Урок окружающего мира в 4 классе. Учителя начальных классов Мясоедовой

ч. 1
Урок окружающего мира в 4 классе.

Учителя начальных классов – Мясоедовой И.В.

Тема: Африка.

Цели:

  • сформировать знания о материке Африка;

  • познакомить с растительным и животным миром Африки, историей ее открытия;

  • развивать умения читать карту;

- воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карта полушарий; глобус; фотографии рас-

тельного и животного мира Африки, ребусы.


Ход урока
I. Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.

1. Сообщения учащихся о растительном и животном мире Евразии.
2.Задание № 6.
Ответ: дикобраз, раффлезия, хлопчатник, павлин, хамелеон

ананас, бизон.

3.Индивидуальные карточки.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.
Самый густонаселенный материк - ... (Евразия). Здесь находятся самые крупные государства мира: по численности населения (Китай), по площади территории - ... (Россия). Здесь насчитывается более ... (80) государств.

Карточка 2. Найдите «лишний» географический объект:

а)Обь, Волга, Нил, Енисей;

б)Байкал, Каспийское, Ладожское, Мичиган:

в)китайцы, американцы, японцы, французы;

г)сайгак, панда, кенгуру, белый медведь.



Пари

Моск


Берл

Киев


Карточка 3. Соотнесите названия государств и их столицы:

Россия


Франция

Англия


Украина

Германия


4. Прочитайте ребусы, и вы узнаете обитателей Евразии.












(Зубр)

(Носорог)

(Олень)




(Лиса) (Панда)


III. Сообщения темы урока.

- На какой материк мы отправимся сегодня:


е)

(Волк



Истреблены леса, загрязнена вода. Пустыни постоянно наступают-Заносят пирамиды, города. Там баобабы и жирафы исчезают.

(Африка.)

IV. Как открывали Африку. /см. презентацию «Африка»/

  • Что вы уже знаете об Африке?

-Покажите на карте Африку и расскажите о её географическом положении.

-Материк Африка отделен от Евразии на северо-востоке не­широким Красным и на севере - Средиземным морями. Эти моря соединяют прорытый в конце прошлого века Суэцкий канал: один его берег африканский, другой - азиатский. С Атлантическим океаном Средиземное море сообщается узким проливом Гибралтар. Здесь расстояние между Африкой и Европой составляет всего 14 км. Берега Африки омывают два океана: с западной стороны -Атлантический, с восточной - Индийский.

Размер материка по направлению север - юг (вдоль меридиана) почти вдвое превышает размер вдоль параллели. Центральная часть материка расположена вблизи экватора. Круглый год там стоит жаркая или теплая погода, никогда не бывает морозов, и ме­стные жители никогда не видят снега.

Большая часть территории Африки занята пустынями и горами.

А Африке нет таких крупных горных систем, какие есть в Евра­зии. Высочайшая вершина Африки и одна из красивейших гор ми­ра - украшенная сверкающими ледниками гора Килиманджаро. Она находится недалеко от самого большого озера Африки Викто­рия и имеет высоту 5895 м. Самое глубокое озеро Африки Тан­ганьика своим очертанием на карте не случайно напоминает озеро Байкал: так же, как и Байкал, оно образовалось в глубокой и узкой расщелине среди гор. Только такой могучей реке, как Нил, оказа­лось под силу пробиться через просторы величайшей пустыни Аф­рики и мира - Сахары, занимающей почти всю северную часть ма­терика. Территория центральной и южной Африки богата реками, текущими с гор к берегам Атлантического океана. Крупнейшие из них - реки Конго и Нигер.

Учащиеся читают статью «Как открывали Африку» на с. 133 учебника.



  • Что нового вы узнали?

  • Покажите на контурной карте в рабочей тетради (с. 44) путь путешественника:

«Слава первого европейца, совершившего беспримерное пла­вание из Португалии по Атлантическому океану, обогнувшего с | юга берега Африки и далее по Индийскому океану открывшего морской путь из Европы в Индию, принадлежит великому порту­гальскому мореплавателю Васко да Гама.

-Проведите на контурной карте Африки линию экватора.


Обозначьте географические объекты, о которых говорится в тексте учебника.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради на с. 45 (вставляют пропущенные в тексте слова).

-Продолжим открытие Африки. Теперь нам поможет Корней Иванович Чуковский. Помните, в сказке «Айболит» он указывает адреса в Африке, по которым ждали помощи больные животные:

Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре, .

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-попо

По широкой Лимпопо.

-Существуют ли в действительности эти географические
звания?

Учащиеся работают с картой полушарий.

V. Какими растениями и животными богата Африка.

-Рассмотрите иллюстрацию на с. 134 учебника. Назовите


обитателей Африки.

Далее учитель демонстрирует рисунки с изображением обитателей Африки. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о растениях и животных Африки.



Баобаб. Когда в пустыне засуха, на толстых корявых деревьях пускаются белые цветы. Это как улыбка природы. Листьев нет, а цветы как кружева. Ростом он невелик - 12-15 м. Но очень-очень толстый.В некоторых странах внутри баобаба хоронят людей, в других - дупло дерева слух клубом. Если у дерева сверху нет веток и ствола, оно служит колодцем. Внутренность ствола очень мягкая и впитывает в себя воду. Баобабы очень любят слоны, они едят даже кору. А обезьяны любят плоды - большие гладкие огурцы. Внутри они красные, как арбуз. Людям нравятся листья, они заменяют им все овощи.

Баобаб не боится пожара. Сердцевина сгорает, а ствол остается.
Это дерево растет в одиночестве. Оно не терпит никаких соседей: кустарни­ков, деревьев, поэтому не встречается в лесах. Живет баобаб 5000 лет.

Африканский страус - самая крупная птица. Его рост достигает 270 см, а вес - 90 кг! В случае опасности страусы бегут со скоростью до 70 км/ч, делая шаги по 4-5 м. Убегающий страус вдруг исчезает из поля зре­ния. Он ложится, прижимается к земле и вытягивает шею.

Самое крупное наземное животное нашей планеты африканский слон. Масса старых самцов достигает 7,5 т, а рост - 4 м в холке. Слоны единственные сохранившиеся до наших дней животные с хоботом. Хобот - это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и су­хожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной си­лой. У слона есть костные бивни - резцы, которые постоянно растут и которыми животное пользуется, когда кормится или защищается. Слон может быть быстрым и ловким, он хорошо бегает. Ноги у него устроены замечательно. На подошве под кожей имеется особая студенистая пружи­нящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными.



Жираф - самое высокое животное на планете. Его рост 5,5 метров, а вес - 1 тонна. По словам знаменитого зоолога А. Рэма, голову и туловище жираф заимствовал у лошади, шею и плечи получил от верблюда, уши -от быка, хвост - от осла, ноги - от антилопы, а кожу, покрытую красивым мехом, - от леопарда.

Венценосный журавль - населяет африканские саванны. Пучок тон­ких золотисто-желтых перьев образует своеобразный венец на голове, которому журавль обязан своим названием. В отличие от других журав­лей, венценосный охотно садится на деревья и даже устраивает гнезда на их вершинах.

У африканского марабу большая голова без перьев и громадный клюв. Спокойно сидящая птица кладет его на мясистый выступ шеи. Кормятся они в основном падалью. И даже грифы, их главные конкуренты, побаива­ются марабу из-за их мощного клюва. За «торжественную» чинную поход­ку марабу называют иногда адъютантами. Свои огромные гнезда эти птицы устраивают на деревьях.

В горных лесах Центральной Африки живут самые крупные обезьяны на свете. Рост взрослых самцов горных горилл около 2 м, а вес - более 200 кг.

VI. Итог урока.

- Какие океаны омывают Африку?

- Назовите имена европейских путешественников, исследовав­ших

Африку.


- Какую пустыню пересекает река Нил?

-Какие удивительные растения и животные встречаются в Африке?

- Какие государства Африки вам известны?

- Какое из легендарных семи чудес света сохранилось с древнейших времён в Египте?


V.Домашнее задание: подготовить сообщения о народах населяющих Африку.

ч. 1