Решение задач различного типа 14 Решение занимательных задач Г. Остера

ч. 1
СОДЕРЖАНИЕ




Тематика

Кол-во

часов


Содержание

1.

Открытие математического кружка

1

Обсуждение плана работы на год, выбор эмблемы, режима работы

2.

Математические беседы

2

Краткие биографии учёных-математиков: Л. Эйлер, Декарт, Евклид, Ферма, Пифагор, Архимед. Системы исчисления.

3.

Отгадывание кроссвордов

1

Отгадывание кроссвордов, которые ребята заранее составляли дома

4.

Математические построения

3

Геометрические построения с различными инструментами, решения задач с помощью спичек, построение простейших графов

5.

Решение задач различного типа

14

Решение занимательных задач Г. Остера, логических задач, задач международной игры «Кенгуру», олимпиадных задач, старинных исторических задач: Ариабхатты, Аполлона, ал-Караджи и др.

6.

Математические игры

11

«Математический бомонд»: жители государств собрались для того, чтобы выбрать королеву. Оценивает состязание парламент. Во главе-спикер.

«Ключи от форта «Байярд»: команды набирают как можно больше ключей, спрятанных в разных местах. Для того, чтобы получить ключ, нужно решить задачу или выполнить другое математическое задание.



«Третий лишний»: определить лишний график функции, объяснить закономерность.

«Математическое лото»: каждый ученик получает конверт, в котором лежит большая карточка с заданием и несколько маленьких карточек с буквами английского алфавита. Каждой букве соответствует определённый ответ. Ученик решает задание и составляет слово. И другие.

БОУ «Самсоновская СОШ»

Тарского района Омской области


Согласовано

Заместитель директора по ВР

____________И.А. Байчук

«_____» ____________ 2014




Утверждено

Руководитель ОУ

______Бергутова Г.А.

«___»_________2014




Образовательная программа кружка

«АРИФМОМЕТР»
( 1 год обучения)

для учащихся 5-8 классов

Подготовил программу

Учитель математики

Ильиных Г.Г.

2014

Вопросы организации.

Программа «Арифмометр» рассчитана на 1 год занятий с учащимися 5-8 классов. В группе занимается 15 человек. Главным критерием набора является желание детей заниматься математикой во внеурочное время.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. «Арифмометр» организован как для хорошо успевающих учащихся, так и для всех желающих. В кружок объединены учащиеся параллельных классов 5-6 и 7-8.

Значимым моментом при работе с учащимися является воспитательная работа. На внеклассных занятиях закрепляются знания и навыки, полученные в классе, и создаются стимулы для самостоятельной творческой работы в школе.

Удовлетворяя запросы и склонности детей, учитель, проводя внеклассную работу, способствует также развитию интереса детей к математике, воспитывает, развивает мышление и речь.

Особенно велика ценность внеклассных занятий по математике в воспитании воли, упорства в преодолении трудностей, настойчивости в доведении до конца начатой работы, наконец, в воспитании критического отношения к своей работе.

Внеклассная работа с учащимися проводится в форме игр или в виде комбинированных занятий. В процессе игры замечательный мир детства соединяются с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. Ценность игр заключается в том, что они развивают восприятие, внимание и мышление ребят на арифметическом и геометрическом материале как наиболее доступном пониманию детей. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Увлечённые игрой, дети незаметно для себя приобретают новые вычислительные и измерительные навыки или совершенствуются в применении полученных знаний к решению практических задач. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

При проведении игр придерживалась следующих методических указаний:

* игра должна быть понятной

* правила игры должны быть выражены точно, а число их невелико

* подбор числового и геометрического материала должен соответствовать программе класса и силам учащихся

* лёгкие и трудные игры должны чередоваться

* игры не должны быть утомительными

В течение года предлагаются задания на развитие логического мышления: загадки, головоломки, сканворды, ребусы, логические задачи.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

Для планирования и проведения кружкового занятия составлена программа.

Основными требованиями к программе являются:


  1. Связь содержания программы с изучением программного материала.

  2. Использование занимательности.

  3. Использование исторического материала.

  4. Решение нестандартных, олимпиадных задач.

  5. Особенности школы, региона.

  6. Наличие необходимой литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математический кружок- это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Математический кружок является основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 и 7-8 классах.

В результате проведения такой внеклассной работы у учащихся воспитывается общая логическая культура мышления, развивается речь, расширяется кругозор. Дети обогащаются новыми знаниями, вырабатывается умение работать с книгой, развивается любознательность. В результате повышается успеваемость и их общий культурный уровень.

Представленные занятия кружка имеют большое воспитательное значение. Дети разного возраста учатся общаться между собой, уважать друг друга, оказывать помощь. Каждый участник мероприятия может проявить свои творческие способности, раскрыться с неожиданной стороны.
ЦЕЛЬ:
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
ЗАДАЧИ:
* прививать интерес учащихся к математике

* углублять и расширять знания учащихся по математике

* развивать математический кругозор, логическое мышление, исследовательские умения учащихся

* воспитывать настойчивость, инициативу, умение работать в коллективе.



ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ

Формы контроля

Критерии оценки

Ожидаемый результат

1. Контроль на занятиях

Знание теории и владение умениями и навыками в соответствии с образовательной программой, уметь выполнять задания индивидуального характера и в группах

Овладение знаниями, умениями, навыками в соответствии с образовательной программой. Их творческое применение в индивидуальной деятельности

2.Открытые мероприятия

Отзывы администрации, родителей учащихся, педагогов. Отзывы жюри, грамоты, призы

Формирование логического мышления, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности

3. Опрос учащихся:

-устный


(обсуждение, анализ, оценка)

п -письменный

(анкетирование,

тестирование)



Устные и письменные отзывы учащихся, итоги анкет. Результаты участия в школьных олимпиадах по математике, международной игре «Кенгуру»

Овладение приёмами и навыками анализа и самоанализа



УЧЕБНО ─ ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН.




МЕСЯЦ

ЧИСЛО

ТЕМА

ФОРМЫ

РАБОТЫ

1.

2.
3.

4.





О

К

Т

Я

Б

Р

Ь




Открытие математического кружка «Арифмометр».
Математическая игротека.
Из жизни известных математиков.
Счастливый случай.


Круглый стол.

Игра.
Беседа.

Игра.


5.
6.
7.
8.


Н

О

Я

Б

Р

Ь




Математические ребусы.
Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)

Логические задачи.


Математическое соревнование.

Групповая
Индивидуальная
Групповая
Игра

9.
10.
11.
12.


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь




Инварианты.
Арифметические задачи.
Геометрические задачи.
Математическая карусель.


Индивидуальная

работа.


Групповая работа.
Групповая работа.
Игра.


13.
14.
15.
16.


Я

Н

В

А

Р

Ь




Решение занимательных задач Г. Остера.

Математическое лото.


«Испорченный телефон»
Эрудит


Групповая
Игра
Игра
Разгадывание кроссвордов

17.

18.
19.
20.



Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь




Решение задач международной игры «Кенгуру».

Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач.

Решение старинных исторических задач




Групповая

Групповая


Индивидуальная
Групповая

21.
22.
23.
24.




М

А

Р

Т




Игра «Звёздный час»
В царстве смекалки.
Игра «Кенгуру»
Путешествие в страну Алгебра

Игра
Игра
Игра
Игра


25.
26.

27.

28.




А

П

Р

Е

Л

Ь




Соревнование математиков─ художников

Ключи от форта «Байард»

Геометрические построения с различными чертёжными инструментами

Геометрические задачи со спичками



Игра
Игра

Групповая

Групповая


29.
30.
31.
32.


М

А

Й





Запись цифр и чисел у других народов

Занимательные задачи на проценты

Задачи на разрезание и перекраивание фигур

Простейшие графы



Беседа
Групповая
Индивидуальная
Индивидуальная


ЛИТЕРАТУРА


  1. Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. ─ М., 1971.

  2. Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. ─ М.: Просвещение, 1984.

  3. Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе. ─ М.: Просвещение, 1957.

  4. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. ─ М.: Мирос, 1994.

  5. Мерлин А. В., Мерлина Н. И. Нестандартные задачи по математике в школьном курсе. ─ Чебоксары: Клио,1998.

  6. Оникул П. Р. 19 игр по математике. ─ С.- П.: Союз, 1999.

  7. Перельман Я. И. Живая математика. ─ М. ─ Л.: ГИТТЛ, 1948.

  8. Перельман Я. И. Занимательная алгебра. ─ М.: ГИТТЛ, 1955.

  9. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. ─ М.: ГИТТЛ, 1951.

  10. Фарков А. В. Математические кружки в школе. ─ М.: Айрис - пресс,2006.

  11. Фарков А. В. Математические олимпиады.─ М.: Экзамен, 2006.

  12. Серия «Библиотека математического кружка» ( изд-во «Наука»).

  13. Математика в школе. Издательство «Педагогика».


ЗАДАЧИ С ЧИСЛАМИ


  1. В клетках таблицы расставьте целые числа так, чтобы их сумма в каждой строке была равна 35, а в каждом столбце 20. Найдите несколько решений.



























































































  1. Цифрами 0, 1, 2, 3 запишите наибольшее и наименьшее шестизначное число. Каждую цифру использовать не менее одного раза.




  1. Напишите наибольшее и наименьшее десятизначное число., все цифры которого различны.




  1. Запишите в строчку три числа так, чтобы сумма любых двух соседних чисел была чётная, а сумма всех чисел была нечётная.




  1. Можно ли записать в строчку четыре числа так, чтобы сумма любых двух соседних чисел была чётная, а сумма всех чисел была нечётная?




  1. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.




  1. Сколько всего пятизначных чисел?




  1. Докажите, что в клетках таблицы нельзя расставить целые числа так, чтобы их сумма в каждой строке была равна 28, а в каждом столбце 15.
























































































ЗАДАЧИ СО СПИЧКАМИ

  1. Из спичек сложили шесть неверных равенств:

а) XII + IX = ІІ г) IV – V = I


б) Х = VII – III д) X + X = I
в) VI – VI = XI е)IV – I + V = II
Переложите в каждом равенстве по одной спичке так, чтобы равенства стали верными.


  1. На столе лежат 9 спичек. Расположите их так, чтобы в ряду было:

а) по 4;

б) по 6 . I I I



I I I

I I I


3.Даны три спички. Требуется их переставить так, чтобы получилось изображение числа четыре.
4. Даются четыре спички. Требуется их переставить так, чтобы получилось изображение числа семь.
5.Положите 4 спички. Прибавьте к ним ещё 5, но так ,чтобы получилось три.
6.Из 16 спичек составлено 4 квадрата. Как из тех же 16 спичек составить 5 таких же квадратов?
7. Сложите из спичек 15 квадратов по 5 в каждом ряду и снимите 6 спичек так, чтобы получилось 9 одинаковых квадратов.
ч. 1