Герман Ломов Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая

ч. 1

Герман Ломов «Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица?»

© Герман Ломов, 2009 – 2012
6. СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (ШЕСТОЙ ПОДВИГ) = ЭРА РЫБ

Описание мифа по Н.А. Куну. Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришёл к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.

Страшно отомстил великий герой царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его своей смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принёс жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры (ссылку Куна об олимпийских играх см. в главе 1), которые и справлялись с тех пор всеми греками каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом посвященными богине Афине-Палладе оливами.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряженных в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью.

География мифа. Элида – северо-запад Пелопоннеса.

Боги – герои в мифе отсутствуют. Но в повествовании присутствуют упоминания Гелиоса (Солнца), сыном которого являлся Авгий, и Посейдона (Нептуна), давшего сыну Нелея Периклимену дар превращаться во льва, змею или пчелу.

Астрономический аспект мифа. Несмотря на то, что описания подвига состоят из двух эпизодов, «центральной фигурой» мифа является эпизод расчистки конюшен гидродинамической силой воды рек Алфея и Пенея. Следовательно, аналогичные водные объекты нужно искать на звёздном небе. Найти их нетрудно, так как к юго-западу от зодиакального созвездия Рыб через созвездие Кита (тоже, кстати, «смежное» с водой) лежит созвездие Эридана – «небесной реки»! На «водянистость среды» этой сферы звёздного неба указывает и созвездие Южной Рыбы, лежащее южнее Водолея. К слову, и Водолей, несмотря на свою воздушную природу, тоже из кувшина не песок сыплет…

Не стоит забывать и о собственной аватаре созвездия Рыб – две рыбы, плывущие в разных направлениях, связанные одной лентой. Так это созвездие часто изображалось на древних небесных глобусах и совместной карте звёздного неба Иоганна Стабия, Конрада Хейнфогеля и Альбрехта Дюрера. Не исключено, что символизм двух рек мифа – Алфеи и Пенеи – нашёл своё отражение в двух рыбах.





Астрологический аспект мифа. Подвиг, как и предыдущий, включает в себя два эпизода. Первый, охватывающий один день, – непосредственная расчистка конюшен, второй, неопределённой продолжительности, но явно не однодневный – наказание Авгия с его союзниками и учреждение олимпийских игр. Иными словами, в подвиге присутствует некая «раздвоенность», характерная знаку Рыб, и возврат к нерешённым проблемам в прошлом, характерный для мутабельных знаков.

При этом сам подвиг одиночный, совершён без чьей-либо помощи. Но вместе с Лернейской гидрой (также относится к «водным» знакам) является вторым не засчитанным Эврисфеем подвигом, поскольку Геракл не предоставил последнему доказательств его совершения – десятую частью стад Авгия.

Объект подвига по Меркурию, «падающему» в Рыбах, и соуправляющему ими «неуловимому» Нептуну, вообще слабо поддаётся идентификации. То ли это содержимое конюшен – навоз, то ли всё же некое действие героя, направленное на их расчистку. Тем не менее, обе версии отлично соотносятся с Рыбами. Дело в том, что в мунданной (коллективной, стран и наций) астрологии вопросы канализации, сточных вод и очистки – сфера Рыб. А сооружение очистных коммуникаций всегда сопряжено с неким «течением инженерной мысли», суть Юпитером, управляющим Рыбами. Действительно, Авгиевы конюшни – первый подвиг, при совершении которого Геракл впервые «включает голову» (Стимфалийские птицы – не в счёт, ибо в третьем подвиге тактический совет Гераклу дала Афина-Паллада): действует не только силой рук, ног, тела, оружия, но и ума, призывая в помощь законы гидродинамики!

Присутствует в мифе и указание на «радость» Сатурна в символическом XII доме, соответствующем зодиакальным Рыбам – слом стены с двух противоположных сторон перед направлением рек и обратное восстановление стен по окончании подвига.

На «размытость» Нептуна и «падающий» в Рыбах Меркурий – сигнификатор договорённостей и соглашений, также можно «списать» и завершение подвига обманом и отказом от оплаты работы «заказчиком», Авгием. Последний что называется «неверно истолковал условия заключённого договора»: «ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день».

Второй эпизод подвига, возвращение Геракла и наказание Авгия с союзниками характеризуется насилием и захватом, суть Марса, имеющего XII дом, соответствующий символическим Рыбам, домом своей «печали».

Закономерен вопрос: почему в мифе присутствуют именно конюшни и почему в конюшнях содержатся быки, по крайней мере, основной упор в мифе делается именно на них?

А в каких вообще подвигах присутствуют быки (коровы) и кони (лошади)? Начнём с последних. Следуя описаниям мифа, читатель с удивлением обнаруживает, что кони и лошади «соотносятся» с:

- Лернейской гидрой; здесь Геракл с Иолаем подъехали к болоту на колеснице, в которую, конечно же, были впряжены кони (не собаки же с хряками?) → гидра, по авторской версии, соотносится с Раком, а Рак – место экзальтации Юпитера, сигнификатора лошадей (коней);

- конюшнями Авгия; здесь по одному названию всё ясно → соотносится с Рыбами. Рыбы – ночная обитель Юпитера;

- Кони Диомеда; аналогично → соотносятся с Козерогом – знаком падения Юпитера.

Кроме этого, несмотря на то, что лошади напрямую не упоминаются, но они по причине успешного завершения боевых действий с амазонками, во всех эпосах изображаемых верхом на конях, могли присутствовать в Поясе Ипполиты → соотносится со Стрельцом – дневная обитель Юпитера. А также в связи с дальними перемещениями вполне могут присутствовать в Яблоках Гесперид → соотносится с Девой – местом изгнания Юпитера. Впрочем, этими версиями можно и пренебречь. Так, например, в Стимфалийских птицах, соотносящихся с Близнецами, вторым местом изгнания Юпитера, лошадей точно нет.

На обитель Юпитера в Рыбах указывает и факт учреждения в этом подвиге олимпийских игр, которые издревле проводились в честь Зевса (Юпитера).

Быки (коровы). Они присутствуют в:

- Керинейская лань (о зоологическом «родстве» лани и коровы см. Астрономический аспект мифа) → соотносится с Тельцом, ночной обителью Венеры, сигнификатором коров (быков);

- Критский бык; по названию → соотносится с Водолеем; астрологическая связь с Венерой не обнаружена; за исключением владения термой с 13 по 20 градус и первым фасом Водолея, иных достоинств в одиннадцатом знаке Зодиака Венера не имеет;

- Коровы Гериона; по названию → соотносится с Весами, дневной обителью Венеры;

- и, наконец, в нашем случае, в Авгиевых конюшнях, соотносимых с Рыбами, где Венера экзальтирует.

В заключение, о богах в подвиге. Как уже отмечалось выше, личностно они в мифе отсутствуют, но повествование содержит упоминания Гелиоса (Солнца, его сыном являлся Авгий), и Посейдона (Нептуна, давшего сыну Нелея Периклимену дар превращаться во льва, змею или пчелу).

Наибольшие сложности толкования присутствия в мифе вызывает Гелиос (Солнце). В Рыбах Солнце не имеет никаких достоинств; не владея триплицитетами, термами и фасами, Солнце в Рыбах – всегда перегрин. Поэтому единственная «зацепка» «относимости» Солнца к Рыбам в контексте мифа – это связь «сын (Авгий) – отец (Гелиос)» либо «отец (Гелиос) – сын (Авгий)». Иными словами, связь Асцендент – V дом для связи «отец – сын» либо Асцендент – IC для связи «сын – отец».

Так, если Гелиоса (Солнце) соотнести с управляемым им Львом и этот знак поместить в Асцендент (основное лицо связи), то в равнодомной системе на V дом (сын) выпадает Стрелец. И что? Конюшни? Бред! Сам-то Авгий, может и имевший какое-то отношение к Стрельцу, ни кентавром не был, ни в лошадь, подобно Периклимену, не обращался. О каких-либо юпитерианских энергиях Авгия в мифе также не сообщается, наоборот, односторонний отказ от оплаты надлежаще исполненного обязательства – недопустимый моветон для «законника» и «поборника нравственности» Юпитера.

Если управляемый Гелиосом (Солнцем) Лев поместить в IC (отец), то на Асценденте обнаружим его сына – Телец. Но это также ничего не даст. Сам-то Авгий, владея конюшнями с быками, к последним личностно опять же не относился: быки были всего лишь его собственностью, а это уже «епархия» II дома. Хотя меркантильность Тельца, в том числе в нарушении договорных обязательств, действительно не знает границ… Иными словами, вопрос что «делает» в мифе Солнце (Гелиос), остался без ответа.

С Посейдоном (Нептуном) в мифе наоборот – никаких сложностей, ибо Рыбы – знак его соуправления. Опять же, к «рыбьей» и «нептуньей» природе относится сакральное умение изменять внешность. Достаточно вспомнить качество дара Нептуна «сыну Нелея Периклимену», чтобы осознать, что образ «хозяина подводного царства» ложится на миф, как под лекало…

Историографический аспект мифа. Предположительный период прохождения оси равноденствий через созвездие Рыб 1 год н.э. – 2 150 год н.э.

При кажущейся простоте трактовки данного блока – всё же события в большинстве своём происходят в наше время либо незначительной временной ретроспективе – самое опасное, на авторский взгляд, скатиться к банальным описаниям этого самого «нашего времени» без оглядки на события, сообщаемые нам мифом. Так, например, Эра Рыб дала цивилизации две принципиально новые религии – христианство и ислам, что в полной мере соотносится с энергетикой Юпитера и Нептуна, управляющими Рыбами. Но об этом «молчит» миф. Поэтому в исследовательских целях оставим общие описания Эры (взыскательный читатель в силах проделать эту работу самостоятельно), сосредоточившись непосредственно на аллегориях, сообщаемых эпосом. Двигаться же будем в «хронологическом» порядке согласно последовательности повествовательных эпизодов.

И первый из них – фактически сложившийся договорный характер взаимоотношений между Гераклом и Авгием. Впервые по ходу повествования Геракл выступает не как античный исполин, действующий нахрапом, оружием и силой, но как полноправный цивилизованный партнёр, предлагающий свои услуги по выполнению конкретной работы, очерченную исчисляемым объёмом. Впервые он договаривается о размере вознаграждения, подлежащего выплате, по результату своей работы.

Что на эту тематику ответит историографический аспект? Возможно, то, что используемая и сегодня система римского права, начала зарождаться именно на излёте Эры Овна. Один из основных источников римского права – так называемые Законы Двенадцати Таблиц – кодификационный свод государственного закона «от римского народа» был создан специальной комиссией из десяти человек и утверждён Народным собранием ещё в 451 – 450 годах до н.э. В нём, в частности, помимо таблицы I – «О судебном производстве», как прообраза процессуального закона, или таблицы II – «Об ограблениях» (виды наказания, размеры штрафов), в сущности прообраза уголовного закона, существовали и задатки гражданского законодательства. Так, таблица III – «О займах и правах кредитора» или таблица VI – «О собственности и владении» однозначно свидетельствуют о наличии в римском праве зачатков «договорного права».

Почему – зачатков? Потому, что римское право до н.э. и нашего времени это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Античное римское право пережило так называемую «рецепцию» - заимствование его положений другими государствами более позднего периода. За исключением непродолжительного периода его «ренессанса» в первой половине VI века н.э., когда в Византии был принят Кодекс Юстиниана, наивысшей «реинкарнации» римское право достигло только в XII – XIV веках, когда в Италии и Франции началось его систематическое изучение в университетах.

Учёные мужи от истории права считают, что интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Католическая же церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями язычников, ибо оно взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определённое, писаное право, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Иными словами, на рецепцию римского права в значительной степени повлияла экономическая составляющая, а, следовательно, в первую очередь необходимость развития институтов именно частного, гражданского права, связанного с регулированием договорных правоотношений. На один из многочисленного сонма договоров – договор подряда, в сущности, и подвизался Геракл, пообещав Авгию очистить от навоза его скотный двор!..

Второй эпизод – центральная сцена мифа: Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвёл в него воду двух рек. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены.

Эпизод важен тем, что именно в нём содержатся основные «вехи» Эры Рыб. Первая из них – крейсерский взлёт инженерной мысли цивилизации, особенно тот, который мы наблюдаем с середины XVIII века, когда были изобретены электрический телеграф, лампа накаливания, паровоз и прочие технических новеллы до наших времён.

Вторая – использование гидродинамической силы рек и водоёмов. Не углубляясь в сущность вопроса, достаточно обозначить роль и место гидроэлектростанций в современном мире. Три ущелья в Китае, Гури в Венесуэле, Черчилл-Фолс в Канаде, Итайпу в Бразилии и Парагвае, Красноярская, Братская и Саяно-Шушенская ГЭС в России – далеко неполный перечень ГЭС-гигантов, снабжающих электричеством крупнейшие промышленные и селитебные мировые регионы.

Третья. К важнейшей «вехе» Эры Рыб в контексте мифа относится один из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX и XXI веков – так называемый «поворот рек». В России сама идея перераспределения речного потока сибирских рек с его последующим направлением в Казахстан, Узбекистан и Туркмению была сформулирована в далёком 1868 году выпускником Киевского университета Яковым Демченко. Сотня лет ушла на «вынашивание» идеи, когда в 1968 году Пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану и Академии наук СССР разработать план такого перераспределения. В семидесятые и первой половине восьмидесятых годов XX века велась активная работа по планированию проекта. Однако перестройка и последующий экономический кризис второй половины восьмидесятых вынудили советское правительство отказаться от его реализации по причине бюджетного дефицита и чрезмерности финансовых затрат. В 1986 году принимается решение о прекращении работ и завершению проекта.

Инициативу СССР с поворотом рек вполне можно считать ошибкой, если бы не планы Китая. Дело в том, что правителями Поднебесной разрабатывался аналогичный проект переброски вод Янцзы в северную часть Китая, в бассейны рек Хуанхэ и Хай. Утверждать, что проект попросту «списан» у «старшего товарища», вряд ли возможно, так как Мао Дзэдун озвучил идею поворота Янцзы за 16 лет до СССР, в 1952 году. Поэтому кто у кого «попёр» проект, Китай у СССР или Союз у Китая ещё вопрос…

Дело – в другом. Поднебесная в реализации проекта ушла много дальше Союза. Из запланированных трёх каналов переброски только Западный канал проектируется в настоящее время. Работы по возведению Центрального канала должны (сведения об окончательной реализации у автора отсутствуют) были быть завершены в 2010 году, а Восточного – в 2012-м.

Возможно, именно успехи юго-восточного соседа в реализации означенного проекта обозначили необходимость возврата к проекту переброски рек в южные регионы Средней Азии, о которой высказались главы России и Казахстана в сентябре 2010 года. В любом случае, в контексте мифа идея такой «гидротехнической революции» шизофреническим бредом не выглядит.

Наконец, четвёртая «веха» второго эпизода мифа обращает внимание читателя на проблему утилизации отходов жизнедеятельности, а именно внедрение системы канализации – всё же вода рек смывала со скотного двора навоз.

Несмотря на то, что первые сооружения, функционально предназначенные для канализационных целей, обнаружены в городах индской цивилизации (датированы 2 600-ми годами до н.э.) и в Древнем Вавилоне, первые «вкрапления» этой сферы жизни человека прослеживаются на излёте Эры Овна.

Так, Большая Клоака Древнего Рима – античная система канализации – была создана при пятом царе Луции Тарквинии Приске не позднее 579 года до н.э. Однако даже в Древней Иудее времён царя Ирода I Великого наличие в городе системы канализации и сброса сточных вод считалось роскошью. Так, описывая основание Цезареи (Кесарии) Иродом в 22 году до н.э., Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщает: «Подземные его (города – Ломов) каналы и ходы были не менее грандиозны, чем наружные сооружения. Некоторые из них, отделённые друг от друга равными промежутками, тянулись вплоть до самого моря. Всех их перерезал один большой канал, куда стекались дождевая вода и нечистоты; а так как он выходил в самое море, то волны морские проникали сюда извне и очищали таким образом весь город» (часть 6 главы 9 книги 15 «Иудейских древностей»).

Вместе с тем, соотносить очистку скотного двора исключительно с проблемами канализации в узком смысле вряд ли правомерно. Если смотреть шире, аллегория охватит не только и не столько проблемы гидрологии, сколько проблемы очистки и утилизации бытовых отходов в принципе. Квинтэссенцией этой проблематики стало основание в 1971 году Гринпис – международной общественной природоохранной организации и в 1979 году Партии зелёных (ФРГ), основной частью программы которых является сочетание рыночной экономики с необходимостью охраны природы и окружающей среды под контролем государства. Очевидно, что Энергетический проект Программы (за отказ от ядерной энергетики), Токсический проект (против химического загрязнения) и Проект по раздельному сбору мусора – ярчайшие представители означенной проблематики.

Третий эпизод мифа повествует об отказе Авгия от оплаты проделанной Гераклом работы: «Когда герой пришёл к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу». При этом отметим, что «договорная нечистоплотность» Авгия прослеживается ещё на стадии заключения сделки: на «оферту» Геракла очистить громадный скотный двор за один день Авгий согласился, поскольку «ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день».

Неизвестно, в каком состоянии обстояли дела с «договорной дисциплиной» у древних римлян – праотцов современного римского права, но то, что повальное неисполнение, равно как односторонний отказ от исполнения сделки – признак «хорошего тона» у сегодняшних дельцов, в контексте мифа, по меньшей мере, поражает. Более того, складывается впечатление, что они и договоры заключают, придерживаясь «мотивации» Авгия: мол, де, всё равно противная сторона свои обязательства надлежащим образом исполнить не сможет – чего об оплате думать?.. Впрочем, дальнейшие рассуждения по вопросу больше походят на риторический монолог на заданную тему: «Почему мы так хреново живём».

Венчают сказание два важнейших эпизода, отстоящие от времени совершения подвига в значительной исторической перспективе. Миф повествует, что по освобождении от службы у Эврисфея, «через несколько лет Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его своей смертоносной стрелой, а после победы собрал войско и всю богатую добычу у города Писы». При этом по странным основаниям пострадали и союзники Авгия – они-то лично Геракла не обманывали: пострадал царь Пилоса Нелей и его одиннадцать сыновей, которых Геракл убил, по взятии города.

Рассмотрим изложенное в правовом аспекте. За неполучение от Авгия десятой части стад Геракл, в сущности, развязал войну, умертвил несметное количество противников, в том числе невиновных в причинении ему Авгием ущерба и обогатился в разы, поимев от боевых действий много больше десятой части авгиевских стад. В узко-уголовном контексте это называется «несоразмерностью действий, направленных на самозащиту нарушенного права», «превышение пределов», «самоуправство», «геноцид» и прочие пугающие слова правоохранительного лексикона. А с точки зрения обывателя это называется… «политика демократизации авторитарных режимов», проводимая мировыми супер-державами с целью установления контроля над чужими материальными ресурсами, как правило, природными…

Образ пострадавшего Нелея с одиннадцатью сыновьями, стоящих в стороне от «спора хозяйствующих субъектов» – прямое указание на глобализацию развязываемых мировыми гегемонами войн. По этому «сценарию» были «разыграны» и Первая, и Вторая мировые войны, и «внезапно вспыхнувшая» в декабре 2010 года Арабская весна. Уж если нам нужна ливийская и иранская нефть – «кровью умоется» вся Северная Африка и Ближний Восток: Тунис и Египет, Бахрейн и Сирия, Йемен и Алжир, Иордания и Марокко, Ирак и Оман, Кувейт и Ливан, Мавритания и Саудовская Аравия, Судан и Западная Сахара – никто не уйдёт… Показателен и образ спасшегося сына Нелея Нестора! Вероятно, Нестор «правильно понял политику партии» и «впоследствии прославился среди греков своими подвигами и великой мудростью». А разве в орбите мировых «гигантов», «гипергигантов» и «сверхгигантов» нет таких «сателлитов»-Несторов?..

Наконец, последний эпизод: «После победы Геракл… принёс жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры, которые и справлялись с тех пор всеми греками каждые четыре года на священной равнине». Вопрос историографии олимпийских игр подробно рассматривался в главе 1. Вкратце: в числе прочего греки вели летоисчисление по Олимпийским играм, считая первыми проходившие в 776 году до н.э. Проводились они до 393 года н.э., когда были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Ещё через 30 лет Феодосий II сжёг храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие место, где происходили игры.

Получается, что основанные за 800 лет до «излёта» Эры Овна, Игры ещё почти 400 лет проводились в Эре Рыб, после чего были забыты. Но в 1896 году были вновь учреждены графом Пьером де Кубертеном и уже, после «реинкарнации», проводятся свыше столетия на радость всем спортсменам и болельщикам!.. Не об этом ли «возрождении» сообщает нам миф в последнем эпизоде подвига расчистки скотного двора Авгия, применимо к Эре Рыб?..

В завершение. Станислав Лем писал в «Кибериаде»: «Мундиры, кукла, зелёный шарабан, а также опилки, возвращённые минута в минуту конструкторами, подверглись исследованию под электронным микроскопом. Однако ничего, кроме маленькой бирки со словами «Это мы, опилки», найденной в опилках, обнаружено не было». Недавно культовая фраза в изменённом контексте «Это мы – опилки» стала эпиграфом к роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил». И фраза эта, несмотря на всю мощь порождаемого художественного образа, страшна. А если мы (большая часть из нас) и впрямь – опилки? Ни Геракл, ни Авгий, ни царь Пилоса Нелей, ни спасшийся Нестор, а именно то самое, что Геракл вымывал со скотного двора? Это – мы…

Вообще, подвиги, связанные со знаками стихии Воды, неприятно настораживают. В Эру Рака (Лернейская гидра), если верить Платону, погибла Атлантида. Миф, конечно, никаких эсхатологических мотивов не содержит, но ведь Рак – знак, связываемый корифеями средневековой астрологии с человеческой цивилизацией напрямую. Тут, в скотном дворе Авгия (Эра Рыб), образ двух рек, вымывающих за сутки фекальные массы, с одной стороны, и ежегодные продолжительные дожди, таяния снегов, волны цунами и прочие природные катаклизмы, приводящие к наводнениям, в различных частях Земного шара, с другой, невольно возбуждают пугающие аллегории… Иными словами, не грозит ли цивилизации новый Всемирный потоп?

При этом не стоит забывать, что в перечне подвигов имеются два подвига, «незасчитанные» Эврисфеем: первый – как раз Убийство Лернейской гидры, второй – именно Расчистка скотного двора Авгия. Оба подвига соотносятся с водной стихией Зодиака. Или именно их, подвигов, «незасчитанность» является нашим гарантом, что никакие водные катаклизмы не прервут существование цивилизации? Нет ответа…






ч. 1