К 1943 г. Рофс-132 старались применять на предельно больших дистанциях

ч. 1 ч. 2 ... ч. 304 ч. 305
1943

Авиапромышленность:
К 1943 г. РОФС-132 старались применять на предельно больших дистанциях стрельбы, рассчитав поправки для стрелковых прицелов. Но перед пуском все равно пристреливались из пулемета. На минимальных дистанциях применять этот более серьезный снаряд было опасно. Углы пикирования при этом не превышали 15-20°» (11402).
К началу 1943 года завод №82 достиг полной производственной мощности и с 1943 года перешел к серийному производству самолетов ЯК-7Б с внедрением поточного метода производства. Среднесуточный выпуск составил 2 самолета в день, а со второй половины года достиг выпуска 3-х самолетов ежедневно (9460).
К 1943г. общий объем опытно-проектировочных работ в ОКБ №35 значительно сократился, работы велись главным образом по модификации изделий серийного производства. Коллектив ОКБ готовился к отъезду в Ступино, поскольку военная обстановка на фронте располагала к этому (11415).
К 1943 г. на вооружение советской противотанковой артиллерии поступили кумулятивные снаряды калибра 76,2 мм, а вслед за этим и противотанковые авиабомбы малых калибров. В этом же году в НИИ-3 разработали РСКД-82 - реактивный снаряд кумулятивного действия. Масса его БЧ была значительно меньше, чем у РБС. Высокие скорости и ограничения по углам пикирования для использования кумулятивной БЧ не требовались, а бронебойность возросла на порядок. Однако, в серию такой боеприпас не пошел.

Типовые узлы в конструкции ракетных боеприпасов были в достаточной степени отработаны в предвоенные годы. Их схемы, расчеты и технологии изготовления можно было считать классическими. В октябре 1941 г. из-за отсутствия компонентов резко сократился выпуск тротила, и БЧ реактивных снарядов пришлось снаряжать суррогатированными ВВ, что не лучшим образом отразилось на боевых качествах РС.



Этой проблеме вполне можно было бы найти достойное решение, если бы накануне войны в стране больше внимания уделяли исследованиям бризантности боеприпасов. Тогда и при условии снаряжания суррогатированными ВВ, без большого труда можно было подобрать марку стали для изготовления корпусов БЧ ракетных боеприпасов, чтобы не ухудшать характеристик их осколочности. В отсутствие тротила те же самые корпуса снаряжали аммонитами и аммонпеками, а вместо тетриловых промежуточных детонаторов использовали «усиленные» мелинитовые. В итоге огневая мощь эрзац-вариантов РС М-8 снизилась настолько, что руководство ГМЧ однажды возвратило всю их партию с фронта и затребовало хотя бы приблизить этот показатель к уровню тротилового эквивалента (11402).
Другие оборонные отрасли:
К началу 1943 г. сторожевик "Ястреб" имел готовность около 55%, вскоре на нем пришлось переделывать основания артиллерийских установок под 85-мм системы 90К (масса снаряда 9,2 кг, дальность стрельбы 85 каб., досягаемость по высоте 10,1 км при угле возвышения 85°). Такая замена бьша допущена и для всех других сторожевых кораблей пр. 29К из-за отсутствия штатных 100-мм орудий (3898).
К началу 1943 года на передовой "Томагауков" уже не было, а вот в тылу кое-где они еще летали. В системе ПВО 27 машин дожили до победы над Германией (3457,62).
Авиапромышленность:
К январю 1943 24-му авиазаводу удалось изготовить 377 моторов АМ-38ф (6467).
Армия:
К январю 1943 г. восемьдесят седьмые «юнкерсы» из классических пикировщиков превратились в штурмовики, которые не самым лучшим образом соответствовали требованиям к самолету- штурмовику (12728).
Авиапромышленность:
На 1 января 1943 на заводе 19 в Молотове (Перми), где находилось ОКБ П.О.С. были на треть готовы два прототипа бронированного штурмовика Су-8 с двумя М-71 (1062,7).
Постановлением ГКО с 1 января по май 1943 НКАП должен был поставить 32 истребителя ПВО, а затем ежемесячно поставлять ПВО каждую 10 машину Як-9 (65,141).
К 1 января 1943 года облегченный Ла-5 оснастили мотором М-82ФНВ, но из-за нарушения технологии расконсервации мотора при первом запуске случился гидроудар. Новый мотор поступил только 31 января. В первой декаде февраля начались было летные испытания, но дело не заладилось: то плохо работал НБ-ЗУ, то — зажигание. А в конце месяца снова произошел гидроудар. Одновременно строился и второй Ла-5 с М-82ФНВ - «Дублер». Конструктивно он отличался от первого: на нем стояли металлические лонжероны крыла вместо деревянных, что облегчило машину, новый улучшенный по рекомендации ЦАГИ всасывающий патрубок, а вместо серийного выхлопного коллектора - сдвоенные и строенные индивидуальные выхлопные патрубки, которые снизили потери скоростного напора на всасывании и противодавление на выхлопе. Последнее мероприятие было откликом на исследования падения мощности ВМГ, проведенные заводом №19 в октябре-декабре 1942 года. В них было констатировано, что серийный выхлопной коллектор Ла-5 «съедает» 1,5-3%, а на режиме взлета — до 5% мощности. «Дублер» быстро догнал по готовности 1-й экземпляр, а потом и обогнал его. 22-24 марта 1943 года летчик-испытатель майор Г.А. Мищенко провел краткие заводские испытания «Дублера». Результат был тот, которого все ждали: максимальная скорость у земли на номинале - 563, на форсаже - 598 км/ч, на 2-й границе высотности 6000 м - 650 км/ч. Срочно в Горький был командирован от НИИ ВВС летчик-испытатель-инженер А.И. Никашин, который с 3 по 20 апреля провел контрольные испытания и подтвердил полученные ранее цифры: максимальная скорость у земли на номинале - 562 и на форсаже -595 км/ч, на 2-й границе высотности 6300 м - 648 км/ч, время набора 5000 м - 4,7 мин. Эти данные позволили А.И. Шахурину отказаться и от производства И-185, и от производства М-71, тем более что 5 апреля 1943 года другой опытный И-185 с М-71 потерпел катастрофу из-за отказа мотора при посадке - засорился жиклер карбюратора (погиб летчик-испытатель В.А. Степанченок). И хотя в 1943 году теперь уже ОКБ Лавочкина построило модификацию Ла-5 с форсированным М-71Ф, работы по этой машине проходили неспешно и в 1944 году прекратились вовсе (10705).
К 1 января 1943 года было выпущено всего 30 штук карбюраторов ВК-82. Но в серию на заводе №19 этот карбюратор так и не пошел. Одновременно продолжалась доводка штатного карбюратора АК-82БП. В июне 1942 года завод №33 выпустил АК-82БП серии А-3. Основное отличие этой серии от 2-й состояло в том, что все резиновые плоские мембраны главной дозирующей системы и клапана экономайзера были заменены мембранами с гофром, а также введены изменения по диаметрам жиклеров и т.д. В июле вышла серия А-4, отличающаяся повышением твердости ролика дозирующей иглы для снижения его выработки. Затем появилась 5-я серия с измененным профилем и полировкой дозирующей иглы, снова плоскими мембранами, но с укорочением их хода, введением жиклера экономайзера для улучшения высотной характеристики и др. К весне 1943 года вышла серия А-6, на которой вместо жиклера экономайзера была введена регулировочная игла в ниппеле трубки экономайзера и т.д. Даже краткое перечисление этих изменений наводит на мысль, что доводка карбюратора проходила в основном все тем же методом проб и ошибок. Никаких существенных результатов по улучшению работы АК-82БП получено не было (10705).
С 1 января 1943 года заводом начала выпускаться новая модификация двигателя – АШ-82Ф, а затем – АШ-82ФН. (9364).
По состоянию на 1 января 1943 г. на заводе № 45 трудились 15 226 человек, в том числе 10 928 рабочих (11159).
С 1 по 16 января 1943 в НИИ ВВС испытывался Bf 109G-2 N 13903 белая 13 с 20 мм пушками MG-151 под крыльями, который был захвачен 8 декабря 1942 (2466,115).
По состоянию на 1 января 1943 г. проектные работы были выполнены по первому варианту Ер-2 с АМ-39 на 89%, а по второму с М-30Ф - на 31%. В производство запустили некоторые узлы силовой установки, но до постройки опытного самолета с моторами AM-39 дело так и не дошло. Вероятно, в тот период времени перспективы "дизельного" Ер-2 расценивались как более предпочтительные, а новый микулинский супер-мотор имел весьма отдаленное и неясное будущее... (3322,33).
1-4 января 1943 Ер-2 2М-30Б на заводах 134 и 500 не летал из-за отсутствия летной погоды (1458,2).
1 января 1943 закончились войсковые испытаний, а вернее боевое применение 29 Ту-2 М-82 в 132 ОБАП, который воевал на Калининском фронте и наносил удары в районах Смоленска, Витебска, Великих Лук и т.д. с 29 октября 1942 (1835,22).
С 1 января 1943 года финансирование работ было прекращено и ОКБ О.К.А. было вновь расформировано (9403).
К 1 января 1943 г из-за нехватки запчастей мог летать всего один “юнкере” из имевшихся в ГВФ четырёх. Все четыре принадлежали в то время Западно-Сибирскому управлению (Управление магистрали расформировали). Но в начале следующего года положение резко изменилось. Для снабжения Сталинградского “котла” немцы стянули большую часть своей транспортной авиации. Подавляющее большинство её парка составляли Ju 52/3m разных модификаций и лет выпуска. Они стали “целью №1” для советских лётчиков и зенитчиков. Их расстреливали в воздухе и жгли на аэродромах, по ним стреляли из всех видов оружия и даже давили танками. По советским данным, только в воздухе сбили около 250 “юнкерсов”. Когда фельдмаршал Паулюс капитулировал, все аэродромы внутри кольца и в его окрестностях были забиты брошенными немцами самолётами. На аэродроме Большая Россошка наши солдаты насчитали до сорока более или менее целых Ju 52/3m. Там же валялось около 300 разбитых машин разных типов, среди которых тоже были “юнкерсы”. 17 Ju 52/3m захватили в Басаргино. С авиарембаз ГВФ в Сталинград устремились бригады для отбора и первичного ремонта найденных самолетов. При ближайшем рассмотрении “юнкерсы” оказались не столь исправными, как показалось захватившим их пехотинцам и танкистам. Фюзеляжи, крылья и моторы были на месте, но покрышки - пробиты, моторы - неисправны, не хватало приборов, радиостанций и многого другого. Да и длительное стояние под снегом на пользу самолётам не пошло. Кроме этого, на некоторых машинах нашли следы намеренного разрушения - немцы не собирались сдавать противнику боеспособную технику. Были случаи подрыва осматривавших самолёты солдат на минах-сюрпризах. На одном из аэродромов “юнкере” заминировали одной противотанковой миной и шестью авиабомбами (бомбы оказались советскими - ФАБ-50). Наиболее пригодные Ю-52 (так они шли в наших документах) доводили “до кондиции” прямо на месте, благо запчастей вокруг хватало. Чего нет на одном самолёте - найдётся на другом, а не то на третьем-четвёртом (6393).
По состоянию на 1 января 1943 г. во всех соединениях ГВФ числилось 54 самолета ПС-40 и ПС-41. Распределение по соединениям выглядело следующим образом:

1. 15 ПС-40, 41 - 3-я Авиадивизия связи;

2. 8 ПС-40,41 - 8-й отдельный авиаполк;

3. 17 ПС-40, 41 - Летные школы ГВФ;

4. 1 ПС-40 - Азербайджанское Управление ГВФ;

5. 10 ПС-40, 41 - Дальневосточное Управление ГВФ;

6. 2 ПС-40, 41 - Западно-Сибирское Управление ГВФ;

7. 1 ПС-41 -НИИ ГВФ.

Начиная с 1936 г. и до конца 1943 г. для выполнения задач хозяйственного значения передали ровно 170 экземпляров ПС-40 и ПС-41.

Активная их эксплуатация вела к неуклонному износу материальной части, поэтому значительное количество ПС-40 и ПС-41 было списано в 1944 г. До окончания войны, в период 1944-45 гг. пять машин потеряли в авариях и катастрофах, одну в боевых условиях. В мае 1945 г. официально лишь 2 ПС-40 числились в 3-й Отдельной Краснознаменной дивизии связи (ОКАДС).

В послевоенный период списанные с военной службы бомбардировщики СБ еще некоторое время использовались на мирной службе. В частности они находились на вооружении особого подразделения, базирующегося в Ташкенте и ведущего аэрофотосъемку южных приграничных областей СССР (12027).
По состоянию на 1 января 1943 г. в ГВФ насчитывалось 14 Г-1, из которых готовыми к полетам значились только 4. Что касается ВВС, то здесь сведений о ТБ-1 почти нет. Известно лишь, что последний армейский ТБ-1 разбили в аварии в 1944г. О существовании заслуженного «старичка» не забывали и на заключительном этапе войны. С началом операции по освобождению Крыма отдельные Г-1 использовали для перевозки грузов в Северную Таврию. 17 марта 1944 г. военный совет ЧФ запросил у наркома ВМФ о возможности получения еще 4-5 ТБ-1 с Тихоокеанского флота или из резерва Ставки, т.к. черноморцы своими силами не справлялись с перевозками. Однако потребность в транспортниках существовала и на Дальнем Востоке, поэтому самолеты остались там. В 1945 г. в составе авиации ТОФ еще числились три транспортных ТБ-1. После окончания войны несколько экземпляров использовали в рыбной промышленности и на Севере. Последние машины там списали в 1946-47 гг. Таким образом, достойно отслужив почти два десятка лет, ТБ-1 окончательно сошел со сцены, когда в авиации наступала реактивная эра (11286).
С 1 января 1943 г. мастерские АРБ № 404 ГВФ, Завод № 404 ГА, Свердловские авиаремонтные мастерские (САРМ) ГВФ, АООТ, ОАО «Уральский завод ГА» (УЗГА, ПРАД) /620089 г. Свердловск, Екатеринбург ул. Белинского, 262-М тел. 220-23-96/) преобразованы в АРБ № 404 ГВФ, с 15.02.1962 г.- завод № 404 ГВФ, с 15.09.1964 г.- завод № 404 ГА. С 1993 г.- АООТ, а с 1996 г.- ОАО «Уральский завод ГА».

Численность персонала (2002 г.)- около 2000 чел.

Гендиректор (1979-2005 г.-)- А.Н. Падеров.49

Гл. инженер (2002 г.)- А.Н. Заплеталов.69

Зам. гендиректора: по производству (-2004-05 г.-)- Ю.А. Анфимов; по коммерческим вопросам (-2004-05 г.-)- В.Н. Яхлаков.

Ремонт: самолетов: У-2, «Авиатика-890» (2002); двигателей: М-11, М-17, М-37, МГ-31, МГ-33 (до войны), АШ-62ИР (1942-54), АШ-82ФН (1946-), АШ-82Т (1956-), АШ-82В (I960-), ГТД-350 (-2001-05-), ТВ2-117 (1973- 2005-), НК-8-2У (1983-2005-), ТВЗ-117 (1995-2005-), АИ-9В (2005); гл. редукторы: Р-5 (1961-), ВР-8 (1975-2005-), BP-14 (1999-2005-), ВР-24 (2005); газогенераторов ЭУ 1000 (2002), НК-16СТ (1999-2005-); сборка.

Производство: самолеты И-15, И-16, «СБ» (ВОВ), «Авиатика-890У» (-1990-е-2005-); детали снарядов для «Катюш» (ВОВ) (11982).
По состоянию на 1 января 1943 г. в новой Омской области были 4 авиазавода № 29, 166, 20 и 288. К Тюменской области отходил завод № 499 в Заводоуковске (11896).
Другие оборонные отрасли:
На 1 января 1943 года на Кировском заводе имелось 63 штуки АТО-41 и патрон к нему латунных 30 000 штук. Порошка ОП-2 не было (11403).
К 1 января 1943 г. для обеспечения надежности работы танка Т-34, его узлов и агрегатов коллектив завода № 183 улучшил конструкцию главного фрикциона, ввел гусеницу с новыми траками, обеспечившими повышенные сцепные свойства с грунтом. Параллельно с этим конструк-. торский отдел завода, во исполнение постановления ГКО от 5 июня 1942 г. "О повышении качества танков Т-34" проработал и испытал пятиетупенчатую коробку передач с постоянным зацеплением шестерен (10703).
На 1 января 1943 года численность рабочих завода № 183 увеличилась с 19959 человек на 1 января 1942 года до 32576, то есть всего на 11767 человек. Как отмечалось в отчете завода N° 183 основными причинами сокращения рабочей силы являлись «дезертирство с производства, смертность и увольнение по болезни.

В 1943 году на завод приняли 7261 рабочего, ни при этом убыль составила 8631 человек. Основными причинами были дезертирство - 39%, увольнение по болезни - 12%, смертность - 10%, призыв в Красную Армию - 10%. Только в 1944 году, когда удалось улучшить жилищные и бытовые условия рабочих, текучесть кадров снизилась.

Несмотря на то, что производство танков было связано с применением сложного оборудования и тяжелого мужского труда, на заводе № 183 в годы войны работало много женщин: в разные годы их число составляло от 22,1до 29,7% общего количества работавших в танковом производстве (от 5926 до 7424 человек) (12217).
К 1 января 1943 г. была изготовлена первая серия самоходных установок СУ-76 в количестве 25 машин, которые были направлены в учебный центр самоходной артиллерии. Эти машины вошли в состав двух первых самоходно-артиллерийских полков, которые решением Ставки ВГК были направлены на Волховский фронт для использования в качестве артиллерии сопровождения пехоты и танков (10703).
С 1 января 1943 года официально началось серийное производство СУ-12 Коломенского завода N 38, которая 9 декабря 1942 была рекомендована для принятия на вооружение под названием "штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76" (3862).

Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10-35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш - в корме (3862).

Экипаж из трех человек имел дополнительный пулемет ДТ и личное оружие (3862).
К 1 января 1943 года была изготовлена первая партия СУ-76 (25 шт) и направлена в учебный центр самоходной артиллерии (3862).
На 1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 398 НКБ за 1942 год

Директор – Антонов

Адрес: Москва 54, п/я 1354 (10143).
На 1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 331 НКБ за 1942 год

Адрес: Москва 118, п/я 300 (10144).


На 1 января 1943 был подготовлен Отчет СКБ-35 НКБ за 1942 год

Адрес: Москва, п/я 689

Начальник – Сердюк А.К. (10145).
На 1 января 1943 Отчет завода № 529 НКВ за 1942 год

Адрес: Новая Ляля Свердловской области, п/я 6

Директор – Аристов

Выпуск пиротехнических патронов 7,62 мм.

Завод расположен на территории Ново-Лялинского бумкомбината (10094).
На 1 января 1943 Отчет завода № 304 НКВ за 1942 год

Адрес: Рязань, п/я 16

Строительство завода № 304 законсервировано с 15 сентября 1941 года (10095).
На 1 января 1943 Отчет завода № 304 НКВ за 1942 год

Адрес: Кунцево Московской области, п/я 15

Директор - Нестеров

Завод № 304 был восстановлен в 1942 году на части площадей эвакуированного завода № 46.

Производство гильзы и пули патронов ТТ и др. (10096).
На 1 января 1943 Отчет завода № 303 НКВ за 1942 год

Адрес: Владимир, п/я 32

И.о. директора – Блинов (10097).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 637 НКБ за 1942 год

Директор – Кошелев

Адрес: ст. Эльбан Комсомольского района Хабаровского края (10222).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 635 (снаряжательный) НКБ за 1942 год

Директор – Савосин

Адрес: Новосибирск, ст. Заводская

Ввод в эксплуатацию – 1942 год

Организован на базе оборудования эвакуированных заводов №№ 12, 55 (10223).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 611 (боеприпасы) НКБ за 1942 год

Адрес: Миасс Челябинской области, п/я 25

Ввод в эксплуатацию – 1942 год (10224).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 610 (боеприпасы) НКБ за 1942 год

Директор – Аигезал-Заде

Адрес: Баку

Ввод в эксплуатацию – 1941 год (10225).


1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 602 НКБ за 1942 год

Адрес: Саратов, п/я 110

Директор – Ненашев

Год ввода в эксплуатацию – 1941

Указом Президиума ВС от 1 сентября 1941 года на базе асфальто-бетонного завода Саратовского областного дорожного отдела в Саратове было предложено организовать снаряжательный завод № 602.

Эта площадка оказалась непригодной и была заменена в ноябре 1941 года на оцинковальный цех завода им. Ленина Наркомчермета.

В конце декабря 1941 года завод приступил к выпуску боеприпасов (10226).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 596 НКБ за 1942 год

Завод 655 НКЭП (Ярославский электромашиностроительный завод) (10227).


1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 596 НКБ за 1942 год

Директор – Субботин

Адрес: Ярославль, п/я 50

Год ввода в эксплуатацию – 1941

Первоначальная в августе 1941 года организация завода, как цеха в составе завода № 62 НКБ, с последующей в сентябре 1941 года передачей как цеха в состав Ярославского электромашиностроительного завода (в настоящее время завод № 655 НКЭП) и окончательная организация в феврале 1942 года завода как самостоятельной единицы (10227).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 595 НКБ за 1942 год

Директор – Логинов

Адрес: Красноуральск Свердловской области, п/я 4

Год ввода в эксплуатацию – нет ввода

Строительство завода осуществляется на основании решения СНК от 6 июня 1941 года.

Площадка завода расположена в 2,5 км от Красноуральска (10228).


1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 582 НКБ за 1942 год

И.о. директора – Махалов

Адрес: Балашиха Московской области, п/я 8

Год ввода в эксплуатацию – 1941

Завод организован на базе Реутовского Райпромкомбината в августе 1941 года.

При организации завода имелось в виду – выпуск зажигательных авиабомб, приготовление пиротехнических смесей и прессование шашек детонаторов для завода НКБ.

В ноябре 1941 завод первоначально приступил к освоению снаряжения ручных гранат Ф-1.

Территориально завод был расположен в мастерских Райпромкомбината в деревне Пехра-Покровская и по приказу зам. наркома боеприпасов Гамова в декабре 1941 года было предложено завод перевести на территорию эвакуированного завода № 401 НКБ, расположенного в г. Балашиха 1-я, ст. Горенки.

Был установлен профиль завода – снаряжательный (10229).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 570 НКБ за 1942 год

Директор – Бабаев

Завод был создан на базе Сумгаитского тукосмесительного завода Главазота НКХП СССР во исполнение постановления Совнаркома от 16 ноября 1941 года.

Профиль – снаряжение боеприпасов и производство взрывчатых веществ

Адрес: Баку-Сумгаит

Год ввода в эксплуатацию – 1942 (10330).


1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 527 НКБ за 1942 год

Директор – Волков Д.В. с 7 декабря 1942 года

Адрес: Люберцы Московско йобласти, п/я 68

Год ввода в эксплуатацию – 1930

С января по июнь 1942 года завод был законсервирован.

В 1941 году завод выпускал силикатный кирпич и известь. В ноябре 1941 года завод приступил к эвакуации.

Завод был переоборудован под производство боеприпасов (10331).
1 января 1943 был подготовлен Отчет завода № 316 НКБ за 1942 год

Адрес: Тбилиси, п/я 431 (10332).


1 января 1943 вступил в строй крейсер "Калинин" (главный строитель А. 3. Голланд). На этом крейсере была усилена прочность днища в кормовой части корпуса. Вместо шести 100-мм пушек на нем пришлось установить восемь одноорудийных 85-мм установок 90-К (масса снаряда 9,2 кг, дальность стрельбы 15,5 км, досягаемость по высоте 10,1 км). Авиационное вооружение отсутствовало и было установлено уже после войны (с самолетами "КОР-2"). Полное водоизмещение корабля увеличилось до 10 040 т, скорость полного хода на "испытаниях составила 32,2 уз при мощности турбин 109 500 л. с., Дальность плавания 16,5-узловым ходом 3100 миль (9838).
До 1 января 1943 г. Морской флот СССР пополнился 85 судами грузоподъемностью 230 тыс. т, из которых только 14 были построены или восстановлены на советских верфях, 27 куплены, а остальные получены по ленд-лизу (3898).
1 января 1943 На Адмиралтейском заводе начаты гарантийные работы на ПЛ К-52; выполнены к 20 апреля (10671).
Армия:
На 1 января 1943 г. в ВВС ЧФ имелось 6 Пе-2 и 5 Пе-3, а авиация КБФ располагала всего 13 Пе-2. К середине года количество "пешек" на Балтике увеличилось до 34 в связи с развертыванием 15-го отдельного разведполка ВВС КБФ (на базе 27-й ораэ), а черноморская авиация располагала 14 Пе-2 и двумя Пе-3. На Северном флоте к этому моменту самолеты Петлякова (37 машин) остались только в составе 28-го орап, 29-го бап и 95-го иап (12042).
По состоянию на 1 января 1943 г. в 45-й авиадивизии числилось 16 Пе-8. Из них 13 выполняли боевые вылеты, два корабля (№4218 и №4225) использовались для тренировок, корабль №42038 с дизельными двигателями М-30Б находился в опытной эксплуатации. Профилактический ремонт Пе-8 № 4215 закончился также 1 января, поэтому через несколько дней и этот корабль ввели в боевой строй. Пе-8 №42097 ремонтировался в Кратово (мастерские ПАМ-5) до 1 марта 1943 г., Пе-8 №4214 и №4221 находились на заводском ремонте в Казани (12025).
К 1 января 1943 г. ВВС РККА располагали 7337 истребителями новых типов. Больше всех было Як-1, Як-7 и Як-9 (3564 в сумме). Ла-5 занимали 5-е место — в строю их насчитывалось 717, меньше чем даже «Харрикейнов», которых к тому времени оказалось 862 (11123).
На 1 января 1943 в строю было (786,23):

Истребители:

7337

Як-1

1748

Як-7

1816

Ла-5

717

ЛаГГ-3

1514

МиГ-3

575

Харрикейн

862

Аэрокобра

105

Бомбардировщики:

2447

Пе-2

1581

Ил-4

526

Бостон

340

Штурмовики:




Ил-2

4815

Это все без ПВО, ВДВ, ВВС Войска Польского (786,23).

Доля бомбардировщиков и ш фронтовой авиации выросла с 41.2% в 1941 до 60.8% включая По-2 на 1 января 1943 (518,302).

Потери за 1943

Всего новых типов 16046 (без И-16..., У-2, Р-5 и т.п.)






январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

























Як-1

149

90

126

244

165

123

372

Як-7

75

93

93

165

95

88

273

Ла-5

48

83

97

134

143

143

553

Харрикейн

45

31

22

62

31

28

4

ЛаГГ-3

92

62

151

124

78

61

42

Аэрокобра

5

2

10

28

86

19

24

МиГ-3

35

49

17

47

10

3

7

истребителей

449

410

516

804

608

465

1284

Пе-2

107

191

120

119

77

184

172

Ил-4

26

4

4

3

-

4

15

Бостон

14

21

35

35

27

19

74

бомбардировщиков

147

216

159

157

104

207

261

Ил-2

344

300

401

337

276

133

958

Всего

940

926

1076

1298

988

805

2454

И-16



















24

И-153



















5

И-15



















4

Киттихок



















16

ч. 1 ч. 2 ... ч. 304 ч. 305