Проект переселения «город Ачинск»

ч. 1
Проект переселения
«город Ачинск»

Администрация города Ачинска:

662150, Красноярский край, г.Ачинск,

ул. Свердлова,17, тел. (39151) 72-145

1.1. Общая характеристика


территории вселения «Город Ачинск»


Географическое расположение

Город Ачинск – крупный промышленный центр и железнодорожный узел Восточной Сибири и Среднепричулымского района. От станции Ачинск – 1 отходят две ветки – на город Лесосибирск и на город Абакан. Город Ачинск имеет административно – территориальное подчинение краевому центру и является городом краевого подчинения. Через город по внешней городской магистрали проходит автодорога республиканского значения Новосибирск–Красноярск–Иркутск. Автомобильными дорогами районного значения город связан с прилегающими районами. В городе имеется аэропорт и речной порт на р. Чулым.


Демография

По своей значимости и численности населения занимает третье место в Красноярском крае после г. Красноярска и г.Норильска. Численность населения города за последние три года снизилась на 4,1 тыс. человек или на 3,5 процента.


Производство товаров и услуг

Крупные и средние предприятия промышленности города Ачинска представлены следующими видами экономической деятельности.

К обрабатывающим производствам относятся:

Производство пищевых продуктов: ООО «Компания «АРТА», СПП «Ачинский мелькомби­нат» ОАО «ПАВА»;

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви: ООО «Аллег»;

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации: ГП «Ачинская типография», МУП «Редакция газеты «Ачинская газета», ГУ редакция газеты «Причулымский вестник»;

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов: филиал «Ачинский» ООО «Стройтехника»; ООО «Ачинский цемент»;

Металлургическое производство: ОАО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат»;

Производство машин и оборудования: ООО «Глиноземсервис»,
ООО «Ачинскцветмет–сервис»;

Производство мебели и прочей продукции: ООО «Ачинская мебельная фабрика».

Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды представлено Ачинским отделом Энергосбыта ОАО «Красноярскэнерго», АМУП «Тепловые сети», МУП «Ачинскводоканал», АМП «Ачинские электрические сети», филиалом ЗЭС ОАО «Красноярскэнерго».

Среди предприятий промышленности удельный вес обрабатывающих производств в 2006 году составил 91,5%. Удельный вес предприятий, занимающихся распределением электроэнергии, тепловой энергии, сбором, очисткой и распределением воды, составил 8,5%. Среди обрабатывающих производств традиционно занимает лидирующее положение металлургическое производство – 70,4%. Выросла доля предприятий, занимающихся монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием оборудования – 13,5%, производство пищевых видов продукции – 5,5%.


Инвестиционная деятельность

В 2006 году объем инвестиций в основной капитал составил 1,962 млрд. руб. и снизился на 17,2% по сравнению с уровнем 2005 года.

Планируется увеличение объемов инвестиций в 2007 году на 44,1%, капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт на 67,4%, в 2008 году инвестиций на 14,9%, капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт на 58,6%.

Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2007-2009 годы составит 13164,9 млн. рублей.


Жилищное строительство и коммунальное хозяйство

Предприятиями всех форм собственности введено в эксплуатацию 30 домов, в том числе 26 индивидуальных. Общая площадь введенного жилья составила 15,0 тыс. кв. м.

Жилищно-коммунальный комплекс города – это совокупность инженерно-технических объектов, предназначенных для предоставления жилищно-коммунальных услуг. В городе использованы дома типичной застройки.

Ввод жилья составил в 2006 году – 14,5 тыс. кв.м, в 2007 году планируется 15,4 тыс. кв. м.


Транспорт

Город Ачинск исторически сформировался как центр транспортных магистралей. Во-первых, проходит железная дорога, причём не только с запада на восток, но и с севера на юг, т.е. отправка пассажиров и грузов в северном и южном направлениях даже из Красноярска может производиться только через Ачинск.

Ежедневно через Ачинск проходит 47 автобусных маршрутов. В большинстве – это транспорт автотранспортных предприятий Красноярска, Кемерово, Томска и др. городов.

На территории города действуют два пассажир­ских предприятия – ГП КК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» и МУП «Городской электрический транспорт». По данным обследований, на долю автомобильного транспорта приходится 60 – 65% и 35 – 40% – на долю электротранспорта. Перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом осуществляются согласно договорам муниципальных заказов, кроме того, перевозки пассажиров осуществляются маршрутными автобусами, работающими на коммерческой основе.

Решение проблемы охвата дорогами общего пользования и транспортного обеспечения предполагается в рамках программы «Развитие сети автомобильных дорог в Красноярском крае».
Образование

Сеть образовательных учреждений города на 01.01.2007 года состоит из 54 учреждений, среди которых школ различного вида – 20, дошкольных образовательных учреждений – 27 (в том числе 2 ведомственных), 3 учреждения дополнительного образования (МОУ «Центр образования», МУ «Оздоровительный лагерь «Сокол», МУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник»). За последние годы сеть образовательных учреждений не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие (открыто ДОУ на 180 мест).


Здравоохранение

На 01.01.07 структура муниципального здравоохранения города Ачинска представлена следующими муниципальными учреждениями здравоохранения: центральной районной больницей, городской детской больницей, родильным домом, двумя городскими поликлиниками, станцией скорой медицинской помощи (2-й категории), клинико- диагностическим центром, службой обеспечения и санитарно-автомобильного транспорта.


Уровень жизни

Среднедушевые денежные доходы на душу населения в 2006 году составили 9535 руб. и возросли по сравнению с предыдущим годом на 24,4%. В 2007 году планируются среднедушевые денежные доходы населения в размере 10780 рублей.

Основным источником доходов населения продолжает оставаться заработная плата. Средняя номинальная начисленная заработная плата сложилась в 2006 году в размере 10440 рубля и по сравнению с 2005 годом она увеличилась номинально на 18,0%, реально – на 8,3 процента. В 2007 году планируемый размер среднемесячной заработной платы составит 12627 рублей.

Сведения о территории вселения «Город Ачинск» представлены в приложении 4.1.



1.2. Оценка потребности в рабочей силе
на территории вселения «Город Ачинск»

По состоянию на 01.01.07 численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ Центр занятости населения г.Ачинска, составила 900 человек. По сравнению с предыдущими годами численность безработных снижается. На конец 2004 года уровень безработицы составил 1,7%, 2005 года – 1,3%, 2006 года – 1,2% (к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте).

В числе безработных граждан 65,1% – женщины, 34,9% не имеют профессионального образования, 17,0% не имеют среднего общего образования, 9,6% – инвалиды, 8% безработных ранее не работали, 5,1% – выпускники учреждений профессионального образова­ния, в основном не имеющие опыта работы по специальности (профессии).

Основные показатели рынка труда по г.Ачинску представлены в приложении 3.1.


Потребность в трудовых ресурсах по имеющимся в территории вселения вакансиям

По состоянию на 01.01.07 в Статистическом регистре зарегистрировано 1677 хозяйствующих субъектов (на 01.01.06 – 1539 ед.), из них по видам экономической деятельности: 39 единиц – в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, 158 – в обрабатывающих производствах, 182 – в строительстве, 583 – в оптовой и розничной торговле, 98 – в образовании, 40 – в здравоохранении, 577 – в прочих организациях.

На 01.01.07 служба занятости населения располагала сведениями о 571 вакансии. Нагрузка безработных на одну вакансию составила 1,6 человека. Средняя продолжительность существования вакансий – 5,8 месяца.

Существует потребность в специалистах в области естественных и инженерных наук (специалисты по компьютерам, архитекторы, инженеры и техники по строительству, электрики, энергетики, механики), здравоохранения, образования, коммерческой, финансовой деятельности.

Из общего числа вакансий, которыми располагала служба занятости населения в январе-июне 2007 года, потребность в рабочих профессиях составила 76,0%. Потребность в квалифицированных рабочих в 5,6 раза превышает число безработных, ищущих работу по соответствующей профессии (на рынке труда востребованы строители–монтажники, отделочники на строительных работах, рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности (формовщики, сварщики, кузнецы, слесари-сборщики, слесари–ремонтники, станочники, операторы, аппаратчики), водители автомобилей, машинисты землеройных машин, погрузочно–разгрузочного оборудования). В сфере обслуживания, жилищно–коммунальном хозяйстве, торговле потребность в рабочих составила 134 чел. (нагрузка по данной группе профессий равна 0,5 чел.). Потребность в работниках на неквалифицированные виды работ составила 195 чел. (нагрузка – 0,8 чел.).

Рынок труда г.Ачинска характеризуется несоответствием профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, постоянным увеличением потребности работодателей в квалифицированных кадрах. Количество заявленных предприятиями и организациями заявок на потребность в работниках возросло по сравнению с 2004 годом и составило за 2006 год 6623 заявки (за 2004 год – 5978 заявок). Это означает, что происходит нарастание «структурной» безработицы, при которой возросшая потребность в квалифицированной рабочей силе сопровождается значительным количеством безработных, не востребованных на рынке труда. В случае невостребованности на рынке труда профессии, специальности безработного, ГУ Центр занятости населения г.Ачинска проводится работа по перепрофилированию, переобучению безработного. Однако существуют профессии, которые требуют особой профессиональной подготовки. Одной из таких специальностей является специальность врача.

Больницы и поликлиники города испытывают недостаток квалифицированных врачей-специалистов. Здравоохранительные учреждения не полностью укомплектованы квалифицированными кадрами. В связи с тем, что нет возможности заполнить существующие вакансии местными трудовыми ресурсами, необходимо привлечение на рабочие места соотечественников, проживающих за рубежом.

Для обеспечения рабочими местами членов семей участников краевой программы в ГУ Центр занятости населения г.Ачинска имеется большой банк вакансий, а также возможность переобучения и перепрофилирования.

Перечень рабочих мест для реализации проекта переселения «Город Ачинск» представлен в приложении 5.1.

1.3. Оценка возможности приема и обустройства переселенцев
на территории вселения «Город Ачинск»


Социальная сфера

В городе Ачинске имеется 11 учреждений здравоохранения, школ – 20 ед., школ-интернатов – 4 ед., дошкольных образовательных учреждений – 27 ед., образовательных учреждений начального профессионального образования – 5, образовательных учреждений среднего профессионального образования – 7, образовательных учреждений высшего профессионального образования – 6, специальных (коррекционных) образовательных школ-интернатов - 2, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений – 1, учреждений социального обеспечения – 5 ед. Таким образом, медицинскими, образовательными и социальными услугами переселенцы будут обеспечены. Существующая сеть учреждений социальной защиты населения города Ачинска способна при обращении участников краевой программы или членов его семьи в органы социальной защиты населения оказать помощь в соответствии с действующим законодательством.

В связи с ограниченными возможностями предоставления мест в детских садах, предусматривается ежемесячная денежная компенсация родителям. Механизм ее предоставления указывается в Регламенте приема участника краевой программы и членов его семьи, их временного размещения, обустройства на территории Красноярского края.

Для обеспечения своевременного и оперативного решения вопросов по трудоустройству, поиску (аренде) жилья, получения справочной информации и информации юридического характера, услуг психолога работает ГУ Центр занятости населения.


Жилищное обустройство

На первом этапе временного размещения участников краевой программы и членов их семей может использоваться жилье на условиях коммерческого найма, общежития, гостиницы.

При проживании в гостинице стоимость одного койко-места в сутки – 1150 руб.

Стоимость аренды частного жилья по состоянию на 01.06.07 по городу Ачинску:

комната в коммунальной квартире – 1500–2000 руб. в месяц;

однокомнатная квартира (34-40 кв. м) – 4000–6000 тыс. руб. в месяц;

двухкомнатная квартира (50-54 кв. м) – 5000–7000 тыс. руб. в месяц;

трехкомнатная квартира (60-67 кв. м) – 6000–8000 руб. в месяц.

На этапе постоянного жительства предполагается оказание содействия жилищному обустройству участников краевой программы и членов их семей в рамках действующей федеральной программы «Жилище» и краевых программ по обеспечению жильем молодых семей, ветеранов, инвалидов, ипотечного кредитования, а также предполагается выделение индивидуальных земельных участков под комплексное жилищное строительство, приобретение жилья на вторичном рынке.

Стоимость жилья по состоянию на 01.01.07 г.: вновь вводимого – 20,7 тыс. руб. за кв. м, на вторичном рынке – 18 тыс. руб. за кв. м. Решением жилищной проблемы является внедрение ипотечного кредитования жилищного строительства.

В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» предполагается обеспечить в приоритетном порядке коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство.

Для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработана соответствующая программа.



1.4. Мероприятия по приему и обустройству переселенцев
на территории вселения «Город Ачинск»

Высшее должностное лицо, ответственное за реализацию краевой программы на территории города, - Глава города Ачинска.

Учитывая, что миграционные процессы будут влиять на общественно-политическую ситуацию в городе, создается межведомственная комиссия по регулированию процесса переселения участников краевой программы под председательством Главы администрации города.

Координацию по реализации проекта переселения осуществляют отделение управления федеральной миграционной службы по Красноярскому краю в г.Ачинске и уполномоченный орган, определенный администрацией г.Ачинска.




Мероприятие

Ответственные

исполнители



Срок

исполнения



Организация приема участников краевой программы и членов их семей, их временного размещения и обустройства на территории г.Ачинска

Администрация г.Ачинска


2007-2009 годы

Содействие трудоустройству участников краевой программы

ГУ Центр занятости населения г.Ачинска

2007-2009 годы

Организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки участников краевой программы

ГУ Центр занятости населения г.Ачинска

2007-2009 годы

Профессиональная адаптация отдельных категорий специалистов

ГУ Центр занятости населения г.Ачинска

2007-2009 годы

Организация временного трудоустройства, в том числе на общественные работы

ГУ Центр занятости населения г.Ачинска

2007-2009 годы

Оказание консультационной и информационной поддержки по вопросам предпринимательской деятельности

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Содействие в жилищном обустройстве участников краевой программы на территории г.Ачинска

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Предоставление участникам краевой программы гарантированного объема образовательных услуг,

а также содействие в обучении русскому языку

в случае необходимости


Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Предоставление медицинских услуг в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Предоставление услуг учреждений социального обслуживания

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Обеспечение социальной поддержки отдельных категорий участников краевой программы в соответствии с законодательством Красноярского края и органов местного самоуправления

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Предоставление отдельным категориям участников краевой программы мер социальной поддержки, на которую имеют право некоторые категории граждан Российской Федерации (включая набор социальных услуг и единые денежные выплаты)

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Содействие социальной и культурной адаптации и интеграции участников краевой программы, в том числе при участии общественных организаций и диаспор

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Информирование участников краевой программы о целях, задачах и содержании проекта, о возможностях трудоустройства, об условиях проживания в регионе, предлагаемом для переселения, предоставляемых социальных гарантиях

Администрация г.Ачинска,

ГУ Центр занятости населения г.Ачинска,

отделение УФМС России по Красноярскому краю в г.Ачинске


2007-2009 годы

Формирование толерантного отношения коренного населения к участникам краевой программы

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Взаимодействие с общественными организациями края

Администрация г.Ачинска

2007-2009 годы

Организация мониторинга реализации программы на территории г.Ачинска, оценка ее эффективности

Администрация г.Ачинска,

отделение УФМС России по Красноярскому краю в г.Ачинске,

ГУ Центр занятости населения г.Ачинска


2007-2009 годы

1.5. Определение объема затрат, связанных с приемом переселенцев,
в том числе затрат, связанных с их первичным обустройством

Расходы по финансовому обеспечению проекта переселения «Город Ачинск» осуществляются из краевого и муниципальных бюджетов, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Расчет финансового обеспечения реализации мероприятий проектов переселения производился на 60 участников краевой программы и 180 членов их семей.

Общая сумма расходов на реализацию мероприятий за счет всех источников финансирования составит 48,1 млн рублей.

Определение объема затрат на выплаты по компенсационному пакету участника краевой программы и членов его семьи производилось на основании расчета расходов на предоставление услуг бюджетных учреждений на 1 получателя услуг.

Определение объемов затрат на финансовое обеспечение дополнительных гарантий, предоставляемых участнику краевой программы и членам его семьи, осуществлялось в соответствии с Законом края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», Законом края «О ежемесячном пособии на ребенка», Законом края «О защите прав ребенка», краевой целевой программой «Дети на 2007-2009 годы», Законом края «О мерах социальной поддержки ветеранов», Законом края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, без взимания платы».



Финансовое обоснование реализации мероприятий изложено в разделе III, подразделе 1.3. «Финансовое обоснование реализации мероприятий программы».

Сводный расчет финансовых затрат по проекту переселения «Город Ачинск» приведен в приложении 7.
ч. 1