К проблеме диагностики леворукости у детей старшего дошкольного возраста

ч. 1
К проблеме диагностики леворукости у детей старшего дошкольного возраста в контексте подготовки к школьному обучению

Бучилова И.А., Снегова Н.Л.

 

Ситуация, в которой оказывается ребенок-левша в детском саду и в школе, оказывается зачастую весьма не простой. Так, И.С. Макарьев, таллиннский практический психолог, отмечает, что взрослые, не имея должного представления о феномене леворукости, испытывают затруднения в обучении воспитании таких детей. Если в детском саду особенности ребенка еще не так ярко выражены, то к моменту поступления ребенка в школу педагоги и родители могут оказаться перед рядом проблем, связанных, прежде всего с обучением чтению и письму. Ученые отмечают большую частоту нарушений чтения и письма у левшей: от 9 до 18%. Эти нарушения встречаются и у правшей, но в меньшей степени [3].



Соответственно, своевременная диагностика леворукости  и разработка рекомендаций по подготовке к школе леворуких детей являются актуальными направлениями психолого-педагогической практики [2], [3]. В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки. Для установления право-леворукости существует множество тестов. Одним из самых известных тестов является опросник А.П. Чуприкова, включающий десять вопросов: Какой рукой ребенок рисует? Какой рукой бросает камень, мяч? Какой рукой режет ножницами? и т.д. В зависимости от количества набранных баллов диагностируется леворукость, двурукость (амбидекстрия), праворукость [3].

Нами была проведена диагностика ведущей руки у детей в возрасте 5 – 6 лет, посещающих детский сад общеразвивающего вида № 88 г. Череповца в марте 2014 г. с использованием опросника А.П. Чуприкова. В эксперименте приняли участие 24 дошкольника.

По результатам данного теста можно констатировать, что у большинства детей ведущей является правая рука, амбидекстрия выявлена у одного ребенка, леворукость – у двух детей, что соответствует общестатистическим данным распространения данного феномена.

Родителям дошкольников было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ результатов анкетирования 20 родителей представлен в таблице 1.

Таблица 1


вопросы анкеты

ответы родителей

проценты

Обращались ли Вы к психологу или неврологу по поводу определения функциональной асимметрии? (леворукость, левшество, праворукость)

нет

100

Считаете ли Вы, что ребенка-левшу надо переучивать писать правой рукой?

нет

100

Какие трудности при выполнении письменных заданий испытывает Ваш ребенок?

 


-зеркальное написание букв, цифр

- грязь в тетради

- пропуски букв в словах

- в рисовании с образца



35

 

5



25

15


Испытывает ли ребенок трудности в устной интерпретации (пересказу смысла)текстов, при описании серии сюжетных картинок?

нет

 

да



80

 

20



Наблюдаете ли Вы у него упрямство, перепады настроения, отказ от выполнения заданий, частые слезы, нежелание идти в детский сад?

нет

 

да



50

 

50



Считает ли ребенок себя не таким как все и стесняется этого?

нет

100

Нужна ли помощь специалиста в решении комплекса проблем Вашего ребенка?

нет

 

да



95

 

5



Если да, то какая именно?

не знаю

5

 

Итак, результаты анкетирования родителей свидетельствуют о том, что несмотря на имеющиеся у дошкольников проблемы  с письмом (зеркальное письмо, пропуски букв, грязь в тетради) родители, в т.ч. родители леворуких детей, не испытывают большого беспокойства по этому поводу и не считают нужным обращаться за помощью к специалистам. Однако с началом обучения детей в школе педагоги и родители могут оказаться перед рядом проблем, связанных, прежде всего с обучением чтению и письму. Соответственно, превентивная работа, направленная на предупреждение школьных трудностей леворуких детей, должна проводиться в дошкольном учреждении.

Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлеченность непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами [3].

Особое внимание необходимо уделить практике письма леворукого ребенка. Методика обучения письму рассчитана на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради на письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме [1], [3]. Данные особенности методики обучения письму должны доводиться до сведения родителей и учителей через  консультации специалистов, методические рекомендации. Таким образом, своевременная диагностика леворукости, использование адекватной методики при обучении чтению и письму являются необходимым условием профилактики школьных трудностей у данной категории детей.

Литература

1.    Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 64 с.



2.    Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество, помогаем хорошо учиться / Е. Н. Емельянова. – М.: Эксмо, 2010. - 156 с

3.    Макарьев И.С.  Если ваш ребенок — левша. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 80 с.
ч. 1