Инвестиционное поведение населения и влияние на него системы страхования

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5

2. Пользование услугами банков



2.1. Структура востребованности банковских услуг
Согласно результатам состоявшегося опроса, 65% взрослого населения страны пользуются банковскими услугами. С 2007 года прирост доли пользователей банковскими услугами составил 11% – в 2007 году ими пользовались 54% (в 2006 году – 63%, осень 2005 года – 57%).

Указанный рост, главным образом, произошёл за счёт увеличения числа тех, кто пользуется наиболее «ходовой» банковской «услугой» – «зарплатными» пластиковыми картами (26% в 2010 году против 17% в 2007 году).

Далее следует оплата коммунальных услуг – 21%. Рейтинг пользования потребительскими кредитами составляет 9%, депозитами и вкладами до востребования – по 8%.

Наименьшие уровни востребованности у инвестиционных услуг (1%), а также ипотечного кредитования (2%).

Самые заметные изменения в сравнении с данными 2007 года связаны (помимо «зарплатных» карт) с ростом востребованности депозитов и кредитных карт, а также снижением популярности такой банковской услуги как осуществление коммунальных платежей. Последнее, видимо, сопряжено с ростом платежей, осуществляемых через небанковские терминалы.

Таким образом, можно констатировать, что основным «драйвером банкизации» страны является перевод предприятиями и организациями зарплатных проектов на «пластик». Наряду с этим увеличивается «инициативная» востребованность населением более «сложных» банковских продуктов – депозитов, дебетовых и кредитных пластиковых карт.





2.2. Сравнительный анализ востребованности банковских услуг

(по различным группам респондентов)
При распределении выборки по типам населённых пунктов наименее «банкизированы» жители деревни - 48% сельчан не используют банковские услуги, в то время как в крупных и средних городах доля таких респондентов составляет 32% и 28% соответственно. Структура распределения респондентов, не пользующихся банковскими услугами, по сравнению с 2007 годом претерпела существенные изменения – тогда в Москве и Санкт-Петербурге их доля составляла 17%, в других крупных городах – 53%, на селе – 52%.

Указанное свидетельствует о произошедшем выравнивании распределения пользователей банковскими услугами в зависимости от типов населённых пунктов. Причём это выравнивание происходило одновременно по двум направлениям – в мегаполисах сократилась доля пользователей банковскими услугами, а в населённых пунктах иного типа – напротив возросла. Снижение доли пользователей банковскими услугами, вероятно, объясняется увеличением доли небанковских платёжных систем.

Наибольшая доля тех, кто в настоящий момент пользуется банковским кредитом, зафиксирована на селе (12%), наименьшая – в мегаполисах и средних городах (по 6%). Снижение числа пользователей этой услугой отмечается в малых и средних городах, рост – в крупных (за исключением мегаполисов).


Наиболее значительные изменения структуры востребованности банковских услуг в населённых пунктах различных типов связаны с увеличением доли пользователей депозитами везде, кроме сельской местности, при этом максимальный прирост пользователей депозитами отмечается в городах с населением от 500 тыс. чел. (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) – 8%. Кроме того, сильно возросла доля пользователей «зарплатными» карточками в крупных и небольших городах – 17%; а также кредитными картами: максимальный прирост в малых и средних городах – по 5%.

При распределении выборки по возрасту, максимальная доля пользователей банковскими кредитами отмечена в возрастных группах от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет – 12% и 13% соответственно, минимальная – в старшей возрастной группе (от 60 лет), где она составляет 2%.

Эти показатели в общем коррелируют с результатами опроса 2007 года, что позволяет говорить об устойчивости возрастной структуры пользователей банковскими кредитами. Снижение доли пользователей банковскими кредитами в целом по выборке произошло за счёт «кредитно активных» групп населения.


Доля пользователей «зарплатными» пластиковыми картами существенно выше в мегаполисах (28%) и крупных городах (33%), чем на селе (17%). Наиболее высокие темпы роста этого показателя наблюдаются в крупных, средних и малых городах. Указанное объясняется направлением распространения корпоративных банковских услуг – от центра к периферии.

При распределении выборки по возрасту, максимальная доля пользователей «зарплатными» пластиковыми карточками отмечается в возрастных группах от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет – 34% и 33% соответственно; минимальная – в старшей возрастной группе (от 60 лет), где она составляет 10%. Эти показатели увеличились с 2007 года пропорционально совокупному увеличению доли пользователей «зарплатными» пластиковыми карточками – т. е. возрастная структура их обладателей сколько-нибудь заметных изменений не претерпела. Этот равномерный рост, видимо, объясняется «гладкой» возрастной структурой занятости.


Доля пользователей депозитами наиболее велика в Москве и Санкт-Петербурге (16%), минимальна – на селе (3%). Выходящий за пределы статистической погрешности рост пользователей депозитами зафиксирован в крупных и средних городах. Основным фактором, оказывающим влияние на сберегательную активность населения (в т. ч. – депозитную), является размер доходов, что и иллюстрирует представленная ниже диаграмма.



Минимальна доля пользователей депозитами в младшей возрастной группе (от 18 до 24 лет) – 4%; увеличиваясь по мере увеличения возраста респондентов, она достигает своего максимума в старшей возрастной группе (10%).

Единственная возрастная группа, в которой доля пользователей депозитов не увеличилась – младшая, что объясняется естественным «сберегательным инфантилизмом».




Наиболее высокие доли тех, кто не пользуется банковскими услугами, зафиксированы в младшей (от 18 до 24 лет) и старшей (от 60 лет) возрастных группах – 45% и 46% соответственно. Минимальная – в возрастных группах от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет (по 28%). Это, вероятно, объясняется большей житейской осмотрительностью и консерватизмом людей старшего возраста, а также отсутствием стабильного высокого дохода у значительной части молодёжи и высоким уровнем неудовлетворённых материальных потребностей представителей этого возраста.



2.3. Кредитная активность населения

Ответ на вопрос о том, пользовались ли респонденты банковскими кредитами за последние три года, обнаружил существенное снижение числа пользователей этой услуги – сегодня доля тех, кто брал кредит в указанный период, составляет 35%, в то время как по результатам последнего докризисного опроса она составляла 63% населения. Таким образом, можно предположить, что доля пользователей банковскими кредитами вернулась на уровень 2006 года (38%).



Динамика изменения числа заёмщиков по различным группам респондентов выглядит следующим образом. В 2010 году наименьшая доля тех, кто в течение последних трёх лет брал кредит, была зафиксирована в старшей возрастной группе (от 60 лет) – 13%, наибольшая – в возрастной группе от 25 до 34 лет (46%). Т. е. кредитная активность возрастает обратно пропорционально возрасту респондентов 6.

Эта закономерность наблюдалась и в 2007 году, когда минимальная и максимальная доли, воспользовавшихся банковскими кредитами, отмечались в этих же возрастных группах – 14% и 63% соответственно. Сопоставление этих данных позволяет констатировать, что общий спад кредитной активности, в значительной мере, был обусловлен снижением числа пользователей кредитами в самой «кредитно активной» возрастной группе.




При распределении выборки по типам населённых пунктов, в 2010 году наиболее высока доля тех, кто воспользовался за минувшие три года кредитами, в маленьких городах (до 100 тыс. жителей) – 42%, предельно низка в Москве и Санкт-Петербурге – 25%.

В 2007 точки «экстремум» были зафиксированы в столичных мегаполисах, где банковскими кредитами на протяжении трёх минувших лет воспользовалось 40% взрослого населения, а также в средних городах (от 100 до 500 тыс. жителей), где этот показатель составил 55%.




Это свидетельствует о наметившемся ещё в 2007 году спаде кредитной активности в крупных городах и перемещении центра кредитной активности в провинцию. Объяснением этому, видимо, является более сильное воздействие на жителей крупных городов негативных кризисных явлений, а также то обстоятельство, что кредиты им стали доступнее раньше, соответственно, раньше наступило «утоление потребительского голода».

2.4. Отношение к банковским кредитам

Согласно данным опроса, за последние три года отношение к банковским кредитам улучшилось лишь у 4%, в то время как ухудшилось – у 15%.

Эти показатели (наряду с преобладанием тех россиян, чьё отношение к банковским кредитам является устойчиво негативным (29%) по сравнению с теми, чьё отношение – устойчиво позитивно (26%)), позволяют констатировать сокращение целевой аудитории потенциальных получателей кредитных продуктов.

С наибольшим скепсисом относятся к банковским кредитам жители столичных городов, где «коэффициент неприятия» банковских кредитов (сумма долей тех, кто на протяжении последних трёх лет отрицательно относился к кредитным продуктам и тех, чьё отношение к ним в этот период ухудшилось) составляет 56%.

Напротив, минимален «коэффициент неприятия» на селе – 38%. Это является дополнительным объяснением представленных в предыдущем разделе тенденций.

При распределении выборки по возрасту наблюдается рост скепсиса в отношении банковских кредитов с увеличением возраста респондентов.



2.4. Критерии выбора банков, «идеальный» банк
Как и в 2007 году доминирующей характеристикой «идеального» банка в глазах респондентов является его принадлежность государству (44%). На второе место в иерархии приоритетов действительные и потенциальные банковские клиенты поставили выгодные условия по кредитам (27%), что свидетельствует о том, что негативное отношение к банковским кредитам в значительной мере предопределено высокой ценой этой услуги и соответствующим недовольством потребителей.

Следующей по значимости характеристикой «идеального» банка является участие в системе страхования вкладов (25%). Далее следуют такие свойства и характеристики как наличие продолжительной истории работы (22%), высокое качество обслуживания (21%), наличие широкого спектра предоставляемых услуг (20%), а также выгодных условий по депозитам (17%) и т. д.

Градация приоритетов, а также их удельный «вес», по сравнению с 2007 годом претерпели ряд изменений. Самые значительные из них связаны со снижением значимости таких характеристик банка как наличие разветвлённой сети отделений (17% в 2010 году против 35% в 2007 году), высокого качества обслуживания (21% в 2010 году против 33% в 2007 году) и наличия продолжительной истории работы на рынке (22% в 2010 году против 29% в 2007 году).

На ниже представленной диаграмме отражены только те критерии «идеального» банка, которые указывались респондентами в ходе обоих опросов.




Консерватизм жителей сельской местности нашёл своё выражение в присвоении предельно высокого «веса» такой характеристики банка как принадлежность государству (50% против 35% у жителей Москвы и Санкт-Петербурга) и, напротив, предельно низкого «веса» такой характеристики как наличие выгодных условий по депозитам (13% против 25% у жителей крупных городов).

Относительно невысокая востребованность жителями мегаполисов кредитных продуктов проявилась в том, что москвичи и санкт-петербужцы предельно низко оценили значимость выгодных условий по кредитам – 17% против 36% у жителей других крупных городов. Для жителей больших городов (в т. ч. – двух столичных) большую значимость, чем для других, имеет разветвлённая сеть точек обслуживания, высокое качество обслуживания, а также использование современных банковских технологий. Первые из двух указанных характеристик имели более высокий «удельный» вес, чем в других группах и в целом по выборке также и в 2007 году. С 2007 года сильно снизилось для столичных жителей значение такого фактора как наличие рекомендаций со стороны родственников и знакомых.




По результатам двух последних опросов можно выделить ряд устойчивых тенденций. Для молодёжи более значимо наличие современных банковских технологий, хорошая репутация банка и множество отделений, но менее значима принадлежность банка государству. «Вес» первых трёх факторов убывает пропорционально возрасту, а последнего, напротив – с возрастом возрастает (амплитуда «возрастных» колебаний составляла 9% в 2007 году и 14% в 2010 году).

Значимость такого фактора выбора банка как наличие высоких рейтингов снизилась (в целом по выборке) с 10% в 2007 году до 6% в 2010 году, что, весьма вероятно, объясняется обострившейся критикой рейтинговых агентств в СМИ в период кризиса. Вес «вес» этого фактора снижается пропорционально возрасту респондентов (с 14% до 5% в 2007 году и с 6% до 2% в 2010).




Обращает на себя доля (в целом по выборке) тех, кто не желает становиться клиентом банка ни при каких обстоятельствах – 14%, что свидетельствует о сохраняющемся в обществе потенциале неприятия банковской системы и, соответственно, необходимости работ по повышению финансовой грамотности населения.

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5