К 1943 г. Рофс-132 старались применять на предельно больших дистанциях

ч. 1 ... ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7 ... ч. 304 ч. 305

На 1.01.1943 года на заводе имеется 63 штуки АТО-41 и патрон к нему латунных 30 000 штук. Порошка ОП-2 нет.

Прошу подтверждения ГАБТУ КА заводу №100 о немедленном изготовлении образца огнеметного танка Т-34с с размещением АТО в башне (подобие КВ-8с). Геометрические размеры боевого отделения вполне позволяют иметь огнеметный танк Т-34 с той же огневой мощностью, что и КВ-8с.

И.о. райинженер ГАБТУ КА инженер-подполковник Петров

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 1370. Л. 15 с об. Подлинник (11403).
8 января 1943 вышло Распоряжение ГКО № 2717 О плане лесозаготовок по Куйбышевской обл.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 44-45 (11012).
8 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2718 Об обеспечении Наркомвооружения и НКО ложевыми болванками и ствольными накладками в 1943 году.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 46-48, 49-50 (11012).
8 января 1943 вышло Распоряжение ГКО № 2719 [О бесперебойном снабжении торфом Ивановских электростанций.] (7072, 51-52).
8 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2720 О т.т. Кириченко А.И., Чуянове А.С.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 53 (11012).
8 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2721 Об организации законченного производства автомобилей на автозаводах им. Сталина Наркомсредмаша.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 54-56 (11012).
Армия:
8 января 1943 г. вышло "Положение о корректировочной авиации" (6467).
January 8, 1943: General Rokossovsky, C-in-C of Don Front, issues a surrender ultimatum to the troops of 6.Armee, guaranteeing "their lives and safety, and after the end of the war return to Germany', and promising that "...medical aid will be given to all wounded, sick and frost-bitten..." (3819).
8 января 1942 Рокосовский выдвинул ультиматум с предложением сдаться (3819).
January 8 1943 Paulus' 6th Army refuses the Russian demand to surrender (1052), ультиматум Рокосовского (2262).
8 января 1943 Паулюс отказался капитулировать (1052).
Внешняя политика:
8 января 1943 года

Ф. РУЗВЕЛЬТ И. В. СТАЛИНУ*

После того как я прочел Ваш ответ на мою радиограмму относительно Дальнего Востока, мне показалось, что я не совсем ясно выразил свою мысль. Как я раньше пояснял в отношении Южного Кавказа, отправка тяжелых бомбардировщиков в Россию в это время неосуществима иначе, как в составе существующих организованных авиачастей. Наше предложение относительно 100 самолетов связано с положением, которое возникло бы, если бы между Японией и Россией действительно начались военные действия.

При таких обстоятельствах мы рассчитали, что путем перегруппировки наших авиачастей на тихоокеанском театре можно было бы сконцентрировать в Восточной Сибири 100 самолетов в составе организованных авиачастей, потому что их действия, так же как и Ваши операции в этом районе, позволили бы нам сократить наши военно-воздушные силы в какой-либо другой части тихоокеанского театра.

В своей радиограмме я имел в виду составление предварительных планов обороны только на случай возможного нападения.

Немедленные мероприятия, которые я рекомендовал, относились к инспектированию и переговорам генерала Брэдли с советскими представителями.

Только путем подобного предварительного инспектирования и составления заранее планов будет возможно оказать достаточно скорую помощь в случае возникновения военных действий в Сибири. Я хотел бы в самом ближайшем будущем командировать генерала Маршалла с визитом в Москву, и если это может быть устроено, то я надеюсь, что Вы сможете обсудить этот вопрос с ним во время его пребывания.

Он сможет сообщить Вам о нынешнем положении в Африке, а также об операциях, запланированных на этот год на всех театрах войны. Я думаю, что это будет весьма полезным, и он будет располагать самыми последними сведениями.

Тем временем я был бы признателен за скорый ответ на мое предложение от 30 декабря о том, чтобы генерал Брэдли и его группа незамедлительно проследовали на Дальний Восток для инспектирования и штабных переговоров.

Выражаю мою высокую оценку продолжающегося наступления Ваших армий. Принцип постепенного перемалывания сил противника на всех фронтах начинает давать свои результаты (7430).


За рубежом:
8 января 1943 Британия передала Мадагаскар Свободной Франции (2100).
8 и 19 января 1943 состоялись две неудачные атаки англичан на управляемых торпедах (3961, 65).
Авиапромышленность:
9 января 1943 мотор АМ-42 N 4208 прошел внутризаводские 50-ти часовые испытания (1458,82).
9 января 1943 Н.Н.П. писал Н.А.Жемчужину:

«Многоуважаемый Николай Алексеевич!

Пользуюсь случаем сообщить Вам свои соображения по вопросу судьбы нашего завода в связи с намечающимся пуском в серию на з-де 81 нашего с[амолет]а. Несомненно, что всемерная с нашей стороны помощь при запуске И-185 является важнейшей задачей нашего завода, на что мы предполагаем бросить все наши силы. С этой целью мы предполагали бы помочь з-ду 81 прежде всего в освоении наших чертежей и в переработке их на серийные в заводском СКВ.

Это, несомненно, потребует переброску значительного количества ведущих конструкторов в Москву, причем они сильно помогут затем и цехам в сборке агрегатов с-та. Нам с Вами также придется много поработать над этим, вследствие чего, по-видимому, мы вас вызовем, если дело с запуском продвинется в положительную сторону...

Вам небезызвестная кампания ЦАГИ против высоких нагрузок на 1 м2 крыла истребителей, их предель-щина в этом вопросе (177-190 [кг/м2]), признание того, что пределом веса истребителя является 3100 кг и т.д. Вам ясна была наша позиция, наши возражения. Сегодня мы получили два категорических подтверждения нашей позиции в этом вопросе и опровержения «пре-делыцины» ЦАГИ.

Я хочу Вам сказать по Ме109С-2 и ФВ190А2. Первый самолет находится в НИИ ВВС на летных испытаниях, а по второму в Aeroplane и Flight напечатаны доклады из Англии также по летным испытаниям захваченного в плен с-та.

Материалы, безусловно, надежные.

Первое: полетный вес Ме - 3235 кг, РШ - 3850 кг при запасе горючего 450 литров. Нагрузка на 1 м2 - 202-205 кг/м2. Вираж - 21 "-22". Н [набор высоты] при боевом развороте 1500 м. Скорость у земли Ме - 502 к/ч, на 6000-7000-8000 м - 640-635 к/ч. Потолок 12-13 км. Скороподъемность на 5000<4,5' - на 10 км<17'.

Вам ясна та громадная и роковая разница в этих данных Ме с теми, кои нам все время преподносились из официальных источников (в отечественных официальных источниках публиковались заниженные летные характеристики самолетов противника, отсюда неверные оценки наших самолетов. - В.И.), и понятно, почему произошли события под Сталинградом (когда высокие характеристики немецких машин стали для нас неприятным сюрпризом. - В.И.). Мы здесь имеем две разницы. РМ имеет V 6,0 (на высоте 6000 м. - В.И.) = 625 к/ч.

Мне кажется, что благодаря этому актуальность наших машин возрастет еще более, но посмотрим...

Сейчас много работаем по чертежам для серии. Работы очень много и мы все время боимся, что вот грянет постановление (о запуске И-185 в серию. - В.И), а чертежи не будут доведены - поэтому всячески спешим. Надеюсь успеть» (10667).
9 января 1943 года вышло решение ГОКО № 1903 о реэвакуации з-да № 293 из Билимбая в Химки (9360).
Другие оборонные отрасли:
9 января 1943 г. Начальник ТУ ГБТУ КА Афонин утвердил:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЛИГОННЫХ ИСПЫТАНИЙ 76-мм САМОХОДНОЙ ПУШКИ, ИЗГОТОВЛЕННОЙ ГОРЬКОВСКИМ АВТОЗАВОДОМ им. МОЛОТОВА

Результаты испытаний показывают, что:

1. Система охлаждения двигателя самоходной установки не отработана.

2. Не достигнута синхронность включения передач в коробке перемены передач самохода.

3. Отказ в работе двигателя.

Все попытки устранения указанных дефектов на месте и на заводе положительных результатов не дали. Ходовых испытаний АНИОП ГАУ КА по указанным причинам провести не смог.

Кроме недостатков по механической части самохода во время отстрела, выявлена недостаточная высота броневой защиты боевого отделения, из-за чего расчету приходится работать в неестественно-согнутом положении.

Неудачно расположены подъемный и поворотный механизмы и укладки боеприпасов.

Заключение комиссии о нецелесообразности дальнейшей доработки указанного образца считаю совершенно правильным, имея в виду, что подобный самоход в более отработанном виде пущен на производство на заводе №38.

Начальник 6 отдела ТУ ГБТУ КА инженер-подполковник Ковалев

Начальник 4 отдела ТУ ГБТУ КА инженер-подполковник Ненароков

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 1403. Л. 4. Копия (11403).
9 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2722 О мероприятиях по обеспечению бесперебойной работы черной металлургии в январе и I квартале 1943 г.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 57-85, 86-145 (11012).
9 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2726 Об обеспечении ремонтными комплектами запасных частей, агрегатами и деталями для производства ремонта танков на Южном, Юго-Западном и Донском фронтах. (7073, 1-2).
9 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2731 О материально-техническом обеспечении предприятий Наркомата электростанций на первый квартал 1943 г. и о плане капитального ремонта действующего энергооборудования электростанций.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 80, лл. 131-136, 137-255 (11012).
9 января 1943 На Балтийском заводе окончены швартовные испытания эсминца "Сторожевой", находившегося на капитально-восстановительном ремонте (10671).
Армия:
9 января 1943 г. 7 Ил-2 622-го шап под командованием капитана Бахтина в сопровождении 7 истребителей Як-1 из 236-го иап (ведущий - комэск ст. л-т Белоусов) нанесли настолько эффективный бомбоштурмовой удар по аэродрому Сальск, что он вошел во все учебники по тактике, став классикой боевого применения штурмовой авиации.

Аэродром Сальск, после выхода войск Красной Армии в район Тацинская и Морозовск стал основной базой немецкой транспортной авиации. К этому времени на аэродроме Сальск, по данным воздушной разведки, скопилось до 150 транспортных самолетов противника, стоящих крыло к крылу.

Первый заход в 11.08 группы Ил-2 был совершен с юга из-за облаков и поэтому оказался для противника внезапным. В первых двух заходах экипажи самостоятельно выбирали цели и производили бомбометание с высоты 400 м. В последующих четырех заходах штурмовики расстреливали немецкие самолеты реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем.

Всего было израсходовано 26 ФАБ-100, 56 PC-82, 1386 снарядов к пушкам ВЯ, 300 снарядов к пушкам ШВАК, 120 патронов к пулеметам УБТ и 3820 патронов к пулеметам ШКАС.

Во время удара Ил-2 по аэродрому истребители прикрытия вели воздушный бой с 4 Bf109. ПВО аэродрома (до 7 батарей зенитной артиллерии) пришла в себя лишь после первого захода штурмовиков и открыла сильный огонь по штурмовикам и "Якам".

В результате атаки группы Ил-2 по официальному подтверждению лиц, работавших во время удара на аэродроме, было повреждено и уничтожено 72 самолета Ju52, два Bf109 были сбиты воздушными стрелками над аэродромом в воздушном бою и одного "мессера" завалили "Яки" из группы прикрытия. Два "ильюшиных" были подбиты зенитной артиллерией и совершили вынужденную посадку на территории, занятой противником. Из состава группы истребителей прикрытия с боевого задания не вернулось два "Яка".

Таким образом, потери самолетов противника, приходящиеся на один самолето-вылет штурмовиков Ил-2 в этом бою, составили свыше 10 самолетов. Конечно же, этот случай исключительный - средняя результативность ударов Ил-2 по аэродромам противника была на порядок ниже (6467).
9 января 1943 7 Ил-2 во главе с к И.П.Бахтиным в сопровождении одной эскадрильи Як-1 нанесли удар по аэродрому в Сальске и из 300 самолетов за шесть заходов уничтожили 72 потеряв 4 своих (340,107).
9 января 1943 г. 7 Ил-2 во главе с капитаном Бахтиным в сопровождении 7 Як-1 от 236-го иап нанесли настолько эффективный бомбоштурмовой удар по аэродрому Сальск, что он вошел во все учебники по тактике штурмовой авиации.

После выхода войск Красной Армии в район Тацинская и Морозовск аэродром Сальск стал основной базой немецкой транспортной авиации. К этому времени на аэродроме поданным воздушной разведки скопилось до 150 самолетов различного типа.

Первый заход Ил-2 выполнили из-за облаков. В течение 15 минут (с 11.08 до 11.23) экипажи бомбили и расстреливали немецкие самолеты реактивными снарядами и пу- леметно-пушечным огнем. Всего было израсходовано 26 ФАБ-100, 56 РС-82, 1386 снарядов к пушкам ВЯ. 300 снарядов к пушкам ШВАК, 120 патронов к пулеметам УБТ и 3820 патронов к пулеметам I1IKAC.

Зенитные расчеты противника открыли огонь лишь после первого захода штурмовиков. Пока Ил-2 били по самолетам на аэродроме, истребители прикрытия вели воздушный бой с 4 Bf 109. На отходе от аэродрома штурмовиков атаковала вторая группа "мессершмитттов". В ходе воздушного боя воздушным стрелкам удалось сбить 2 Bf 109 и одного "мессера" завалили "Яки". Свои потери составили 2 Ил-2, подбитых зенитным огнем и севших на территории противника, и 2 Як-1, сбитых в воздушном бою.

Потери противника оказались значительно выше. По данным агентурной разведки на аэродроме Сальск было повреждено и уничтожено до 72 самолетов Ju 52/3m.

Конечно же, этот случай исключительный - средняя результативность ударов Ил-2 по аэродромам противника была на порядок ниже. К тому же необходимо учитывать определенный "стандарт" завышения потерь противника. Но и с учетом этого, результат группы капитана Бахтина впечатляет - не менее двух-трех поврежденных или уничтоженных самолетов противника, приходящийся на каждый экипаж, участвовавший в налете (12020).


В период с 9 по 14 января 1943-го под Сталинград дополнительно прибыло 222 Ju52, 62 Не111, 20 Fw200 и 30 Не177.

Для обеспечения окруженных войск 6-й полевой армии и соединений 4-й танковой армии боеприпасами, горючим, продовольствием, медикаментами и другими необходимыми припасами германское командование стало налаживать переброску необходимых грузов по воздуху самолетами транспортной и бомбардировочной авиации.

С этой целью немцы спешно подготовили аэродромы Тацинская (емкость до 600 самолетов типа Ju52 и Ju86 - 11 групп) и Морозовск (емкость до 400 самолетов) в качестве основных баз снабжения окруженных войск, а аэродромы Чернышковский, Котельниково, Зимовники и Сальск - в качестве вспомогательных.

Внутри кольца окружения для приема транспортных самолетов немецкое командование использовало 5 аэродромов (Б. Россошка, Басаргино, Питомник, Гумрак, Воропоново), на которых имелось до 20 истребителей ВТ109, поднимаемых для встречи транспортников.

На помощь "котлу" были брошены лучшие кадры Люфтваффе - 406-я и 700-я группы транспортной авиации и 3-я авиагруппа особого назначения. Кроме этого, для транспортировки грузов были привлечены 55-я и 57-я бомбардировочные эскадры. Позже к переброске грузов было решено привлечь и часть сил 4-й, 6-й и 27-й бомбардировочных эскадр (6467).
9 января 1943 советское командование прислало парламентера к окруженному под Сталинградом немецкому фельдмаршалу Паулюсу с предложением сдаться (4962).
С 9 по 14 января 1943 года в район Сталинграда прибыло еще 20 четырехмоторных самолетов ФВ-200 и 30 Хе-177. Общее число машин достигло 600. Теоретически такого количества самолетов было достаточно, чтобы обеспечить подачу в "котел" ежедневно обещанные Гитлером 500 тонн грузов, однако на деле даже в удачные дни удавалось переправить не более 300 тонн (3573).
С 9 по 14 января 1943 к немецким самолетам, снабжавшим Сталинград (в январе - до 300-350 Ю-52, 200 Хе-111 и 60 Ю-86 прибыли 20 ФВ-200 и 30 Хе-177. Все равно за день доставляли не 500, как поручил А.Г., а не более 300 (2783,30).
January 9, 1943: The Soviet ultimatum to 6.Armee at Stalingrad is ignored by order of Colonel-General von Paulus, and the battle continues with unabated ferocity (3819).
9 января 1943 фон Паулюс отклонил советский ультиматум (3918).
Внешняя политика:
9 января 1943 года

Ф. РУЗВЕЛЬТ И. В. СТАЛИНУ*

Я принял меры для того, чтобы выделить Вам в 1943 году 200 транспортных самолетов Си-47, начиная с января.

Ваша миссия здесь будет извещена о датах поставок по месяцам.

Я намерен сделать все возможное, чтобы предоставить Вам еще одну сотню, но Вы можете определенно рассчитывать на 200 самолетов, упомянутых выше (7430).
За рубежом:
9 января 1943 прояпонский режим Китая объявил войну Англии и США (4962).
January 9, 1943. The Lockheed C-69 transport (a military version of the Model 49 Constellation) makes its first flight at Burbank, Calif (1089).
9 января 1943 первый полет выполнила военно-транспортная версия Локхид Констелейшн (1089).
Авиапромышленность:
10 января 1943 закончились заводские серийного Як-1 с серийным М-106-1ск, которые начались в августе 1942 и потом проводились также в октябре 1942 (198,52).
10 января 1943 ГКО поручило 292 заводу перейти на них полностью к апрелю 1943. Не пошло (198,53).
10 января 1943 вышло решение ГКО N ГОКО-2727сс, которое обязало завод 153 выпустить 40 Як-7 с двойным управлением для школ ВВС КА (2519).
С 10 января по 12 февраля 1943 в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения) проходили испытания вооружения на Як-9Т с НС-37. Пушка выступала на 160 мм (65,116).

В январе 1943 в ОКБ А.С.Я. был построен Як-9Т с НС-37 (65,116).


10 января 1943 г. закончились заводские испытания серийного Як-1 № 01111 с серийным мотором М-106-ICK (первые серийные моторы М-106П, получившие новое обозначение, были выпущены 8 ноября 1942 г.). На испытаниях были достигнуты максимальные скорости горизонтального полета у земли - 535 и на высоте 3400 м - 606 км/ч. Высоту 5000 м самолет набрал за 5,1 мин. Испытания подтвердили необходимость увеличения на 12-15 % (для обеспечения нормального температурного режима мотора) эффективности существующих охлаждающих устройств. Отмечалась также тряска мотора на переходных режимах (1800-2200 об/мин), детонация и повышенный расход топлива, дымление на всех режимах работы (12048).
10 января 1943 г., полагая, что авиационная промышленность и ОКБ сумеют преодолеть трудности доводки самолета и мотора, ГКО своим постановлением обязал завод № 292 к апрелю полностью перейти на выпуск самолетов Як-1 с мотором М-106-ICK. В январе и феврале 1943 г. завод выпустил 47 машин с новым мотором. Из-за предсказуемых трудностей с доводками все машины было решено отправить в части 3-й зиаб близко расположенные к Саратову. Все отправленные 25 машин (пять в январе, 16 в феврале, четыре в марте) эксплуатировались на аэродроме Разбойщина. В процессе изготовления и доводки машин на завод пришло указание о замене моторов М-106П с серийными номерами ниже № 42 в связи с их некондиционностью. Из 33 таких самолетов 13 уже было отправлено в часть. Новых моторов завод так и не получил. Все отправленные самолеты с моторами М-106 были возвращены на завод, где на них заменили моторы обычными форсированными. На предъявленных на государственные испытания самолетах № 17122 и 33123 дефекты мотора, имевшие место при заводских испытаниях Як-1 № 01111, проявились в полной мере, и испытания решением начальника НИИ ВВС КА прекратили (12048).
10 января 1943 года вышло Постановление ГКО №2727 «О плане производства самолетов и моторов в январе месяце и 1-м квартале 1943 года», которое назвало важнейшей задачей завода №21 в I квартале - осуществить перевод всех самолетов Ла-5 с М-82 на постоянный форсаж и начать выпуск первых серий самолетов Ла-5 облегченной конструкции с М-82Ф-НВ (форсированными с насосами непосредственного впрыска). Но на этом пути встретились два препятствия. Первое - повторить конструкцию крыла «Дублера» с металлическими лонжеронами в серии завод №21 в то время не мог, поскольку не имел требуемого металлорежущего оборудования и рабочих-металлистов. Пришлось пока оставить серийное крыло с деревянными лонжеронами. Второе препятствие было связано с организацией серийного выпуска моторов М-82ФН (третья буква «В» в обозначении мотора вскоре исчезла). Собственно, завод №19 мог производить эти моторы без особых проблем, но наладить крупносерийный выпуск насосов НБ-ЗУ на заводе №296 не было никакой возможности. До сих пор эти насосы производились единицами вручную рабочими высокой квалификации. Для опытных работ больше и не требовалось. Но теперь их нужно было производить сотнями штук в месяц, а для этого требовалось высокоточное станочное оборудование, которого в стране просто не было. Тем не менее, было решено начать серийное производство М-82ФН в том количестве, которое сможет обеспечить насосами завод №296, а остальные моторы М-82 выпускать в варианте «Ф» с карбюратором. Предполагалось, что постепенно выпуск насосов НВ и, соответственно, моторов М-82ФН будет нарастать, а карбюраторных М-82Ф - снижаться, до полного вытеснения последних. Таким образом, завод №21 был поставлен перед необходимостью производить самолет Ла-5 в двух модификациях. Все улучшения ВМГ, опробованные на «Дублере», были внедрены в серию только на Ла-5ФН, а на Ла-5Ф системы питания, всасывания и выхлопа остались прежние. Это решение объяснялось стремлением избежать неразберихи в эксплуатации и снабжении строевых частей запчастями, поскольку детали этих систем, а также моторамы на Ла-5Ф и Ла-5ФН были различными. Но в результате летные данные Ла-5Ф остались почти на прежнем уровне, хотя при изменении всасывающего и выхлопных патрубков аналогично Ла-5ФН можно было бы получить прирост летных данных и при моторе М-82Ф. Видимо считалось, что параллельный выпуск обоих модификаций продлится недолго. Продолжение выпуска мотора М-82 с карбюратором заставляло пристальнее взглянуть на доводку последнего. Надо сказать, что этот процесс шел почти непрерывно. В 1942 году попытались найти ему замену. В апреле начались испытания с впрыскивающими карбюраторами ВК-82 (типа Стромберг) завода №33 и ЦВ-82. Второй из них отпал быстро, а первый поначалу подавал большие надежды. Но, несмотря на продолжение работ с ВК-82 в течение всего 1942 года, устойчивых положительных результатов добиться не удавалось. В сентябре все же вышел приказ НКАП о серийном их выпуске с октября 1942 года. К 1 января 1943 года было выпущено всего 30 штук ВК-82. Но в серию на заводе №19 этот карбюратор так и не пошел. Одновременно продолжалась доводка штатного карбюратора АК-82БП. В июне 1942 года завод №33 выпустил АК-82БП серии А-3. Основное отличие этой серии от 2-й состояло в том, что все резиновые плоские мембраны главной дозирующей системы и клапана экономайзера были заменены мембранами с гофром, а также введены изменения по диаметрам жиклеров и т.д. В июле вышла серия А-4, отличающаяся повышением твердости ролика дозирующей иглы для снижения его выработки. Затем появилась 5-я серия с измененным профилем и полировкой дозирующей иглы, снова плоскими мембранами, но с укорочением их хода, введением жиклера экономайзера для улучшения высотной характеристики и др. К весне 1943 года вышла серия А-6, на которой вместо жиклера экономайзера была введена регулировочная игла в ниппеле трубки экономайзера и т.д.

Даже краткое перечисление этих изменений наводит на мысль, что доводка карбюратора проходила в основном все тем же методом проб и ошибок. Никаких существенных результатов по улучшению работы АК-82БП получено не было (10705).


10 января 1943 на Ер-2 2М-30Б на заводах 134 и 500 был выполнен полет по программе взлета-посадки. Обнаружили тряску переднего мотора и полет прекратили, решив заменить мотор. 12-15 января 1943 меняли мотор (1458,30).
10 января 1943 состоялся второй полет Би-1, но это был уже другой самолет и летали на лыжах. Летал Г.Я.Бахчиванджи (172,187).

По другим данным это был первый полет продолжительностью 4 мин, включая время разбега и пробега. Двигатель работал 63 сек. (1458,44).

В январе 1943 был составлен акт окончания наземных испытаний БИ-2 (2928,17).
10 и 12 января и 11 и 14 марта 1943 состоялись полеты БИ-2 (второго) и в баки заливали от 315 до 498 кг горючего. 10 января летал к Бахчиванджи и в баки залили 310 кг. Летал на тяге 800 кг с ограничением скорости до 400 км/час и уборкой шасси (на 150 м и скорости 300 км/час) Летал 4 мин., двигатель работал 63 сек. и набрали высоту 1100 м (2928,16).
10 января 1943 макет реактивного перехватчика Костикова, изготовленный на заводе 23, был принят макетной комиссией (1458,40).
10 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2727 О плане производства самолетов и моторов в январе месяце и первом квартале 1943 года.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 80, лл. 3-7 (11012).
10 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2729 О плане капитального строительства и материально-техническом обеспечении строительств Наркомавиапрома в I квартале 1943 года.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 80, лл. 40-48, 49-64 (11012).
10 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2732 О материально-техническом обеспечении авиационной промышленности в первом квартале 1943 года.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 81, лл. 1-22, 23-113 (11012).
10 января 1943 г. постановлением ГОКО № 2732с устанавливало, что отправку грузов в адрес предприятий НКАП предписывалось «производить только с оборотными поездами, а в направлениях, где обращение их не установлено, с первыми отходящими прямыми поездами, в том числе пассажирскими и военными; в особых случаях отгрузку материалов и изделий в адреса заводов НКАП производить отдельными эшелонами.

Обеспечить специальное наблюдение за передвижением грузов НКАП в пути». Запрещалось «кому бы то ни было, кроме НКАП, производить переадресовку вагонов с грузами, идущими в адреса предприятий и организаций НКАП» (12291).


Другие оборонные отрасли:
10 января 1943 г. вышел ПРИКАЗ № 004 ОБ ИСПЫТАНИИ 152-мм САМОХОДНОЙ ПУШКИ

Во исполнение постановления ГОКО от 4 января 1943 г. за № 2692сс в целях определения тактико-технических характеристик 152-мм самоходной пушки, изготовленной Кировским заводом Наркомтанкпрома и заводом № 172 Наркомвооружения, и для решения вопроса о принятии ее на вооружение артиллерии Красной Армии, приказываю:

1. Комиссии, под председательством генерал-лейтенанта артиллерии т. Тихонова, в составе:

зам. председателя комиссии — инженер-полковник Комаров Н. Г., члены: от ГАУ КА — подполковник арт. техн. службы Алексеев И. П., от ГУ КАРТ КА — полковник Стеганцев А. И., полковник Панихин Д. И., подполковник Беликов, от ГАБТУ КА — инженер-майор Шамин А. И. с представителями НКТП и НКВ, при участии авторов-конструкторов — провести полигонные испытания указанного образца артиллерийского вооружения по программе Главного артиллерийского управления Красной Армии.

2. Испытание организовать на артиллерийском полигоне в районе г. Челябинска. Срок испытания 7 дней с момента прибытия образца на полигон.

3. Начальнику Главного артиллерийского управления Красной Армии генерал-полковнику артиллерии т. Яковлеву обеспечить испытания выстрелами в объеме утвержденной программы.

4. Начальнику Управления снабжения горючим Красной Армии бригинже-неру т. Кормилицыну обеспечить испытания горючим и смазочным материалом по заявке ГАУ.

5. Начальнику Управления военных сообщений Красной Армии генерал-майору технических войск т. Ковалеву обеспечить внеочередную доставку боеприпасов из Нижнего Тагила в г. Чебаркуль к 25 января с. г. по заявке ГАУ.

6. Начальнику Финансового управления при НКО генерал-майору интендантской службы т. Хотенко обеспечить финансирование организационно-административных расходов, связанных с проведением испытания, по счетам, заверенным председателем комиссии генрал-лейтенантом артиллерии т. Тихоновым, в сумме до 5 тысяч рублей.

7. Начальнику Сталинградского учебного центра ГУ КАРТ Красной Армии генерал-майору артиллерии т. Бушуеву выделить на время испытаний в распоряжение председателя комиссии по его требованию четыре машины “Виллис” и одну полуторатонную грузовую машину с водителями, а также орудийный расчет и обеспечить размещение и довольствие личного состава комиссии и рабочей бригады.

8. Начальнику Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии бригинженеру т. Павлову выделить начальнику Сталинградского учебного центра ГУКАРТ 7 месячных красноармейских пайков для питания участников испытаний.

9. По результатам испытаний председателю комиссии составить отчет, представив его мне, начальнику ГАУ, начальнику ГАБТУ, Наркомтанкпром, Нар-комвооружения, директору Кировского завода НКТП и директору завода № 172 НКВ.



Заместитель Народного комиссара обороны генерал-полковник ШАДЕНКО (9844).
10 января 1943г. вышел ПРИКАЗ НКО СССР ОБ ИСПЫТАНИИ 152-мм САМОХОДНОЙ ПУШКИ №004

Во исполнение Постановления ГОКО от 4 января 1943 г. за № 2692сс в целях определения тактико-технических характеристик 152-мм самоходной пушки, изготовленной Кировским заводом Наркомтанкпрома и заводом № 172 Наркомвооружения, и для решения вопроса о принятии ее на вооружение артиллерии Красной Армии ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Комиссии под председательством генерал-лейтенанта артиллерии т. Тихонова в составе:

зам. председателя комиссии — инженер-полковник Комаров Н.Г.,

члены:

от ГАУ КА — подполковник арт. техн. службы Алексеев И.П.,



от ГУКАРТ КА — полковник Стеганцев А.И., полковник Панихин Д.И., подполковник Беликов,

от ГАБТУ КА — инженер-майор Шамин А.И.

с представителями НКТП и НКВ при участии авторов-конструкторов провести полигонные испытания указанного образца артиллерийского вооружения по программе Главного артиллерийского управления Красной Армии.

2. Испытание организовать на артиллерийском полигоне в районе г. Челябинска. Срок испытания 7 дней с момента прибытия образца на полигон.

3. Начальнику Главного артиллерийского управления Красной Армии генерал-полковнику артиллерии т. Яковлеву обеспечить испытания выстрелами в объеме утвержденной программы.

4. Начальнику управления снабжения горючим Красной Армии бригинженеру т. Кормилицыну обеспечить испытания горючим и смазочным материалом по заявке ГАУ.

5. Начальнику управления военных сообщений Красной Армии генерал-майору технических войск т. Ковалеву обеспечить внеочередную доставку боеприпасов из Нижнего Тагила в г. Чебаркуль к 25 января с.г. по заявке ГАУ.

6. Начальнику финансового управления при НКО генерал-майору интендантской службы т. Хотенко обеспечить финансирование организационно-административных расходов, связанных с проведением испытания, по счетам, заверенным председателем комиссии генерал-лейтенантом артиллерии т. Тихоновым, в сумме до 5 тысяч рублей.

7. Начальнику Сталинградского учебного центра ГУКАРТ Красной Армии генерал-майору артиллерии т. Бушуеву выделить на время испытаний в распоряжение председателя комиссии по его требованию четыре машины Виллис и одну полуторатонную грузовую машину с водителями, а также орудийный расчет и обеспечить размещение и довольствие личного состава комиссии и рабочей бригады.

8. Начальнику Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии бригинже-неру т. Павлову выделить начальнику Сталинградского учебного центра ГУКАРТ 7 месячных красноармейских пайков для питания участников испытаний.

9. По результатам испытаний председателю комиссии составить отчет, представив его мне, начальнику ГАУ, начальнику ГАБТУ, Наркомтанкпром, Наркомвооружения, директору Кировского завода НКТП и директору завода № 172 НКВ.

Заместитель народного комиссара обороны СССР генерал-полковник Щаденко

РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 74. Л.33-34. Подлинник (11403).
10 января 1943 вышло Распоряжение ГКО № 2723 О 1-м участке Усовского совхоза.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 146 (11012).
10 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2724 О поставке Наркомвоенморфлоту аккумуляторных батарей для подводных лодок.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 147-151, 152-157 (11012).
10 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2725 О плане заказов Наркомвоенморфлоту на 1943 год и I квартал 1943 года по тральному вооружению, судовому оборудованию и запасным частям к механизмам.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 79, лл. 158-162, 163-205 (11012).
10 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2728 О поставке средств и имущества связи для HКО, HКВМФ, войск HКВД СССР, ГУГВФ, HКПС, Наркомсвязи, Наркомугля, Hаркомречфлота и института-301 в I квартале 1943 года. (7073, 8-11,12-39).
10 января 1943 вышло Распоряжение ГКО № 2733 [Об оставлении на строительстве Туркестано-Сибирской ж.д. до 20 февраля 1943 г. 500 корейцев, подлежащих отправке в Подмосковный угольный бассейн.] (7074, 114).
10 января 1943 Решение Военного совета КБФ об установке на амортизаторы механизмов и приборов на ПЛ (на Балтийском заводе -на трех, на Адмиралтейском - на девяти, на Морском заводе в Кронштадте - на шести). Установка броневых плит толщиной от 37 до 100 мм на палубах кораблей для защиты от бомб и снарядов, броневых щитков на БТЩ в районе боевых постов и главных командных пунктов (10671).
Армия:
10 января 1943 г. войска Донского фронта после 55 минутной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление, прорвали оборону противника и 2 февраля ликвидировали в северной части Сталинграда последнюю немецкую группировку. В битве за Сталинград была поставлена точка (6467).
January 10, 1943: After a 55-minute bombardment by thousands of guns and rocket-launchers, and employing seven armies, the Red Army begins Operation Ring, the final annihilation of the tattered remnants of 6.Armee defending themselves desperately against all odds in the ruins of Stalingrad (3819).
January 10 1943 Russians begin attack against Stalingrad pocket (1037).
10 января 1943 началось уничтожение группировка 6А Паулюса в Сталинграде (1037).
10 января 1943 советские войска потребовали от Паулюса сдачи (2246,1).
10 января 1943 был впервые применен метод огневого вала поддержки атаки (2989) на участке прорыва 65А (П.И.Батов) на глубину 1 км (3398,20).
10 января 1943г. вышел ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР ОБ УСИЛЕНИИ ОГНЕВОЙ МОЩИ ТАНКОВЫХ И МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ КА №020

В целях усиления огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений Красной Армии ПРИКАЗЫВАЮ:

1. С 15 января 1943 года в штаты частей дополнительно ввести:

а) В гвардейский танковый полк прорыва — взвод автоматчиков, численностью 33 человека и 32 ППШ.

б) В танковую бригаду — роту противотанковых ружей по штату №010/375, численностью 61 человек и 18 ПТР.

в) В танковый и механизированный корпуса — минометный полк РГК по штату №08/106 и самоходный артиллерийский полк РГК, по штату №08/158.

2. Повысить с 1 января 1943 года оклады содержания личному составу частей, подразделений и отдельным группам бойцов, вооруженных противотанковыми ружьями: рядовому и младшему начсоставу на 100%, среднему и выше начальствующему составу в среднем на 25%.

Размеры оклада по каждой должности установить распоряжением начальника финансового управления при НКО по согласованию с командующим бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии.

Народный комиссар обороны СССР И. Сталин

ЦАМО. Ф. 2. Оп. 795437 Д. 11. Л. 54. Копия (11403).


10 января 1943 г. вышел ПРИКАЗ НКО СССР С ОБЪЯВЛЕНИЕМ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР «О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ» №24

Объявляю Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 г. «О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии».


ч. 1 ... ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6 ч. 7 ... ч. 304 ч. 305