Науки о человек. Здоровый образ жизни Цель

ч. 1 ч. 2

Таблица наследования группы крови ребенком в зависимости от групп крови отца и матери


Мама + папа

Группа крови ребенка: возможные варианты ( в % )

I + I

I ( 100 % )

-

-

-

I + II

I ( 50 % )

II ( 50 % )

-

-

I + III

I ( 50 % )

-

III ( 50 % )

-

I + IV

-

II ( 50 % )

III ( 50 % )

-

II + II

I (25 % )

II ( 75 % )

-

-

II + III

I ( 25 % )

II ( 25 % )

III ( 25 % )

IV ( 25 % )

II + IV

-

II ( 50 % )

III ( 25 % )

IV ( 25 % )

III + III

I ( 25 % )

-

III ( 75 % )

-

III + IV

-

I ( 25 % )

III ( 50 % )

IV ( 25 % )

IV + IV

-

II ( 25 % )

III ( 25 % )

IV ( 50 % )

4. Закрепление

Решите задачу: какие группы крови будут у детей, родители которых имеют 1 и 3 группы?

Решение: 1 (0) * 3 (В) = 0В (3)

Что произойдет с кровью реципиента, ели группа крови донора совпадает, а резус-фактор нет? Склеивание эритроцитов.

Ответить на вопросы с.112.

5. Рефлексия

я узнал, что … ; я знал, что …; я знаю, что …



6. Домашнее задание параграф 32, пересказ. Составить кроссворд по темам.

Урок 35 Тема: Строение сердца. Кровеносные сосуды
Цель: дать представление о строении сердца, видах кровеносных сосудов и их значении.

Задачи: Образовательная - сформировать знания учащихся о строении сердца (камеры, клапаны, слой) и его функции, усложнении строения сердца человека по сравнению с другими позвоночными животными, изучить типы кровеносных сосудов, определить тип кровеносной системы человека.

Развивающая - развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач, умение работать с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к окружающему миру

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: презентация, электронный учебник, плакат, макет человека.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Отметить отсутствующих, позитивный настрой.

2. Актуализация знаний учащихся.

Что вы знаете о строении и работе сердца? Какие мыщцы образуют этот орган? Где расположено сердце? Отличается ли сердце ребенка и взрослого человека (по массе)? Когда жизнедеятельность организма может находится под угрозой? (нарушена доставка кислорода, питательных веществ, воды и удаление из организма продуктов обмена веществ). Какова основная функция сердца как мышечного органа?



3.Изучение новой темы.

Процессы доставки кислорода, питательных веществ, воды и удаление из организма продуктов обмена веществ осуществляется с помощью сердечно-сосудистой системы человека. К этой системе относят сердце и кровеносные сосуды. Вспомните типы кровеносных систем (замкнутая и незамкнутая). Какой тип характерен для человека (замкнутая). У каких животных впервые появилась такая кровеносная система (у кольчатых червей – дождевой червь).

Непрерывное движение крови по замкнутой кровеносной системе называется кровообращением.

Просмотр фрагмента электронного учебника.



Сердце - это полый мышечный орган, имеющий форму конуса, расположенный ближе к левой половине грудной клетки на уровне 2-5-го ребер. У взрослого человека масса его равна 250-350г.

Сердце делится на правую и левую половины сплошной перегородкой. Каждая из половин состоит из сообщающихся между собой отделов: верхнего предсердия и нижнего желудочка. Таким образом, как и у всех млекопитающих, сердце у человека 4-хкамерное :и состоит из 2-х предсердий и 2-х желудочков. Предсердия и желудочки сообщаются между собой с помощью отверстий – створчатых клапанов. В правой половине – 3-хстворчатый клапан, в левой – 3-хстворчатый клапан. Функция створчатых клапанов сердца: регуляция передвижения крови из предсердия в желудочки. Они открываются только в сторону желудочков с помощью сухожильных нитей.

На границе левого желудочка и аорты, правого желудочка и легочной артерии находятся полулунные клапаны в виде полукруглых кармашков. Функции полулунных клапанов: пропускают кровь из желудочков сердца в артерии (аорту и легочную артерию), препятствуя обратному движению из артерий в желудочки.

Слой сердца: 1. Эпикард или околосердечная сумка - наружный, покрывает поверхность сердца, выделяет жидкость, увлажняющая поверхность сердца и уменьшающая трение во время его сокращения.

2.Миокард – средний, образован поперечнополосатой сердечной мышечной тканью, сокращающейся непроизвольно.

3. Эндокард – выстилающий сердце изнутри и образующий сердечные клапаны.

Основную часть стенки сердца составляет мышечный слой. Наибольшую толщину стенок имеет левый желудочек, так как он выталкивает кровь из сердца с большой силой по всей длине сосудов. Стенки правого желудочка тоньше, стенки предсердий еще тоньше.

Артерии –

Вены –


Сосуды - работа с учебником с. 118-119..

4 .Закрепление.

С.120 ответить на вопросы, работа по рисунку.

Тестовые задания.

5.Рефлексия

6.Домашнее задание. Параграф 34 пересказ, сообщения о заболеваниях сердца.

Урок 37 Тема: Нервная регуляция работы сердца
Цель: ознакомить с особенностями работы сердца и системами, регулирующими его работу

Задачи: Образовательная - сформировать знания учащихся о сердечном цикле и его фазах, о нервной регуляции работы сердца, влиянии отделов вегетативной нервной системы.

Развивающая - развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач, умение работать с учебником и дополнительным материалом.



Воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к окружающему миру

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, электронный учебник.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Отметить отсутствующих, позитивный настрой.

2. Актуализация знаний учащихся.

Самостоятельная работа по теме «Строение сердца. Круги кровообращения»

  1. вариант

  1. Непрерывное движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе называют …

  2. Наружный слой сердца.

  3. Основной слой сердца.

  4. Правое предсердие и правый желудочек сообщаются между собой … клапанами.

  5. Полулунные клапаны находятся …

  6. Артерии – это …

  7. Какая кровь называется венозной?

  8. Слой сердца, из которого образуются сухожилия.

  9. Функция створчатых клапанов сердца.

  10. Стенки кровеносных сосудов состоят из … мышц.

  11. Основную часть стенки сердца составляет … слой.

  12. Венозные концы капилляров, сливаясь, образуют венулы, а венулы переходят в …

  13. Количество кругов кровообращения у млекопитающих.

  14. С правого желудочка начинается … круг кровообращения.

  15. Назовите кровеносные сосуды большого круга кровообращения.

  16. Большой круг кровообращения заканчивается в …(название камеры).

  17. В артериях большого круга течет … кровь.

  18. В легочных артериях малого круга течет … кровь.

  19. Движение крови по малому кругу происходит за …(время).

  20. Функция мышечной ткани.

Самостоятельная работа по теме «Строение сердца. Круги кровообращения»

2 вариант

  1. Масса сердца у взрослого человека.

  2. Внутренний слой сердца.

  3. Количество камер в сердце человека. Как они называются?

  4. Миокард – это …

  5. Левое предсердие и левый желудочек сообщаются между собой … клапанами.

  6. Как называются клапаны, пропускающие кровь из желудочков в кровеносные сосуды?

  7. Вены – это …

  8. Какая кровь называется артериальной?

  9. Сердечная мышца образована … мышцей.

  10. Аорта – это ..

  11. Самые тонкие кровеносные сосуды, участвующие в газообмене.

  12. Артерии по мере удаления от сердца, переходят в …

  13. Какие кровеносные сосуды имеют клапаны?

  14. С левого желудочка начинается … круг кровообращения.

  15. Назовите кровеносные сосуды малого круга кровообращения.

  16. Малый круг кровообращения заканчивается в …(название камеры).

  17. В венах большого круга течет … кровь.

  18. В легочных венах малого круга течет … кровь.

  19. Движение крови по большому кругу происходит за …(время).

  20. Створчатые клапаны сердца открываются в сторону … (название камеры).

  1. Изучение новой темы

Работа сердца заключается в последовательном сокращений и расслаблении предсердий и желудочков, которые обеспечивают непрерывное движение крови.

Автоматизм сердца – это его способность сокращаться под действием импульсов, возникающих в самом сердце.

Сердце обладает уникальной способностью издавать слабые биоэлектрические сигналы, распространяющиеся по всему телу. Эти сигналы записывают с помощью ЭКГ с поверхности кожи, рук, ног и грудной клетки. Полученная кривая отражает работу и состояние сердечных мышц.


Сердечный цикл (период от одного сокращения предсердий до следующего )состоит из 3 фаз

↓ ↓ ↓


сокращений предсердий сокращение желудочков пауза (фаза общего расслабления сердца)

(0,1 сек) (0,3 сек) (0,4 сек)

отдыхают предсердия 0,7 сек отдыхают желудочки 0,5 сек.

В общем сердечный цикл состоит из 0,8 сек.


Сокращение предсердий и желудочков называют систолой.

Расслабление предсердий и желудочков называют – диастолой. Во время паузы оба предсердия заполняются кровью из вен.

Что происходит дальше? (сокращение предсердий и кровь перетекает в желудочки сердца через створчатые клапаны). Затем предсердия расслабляются.

Во вторую фазу при сокращении обоих желудочков в их полостях нарастает давление крови, и она выбрасывается в аорту и легочную артерию. Затем желудочки расслабляются, вместе с эти расслабляется все сердце, наступает пауза.

В состоянии относительного покоя сердце сокращается 60-70 раз в мин, перекачивая за это время 4 л крови.

Работа сердца, прежде всего, находится под контролем вегетативной (автономной) нервной системы – отделы симпатический и парасимпатический.

Вспомните, их особенности.

В состоянии покоя парасимпатическая в.н.с. замедляет частоту сердечных сокращений.

При физической работе, занятиях спортом симпатическая в.н.с. повышает частоту сердечных сокращений, количество пульсовых ударов. В результате усиливается кровоснабжение, в органы больше поступает питательных веществ, кислорода и быстро выводятся из них накопившиеся продукты обмена веществ.

Центры нервной регуляции сердца находятся в продолговатом и спинном мозге.



  1. Закрепление

С.123 ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Формулирование выводов по теме урока.



5. Рефлексия

6 Домашнее задание параграф 35 пересказ, сообщение о заболеваниях сердца.

Урок 38 Тема: Гуморальная регуляция работы сердца
Цель: ознакомить с особенностями работы сердца и системами, регулирующими его работу

Задачи: Образовательная - сформировать знания учащихся о влиянии гормонов на работу сердца.

Развивающая - развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач, умение работать с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к окружающему миру

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, электронный учебник.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Отметить отсутствующих, позитивный настрой.

2. Актуализация знаний учащихся.

Устный опрос, работ над ошибками по самостоятельной работе.



3.Изучение новой темы

Работа сердца находится также и под влиянием гуморальной регуляции. Это осуществляется гормонами желез внутренней секреции.

Вспомните, какие железы относятся к этой группе?

Гормон гипофиза вазопрессин -

Гормон щитовидной железы тироксин -

Гормон надпочечников адреналин – все они усиливают работу сердца.

Гомон надпочечников ацетилхолин – ослабляет сердечную деятельность.

Повышение содержания кальция в организме увеличивает частоту сердечных сокращений, одновременно повышая возбудимость и проводимость сердца.

Повышение содержания калия в организме замедляет частоту сердечных сокращений.

4.Закрепление

Составить 5 тестовых заданий по новой теме. Обмен тетрадями, проверка.

Формулирование выводов по теме урока.

5.Рефлексия



Составить синквейн со словом сердце.

6. Домашнее задание параграф 35 пересказ, повторить 34,36. Сообщения о влиянии алкоголя и никотина на работу сердца.


ч. 1 ч. 2