Лекция первая основные понятия физиологии возбуждения

ч. 1 ... ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11

Условные двигательные рефлексы могут возникать с любого анализатора. Очевидно, двигательные условные рефлексы пред­ставляют собой более совершенную форму приспособления орга­низма к условиям существования, чем безусловные двигательные рефлексы.

Произвольные движения человека, направленные на актив­ную переделку среды существования в интересах создания луч­ших условий уравновешивания организма и среды, представ-

305


ляют собой сложные двигательные условные рефлексы, связан­ные с функционированием второй сигнальной системы.

Постараемся глубже понять физиологическую природу коор­динации двигательных актов.

Как мы уже указывали, каждый двигательный акт представ­ляет собой совокупность многочисленных двигательных рефлек­сов— проприорецептивных, вестибулярных и кожных, прояв­ляющихся в тетанической и тонической сократительной деятель­ности мышц.

Координация этих двигательных рефлексов осуществляется за счет взаимодействия различных отделов центральной нервной системы, содержащих высшие и промежуточные нижерасполо­женные центры двигательной иннервации: коры больших полу­шарий, мозжечка, ствола головного мозга и спинного мозга. Другими словами, в координации двигательных рефлексов при­нимают участие центральные и прежде всего корковые звенья самых различных анализаторов, имеющих прямое или косвенное, опосредованное отношение к эфферентной иннервации двига­тельного прибора,— центры двигательного (включая вестибу­лярный аппарат) анализатора, кожного, зрительного, слухового, обонятельного, вкусового анализаторов, внутренних анализа­торов.

Физиологическим механизмом координации двигательных безусловных рефлексов является взаимодействие очагов возбуж­дения и торможения в центрах разнообразных анализаторов, осуществляемое по законам доминанты.

Классическим примером такого взаимодействия является ин­нервация мышц-антагонистов при выполнении двигательным прибором локомоторного акта, акта передвижения тела в прост­ранстве.

Возникновение очага возбуждения в корковых и спинномоз­говых центрах мышц-сгибателей одной из конечностей ведет к возникновению реципрокного сопряженного торможения в центрах мышц-антагонистов этой же конечности. Акт сгибания конечности осуществляется в этих условиях с наибольшим рабо­чим результатом. Одновременно в коре противоположного полу­шария головного мозга, равно как и на соответствующем спин­номозговом уровне, возникает обратная по физиологическому эффекту ситуация, вполне объяснимая сложной парабиотиче-•ской природой активности центральной нервной системы. Эта ситуация, выраженная в контрастном распределении состояния активности (возникновение возбуждения в центрах мышц-раз­гибателей и торможение центров мышц-сгибателей), определяет собой разгибание противоположной конечности и таким образом обеспечивает сохранение равновесия тела.

В следующий момент времени происходит перераспределение состояния возбуждения и торможения в центрах, вполне подчи-

306

няющееся законам временной эволюции и инволюции парабиоти-ческого процесса. Антагонистические центры берут на себя роль центральных очагов возбуждения, оказывая тормозящее влияние на ранее возбужденные центры. В результате ранее согнутая конечность выпрямляется и принимает на себя тяжесть тела уже в новой пространственной точке, тогда как противополож­ная конечность сгибается для последующего переноса ее вперед.



Таким образом, даже относительно простой двигательный акт имеет в основе своей закономерную координационную дея­тельность центральной нервной системы, возникающую по пово­ду разнообразных воздействий с рецепторных систем организма.

Если же мы вспомним, что в естественных условиях сущест­вования каждый элементарный двигательный акт обрастает суммой дополнительных вспомогательных двигательных поло­жительных и отрицательных безусловных рефлексов, проявляю­щихся в возникновении или прекращении деятельности различ­ных мышц и направленных на формирование наибольшей рабочей эффективности основного двигательного акта, то сложность координационной деятельности нервной системы станет особенно очевидной.

Еще более сложная по своим интимным физиологическим механизмам центральная координация двигательных условных рефлексов. Здесь основным принципом координации является возникновение временных условнорефлекторных связей между корковыми звеньями отдельных анализаторов. Сигнальный ха­рактер внешних раздражений, расширение сферы внешних воз­действий, способных оказать определяющее или вспомогательное влияние на двигательную деятельность организма, превращают двигательные условные рефлексы в могучее средство приспособ­ления организма высших животных и человека к меняющимся условиям существования.

У человека координация произвольных двигательных актов связана с функционированием второй сигнальной системы. Отсю­да произвольные движения человека, связанные своими меха­низмами с физиологическими корнями мышления человека, раз­виваются и совершенствуются параллельно развитию мышления.

Напомним еще раз, что все движения, которым обучается в течение жизни человек, являются условными рефлексами. В ос­нове двигательных навыков или умений, представляющих собой содержание профессиональной направленности человека в жиз­ни, лежат сложные системы условных двигательных рефлексов. Другими словами, физиологической природой двигательных на­выков является динамический стереотип условнорефлекторной деятельности головного мозга человека.

Все основные законы, определяющие собой выработку дина­мического стереотипа, трудности его возникновения и ломки, за­висимости между способностью к стереотипической деятельности

307

и типовыми, индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности полностью приложимы к выработке двигательных навыков и умений.



Учение Павлова о динамическом стереотипе заново освещает физиологическую природу физического воспитания, трудовой тренировки как средства облегчения повторного воспроизведе­ния динамических стереотипов, лежащих в основе трудовых на­выков и умений в силу закрепления динамического стереотипа временных связей в коре больших полушарий.

Жизнь и отображающая ее художественная литература при­водят нам множество примеров того, как воспроизведение опре­деленного динамического стереотипа, требующего вначале боль­шого нервного напряжения и труда всего организма, постепенно, в порядке упражнения и тренировки, освобождается от этих трудностей и превращается почти в автоматический акт дея­тельности.

В свое время Сеченов высказал гениальное предположение о тесной и неразрывной связи, существующей между мышлением человека и его рефлекторной деятельностью. Современное со­стояние учения о нервной деятельности подтверждает эту догад­ку. В настоящее время не только доказана условнорефлекторная природа формирования двигательной деятельности человека, но и обнаружена тесная связь ее с формированием второй сигналь­ной системы. Далее, в свете учения Павлова о второй сигнальной системе, не остается сомнений в том, что высшая, наиболее со­вершенная форма условнорефлекторных двигательных актов — устная речь — стоит в неразрывном единстве с существованием этой специально человеческой, качественно новой формы услов­ных рефлексов, составляя общую физиологическую базу психи­ческой деятельности человека.

Творческая природа произвольных движений человека опре­деляется ведущей ролью второй сигнальной системы в нервной регуляции и координации этих движений.

Взаимосвязи, существующие между аппаратом произвольных движений человека и второй сигнальной системой, наглядно вы­ступают в ходе возрастного созревания человека.

Первые слова человек произносит, впервые становясь на но­ги. Словесный фонд ребенка растет с расширением сферы инди­видуально приобретаемых двигательных навыков. Акт ходьбы обычно совпадает во времени своего формирования с произне­сением первых фраз, первых словесных обобщений. Наконец, окончательное формирование двигательного анализатора, обес­печивающее вопроизведение сложных, хорошо координирован­ных движений, увязывается во времени с качественно новым этапом развития и второй сигнальной системы — относительным освобождением ее от первой сигнальной системы, т. е. с этапом возникновения отвлеченного человеческого мышления.



308

Сближение основных особенностей высшей нервной деятель­ности ребенка и взрослого человека происходит на рубеже до­школьного и школьного возраста. Именно в этом 7—8-летнем возрасте анатомические особенности строения скелета и прежде всего двигательного аппарата верхних конечностей достигает того уровня развития, которое обеспечивает овладение ребенком актом письма — письменной речью — этой основой дальнейшего обучения ребенка.



Все это позволяет сделать вывод, что успешное воспитание и обучение детей требует тщательного внимания к возрастной гигиене двигательного аппарата, к физическому воспитанию ре­бенка. Гармоническое развитие психической и физической сто­роны личности в свете учения Павлова о высшей нервной дея­тельности человека выступает как главное условие правильного решения основных задач педагогики.
ч. 1 ... ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11