Авиапромышленность: Выполнение плана

ч. 1 ... ч. 124 ч. 125 ч. 126 ч. 127

Изготовлено было всего четыре КР 216. Перед началом летных испытаний КР 216 в 1936 г. проводились предварительные испытания ее основных компонентов. В первую очередь были проведены стендовые испытания ЖРД, лабораторные испытания автомата ГПС-2, отработана ракетная тележка, испытаны неуправляемые макеты ракеты для определения оптимальных углов атаки на взлете.

Автомат ГПС-2, который был создан в том же 1936 г. для обеспечения продольной и поперечной стабилизации ракеты, управлял элеронами и рулем высоты. Руль направления закреплялся неподвижно. Это было связано с тем, что разработчики рассчитывали на обеспечение статической устойчивости ракеты в полете с помощью аэродинамических поверхностей.



В четырех испытаниях, проведенных в 1936 г., КР 216 только дважды нормально взлетела с тележки и всего один раз достаточно устойчиво поднялась до высоты 500 м. Автомат ГПС-2 не смог выдержать заданный угол подъема и перевести ракету в планирование. Элементы поперечной стабилизации автомата ГПС-2 работали нормально, но элементы продольной стабилизации автомата ГПС-2 допустили превышение угла подъема ракеты на стартовом участке с переходом ракеты на петлю, потерей управления и падением (11686).
В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана «механическая спарка» пулеметов ШКАС, в которой темп стрельбы тех же пулеметов был доведен до 6000- 6400 выстр./мин. В дальнейшем в разработке и исследовании спарки приняли также участие Н. Ф. Токарев и А. А. Волков под непосредственным руководством главного конструктора одного из конструкторских бюро М. А. Мамонтова (ЦГАНХ, ф. 7537, оп. 1, д. 13, л. 111). Принцип действия новой системы заключается в использовании энергии пороховых газов при выстреле в одном пулемете для ускорения возвратного движения частей другого пулемета. Достигалось это следующим образом. В обычных пулеметах ШКАС время наката подвижных частей почти в два раза больше времени отката. В механической спарке в поршни пулеметов ШКАС были вставлены рейки, которые соединялись шестерней, закрепленной на установке, что связывало подвижные системы обоих пулеметов. В результате при выстреле подвижная система первого пулемета осуществляет откат и через шестерню перемещает подвижную систему второго пулемета в крайнее переднее положение, обеспечивая производство выстрела в другом пулемете. Таким образом, подвижные системы первого и второго пулемета поочередно являются ведущими и обеспечивают одинаковые скорости отката и наката и высокий темп стрельбы. Для предупреждения преждевременного отпирания пулемета при отходе от буфера подвижных частей второго пулемета рейки в поршнях имели возможность перемещаться продольно на 9 мм. При этом подвижные части одного из пулеметов оставались в крайнем переднем положении, пока во втором пулемете они перемещались в накате на 18 мм. Этого времени было достаточно, чтобы устранить преждевременное отпирание. Для ведения огня спусковой механизм был расположен на одном из пулеметов. «Механическая спарка» пулеметов ШКАС успешно выдержала полигонные испытания. Наряду с высоким темпом стрельбы ее положительными качествами были простота и оригинальность конструкции, компактность и отсутствие громоздких деталей, возможность быстрой организации производства вследствие незначительных изменений изготовлявшихся на базе валового производства пулеметов ШКАС. Как отмечалось в документах, она «без существенных изменений может быть использована для крыльевых и турельных установок на самолете, а также для целей противовоздушной обороны, в этом случае она заменяет 3 счетверенные установки или 12 пулеметов Максима» (ЦГАНХ, ф. 7537, on. 1, д. 13, л. 110.) В сентябре 1936 г. «Спарка» была установлена на серийный самолет СБ и испытана в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе было присвоено наименование «Механическая спарка ШКАС (МСШ)», и Народный комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20 шт. с установкой на самолеты СБ с целью войсковых испытаний (ЦГАНХ, ф. 7515, оп. 6, д. 31, л. 1). В дальнейшем вследствие наметившейся по опыту боев в Испании тенденции вооружения самолетов крупнокалиберными пулеметами работа над ней была прекращена и она не была принята на вооружение (11316).
В 1935-1937 годах на Р-5 испытывали систему "Огненный дождь", созданную в Научно-исследовательском химическом институте (НИХИ) Химуправления РККА. Из двух доработанных выливных приборов ВАП-4м самолет с малой высоты (30-40 м) посыпал цель гранулированным желтым фосфором. Дополнительное устройство поджигало его. Первый вариант "Огненного дождя" проходил испытания в Шиханах в марте 1935 г., затем появились еще три, тоже опробованные там же. Атака производилась на скорости 190-200 км/ч с высоты 30-50 м. Через 5 с за машиной оставалась выжженная полоса шириной 18 м и длиной 170-250 м. Целями на полигоне являлись самолеты, деревянные строения, чучела в различном обмундировании и животные. В августе 1937 г. таким способом сожгли деревянный мост, несколько изб и дюжину собак.

Воздействие фосфора проверяли на свиньях, которые ближе к человеку, чем собаки, по метаболизму и примерно такие же голокожие. Свиней наряжали в различное обмундирование - шинели, гимнастерки и даже промасленные комбинезоны танкистов. Ношеные веши доставляли со складов после списания. Изучая один из присланных отчетов, наверху обнаружили, что работники полигона ленятся спарывать с петлиц знаки различия. На одной из фотографий усмотрели хрюшку в шинели батальонного комиссара. Это вызвало взрыв негодования. Наиболее ретивые рвались обвинять службы ЦВХП в намеренной дискредитации политработников. Но все обошлось - перспективность нового оружия перевесила. Однако "кубари" и "шпалы", а особенно комиссарские звезды, предписали впредь непременно снимать.

"Огненный дождь", хотя и требующий совершенствования, считался весьма мощным средством современной войны. Бригада Р-5 могла за два вылета сбросить на врага 7,2 т чистого фосфора. Эти работы привели к созданию подобного вооружения для бомбардировщиков СБ, применявшегося в начале Великой Отечественной войны.

Многократно пытались расширить ассортимент бомбовой нагрузки Р-5. Она включала фугасные, осколочные, зажигательные, осветительные, химические и осколочно- химические бомбы. Одних типов осколочных бомб насчитывалось десятка два. Зажигательных было поменьше, но тоже, пожалуй, с десяток. С напалмом у нас начали экспериментировать раньше, чем в Америке. Например, СФ-1 - это коллоидная смесь бензина и керосина, загущенное топливо. Ей заправляли бомбы ФСБ-12 (с металлическим корпусом) и ФСБ-Б-12 (с картонным корпусом). Их тоже опробовали на Р-5. А известная самовоспламеняющаяся жидкость КС - сгущенный керосин. Жестяные ампулы АЖ-2, укладывавшиеся в кассеты, могли заполняться не только отравляющими веществами, но и КС, что и делали в годы Великой Отечественной войны (12034).


В 1935-1936 в РНИИ НКТП на начальном этапе проектирование авиабомб с дополнительными скоростями падения возглавлял И.С.Александров. Наряду с этим, опыты военинженера 2 ранга М.Н.Тверского в НИО запада № 67 заключались в модернизации фугасных авиабомб конструкции В.В.Орановского времен первой мировой войны путем установки блока ракетного двигателя в задней части боеприпаса. Для этого в боевом заряде высверливали глубокое глухое отверстие, куда помешали РЗ в стальном корпусе с сопловой рюмкой. При этом, естественно, от донного взрывателя пришлось отказаться, заменив его головным АПУВ. Такой вариант фугасного боеприпаса при бомбометании заглублялся в грунт намного дальше, но выгоды, очевидно, это вряд ли могло принести - на большой глубине мощи боевого заряда, и без того уменьшенного за счет ракетного двигателя, не хватало, и авиабомба давала камуфлет. Кроме того, результаты бомбометания такими боеприпасами сильно зависели от случайной величины - плотности грунта. Позже М.Н.Тверской переключился на заказы УМС РККА на боеприпасы проникающего действия (фугасные авиабомбы в то время моряков не интересовали). Об этом, в частности, свидетельствует переписка этого периода между главным инженером ГУБ НКТП Кондратьевым с временным начальником 2 отделения 7 отдела УМС РККА капитаном 3 ранга Томиловым и помощником начальника 2 отделения 7 отдела военинженером 3 ранга Ивановым: «Возвращая счет РНИИ за изготовленные пороховые шашки размеров 75/10-92, второе отделение сообщает. что потребности в этих шашках не имеются. Для испытания авиабомбы системы военинженера 2 ранга Тверского необходимо получить 1500 кг шашек 46/8-57,5 в срок по 250 кг ежемесячно, начиная с июля сего года». В предвоенный период концепция борьбы с защищенными и особо прочными целями основывалась исключительно на кинетических возможностях боеприпасов. К таким целям относились мощные фортсооружения сухопутных войск, хорошо укрепленные постройки береговой обороны, военные корабли с сильным палубным бронированием и пр. (Поэтому БЧ проникающего типа для авиабомб с ДС предусматривалось (использовать только бетонобойного и бронебойного назначения.

Из письма директора РНИИ начальнику вооружений РККА командарму 2 ранга Халепскому. «Создание ракетной авиабомбы в значительной степени должно поднять боеспособность бомбардировочной авиации РККА. Такие авиабомбы, получая при падении дополнительную скорость, под действием реактивной силы могут успешно бороться с перекрытиями (броня, бетон) гораздо больших толщин, чем это доступно для штатных авиабомб.

У ракетной авиабомбы глубина проникания в бетон увеличивается почти в 2,5 раза, а пробивание брони — почти в 3,5 раза в сравнении со штатной. Первые опыты одновременного сбрасывания штатных фугасных и ракетных авиабомб РНИИ дали вполне удовлетворительные результаты. РНИИ считает, что все принципиальные вопросы этим испытанием разрешены вполне удовлетворительно. РНИИ, придавая исключительное значение скорейшей доработке этого вопроса, всемерно форсируют сами работы в этом направлении, используя в качестве авиа бомбы существующие артиллерийские бронебойные и бетонобойные снаряды.

Единственный вопрос, который может несколько задержать окончательное решение о принятии на вооружение РККА новых ракетных авиабомб — это донный взрыватель к ним. Его разработка, по мнению РНИИ, ведется недостаточными темпами».



Таблица 4.3 Проникающие возможности авиабомб в равных условиях бомбометания

Масса авиабомбы, кг


Обычная 100-кг


Ракетная 100-кг


Высота бомбометания, м


2000


2000


Скорость самолета-носичеля, м/с


50


50


Скорость авиабомбы при ударе в преграду, м/с


200


490


Глубина проникания авиабомбы в бетон, м


0.425


1 ,05


Максимальное пробивание брони, мм


33


114


Время падения авиабомбы, с


20,1


18.6


(11402).
В 1935-1936 гг. в единичных образцах изготовили и испытали различные типы стартеров («самопусков») для аэросаней, в частности, инерционный механический и электрический стартеры. По результатам испытаний и опытной эксплуатации ко второй половине 1936 г. предпочтение было отдано электрическому стартеру, который использовался на аэросанях выпуска 1937 г. Кроме того, была усовершенствована конструкция корпуса (увеличилось количество шпангоутов и изменилась конфигурация носовой части). Фара теперь размещалась в носовой части корпуса. Все эти изменения были комплексно внедрены в конструкцию серийных аэросаней, получивших наименование НКЛ-16 (12064).
Другие оборонные отрасли:
В 1930-1935 годах были разработаны проекты переделки в полигональный ряда морских артсистем (3861).
В 1933-1935 году на НИАПе производились стрельбы из 76-мм пушек обр. 1933 г. нарезными снарядами, то есть снарядами, имевшими на корпусе нарезку, совпадающую с нарезкой ствола пушки. Стволы имели более крутую нарезку 12 клб и 24 более глубоких нареза 1,0 мм вместо 0,76 мм. Нарезные снаряды имели больший вес, чем штатные поясковые. На испытаниях была та же картина, что и с полигональными снарядами. Снаряды при небольшом увеличении веса давали сравнительно хорошие результаты. Так например, снаряд черт.4745 весом 8,3 кг при весе заряда 1,3 кг давал начальную скорость 710 м/с и дальность 16544 м при угле +40. Снаряды большего веса и, соответственно, более длинные, кувыркались в полете, как, например, снаряд черт.5980 весом 12 кг и длиной 7,1 клб. (3861).
В 1933-1935 годах каждая четвертая пушка, изготовленная в СССР, была системы Курчевского. В частности, для сухопутной тяжелой артиллерии Курчевский предлагал безоткатные 152-мм пушки и 305-мм гаубицы, установленные на грузовых автомобилях. Системы Курчевского оказались красивыми и эффектными полигонными игрушками, но абсолютно не годились для службы. Сама конструкция безоткатных орудий Курчевского имела неизлечимые пороки. Все пушки Курчевского пошли в металлолом (3861).
В 1934-1935 годах первоначально Б-13 проектировались и производились со скрепленным стволом, однако позднее все серийные пушки изготовлялись с лейнерами. В обоих случаях нарезка была мелкая (1,0 мм), что обеспечивало совместимость с боеприпасами старых 130/55-мм пушек (3861).
С середины 30-х годов в СССР были начаты опыты по борьбе с танками с помощью собак. Мины были разработаны Центральной школой военного собаководства и впервые применены в 1939 году на Халхин-Голе. Собаку приучали стремительно бросаться под танк, причем с короткого расстояния, чтобы она быстро оказалась в "мертвой" зоне пулеметов танка. Во вьюк собаки закладывали противотанковую мину с 2-4 килограммами взрывчатого вещества и специальным взрывателем (3861).
В середине 30-х годов выпуск танков Т-26 временно снизился в связи с его предполагаемой заменой колесно-гусеничным танком Т-46. Но Т-46 оказался очень сложен в производстве и на вооружение не поступил (3861).
В 1935-37 г. завод (Московский завод автотракторного электрооборудования № 1 (АТЭ-1) НКМ, НКОМ, НКСМ, ЗАО «Московский завод автотракторного электрооборудования» /г. Москва ул. Электрозаводская, 21/23 (1935 г.)/ /105023 г. Москва ул. Электрозаводская, 21/) входил в состав Электрокомбината им. Куйбышева. В 12.1938 г. - в ведении Главэлектропрома НКМ. В 1939 г. передан из НКОМ в ведение НКСМ.

В начале 1932 г. с завода АТЭ на завод им. И.И. Лепсе переведен отдел по разработке радиомашин.

В 1937 г. начато освоение выпуска авиационных магнето. Но при плане на этот год 3200 магнето, было выпущено лишь 400.144

В соответствии с пост. ГКО № 368 от 2.08.1941 г. завод АТЭ-1 НКСМ в 11.1941 г. был эвакуирован в Куйбышев и влит в состав КАТЭК. Производство авиационных магнето эвакуировано в Саратов на завод № 306 НКАП. В 1942 г. завод реэвакуирован обратно.

В годы войны выпускал ППШ и снаряжал боеприпасы. С 16.05.1945 г. завод переведен на выпуск гражданской продукции.

ЗАО входило в группу компаний «Тадем» (2004 г.).

Директор (1937 г.)- Побережский, (12.1938 г.)- Соболев, (-1940 г.)- Крупчатников, (1940 г.)- Богомолов, (1940 г.)- Баринов, (-1941 г.)- В.Е. Шкадрецов, (1941-42 г.-> И.С. Гагин, (1980-е)- Вайнштейн. Гендиректор (1990-е)- J1.B. Макаревич,138 (2000 г.)- А.И. Черников.

Гл. инженер (1941 г.)- Богомолов.



Производство: магнето авиационные: БС-5 для М-11, МФ-9 для М-25, БС-12 для М-17, АМ-34, МВ-14 для М-85, типа «Рено» (1937); свечи ЗЭМГ, 4ЭМГ (1937); муфты МБСР (1937); прибор СБ-38 (1938) (11982).
В 1935-41 г. в составе института был аэротопографический отдел.

Институт имел Экспериментальный оптико-механический завод, далее - самостоятельный ЭОМЗ (ЦНИИ геодезии, аэросъемки и картографии (ЦНИИГАиК) им. Ф.Н. Красовского Роскартографии /125413 г. Москва ул. Онежская, 26 тел. 456-91-27/).

Работы (2002 г.): определение фигуры и гравитационного поля Земли; разработка классических и новейших методов определения координат и силы тяжести на земной поверхности; разработка методов геодезических измерений, создание банков данных геодезической и гравиметрической информации; разработка и модернизация высокоточных геодезических, гравиметрических, аэросъемочных, фотометрических приборов и инструментов; проведение геодезических, картографических, топографических и аэросъемочных работ.

Директор (-1999-2003 г.-)- Н.Л. Макаренко.

Зам. директора по науке (2002 г.)- В.И. Кашаев.69

Экспериментальный оптико-механический завод (ЭОМЗ) ЦНИИГАиК, ФГУП «Московский ЭОМЗ» Роскартографии /109004 г. Москва Шелапутинский пер., 6 тел. 911-01-12/



Руководитель (2000 г.)- В.М. Новоиценов.
Все шло отлично. Попытались дать больше свободы конструкторам и укрепить соревновательность создавая многочисленные КБ. Военной авиации стали неприкрыто уделять основное внимание, а для гражданской - купили DC-3 и поддерживали легкомоторников (и то как резерв для военного авиастроения).
ч. 1 ... ч. 124 ч. 125 ч. 126 ч. 127