В. В. Нестеров Львы стерегут город

ч. 1 ... ч. 18 ч. 19 ч. 20 ч. 21 ч. 22

Зверинцы на фасадах жилых домов


На рубеже XIX-XX веков в архитектуре Петербурга появилось и быстро распространилось новое направление, получившее название "модерн". Его характерные черты, в частности, - вялые, неопределенные формы, нарочитая асимметрия отдельных частей здания, стремление к претенциозной оригинальности, обилие скульптурных украшений на фасадах.

Обратим внимание лишь на те из домов, выполненные в этом стиле, в наружном убранстве которых имеются скульптурные изображения различных животных.

Один из таких - это дом 1-3 по Кировскому проспекту. Большой, пятиэтажный, из серого естественного камня, он был сооружен в начале нашего столетия по проекту известного архитектора Ф. И. Лидваля. Здание имеет форму буквы "п" и к проспекту выходит двумя флигелями, которые образуют большой двор.

Скульптурный наряд дома богат и разнообразен.

Войдите в глубь двора: прямо перед вами будет центральный вход, а над дубовыми дверями - барельеф. В центре рельефного украшения - картуш с датой достройки дома: "1902"; справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, на ней сидит лесная птица, напоминающая сороку; она норовит клюнуть зайца, сидящего рядом на задних лапах и пугливо на нее оглянувшегося; за ним - еще один заяц, выбегающий из чащи.

Слева от даты изображена голова рыси с раскрытой пастью. Возле, на толстом сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями.

А почти под самой крышей - большая рельефная каменная сова; она наклонила вниз свою круглую голову и таращит на прохожих невидящие глаза. Движение ночной птицы передано скульптором живо и правдиво: кажется, что вот-вот сова, мягко отделившись от стены и мерно взмахивая крыльями, в плавном, бесшумном полете закружит над сквером во дворе и крышами домов.

Птицы и звери, реальные и фантастические, представлены в скульптурном оформлении дома нарочито смешано.

На стене левой парадной - крупные изображения каких-то фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с широко раскрытыми ртами и глазами навыкате. Над правой парадной - разной величины львиные маски. У левого флигеля на его выступающей части (фонаре) на уровне человеческого роста с большим мастерством высечена в камне юркая ящерица, в верхнем углу фонаря - голова рыси. И на боковых гранях этого же эркера высечены ящерицы и головы рысей.

Итак, на фасадах этого дома изображены совы, сорока, зайцы, рыси, ящерицы.



Ф. И. Лидваль. Дом 1-3 на Кировском проспекте.

Можно предположить, что скульптор в украшении дома хотел показать животный и растительный мир русского Севера. Что ж, для северной столицы такое украшение вполне уместно. Но к чему же тогда было здесь же изображать еще каких-то фантастических рыб и львиные маски? В таком неоправданном смешении дневных и ночных, северных и южных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей, в декоративном оформлении зданий - одна из черт модерна. А вот дом 32 по улице Ленина. Он, как и предыдущий, удивляет своей несимметричностью и оригинальным декоративным оформлением. Центральную часть главного фасада занимает рельефное изображение двух медведей, вставших на задние лапы; третий медведь помещен на фасаде дома с улицы Щорса.

По краям окон второго этажа над парадными установлены гипсовые кошки. Они стоят на вытянутых прямых лапах, изогнув спину горбом и подняв кверху прямой, как палка, хвост. У входов со стороны улицы Ленина имеются еще скульптурные украшения - изображения двух пар хищных зверей.

Медведи, кошки, тигр - опять целый зверинец на фасаде одного дома.



Рельеф на доме 1-3 на Кировском проспекте.

Привлекал внимание своей архитектурой и скульптурными украшениями жилой пятиэтажный дом на углу набережной реки Карповки и улицы Текстилей. Его скошенный и закругленный угол был украшен горельефными изображениями двух огромных орлов с распущенными могучими крыльями, а на крыше башни сидел каменный крылатый лев - грифон. Вознесенный на большую высоту, он был виден со всех сторон и, хотя снизу и не казался очень большим, крупнее его грифонов в городе не было. Над входом в дом с улицы Текстилей сохранилось барельефное изображение двух львов, обращенных друг к другу, на стенах лестничной площадки такие же львиные пары, только меньшие по размерам. Шесть львов, два орла и чудовище с телом льва, орлиными крыльями и птичьей головой! Снова смешение вымысла и действительности, нагромождение скульптурных украшений. Дом этот в 1964-1966 годах подвергся частичной перестройке, в результате которой некоторые скульптурные украшения исчезли.

Чрезмерное украшательство фасадов жилых домов, применение декоративной скульптуры, по существу не связанной с архитектурой здания, к сожалению, имело место и в новостройках. Взять хотя бы дом 172-174 на Московском проспекте. На его фасадах множество колонн, капители их оформлены скульптурными изображениями диковинных птиц. Головы птиц служат опорами нависающему над ними балкону.

Кроме рассмотренных, есть еще немало зданий, обильно украшенных скульптурными изображениями животных, - дом 11 на Стремянной, дом 21 на Литейном и дом 10-12 на Греческом проспекте, дом 4 на улице Дзержинского, дом 30 на улице Чайковского, дом 14 на набережной Крюкова канала и многие другие.



Богатство и разнообразие анималистической скульптуры в декоративном убранстве Петербурга - Ленинграда не может быть отражено в одной книге.

Примечания

Конные монументы украшают площади

Первый в России


  1. Все даты до 14 февраля 1918 г. даны по старому стилю, после - по новому.

  2. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 2, полутом 1. Изд-во АН СССР, 1947, стр. 47.

  3. В 1823 году в Михайловском дворце разместилось Главное инженерное училище, и с того времени его стали называть Инженерным замком.

  4. Современники свидетельствуют, что у высокого худощавого Петра было круглое лицо, редкие темно-каштановые волосы, небольшие темные глаза с длинными ресницами, широкий нос и небольшой, хороший по форме, рот, общее выражение лица внушало доверие и располагало к себе, что фигурой Петр Великий был статен, липом смугловат, черты лица имел живые, волосы кудрявились. Нужно отметить, что, передавая портретное сходство, скульптор подчеркнул в лице Петра I героическое и волевое начало. - В кн.: Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах. Пер. с нем. СПб., изд. Императорской Публичной библиотеки, 1860, стр. 56. - О портретах Петра I см.: Н. Врангель. Иностранцы в России. - "Старые годы", 1911, № 7-9, стр. 5-94; Ария для Петра Великого. Записки итальянского певца Филиппа Балатри. - "Неделя", 1966, № 14, 27 марта - 2 апреля, стр. 20.

  5. В XVII в. почти обязательным было изображать монарха или военачальника в римском воинском костюме и снаряжении. Одеяние Петра I в конной статуе работы Б.-К. Растрелли, хотя и следует этой традиции, все же не чисто римское: так, мантия, служащая атрибутом царской власти и надеваемая монархом в самых торжественных случаях, украшена российским гербом - двуглавым орлом.

  6. Например, в Париже на Новом мосту - статуя Генриха IV, созданная Джованни да Болоньей; в Лионе на площади Бель-кур - памятник Людовику XIV, выполненный скульптором Дюжарденом; в Берлине - конная статуя курфюрста Фрид-риха III (скульптор А. Шлютер).

  7. И. Годиков. Деяния Петра Великого. Дополнения. Т. 16. СПб., 1795, стр. 64.

  8. Ю. П. Тынянов в повести "Восковая персона" дает такой портрет Растрелли: "... рост его был мал, живот велик, щеки толстые, ноги малые, как женские, руки круглые, красные, малого размера... Нос его был... бугристый, цвета бурдо, как губка или голландский туф..." - Ю. Тынянов. Восковая персона. - Соч. Л., ОГИЗ, ГИХЛ, 1941, стр. 342.

  9. Раньше писали Карло-Бартоломео, в то время как сам Растрелли всегда подписывался Бартоломео, на что впервые обратили внимание Н. И. Архипов и А. Г. Раскин - авторы монографии "Бартоломео-Карло Растрелли" (Л.-М., "Искусство", 1964, стр. 8, примечание 1).

  10. Год рождения Б.-К. Растрелли точно не установлен. В Большой советской энциклопедии указываются 1670-1675 гг.; в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа и в отделе скульптуры Государственного Русского музея считают, что Растрелли родился около 1670 г.; авторы вышеупомянутой монографии, ссылаясь на итальянскую и немецкую энциклопедии и ряд архивных документов, ставят 1675 г.

  11. Небольшая деревянная модель этого коня хранится в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

  12. Сама маска не сохранилась, но по ней Растрелли исполнил гипсовую портретную голову и раскрашенный восковой бюст Петра I (Государственный Эрмитаж). Интересна история воскового бюста, о которой можно прочесть в небольшой книжке Н. М. Шарая "Восковая персона", изданной Государственным Эрмитажем в 1963 году (стр. 18, 19). Растрелли снимал и посмертную восковую маску с лица Петра I, а также восковые слепки с его рук и ступней.

  13. См.: П. Н. Столпянский. В старом Петербурге. Памятник Петру I. - "Старые годы", 1913, июль-сентябрь, стр. 209.

  14. Из донесения Канцелярии от строения в правительствующий сенат от 5 декабря 1755 г. - Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 17. СПб., 1876, стр. 326. (В дальнейшем - "Сборник...")

  15. В. Н. Петров. Конная статуя Петра I в Ленинграде. 1720-1724. - В кн.: Из бронзы и мрамора. Л., "Художник РСФСР", 1965, стр. 58.

  16. Подробный список работ Б.-К. Растрелли приведен в кн.: Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли. Л.-М., "Искусство", 1964, стр. 100-103.

  17. 22 ноября 1745 г. В. В. Растрелли писал в Канцелярию от строений, что "зачатое дело отцом его графа Дерастрелия, по имянному Ея Императорского Величества указу ведено принять ему, при чем и означенному Мартелию, который при оном деле обретается осьмой месяц... жалованье выдать и до окончания б онаго портрета с тем же жалованьем ему быть" (Сборник.., стр. 328). Однако эти и другие архивные документы, подтверждая сам факт участия Мартелли в работах, нигде конкретно не говорят о его прямом отношении к отливке конной статуи. Авторы монографии о Растрелли также отрицают непосредственное участие Мартелли в отливке. Они пишут, что его роль "свелась, главным образом, к наблюдению за ходом работ, а декоративных статуй и барельефов он исполнить не мог", а "в работах 1745-1747 го-дов главенствующее положение после В. Растрелли занимал присланный из артиллерийского ведомства Степан Копьев - опытный мастер литейного дела" (Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Бартоломео-Карло Растрелли, стр. 80).

  18. ЦГИА СССР, ф. 470, он. 76/188, д. 301, л. 304.

  19. Сборник.., стр. II.

  20. Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей, ф. Штелина, д. 5, л. 29. (В дальнейшем - ГПБ.)

  21. См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864, стр. 408- 410, 417.

  22. Перечисленные ученики за выполнение двух барельефов к монументу Петра I были удостоены первых золотых медалей. - См.: Сборник материалов для истории Императорской санкт-петербургской Академии художеств за сто дет ее существования. Ч. 1, стр. 415.

  23. О. Беляев. Кабинет Петра Великого. СПб., изд. Императорской Академии наук, 1800, стр. 183.

  24. Там же, стр. 183, 184.

Медный всадник


  1. В 1782 г. отмечалось столетие воцарения Петра I и двадцатилетие царствования Екатерины II.

  2. Известно, что это название площадь носила уже в 1763 г. и в последующее время. В связи с установкой памятника Петру I, через день после его открытия, 9 августа 1782 г. вышел указ Екатерины II, в котором говорилось: "Повелено площадь перед Правительствующим Сенатом именовать не Петровскою, а площадь Петра I" (указ был подтвержден и в 1890 г.). На старых планах города встречается и другое название: площадь императора Петра Великого. Но ни одно из указанных названий не привилось. В начале 60-х г. XVIII в. из здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове в палаты А. П. Бестужева-Рюмина на левом берегу Невы был переведен сенат, и с того времени площадь перед ним стали называть Сенатской; это второе, неофициальное название прочно укоренилось и стало общеупотребительным. 14 декабря 1925 г., в связи со столетием восстания декабристов на Сенатской площади, она была переименована в площадь Декабристов. - См.: Очерки истории Ленинграда. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 338, 672, 675; Полный свод законов Российской империи. Т. 21. СПб., 1781-1783, № 15490; "Санкт-Петербургские ведомости", 1782, 9 августа и 4 октября.

  3. В отделе рисунка Государственного Русского музея хранится картина художника А. П. Давыдова "Открытие монумента государя императора Петра I. 1782 год", на которой изображена часть здания Сената с балконом и находящейся на нем императрицей с сановниками. Здание это было снесено в конце 20-х гг. прошлого века и на его месте возведено новое, ныне существующее.

  4. За несколько дней до открытия деревянный забор, окружавший памятник, был заменен высокими полотняными щитами с нарисованными на них и пестро раскрашенными горами. - См.: Сборник... Вступительная статья А. А. Половцева, стр. ХL.

  5. А. С. Пушкин. Полное собр. соч. Т. 5, стр. 147.

  6. С момента открытия и по 1903 г. памятник был огражден высокой решеткой из копий с позолоченными вершиями.

  7. Э. М. Фальконе. Размышления о скульптуре. - Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М. - Л., Изогиз, 1936, стр. 133, 164.

  8. Мраморный оригинал находится в Лувре, гипсовая модель 1744 г. - в Государственном Эрмитаже.

  9. А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. 1765-1782. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 85.

  10. Там же.

  11. Екатерина II отдала Фальконе под мастерскую и жилье небольшое каменное здание, для работы над живой натурой к дому был пристроен просторный сарай. Для создания модели памятника и отливки статуи в бронзе на площади был сооружен амбар. - См.: Центральный государственный исторический архив, ф. 470, оп. 103/537, д. 9. (В дальнейшем - ЦГИА СССР.)

  12. М.-А. Колло (1748-1821) приехала в Петербург вместе с Фалькопе и проживала в России до 1778 г. В Петербурге по заказу Екатерины II выполнила ряд работ: бронзовый бюст Петра I, бюсты Г. Г. Орлова, Д. Дидро, Вольтера и др. (в Государственном Эрмитаже). Лучший выполненный ею портрет - бюст Фальконе. В 1767 году была удостоена звания академика петербургской Академии художеств. Впоследствии вышла замуж за сына Фальконе, художника.

  13. Письмо Д, Дидро к Фальконе от 6 декабря 1773 г. - Сборник. ., стр. XXXV-XXXVI.

  14. О. Форш. Первенцы свободы. - Собр. соч. Т. 5. Л., Гослитиздат, 1963, стр. 296, 297.

  15. Трактат был опубликован в 1771 г. под названием "Наблюдения над статуей Марка Аврелия", а позднее озаглавлен "Параллели между пропорциями коня Марка Аврелия и пропорциями природной красоты".

  16. А. Г. Ромм. Памятник Петру I в Ленинграде. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 90, 92.

  17. Сборник.., стр. XXXV-XXXVI.

  18. Антон Павлович Лосенке (1737-1773) -известный русский художник, исторический живописец и портретист, с 1772 г. был директором петербургской Академии художеств. Сделан-ный им рисунок модели памятника Петру I был одобрен Фальконе и понравился Екатерине П. Изображение памят-ника по его рисунку было награвировано на одной стороне медали в начале марта 1775 г. (На другой стороне медали помещен портрет Екатерины II.)

  19. Малая модель обычно отливается в одну десятую величины памятника, но Фальконе увеличил ее размеры. Впоследствии модель сломалась, и скульптор, зрение которого к тому времени ослабло, просил в 1776 г. Екатерину II разрешить повторно вылепить ее своей ученице и помощнице Марии-Анне Колло. - См.: Сборник.., стр. 243.

  20. Сборник.., стр. НО.

  21. Сборник.., стр. 116.

  22. Сборник.., стр. XXVI.

  23. См.: Сборник.., стр. 232, 237.

  24. О выплаченном Хайлову вознаграждении см.: Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия Павлом Сумароковым. Ч. 2. СПб., 1832, стр. 153. Дочь Хайлова впоследствии обратилась к министру двора с прошением уплатить деньги, не выплаченные в свое время ее отцу за работы по отливке памятника Петру I. - См.: ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 103/537, ед. хр. 20, св. 4290.

  25. Сборник.., стр. 244.

  26. На поиски камня Академия художеств откомандировала каменотесного дела мастера Андрея Пилюгина, но местонахождение подходящего камня около Лахты указал крестьянин Семен Вишняков.

  27. По требованию Академии художеств камень для пьедестала должен был иметь: длину 5 сажен (10,6 м), ширину 2 сажени и пол-аршина (4,6 м), высоту 1 сажень и 2 аршина (3,6 м).

  28. О транспортировке "Гром-камня" по суше и воде см.: ЦГИА СССР, ф. 467, оп. 73/187, д. 101; И. Бакмейстер. Историческое известие об изваянном конном изображении Петра Великого. СПб., 1786.

  29. "20 генваря" - дата посещения и осмотра Екатериной II перевозки камня по суше (миниатюрист Фан Бларемберг изобразил момент прибытия императрицы со свитой). Штемпель медали вырезал немецкий медальер И. Г. Егер; позднее была изготовлена копия медали, лицевую сторону которой исполнил С. Иванов, а оборотную П. Брусницев. Медали хранятся в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа. Кроме медали, были изготовлены бронзовые памятные доски: на одной изображен "Гром-камень" в том виде, в каком он был найден, на другой - когда он был вырыт, на третьей - в момент перевозки камня по суше; на досках было выгравировано подробное описание находки и перевозки камня.

  30. Фальконе, предлагая летом 1769 г. ввести в композицию памятника изображение змеи и желая узнать на этот счет мнение императрицы, писал ей: "Петру Великому перечила зависть, это несомненно, он мужественно поборол ее, это также несомненно: такова участь всякого великого человека".- Сборник.., стр. 79 (см. также стр. 80, 81).

  31. Об этом прямо сказано в статье "Памятник Петра Великого", помещенной в журнале "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития" (Ч. 1. М., 1835, стр. 106): "Надпись памятника, сочиненная А. П. Сумароковым, превосходна; она состоит только из четырех слов: Петру Первому Екатерина Вторая, и эти слова равно отличаются замысловатостью, краткостью и полнотой" (см. также: Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия Павлом Сумароковым. Ч. 2. СПб., 1832, стр. 153). С другой стороны, и сам Фальконе в письме к Екатерине II от 14 августа 1770 г. писал: "На подножии статуи я поместил эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая. Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более". На это императрица ответила: "Остаюсь при известной Вам состоящей из четырех слов", то есть изъяла слово "воздвигла" (Сборник.., стр. 119, 122).

  32. Ж.А. Мацулевич. Монументальная скульптура. В кн.: Город великого Ленина. Лениздат, 1957, стр. 489.

Памятник Николаю I


  1. Проект собора был утвержден Александром I в феврале 1818 г., а работы по его осуществлению начались в 1819 г., но из-за допущенных ошибок вскоре приостановлены и вновь начаты с 1825 г. Собор был закончен вчерне в 1842 г., а его внутренняя отделка продолжалась до 1858. - См.: М. К о л о -тов. Музей-памятник Исаакиевский собор. Л., "Художник РСФСР", 1963; М. Ко лотов. Исаакиевский собор. Л. - М., Стройиздат, 1964.

  2. Николай I был шефом лейб-гвардии конного полка, поэтому и на памятнике он изображен в мундире конногвардейца.

  3. Более подробно об этом замечательном русском скульпторе-анималисте говорится в разделе "Кони Клодта".

  4. Дневник А. С. Пушкина (1833-1835). М. -Пг., ГИЗ, 1923, стр. 18.

  5. В Александровском парке города Пушкина (б. Царское Село) сохранилось место захоронения любимых царских коней: полуразрушенные ряды мраморных плит с неразборчивыми остатками надписей на них. Здесь покоятся останки Л'Ами - коня, бывшего с Александром I в Парижском походе, Флоры, носившей Николая I под Варной, и других. - См.: Э. Голлербах. Детскосельские дворцы-музеи и парки. Пг., Госиздат, 1922, стр. 99.

  6. Открытие памятника было приурочено ко дню рождения Николая I. О торжестве и церемониале открытия см.: Высочайшее утверждение церемониала торжественного открытия памятника императору Николаю I. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1859, 23 июня.

Памятник-сатира


  1. С Николаевского вокзала начинался Великий Сибирский железнодорожный путь, шедший через всю страну и оканчивавшийся во Владивостоке. Создание этого пути приписывалось Александру III, поэтому и памятник был установлен на Знаменской площади и обращен к зданию вокзала. Памятник Александру III предполагалось поставить и во Владивостоке перед вокзалом.

  2. В столетний юбилей П. П. Трубецкого в Государственном Русском музее была открыта выставка его работ, собранных из разных музеев страны и частных собраний. В числе представленных произведений была портретная, анималистическая скульптура и модели конного памятника Александру III.

  3. См.: Открытие памятника императору Александру III. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1909, 24 мая, № 113.

  4. В. М. Рогачевскии. П. П. Трубецкой. Памятник Александру III. - В кн.: Из бронзы и мрамора, стр. 205.

  5. См.: С. Ю. Витте. Воспоминания. Т. 1. М., Соцэкгиз, 1960, стр. 455-463.

  6. Репин. К 10-летию со дня смерти. Л., "Искусство", 1940, стр. 8.

  7. Д. Бедный. Полное собр. соч. Т. 4. М., "Художественная литература", 1965, стр. 354.

  8. Некоторое время после снятия он находился на складе при пересечении Лиговской улицы с Обводным каналом.

ч. 1 ... ч. 18 ч. 19 ч. 20 ч. 21 ч. 22