Может ли ребенок сам заботиться о своем здоровье?

ч. 1

Может ли ребенок сам заботиться о

своем здоровье?


Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном ус­ловии: если к этому же будет стремиться сам ребенок, если он, по­няв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о сво­ем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен челове­ческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы отвечаем утвердительно. Нужно лишь ото­брать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в ин­тересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать? Об этом мы и расскажем.


Солнце, воздух и вода — друзья здоровья.


Ребенок должен знать, что главные факторы, которые помо­гают сохранить и укрепить здоровье, — это солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой орга­низм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливаю­щим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых по­рах, пока они не стали привычкой.

Расскажите о людях, которые в детстве были хилыми, часто болели, но благодаря закалке и спорту смогли укрепить здоровье, стать сильными и выносливыми, — например, о А.В. Суворове, А. Шварценеггере.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопро­тивляемость и устойчивость организма против болезней, закаля­ет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бы­вает солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обра­щаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух лит­ров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Ежедневные ножные ванночки, душ, обтирание, купание — это прекрасные средства закаливания. Приступить к водному за­каливанию легче всего, конечно, летом. Начните с обтирания влажным полотенцем (температура воды 18-20°С) в течение 2-3 минут. Приучив ребенка к этой процедуре, переходите к обли­ванию водой комнатной температуры с постепенным понижением до 15°С и ниже. Длительность процедуры — от 30 секунд до 2 минут (через каждые 3-4 дня прибавляйте по 5-10 секунд). По­сле 2-3 месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу — душу. Лучше всего принимать душ по утрам, а вечером делать прохладные ножные ванночки, понижая темпера­туру воды постепенно до холодной (2-10 °С).

Самое доступное средство закаливания летом —- купание в море, реке, озере. Особенно полезно морское купание, когда на организм совместно воздействуют морская вода с ее солями, сол­нечные лучи и целебный морской воздух.

Еще один друг здоровья — свежий воздух. Объясните ребен­ку, почему нужно проветривать помещение, привыкать спать при открытой форточке (свежий воздух улучшает сон и способствует хорошему, глубокому дыханию).

Свежий воздух, как вода и солнце, — средство закалива­ния. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подберите комплексы физических упражне­ний, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться. И принимайте участие в детских играх и соревнова­ниях. Если вы будете хорошим партнером, то ваш ребенок не только получит массу положительных эмоций, но и научится пре­одолевать конфликтные ситуации, управлять своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими людьми. Все это — условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Что должен знать ребенок о своем организме.
Как я устроен? Этот вопрос интересует каждого ребенка, но часто многих родителей ставит в тупик. Предлагаем познако­мить ребенка со своим организмом в форме проблемной бесе­ды, используя адаптированные к детскому восприятию рисунки (или подобранные из книг, адресованных детям).

Сначала обсудите внешнее строение тела. Спросите у ре­бенка, знает ли он, из каких частей состоит тело человека, а по­том рассмотрите рисунок 1 и попросите найти голову, шею, ту­ловище, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги), туловище — грудь, живот, спину. Предложите ребенку показать эти части его тела.






Рис. 1. Внешнее строение

тела человека:

/ — голова; 2 — шея;

3 — туловище:

а — спина;

б — грудь;

в — живот;

4— руки

(верхние конечности);

5— ноги (нижние конечности)

После этого спросите ребенка: «Знаешь ли ты, как устроено твое тело внутри? Какие там есть органы (части)? Как человек ды­шит? Почему стучит сердце?» и т. д. Выслушав ответы, рассмотрите рисунок 2, назовите главные органы, установите, где они находят­ся, объясните, какую работу выполняет каждый орган, опираясь на нашу справку.







1

Рис. 2. Внутреннее строение тела человека:

/ — головной мозг;



2 — легкие;

3 — сердце;

4— печень;

5— желудок;

6— кишечник.

Справка для родителей.

• Работой всего организма управляет мозг.

• Глаза — орган зрения.

• Уши — орган слуха.

• Дышит человек с помощью легких.

• Сердце, сокращаясь и расслабляясь (пульсируя), заставляет кровь двигаться по кровеносным сосудам и разносить кисло­род по всему организму. Сердце работает (ритмично бьет­ся), как неутомимый мотор. Находится внутри груди с левой стороны. Размер сердца у каждого человека примерно ра­вен его кулаку.

• Желудок, выделяя желудочный сок, переваривает пищу.

• В животе в свернутом виде находится кишечник (кишки). Дли­на кишечника (если его развернуть) 8 м. В кишечнике закан­чивается начатое в желудке переваривание пищи. Проходя по кишечнику, она превращается в растворы, содержащие необходимые для жизни вещества. Эти вещества поступают в кровь, а кровь доставляет их ко всем органам. Неперева­ренные частицы твердой пищи, ненужные организму, скап­ливаются в нижнем отделе кишечника и удаляются.

• Печень (от слова печь] вырабатывает желчь — едкую жид­кость, помогающую переваривать пищу. Печень отвечает за производство белков, жиров и углеводов, регулирует уро­вень сахара в крови.

• Почки помогают «фильтровать» кровь, очищать ее от шла­ков. С мочой эти вредные продукты обмена веществ выводят­ся из организма. Анализ состава мочи позволяет установить изменения в обмене веществ, вызванные различными забо­леваниями.

• Позвоночник — основа скелета (позвоночник, ребра, череп, кости таза, верхние и нижние конечности). Кости позвоноч­ника выполняют опорную функцию.

• Мышцы обеспечивают человеку возможность двигаться, управлять своим телом.

• Мышцы и кости (скелет) образуют опорно-двигательный аппарат.

Время от времени играйте с ребенком в викторину «Что ты знаешь о своем организме?». Вы задаете вопрос, ребенок отвечает (можно и наоборот). Правильные ответы оцениваются (бал­лами, фишками, фантами или как-то иначе, главное, чтобы ре­бенку было интересно).

Если ребенок захочет побольше узнать о том, как работает его организм, читайте с ним иллюстрированные детские книги на эту тему, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сей­час много на книжном рынке.

Непременно рассказывайте ребенку о том, что надо де­лать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специально­го времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладо­сти; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, — эти и подобные ситуации могут стать те­мой для обсуждения. Спросите: почему так не стоит делать? Поче­му этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предложите ему пред­ставить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать?



В общем, вы сами в состоянии решить, как и о чем говорить с ребенком, если будете помнить о цели подобных бесед — сделать так, чтобы знания о здоровье преобразовывались в сознательные поступки и поведение, не вредящие организму.


Десять советов родителям



Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтро­ля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естест­венными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.


Правила безопасной жизни.


Расскажите ребенку, что в его доме (квартире) имеется боль­шое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность — пожар. Поэтому ребенку нужно знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах воз­никают по вине человека — чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Дети должны знать, как действовать в случае возникнове­ния пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и со­общить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из го­рящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользо­ваться лифтом.

Необходимо, чтобы ребенок усвоил, почему нельзя прика­саться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Нужно научить его поль­зоваться электрическим чайником, плитой. Вначале ребенок вы­полняет вместе с вами правила обращения с электроприборами, потом самостоятельно, но в вашем присутствии. Можно придумать игру-экзамен: «Обращение с электроприборами — проверь свои знания и умения».

Какие еще опасные предметы есть в вашем доме? Стираль­ная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Нарисуйте вместе с ребенком символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Не держите в доме бутылки и банки с химикатами и другими опасными веществами в доступных для детей местах. Это опасно для жизни!

Предупредите ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых. Если у вас нет специального шкафчика для лекарств, нарисуйте вместе с ребенком красный крест и приклейте этикетку на коробку, где хранятся лекарства. Объясните, что для него это знак предупреждения: только для взрослых!

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь бал­кона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или вы­ходить без взрослых на балкон — можно упасть и разбиться.

Ребенок должен знать правила безопасного поведения в общественных местах: нельзя бегать по коридорам, лестницам (особенно в рекреациях, где стоят колонны). К чему может при­вести нарушение этого правила, можно объяснить в ситуативной игре «Кто виноват?».

Также в игре ребенка можно научить правилам работы с ножницами, иголками и другими опасными режуще-колющими инструментами.

Что еще должен знать и уметь ваш ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем школьном возрас­те. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нару­шающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В продаже есть много настольных игр: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с ре­бенком, следует проверить, как он руководствуется этими правила­ми на практике, все ли выполняет точно.



Летом на отдыхе следует закрепить и расширить знания ре­бенка о безопасном поведении, например познакомить его с пра­вилами обращения с животными — дикими и домашними, научить плавать и правильно вести себя на водоемах. Используйте макси­мальную возможность ежедневного общения с ребенком для того, чтобы научить его заботиться о своем здоровье.
ч. 1