Святыни земли Мордовской Широко известные слова замечательного русского

ч. 1
Аннотация

В своей работе я постарался раскрыть роль христианизации Мордовского края. На примере своего села проследить возрождения Михаило - Архангельской церкви.



Святыни земли Мордовской

Широко известные слова замечательного русского писателя Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». А ведь красота, прекрасное – это не только правильные пропорции лица и тела, безупречно выстроенное здание, завораживающее сочетание цветов на картине. Красота внутри нас, в нашем отношении к миру, к окружающим людям. И чем богаче человек духовно , чем лучше он знает историю своей страны, своего народа, своей культуры, чем щедрее делиться имеющимися знаниями с другими, тем он прекраснее – прекраснее своим внутренним миром, душой. Да и окружающие относятся к такому человеку с большим уважением, потому что он им интересен.

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу

Любовь к родному пепелищу

Любовь к отеческим гробам

Животворящие святыни!

Земля была без них мертва;

Без них наш тесный мир - пустыня,

Душа – алтарь без Божества.

А. С. Пушкин

Молчат гробницы, мумий и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И. А. Бунин

Путь к возрождению России и Мордовии лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под синью российской государственности.

Русская православная церковь – на сегодняшний день самая крупная из всех существующих в мире православных церквей. Она имеет более 19 тысяч приходов. Только на территории нашего края свыше 250 храмов и 13 монастырей.

Мордовский край удивительно богат святыми местами, к которым со всех окрестных сторон стекаются на поклонение люди. Это край святых родников, великолепных храмов и монастырей. Посещая их, мы как бы проникаем к источнику духовной и нравственной чистоты, будто заново открываем мир.

Мордовия гордиться своими монастырями, которые поистине являются центрами благотворительности, религиозного и национального просвещения. Со светлой радостью и благоговением будем помнить мы всю жизнь величайшее событие – открытие в Саранске Кафедрального собора во имя святого праведного воина Федора Ушакова. Мордовия обрела великую святыню. Символ согласия. Символ божьей помощи человеку на пути к гармонии с самим собой, со своей совестью и окружающей действительностью. Строя храмы, укрепляя душу верой, народ удесятерял свою силу, эта сила стала подмогой на очередном изломе истории, на важном этапе Созидания. Красавец храм стал самым крупным в Приволжском федеральном округе. Алексий II выразил восхищение новым собором: «Второй раз в жизни я испытал особое волнение духа от Христа Божия. Первый раз это было, когда я освятил храм Спасителя в Москве, и сейчас здесь, в Саранске, - когда мы освящаем Свято – Федоровский собор». копия сканирование.jpg

Возведение собора стало объединяющим началом, оплатившим всех жителей республики на свершение благого дела. В строительстве принимали участие пять тысяч человек. Трудились самоотверженно, работы в храме не прекращались ни в выходные, ни в лютую стужу. И смогли, сделали, казалось бы, невозможное, сотворили чудо: собор был возведен в фантастически короткий срок – всего за три года. Так быстро в нашей стране храмы ещё не строились.

Кафедральный собор стал шестом обретения святыни – частицы мощей Святого праведного война Федора Ушакова. С благословения Патриарха всея Руси они были вложены в престол алтаря нового собора. Храм, где отныне храниться частица мощей святого Федора, как бы завершил создание в Поволжье своего рода духовного треугольника: Саров – Дивеево – Саранск.

Состоявшийся очередной визит Владимира Путина в Мордовию можно без преувеличения назвать знаковым событием. Президент выразил удовлетворение тем, что делается в нашем регионе. В своём выступлении В. В. Путин отметил: «Великая держава сильна не только конкурентоспособной экономикой, но и высокой духовностью». Поэтому президент России посетил крупнейший в Поволжье Кафедральный собор. Приложившись к иконе святого праведного война, Федора Ушакова, и его мощам, глава государства сказал: «Мордовия становиться одним из духовных центров не только в Поволжье, но и всей России!»

Если у дерева обрубить корни, оно засохнет. И уже в любом случае не даст плодов. Так и человек без своих исторических, культурных, национальных истоков он ничто. Поэтому так важно не быть «Иванами, родства не помнящими».

Земля родная, край родной…

Это прежде всего места, глее начиналась наша жизнь, где мы родились, где проходит или проходило наше детство. Они всегда близки и дороги каждому из нас. Даже если, став взрослыми, мы оказываемся вдали от них, не надо забывать свои корни. Любовь к родине начинается с любви к родному дому, своей земле. Любить родной край – это значит хорошо знать его историю. Каждый из нас живущих в нашем селе Новая Толковка вправе называть своё село своим – так выражается чувство любви к нему, естественное патриотическое чувство. И прочной основой этого чувства является глубокое знание родного края. На глазах старожилов было много событий в жизни села, одно из них- строительство церкви. Новая Толковка (Од Толку, Вирь Толку – мордовское). Название антропонимическое от дохристианского имени Толку. В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Новая Толковка - деревня казенная из 3 дворов Краснослободского уезда с населением менее 300 человек. Затем со строительством в 1864 году деревянной Михаило - Архангельской церкви, деревня превратилась в село и составила один приход с деревней Н. Самаевка. Последняя каменная была построена в 1897 году на пожертвования верующих села и при большом содействии и финансовой помощи графини Гагариновой Юлии Петровны и купца Голова из Карснослободского монастыря. По подворной переписи 1913 года, в селе было 147 дворов (996 человек); 2 хлебозапасных магазина, 3 маслобойки и просодранки, 2 шерсточесалки, 2 кузницы, кирпичный сарай, лавка.

Православная история края предоставляет значительный интерес: на территории района в разное время существовало четыре монастыря (в настоящее время один). Поселянам, в том числе и крестившейся мордве, всегда было свойственно активное храмоздательство. В современных границах района до революции насчитывалось около 50 храмов, большей частью погибших в ХХ в. Через Ковылкино проходит паломническая дорога в Наровчатский Сканов монастырь.

С вероисповедальной точки зрения почти все население Мордовии сложилось как православная после того, как в XVII-XVIII веках мордва приняла христианство. На такой маленькой территории, как Мордовия, за 300 лет появились 42 монастыря и около 650 храмов! Нравственное состояние народа во многом определялось служителями церкви, несшими личную ответственность за этическое состояние приходов. Факты говорят сами за себя: например, на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая.

За год в уезде осуждалось на заключения 1-2 человека. Уже в первый год советской власти тюрьма была заполнена до отказа, затем в Саранске были оборудованы под тюрьмы два барака и казарма, в 1920 году появилась загородная тюрьма, следом были открыты тюрьма в Линках (близ Ромоданова), концентрационный лагерь на Казачьей горе близ Саранска, целая сеть лагерей в Темнековском, Краснослободском уездах, в лесах Потьмы. Храмы закрывались – тюрьмы открывались. Получив предписание найти повод к закрытию храма, Саранские власти пошли на обман, и сообщили в Москву, что в городе верующих совсем не осталось и собор ни кому не нужен (тогда как православная община Саранска насчитывала не менее 10 тысяч человек). Собор закрыли и 2 года пытались переделать в дом обороны и театр, а затем, в 1930 году решили снести. Иконы сожгли на площади. Из окон Ардатовского Троицкого собора сделали школьные парты, образа монастырей шли на столярные изделия. Колокола сбрасывались и отправлялись на переплавку. По самым скромным подсчетам, на территории Мордовии было уничтожено около 35 тысяч икон, 3500 колоколов, 65 тысяч богословских и богослужебных книг, а подсчитать утраты ризниц нельзя даже приблизительно. Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Судя по отсчетам районов, основная волна закрытия храмов прокатилась в 1930 – годы, когда верующие были изгнаны из двух третей приходских церквей.

В 1930 – 1936 г., были закрыты ещё 75 церквей, а в 1937 – 38 г., все остальные. Республиканские власти рапортовали в Москву, что с православной церковью на территории Мордовии покончено. Аресты по делам веры приобрели массовый характер. Репрессии против верующих организовали не только органы НКВД, но и прокуратура, милиция, суды, комсомол, научные и общеобразовательные учреждения, пресса и др., органы.

В нашем селе церковь работала до 1935 года. Но в этом же году, по неизвестному «приказу», церковь закрывается. Изъяты церковные ценности, отобранные священнические облачения, кресты, Евангелия использовались для организации спектаклей и карнавалов. Оставшиеся церковные ценности шли, как объясняли народу, на нужды государства. Многие иконы, представлявшие художественную ценность, в эти годы оказались за границей. Под предлогом нехватки меди для вновь построенных заводов повсеместно снимались колокола. В 1937 году с Михаило – Архангельской церкви стаскиваются колокола и снимается крест. В 1936 году советская власть провозгласила начало массовой ликвидации религиозных учреждений. К 1939 году эта цель была почти достигнута. Ясно, что разрушение храмов и очерствленные души – явления взаимосвязанные и взаимообусловленные.

К началу 1940-х в 25 областях России ни одного действующего православного храма. В это число входила и наша Мордовия, где до октября 1917 года насчитывалось 589 действующих церквей. В 20 областях России сохранилось не более чем по 5 храмов. Таким образом, на кануне Великой Отечественной войны церковь оказалась на грани уничтожения. Но вера в душе людей не была искоренена. Это подтвердила всесоюзная перепись населения, проведённая 5-6 января 1937 года. По её данным, 60-70% опрошенных назвали себя верующими. Данная цифра очень насторожила власть, и в переписанные листы такой вопрос не включался. А про результаты переписи было сказано, что их исказили враги советского строя. Власть упорно не хотела замечать, что в сознании большей части населения страны религия жила и никакое насилие, издевательство над верующими не в силах были её искоренить.

С самого начала войны власть практически не препятствовала деятельности церкви. Однако и никаких правительственных решений по этому поводу принято не было. Официальные документы, свидетельствование об изменении отношения государства к церкви, появились лишь в сентябре 1943 года.

Известно, что в годы войны церковь проводила большую патриотическую работу: организовывала сбор денег для отправки солдатам на фронт. С апреля 1944 по июнь 1945 года верующие Мордовии собрали и передали государству 134060 рублей. Церковь была готова вносить средства и после войны, но государство посчитало, что «раздачу денежных пособий отдельным лицам, шефство над лечебными учреждениями религиозные организации используют для усиления своего влияния». Деятельность церковных касс взаимопомощи была категорически запрещена. Советская власть за период своего существования нанесла громадный ущерб православной культуре. Были уничтожены тысячи храмов, огромное колличество произведений религиозного искусства, ценнейших и редчайших книг, различных культовых предметов. Созидательная сила православия оказалась не востребованной и не использованной во благо будущего несколькими поколениями советских людей.

В середине 80-х годов XX века, с началом перестройки и распадом СССР, в жизни русского православия наступил принципиально новый исторический этап. По всей стране возобновилось открытие церквей и монастырей, власть пыталась реализовать на практике, а не только провозгласить принцип отделения церкви от государства. Эти явления получили современном российском обществе название «религиозное возрождение». И 2 августа 1990 года решением по делам религии при Совете Министерства СССР церковь в нашем селе вновь разрешают открыть.сканирование0001.jpg

Этот храм дошёл до наших дней в аварийном состоянии и без колокольни. Но в течение последних лет силами народа церковь стали восстанавливать. В настоящее время – есть настоятель – иеромонах Ефимий (Шелков). Службы пока проводятся в приспособленном помещении.image003.jpg

Благоприятные условия для развития православия и православной культуры возможны только в том случае, если в современной России будет построено государство, служащее интересам всех народов, не зависимо от того, какую религию они исповедуют. Это государство будет оберегать прежде всего человека, его убеждения, его свободу, тем самым содействуя единству всех своих граждан, основанному на веротерпимости.

История, как известно, ценна тем, что она учит. Из хитросплетений разнообразных, порой противоречивых, фактов прошлого надо учиться извлекать уроки. Какой же главный урок из истории православной культуры можно вынести?

Менялись исторические эпохи, менялись правители и правительства, менялись, наконец, отношение к самому православию. Можно подсчитать потери материальные, но как подсчитать урон духовный? Сколько человеческих душ погублено ложью, клеветой, страхом, низменными интересами и страстями? Кто и когда ответил и ответит за растление народа, у которого отняли прошлое и который ввергли в пучину классовой ненависти? И когда наступит момент покаяния, после которого можно будет считать, что все ошибки – оплачены?

Но за тысячелетний период существования православной культуры в России, несмотря на все эти внешние перемены, оставались не поколебленными важнейшие духовные принципы, некая нравственная основа, к которой в разные эпохи люди стремились к чистому источнику, чтобы черпать из него свои силы, утолять духовную жажду.

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страдания,

Наш дар бессмертный – речь.

И. А. Бунин.

В настоящее время власти потихоньку возвращают народу долги – воздвигаются храмы, часовни, правда, часто на новых местах. Но дело не в том, где им стоять, а том, что всегда в них перед иконами будут тесниться свечи за всех, кто ушёл и оставил нам наказ – жить и помнить.

Литература:


  1. Саранская епархия: 1991-2001.

Составитель С. Б. Бахмустов – С: Тип «Красный октябрь», 2001

  1. Газета «За единую Россию».

№3(42) 27 декабря 2006 г.

РМ, Ковылкинский район, село Н.-Толковка, ул. Заречная, д.18.



Дом. телефон – 88345329820.

E-mail: moksha1991@yandex.ru
ч. 1