К 1943 г. Рофс-132 старались применять на предельно больших дистанциях

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ... ч. 304 ч. 305

20 февраля 1943 года полк получил приказ о погрузке на железнодорожные платформы и отправке на фронт. Спустя четыре дня часть разгрузилась на станции Дабужа, а к 3 марта сосредоточилась в населенном пункте Макиаки, где перешла в распоряжение 9-го танкового корпуса 10-й армии Западного фронта.

К этому времени в составе 1435-го самоходно-артиллерийского полка числилось 9 СУ-76 (СУ-12), из которых три машины находились в ремонте, и 12 СГ-122. Из числа последних боеспособными были только восемь: у одной самоходки оказался разбит фрикцион (предназначалась для сдачи на рембазу 10-й армии из-за отсутствия запчастей), у другой — обрыв шатуна, еще на двух вышли из строя опорные катки и ремень вентилятора.

6 марта семь СУ-76 и семь СГ-122 из состава 1435-го самоходно-артиллерийского полка сосредоточились в районе населенного пункта Крестьянская гора с задачей поддержать атаку 248-й танковой бригады 9-го танкового корпуса по овладению деревней Нижняя Акимовка.

Атака началась в 10.45 6 марта 1943 года после артподготовки. В ходе боя самоходки израсходовали 91 снаряд калибра 76 мм и 185 -122-мм, уничтожив три противотанковых орудия, два пулемётных гнезда, один танк и разрушив пять ДЗОТов. Свои потери составили две сгоревших и три подбитых самоходки.

8 марта атаки Нижней Акимовки возобновились. При поддержке самоходок полка наша пехота и танки заняли деревню. В ходе боя огнем полка было уничтожено: машиной лейтенанта Савченко — два противотанковых орудия, две автомашины, три пулеметных гнезда; машиной лейтенанта Коваль — три ДЗОТа и два пулеметных гнезда; машиной лейтенанта Ягудина — два ДЗОТа, подавлена артбатарея противника; машиной лейтенанта Кондапушова — ДЗОТ, два противотанковых орудия, две пулеметных точки и два танка. Всего самоходки израсходовали 211 снаряд калибра 76-мм и 530 — 122-мм. В ходе боя сгорело три СУ-76 и оказалось подбито четыре СУ-76 и две СГ-122 (№№ 1025 и 1016).

9 марта 1943 года 1435-й самоходно-артиллерийский полк совместно 248-й танковой бригадой и 444-м стрелковым полком вели бой за овладение Верхней Акимовкой. В течение дня батарея полка уничтожила противотанковое орудие и две пулеметных точки, а СГ-122 лейтенанта Коваля и наводчика Юрина подавила два орудия, разбила четыре ДЗОТа, автомашину и четыре пулеметных точки. Всего самоходки израсходовали 40 76-мм и 150 — 122-мм снарядов.

14 марта 1943 года семь машин 1435-го полка — три СУ-76 и четыре СГ-122 — совместно с 11-м гвардейским стрелковым полком и 248-й танковой бригадой участвовали в бою за две высоты у деревни Ясенок. В течение дня огнем противника было разбито и сгорело пять самоходок, две вернулись с незначительными повреждениями.

На следующий день из-за отсутствия исправной матчасти полк отвели в Зимницу. В течение следующей недели он занимался эвакуацией на станцию Пробуждение машин, разбитых и сгоревших в предыдущих боях, и предназначенных для отправки на СПАМ и в ремонт. Также были окончательно составлены акты на списание безвозвратно потерянных самоходок — одной СУ-76 и трех СГ-122(№№ 1009, 1003, 1020).

19 марта 1943 года полк отвели на новое место для пополнения матчасти, и в начале апреля он получил на вооружение СУ-76 и СУ-122 (на базе танка Т-34), а в октябре 1943 года «пересел» на СУ-85.

Что касается боевого использования СГ-122 то, несмотря на высокую огневую мощь, эффективность их применения оказалась невысокой. Основной причиной этого было слабое знание экипажами матчасти трофейных самоходок StuG III, на базе которых изготавливались СГ-122.

Например, в общем выводе по использованию этих машин говорилось, что «плохо подготовленные водители для машины Т-3, сложной в эксплуатации, быстро выведут её из строя, что имело место при эксплуатации в 1435 САП СГ-122, укомплектованного малоподготовленными водителями и потерявшего на марше и в бою по техническим причинам до 50 % машин».

Дальнейшая же судьба отправленных в ремонт со станции Пробуждение СГ-122, а также машин, находившихся в учебном центре самоходной артиллерии автору неизвестна (12688).


На 1 января 1943 г. в артиллерии числилось 385 "Коминтернов". Приведенные цифры наглядно иллюстрируют динамику снижения численности "Коминтернов" в войсках. Аналогичная ситуация имела место и с остальными быстроходными артиллерийскими тягачами, которые постепенно вытеснялись народнохозяйственными тракторами. Если в январе 1941 г. быстроходные тракторы составляли 26% наличного парка, то к началу 1943 г. их было только 11 % (12006).
January 1, 1943: German troops of 1. Panzerarmee (von Kleist) in the Caucasus begin withdrawing from the Terek front to avoid being cut off by Soviet forces attacking from the northeast toward Rostov-on-Don (3819).
1 января 1943 1ТА (фон Клейст) начала отступление с фронта на Тереке, стараясь избежать обхода атакующей от Ростова КА (3819).
С 1 января по 9 октября 1943 года - северокавказская наступательная операция. Крупные перегруппировки войск. В ходе наступления занят плацдарм "Малая земля" (2691).
С 1 января по 4 февраля 1943 была Северо-Кавказская операция как часть сражения за Кавказ. вышли на рубеж Кубани (2443,117).
1 января 1943 началось наше наступление на Северном Кавказе (2070,83) и наступательный период битвы за Кавказ продолжался до 9 октября 1943 (2438,104). Наступали войска ЗакФ (И.В.Тюленев), СКФ (И.И.Масленников) части сил ЮФ (А.И.Еременко), и ЧФ (Ф.С.Октябрьский (3398,9).
С 1 января по 18 февраля 1943 была Ростовская наступательная операция ЮФ. Продвинулись на 300-450 км, но заблокировать отступление немцев с Кавказа не смогли (2443,82).
К 1 января 1943 г. флот имел к 180/57 пушкам 2696 снарядов ОХС - осколочно-химических снарядов с твердым ОВ, которые были разработаны в 1941 и приняты на вооружение приказом наркома ВМФ (3861).
Жизнь и внутренняя политика:
1 января 1943 г. открылось движение на участке Завод им. И.С. Сталина (Автозаводская) - Площадь Свердлова (Театральная) длиной 6,5 км. Вначале эта линия использовалась для военных и грузовых перевозок. 20 ноября были открыты станции Новокузнецкая и Павелецкая. 18 января 1944 г. был сдан в эксплуатацию 7-микилометровый участок со станциями: Бауманская, Электрозаводская, Сталинская (Семеновская) и Измайловский парк. Последняя отличалась от других своими размерами. Она имела две платформы и три пути, что давало возможность одновременной подачи двух составов под посадку для перевозки большого числа пассажиров - посетителей парка и строившегося стадиона (и это в разгар войны!). В оформлении интерьеров всех станций нашла отражение военная тематика (11614).
За рубежом:
1 января 1943 американский журнал “Тайм” назвал Сталина “человеком года” (4962).
1 января 1943 Траудль (Гертруда) Юнга стала личной секретаршей А.Г. (3481).
Авиапромышленность:
2 января 1943 года начальник 10 гл. управления Тарасевич писал в секретариат наркома НКАП.

Справка.


По письму гл. инженера ВВС генерал-лейтенанта ИАС Репина от 4.XII. N 435590с.

Завод N 30 получил устное приказание замнаркома Дементьева по оборудованию на заводе самолета Ил-2 с изменениями по рекомендации ЦАГИ, улучшающими аэродинамические качества самолета Ил-2, в том числе установка обтекателя на балки РО-82.

Заводом N 30 изготовлены все чертежи и по ним в цехах сделаны детали.

В первой декаде января 1943 г. такая машина будет изготовлена и передана на испытание.

Завод N 43 передал заводу N 30 комплект балок РО-82 с обтекателями для монтажа на данной машине.

Приложение: письмо ВВС от 4.XII.с.г. N 435590с (1778).


2 января 1943 Кутепов телеграфировал НКАП А.И.Ш. по ВЧ:

"Докладываю, что самолет бронированный Пегас первый экз. начал летные испытания 2 января 1943.

Сделано 2 полета, машина ведет себя нормально. Продолжаем испытания дальше. Замечаний со стороны л пока нет.

Постройка остальных 4-х машин задерживается из-за отсутствия кислорода, брони, мелких гвоздей и части сухого леса.

Первый экз. задерживается из-за отсутствия моторов и винтов.

Моторы прибыли 3 декабря, винты - 26 декабря.

Прошу Вас дать указание Омским заводам выдать нам 5-7 куб. м сухого леса, гвоздей мелких по 10 кг, всего 30-40 кг, кислорода 4-5 баллонов.

также прошу добиться через НКТП указаний по заводу 174 об обеспечении нас броней в количестве 2-3 т размером 6, 8, 10 и 13 мм.

Если все это будет своевременно получено, то 4 машины будут также выпущены своевременно." (1775,4).
Со 2 по 14 января 1943 г. самолет “Пегас” проходил заводские испытания. Ведущим летчиком был В.И.Жданов.

При полетном весе 1980 кг максимальная скорость у земли была достигнута 190 км/ч. Время набора высоты 1000 м - 6,3 мин. Потолок 2600 м. Длина разбега - 200 м, пробега - 300 м. (9649).


Другие оборонные отрасли:
2 января 1943 года утром на обсуждении, состоявшемся в кабинете исполняющего обязанности директора ЧКЗ А.А.Горегляда, были представлены три варианта самоходных установок: У-18 конструкции УЗТМ; проект установки, предложенный Ж.Я.Котиным, и вариант группы Л.С.Троянова. Проект самоходной установки Ж.Я.Котина представлял собой размещение пушки-гаубицы МЛ-20 с экипажем и боекомплектом в специально спроектированной броневой рубке на базе танка КВ-1. Качающаяся часть орудия использовалась практически без изменения его конструкции, за исключением противооткатных устройств и цапф, и устанавливалась в рамке. Уравновешивание системы осуществлялось за счет бронировки орудия. Проект группы Л.С.Троянова предусматривал использование орудия МЛ-20 без конструктивных изменений, но на удлиненной базе танка КВ-1 С. Главный конструктор пушки-гаубицы МЛ-20 Ф.Ф.Петров, защищавший проект У-18, настаивал на модернизации артсистемы при установке на танковую базу. Участник разработки САУ конструктор В.И.Таротько, вспоминая об этом событии, пишет: «Проект Петрова не приняли, так как он не обеспечивал немедленного начала серийного производства. Доложенный Л.С.Трояновым проект с сохранением пушки, но с удлинением корпуса против танкового не был принят по той же причине. Было одобрено предложение Ж.Я.Котина о постройке САУ на серийной танковой базе» (11638).
2 января 1943 была подготовлена [Справка о выдаче мандата Овчинникову А.Я № 2680 - уполномоченному ГКО по строительству 8-й коксовой батареи Кемеровского коксохимического завода.] (7069, 78).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2681 О плане добычи угля и сланца на I квартал 1943 года и январь по Наркомуглю.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 79-82 (11012).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2682 Об отпуске продовольственных, госпитальных и фуражных пайков для Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР в январе месяце 1943 г.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 83-85, 86-87 (11012).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2683 О строительстве новой железнодорожной линии Калач - Богучар (поселок Подколодное на левом берегу Дона - строительство № 213). (7069, 88-89).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2684 О строительстве новых железнодорожных линий Анна - Таловая (строительство № 211) и Эртиль - Анна (Курлак) (строительство № 212). (7069, 90-91).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2687 Об обеспечении топливом электростанций Ивэнерго Наркомэлектростанций.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 98-101, 102-104 (11012).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2688 Об обеспечении топливом электростанций Ярэнерго Наркомэлектростанций.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 105-107, 108-113 (11012).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2689 Об обеспечении топливом электростанций Кировского энергокомбината Наркомэлектростанций.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 114-118, 119-120 (11012).
Армия:
2 января 1943 немецкие войска начали отступление из Кавказа (4962).
January 2 1943 German troops in Caucasus area begin withdrawing northward through Rostov (1037).
2-3 января 1943 мы начали наступление Кавказским фронтом (1493,126), а немцы отвод войск с Кавказа (2262).
2 января 1943 г. вышел ПРИКАЗ № 001 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РАБОТЫ ПО ЭВАКУАЦИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ С ФРОНТА

Практика организации направления и обеспечения военнопленных на фронте и в пути в тыловые лагеря устанавливает ряд серьезных недочетов:

1. Военнопленные подолгу задерживаются в частях Красной Армии. С момента пленения до поступления в пункты погрузки военнопленные проходят пешком по 200—300 километров и почти не получают никакой пищи, вследствие чего прибывают резко истощенными и больными.

2. Значительная часть военнопленных, не имея собственной теплой одежды, несмотря на мои указания, не обеспечивается из трофейного имущества.

3. Военнопленные, идущие с места пленения к пунктам погрузки, часто охраняются мелкими группами бойцов или вовсе не охраняются, вследствие чего расходятся по населенным пунктам.

4. Пункты сосредоточения военнопленных, а также приемные пункты НКВД, которые в соответствии с указаниями Штаба тыла Красной Армии и Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии должны обеспечиваться фронтами продовольствием, вещдовольствием и транспортом, получают их в крайне ограниченных количествах, совершенно не удовлетворяющих минимальные нужды. Это не позволяет обеспечивать военнопленных по установленным нормам довольствия.

5. ВОСО фронтов несвоевременно и в недостаточном количестве выделяют подвижной состав для отправки военнопленных в тыловые лагеря; кроме того, предоставляют вагоны, совершенно необорудованные для людских перевозок: без нар, печей, унитазов, дров и хозинвентаря.

6. Вопреки положению о военнопленных, утвержденному СНК СССР, и распоряжению Главвоенсанупра, раненые и больные военнопленные не принимаются во фронтовые госпитали и направляются в приемные пункты и лагеря НКВД с общими этапами.

По этим причинам значительная часть военнопленных истощается и умирает еще до отправки в тыл, а также в пути следования.

В целях решительного устранения недочетов в обеспечении военнопленных и сохранения их как рабочей силы

приказываю:

Командующим фронтов:

1. Обеспечивать немедленную отправку военнопленных войсковыми частями в пункты сосредоточения. Для ускорения отправки использовать все виды транспорта, идущие порожняком с фронта.

2. Обязать командиров частей питать военнопленных в пути до передачи их в приемные пункты НКВД по нормам, утвержденным Постановлением СНК СССР № 18747874с. Колоннам военнопленных придавать походные кухни из трофейного имущества и необходимый транспорт для перевозки продуктов.

3. В соответствии с положением о военнопленных, утвержденным Постановлением СНК СССР № 17987800с от 1 июля 1941 г., своевременно оказывать все виды медицинской помощи раненым и больным военнопленным.

Категорически запретить направление в общем порядке раненых, больных, обмороженных и резко истощенных военнопленных и передачу их в приемные пункты НКВД. Эти группы военнопленных госпитализировать с последующей эвакуацией в тыловые спецгоспитали, довольствуя их по нормам, установленным для больных военнопленных.

4. Выделять достаточное количество войсковой охраны для сопровождения военнопленных с места пленения до приемных пунктов НКВД.

5. Во избежание длительных пеших переходов максимально приблизить пункты погрузки военнопленных к местам их концентрации.

6. Командирам частей при отправлении военнопленных сдавать их конвою по акту с указанием количества конвоируемых, запаса продовольствия, выданного для военнопленных и приданного колонне-эшелону имущества и транспорта. Акт о приеме военнопленных предъявить при сдаче их в приемные пункты.

Начальникам конвоев передавать по акту все документы, изымаемые у военнопленных, для доставки их в приемные пункты НКВД.

7. Суточный пеший переход военнопленных ограничить 25—30 километров. Через каждые 25—30 километров пешего перехода устраивать привалы-ночевки, организовывать выдачу военнопленным горячей пищи, кипятка и предоставлять возможность обогрева.

8. Оставлять у военнопленных одежду, обувь, белье, постельные принадлежности и посуду. В случае отсутствия у военнопленных теплой одежды, обуви и индивидуальной посуды обязательно выдавать недостающее из трофейного имущества, а также из вещей убитых и умерших солдат и офицеров противника.

9. Командующим фронтов и военных округов:

а) в соответствии с распоряжениями штаба Главного управления тыла Красной Армии за № 24/103892 от 30.11.42 г. и Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии за № 3911/ш от 10.12.42 г. немедленно проверить обеспеченность приемных пунктов НКВД и лагерей-распределителей продуктами питания, создать необходимые запасы на пунктах и в лагерях-распределителях для бесперебойного питания военнопленных;

б) полностью обеспечить приемные пункты и лагеря-распределители НКВД транспортом и хозинвентарем. В случае массового поступления военнопленных, немедленно выделять пунктам и лагерям дополнительно необходимый транспорт и инвентарь.

10. Начальнику ВОСО Красной Армии:

а) обеспечивать подачу необходимого количества вагонов для немедленной отправки военнопленных в лагеря; оборудовать вагоны нарами, печами, унитазами и бесперебойно снабжать топливом в пути следования; использовать для эвакуации военнопленных в тыл эшелоны, освобождающиеся из-под бое-состава;

б) обеспечить быстрое продвижение эшелонов в пути наравне с воинскими перевозками;

в) организовать в Управлении ВОСО Красной Армии диспетчерский контроль за продвижением эшелонов с военнопленными;

г) установить нормы погрузки военнопленных: в двухосные вагоны — 44—50 человек, четырехосные — 80—90 человек. Эшелоны военнопленных форми ровать не более 1500 человек в каждом;

д) обеспечить бесперебойное горячее питание военнопленным и пополнение путевого запаса продовольствия на всех военно-продовольственных и питательных пунктах по продаттестатам, выдаваемым воинскими частями, приемными пунктами и лагерями НКВД;

е) организовать безотказное снабжение военнопленных питьевой водой, обеспечить каждый двухосный вагон тремя и четырехосный — пятью ведрами.

11. Начальнику Главсанупра Красной Армии:

а) обеспечить госпитализацию раненых, больных, обмороженных и резко истощенных военнопленных в лечебных учреждениях Красной Армии на фронте и в прифронтовой полосе;

б) организовать их немедленную эвакуацию в тыловые спецгоспитали;

в) для медико-санитарного обслуживания военнопленных в пути выделять необходимый медицинский персонал с запасом медикаментов. Для этих целей также использовать медицинский персонал из военнопленных;

г) организовать на эвакопунктах просмотр и проверку проходящих эшелонов с военнопленными и оказание медицинской помощи заболевшим. Не могущих следовать по состоянию здоровья немедленно снимать с эшелонов и госпитализировать в ближайшие госпитали с последующей переотправкой в тыловые спецгоспитали;

д) проводить санитарные обработки военнопленных с дезинфекцией их личных вещей в пути следования эшелонов;

е) организовать комплекс противоэпидемических мероприятий среди военнопленных (до передачи их в лагеря НКВД).

12. Запретить отправление военнопленных в необорудованных под людские перевозки и неутепленных вагонах, без необходимых запасов топлива, путевого запаса продовольствия и хозинвентаря, а также неодетых или необутых по сезону.



Заместитель Народного комиссара обороны генерал-полковник интендантской службы А. ХРУЛЕВ (9844).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2685 О введении персональных воинских званий военно-медицинскому и военно-ветеринарному составу Красной Армии. (7069, 92-94).
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2686 О сборе трофейного имущества на фронтах и обеспечении его хранения. (7069, 95-97).
Жизнь и внутренняя политика:
2 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2690 [О расширении госпитальной коечной сети за счет передислокации из Ленинграда и СибВО, создания новых мест.] (7069, 121-122,123).
За рубежом:
2 января в ночь на 3 января 1943 три английских п/л, оснащенных управляемыми торпедами, всплыли в трех милях от порта Палермо. Лодка З-311 подорвалась на мине при подходе и погибла со всем экипажем. В 23 часю спустили торпеды. ; не прошли, а две прикрепили заряды к легкому крейсепу Ульпио Тройано и потопили его и к транспорту Вилинал, лишь слегка повредив его. Всех пятерых англичан взяли в плен (3961, 65).
Авиапромышленность:
3 января 1943 Нач. 10 ГУ Тарасевич направил в Секретариат наркома НКАП справку N 17:

"Справка


по письму ГИ ВВС Репина от 4 декабря 1942 N 435390c

Завод 30 получил устное приказание зам. наркома Дементьева по оборудованию на заводе самолета Ил-2 с изменениями по рекомендации ЦАГИ, улучшающими аэродинамические качества самолета Ил-2, в т.ч. установка обтекателя на балки РО-82.

Заводом 30 изготовлены все чертежи и по ним в цехах сделаны детали.

В 1 декаде января 1943 такая машина будет изготовлена и передана на испытания.

Завод 43 передал заводу 30 комплект балок РО-82 с обтекателями для монтажа на данной машине" (1778,121).
3 января 1943 был подписан акт по результатам испытаний в НИИ ВВС самолета Ил-2 N 1140 и там отмечалась недостаточная дальность радиосвязи (1862).
3 января 1943 был утвержден Акт по результатам совместных заводских и гос. испытаний теплового антиобледенителя на самолете Ил-4 N 52306 производства завода 23:

1. Цель испытаний:

1. Снять тепловые характеристики антиобледенителей крыльев и хвостового оперения с различными источниками тепла.

2. Определить эффективность работы антиобледенителей по удалению образовавшегося в полете льда на передних кромках крыльев и хвостового оперения.

3. Определить равномерность и эффективность смачивания смотровых стекол козырька летчика новыми опрыскивателями измененной конструкции.

2. Объект испытаний

Во исполнение постановления ГКО, приказа Наркома от 02 июля 1942 и предписания 10 ГУ от 25.08.48 завод 23 совместно с ЛИИ спроектировал и установил на самолет Ил-4 N 052306:

1. Тепловой антиобледенитель на крыльях с источниками тепла от выхлопного коллектора и подвесного калорифера.

2. Тепловой обледенить на хвостовое оперение с источником тепла от паровой установки и подвесного калорифера.

3. Новый опрыскиватель антиобледенителя смотровых стекол кабины летчика.

Работа антиобледенителей крыльев и хвостового оперения основана на принципе обогрева теплым воздухом их передних кромок.

Работа нового опрыскивателя смотровых стекол основана на принципе смачивания их антифризами.

Заключение

4. Рекомендовать для оборудования серийных самолетов Ил-4 тепловой антиобледенитель на крылья и хвостовое оперение с подвесными калориферами, как более легкий по весу и простой в производстве и эксплуатации.

5. Установленные на смотровые стекла козырька л опрыскиватель измененной конструкции испытания выдержала удовлетворительно."

Вед. и ЛИС 23 Попов, ви 14 отд. НИИ ВВС Белов, вед. и ЛИИ Тер-Акопян, Усачев, вед. л ЛИС 23 Подолкин (2094).


Другие оборонные отрасли:
3/15 января 1943 года вышел приказ № 6/НВ/591с НКБ

Организовать в системе Строительно-монтажного треста № 1 НКБ завод по производству ж/б корпусов авиабомб АБ-100-85-НГ, присвоив этому заводу № 1 Треста № 1 НКБ (5803, 73-74).


3 января 1943 на ЧКЗ началась разработка рабочих чертежей Су-152 и всех конструкторов перевели на казарменное положение. Работали 10 дней (4411,13).
3 января 1943 года была подготовлена справка:

Строительство завода № 75 НКВ – ст. Юрга Томской ж/д (9269).

Завод № 188 – Новосибирск

Завод № 88 НКВ – бывш. № 8-ф (9269).


3 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2691 О мерах обеспечения топливом электростанций Куйбышевэнерго.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 124-126, 127 (11012).
Армия:
3 января 1943 погибла М.М.Раскова (271,213).
3 января 1943 В.П.Иванов сбил под Сталинградом на Як-7б FW-200, перевозивший знаменный фонд 6 армии (3417,27).
3 января 1943 советские войска освободили от фашистов Моздок (4962).
За рубежом:
3 января 1943 канадские военные формирования прибыли в Северную Африку (4962).
Авиапромышленность:
4 января 1943 директор завода 1 Третьяков писал А.И.Ш. письмо N 40:

"На письмо ГК самолета Ил-2 С.В.И. от 24 декабря 1942 N 834с, посланного на Ваше имя, по вопросу перехода завода 1 на бескассетный вариант бомбового вооружения самолета Ил-2:

Завод перешел на полный серийный выпуск самолетов в бескассетном варианте с 28 декабря 1942. Трудности перехода были связаны с добавлением большого объема сборочно-клепальных работ по центропланному цеху (1767,15).
4 января 1943 г. генерал А. И. Репин утвердил (кроме п. 3) “Отчет по полигонным испытаниям автоматической комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареи “АКАБ” конструкции ОКБ-2 завода №32 и ОКБ завода №262, установленной на Пе-2” (ответственный за испытания - ст. техник лейтенант Губин).

Было выполнено 24 полета, из них 21 со стрельбой и бомбометанием.

Максимальный угол отклонения стволов пушек и пулемета АКАБ составлял 40°. Перемещение лафета оружия осуществлялось по закону котангенса. АКАБ состояла из двух батарей, каждая из которых включала одну пушку ШВАК и один пулеметУБК. При прекращении огня оружие автоматически возвращалось в исходное положение. Батареи синхронизированы.

В отчете отмечалось, что: “Установка АКАБ на самолетах штурмового типа имеет целью изменить тактику штурмовой атаки по наземным целям в область упрощения работы экипажа, т. к. все атаки при стрельбе и при бомбометании производятся с простого горизонтального полета и позволяет вести прицельную стрельбу и бомбометание при управлении от одной и той же боевой кнопки.

В то же время в нулевом положении оружия можно вести воздушный бой и атаку с пикирования. Можно фиксировать любое угловое положение оружия от 3 до 40 градусов.

Расчетные высоты от 100 до 300 м. Ниже 100 м применять нецелесообразно, т. к. будет мала плотность огня. Скорость полета 400 км/час. Сокращается время нахождения самолета над целью.

Плотность огня 0,81 снаряд на кв. м (при пикировании 0,24-0,56 сн/м2). Боезапас на 2 атаки.

... Недостаток - нельзя стрелять раздельно из пушек и пулеметов. На Пе-2 нецелесообразно из-за отсутствия бронирования. Кроме того, для размещения А КА Б убран алю ко вая установка.

...Выводы:

1. Пе-2 № 3/0 полигонные испытания выдержал;

2. Боевое применение на Пе-2 нецелесообразно;

3. Может быть использована на самолете Ил-2” (9649).


4 января 1943-го в НКАП А.И.Шахурину за подписью начальника ЦКБ-29 Кутепова ушла телефонограмма:

"Докладываю, что самолет бронированный "Пегас" первый экземпляр начал летные испытания 2 января 1943-го.

Сделано два полета, машина ведет себя нормально. Продолжаем испытания. Замечаний со стороны летчика нет. Постройка остальных четырех машин задерживается из-за отсутствия кислорода, брони, мелких гвоздей и части сухого леса." (9653).

Много лет спустя Валериан Иванович Жданов, впервые опробовавший "Пегас" в воздухе и проводивший дальнейшие испытания машины, в том числе и государственные, рассказывал: "Находясь в Омске в связи с испытаниями дальнего бомбардировщика ДВБ-102, ко мне обратился Д.Л.Томашевич с просьбой облетать "Пегас". Отказать ему я не не мог, да и любопытно было опробовать новую машину."



На машине, едва поборовшей земное притяжение, "обрезали" сразу оба двигателя. Не мешкая, Жданов заложил глубокий вираж и приземлился на аэродроме. В причине аварийной ситуации быстро разобрались, и следующий вылет, о котором рапортовал Кутепов, прошел благополучно. Летчик же, спасший машину, приказом директора завода был отмечен денежной премией (9653).
4-8 января 1943 состоялась конференция НИИ, где были представлены специалисты ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, ЦИАМ (173,228).
4 января 1943 Ер-2 2М-30Б на заводах 134 и 500 не летал из-за отсутствия летной погоды. испытывали на земле бомбовое вооружение - подвешивали и сбрасывали 100 кг бомбы (1458,2).
Другие оборонные отрасли:
4 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2692 Об изготовлении образца 152 мм самоходной пушки на базе танка КВ-1С.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 128-129 (11012).
4 января 1943 г. ГКО постановлением № 2692 обязал НКТП (ЧКЗ, опытный завод № 100 и завод № 200) и НKB (завод № 172 и завод № 9) в течение 25 дней сконструировать и изготовить опытный образец СУ-152 на базе тяжелого танка КВ-1С (6001,20).
4 января 1943 г. постановление ГКО № 2692 обязывало НКТП (ЧКЗ, опытный завод № 100) и НКВ (заводы № 172 и № 9) в течение 25 дней завершить проектные' работы по созданию тяжелой САУ на базе тяжелого танка КВ-1С и передать опытный образец для проведения испытаний. Именно это постановление хлестко подстегнуло проектировщиков завершить «поиски лучшего», остановившись на хорошем (11417).
4 января 1943 г. по представлению ГАУ РККА Государственный Комитет Обороны постановлением обязал завод № 100 НКТП и завод № 172 НКВ в течение 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1С опытный образец установки СУ-152, вооруженный 152,4-мм пушкой-гаубицей обр. 1937 г. В состав группы разработчиков вошли Л.С. Троянов, Г.Н. Рыбин, К.Н. Ильин, Н.Н. Звонарев, В.М. Селезнев, П.С. Тарапатин и В.И. Торотько. Общее руководство осуществлял Ж.Я. Котин. Трудовой энтузиазм и патриотический подъем конструкторов, рабочих и инженерно-технических работников в значительной степени способствовали выполнению правительственного задания в срок, несмотря на тяжелые условия производства. 24 января 1943 г. опытный образец установки, получивший заводское обозначение КВ-14, был собран на ЧКЗ. Испытания опытного образца самоходной установки КВ-14 успешно прошли на Чебаркульском полигоне и были закончены к 7 февраля 1943 г. Постановлением ГКО от 14 февраля 1943 г. образец КВ-14 под индексом СУ-152 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство. До начала марта того же года была изготовлена первая партия установок в количестве 35 машин, которые были отправлены на формирование тяжелых самоходно-артиллерийских полков (ТСАП). Впервые новые боевые машины были использованы в боях на Курской дуге. Серийное производство самоходных установок СУ-152 продолжалось до декабря 1943 г. - до снятия с производства танка КВ-1 С (10703).
4 января 1943 года по представлению ГАУ РККА Государственный Комитет обороны постановлением № 2692 обязал завод № 100 НКТП и завод № 172 НКВ в течение 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1 С опытный образец установки, вооруженной 152-мм пушкой-гаубицей обр. 1937 г. В состав группы разработчиков вошли Л.С.Троянов, ГН.Рыбин, К.Н.Ильин, Н.Н.Звонарев, В.М.Селезнев, П.С.Тарапатин и В.И.Торотько. Общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин. Трудовой энтузиазм и патриотический подъем конструкторов, рабочих и инженерно-технических работников в значительной степени способствовали выполнению правительственного задания в срок, несмотря на тяжелые условия производства. Из-за срочности задания весь ведущий состав конструкторов был переведен на казарменное положение. В течение 10 дней никто не уходил домой. Чертежи, изготовленные на ватмане, прямо с чертежных досок отправлялись в цехи. Чертежи корпуса самохода доставлялись специальным курьером на корпусной завод. Четко и оперативно работали производственные и технологические службы завода.

Объем работ по установке пушки столь большого калибра в рубке на шасси тяжелого танка оказался очень большим. Да и задачи, стоявшие перед специалистами различного профиля были сложными. Нередко заходили в тупик: кому, например, изготовить рамку для орудия — танкистам или артиллеристам? На завод вовремя приехал нарком вооружения Д.Ф.Устинов. Он подробно со всем ознакомился, одобрил все решения Ж.Я.Котина, поддержал идею посылки на артиллерийский завод его представителя, конструктора К.Н.Ильина, которому предоставили полномочия самостоятельно принимать решения по артиллерийской части заказа танкистов (11638).


4 января 1943 вышло Постановление ГКО № 2693 О плане производства танков, артиллерийских самоходных установок и танковых дизелей в I квартале 1943 года.РГАНИР, Фонд ГКО, д. 75, лл. 130-131 (11012).
4 января 1943 г. было подготовлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ БТУ ГАБТУ КА ПО ИСПЫТАНИЯМ САМОХОДНОЙ 122-мм ГАУБИЦЫ

Рассмотрение отчета об испытании 122-мм самоходных гаубиц, изготовленных Уралмашзаводом НКТП и заводом № 592 НКВ, показывает:

1. Ходовые качества танка от установки 122-мм системы не меняются, так как вес танка практически не изменился, а смещение центра тяжести танка вперед незначительное.

2. Надежность работы трансмиссии и ходовой части остаются такими же, как и у танка Т-34.

3. Средства наблюдения из танка неудовлетворительные.

4. Удобство размещения и работы экипажа недостаточные, так как не обеспечивают скорострельности 10 выстрелов в минуту, указанных в ТТТ.

Рассмотрение материалов по обеим самоходным установкам и чертежей самоходной установки Уралмашзавода НКТП приводит к следующему выводу.

Для установки в качестве самоходного орудия вращающаяся часть 122-мм гаубицы (М-30) без переделок не подходит.

Вращающаяся часть 122-мм гаубицы не подходит вследствие большого отката (длинный откат 1100 мм) и сильно выступающих вперед частей противооткатного устройства.

Длинный откат заставляет выносить всю систему вперед и не дает возможности использовать место сзади орудия для размещения расчета и принадлежностей.

Выступающее вперед противооткатное устройство требует специальной броневой защиты. Броневая защита, расположенная далеко от оси цапф, создает большой момент неуравновешенности.

Для устранения неуравновешенности введен специальный уравновешивающий механизм, который увеличивает вес самохода и занимает часть и без того ограниченного объема самохода.

Уралмашзаводом для установки в танк КВ-9 была спроектирована и изготовлена на базе гаубицы М-30 танковая гаубица У-11, наилучшим образом подходящая для установки в танки и самоходные артиллерийские установки.

Установка гаубицы У-11 позволяет за счет меньшего отката (580 мм) и более коротких противооткатных механизмов получить выигрыш в весе самохода и полезном объеме боевого отделения.

Считаю, что в самоходы необходимо устанавливать гаубицы У-11 Уралмашзавода, установка которых отработана в опытном образце танка КВ-9 и, кроме того, устанавливаются на самоходных установках ГАУ КА на базе танка Т-3.

Начальник 6 отдела БТУ ГАБТУ КА инженер-подполковник Ковалев

Начальник 4 отдела БТУ ГАБТУ КА инженер-подполковник Ненароков

Ст. помощник начальника 6 отдела БТУ ГАБТУ КА инженер-майор Ворошилов

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 1403. Л. 2. Копия (11403).
4 января 1943 На Балтийском заводе в ремонте находились линкор, три крейсера, эсминцы "Сторожевой", "Стойкий", "Грозящий", "Свирепый", "Славный". Кроме того, бригада балтийцев, работая со льда Ладожского озера, устанавливала более мощное зенитное вооружение на канонерских лодках "Нора", "Бурея", "Вира" и "Селемджа" (10671).
Армия:
4 января 1943 при перелете из Саратова на фронт разбилась ГСС М.М.Раскова - ком. женского ап ПВО (438,863).
4 января 1943 войска ЗакФ (И.В.Тюленев) освободили Нальчик (3398,12).


ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ... ч. 304 ч. 305