Гатауллиной Гульназ Рахимановны, учителя начальных классов II квалификационной

ч. 1 ч. 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Кубянская средняя общеобразовательная школа” Атнинского муниципального района РТ



«РАCCМОТРЕНО»

Руководитель МО

____________ /БургановаР.Н./

Протокол № 1

«28» августа 2012г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

МБОУ “ Кубянская СОШ”

__________/Ганиева Л.Ф./

«28»августа 2012г.


« УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ” Кубянская СОШ”

___________ /Хакимзянов Х.Г./

приказ № 53,§4 от

« 29 » августа 2012г



Рабочая программа по русскому языку для 1 класса

на основе примерных программ УМК



«Перспективная начальная школа»

Гатауллиной Гульназ Рахимановны,

учителя начальных классов II квалификационной категории

Кубян 2012



Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»;

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.;

- Приказ МО и Н РТ от 23 июня 2012 года №7699/12 “ Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования.

-Учебный план МБОУ “ Кубянская СОШ” Атнинского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год( утвержденного решением педагогического совета протокол №1 , от 29 августа 2012 года)

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);

- Письма министерства образования и науки РТ от 29.08.2011 №9282/11 “Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО” 4 модель;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. От 24декабрь, 2010 №2080, номер19776 ;

- УМК «Перспективная начальная школа»

Цель курса - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка , что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.


Общая характеристика учебного предмета

Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм слова.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении грамоте играет целенаправленная работа по развитию у первоклассников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

При изучении курса «Обучение грамоте осуществляется формирование предпосылок к таким общеучебных интеллектуальных умениям, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе обучения грамоте формируются первоначальные умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.


Основное содержание программы по обучению грамоте

Подготовительный период (9 ч)

Основной звукобуквенный период (55 ч)

Заключительный период (2ч)

Русский язык рассчитан на 99ч.( 3 часа в неделю)


Обучение грамоте (письмо) Тематическое планирование

п/п

Тема урока

К-во

час

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля


Дата

1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в про­странстве. Тетрадь по письму № 1 (с. 2-3)

1

Введение

новых


знаний

Знакомство с гигиениче­скими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письмен­ными принадлежностями во время письма

Получит возможность научиться правильно сидеть за партой и пользоваться пись­менными принадлежностями, писать короткую и длинную прямые линии




3.09




2

Короткие и длинные прямые линии. Развитие пространственных представлений.(с.4)

1

Введение

новых


знаний

Письмо короткой и длинной прямой линии.

Ученик научится элементам печатных и письменных букв русского алфавита.

Получит возможность научиться писать короткую и длинную прямую ли­нию

Текущий. Проверка по образцу

5.09




3

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила

(с. 5)


1

Введение

новых


знаний

Письмо наклонных прямых с петлёй вверху и внизу

Получит возможность научиться писать наклонные прямые с петлёй вверху и внизу; правильно сидеть за партой

Текущий.

Проверка


по образцу

7.09




4

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г).(с.6)

Гигиенические правила.



1

Введение

новых


знаний

Письмо наклонной прямой с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г). Гигиениче­ские требования при письме.


Получит возможность научиться писать наклонную прямую с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г);

правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями



Текущий

10.09




5

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху, овал(с 7)

1

Введение

новых


знаний

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

Ученик научится называть, различать

по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита.



Получит возможность научиться правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями

Текущий.

Проверка


по образцу

12.09




6


Полуовал с петлей в рабочей строке (е). Гигиенические правила

1

Введение

новых


знаний

Знакомство с элементом.

Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. Рисование узора-бордюра.



Ученик научится называть, различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Получит возможность научиться писать полуовала с петлей в рабочей строке (е).

Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. Иметь представления о форме, размере и пространственном положении изучаемого элемента.






14.09




7


Прямая линия с закруг­лением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила

(с. 9)


1

Комб.

Письмо прямых линий с закруглением с одной стороны: влево и вправо

Ученик научится элементам печатных и письменных букв русского алфавита.

Получит возможность научиться писать прямую ли­нию с закруглением с одной стороны: влево и вправо

Текущий. Проверка по образцу

17.09




8


Овалы: малые и большие: о О

1

Комб.

Знакомство с элементом, сравнение большого и строчного. Показ письма в увеличенном виде. Беседа по иллюстрации. Письмо в прописи с помощью вспомогательных линий и без них. Рисование узора-бордюра

Получит возможность научиться писать малого и большого овала о,О. Запомнить форму и размер изучаемого элемента, уметь писать элемент по алгоритму. Иметь представления о форме, размере и пространствен-ном положении изучаемого элемента.

Текущий

19.09




9


Письмо короткой прямой линии с половинным овалом

(с. 11)


1

Введение

новых


знаний

Письмо короткой прямой

линии с половинным овалом (ь)



Ученик научится элементам печатных и письменных букв

русского алфавита.



Получит возможность научиться правильно сидеть

за партой, пользоваться

письменными принадлежностями; писать короткую прямую линию с половинным овалом (ь)


Тематический

21.09




10

Письмо строчной буквы а, Введение работы со звукобуквенной схемой (с. 13-14)

1

Введение

новых


знаний

Гласные звуки и буквы. Письмо строчной и заглавной букв А, а. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова

звучащего в слово написанное Конструирование буквы. Иллюстрация и объяснение технологии написания буквы, имитация начертания учениками на основе алгоритма, письмо. Речевое задание. Конструирование предложения. Рисование узора-бордюра.



Получит возможность научиться писать строчную а,, уметь производить звуковой анализ слов и перекодировать их в графическую форму.

Текущий.

Самопроверка



24.09




11

Письмо строчной и заглавной буквы а, А. Введение работы со звукобуквенной схемой (с. 13-14)

1

Введение

новых


знаний

Получит возможность научиться писать заглавную и строчную а, А, уметь производить звуковой анализ слов и перекоди-ровать их в графическую форму.

Текущий.

Самопроверка



26.09




12

Письмо строчной и заглавной букв О, о ( с. 15-16)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной буквы о Письмо заглавной букв ы О

Ученик научится что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении.

Получит возможность научиться выполнять узоры-

бордюры и росчерки



Текущий.

Самопроверка



28.09




13

Письмо строчной буквы у (с.17)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы у

Ученик научится правилам посадки и пользования письмен-ными принадлежностями.

Получит возможность научиться соотносить и писать печатную и письменную букву

Текущий.

Самопро­верка



1.10




14

Письмо заглавной бук- в ы У (с. 18)

1

Введение

новых знаний



Письмо заглавной бук в ы У

Ученик научится правилам посадки и пользования письмен-ными принадлежностями.

Получит возможность научиться соотносить и писать печатную и письменную буквы

Текущий.

Самопро­верка



3.10




15

Письмо заглавной и строчной буквы э, Э (с. 19-20)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы э

Получит возможность научиться писать строчную букву, э

Текущий.

Письмо под диктовку



5.10




16

Письмо строчной букв ы (с.21)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной буквы ы

Получит возможность научиться писать букву ы; производить звукобуквенный

разбор слов



Текущий

8.10




17


Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением



1

Комб.

Ударение. Гласные ударные и безударные. Звукобуквенный анализ как основа «перевода»

слова звучащего в слово написанное



Получит возможность научиться Ударение. Гласные ударные и безударные. Звукобуквенный анализ как основа «перевода»

слова звучащего в слово написанное



Текущий.

Письмо под диктовку



10.10




18


Письмо строчной буквы и (с. 22)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной буквы и, соединений с изученными буквами


Ученик научится, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными едини­цами графической системы печатных и письменных букв.

Получит возможность научиться писать буквы И, и

Текущий.

Самопроверка

по образцу


12.10




19


Письмо заглавной буквы И. (С.23)

1

Комб.

Письмо заглавной буквы И, соединений с изученными буквами


Текущий

15.10




20


Закрепление. Гласные буквы.



1

Комб.

Письмо гласных букв. Звукобуквенный анализ ,как основа «перевода»

слова звучащего в слово написанное



Ученик научится правилам посадки и пользования пись-менными принадлежностями.

Получит возможность научиться писать гласные буквы, производить звукобук-венный разбор слов

Текущий

17.10




21

Письмо строчной и заглавной буквы м, М

№ 2 (с. 1-3)



1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной буквы м., М Звуки и буквы: гласные и согласные.


Ученик научится, что звуки делятся на гласные и согласные.

Получит возможность научиться писать буквы М, м

Текущий.

19.10




22

Письмо строчной буквы н (с. 5)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы н

Ученик научится ,что в начале предложения и в именах собствен­ных пишется заглавная буква.

Получит возможность научиться писать букву н

Текущий.

Взаимо­проверка



22.10




23

Письмо заглавной буквы Н (с. 6)

1

Введение

новых знаний



Письмо заглавной буквы Н

Ученик научится , что в начале предложения и в именах собствен­ных пишется заглавная буква.

Получит возможность научиться писать букв Н

Текущий.

Взаимо­проверка



24.10




24

Письмо строчной буквы л(с. 7)

1

Введение

новых


знаний

Письмо заглавной буквы Л.

Ученик научится писать букву л;

производить звукобуквенный разбор слов






26.10




25

Письмо заглавной буквы Л (с8)



1

Введение

новых


знаний

Письмо заглавной буквы Л.

Получит возможность научиться писать буквы Л, л;

производить звукобуквенный разбор слов






29.10




26

Закрепление. Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки.

1

Комб.

Звонкие согласные, различающиеся по мягкости и твёрдости

Ученик научится алгоритму записи слов под диктовку и самопроверки

Письмо

под диктовку,

самопроверка


31.10




27

Письмо строчной и заглавной буквы р, Р (с. 9 - 10)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной буквы р, Р

Получит возможность научиться писать буквы Р, р;

писать слова и предложения

с изученными буквами.


Текущий. С/р с самопроверкой

2.11




28

Письмо строчной буквы, й (с. 11)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы, й

Получит возможность научиться писать букву й;

соотносить печатную и письменную буквы



Текущий.С/р с са­мопро­веркой

12.11




29

Письмо заглавной буквы Й (с. 11-12)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв И, й

Получит возможность научиться писать буквы И, й;

соотносить печатную и письменную буквы



Текущий.С/р с са­мопро­веркой

14.11




30

Письмо строчной буквы я (с. 13)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы я

Получит возможность научиться писать буквы я;

производить звукобуквенный разбор слова



Текущий С/р с про­веркой по образцу

16.11




31

Письмо заглавной буквы Я. (с. 14)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Я, я

Получит возможность научиться писать буквы Я, я;

производить звукобуквенный разбор слова






19.11




32


Закрепление. Слова с буквой я.

1

Комб.

Письмо слов с буквой я.

Получит возможность научиться писать слова с буквой я; производить звукобуквенный разбор слова




21.11




33



Письмо строчной и главной буквы ё,Ё (с. 15 -16)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и главной буквы ё, Ё

Ученик научится приёмам верхнего, средне плавного, нижнего соединения букв.

Получит возможность научиться писать букву ё

Текущий. С/р с проверкой по образцу

23.11




34

Письмо строчной буквы ю (с. 15)


1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю

Получит возможность научиться писать буквы Ю, ю;

списывать предложения



Текущий.

Самопроверка



26.11




35

Письмо заглавной буквы Ю (с.16)


1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю

Получит возможность научиться писать буквы Ю, ю;

списывать предложения



Текущий.

Самопроверка



28.11




36

Письмо строчной и заглавной буквы е , Е (с. 15-16 )

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной буквы е , Е Средне плавное соединение букв

Получит возможность научиться писать букву е;

производить звукобуквенный разбор слов



Текущий.

Взаимопроверка



30.11




37

Письмо буквы ь (с. 21)

1

Комб.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначе­ния. Письмо буквы ь, слов с буквой ь

Получит возможность научиться писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение

Текущий.

Письмо под дик­товку



3.12




38

Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. Взаимопроверка

1

Комб.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Получит возможность научиться читать и писать

предложения с именами собственными



Тематический.

Списывание с печатного текста



5.12




39

Письмо строчной и заглавной буквы д, Д (с. 22-23)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной буквы д, Д

Ученик научится написанию изученных букв.

Получит возможность научиться писать букву д, слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Самопро­верка



7.12




40

Письмо строчной букв т (с. 24 )

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной букв т Парные звонкие и глухие согласные

Ученик научится написанию изученных букв.

Получит возможность научиться писать букву т;

производить звукобуквенный разбор слов



Текущий.

Самопроверка



10.12




41

Письмо заглавной буквы Т (с.25)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Парные звонкие и глухиесогласные

Ученик научится написанию изученных букв.

Получит возможность научиться писать буквы Т, т;

производить звукобуквенный разбор слов



Текущий.

Самопроверка



12.12




42

Письмо строчной и заглавной буквы з , З (с. 26-27)

1

Комб.

Письмо строчной и заглавной буквы з , З

Получит возможность научиться записывать слова под

диктовку и выполнять самопроверку



Текущий.

Письмо под диктовку



14.12




43

Письмо строчной буквы с (с. 28 )

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы ,с

Ученик научится написанию изученных букв.

Получит возможность научиться писать букву с;

производить звукобуквенный разбор слов



Текущий.С/р с про­веркой по образцу

17.12




44

Письмо строчной и заглавной букв С, с(с. 28-29)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв С,с

Ученик научится написанию изученных букв.

Получит возможность научиться писать буквы С, с;

производить звукобуквенный разбор слов



Текущий.С/р с про­веркой по образцу

19.12




45

Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Тетрадь по письму

№ 3 (с. 3-4)



1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Г, г

Ученик научится написанию изученных букв.

Получит возможность научиться писать буквы Г, г; различать согласные звуки по твёрдости-мягкости

Текущий.С/р с про­веркой по образцу

21.12




46

Письмо строчной буквы к (с. 5)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы к

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать букву к; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Взаимо­проверка



24.12




47

Письмо строчной и заглавной букв К, к (с. 5-6)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв К, к

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать буквы К, к; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Взаимо­проверка



26.12




48

Письмо строчной и заглавной букв В, в (с. 7-8)

1

Введение

новых


знании

Письмо строчной и заглавной букв В, в

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать буквы В, в;

записывать слова и предложения с изученными буквами



Текущий.С/р с проверкой по образцу

28.12




49

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф (с. 9-10)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Ф,ф

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать буквы Ф, ф; записывать слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Списыва­ние с печатного текста с самопро­веркой



11.01.





50

Письмо строчной буквы б (с. 11)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы б

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать букву б, слова и предложения с изу­ченными буквами

Текущий.С/р с про­веркой по образцу

14.01




51

Письмо строчной и заглавной букв Б, б (с. 11-12)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Б, б

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать буквы Б, б, слова и предложения с изу­ченными буквами

Текущий. С/р с про­веркой по образцу

16.01




52

Письмо строчной и заглавной букв П, п (с. 13-14)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв П, п

Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать буквы П, п; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с про­веркой по образцу

18.01




53

Письмо строчной буквы ж. Жи - пиши с буквой и (с. 15)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной буквы ж. Произношение и обозна­чение на письме слов с сочетаниями жи– ши

Ученик научится написанию жи с и.

Получит возможность научиться писать букву ж; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с са­мопро­веркой

21.01




54

Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. (с. 15-16)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Произношение и обозна­чение на письме слов с сочетаниями жи– ши

Ученик научится написанию жи с и.

Получит возможность научиться писать буквы Ж, ж; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.С/р с са­мопро­веркой

23.01




55

Письмо строчной и за-главной букв Ш, ш. Жи, ши - пиши с буквой и (с. 17-18)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш

Ученик научится написанию ши с и.

Получит возможность научиться писать буквы Ш, ш; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.С/р с взаи­мопровер­кой

25.01




56

Слова с сочетаниями жи-ши (с. 19)

1

Комб.

Письмо слов с сочетаниями жи - ши

Ученик научится , что согласные буквы Ж, Ш обозначают твердые

звуки [ж], [ш].



Получит возможность научиться писать под диктовку

слова с сочетаниями жи - ши



Тематический.

Письмо под диктовку



28.01




57

Разделительный мяг­кий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков (с. 20)

1

Введение

новых


знаний

Разделительный мягкий знак.

Письмо слов с раздели­тельным мягким знаком



Ученик научится двойному роли мягко­го знака в русском языке.

Получит возможность научиться различать на слух звуки; писать слова с разде­лительным мягким знаком

Текущий. Списыва­ние с печатного текста с взаимопроверкой

30.01




58

Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков (с. 21)

1

Введение

новых


знаний

Разделительный твердый знак. Письмо слов с разделительным твердым знаком

Получит возможность научить-ся писать слова с разделительным твердым знаком; давать краткую характеристику звукам

Текущий

01.02




59

Письмо строчной буквы х (с. 22)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной буквы X, х. Правильное начертание букв и их соединений


Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать заглавную

букву в именах собственных



Текущий.

Самопроверка



4.02




60

Письмо строчной и заглавной букв X, х (с. 22-23)

1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной букв X, х. Правильное начертаниебукв и их соединений


Ученик научится изученным буквам.

Получит возможность научиться писать заглавную

букву в именах собственных



Текущий.

Самопроверка



6.02




61


Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу

(с. 24-25)



1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, чу

Ученик научится , что согласный звук [ч'] всегда мягкий; правописание ча, чу.

Получит возможность научиться писать изученные

буквы


Текущий.С/р с проверкой по образцу

8.02




62


Письмо строчной буквы щ. Правописание ща, щу

(с. 26-27)



1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной буквы щ. Произношение и обозначение на письме слов

с сочетаниями ща, щу



Ученик научится , что согласный звук[щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу.

Получит возможность научиться писать изученные

буквы


Текущий.С/р с проверкой по образцу

11.02




63

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу

(с. 26-27)



1

Введение

новых


знаний

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Произношение и обозначение на письме слов

с сочетаниями ща, щу



Ученик научится, что согласный звук [щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу.

Получит возможность научиться писать изученные

буквы


Текущий.С/р с проверкой по образцу

13.02




64

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц (с. 28-29)

1

Введение

новых знаний



Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. Пра­вильное начертание букв и их соединений

Ученик научится что согласный звук [ц] всегда твердый; изучен­ные буквы.

Получит возможность научиться списывать предложения

Текущий.

Взаимо­проверка



15.02




65

Закрепление технологии написания письменных букв

1

Комб.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв и их соединений. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначе­ния. Разделительные ьи ъ знаки

Ученик научится письменным буквам русского алфавита. Осуществлять приёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме

Текущий. С/р с са­мопро­веркой

18.02




66

Обобщающий урок.

1

Комб.

Диагностирование орфографической зоркости

Ученик научится письменным буквам русского алфавита.

Ученик научится писать под диктовку 20 слов

Текущий.

Диктант


20.02





Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Ученик научится:

• на уровне образных элементарных представлений структурным единицам языка: слово, предложение, текст;

• знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Ученик получит возможность научиться:

• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Ученик научится :

• звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

• слово представляет собой единство звучания и значения;


• звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

• звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;

• основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

• устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;

• элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;

• форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;

• формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.



Ученик получит возможность научиться:

• акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

• при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

• делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;

• читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

• читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

• перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;

• анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

• при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

• записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

• выполнять узоры-бордюры и росчерки.

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку


Требования к уровню подготовки учащихся по программе

«Обучение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте

Ученик научится:

• структуре родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

• графическим системам печатных и письменных букв русского алфавита;

• форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

• иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.



Ученик получит возможность научиться:

• читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

• пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

• озаглавливать прослушанный текст;

• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

• ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:

• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных

• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].

Программу обеспечивают:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред.М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2008.

.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.



Цель:

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять не сложные монологические высказывания

-воспитывать любовь к русскому языку.



Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;

  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника;

  • пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.

Учебно-тематический план.  



Содержание

1

Алфавит

2

Звуки речи

3

Построение звуковой схемы слова

4

Слова-названия

5

Речь письменная и устная

Содержание тем учебного курса  

  • Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип рас­становки книг на библиотечных полках и в словарях.

  • Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные глас­ные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мяг­кие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

  • Построение звуковой схемы слова.

  • Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-по­мощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

  • Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение сло­ва голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале пред­ложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказыва­ния и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

  • «Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситу­ации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совер­шенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми)

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.



Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Тестовые задания– динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:


  • нарушение правил написания слов, вклю­чая грубые случаи пропуска, перестановки, за­мены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регули­руемых правилами, круг которых очерчен про­граммой каждого класса (слова с непроверяе­мыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю­щие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав­торском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).


Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;

  • незначительные нарушения логики собы­тий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в пер­вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск­лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ­ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен­ку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обра­тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су­щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст­вие главной части повествования.


ч. 1 ч. 2