Рабочая программа по курсу «Биология. Общие закономерности» для 9

ч. 1 ч. 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАТАРСКО-КАНДЫЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______/Валиуллина Р.Х./

Протокол № ___

от «___» _____________ 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»

___________/ Халиуллина Р.Н. /

«____» _________________ 2012 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»

_________________/ Халиуллин И.Ш./

Приказ № ___ от «____» _____________ 2012г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Биология. Общие закономерности» для 9 класса
учителя биологии и химии 1 квалификационной категории
Вагизовой Гульнары Зуфаровны

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___ от «___» _______________ 2012 г.

2012 - 2013 учебный год




Пояснительная записка

На 2012-2013 учебный год учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Татарско-Кандызская общеобразовательная школа” Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе базисного и примерных учебных планов, «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» утверждённого приказом МО и Н РТ № 4154/12 от 09.07.12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования», утверждённого приказом МО и Н РТ № 4165/12 от 10.0.12 года.

Базисный учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, на превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему базисному учебному плану, примерная рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю, нагрузка 70 часов в год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Базисной и Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как отношении контролируемого объема содержания, так в отношении проверяемых видов деятельности.

Принцип отбора основного содержания связана с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.


  • Для приобретения навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Базисной и Примерной программой.

  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершает урок обобщения и систематизация знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006 – 288с.;

а также методических пособий для учителя:

1) Т.А.Ловкова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности.9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности.9 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 128с.

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

Учащиеся должны знать/понимать

- особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- фундаментальные понятия биологии;

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.



Учащиеся должны уметь

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений животных, в том числе и человека;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.


Тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела

Количество часов




Введение

1

Раздел 1

Эволюция живого мире на Земле:

    1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

    2. Развитие биологии в додарвиновский период.

    3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

    4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

    5. Микроэволюция.

    6. Макроэволюция.

    7. Возникновение жизни на Земле.

    8. Развитие жизни на Земле.

19

2

1



3

2

3



3

2

3



Раздел 2

Структурная организация живых организмов:

    1. Химическая организация клетки.

    2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

    3. Строение и функции клеток

14

4

3



7

Раздел 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов:

    1. Размножение организмов.

    2. Индивидуальное развитие организмов.

5

2

3



Раздел 4

Наследственность и изменчивость организмов:

    1. Закономерности наследования признаков.

    2. Закономерности изменчивости.

    3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

13

6

4



3

Раздел 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии:

    1. Биосфера, её структура и функции.

    2. Биосфера и человек.

Обобщение.

11

7

4



5

Итого

По плану: 70 часов

Резерв:


68

2

ч. 1 ч. 2