Брейн-ринг «Наши любимые сказки»

ч. 1

Брейн-ринг «Наши любимые сказки»

Цель:  Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:


http://www.deti-66.ru/assets/images/forteachers/school/vneklas/skazki.jpg

Образовательные:



  • Закрепить понятия: народная и литературная сказка.

  • Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.

  • Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.

Развивающие:

  • Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

Оборудование:


  • Книжная выставка «Сказки».

  • Магнитофон с записями для музыкальных пауз.

  • «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.

  • Предметы для «Черного ящика»: швейная игла, мочалка, муляжи или картинки (луковица, помидор, апельсин, лимон), игрушка Чебурашка, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

  • Конверты с вопросами игры.

  • Призовые фишки за правильные ответы.

Ход занятия

Вступительная беседа


Сейчас на уроках литературы вы читаете народные сказки. И сегодня наша игротека посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).

Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)

Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)

Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные).

Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).

Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).

Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.


Правила игры


Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Брейн-ринг» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.

Класс делится на несколько команд по 4-6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен учитель задает вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.


Вопросы игры


• Героиня, какой сказки, так говорит о себе:

«Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?» (Дюймовочка) Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)

• Внимание – «Волшебный сундучок»!

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)

• Внимание – Объявление!

Под праздник новогодний


Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас.
Нарвите до рассвета
Подснежников простых
И вам дадут за это
Корзину золотых!

В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор этой сказки?


(Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

• Внимание – «Волшебная папка»!

Узнайте сказку по иллюстрациям. Назовите ее полное название и автора.
К иллюстрациям можно дать подсказки в стихах:


Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

(А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

• Назовите автора и сказку, отрывок из которой вы услышите:

«Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»
(Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

А сейчас мы окажемся с вами в тире. Но стрелять будем словами.

Каждая команда по очереди называет слова на букву “К”, “Ц”.

У кого запас иссякнет, тот проиграл.

Итак, огонь!

• Из какой сказки эти слова:

Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает.

Кто ее автор? (П.Ершов. «Конек-горбунок»)

• Внимание – реклама!

Вот вам дети по стреле:


И стреляйте на заре.
Где стрела-то упадет
Там и счастье ваше ждет.

По какой сказке сделана эта реклама? (В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)

• Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка?

(Емеля поехал по печке в сказке «По щучьему велению»)

• Внимание – «Волшебная шкатулка»!

Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор?
(Крокодил проглотил мочалку в сказке К.Чуковского «Мойдодыр»)

• Кто так говорил о себе:

«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным». (Кай, герой сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

• Внимание – «Черный ящик»!

Здесь находится игрушка – это главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола?
(Игрушка Чебурашка. Сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

• О ком идет речь в этих стихах?

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая героиня одноименной сказки)

• Внимание – «Волшебная корзинка»!

В какой сказке эти овощи и фрукты (луковица, помидор, лимон, апельсин) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку?


(Д. Родари «Приключения Чипполино»)

• Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания?



(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.)
Кто автор сказки «Цветик-семицветик»? (В.Катаев)

Завершение игры


Подведение итогов игры. Награждение победителей и участников игры. Общий танец под музыку песни из кинофильма «Приключения Буратино»

Сценарий праздника « В сказочной стране»
ЦЕЛЬ: Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности, коммуникативных умений посредством литературной игры.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  • Рисунки детей на тему “Мой любимый сказочный герой”.

  • Сочинение на тему “Моя любимая сказка”.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Жетоны, дипломы, призы.

ХОД ПРАЗДНИКА

Сегодня мы проводим литературно-сказочный брейн-ринг «В сказочной стране», ведь без сказок не обходится ни один человек, не зависимо от возраста и профессии.

В нашем конкурсе принимают участие 2 команды.

(Команды придумали названия).

Ведущий:

Дорогие гости вы пришли за команды болеть.


Помогать им играть, песни петь.
Кто готов их поддержать?
И совсем им не мешать?

А вы, строгое жюри,


Игроков уж не жюри,
И очков им не жалей,
Чтобы было веселей!

Начинаем конкурс!



РАЗМИНКА.

Задание: Назовите недостающие имена сказочных героев из детских произведений.

1. Муха (Цокотуха)

10. Кот (Базилио)

2. Пчела (Майя)

11. Пудель (Артемон)

3. Курочка (Ряба)

12. Крокодил (Гена)

4. Попугай (Коррузо)

13. Старик (Хоттабыч)

5. Уточка (Серая Шейка)

14. Дядя (Стёпа)

6. Крыса (Шушера)

15. Почтальон (Печкин)

7. Крыса (Лариска)

16. Папа (Карло)

8. Черепаха (Тортилла)

17. Доктор (Айболит)

9. Лиса ( Алиса)

18. Оле (Лукойе)

КОНКУРС.

Задание: Отгадайте, о каком сказочном герое идёт речь.

1.


Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек – сказок есть она,
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый озорной (Чипполино)

2.


Появилась девочка
В чашечке цветка,
И была та девочка
Чуть побольше ноготка.
В ореховой скорлупочке
Девочка спала.
Вот такая девочка – как она мила! (Дюймовочка).

3.


Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк
По прозванию (Горбунок)

4.

Скорей бы приблизился вечер


И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я как зовусь,
Но только лишь полночь настанет
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

5.


У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
Но любил папа сына
Шалунишку (Буратино).

6.


Железные зубы, костяная нога,
Все люди знают – это баба (Яга).

КОНКУРС.

Задание: Команды должны дружно группой исполнить песенку по заданным темам.

1. Песенку колобка из сказки “Колобок”.

2. Песню козы из сказки “Семеро козлят”.

3. Песенку, которую пел воробышко из сказки Горького “Воробышко”.

4. Как нужно позвать Сивку-Бурку из сказки Ершова “Конёк-Горбунок”.

5. Песню из стихотворения Чуковского “Ехали медведи”.

6. Исполните песню Винни-Пуха.

КОНКУРС.

Задание: Ответьте на вопросы.

1. Кому удалось дважды разоблачить горе строителей ( третья попытка не не удалась)? ( Волку из сказки “Три поросёнка”)

2. Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?

(Волк из сказки “Волк и семеро козлят”)

3. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому? ( Колобок)

4. Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька.

Успокоились они тогда, когда получили взамен предмет, но только другого цвета. (Курочка Ряба, яйцо)

5. В какой сказке героиня поёт, танцует, печёт, жнёт, вышивает? (Золушка)

6. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? (Сказка о рыбаке и рыбке)

КОНКУРС.

Задание: Каждой команде даётся рифма. Нужно сочинить стихотворение.

Стакан – таракан

Ложка – кошка

Садовод – огород

Весна – семена

Хрюшка – завитушка

Крокодил – ходил

КОНКУРС.

ИТОГИ КОНКУРСА.

Всем спасибо за внимание,


За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех!
ч. 1