Лекция Вводная лекция План лекции: Цель курса и требование к миссионеру

ч. 1
Лекция 1. Вводная лекция
План лекции:

1. Цель курса и требование к миссионеру.

2. Основные принципы проповеди.

3. Главная весть миссионера.

4. Объект миссии.

5. Принцип свидетельствования.

6. Сила миссионера.

7. Духовный смысл миссии.

8. Критерии истинности информации и правильности ее интерпретациb.

9. Истинность Священного Придания

10. Решение Церковных Соборов.
1. Цель курса и требование к миссионеру.

Изучить Православное вероучение на основании Священного Писания, так как его преподать современному человеку. Требование к миссионеру по использованию Священного Писания – необходимо свободно ориентироваться в составе и содержании Библии Библия у миссионера должна быть всегда с собой. Первое домашнее задание – выучить наизусть оглавление Библии. В плане обучения миссионер отличается от обычного человека, который хочет просто что-то изучить тем, что миссионер усваивает информацию с целью передачи ее кому-то.


2. Основные принципы проповеди.

Миссионер опирается, прежде всего, на Священное Писание, но не так как ему хочется, а так как его понимает согласие отцов. Миссионер должен нести весть Иисуса Христа о прощении грехов: (Лк. 24:46-49). Мы возвещаем во имя Христа «покаяние и прощение грехов во всех народах». Самая главная весть миссионера: «прощение грехов во всех народах» (Лк. 24:47). То есть, самая главная весть: это то, что нам обещается прощение грехов. Нам говорят: «Как это все у вас христиан легко: покаялся, и грехи тебе простили!» Отвечаем: «Да у нас христиан очень легко! Попробуйте, сами получите!» В этом немыслимая новость, новизна Евангелия, потому что прощение грехов означает то, что причинно – следственные связи рвутся: «Мое прошлое мной уже больше не управляет, я могу начинать с чистого листа, я попадаю в первый день творения, и все мои пути начинаются от аналоя с Крестом и Евангелием». Мы начинаем жить с чистого листа благодаря милости Бога, за которую очень дорого заплачено кровью Господней. Весть о прощении грехов является сердцевиной вести о христианстве.

Мы возвещаем покаяние – это перемена мировоззрения. Мы требуем от всех народов изменения мировоззрения. Бог утверждает, что невозможно человеку в естественном состоянии никогда принять Евангелие, если он не поменяет своего мировоззрения. Евангелие нельзя механически приложить к существующему мировоззрению: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23) – в этом отрывке говорится о том, что есть воля Божия и о том, что она отличается от мнения человека. Самое главное: (Мф. 9:16-17) – Господь прямо говорит: нельзя совместить старые, ветхие «мехи» обычного человеческого мировоззрения с новым «вином» Евангелия. Наша задача: требовать изменения мировоззрения взамен старому языческому на христианское.

Мы являемся свидетелями причастия, покаяния и прощения грехов, это очень важно, именно этому мы точно свидетели. Мы знаем точно и совершенно, что нам грехи прощены. Мы в это не просто верим, мы это видим: «Вы же свидетели сему». То есть, «вы являетесь свидетелями» – Господь сказал это апостолам.

Из этого следует то, что мы должны говорить то, что нам Бог сказал без прибавления и убавления. «В деле миссионерства самое главное передать слово Божие в чистом виде, как чистое вино не смешанное ни с чем, тогда оно будет обладать целительной силой. Иначе когда оно будет разбавлено какими – либо человеческими умозаключениями, оно потеряет свою силу (свт. Феофан Затворник).

Представьте себе два варианта проповеди: 1) «Давайте мы с вами представим, что есть высшее представление о Боге; например, то, что Бог есть любовь и разберем, какое из учений этому наиболее соответствует»; такой подход вполне работает, но есть второй способ проповеди: 2) «Бог сказал так, и Он повелевает делать то». Второй способ для проповеди лучше потому, что в первом случае на все построенные умозаключения собеседники могут выдвигать свои контрзаключения, и это уводит в сторону от главной темы проповеди.
3. Главная весть миссионера.

То есть мы возвещаем Иисуса Христа распятого и воскресшего из мертвых для того чтобы искупить нас от греха проклятия смерти. «Надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов».



Правило №1: никогда не говорите: «Мы считаем так…», или: «Наша Церковь так учит…». Всегда говорите: «Точка зрения Господа Бога такая…», «Бог сказал так…». Это принципиально важнейший момент. Если мы скажем что-то, что Божиим словом не является, то это будет грех лжесвидетельства.
4. Объект миссии.

Если человеку безразлична Истина как таковая, то ему неинтересно, что есть на самом деле, то такой человек закрыт для проповеди в принципе. Миссия не может дойти до того человека, который заблокировал себя от Бога своей злой волей. Если человек говорит, что ему наплевать на все, что у вас есть, то он в принципе закрыт для Бога. Ему нужно засвидетельствовать: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6:11). О том, как показать существование Бога, будем говорить специально, когда дойдет речь о том, кто такой Бог, сначала мы скажем, кто такой Бог, а потом изложим аргументацию, которая опровергает атеизм. Это взаимосвязанные вещи. Если человеку безразлична Истина, то такой человек не является объектом миссии.


5. Принцип свидетельствования.

Очень важно в основу разговора положить принцип свидетельствования: мы – свидетели это в первую очередь. Мы должны делать ставку в первую очередь на свидетельство, для этого нужно быть свидетелем так, чтобы тебя понимали. Миссионер должен употреблять как можно меньше терминов, оставляя самые необходимые. Наша задача говорить максимально простым языком, максимально понятным языком.

Когда наша логика исчерпана, и сказать больше нечего, нужно не просто замолчать, а сделать вывод. И потребовать у собеседника ответа: «Ты согласен или не согласен?» Если не согласен – почему? В случае несогласия по тезисам разобрать, в чем именно не согласен, добиться согласия и только после этого идти дальше. Если человек с нами в чем-то соглашается, это значит, что он в этой части изменил свое мировоззрение.

Не существует в природе полностью ложных мировоззрений. Они не возможны. «Химически» чистая ложь самоуничтожается, она аннигилируется, ее просто невозможно построить. Поэтому в любом самом ложном мировоззрении существует истинные элементы, на которых оно опирается. Поэтому не существует чисто ложных мировоззрений, а чисто истинное – может. Потому что чисто истинное мировоззрение исходит от чисто истинного Бога.


6. Сила миссионера.

Очень важный момент: чей силой мы действуем? Господь говорит: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Миссионерство всегда совершается всегда силой обетованного Богом-Отцом Духа Святого. Поэтому, начало миссионерства – молитва, середина миссионерства тоже молитва, и завершает миссионерство молитва. Без молитвы ничего не получится. И более того, существует одна гадкая мысль, которая лишает нас всякой силы. Мысль такая: «А у меня хорошо же получается!» Как только мы эту мысль примем, сразу гарантированно в течение одной минуты нас ждет громкий провал. Потому, что Бог отойдет от нас немедленно. Обратить другого человека может только Бог: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца (Ин.6:43-47). Итак, без помощи Бога-Отца никому и никогда обратить не удалось. Поэтому необходимо всегда опираться на силу Божию. Самые успешные миссионеры говорили, что им никогда и никого не удавалось обратить.


7. Духовный смысл миссии.

Человек, который выходит на дело миссии, реально попадает на переднюю границу духовной борьбы, он находится на краю вселенной в прямом смысле этого слова. Он сталкивается с тремя мирами одновременно: с миром Бога, от имени которого он действует; с миром людей со свободной волей, при чем видит здесь и немыслимое зло, которое там скрыто и немыслимое добро, которое там тоже скрыто; с миром злых духов, которые реально против него восстают. Поэтому, миссионер находится в точке трех миров – это пограничное состояние. Монахи – спецназ православия, а миссионеры – это диверсанты, они готовят наступление за пределами Церкви. Миссионерство – это крайне опасная, но и крайне великая вещь, потому, что речь идет уже о таких реальностях. Которые находятся на границе вселенной.


8. Критерии истинности информации и правильности ее интерпретации (понимания).

Если информация имеет полное соответствие с текстом Священного Писания, то она истинна. Критерии же правильности понимания текста Священного Писания: проверка Святым Духом и соответствие с пониманием согласия святых отцов Церкви. Когда мы проповедуем Евангелие, мы проповедуем не просто христианство, мы проповедуем веру святых апостолов, пророков и учителей Церкви, которая называется «православие». Это – та самая вера, которую дал нам Господь через пророков, апостолов, и главное, через Христа-Спасителя – Сына Своего. Именно поэтому эту веру мы должны черпать в Божественном Откровении. Божественное Откровение имеет две составляющие: Священное Писание и Священное Придание.

Когда мы объясняем некое учение Церкви, мы должны в обязательном порядке обосновать его из слова Божия. Это необходимо потому, что Слово Божие есть прямая речь Бога, звучащая в настоящем времени: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:63-65). Господь говорит: «слова мои – дух и жизнь». Слова Божие духовны и живительны, они и есть дух и жизнь. Это есть прямая речь Бога к человеку. Поэтому существует правило ежедневного чтения Священного Писания. И поэтому его очень многие нарушают именно из-за того, что они боятся того, что им скажет Бог то, что им не хочется. Именно в этом причина не чтения Священного Писания. Известно, что человек, не читающий Священное Писание, отдаляется от Церкви. Ему тяжело слышать Бога, ему тяжело там, где Бог рядом находится.

Само Слово Божие, цитируемое нами, обладает собственной внутренней живой силой, которая действительно действует на людей. Вспомним знаменитую историю о том, как Антоний Великий решил стать монахом. Он шел к себе на поле и случайно зашел в храм, где в это время читали слова Евангелия: (Лук. 9:23) Он вышел из храма, пошел, продал все, что имеет, раздал нищим и ушел в монастырь. То есть само Слово Божие оживило человека. Именно поэтому мы всегда цитируем Священное Писание. Как говорил святой Кирилл Иерусалимский: «Если я говорю тебе что-то не основанное на Священном Писании, не верь мне».



Критерий правильности понимания Слова Божия. Часто приходится слышать: «Это ваши интерпретации!» Или: «Мы так понимаем, вы так понимаете – у каждого своя правда, у каждого своя точка зрения. У нас у всех есть право на свои точки зрения». Модная теория: «теория теологуменов», которая говорит о том, что существуют частные богословские мнения, а богословие – это наука творческая. Это, на самом деле – ложь. Слово «теологумен» изобретено в XIX веке Адольфом Гарнаком. В православие оно впервые введено Василием Васильевичем Болотовым. Со святоотеческим учением оно ничего общего не имеет. Святые отцы знали мнение Церкви и частные богословские мнения. Для святых отцов частное богословское мнение – это то, мнение, которое не одобрено вселенской полнотой и чаще всего ошибочное.
9. Истинность Священного Придания

О Священном Придании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.» (2 Фес. 2:15). Апостол повелевает стоять и держаться Придания, которым научены или словом или посланием. «Словом» – это устное Придание, а письменное Придание, это Священное Писание. Это высшая часть Священного Придания Церкви. Библейское обоснование обращения к святым отцам (Пс. 77:5-8). Это закон положенный Богом: передавать от отцов к детям, которые в свою очередь передавали своим детям быть верным Богу, вспоминать Его чудеса. Об этом сказано как о законе в книге царя Давида.

Подавляющее большинство наших догматов говорят о чудесах Бога: о самом Боге говорят догматы о Святой Троице и о свойствах Бога, а все остальные о великих чудесах Бога. Православие без чудес – не существующая религия, без чудес оно умрет сразу же. У нас от Символа Веры ничего не останется. Догматы Божии были сформулированы окончательно и бесповоротно в день Пятидесятницы. Пятидесятница – день завершения догматического богословия, потому, что большего откровения, чем Боговоплощение и сошествие Святого Духа нет в природе. Поэтому, и говорит Церковь: «Конечный праздник Пятидесятницы».

Последующие Соборы существовали не для того, чтобы заново что-то определить. Их задача была отсекать ложные толкования. Их задача была чисто консервативная: отсекать. Формулировки были даны для того, чтобы отделять, определять. Определять – значит ставить пределы, показывать, как не должно понимать. Почти все определения Соборов были связаны с анафемами: «Если, кто-либо будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема! Или, кто-либо не будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!»

Само Откровение дано однажды, и навсегда святым, и Новейшего Завета не будет. Прямо сказано: «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3). Сказано именно «однажды», а не «многажды» преданную святым. О том, что догматическое развитие завершилось, прямо сказано «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1:1-4). Итак величайшее откровение дано в Сыне в Христе. Это последние дни, знак последних времен – величайшее Откровение, данное через Сына Божия.

Миссионер не имеет права употреблять термин «последние дни» в смысле отличном от значения, того, что последние дни есть время, когда Бог непосредственно действует в этом мире, когда вечность врывается во время. Поэтому последние дни наступили с момента Боговоплощения. Поэтому, в день Пятидесятницы Апостол Петр сказал: «но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:16-17). Поэтому, когда нас спрашивают: «Когда наступят последние дни?», – отвечаем: «2000 лет назад! Наступили последние дни, Завет уже дан!».

Откровение держится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. То есть, любое философское внецерковное учение ложно по факту. Если некое учение возникает вне церкви, его можно как истину не обсуждать. Все внецерковные учения ложны потому, Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:14-16). Прямо сказано «столп и утверждение истины – Церковь». Как записано в катехизисе: «Не должно искать истину вне Церкви, когда как в богатую сокровещницу апостолы положили все необходимое для спасения». Таким образом, внецерковные учения не истинны по факту своего происхождения. Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной истины там нет. Возникает вопрос Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Этот вопрос не имеет смысла, поэтому Христос молчал. Вопрос имеет смысл только так: «Кто есть Истина?». Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина.


10. Решение Церковных Соборов.

Высшим проявлением церковной власти является Вселенский Собор. Поэтом голос Вселенского Собора – это голос Святого Духа. Итак, что значит голос Вселенского Собора, что относится к постановлениям Вселенского Собора, которыми недвусмысленно и четко описываются Истина? Это:



1 Оросы – определения (Символ Веры, и другие определения).

2 Одобренные Вселенскими Соборами документы (их очень много, например: томас Папы Льва, послание св. Кирилла Александрийского к Несторию, послание св. Целестина и т.д.).

3 Канонические правила.

Все, что выражено в этих документах для нас не подлежит обсуждению. Если не существует постановления Вселенского Собора на данный момент. В этом случае мы руководствуемся 19-м правилом Трульского Собора (так называемым V-VI Вселенским Собором): «Недопустимо истолковывать Священное Писание иначе, чем его истолковывали учителя Церкви».

Как определить конкретно данное мнение святого отца является для нас обязательным или нет? Ведь мы знаем, что даже Священное Писание можно неверно истолковать, то тем паче и святых отцов можно неверно истолковать. Для этого существует принцип преподобного Викентия Лиринского: «Истиной является то, чему учили 1) святые, прославившиеся богоугодной жизнью и особенно мученической кончиной, 2) все или, по крайней мере, большинство их, 3) всегда, 4) повсеместно».

1) Мучениченической кончиной выделяется в силу того, что в них прямо говорил Святой Дух, когда их вели на смерть. Требуется святость .

2) Как определить все или большинство? Есть очень важный принцип: когда некое учение высказывается святыми отцами в течение длительного периода времени, когда все учат так, а один учит по-другому, то правы все, а не прав один.

Например, существующее ранее учение о всеобщем спасении осуждалось многими отцами: св. Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Киприан Карфагенский, Мефодий Олимпийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, св. Кирилл Александрийский и многие другие. Но был святой отец Церкви, который учил обратное, это – св. Григорий Ниский, который учил о том, что возможно всеобщее спасение. В этом случае св. Григорий Ниский не прав, что подтверждено V Вселенским Собором, который четко осудил учение о всеобщем спасении. Один человек допускать ошибки может, но согласие отцов допускать ошибки не может.

Для того, чтобы нам было легче ориентироваться в большом наследии святых отцов, Церковь устами V Вселенского Собора выделила несколько отцов, чьё мнение признано образцовым, их 11. Этот список потом Церковь еще сузила до 3-х Великих Отцов: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Это – образцовое мерило православия. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев разногласия между мнениями святых отцов носят не противоречивый, а дополнительный характер. Очень часто отцы Церкви излагают что-либо именно для конкретного времени в том смысле, что они выделяют в первую очередь то, что для этого времени важно.

3) Что значит всегда? Если некоторое учение не содержится у святых отцов постоянно, значит, это учение не является православным. Любое новое учение для православия – синоним ереси.

Если, например, в светской науке с восторгом говорится о новой теории как о продвижении, как о прогрессе, то для нас новая теория – это регресс. Новое учение – это гарантированное падение вниз. Потому, что Откровение не увеличивается, уменьшиться может, а увеличиться – нет. Абсолютное Откровение, данное Богом, не может усовершенствоваться. Именно поэтому постоянство учения крайне важно. Речь идет не о новой формулировке, а о новой доктрине, о новом учении, которое является ересью или в лучшем случае ошибочным мнением, которое может попасть к святому из-за того, что он не до конца очистил свой разум от влияния мира сего.

4) Что значит повсеместно? Это значит, что учение не должно быть локальной традицией какой-либо церкви. Например, может ли иметь вероучительное значение язык богослужения? Нет, потому, что это а) не учение, б) из-за локальности. Но в дисциплинарном смысле имеет значение: мы обязаны следовать тем книгам, которые одобрило священноначалие и в той форме, которую одобрило священноначалие. Но когда язык объявляется догматом, тогда уже начинается изменения статуса данного церковно-дисциплинарного явления. Есть вещи более опасные. Например, святые римские епископы, начиная с конца IV века до X века, построили развитое учение об особой мистической роли римского епископа в Церкви, из которого позднее вырастет представление о Римском Папе как о главе Церкви.



Мы должны постоянно заниматься построением в своей голове цельной системы мировоззрения. Это нужно для спасения души.

Мы уже говорили, что возвещается покаяние и прощение грехов, начиная с Иерусалима. То есть распространять весть, которую принесло Воскресение Христово о перемене мировоззрения, и благодаря этому, прощение грехов, это та задача, которая нам поставлена. Мы должны поменять мировоззрение по всему кругу, взявши за основу некий текст, который является для нас образцовым. Без знания которого, без исповедования которого никто не может быть допущен к таинствам. Этот текст: Символ Веры. Это мерило необходимой веры, благодаря которой человек может быть допущен к таинствам. Православный – тот, кто верит согласно Символу, кто не верит согласно Символу, православным не является. Если человек не учит согласно Символу Веры, то он не православный по факту. Господь сказал: (Мф. 23:15). Поэтому мы обязаны нести чистое слово Божие без добавления, без убавления, без искажения – так, как его Господь передал. Не надо идти на поводу популярных идей, типа: «Главное, чтобы проповедовали, а что проповедовали – неважно!» Если учение не несет Откровения Божия, оно не нужно.


Вопросы к лекции:

1. Какая цель изучаемого курса?

Изучить Православное вероучение на основании Священного Писания, так как его преподать современному человеку.


2. Какие основные принципы проповеди?

Миссионер опирается, прежде всего, на Священное Писание, но не так как ему хочется, а так как его понимает согласие отцов Церкви. Миссионер должен нести весть Иисуса Христа о прощении грехов. Мы возвещаем во имя Христа «покаяние и прощение грехов во всех народах». Самая главная весть миссионера: «прощение грехов во всех народах» (Лк. 24:47). Мы возвещаем покаяние – это перемена мировоззрения (Мф. 7:21-23). Мы требуем от всех народов изменения мировоззрения. Бог утверждает, что невозможно человеку в естественном состоянии никогда принять Евангелие, если он не поменяет своего мировоззрения.


3. Кто из людей закрыт для миссии?

Изначально никто, миссионерствовать нужно всем. Но если человеку безразлична Истина как таковая, то ему неинтересно, что есть на самом деле, то такой человек закрыт для проповеди в принципе. Миссия не может дойти до того человека, который заблокировал себя от Бога своей злой волей.


4.Чьей силой происходит миссионерство?

Миссионерство всегда совершается всегда силой обетованного Богом-Отцом Духа Святого. Поэтому, начало миссионерства – молитва, середина миссионерства тоже молитва, и завершает миссионерство молитва. Без молитвы ничего не получится. Господь говорит: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49).


5. Кокой духовный смысл миссии?

Миссионер сталкивается с тремя мирами одновременно: с миром Бога, от имени которого он действует; с миром людей со свободной волей, при чем видит здесь и немыслимое зло, которое там скрыто и немыслимое добро, которое там тоже скрыто; с миром злых духов, которые реально против него восстают. Поэтому, миссионер находится в точке трех миров – это пограничное состояние. Монахи – спецназ православия, а миссионеры – это диверсанты, они готовят наступление за пределами Церкви. Миссионерство – это крайне опасная, но и крайне великая вещь, потому, что речь идет уже о таких реальностях. Которые находятся на границе вселенной.


6. Какие критерии истинности информации?

Если информация имеет полное соответствие с текстом Священного Писания, то она истинна. Критерии же правильности понимания текста Священного Писания: проверка Святым Духом и соответствие с пониманием согласия святых отцов Церкви. Когда мы проповедуем Евангелие, мы проповедуем не просто христианство, мы проповедуем веру святых апостолов, пророков и учителей Церкви, которая называется «православие».


7. Как доказать истинность священного Придания Церкви?

О Священном Придании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.» (2 Фес. 2:15). Апостол повелевает стоять и держаться Придания, которым научены или словом или посланием. «Словом» – это устное Придание, а письменное Придание, это Священное Писание. Это высшая часть Священного Придания Церкви.






ч. 1