 1951.

Ж. А. Мацулевич. Монументальная и монументально-декоративная скульптура Ленинграда. Л., 1954.

Б. Н. Калинин, П. П. Юревич. Памятники Ленинграда. Л., Лениздат, 1965.

И. И. Лисаевич, И. Ю. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. М. - Л., "Искусство", 1965.


Маршрутные схемы


Ленинград велик, и, чтобы сэкономить время прогулок по его необыкновенному "зоомузею", читателю предлагается пользоваться маршрутными картами, сопровождающими книгу, на которых указаны места нахождения произведений скульптуры, о которых рассказывает автор.

Центральная часть города




  1. Скульптурная группа "Колесница Победы" на аттике арки Главного штаба.

  2. Александровская колонна.

  3. Статуи львов на Дворцовой пристани Адмиралтейской набережной.

  4. Дельфины на крышах павильонов Адмиралтейства.

  5. Медный всадник.

  6. Статуи львов у дома 4 на набережной Красного Флота.

  7. Львиные маски на доме 1/3 на Красной улице.

  8. Скульптурные группы "Диоскуры" и барельеф в портике здания б. Конногвардейского манежа.

  9. Памятник Н, М. Пржевальскому.

  10. Статуи львов у дома 12 на Адмиралтейском проспекте.

  11. Скульптура Исаакиевского собора.

  12. Грифоны на доме 37 на улице Герцена.

  13. Памятник Николаю I.

Площадь искусств, ансамбль Инженерного замка, Летний сад и Марсово поле




  1. Статуи львов у здания Государственного Русского музея.

  2. Рельефные изображения грифонов на садовом фасаде здания Государственного Русского музея.

  3. Львиные головы на фасаде дома 8 на улице Ракова.

  4. Головы цирковых лошадей на фасадах здания Государственного цирка.

  5. Памятник Петру I.

  6. Рельефное изображение льва на восточном фасаде Инженерного замка.

  7. Рельефные изображения грифонов на аттике "Кофейного домика".

  8. Скульптурная группа "Искренность".

  9. Памятник И. А. Крылову.

  10. Скульптурная группа "Мир и Изобилие".

  11. Скульптурный фриз "Служение лошади человеку" на западном фасаде дома 5 на улице Халтурина.

  12. Скульптурные головы лошадей на главном фасаде дома 1 на Конюшенной площади.

Невский проспект и прилегающие к нему улицы




  1. Скульптурная группа "Колесница Победы" на аттике арки Главного штаба.

  2. Грифоны на фризе дома 8.

  3. Скульптура на фасадах дома 17 (б. Строгановского дворца), тумбы со львиными головами, сфинксы во дворе.

  4. Рельефные изображения пеликанов на фасадах дома 48 набережной Мойки.

  5. Статуи грифонов на Банковском мосту через канал Грибоедова.

  6. Статуи львов у здания Государственного Русского музея.

  7. Грифоны на скульптурном фризе здания Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

  8. Скульптурная группа "Квадрига Аполлона" на аттике здания Академического театра драмы имени А. С. Пушкина.

  9. Грифоны на скульптурном фризе здания Дворца пионеров имени А. А. Жданова.

  10. Скульптурные группы "Укротители коней" на Аничковом мосту.

  11. Рельефные изображения сов и лебедей на фасаде дома 72.

  12. Скульптурное изображение змеи, обвивающей чашу, у здания больницы имени В. В. Куйбышева (Литейный проспект, 56).

  13. Рельефное изображение голубя на фасаде дома 107.

Петроградская сторона и Васильевский остров




  1. Ши-цза на Петровской набережной.

  2. Статуи львов во дворе дома 5 на проспекте М. Горького.

  3. Скульптурное убранство дома 1-3 па Кировском проспекте.

  4. Рельефные изображения сов на фасаде дома 23 на проспекте М. Горького.

  5. Пристань со львами у дома 4 на набережной Макарова.

  6. Ростральные колонны.

  7. Львиные маски на набережной стрелки Васильевского острова.

  8. Скульптурная группа "Нептун с двумя реками" на аттике восточного фасада здания б. Биржи.

  9. Львиные маски на домах в Биржевом проезде.

  10. Румянцевский обелиск.

  11. Пристань со сфинксами у здания Академии художеств.

  12. Перила моста Лейтенанта Шмидта.

Книга-подвиг


Каждый великий город подобен живому существу. Каждое живое существо подобно целому миру. Мир слагается из несчетного числа индивидуальных, неповторимых черт, деталей, элементов. Изучить его до конца - значит изучить бесконечность. Полюбить его, восхититься им, узнать его - это тоже означает исследовать не только общий облик, сродниться не только с целым, но и со всеми теми удивительными частностями, из которых это целое строится. Так и с городами.

В некотором смысле Петербургу – Ленинграду повезло.

Уже очень давно им занялись его энтузиасты, его самоотверженные знатоки и обожатели.

Выли среди них такие, кто воссоздавал в литературе или живописи весь его облик, рисуя для разных эпох и времен общую картину гигантского этого целого - Город на Неве, - охватывая сразу и его историю, и его архитектуру, и ту неуловимую сущность, которая отличает его от всех других городов мира. Они воспевали его, как Пушкин. Они говорили о "душе Петербурга". Они описывали его строгую прелесть, подобно Александру Блоку, или, с некоторым болезненно сладким страхом, с чувством, близким к восхищенной ненависти, любовались им и ужасались ему, как Достоевский.

Санкт-Петербург, Петрополь, Петроград вошел в нашу литературу благодаря им, именно "как личность", как суровый и прекрасный северный гигант, "насладитель и мучитель", как, может быть и на самом деле, самая великолепная из столиц и "самый фантастический" из городов мира.

Рядом с ними были всегда и другие поклонники этого поразительного феномена - социального, искусствоведческого, поэтического и политического. Из всего необозримого разнообразия составляющих его частей они выбирали лишь некоторые и посвящали себя именно их изучению, их воспроизведению, восхищению ими.

Было время, когда большие художники увлеклись великолепием решеток Петербурга - Ленинграда, "его оград узором чугунным": мы знаем, как чудотворно умел передавать их поразительную прелесть, скажем, М. Добужинский. Александр Бенуа углубился в далекое прошлое Северной Пальмиры. Живучи в современном ему Петербурге, ходя по его улицам, он видел за ними Петрополь восемнадцатого, самого начала девятнадцатого века. Он закрывал глаза, когда перед ними возникало его собственное время; его привлекало петербургское прошлое. Вероятно, он много терял при этом, но благодаря его пристальному вниманию к поразившему его "предмету", мы, созерцатели его работ, воочию увидели наш город - город в какую-то определенную и навсегда исчезнувшую эпоху его жизни и обогатились щедрым художническим подвигом Бенуа.

А, скажем, Остроумова-Лебедева поступила иначе, и, преклоняясь перед старым Питером, сумела навсегда сохранить для нас и Ленинград великой и страшной эпохи, Ленинград блокадный.

Я говорил до сих пор только о том, что делали на этом "фронте" люди большого искусства - художники, романисты, поэты. Но ведь рядом с ними всегда работали и "петербургисты" другого порядка - исследователи. Рядом с поэмами в нашем городе выходили в свет путеводители по нему. Одновременно с романами о нем создавались многотомные уче-ные труды по его истории и по его сегодняшнему дню. Нет надобности доказывать, что труд их составителей ничуть не менее значим для целой "Ленинградианы", нежели вдохновенные творения писателей и поэтов.

В этой группе работ и работников тоже были разные направления. И тут, наряду с общими объемлющими картинами, многие посвящали себя изучению малых, несущественных деталей и Петербурга и Ленинграда, его, так сказать, "решеткам". Его мостам, его транспорту, его освещению.

И сейчас живет в нашем городе человек (может статься - не один), увлеченный фонарями Ленинграда, их великий знаток и ценитель.

Я знаю другого энтузиаста, собирающего и разрабатывающего коллекцию оконных наличников нашего города, и я уверен, что предпринятое им частное дело это когда-нибудь принесет немалую пользу более широкому делу исследования ленинградской архитектуры в целом. В этом разделе обществоведения нет и не может быть "малых тем", "мелкотемья", как не может быть "мелкокирпичья" при строительстве самого большого дома.

И вот, раздумывая об энтузиастах этого типа, я и останавливаюсь на подлинном подвиге, совершенном Вячеславом Владимировичем Нестеровым, автором книги, которую вы только что прочитали и просмотрели, ибо такие книги надо не только читать, но и рассматривать, разглядывать, изучая не один лишь текст, а и каждую, даже самую малую, иллюстрацию.

Книга именуется "Львы стерегут город". Заглавие в данном случае уже содержания книги. Речь в ней идет не только о львах Ленинграда; речь в ней идет о целом интереснейшем разделе ленинградской городской скульптуры - анималистической, изображающей животных. Но, само собой, основное внимание уделено в ней ленинградским львам.

Я уже сказал: облик огромного целого - великий город, слагается из множества частей. Не все они равнозначны, но все - многозначительны. Многозначительны и все детали его скульптурного, архитектурного, эстетического оформления. И тот вдумчивый исследователь, который вздумает заняться городской, "уличной" скульптурой, открытой всем ветрам нашего приневского, так часто осуждаемого климата, всеприморским дождям и непогодам, скоро увидит, как необозримо велика и сложна даже эта его, казалось бы, малая тема. Одно дело колоссальные монументы, памятники великим людям и великим событиям нашей истории. Другое дело - прямые украшения зданий и улиц, парков и скверов... К ним относится и не монументальная скульптура города. К ней принадлежат и все те бесчисленные "драконы, черти, змеи", - орлы, кони, собаки, верблюды, овцы, быки, мимо которых, не замечая их, проходит обыватель, и каждое из изображений которых что-то прибавляет к облику Города на Неве. "Орлы, драконы, сфинксы, змеи", но и конечно - львы; огромное число замечательных львиных скульптур, масок, голов, орнаментов, какие окружают нас с детства до старости, сливаясь со львиным образом Ленинграда и в немалой мере формируя его.

Спросите у любого из ваших знакомых, сколько он знает в Ленинграде изображений львов? Вам ответят - пять пар, десять пар! Наблюдательный заметит больше, разиня совсем ничего не увидит. А ведь на деле этих скульптур у нас сотни, а если считать за львов еще и сфинксов, их и того больше. И у каждой из этих скульптур свое прошлое, своя судьба, своя история возникновения и жизни.

Давно уже львы Ленинграда привлекли к себе мое внима-ние. Может быть, по случайной и даже несколько смешной причине: я сам - Лев. И мой сын тоже зовется Львом. Так или иначе, я заинтересовался городскими львами нашими. Когда-то, в книжке "На сто одном острове", написанной в соавторстве с писательницей К. Н. Шнейдер, я посвятил им маленькую главку. Я разыскал и сфотографировал довольно большое число львиных скульптур для этой главки (она так и называлась: "На охоту за львами"). Но на большее у меня не хватило сил, сосредоточенности и времени.

Что значит изучать ленинградских львов? Недостаточно ведь их просто зарегистрировать, полюбоваться ими и отойти в сторону. Надо узнать все, что можно, про каждую из львиных пар, про каждого отдельного зверя, - лев он или сфинкс, безразлично. Почему почти в точности одинаковые сфинксы красуются на Египетском мосту, и стоят, никому неведомые, во дворе одного из домов по Можайской улице? Откуда взялась пара "каменистых львов" на стрелке Елагина острова? Кем созданы львы на Адмиралтейской набережной, львы у подъезда Русского музея, сфинксы во дворе Русского музея, сфинксы во дворе Строгановского дворца на Невском? Куда "ушли" два льва с завода Сан-Галли на Литовском проспекте, и откуда "пришли" в Московский парк Победы те два красавца, которые стоят там у тихого прудика-канала?

А львы у больницы Ленина на Васильевском? Почему они похожи, как братья, на других, сторожащих лестницу дворца в Павловске? Какая пара царственных зверей лежала одно время на пустырях Болдырева переулка (ныне Промышленная улица), на окраине, недалеко от Кировского завода? И, в конце концов, какую художественную ценность представляют все эти львообразные фигуры - истинные львы, сфинксы, грифоны, крылатые и бескрылые, яростные и задумчивые, бодрствующие и дремлющие на "стогнах и улицах Северной Пальмиры"?

У меня не хватило пороху заниматься всем этим. А вот у Вячеслава Владимировича Нестерова его оказалось достаточно в пороховницах. И, очень хорошо зная, какой гигантский труд необходим для проведения этой кропотливой, трудоемкой, часто неблагодарной предварительно исследовательской работы, я, преклоняясь перед упорством, перед настойчивостью, перед огромной эрудицией энтузиаста, спокойно на-зываю его, к великой радости всех "ленинградолюбов" выходящую в свет книгу - "книгой - подвигом".

Она была бы подвигом при всех условиях. Но подвигом исключительным делает ее одно существеннейшее обстоятельство: В. В. Нестеров инвалид Великой Отечественной войны, потерявший после тяжелого ранения зрение.

Мы знаем незрячих математиков, докторов философии. Мы понимаем, что есть немало видов человеческой деятельности, для которых потеря зрения не является непреодолимым препятствием. Но вот взяться за писание книги на тему одного из изобразительных искусств, не имея возможность ; видеть то, о чем ты пишешь, - это требует большого мужества и несгибаемой воли.

Я бы сказал так: книга В. В. Нестерова представляется мне большим подарком каждому настоящему ленинградцу, каждому ценителю красоты и величия неповторимого, единственного в мире города нашего. Навряд ли кому-либо из ее читателей доводилось когда-либо так, единым взором, оглядеть весь его эстетически значимый, исторически многозначительный зоопарк скульптуры, музей питерской анималистики, по которому она нас ведет. Ее содержание уникально.

Но меня пленяет в ней и другое: история ее создания красива. Незрячий человек учит нас, зрячих, как надо смотреть и что надо видеть в навсегда скрытом от его собственного зрения мире прекрасного.

Я представляю себе ясно, как, изучая те скульптуры, о которых он намеревается вести с нами речь, он подходит к ним, поднимается на постаменты, протягивает к ним чуткие руки, ощупывает каждую деталь, фактуру и потом знает их, помнит их, представляет их себе с большей точностью, чем вы, я или любой другой из нас.

Мы нередко смотрим и не видим, он же не смотрит, но умеет видеть все.

Руки заменяют ему глаза. Но у него есть и другой способ смотреть - чужими глазами. И тут приходится отдать должное его постоянным самоотверженным и верным помощникам, в первую очередь - его жене, Елене Германовне Нестеровой.

Ее глаза являются как бы перископом, через который он научился видеть то, чего не могут коснуться его руки. Представьте себе: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год работать переводчиком между миром зримого и незрячим исследователем. И достигнуть того, чтобы в изложении, в рассказе о зримом этого опосредствования не чувствовалось. Легко ли это?

А ведь дело не только в осмотре всех этих львов, сфинксов, грифонов. Дело и в чтении сотен и сотен книг по истории города, дело в розыске великого множества архивных документов, во многих случаях никому не известных, дело в неустанной, упорной работе вдвоем, в работе все время отзывающей той прекрасной одержимостью, без которой не свершаются настоящие подвиги труда...

Вы приобрели эту книгу? Я убежден, что вам повезло. Мне пришлось читать ее и рассматривать фотоснимки, без которых она не существовала бы, не один раз, задолго до ее рождения. Каждый раз я испытывал огромное удовольствие. Мне очень хотелось бы, чтобы его испытали и вы. Она того стоит, если вы - ленинградец душой и любите Ленинград.



Лев Успенский
ч. 1 ... ч. 19 ч. 20 ч. 21 ч. 22