Наталья Шильнова От Геркулесовых столбов до Эльдорадо. Происхождение

ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11

Гиппокрена (Иппокрена)

Переводится с греческого как «лошадиный источник». В греческих мифах так называется источник вдохновения на горе Геликон. Он возник от удара копыта крылатого коня Пегаса, и теперь его вода приносит вдохновение поэтам.

Аваллон


В кельтских мифах это чудесный остров блаженных, потусторонний мир на далеких западных островах. На этом острове было остановлено время. Аваллон называли по-разному: «чудесными островами», «великой землей», «землей жизни и женщин». На Аваллоне растут яблоки, дарующие бессмертие, – их готовы предложить жительницы острова. На острове находится стеклянный дворец, именно туда фея Моргана перенесла своего брата, короля Артура, смертельно раненного в битве при Камлане, где погибли храбрейшие рыцари королевства.

Однако есть версия, что Аваллон – не остров, а гора или холм. На валлийском языке lon означает либо остров, либо холм; afal – яблоко. Нередко Аваллон связывают с местечком Гластонбери. Интересно, что это название переводится точно так же, как Инис Витрин (еще одно древнее прозвище Аваллона) – «стеклянный замок». О возвышенности в окрестностях Гластонбери существует немало легенд. Например, о том, что в этом холме есть тайные пещеры, в которых живет Волшебный Народ. О вершине Аваллона известно, что когда-то на ней находился волшебный Торкамень, в котором женщины – жрицы древних богов – могли видеть прошлое, настоящее и будущее. Этот камень был сброшен одним из проповедников христианства, святым Колумбой, посчитавшим его дьявольским предметом.

В 1191 году в Гластонбери была найдена могила легендарного короля Артура. Однако во многих преданиях говорится не о смерти Артура, которого называют «королем былого и грядущего». По одной из легенд, Артур и лучшие из его рыцарей спят в зачарованной пещере, чтобы однажды вернуться в наш мир. Может быть, они спят в пещере Аваллона?

Вальгалла (Вальхалла, Валгалла)

В германо-скандинавской мифологии это рай, в который попадают только храбрые воины, павшие в бою. Вальгалла – огромное помещение, его свод, подпираемый копьями, сделан из позолоченных щитов. 800 воинов готовятся к последней битве, на которую они пойдут, выйдя через 540 дверей зала. На эту битву (Рагнарёк) их позовет бог Хеймдалль. А пока воины-эйнхерии занимаются тем, чем привыкли заниматься (когда были живыми), – рубятся насмерть, потом воскресают и пируют: скандинавы верили, что и на том свете можно есть, пировать. В раю воины питаются мясом вепря Сехримнира, который также ежедневно воскресает.

Гьёлль


Река, скандинавский аналог греческого Стикса. Позолоченный мост через реку ведет к огромной железной ограде, за которой умершие попадают в подземный мир, где находится дворец Хеллы, богини подземного мира.

Хель (Хельхейм)

Это царство мертвых в скандинавской мифологии, обычно его противопоставляют Вальгалле, царству мертвых для избранных. Хель находится на Севере, под корнем ясеня Иггдрасиль. Хозяйку этого царства мертвых тоже зовут Хель (Хелла). Она сутулая и наполовину синяя, наполовину красная, живет в Мокрой Мороси. В Хеле человек перерождается, забывая свое прошлое, оставляя прошлого себя, чтобы обрести себя нового. Это – место рождения и смерти. У ворот царства мертвых течет река Гьёлль. Через нее перекинут мост, который строго охраняет дева Модгуд.

Асгард


В скандинавской мифологии так называется небесное селение на поле Идавёль, крепость богов-асов (главных богов). Асгард – «ограда асов». Крепость построил великан с помощью своего коня Свадильфари. В награду за строительство великану обещали солнце, луну и богиню Фрейю, но хитрый бог Локи обманул его. Превратившись в кобылу, Локи отвлекал коня от работы, и она не была закончена в оговоренный срок. Великана не только не наградили, но и обезглавили.

Мидгард


Слово означает «срединная земля». В германо-скандинавской мифологии это мир, населенный людьми, в отличие от Асгарда. Его создали Один, Вили и Ве из мяса великана Имира и отгородили веками Имира от других царств. Вокруг Мидгарда – мировой океан, который никому не переплыть, а в нем морской змей Ёрмунганд. Мидгард и Асгард соединяет радужный мост Биврёст. Предсказано, что Мидгард будет разрушен, когда настанет последняя битва – Рагнарёк.

В скандинавской мифологии Имир – это великан, появившийся из хаоса мировой бездны. Он – олицетворение первозданной материи, первого, что возникло из хаоса благодаря смешению жара и холода. Из тела великана создан весь мир.

Утгард

В скандинавских мифах край земли, противопоставленный Мидгарду, – внешний мир. Там живут враждебные человеку демоны и великаны.



Тир-нан-Бео

В мифологии кельтов – Страна живых, или Страна счастливых мертвых. По легендам, она находится где-то в Атлантическом океане. Согласно некоторым преданиям, оттуда в Ирландию прибыли боги, которые долго правили этой страной.

Тир Таирнигириб

В кельтской мифологии – Земля обетованная, страна в потустороннем мире. Ее король – Маннанан Мак Лир, сын морского бога, могущественный волшебник. Маннанан способен менять свой облик и нередко путешествует по миру людей, где у него немало детей от земных женщин. Он может устраивать бури на море и топить корабли. Зеленый плащ Маннанана, оказавшись на свету, легко меняет цвет.

Тир-на-Ог

В кельтской мифологии – Страна вечной молодости. Видимо, это просто одно из названий Волшебной страны, которую называют также Аваллоном – Яблоневым островом, Гвлад Ир Хав – Страной вечного лета, Маг Мелл – Равниной блаженства.

Нифльхейм

Означает «туманная земля» – изначальный мир, олицетворение первозданного хаоса, мир мрака и холода, льдов и туманов. В германо-скандинавской мифологии – один из девяти миров, существовавших до начала жизни на земле. По преданиям, он находился к северу от бездны Гинунгагап, в которой и возник, так же как и Муспельхейм. Там живут ледяные великаны.

Первое живое существо появилось именно в Нифльхейме. Это был Имир, который родился от слияния двух миров – Нифльхейма и Муспельхейма. Вначале в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Источник распадался на 12 потоков Эливагар, там была самая холодная в мире вода. Несмотря на мороз, источник не замерзал, вокруг него образовывались ледяные глыбы. Постепенно эти глыбы дошли до Муспельхейма, царства огня, и начали таять. Искры Муспельхейма и талая вода Нифльхейма смешались и дали начало жизни. Из тех же искр асы (боги) создали звезды, неподвижные и подвижные, и разместили их так, чтобы за год они совершали полный круг, а по ним можно было узнавать время.

Муспельхейм

Это «огненная земля». Так называется огненная страна, древнее которой нет на земле, потому что она возникла еще до начала творения. Муспельхейм – мир огня в германо-скандинавской мифологии, страна, где живут огненные великаны. Находится она к югу от бездны Гинунгагап. Вход в Муспельхейм охраняет великан Сурт, повелитель огненных великанов. Он сидит на самом краю Муспельхейма.

У азиатских народов

Буни

Так называется мир мертвых в тунгусо-манчжурской мифологии. Нанайцы верят, что в Буни души усопших отвозят помощники шаманов – духи. Они имеют вид рыб и животных – лосей, оленей. Буни расположен на большой реке Энгдекит. Нанайцы считают, что туда уходит телесная душа человека – бэен, в то время как воздушная душа – ханян (отражение) – растворяется в воздухе, а мать-душа оми отправляется в родовое вместилище душ.



Нгекар

Название мира нерожденных душ у тунгусов (эвенков), народа Сибири. Эти души живут у подножия горы верхнего шаманского мира, на ветвях деревьев, слетают на землю пушинками и хвоинками. Когда шаман устраивает камлание (ритуал, приводящий исполнителя в экстатическое состояние и сопровождающийся пением и ударами в бубен) для тех женщин, которые не могут родить, он сбрасывает добытые души в виде хвоинок на платок.

Энгдекит

Главная священная река нанайских шаманов (название переводится как «место запрета»). Эта река соединяет верхний и нижний миры; берет начало в верхнем мире на востоке и течет сначала на запад, а потом на север; она заканчивает свое движение в буките – пропасти, наполненной вечным мраком и холодом, куда безвозвратно попадают души умерших. По преданию, у ее истока находятся мир нерожденных душ и место скопления нерожденных оленей.

Притоки реки Энгдекит – во власти шаманов разных родов. В устье каждого из притоков жили предки, которые и передавали свой дар шаману. Все входы туда охраняют их духи-помощники. Люди раньше попадали туда через водовороты в реках. Внизу река проходит несколько порогов, их охраняют злые духи.

Душа шамана может путешествовать (плыть на лодке) по реке Энгдекит – например, во время камлания (священного шаманского ритуала). Бубен шамана символизирует лодку. Шаманская душа должна проводить в иной мир душу умершего, встретить душу новорожденного или найти душу заболевшего.

Млыво

Загробный мир у нивхов (коренного населения низовья реки Амур и острова Сахалин). Войти туда душа могла через отверстие, которое находилось в строжайшем секрете от смертных. Душа, освобожденная от тела, безошибочно могла найти туда дорогу. Живут души там почти так же, как и до смерти, только солнце там светит не днем, а ночью, а луна – днем. Жители Млыво в своих родовых поселениях ведут абсолютно земной образ жизни: рыбачат, женятся (обычно это происходит тогда, когда вдовый супруг на этом свете заключает брак), рожают детей, болеют и даже умирают. Умереть в Млыво можно несколько раз, потому что срок пребывания там значительно дольше земного. Мужчины могут умереть там еще три раза, а женщины – четыре. После последней смерти душа переходит в следующий мир, и это происходит до тех пор, пока она не превратится в траву, насекомое, животное, птицу.



Ёми-но Куни

В японской мифологии – страна мертвых; название в переводе с древнеяпонского означает «страна Желтого источника». Здесь, в этой подземной стране, – вечная тьма, царство ночи; в некоторых источниках ее так и называют – тьма. Соприкосновение с этой «нижней» страной оскверняет.

В мифе о Ёми-но Куни выражены представления древних японцев о загробном мире. В нем сообщается о Идзанаки и Идзанами, которые производили на свет богов. При рождении бог огня опалил лоно Идзанами, и она удалилась в страну мертвых. Ее супруг Идзанаки надеялся забрать ее оттуда, а Идзанами уже отведала «пищи с очага подземной страны» (то есть она уже была причислена к обитателям мира мертвых и вернуться в мир живых не могла). Однако Идзанами захотела спросить у богов, можно ли ей все-таки вернуться в верхний мир. Она строго запретила Идзанаки следовать за ней. Но супруг нарушил запрет, обеспокоившись долгим отсутствием Идзанами. Когда он нашел ее, она рожала страшных богов грома. Идзанаки испугался и убежал; жена рассердилась и стала преследовать мужа. Идзанаки сумел спастись посредством магии: сетка для волос и гребень, превратившись в тростник, преградили дорогу сердитой Идзанами и ее страшным детям; три персика с дерева, растущего у выхода из подземной страны, помогли окончательно избавиться от преследований адского воинства.

Идзанаки решил расторгнуть брак с Идзанами. Тогда она предрекла: каждый день тысяча человек на земле умрут. Идзанаки не мог с этим смириться и построил 1500 домиков для рожениц: «Потому-то на тысячу человек, что непременно в день умирает, непременно по тысяче пятьсот человек в день нарождается».

Абхирати

Это буддийский рай. Слово абхирати значит «наслаждение» в переводе с санскрита. Абхирати находится на востоке. Здесь нет ни гор, ни камней, деревья одинаково высоки, а люди одинаково счастливы, у них нет пороков и болезней.

Потала

Потала («мистическая гора») – название рая в буддийской мифологии. Там живут боги Тар и Авалокитешвар. Поиски этого места не увенчались успехом: его не нашли ни на вершине горы на побережье Индийского океана, ни на острове в Восточно-Китайском море. Это же название носит дворец далай-лам в Лхасе.



Брахтинг

Загробная страна в южной части Вьетнама в мифологии народа срэ. Там живут антиподы, у которых все наоборот. Черное стало там белым, женщины пашут в поле, а мужчины делают работу по дому. Как написано в Белой книге: «Белая сажа витиеватой страны Брахтинг, где все наоборот, где железо мягче масла, а жемчуг черен и ароматен, где с восходом солнца люди ложатся, а с заходом – встают, где женщины могучи и бесстрастны, а мужчины нежны и грациозны, словно ручные лани». Срэ думают, что Брахтинг находится в стране их соседей тьору. У банаров, родственного срэ народа, это место называется манглунг.

Диюи

В китайской мифологии – некое подобие ада, иначе – «подземное судилище». Китайцы верили, что души умерших отправляются к Желтому подземному источнику, где их судьбу вершат духи земли и гор. Вот душа попадает в Диюи, и ей назначается шесть форм перерождения: безгрешные заново рождаются князьями, полководцами, сановниками; кто был при жизни менее добродетельным – купцами, учеными, сиротами, бездетными; те, кто заслуживает наказания, получает его в виде рождения в облике животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся.



Каждое из 10 судилищ Диюи насчитывает 16 залов для наказания. Безгрешные оказываются в десятом, и их награждают новым рождением. Грешные в «зеркале зла» видят отражение своих грехов. Самоубийцы становятся голодными демонами, после чего попадают в «город напрасно умерших», и больше их души не перерождаются. Души плохих лекарей и обманщиков находятся в нечистотах, их колют вилами. В одном из судилищ шесть мостов (золотой, серебряный, нефритовый, каменный и два деревянных) соединяют загробное царство и мир живых.

Юду


В переводе с древнекитайского – «столица мрака». Юду – столица подземного мира в древнекитайской мифологии. Она расположена на крайнем севере, а вход туда находится на северо-западе, в горе Бучжлушань.

Амарвати


Это «обитель бессмертных» – город в индийской мифологии, сказочно богатая столица небесного царства Индры, Индралоки. Там находится дворец Индры Пушкарамалини.

Брахмалока

Это мир Брахмы, седьмое небо, рай в древнеиндийской мифологии, мир богов. Он расположен на вершине горы Меру или над ней, в вышине. Только тот, кто был истинным праведником и избавился от бесконечной цепи перерождений (сансары), может жить там, вечно блаженствуя и созерцая истину. Души праведников сопровождают в Брахмалоку боги. Там праведники обретают силы Брахмана, за исключением способности творить, поддерживать и разрушать мир. Седьмого неба могут достичь люди, способные погрузиться в глубокое созерцание.

Вайкунтхе

Рай в индийской мифологии. Он занимает 80 тысяч миль в окружности. Там течет небесный Ганг, в озерах растут чудесные лотосы – синие, белые и красные, а здания сделаны из философского камня. Великолепные дворцы из золота окружают дворец Вишну. Справа от трона Вишну сидит его супруга Лакшми, богиня счастья и богатства.

Нарака


Так назывался ад в древнеиндийской мифологии. Нарака, по разным данным, разделен на 7 кругов (или 21, 28 и 50 кругов), расположенных друг за другом. На верхней границе Нараки определяется участь умершего. Первый круг Нараки – для бездетных, второй – для ждущих нового воплощения, в третьем наказывают согрешивших по мелочам, еще три круга – для тяжких грешников (их терзают змеи, насекомые, звери и птицы, олицетворяющие укоры совести); в седьмом круге – пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники. Они будут испытывать мучения до тех пор, пока не погибнет вся вселенная. Другие души оживут и начнут новую жизнь.

Голока


В индуистской мифологии это рай Кришны. Голока означает «коровий мир». Он расположен недалеко от Вайкунтхе, на южных склонах горы Меру, где течет небесная река Ямуна. Около реки находятся пастбища, где прошло детство Кришны. Голоку называют коровьим миром потому, что умершие, верящие в Кришну, попадают в свой рай в виде коров, а также в виде других животных и птиц. Самые праведные становились в Голоке пастухами и пастушками, которые, видимо, будут пасти этих коров. Там они живут в прекрасных рощах и беседках, беззаботно радуясь.

Сварга


В позднейшей индуистской мифологии так называется рай Индры, небесное царство (слово значит «идyщий на небо»). Находится в антарикше (пространстве между небом и землей), на вершине горы Меру; по другим источникам – в Рипейских горах над Белой Алатырской горой. Сварга – это обитель низших божеств и блаженных смертных. В столице – Амаравати – стоит дворец, который окружен парком, где живет священная корова Сурабхи. В парке растут деревья, готовые исполнить любое желание, а также легендарное дерево париджата с золотой корой – именно благоуханием дерева париджата наполнено это райское место. Тут погибшие воины ждут своего нового рождения.

У древних египтян

Аменти

Царство Озириса, обитель египетского «сокрытого, тайного бога» Амена (Амуна, Амона). Это царство закрыто за пятнадцатью вратами, главные из которых – «врата входа» (или Русту) и «врата выхода» (реинкарнации). Аменти состоит из четырнадцати частей, каждая из них – для своей эзотерической цели, связанной с состоянием покойника после смерти. В одной из них находится зал суда, в другой – зал двух истин, есть там и страна блаженства, Нетер-ксер, «место погребения (или сожжения)», Отамерксер, «Безмолвие – любящие Поля», мистические залы и обители. Единственное, чего там нет, – это места, похожего на христианский ад.



Дуат

Дуат – преисподняя в египетской мифологии, глубокая и бесконечная. Представляли ее как составную часть вселенной, а также в образе женщины-матери умерших.

Иару (Иалу)

Это название носит мифическая страна блаженных в египетской мифологии. Райские поля Иару находятся на восточном небе, откуда восходит солнце, бог Ра. Фараон тоже вместе с Ра блаженствует в Иару, они каждое утро совершают омовение в озере, куда их перевозит «перевозчик Иару». Подземные поля рая Иару очень плодородны, там много еды и напитков. Так как Иару – идеал землевладельцев, души умерших там занимаются сельскохозяйственными работами. От внешнего мира Иару отделяет стена из бронзы.

У индейских племен

Миктлан


Это название подземного мира в мифологии ацтеков, куда после смерти попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, умерших в родах. Путь туда был нелегок. В течение четырех дней шел умерший. При этом ему нужно было пройти между двумя горами, которые вот-вот раздавят его, избежать нападения змеи и гигантского крокодила, преодолеть восемь пустынь, восемь гор, морозный ветер с камнепадом, метавший обсидиановые лезвия. Последним препятствием была широкая река, которую умерший мог переплыть на спине маленькой красной собаки. Путешествие в загробный мир завершалось подношением даров Миктлантекутли, правителю Миктлана. Лишь после таких испытаний покойник получал место в одной из девяти преисподних.

Шибальба


В мифах народа киче (индейского народа в Гватемале) – это подземный мир (название в переводе означает «исчезающее»). Состоит из десяти слоев, вход в первый находится на земле. Владыки Шибальбы насылают на людей болезни: кровотечения, желтуху, горловые кровотечения со смертельным исходом. В эпосе народа киче «Пополь-Вух» есть миф о том, как близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке победили владык подземного мира.

Нереальная реальность

По славянским сказаниям

Лукоморье (Лукорье)

Означает «лука у моря» – морская излучина, залив, бухта. Это образ Древней Руси, великолепно описанный А. Пушкиным. Есть и другая трактовка – это древняя земля, страна предков, которая на старинных картах обозначена примерно на месте побережья Оби. Это общая прародина славян.

Рипейские (Рифейские) горы

В мифах славян это горы, где находится сад Ирий. Путь к горам преграждают грифоны, могучие птицы-собаки. Там растут волшебные деревья: древо смерти кипарис, древо поэзии береза, вишневое дерево, солнечный дуб.

Китеж


Невидимый город, чудом спасенный от разорения монголами в XIII веке. Согласно русской легенде, княжна просила Бога сделать ее родной Китеж невидимым для врагов, когда войска хана Батыя подошли к городу, и Бог внял ее молитве. Китеж стал невидимым, будто исчез, прямо на глазах неприятелей, а утром опустился на дно озера Светлояр. Град-Китеж является символом убежища староверов, а также обителью земного счастья. Утверждают, что на берегу озера Светлояр бывает слышен колокольный звон храмов Китежа. Некоторые видели в воде и сами храмы; скептики говорят, что виделось лишь отражение на водной глади, хотя рядом нет никаких церквей, никаких построек.

Были попытки найти затонувший город на дне озера Светлояр в Нижегородской области и в других местах (например, в районе Самарской Луки, волжской излучины, огибающей Жигулевские горы), но поиски не дали никаких результатов.

По преданиям других народов

Атлантовы пределы

В древнегреческой мифологии – это земля на крайнем западе. Там Атлант, наказанный Зевсом за свой мятеж, держит на своих плечах небосвод.

Геркулесовы столбы (столбы Геракла, столбы Мелькарта)

Название скал, поставленных Гераклом на краю мира в память о своих странствиях и в знак того, что дальше человек не может проникнуть. (Географически это место связывали с Гибралтарским и Мессинским проливами.) Существует выражение «дойти до Геркулесовых столбов»; оно означает: «дойти до предела чего-либо, до крайней точки, поставить все точки над i».

Симплегады (Планкты)

Это сталкивающиеся скалы; между ними не могли проплыть корабли – скалы их раздавливали, а море вокруг бурлило от их движения в водовороте. Опасные скалы находились при выходе в Понт Эвксинский (Черное море) из Мраморного моря.

Аргонавты, древнегреческие герои, отправившиеся за золотым руном, услышали шум, похожий на рев бури, раскаты грома вдалеке. Симплегады разошлись и вновь сошлись, ударяясь друг о друга. Путешественники вспомнили, что Финей советовал им пустить вперед голубя: если он пролетит между Симплегадами, то и корабль «Арго» (на нем плыли аргонавты) пройдет между ними. Эвфем выпустил голубя. Голубь пролетел между скалами, которые вырвали у него лишь несколько перышек из хвоста. И «Арго» приблизился к скалам, а затем поплыл между ними. Вода бурлила. Скалы уже начали сходиться – еще немного, и корабль будет раздавлен. Тогда на помощь героям пришла Афина Паллада. Одной рукой она придержала скалы, а другой подтолкнула корабль. «Арго» проскочил меж скал, только конец руля оказался поврежденным о скалы.

Когда аргонавтам удалось проплыть между Симплегадами, скалы застыли навсегда и больше не представляли угрозы для мореплавателей.

Схерия


Это остров феаков, мифического народа мореплавателей. Туда они переселились, когда их вытеснили кентавры, по древнегреческой мифологии – полулюди-полукони. На Схерию, к феакам на пир, являлись боги, не скрывая своего облика.

Эолия


В древнегреческой мифологии – плавучий остров, где живет Эол (повелитель ветров), а с ним – его сыновья и дочери. Царь Одиссей, герой мифов и поэмы Гомера, по окончании Троянской войны попал во владения Эола. Повелитель ветров отнесся к Одиссею хорошо. Он дал герою мешок, в котором были заключены все ветра, кроме попутного, которому Эол приказал подгонять корабли Одиссея к Итаке, родине героя. Но спутники Одиссея решили, что их предводитель получил от Эола подарки, и развязали мешок. Конечно, все ветры вырвались наружу. Тогда корабли Одиссея вскоре снова причалили к берегам Эолии, но царь ветров теперь отказался помогать герою.

Некоторые ученые полагают, что Эолия – это небольшой островок Стромболи, лежащий в Средиземном море, недалеко от острова Сицилия.

Эя (Остров Кирки)

В древнегреческих мифах это остров, где живет волшебница Кирка (Цирцея). Все животные острова – заколдованные волшебницей люди. Именно Цирцея превратила всех спутников греческого героя Одиссея в свиней. А самого Одиссея удерживала на острове целый год. Об этом повествует поэма Гомера «Одиссея».

В древности люди не только верили, что остров Эя действительно существует, но и точно знали, где он находится. Тогда это был небольшой остров, отделенный от берегов Италии узким проливом. Шли века, из-за отложений песка и других осадочных пород остров соединился с сушей. Однако и до сих пор на побережье Италии есть гора Цирцеи – то, что осталось от острова Эя.

Кассотида

В древнегреческой мифологии – источник пророческого вдохновения близ храма Аполлона, на горе Парнас. Из этого источника пифия (прорицательница) перед пророчеством впитывала божественную мудрость.

Сначала пифия должна была очиститься в воде Кастальского ключа, затем ей следовало совершить воскурение в храме, пить воду из источника Кассотиды, жевать лавр и вдыхать поднимавшиеся из расселины одурманивающие испарения. Войдя в особое состояние исступления, она прорицала со специального треножника – произносила обрывки слов или вообще издавала лишь какие-то звуки. Находившиеся в соседнем помещении жрецы слушали и запоминали «прорицание», чтобы по окончании «сеанса» приступить к толкованию услышанного. Определив суть пророчества, жрецы облекали содержание в стихотворную форму или составляли хотя и прозаическую, но лаконичную фразу, а результат выдавали «заказчику». (Трактовка пророчества была неоднозначной и туманной, чтобы избегать недоразумений.) Тот, кто желал получить пророчество, платил за это налог и приносил в жертву черную козу.

Обычно при храме «работали» три пифии. Пророческому экстазу пифии способствовали: самонастрой; листья лавра (в них есть вещество, вызывающее галлюцинации, при избыточном употреблении наступает смерть); газы, выходившие из разлома в скале. Всем в храме руководили жрецы. Сами они не занимались предсказаниями, а только разъясняли их.

Левка


Слово означает «белый». Это остров в Понте Эвксинском (Черном море), где-то у устья Дуная, один из райских островов блаженных в древнегреческой мифологии. Туда после гибели была перенесена душа Ахилла, а позже – душа Елены Троянской, которая в вечной жизни стала его женой. История его названия имеет несколько версий: то ли это имя он получил из-за множества белых птиц на острове, то ли от имени нимфы Левки.

Современные исследователи считают, что остров Левка из древнегреческих мифов – это реальный остров Змеиный в Черном море. Необычный остров прежде всего удивляет своими размерами: его длина – 615 метров, ширина – 560 метров, а самое узкое место – чуть больше 90 метров. Конечно, в древние времена он был куда больше, а знали его уже три тысячи лет назад. Ведь это было самое святое место на берегах Понта Эвксинского. Древние греки говорили, что там находится вход в царство Аида.

Много раз остров менял название: остров Ахилла, остров Блаженных, Филоксий, Фидониси, Илан-Ада, Шерпилор, Змеиный остров. На нем не живут люди, зато они привозят на остров коз в дар Ахиллу. На Змеином есть храм Ахилла с его статуей. Постоянно на остров приезжают экспедиции и ищут тайники с сокровищами или древнюю статую Ахилла. Ищут и его щит, воспетый Гомером, – щит, который за одну ночь из пяти медных листов выковал хромой бог Гефест. Но поиски пока безуспешны – находят лишь куски амфор и древние монетки.

Анаклифра

Это название означает «скалы отклика». Древнегреческие мифы рассказывают, что возле Анаклифры Деметра, богиня плодородия, звала свою дочь Персефону, ставшую женой Аида, бога подземного мира. Считалось, что эта скала может дать ответ на любой вопрос.

Огигия


Греки считали этот остров центром и серединой моря – там герой Одиссей провел семь лет в плену у нимфы Калипсо.

Предполагают, что слово огигия означает «древняя», «первозданная» и что это не название острова, а лишь эпитет, которым его характеризовали. Огиг – мифический царь: у греков есть выражение «в Огигиев век» – это то же, что и «при царе Горохе», то есть очень-очень давно.

Голгофа

Название этого холма в Иерусалиме переводится с греческого как «череп». Это место, где казнили Иисуса Христа. По описаниям, гора Голгофа расположена за городской стеной к северо-западу от Иерусалима. Все знают, что она есть, но никто не может точно сказать, где она находится. Сейчас вершина горы, которую принято считать Голгофой, закрыта стеклом, к ней нет доступа. Происхождение названия горы объясняют так: Голгофа – это холм, круглый, как череп. В древнем Иерусалиме черепа преступников складывали на месте казни. Также утверждалось, что на Голгофе был похоронен Адам.



Содом и Гоморра

Это города, стоявшие у устья реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря; о них известно из Библии, и они являются символом безнравственности: Бог испепелил города за грехи живших в них людей. Жители этих городов были очень порочны (к примеру, в Содоме не было и десяти праведников). Для гостей там были свои правила: если гость оказывался высоким и не умещался в кровать, ему обрубали лишнее, а если малорослым – растягивали.

По поводу существования этих ужасных городов споры не прекращаются и в настоящее время, но их местонахождение так и не установлено. Ученые предполагают, что во время землетрясения города погибли и были залиты водами Мертвого моря.

Армагеддон

В представлении христиан это место битвы добра и зла, а также название самой этой битвы. Произойдет она на исходе времен. Есть предположение, что слово армагеддон произошло от еврейского словосочетания «гора у города Мегиддон». С этим городом на севере Палестины связаны важные сражения, описанные в Ветхом Завете.

Камелот


В английской мифологии Камел – небольшой город, а также имя одной из его правительниц. Камелот (слово означает «крепость на холме Камел» или «двор Камел») – стольный город (столица) Артура, мифического короля Британии, которая во время его правления, если верить легендам, как никогда процветала; после смерти (или загадочного исчезновения) короля Артура процветание быстро сошло на нет. В преданиях Артур предстает мудрым, справедливым и доблестным; он выиграл 12 значительных битв, но особенно прославился благодаря созданию своеобразного рыцарского братства – дружины Круглого стола. Круглый стол стоял в главном зале замка Камелот: только тот рыцарь, имя которого волшебным образом появлялось на одном из сидений, имел право занять место за Круглым столом.

Исследователи расходятся во мнении, где мог находиться Камелот. Многие поддерживают гипотезу о том, что развалины замка Кэдбери в графстве Сомерсет и есть останки легендарной столицы Артура. Некоторые утверждают, что Камелот – это замок Карлеон в Уэльсе.

Хай-Брезал (Хай-Бразил)

Это остров Брезала. Брезал – король этого острова. Древние ирландцы верили, что остров лежит под водой. Но раз в семь лет этот таинственный остров поднимается над поверхностью моря и его можно увидеть с западных берегов Ирландии. Существовало поверье, что однажды, когда земли волшебного острова коснется огонь, остров навсегда останется над водой. Древние жители Ирландии не сомневались в том, что Хай-Брезал – реально существующее место. Его даже помещали на картах. Когда была открыта Бразилия, некоторые люди подумали, что это наконец-то найден волшебный Хай-Брезал. Однако картографы по-прежнему рисовали этот остров у юго-западных берегов Ирландии – там, где он находится согласно легендам.

Бучжоушань

В китайской мифологии это гора на северо-западе от гор Куньлунь. Слово бучжоушань значит «неполная», «ущербная». Когда-то гора была опорой для неба, но дух вод Гун-гун как-то разгневался и ударился об нее головой, отчего Бучжоушань сломалась. Одна сторона земли и небосвод частично обрушились, заполыхал огромный пожар. Подземные воды затопили сушу так, что волны поднялись до неба, а земля превратилась в океан.

Гуйсюй

Это бездна, о которой рассказывают древнекитайские мифы. В нее стекали все воды с восьми сторон света, девяти пустынь и Небесной реки (так называли китайцы



Млечный путь). Несмотря на это, размеры бездны оставались прежними.

Инчжоу


Название священной горы, о которой рассказывают древнекитайские легенды. Там, на горе в Восточном море, живут бессмертные. Своей долгой жизнью они обязаны растущей на Инчжоу чудесной траве сяньцао, которая по вкусу похожа на вино.

Куньлунь


В китайской мифологии это название горы, столба, подпирающего небо, расположенного в центре мира. На вершине горы Куньлунь царствует верховный бог. Эта священная гора якобы находится на окраине Китая, достигает более 7 тысяч километров в высоту. Из этой горы, как говорят легенды, берет начало Хуанхэ. Там растет песочное дерево шатан, съев удивительный плод которого, похожий на плод сливы без косточек, человек никогда не утонет. Также на Куньлуни растет чудесная трава, мгновенно снимающая усталость, и дерево бессмертия, которое плодоносит персиками раз в тысячу лет. Вокруг Куньлуни сооружена нефритовая стена, с каждой стороны – по девять колодцев и ворот. Внутри находится дворец, окруженный пятью стенами с двенадцатью башнями. Около дворца растет многометровый рисовый колос. Также Куньлунь охраняют огнедышащие горы, а ее хозяин – дух Луу с туловищем тигра и головой человека – имеет девять хвостов и тигриные когти. Там можно встретить зверя-людоеда тулоу в облике черного барана, а также птицу циньюань, которая может клюнуть дерево – и оно засохнет.

Поупа


Слово означает «цветущая». Это священная гора бирманцев, народа государства Мьянма. Поупа внезапно поднялась на равнине после землетрясения. Ее называли обителью богов и домом духов. Говорят, что там, в пещерах, живут феи.

Тебу


Так называется страна, затерянная на Тибете. Даосцы (последователи китайской религии даосизм) говорят, что это самая прекрасная страна во всем мире. Среди заснеженных гор и долин, рек и водопадов живут совершенные физически и духовно люди.

Меру (Сумеру)

Мифическая гора, главная гималайская святыня, которая вершиной уходит в небо, а подошвой – настолько глубоко в бездну, что можно представить, будто Меру поддерживает землю. Ее местонахождение определяют по-разному: кто-то уверен, что Меру находится в Гималаях или немного севернее их, а кто-то вообще отождествляет ее с землей, говоря, что Меру находится на оси мироздания, и светила вращаются вокруг нее. Как гласит легенда, на горе Меру, в центре вселенной, в центре шести материков и океанов, медитирует Шива.

Ланка


Индийский мифический город из золота. Индийские легенды рассказывают о том, что сначала Ланка был одной из вершин золотой горы Меру, а островом стал потому, что потом его унесло ветром в море. Ланка – название реального острова Цейлон (сейчас Шри-Ланка).

Лоисаомонг

Столб мира, как и гора Меру. На ней живут все ветры. В мифологии шанов Бирмы говорится, что гора Лоисаомонг стоит на огромной рыбе и выросла из цветка лотоса, который принесли на землю боги. Из листьев этого цветка возникли четыре материка земли.

Двипа


Слово переводится с санскрита как «остров», «континент», «суша». В индуистской и буддийской мифологии это материки, которые омываются каждый своим океаном. Эти континенты символизируют земные расы.

Джамбудвипа

Один из континентов Двипы с пятью священными странами – Ваджрасаной, Утай, Поталой, Уддияной и Шамбалой. Название Джамбудвипа произошло от дерева джамбу (яблоня), растущего на южном склоне Меру.

Шамбала


Ламы Тибета и Монголии считают этот город богов местом, где соприкасается земное и небесное. В древнеиндийском источнике «Пураны» есть описание острова Шамбала в центре озера нектара.

Первоначально о Шамбале заговорили как существовавшем до XV–XVI веков гималайском княжестве или царстве. В основе легенды лежит пророчество о приходе Мессии, посланца Бога, из Шамбалы. Современные представления о Шамбале распространились благодаря Е. Блаватской и Н. Рериху.

Попасть в Шамбалу очень трудно, почти невозможно, она скрыта от взоров непосвященных; лишь чистые сердцем посвященные достигают ее. Шамбала находится севернее Тибета (в легенде она называется «северным местом спокойствия»). Там Будда был посвящен в учение Колеса времени. Это счастливая земля, земля высочайшей мудрости и блаженного счастья, где перерождаются праведники. Это святая вечная земля (которую не уничтожить ни огнем, ни водой), простирающаяся среди восьми гор, напоминающих лепестки лотоса. Население страны – совершенные люди, в ней нет бедных, нет болезней и голода, нет угнетения. Жители Шамбалы – искусные врачеватели, ясновидцы и долгожители.


ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11