План урока. Тема урока: Законы движения планет законы Кеплера. Тип

ч. 1

ПЛАН УРОКА.


Тема урока: Законы движения планет – законы Кеплера .

Тип урока: формирование новых знаний на основе ранее изученного материала в курсе физики и геометрии 9 и 10 класса.

Форма урока: исследовательская лабораторная работа.

Основная воспитательная идея: человек, изучая явления (видимое движение планет на фоне звездного неба), постигает их сущность (гелиоцентрическая система Коперника) и открывает законы природы (законы Кеплера и их уточнение Ньютоном). Эти законы человек использует не только для более глубокого познания природы (например, для определения масс небесных тел), но и для решения практических задач (космонавтика, астродинамика).

Цели урока:

1. Продолжить формирование основных законов движения тел;

2. Создать условия для того, чтобы обучающие учились



  • самостоятельному поиску информации;

  • формулировать эмпирические закономерности;

  • выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование;

  • делать обобщения.

3. Продолжить работу по овладению методами научного исследования. Показать, что открытие законов Кеплера и их уточнение Ньютоном – пример познаваемости мира и его закономерностей.

4. Продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.



Задачи урока:

    • систематизировать знания по теме Механика;

    • продолжить воспитание аккуратности при работе с компьютером и при оформлении письменного отчета работы;

    • развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;

    • воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.

Методы урока: проблемно – поисковый

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: физика (закон всемирного тяготения), черчение (построение эллипса), математика (расчеты по формулам, которые содержат квадраты или кубы неизвестных величин, использование микрокалькуляторов для сокращения затрат времени на вычисления), обществоведение (понятие о законах природы).

Методические указания. Данный урок проводится после изучения учащимися темы «Закон всемирного тяготения». Большое количество вводимых понятий и новые формулы делают данный урок достаточно сложным. На таких уроках особое значение приобретает четкое изложение нового материала, его логическая последовательность, которая задается планом урока. По существу на данном уроке продолжается рассмотрение вопроса о развитии представлений о строении Солнечной системы. Важно подчеркнуть, что Кеплер открыл свои законы эмпирическим путем, а Ньютон аналитическим путем вывел эти законы (и в более общей форме!) из своего закона всемирного тяготения. В дальнейшем учащиеся будут иметь возможность убедиться в том, что законы Кеплера и закон тяготения Ньютона имеют всемирный характер, причем закон всемирного тяготения не только является основным законом небесной механики, но и играет решающую роль в анализе различных космогонических и космологических процессов. Для большой наглядности необходимо использовать презентационные слайды.

Этапы урока:

1

Организация начала урока.

4 мин

Постановка темы и цели урока самими учащимися.

2

Актуализация опорных знаний

6 мин

Проводится в виде повторения понятия геометрической фигуры - эллипса.

3

Работа в группах

12 мин

Доминирующий вид деятельности – индивидуальная практическая работа с различными видами деятельности: «теоретики», «практики - экспериментаторы». Заполнение отчета.

4

Отчет групп

10 мин

Учащиеся группы отчитываются в работе и делают выводы по своим исследованиям. Заполнение учащимися других групп бланка урока.




итоги урока

5 мин

Рефлексивная деятельность. Выясняем трудности, возникшие при выполнении данной работы.

5

домашнее задание

1 мин

Какие изменения в законы Кеплера внес И. Ньютон после открытия закона всемирного тяготения.



Сценарий урока.

«Одна вещь наполняет душу всегда новым и

все более сильным удивлением и благоговением,

чем чаще и продолжительнее мы размышляем о

ней, – это звездное небо надо мной».

Иммануил Кант

Здравствуйте! Все мы живем на Земле – небольшой планете, затерянной в бескрайних просторах Вселенной. Все мы живем под одним и тем же небом – снова и снова манящим к себе.

Тысячи и тысячи лет люди смотрят на звездное небо. Как же разобраться в этой звездной россыпи, как установить порядок и разгадать тайны Урании – древнегреческой музы астрономии?



  • Как вы думаете, подчиняется ли движение планет Солнечной системы законам, подобным тем, коим подчиняется движение тел на Земле? .....

  • Да, верно! Такие законы существуют и действуют, действуют с момента начала существования Солнечной системы.

  • Сейчас мы посмотрим, каким же образом по одной из существующих теорий произошло возникновение СС. (Модель «Образование Солнечной Системы»)

Теория эволюции Солнечной системы.

Солнечная система эволюционировала из холодного газопылевого облака. Сжимаясь и разогреваясь, вещество в облаке стало разделяться, в центре образовалось плотное и горячее ядро – будущее Солнце. Излучение молодого Солнца «выдуло» из его окрестностей все легкие элементы (водород, гелий), оставив вблизи себя более тяжелые элементы.

За счет вращения газопылевое облако постепенно сжималось в диск. Около пяти миллиардов лет назад началось интенсивное слияние частиц облака, более крупные осколки поглотили мелкие, став зародышами планет – протопланетами. Понадобилось еще около миллиарда лет, чтобы Солнечная система стала такой, какой мы ее видим сейчас.


  • Тема сегодняшнего урока «Законы движения планет (спутников) – законы Кеплера».

Запишите, пожалуйста, дату и тему нашего уро­ка в бланки..

Давайте попытаемся сплани­ровать нашу работу.


Чтобы знать, куда мы направ­ляемся и зачем, необходимо поставить перед собой цель.

Прошу каждого из вас: руководствуясь те­мой, сформулировать и записать в тетрадь цели урока.


А теперь подумайте и запишите в свои бланки урока, что вы хотите на сегодняшнем уроке узнать, понять, уточнить. Да­вайте все вместе обсудим, что вы записали....
На сегодняшнем уроке нам потребуются знания о геометрической фигуре – эллипсе. Для этого мы воспользуемся основным свойством эллипса и построим его с помощью этих нехитрых приспособлений......

  • Проведем на листе бумаги прямую линию. На ней на небольшом расстоянии друг от друга закрепим кнопочки и, двигая карандашом по ниточке, построим эллипс.

  • Места, которые образовались от проколов кнопок, называются фокусами эллипса. Центр прямой называется центром эллипса, а расстояние а – большой полуосью эллипса.

Чтобы достичь поставленных целей, нужно рационально организовать нашу работу. Мы будем работать с интерактивным компьютерным курсом «Открытая Астрономия». Пред­лагаю поработать в группах.... Итак, у нас получилось 3 группы.

Сейчас я раздаю задание-инструкцию каждой группе. В инструкциях 3 задания. Опыт подсказывает, что для экономии времени лучше разделить задания между учениками. Не забудьте потом обсудить найденное и представить отчет о работе. А (одному-двум ученикам) я предлагаю поработать в качестве биографа: найти, изучить и познакомить нас о жизни и работе ученого Иоганна Кеплера. На работу отводится 12 мин. Я буду хранителем времени. Садитесь за компьютеры. Включайте мониторы. ........


Уважаемые ученики! Пройдите к доске и сообщите, какие на какие вопросы вы искали ответы, и что у вас получилось.....
После выступления групп даю каждому картинку с изображением планеты и прошу прикрепить ее на магнитную доску. В итоге мы получаем собранную СС и обобщаем результаты урока. Время групповой работы закончилось.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Итак, мы с вами эф­фективно поработали. Давайте подведём итоги........ Об­ратите внимание на цели, которые мы с вами запи­сали на доске в начале урока. Теперь, используя лист рефлексии, проанализируйте каждый свою ра­боту и работу групп.

  • Любая новая информация останется в памяти надолго тогда, когда человек пропустит полученное через себя. У вас в инструкциях есть листы рефлексии. Пользуясь ими я прошу вас ответить на вопросы.


Достигли ли вы поставленных целей?
Если да, то что способствовало этому?
Какого рода трудности испытывали?
А теперь прошу очень кратко высказаться по результатам до­стижения целей и эффективности работы групп.

Домашнее задание. Найдите в справочной литературе по физике или астрономии какие изменения в законы Кеплера внес И. Ньютон после открытия закона всемирного тяготения.


Благодарю вас за активную и результатив­ную работу. Всем спасибо. До свидания.
ч. 1