Цели и задачи курса

ч. 1



СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

по курсу

Безопасность
жизнедеятельности


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003
Утверждено

кафедрой общественных наук

С о с т а в и т е л ь – доц., канд. тех. наук М.В. Графкина


Сборник методических материалов «Безопасность жизнедеятельности». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 12 с.

Подготовлен на кафедре общественных наук.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© М.В. Графкина, 2003




Цели и задачи курса


Наука о безопасности жизнедеятельности появилась в XX веке в силу социальной необходимости защитить людей от негативных воздействий в новой среде обитания – техносфере. Число пострадавших и ущерб от воз­действия негативных факторов возросли настолько, что на современном этапе развития общество не может ограничиться только констатацией фак­тов и ликвидацией последствий, оно вынуждено перейти к превентивному анализу причин реализации опасностей и разработке мер по предупреждению их воздействия на человека и природную среду.

Законодательство РФ об охране труда, окружающей среды и защите населения от чрезвычайных ситуаций требует от руководителей и специалистов объектов народного хозяйства защиты окружающей среды, улучшения условий труда, что не может осуществляться в отрыве от природоохранных мероприятий, научной организации труда, повышения его эффективности и безопасности. Успешное решение этих вопросов зависит от подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

Программа курса предназначена для студентов факультетов экономического, юридического и журналистики и разработана в соответствии с примерной программой «Безо­пасность жизнедеятельности», утвержденной Госкомвузом России для всех направлений бакалавриата и специальностей высшего про­фессионального образования.

Программа направлена на изучение студентами теоретических и мето­дологических основ безопасности жизнедеятельности, в результате которого они должны получить представление о неразрывном единстве профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека и должны знать: правовые, нормативно-технические и организационные воп­росы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия труда; анатомо-физиологические последствия воздействия на че­ловека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности систем; мето­ды исследования устойчивости систем в штатных и чрезвычайных ситуаци­ях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий; экономические основы безопасности труда.

Усвоение дисциплины требует также самостоятельной работы студен­тов с рекомендуемой литературой.

Программа

Тема 1. Предмет, основные задачи и функции
безопасности жизнедеятель­ности


Системы «человек – среда обитания», «техносфера – природная сре­да». Естественные и антропогенные негативные. Факторы, действующие в техносфере. Законы, принципы и правила функционирования техносферы.

Аксиома о потенциальной опасности системы «человек – среда обитания». Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: количество травмиро­ванных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб. Безопасность жизнедеятельности – объективная необходимость обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания».

Предмет безопасности жизнедеятельности (БЖД) как науки. Научно-методические принципы построения дисциплины. Основные термины и опре­деления БЖД. Основы теории БЖД.

Задачи и функции БЖД и их реализация. Комплексный характер БЖД: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, пра­вовые и международные аспекты.

Связь БЖД с другими общеобразовательными, естественно-научными и специальными дисциплинами. Достижения отечественной науки в области БЖД. Научно-технический прогресс и безопасность.

Тема 2. Правовые, нормативно-технические, организационные основы обеспечения БЖД


Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах. Правовые и норматив­но-технические основы охраны окружающей среды. Система стандартов «Ох­раны природы». Управление охраной окружающей среды. Мониторинг окружа­ющей среды в РФ и за рубежом. Правила контроля состояния окружающей среды. Организация контроля выбросов промышленных предприятий и транс­портных средств.

Законодательство о труде. Государственный контроль и надзор за состоянием охраны труда. Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая и предприятий. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Стандарты предп­риятий по безопасности труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Планиро­вание мероприятий по охране труда. Их стимулирование. Анализ произ­водственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев.

Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Госу­дарственное управление в чрезвычайных ситуациях.


Тема 3. Физиологические особенности труда человека
и комфортные условия жизнедеятельности


Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динами­ческие усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергети­ческие затраты человека при различных видах деятельности.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата произ­водственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений парамет­ров производственного микроклимата от нормативных значений на произво­дительность труда и состояние здоровья человека, профессиональные за­болевания. Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаж­дения.


Тема 4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности


Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование, устройство и требование к ним. Контроль параметров микроклимата.

Требование к системам освещения. Классификация систем освещения. Светильники, источники света. Расчет освещения. Заболевание и травма­тизм при несоблюдении требований к освещению. Контроль освещения.


Тема 5. Эргономика и инженерная психология


Психологические, психофизиологические и антропометрические ха­рактеристики человека. Инженерно-психологические требования к технике и рабочей среде.

Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация ра­бочего места, техническая эстетика, требования к производственным поме­щениям. Режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и моно­тонности труда.


Тема 6. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»


Источники и уровни различных видов энергии естественного и ант­ропогенного происхождения. Неконтролируемый выход энергии как причина негативного воздействия на человека и среду обитания.

Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные, физические, химические, биологические, психофизические, травмирующие и вредные. Зоны, вероятность (риск) и уровень воздействия негативных факторов.

Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энер­гии. Демографический взрыв, урбанизация, научно-техническая революция – причины формирования техносферы. Виды техносферных зон (регионов): производственная сфера, промышленная зона (регион), селитеб­ная, транспортная и бытовая среды. Тенденции к росту энергетических уровней в современных регионах и зонах техносферы.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха; вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота; падающие предметы; произ­водственные яды; смазочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пони­женная температура воздуха; повышенная влажность и скорость движения воздуха; неправильная организация освещения; недостаток кислорода в зоне деятельности; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки и др.


Тема 7. Негативные факторы в системе «техносфера – природная среда»


Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные и селитебные зоны, природную среду; выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы, энергетические поля и излучения, выбросы теп­лоты. Уровни первичных загрязнений атмосферного воздуха, гидросферы, почвы и литосферы объектами энергетики, промышленности, транспор­та, сельского хозяйства. Взаимодействие и трансформация загрязнений в природной среде. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озо­нового слоя, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания и т.п. Взаимосвязь бытовой сферы с комплексом негативных факторов произ­водственной и природной среды.

Тема 8. Прогнозирование и моделирование условий возникновения
опасных ситуаций


Аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Понятие и величины риска. Риск как количественная характеристика опасностей. Индивидуальный и социальный риск. Причины отказов, критерии и методы оценки опасных ситуаций, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов».

Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Выбор допустимый вероятностей воздействия травмирующих и вредных факторов. Аналоги, экспериментальные исследования, экспертные оценки. Допустимый риск и методы его определения. Идентификация нега­тивных факторов, определение их действия.


Тема 9. Воздействие негативных факторов на человека
Методы и средства защиты от опасностей


Естественные системы защиты человека от негативных воз­действий. Характеристика анализаторов. Допустимое воздействие вредных факторов на человека. Технические и организационные методы обеспечения безопасности. Принципы обеспечения безопасности.

Вредные вещества, их классификация, нормирование, защита от токсичных выбросов.

Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на чело­века. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь. Защита от действий вибрации.

Акустические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Нормирование акустического воздействия. Профессио­нальные заболевания от воздействий шума, инфразвука и ультразвука. За­щита от шума, ультразвука и инфразвука.

Ударная волна, особенности ее прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны взрыва на человека, сооружения, технику, природную среду.

Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот. Воздействие УКВ и СВЧ излучений на органы зре­ния, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови и состояние эндокринной системы. Действие инфракрасных и ультрафиолетовых излучений на организм человека. Нормирование, защита от излучений.

Ионизирующие излучения и действие их на человека. Отдаленные последствия. Нормы радиационной безопасности. Защита от ионизирующих излучений.

Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий и фибрилляционный токи. Влияние параметров цепи и состояния организма чело­века на исход поражения электрическим током. Меры электробеэопасности.

Тема 10. Воздействие негативных факторов на природную среду,
экобиозащитная техника


Негативное воздействие вредных веществ на природную среду, до­пустимые уровни воздействия вредных веществ на гидросферу, атмосферу, почву, животных и растительность. Энергетические воздействия на при­родную среду.

Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппа­раты и системы для улавливания и утилизации токсичных примесей, уст­ройства для рассеивания примесей в биосфере, защитное экранирование, средства индивидуальной зашиты. Санитарно-защитные зоны.


Тема 11. Экспертиза безопасности и экологичности техники,
технологий и материалов


Требования безопасности к техническому оборудованию и технологи­ческим процессам. Нормативные показатели безопасности. Экспертиза бе­зопасности оборудования, технологических процессов и материалов. Поря­док проведения, правовое обоснование.

Экологическая экспертиза техники, технологии и материалов. Этапы экологической экспертизы. Нормативные показатели предельно допусти­мых выбросов. Экологический паспорт предприятия.


Тема 12. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени,
их прогно­зирование и оценка


Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, причины аварий и катастроф. Радиационно-, химически-, пожаро- и взры­воопасные объекты. Чрезвычайные ситуации естественного происхожде­ния. Стихийные явления в атмосфере, космосе, гидросфере и литосфере. Их воздействие на человека, объекты экономики, природную среду.

Чрезвычайные ситуации военного времени, виды средств поражения, зоны поражения.

Прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций при радиацион­ном, химическом заражениях, оценка обстановки. Прогнозирование обста­новки в районе пожаро- или взрывоопасного объекта.

Тема 13. Основы устойчивости функционирования промышленных
объектов в чрезвычайных ситуациях, ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций


Понятие об устойчивости в чрезвычайных ситуациях. Факторы, вли­яющие на устойчивость. Методика оценки защищенности рабочих и служа­щих. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.

Обязанности должностных лиц. Планирование мероприятий по граж­данской обороне на промышленных объектах.

Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения.

Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций. Оценка необходимых объектов спасательных и других неотложных ра­бот. Определение состава сил и средств для ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций.


Тема 14. Экономические основы безопасности жизнедеятельности


Экономическая оценка эффективности мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Планирование и финансирование меропри­ятий по обеспечении безопасности.

Экономический ущерб от производственного травматизма и заболева­ний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций антропогенного про­исхождения. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнений атмосферы и водоемов.

Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по бе­зопасности труда в РФ и за рубежом.

Тема 15. Особенности труда управленческого персонала


Негативные факторы компьютерных технологий. Гигиенические требо­вания к организации труда на персональных электронно-вычислительных машинах и видеодисплейных терминалах (ПЭВМ и ВДТ). Требования к поме­щениям, микроклимату, шуму и вибрации. Рациональная и безопасная орга­низация труда и рабочих мест на ВДТ и ПЭВМ. Профилактика утомления глаз, локального утомления групп мышц.

Учебные задания к семинарским занятиям

Тема I. Предмет, основные задачи и функции
безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения


1. Понятие системы «человек – техносфера – природная среда».

2. Обсуждение примеров негативного воздействия техносферы на человека и природную среду.

3. Основные задачи и функции науки и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

4. Влияние научно-технического прогресса на безопасность чело­века.



Основные понятия:

безопасность жизнедеятельности;

техносфера;

негативный фактор;

опасный производственный фактор;

вредный производственный фактор;

чрезвычайная ситуация;

безопасность;

риск индивидуальный;

экологичность;

риск, приемлемый риск и др.

Тема 2. Правовые, нормативно-технические, организационные
основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения


1. Правовое регулирование вопросов обеспечения производствен­ной безопасности.

2. Права и обязанности работника в сфере охраны труда, охраны окружающей среды, защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

3. Права и обязанности работодателя в сфере охраны труда, охраны окружающей среды, защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

4. Основная нормативно-техническая документация по охране тру­да, охране окружающей среды и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Правовое регулирование вопросов защиты окружающей среды.

6. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.


Задачи


1. Студент одного из институтов проходил производственную практику в организации, занимающейся рекламно-издательской дея­тельностью. Во время рабочего дня он, по заданию начальника отде­ла, должен был забрать почту из секретариата издательства. Спу­скаясь в свой отдел по мраморной лестнице с почтой в руках, он поскользнулся и получил травму ноги.

Вопросы:

  • Как следует классифицировать данный несчастный случай?

  • Кто принимает участие в расследовании причин полученной травмы?

  • Какими документами оформляется несчастный случай?

2. Экономист Петров работает на предприятии, находящемся за чертой города. Администрация предприятия для удобства своих работников ежедневно предоставляет автобус, который привозит и отвозит служащих от одной из станций метро. Находясь вместе со своими коллегами в автобусе по пути на работу, Петров получил травму руки в результате дорожно-транспортного происшествия.

Вопросы:

  • Считается ли данная травма производственной и требуется ли составление акта о несчастном случае на производстве?

  • Как классифицируется подобный несчастный случай, если он произойдет в общественном транспорте, на личном автомобиле?

3. В результате несчастного случая на производстве бухгалтер Сидоров получил инвалидность с полной потерей трудоспособности.

Вопросы:

  • Какое обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве полагаются пострадавшему?

  • Подлежат ли возмещению затраты на необходимое санаторное ле­чение?

Тема 3. Эргономика и инженерная психология

Вопросы для обсуждения


1. Основные негативные факторы, повышающие напряженность труда при выполнении производственного задания.

2. Рациональные режимы труда и отдыха.

3. Определение совместимости характеристик человека, техники и

производственной среды.



Основные понятия:

эргономика;

информационная совместимость;

биофизическая совместимость;

энергетическая совместимость;

пространственно-антропометрическая совместимость;

технико-эстетическая совместимость;

психические производственные состояния и др.


Тема 4. Негативные факторы в системе «техносфера – природная среда»

Вопросы для обсуждения


  1. Загрязнение атмосферы.

  2. Загрязнение гидросферы.

  3. Загрязнения литосферы.

  4. Энергетические загрязнения.

  5. Источники и масштабы загрязнения окружающей среды.

Тема 5. Воздействие негативных факторов на человека
Методы и средства защиты от опасностей

Вопросы для обсуждения


1. Основные методы, принципы и средства обеспечения безопасности.

2. Защита от воздействия вредных веществ.

5. Защита от шума, ультра- и инфразвука.

4. Защита от действия вибраций.

5. Защита от электромагнитных полей.

6. Защита от ионизирующих излучений.

7. Защита от действия электрического тока.

8. Обеспечение пожарной безопасности.



Основные понятия:

нормирование негативных факторов;

чрезвычайно опасные вредные вещества;

шум;


вибрация;

источники электромагнитных полей;

источники ионизирующего излучения;

принципы прекращения горения и др.


Тема 6. Чрезвычайные ситуаций мирного и военного времени,
их
прогнозирование и оценка

Вопросы для обсуждения


  1. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций (ЧС).

  2. Планирование мероприятий по предотвращению или уменьшению вероятности возникновения ЧС.

  3. Обеспечение устойчивости работы объектов народного хозяйст­ва в ЧС.

  4. Обучение населения действиям в ЧС.

  5. Ликвидация последствий ЧС.

Основные понятия:

чрезвычайная ситуация;

стихийные бедствия;

техногенные катастрофы;

антропогенные катастрофы;

экологические катастрофы;

социально-политические конфликты;

масштаб чрезвычайной ситуации;

устойчивость объекта и др.

Тема 7. Особенности труда управленческого персонала

Вопросы для обсуждения


  1. Негативные факторы при работе с видеодисплейными терминала­ми и персональными электронно-вычислительными машинами (ВДТ и ПЭВМ).

  2. Требования к производственным помещениям для работы с ВДТ и ПЭВМ.

  3. Оптимальные условия труда, рациональные режимы труда и от­дыха при работе с ВДТ и ПЭВМ.

  4. Ограничения при допуске к непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ.

Задачи


1. В подвальном помещении здания организованы рабочие места пользователей ВДТ. Помещение оборудовано системами отопления и кондициониро­вания воздуха, в результате параметры микроклимата удовлетворяют требованиям санитарных правил.

Вопрос: Соответствует ли данное помещение требованиям для эксплуа­тации ВДТ?

2. Б помещении банка площадью 25 кв. метров установлено шесть ВДТ и организовано семь рабочих мест для служащих банка. Помещение имеет естественное и искусственное освещение, уровни шума и виб­рации, а также параметры микроклимата соответствуют установлен­ным нормам.



Вопрос: Соответствует ли данное помещение требованиям для эксплуа­тации ВДТ?

3. Рабочие места для пользователей ВДТ размещены следующим образом: естественный свет из световых проемов падает на экраны ВДТ;

расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов рав­няется 0,8 метра;

расстояние между экраном одного видеомонитора и тыльной сто­роной другого видеомонитора равняется 1,5 м;

высота рабочей поверхности стола 650 мм.

Вопрос: Правильно ли организованы рабочие места для пользователей ВДТ?

ЛИТЕРАТУРА


Трудовой кодекс Российской Федерации 2002 г.

Законы РФ по охране труда, охране окружающей среды и защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Санитарные правила и нормы № 2.2.2.542–96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электрон­но-вычислительным машинам и организации работы».

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова – М.: Высш. шк., 1999. – 448 с.



Графкина М.В. Безопасность жизнедеятельности: Краткий кон­спект лекций. – М.: ИМПЭ, 1998. – 87 с.
ч. 1