«Формы культуры»

ч. 1
Г. Березники, МБАУ СОШ №5, 2013 г.

Антипова Л.Н., учитель истории, руководитель школьного музея



Использование материалов школьного музея «Посолонь»

с целью проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Обществознание, 9 класс. Тема урока: «Формы культуры»

Цель урока:

- знать сущность основных форм культуры;

- уметь анализировать формы культуры;

- давать их определение;

- составить алгоритм для определения формы культуры.

Учитель объявляет тему урока и называет 3 основные формы культуры. После чего класс делится (произвольно) на группы по 4-3 человека, которые по жребию получает карточку с названием одной из форм культуры: элитарная, народная и массовая культура. Задание: найти в музее экспонаты и артобъекты, относящиеся к выбранной форме культуры (5 минут, фломастеры, листы А6). Учащиеся озвучивают свой список и определяют некоторые признаки той или другой формы. Но в разных формах попадаются одни и те же предметы, например, утюг, патефон, самовар, иконы, часы, старинное полотенце, ему больше 160 лет, с обереговой искусной вышивкой и т.д.

Учитель: почему одни и те же объекты (экспонаты) попали к разным культурам? Какие дополнительные характеристики данных предметов помогут доказать правильность вашего выбора? (работа в группах, 5 минут).

Учащиеся обращают внимание на такие отличительные признаки, как время создания артобъекта, дается атрибуция музейного экспоната, как он создавался, для кого, как он проявлялся, как он характеризовал ту или иную социальную группу, насколько доступным и массовым он был в разные эпохи и т.д.

В результате такой проблемной работы в группах учащиеся дают достаточно полное и грамотное определение формы культуры.

Подводится итог работы: коллективное составление алгоритма для определения формы культуры.

Рефлексия: мы практически самостоятельно составили такой сложный алгоритм по формам культуры. А скажите честно, он вам нужен в ваши молодые такие счастливые и не очень озабоченные годы? И если нужен - то зачем?



История, 5 класс. Тема урока: « Возникновение искусства и религиозных верований».

Цель урока: причины зарождения религиозных верований.

Учитель говорит о важности темы, называет древние религии (тотемизм, магия, фетишизм с очень краткой их характеристикой) и ставит задание, почему в первобытном обществе появились данные религиозные верования?

Задание: найти в музее «религиозные» экспонаты (каждый ряд – один вид верований) – 5 минут.

- тотемизм: пермский звериный стиль на сувенирах и иллюстрациях -1-ый ряд;

- фетишизм: бусы, украшения в витринах, деревянные идолы, мешок соли – талисман нашего школьного музея «Посолонь» - 2-ой ряд;

- анимизм, магия, колдовство: полотенце со старинной обереговой вышивкой, деревянная резьба на экспонатах и прялках (в начальной школе был музейный урок «Уральская берегиня живет в школьном музее»), урало-сибирская роспись шкафа и старинных прялок, глиняная посуда с обереговым орнаментом по горлышку и т.д. – 3-ий ряд.

Учитель: как вы думаете, какой вид верований появился в нашем лесном Пермском крае раньше и почему? А какой вид был больше и дольше распространен у нас и опять же – почему?

Ответ: практически одновременно, но важно другое, что дети, доказывая «первичность» своей религии, называют главные причины зарождения религиозных верований. Они практически все причины вывели самостоятельно!

История, 9 класс. Урок: «Политическая система сталинизма: анафема тоталитарному режиму».

Цель урока:

- признаки тоталитаризма на примере культа личности Сталина;

- причины тоталитаризма (некоторые), роль, итог этого режима для нашей страны;

- анафема (проклятье) тоталитарному режиму;

- личная ответственность за политический режим и власть в стране.

Справка: музей «Посолонь» давно, больше 20-ти лет занимается историей политических репрессий в Пермском крае, ежегодно принимает участие в фестивале-гражданском форуме «Пилорама» в Музее «Пермь-36», ведется поисково-исследовательская работа, в школьном музее оформлена как постоянная экспозиция, так и несколько передвижных выставок по данной тематике.

Учитель: в нашем музее данной теме посвящен отдельный раздел –довольно большая выставка (экспозиция). Внимательно посмотрите на экспонаты и назовите их.

Ученики: печатная машинка, колючая проволока, перевернутые настенные дорогие часы, выставка «Растрелянные книги», письменный прибор ручной работы конца 40-х – нач. 50-х годов, монеты и денежные знаки 30-х – 40-х годов (3 коп., 10 коп., 3 рубля и др.), фотографии, соль – малая копия талисмана нашего музея – мешка соли с надписью «Посолонь» и др.

Учитель: для вас это - немые экспонаты. Но попробуйте доказать, что они здесь неслучайно. Вы можете даже придумать легенду, т.е. свою историю о том, как могли эти предметы оказаться на этой страшной выставке (ответы-рассуждения учащихся).

Учитель: а какой экспонат, на ваш взгляд, на этой выставке является главным? Почему вы так считаете? (рассуждения 9-классников).

Учитель: А почему часы перевернуты (перевернуть их когда-то решили ребята-волонтеры из нашей школы в «Перми-36»). Почему «расстрелянные книги»?

Учитель: Какие экспонаты, вы считаете, могли бы дополнить нашу выставку и почему? (работа в группах).

Учитель: давайте проверим себя (открывается обратная сторона доски, на которой написан план - цели урока). Сможете ли вы ответить на эти вопросы (работа в группах: каждая группа отвечает на один из вопросов).

Учитель: спасибо за серьезную работу на этом уроке. Вы сегодня ответили на очень трудные вопросы истории нашей страны.

История, 8 класс. Урок: «Экономическое развитие России в XVII веке».

Цель урока: - сформировать понятие «всероссийский рынок»;



- показать актуальность данного понятия и его связь с современными рыночными отношениями.

Учитель: Сегодня главной на уроке у нас будет выставка (экспозиция) «Как на Урале соль варили». Эта выставка первая встречает вас в музее. А почему? (Ответы о важности солеварения
ч. 1