Программа курса для специальности 031501-Искусствоведение москва

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4

Психология искусства Нового времени и Просвещения


Ф. Бэкон- "Новый Органон" (1620) - описание процедуры индуктивного исследования, как способа освобождения разума от "идолов", ложных понятий. Открытие связи между гносеологией и теорией коммуникации, которую он называл “искусством сообщения”. Составная часть “искусства сообщения” - учение о средствах изложения. Знаки-слова, знаки -вещи, выражающие значение основанное или на основе сходства с ними (“иероглифы”, “жесты, “эмблемы”), или (не имея такого сходства и являясь чисто условными) на основе “молчаливого соглашения” (Бэкон их называет “реальными знаками”) . Самыми удобными средствами сообщения Бэкон считает слова и письмо, но он полагает, что изобразительные знаки (“иероглифы”) имеют “не последнее значение” и было бы “полезно знать, что, подобно тому, как монеты могут делаться не только из золота и серебра, так можно чеканить и другие знаки вещей, помимо слов и букв”. Бэкон различает два плана исследования знаков – план содержания (он называет его “смыслом”, “значением”) и план выражения (“изложения, “формы”) , в частности, применительно к искусству. Две точки зрения на понятие поэзии: “с точки зрения словесного выражения либо с точки зрения ее содержания”; в первом случае “она представляет собой определенный род речи”, “определенную форму выражения”. Связь семиотических идей с сенсуалистической психологией. Психология ораторского искусства - посредством искусства сообщения передавать воображению образ добродетели и блага, делая его почти зрительно ощутимым, представлять их “в словесном облачении так живо, как это только возможное”. Поэзия как способ « возбуждать и зажигать страсти, как следует их успокаивать и усыплять, как опять-таки сдерживать их и обуздывать, не давая им возможности придти в действие”.

Социально-психологические аспекты искусства сообщения- художественные средства используемые как оратором, так и музыкантом, должны изменяться применительно к характеру аудитории, их вкусам. Необходимо заботиться о “гибкости и приспособляемости стиля, о тех особенностях речи, которые бы помогли общению с каждым в отдельности”. “И, конечно же, было бы целесообразно привести новое исследование этого вопроса, о котором мы сейчас говорили, дав ему название “мудрость частной речи” и отнеся к числу тех, которые требуют разработки”.



Р. Декарт - обоснование объективности разума и независимости науки от религии в трактате "Рассуждение о методе" (1637). Психологические идеи Декарта в сочинениях "Трактат о человеке" (1664) "Страсти души"(1650), в которой в завершенном виде представлены психологические идеи ученого. Развитие традиции скептицизма Э. Роттердамского и М. Монтеня , сомнение как подлинный инструмент познания: "Если я сомневаюсь, значит, я мыслю"., если мыслю –существую- "cogito ergo sum" Сущностью души, является мышление, сознание. Новый предмет психологии как науки о душе - сознание, мышление. Декарт родоначальник новой психологии - как науки о сознании. Три вида идей:

    • 1) врожденные, обнаруживаемые человеком в себе самом вместе со своим сознанием;

    • 2) приобретенные идеи, приходящие в сознание извне и обращающие его к вещам, отличным от самого человека;

    • 3) сотворенные идеи, сконструированные самим человеком.

Истины не выводимы из опыта; они врожденные, априорные. Врожденные идеи составляют исходное знание, которое осознается субъектом с помощью интуиции. К числу врожденных идей относятся идеи Бога, числа, телесности и структурности тел, свободной воли и др. Таким образом, Декарт вводит в психологию идею априоризма, врожденности, доопытного происхождения идей. Деизм-           Бог создал мыслящую субстанцию (душу) и вложил в нее идеи, имеющие объективное содержание Душа непротяженна; это мысль, а не жизнь, и отделение ее от тела не означает смерть. Описание механики тела на основе схемы рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение"животных духов" - они передаются в мозг осознаются как психические процессы - оттуда идут к "мускулам", наполняя их и вызывая двигательный акт) органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от внешних воздействий и материальных движений внутри тела. Это детерминистическая теория психического . Внешнее воздействие - толчек; физиологический процесс - причина возникновения психических явлений. Декарт создатель научной психофизиологии и первый физиологический психолог. Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты, - во-первых, относились Декартом к чисто телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением.           Декарт вводит новое понимание психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого. Вывод об отсутствии психики у животных и разрыв генетической связи между психикой животного и психикой человека Тема дуализма и контакта тела и души в работах "Трактат о человеке" и "Страсти души", разработка принципа психофизического взаимодействия- тело влияет на душу, пробуждая в ней страдательные состояния ("страсти") в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п.. Психология искусства как отражение душевных страстей и способ чувственного познания, которое отлично от законов интеллектуального мышления. разделение интеллектуального познания на интуитивное (непосредственное) и дискурсивно (опосредованное, “дедукция”), использование этих идеи для истолкования различия видов символизма в искусстве и науке. Шарль Лебрен- трактат «О методе изображения страстей» (1667) прямой перевод на язык живописи теории страстей Декарта. Для каждой из страстей он подыскивает определенное физиогномическое выражение, характер движения тела, композицию. Каждая из страстей — восторг, восхищение, страх, надежда, отчаяние — имеет определенное выражение лица. Лебрен высказывает характерное для эстетика классицизма положение о том, что всякий сюжет или тема картины должны соответствовать требованиям разума. Т.Гобс – трактаты "О теле" (1655); "О человеке" (1658); "Левиафан" (1651)   - учения о "естественных телах", об умственных способностях и нравах людей; об обязанностях. Номиналистический конвенционализм – важны не законы мышления, а "имена", "названия", выступающие в качестве "знаков", "меток", посредством которых восстанавливаются сохраняющиеся в уме знания. Опровержение дуализма Декарта, наличия самостоятельной мыслящей субстанции, и врожденных идей.
          Все психические функции - проявление деятельности тела. Начало познания он видит в чувственном опыте, в ощущении, источник которого - материальный мир . Ассоциация- универсальный закон психологии.  

        Б. Спиноза -высшая форма познания - интеллектуальная интуиция, посредством которой душа приобщается к Богу и к истине.


- один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции - мыслящую и телесную субстанции.
          Выделяются три главные фундаментальные силы, управляющие людьми и лежащие в основе всего многообразия чувств: влечение (или собственно сущность человека), радость и печаль. Регулирующая роль аффектов проявляется в том, что радость увеличивает способность тела к действию. Дж.Локк «Опыт о человеческом разумении» и развитие сенсуалистических аспектов зрительного восприятия. Дискуссии сенсуалистов, ассоцианистов, вокруг «Письма к Молине», написанного Локком , точки зрения на психологию зрения в эпоху Просвещения.

Беркли - отрицание реального, независимого от разума, бытия мира. отличие Беркли от Дж. Локка, у которого ощущения выступают как посредники между сознанием и физическим миром, продукт внешних воздействий на органы чувств, у Беркли они являются объектами, за которыми нет никакой другой познаваемой реальности: "Нет ничего доступного пониманию, кроме идей". "Философские заметки. Тетрадь В" (1708) - "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)" и "все имеет существование только в Сознании, субъекты ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие.            "Опыт новой теории зрения" (1709) - анализ чувственных элементов, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел, доказательства, что расстояние, величина, положение предметов являются не первичными, объективными (независимыми от субъекта) качествами предметов, а продуктом взаимодействия ощущений.

Баумгартен, Лессинг и проблема "естественных" и "произвольных" знаков в немецкой психологии искусства XVIII в.. Семиотика Баумгартена как исследование обозначений (significatio) , используемых в искусстве, в частности звуков, как знаков чувственных представлений. Г.Лессинг о "естественных" и "произвольных" знаках искусстве (и в пластическом и в поэзии). Вершина искусства в "естественных", иммитативных знаках. Осуждение аллегории как "произвольного" знака, имеющего двойственность "знака" и "обозначенного", требование от знатоков искусства "интуиции всеобщего". Искусство должно возвышать свои "произвольные" знаки до уровня "естественных». И.Кант "Исследование о степени ясности принципов естественной теологии и морали" (1764) - различие между знаками in concreto и знаками in abstracto. "Критика способности суждения" (1790)- разработка термина "характеристика" (charakterismen). Характеристика, как способ обозначения чувственных знаков, репродуцирующих законы ассоциации. "Антропология с прагматической точки зрения" (1798) выделение двух видов познания: посредством понятий - дискурсивное и познание в созерцании – интуитивное. Интуитивное созерцание – основа эстетического переживания и психологии искусства. Символический характер искусства, как результат интуитивного способа представления. Символизм, как вид интуитивного познания, интуиция , как наглядное, чувственное созерцание.

Три вида изящных искусств: словесное, изобразительное и искусство игры ощущений (как впечатлений внешних чувств)" .


Словесные искусства - красноречие и поэзия - выражают идеи дискурсивным способом представления, которое вызывается или произнесенными или написанными словами.
Изобразительные же искусства - в чувственном созерцании: пластика (ваяние и зодчество) и живопись. Изобразительное искусство можно по аналогии отнести к мимике в речи, оно как бы заставляет саму вещь мимически говорить.
Искусство изящной игры ощущений - музыка и искусство красок. Музыка говорит через одни только ощущения без понятий. То, что возбуждает в ней и может быть сообщено столь всеобщим образом, основывается, видимо, на том, что каждое выражение в языке связано со звуком, который соответствует его смыслу. Так как модуляция есть как бы всеобщий, понятный всем людям язык ощущений, то музыка сама по себе пользуется ею как языком аффектов и по закону ассоциации естественным образом сообщает всем эстетические идеи. Форма сочетания ощущений (гармония и мелодия), заменяя форму языка, служит для того, чтобы посредством их соразмерного строя выразить эстетическую идею связанного целого.

Развитие сенсуалистической психологии искусства в трактатах Э.Кондильяка. Коммуникативные аспекты психологии искусства и учение о знаках в трактате “Опыт о происхождении человеческих знаний” (1746) . Подражание явлениям внешнего мира – основа образного восприятии и мышления. Поскольку “изображение” предмета есть наиболее определенный знак, какой только можно придумать”, постольку первоначальные языки – примитивные танцевальные пантомимы, “язык жестов”, язык слов, письмо – носили изобразительный характер, отличались живописностью, наглядностью, насыщенностью образами и живостью оригинала. Из них развились танец, поэзия, живопись. Изобретение образного языка было необходимо. Особенно употребителен, по мнению Кандильяка, этот язык среди ораторов и поэтов, у которых он становится “источником художественных красот”. В той мере, в какой учение Кондильяка о роли знаков в познании и искусстве развивало сенсуалистическое учение Локка и объясняло искусство из “опыта и привычки”, оно было материалистическим. Тезис об “изобретении” знаков, языка и искусства как основа условности и символизма языка искусств.

Принцип подражания во французской психологии искусства. Ж.-Б.Дюбо- противопоставление естественных и искусственных знаков в живописи и поэзии. “Критические размышления о поэзии и живописи”, живопись –пользуется для подражания “естественными” знаками, а поэзия – искусственными. Исследование поэзии, - “механизм” анализа слов как простых звуков, анализ же поэзии – как “стиля” – связан с исследованиями слов как знаков идей . Примененное Дюбо к анализу искусства различение “естественных” и “искусственных” знаков оказало большое влияние на французских и немецких эстетиков ХVII – начала ХIХ в. Развитие идей сенсуализма и теории естественных и искусственных знаков в сочинениях

Д.Дидро (1713-1784) -признание материи, идея об ее самодвижения в работах "Мысли об объяснении природы" (1754), "Разговор Д' Аламбера с Дидро" (1769) .  Ощущение - всеобщее свойство материального мира, по всей материи рассеяны живые молекулы - носители чувственности, образующие в процессе развития все более сложные образования: "От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума"- истоки эволюционного учения. Развитие знаковой теории языка искусства. Предвосхищая позднейшие открытия (А. Бинэ, Мюллер Фрейенфельса), он утверждал, что в обычной речи мы не стремимся запечатлеть весь последовательный ряд идей и образов, заключающийся в воспринимаемой речи, но руководствуемся лишь знаком (звуком) и чувством. Без подобного сокращения люди не могли бы разговаривать. Иное дело, когда мы имеем дело не с обычными “речами”, но с неслыханными, невиданными, редко воспринимаемыми, с тонким соотношением идей, чудесных и новых образов. Иными словами, когда мы имеем дело с искусством и поэзией. В этом случае мы как бы возвращаемся в состояние детства, когда мощно работает воображение. В этом случае приходится прибегать к природе, к первообразу. Оригинальность такой речи, такого творения вызывает удовольствие.


Обоснование знаковой теории языка в трактатах «Опыт о живописи» , «Письмо слепых в назидание зрячим».

Психология искусства Ж.-Ж.Руссо- “Опыте о происхождении языков.” -развитие тезиса (который встречается у Дидро) о связи музыки с языком, мелодии – с интонацией человеческой речи. Мелодия, подражая модуляциям голоса, звучанию языков и оборотам, выражает движения души.

Изображая звуки голоса, музыка становится красноречивой, ораторской, подражательной. Ритм для мелодии составляет приблизительно то же, что синтаксис для речи. Различные ритмы вокальной музыки могли родиться только из различных манер скандирования речи.

Поющий голос подражает разговорным ударениям, поэтому изучение различных речевых ударений и производимого ими впечатления должно составить великую задачу музыканта. Из трех видов ударений в обычной речи грамматического, патетического и логического – последний имеет меньшее отношение к музыке, потому что, считает Руссо, музыка есть более язык чувств, нежели понятий.



М. В. Ломоносов (1711-1765)- материалистические основы русской психологии. Опираясь на открытый им закон сохранения вещества и движения, в ощущениях ("чувствованиях") и восприятии человека он видел результат особого вида механического воздействия ("совмещения") предметов и явлений природы на органы чувств, т.е. продолжением в человеческом организме того механического движения, которое подействовало на человека извне. Развитие идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга. Разработка теории цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности.

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4